Публикация
Усадьба АлександриноУсадьба Александрино классицизм пр. Стачек, 226 - одна из сохранившихся старинных усадеб.
Дорога у подножия естественной террасы вдоль южного берега Финского залива существовала, как поведали нам старинные карты, уже при шведах. Но после победы России над Швецией в Северной войне и основания Санкт-Петербурга эта дорога по замыслу Петра I должна была стать парадным въездом в столицу, украшенным непрерывной цепью великолепных загородных резиденций. И потому царь повелел построить «забавные дома каменные изрядной архитектурною работою и украшать огороды» фонтанами и каскадами, прудами и водопадами. Именно тогда появилось слово «дача», означавшее участок земли недалеко от Петербурга, который царь жаловал своим приближенным. На 12-й версте Петергофской дороги на небольшой возвышенности и поныне находится старинный загородный дом с колоннами и куполом. Загородная усадьба была выстроена в середине 70-х гг. XVIII в. для президента Адмиралтейств-коллегий Ивана Григорьевича Чернышева. Участок, где возведен дворец, является западной частью бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны. Ранее здесь находился первый Путевой дворец Петра I на Петергофском тракте. В 1718 г. это место было пожаловано сенатору и дипломату Петру Андреевичу Толстому за успешно проведенную операцию по возвращению из-за границы царевича Алексея. В 1721 г. на участке возвели господский дом. За довольно короткий промежуток времени дача сменила нескольких владельцев. В 1762 г. владельцем усадьбы стал действительный камергер граф Иван Григорьевич Чернышев. Генерал-адмирал, президент Адмиралтейств-коллегий и член Академии наук, Чернышев пользовался неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины. Он много лет провел за границей и привез оттуда любовь роскоши и европейский вкус. Загородная усадьба графа И. Г. Чернышева «Александрино» на Петергофской дороге – один из интереснейших памятников русского усадебного зодчества второй половины XVIII столетия. Монументальность и выразительность дворца определяет его историко-художественное значение. Автором проекта усадебного дома является архитектор Ж.-Б. Валлен-Деламот. Усадьба построена по распространенной в русском зодчестве XVIII века «усадебной схеме». Центральный двухэтажный корпус усадьбы, квадратный в плане, имеет восемь выступов, обрамленных портиками из четырех колонн композитного ордера. Этот корпус соединялся двумя одноэтажными галереями-переходами с симметричными двухэтажными боковыми флигелями. В центре главного корпуса располагался великолепно отделанный восьмиугольный зал, освещавшийся верхним светом через широкие полуциркульные окна, прорезавшие стены восьмигранного барабана, перекрытого невысоким куполом. Все парковые строения сосредоточены архитектором на трех островах большого пруда, расположенного у слияния двух пересекавших территорию усадьбы ручьев. В конце 1770-х–нач.1780-х гг. к усадьбе была присоединена дача, принадлежавшая полковнику Г. М. Любестову. В начале 1790-х гг. дом перестроили: бельведер перекрыли сферическим куполом, круглые окна его барабана превратили в большие полуциркульные. Треугольный фронтон увенчал портик вместо ликвидированного балкона. Тогда же заново отделали интерьеры центрального зала, овальной гостиной и парадной лестницы. В результате перестройки, автором которой эксперты считают архитектора Дж. Кваренги, здание стало образцом русского классицизма. Главный вестибюль был украшен росписью в стиле классицизма. Стены восьмиугольного центрального зала декорированы в нижнем этаже коринфскими колоннами, поставленными в неглубоких нишах. Антаблемент над колоннами, опоясывающий стены зала, увенчивала балюстрада обходной галереи второго этажа. Стены первого и второго ярусов зала украшали декоративные панно на мифологические сюжеты, внутреннюю поверхность купола – квадратные кессоны с розеттами. Автором росписи вестибюля и центрального зала, по-видимому, является один из лучших живописцев-декораторов первой трети XIX в. Д. Скотти. Фрагменты росписи сохранились до 1941 г. Значительный интерес представляла также отделка двухсветной галереи с полуциркульными завершениями по концам. Она располагалась позади восьмиугольного зала, вдоль дворового фасада центрального корпуса. Поверхность стен галереи была декорирована в первом ярусе ионическими пилястрами и во втором – лепными кариатидами. Загородный дом И. Г. Чернышева своим архитектурным обликом напоминает Таврический дворец. Купол особняка в усадьбе близок по силуэту к куполу дворца, построенного архитектором И. Е. Старовым для князя Г. А. Потемкина на левом берегу Невы. Подобно Таврическому дворцу, здесь выделен центральный объем и искусно подчеркнуто его доминирующее значение в ансамбле. Путники, проезжавшие по Петергофской дороге, всегда с восхищением рассматривали загородный дом графа. Многочисленные гости оставляли в своих дневниках восторженные записи после увиденного в усадьбе. В 1797 г. граф И. Г. Чернышев умер, оставив в наследство сыну Григорию Ивановичу не только имение, но и массу долгов. Молодой граф унаследовал от отца привычку к расточительности. В 1809 г. он был вынужден продать усадьбу «с публичного торга по вексельным искам» купцу 1-й гильдии Федору Ильину. В 1898 г. от наследников купца Ильина загородная дача перешла к владельцу имения «Ульянка» графу А. Д. Шереметеву. Именно тогда загородная усадьба стала впервые называться «Александрино». При нем велись большие строительные работы и планировка пейзажного парка (архитекторы Н. Л. Бенуа, К. Ф. Мюллер и др.). После революции 1917 г. уникальная усадьба превратилась в обычный жилой дом с коммунальными квартирами. Роскошные комнаты и залы бывшего дворца местные жители разделили перегородками из досок, а в парадном восьмиугольном зале жильцы «коммунального особняка» содержали свиней и другой домашний скот. Во время Великой Отечественной войны дача «Александрино» была постоянной мишенью для немецких артиллеристов и летчиков. Дворец превратился в руины, почти полностью погибла вековая реликтовая дубовая роща в парке этой старинной усадьбы. В 1960-х гг. главное здание «Александрино» восстановили и отреставрировали по проекту архитектора М. Н. Плотникова, однако без воссоздания уникальных внутренних интерьеров и служебных флигелей. По сей день ведутся работы по реконструкции парка. Замечательная российская традиция приобщать детей с раннего возраста к изобразительному искусству зародилась в Петербурге. При Екатерине II в 1764 г. в Академию Художеств стали принимать учеников 5-6 лет. С 1980 г. в бывшем дворце графа Шереметева располагается Детская художественная школа «Александрино», основанная в 1968 г. (исторической справкой, размещенной на фасаде усадьбы, добавил
С 1714 г. здесь располагалась дача младшей сестры Петра I - Натальи Алексеевны.
В 1746 г. дача была пожалована заведующему шляхетским кадетским корпусом В. Н. Репнину. В 1762 г. его сын продал имение И. Г. Чернышеву - президенту Адмиралтейств-коллегии. По его заказу арх. Ж.-Б. Валлен-Деламот строит новое каменное здание в стиле классицизма. В 1898 г. дачу купил А. Д. Шереметев, она стала называться "Александрино". При новом владельце были сохранены интерьеры. Двухэтажный главный корпус украшен портиками с колоннами и балконом. Симметричные двухэтажные боковые флигели соединены застекленными галереями с главным корпусом.
В 1960-х гг. главное здание было восстановлено - арх. М.М. Плотников, без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. Сейчас здесь детская художественная школа.
Александрино - одна из сохранившихся усадеб в районе Петергофской дороги в черте Санкт-Петербурга. Названа по имени последнего дореволюционного владельца - А. Д. Шереметева. В начале XVIII в., когда участки вдоль дороги раздавались под застройку, на месте нынешнего парка «Александрино» находилась обширная усадьба младшей сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны, принадлежавшая ей с 1714 г. В конце XVII в. здесь располагались земли двух хуторов с общим названием Пяткелле. В 1716 г. царевна скончалась и участок был разделен на два. Усадьба на восточном участке сохранялась ещё в 1930-х гг., но была впоследствии разрушена. Западная часть бывшей дачи царевны Натальи Алексеевны была передана сенатору, крупному дипломату, бывшему посланнику в Константинополе, действительному тайному советнику Петру Андреевичу Толстому.
В 1760-х гг. владельцем стал Иван Григорьевич Чернышев, искусный дипломат, пользовавшийся неограниченным доверием императрицы Елизаветы Петровны и покровительством Екатерины II. Возведение своего загородного дома он поручил французскому архитектору Ж.-Б. Валлен-Деламоту, представителю и нового для России классицизма. Это здание сохранилось до наших дней.
После революции дворец дачи «Александрино» стал обыкновенным жилым домом, причём большие комнаты были разделены перегородками на «клетушки», а в зале держали свиней. Вдоль восточной границы парка в 1930-х гг. был построен «Стандартный посёлок № 3». Во время войны усадьба находилась на переднем крае обороны и пострадала от обстрелов. В 1960-х гг. главное здание было отреставрировано по проекту М.М. Плотникова, но без воссоздания интерьеров и служебных флигелей. (добавил -
16 комментариев
25022 просмотра Добавил: Наталия, 26 Июля 2008, 20:01
Редактировано: 3 Июня 2016, 20:45
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1365.html' target='_blank'>Усадьба Александрино на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32152
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4138
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14231
Всего сегодня: 7545
|
Во время войны усадьба сгорела и в 60-е гг. была не отреставрирована, а заново построена.