Публикация
Пантелеймоновский мост - Мост Пестеля - Пантелеймоновский мост
Фото - Пантелеймоновский мост - Мост Пестеля - Пантелеймоновский мост Пам.арх.(регион.) Мост-акведук (не сохран.) середина 1720-х - 1777 - разобран Пантелеймоновский цепной мост (не сохран.) 1823-1824 - инж. Третер В. К. 1906 - разобран
Пантелеймоновский мост 1907-1908 - инж. Пшеницкий А. П. 1912-1914 - арх. Ильин Л. А. - декоративное оформление Мост Пестеля 1954, 1969, 1983-1984 - реставрация Пантелеймоновский мост
Длина - 43 м, ширина - 23, 7 м. Расположен на оси ул. Пестеля.
С середины 1720-х гг. на этом месте существовал мост-акведук для подачи воды к фонтанам В 1823-1824 гг. по проекту инж. В. К. Третера создан цепной мост. Полотно моста поддерживалось цепями уральского железа, перекинутыми через чугунные порталы. Работами руководили инженеры В. К. Третер и В. А. Христианович, облицовку гранитных береговых устоев выполнил мастер-камнетес С. К. Суханов. После катастрофы на цепном В 1954, 1969 и 1983-1984 гг. декоративное убранство моста реставрировалось. ([
* В.И. Кочедамов. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века//Архитектурное наследство, вып. 9. Л.-М., 1959. С. 212 1* Неосуществленный проект нового Пантелеймоновского моста через р. Фонтанку 1903 г. Инж. Г.Г. Кривошеин, арх. В. П. Апышков. Акварель В.П. Апышкова. vk.com (
Строительство первого проезжего цепного моста связано с известными работами архитектора К. И. Росси по перепланировке района, прилегающего к Михайловскому дворцу - ныне зданию Русского музея. В процессе перепланировки встал вопрос об устройстве постоянной связи Литейной части с Марсовым полем через Фонтанку. В 1823 г. принимается решение о строительстве опытного цепного проезжего моста против Пантелеймоновской улицы. Одновременно решено было строить два пешеходных моста той же конструкции через Мойку. Для того чтобы растяжки цепей Пантелеймоновского моста, проект которого разработал инженер Г. Треттер, не мешали проезду по набережной, их пришлось поместить в габарите реки, для чего в русло Фонтанки с обоих берегов выдвинули на 16 м гранитные устои моста. Это сократило его пролет до 37,3 м. При расположении моста на оси Пантелеймоновской улицы другой его конец попал на край Летнего сада, для чего нужно было бы вырубить около 100 деревьев. Поэтому въезды на мост со стороны Пантелеймоновской улицы были отнесены на 1,2 м, а у Летнего сада на 2,1 м. Мост сделан косым, что в натуре заметно не было. К осени 1823 г. было закончено сооружение устоев. Возводил их замечательный мастер гранитного дела, строитель набережной стрелки Васильевского острова и многих других выдающихся гидротехнических сооружений С. Суханов. Работами руководил молодой инженер В. А. Христианович, в том же году окончивший Корпус инженеров путей сообщения. Изготовление всех металлических частей моста было заказано Петербургскому чугунолитейному заводу К. Н. Берда. В течение зимы 1823/1824 гг. были изготовлены все металлические конструкции, а весной началась сборка моста, продолжавшаяся всего 18 дней. Добиваясь ускорения всех работ, инженер Треттер писал в июле 1824 г. в Главное управление путей сообщения и публичных зданий: «Для открытия по оному проезда, должно уширить малый мост, находящийся у Летнего сада, вымостить расстояние от сего моста до цепного и поставить в свое время баллюстрад, проектированный архитектором Росси». Изящные пропорции порталов и их тонко нарисованный орнамент говорят о том, что с Треттером сотрудничал несомненно опытный художник. Зная об интересе, который проявлял Росси к строительству моста, можно предположить, что он был не только автором решетки (балюстрады), но и оказал творческое влияние на разработку всего архитектурного решения Пантелеймоновского моста. В 1862 г. Пантелеймоновский цепной мост подвергся капитальному ремонту. Тогда большинство подвесных стержней было заменено новыми и сечение их увеличено. В это же время снята «россиевская решетка» и «поставлена новая железная взамен чугунной, поврежденной качкой моста». Цепной мост просуществовал 83 года. В 1907 г. в связи с предполагавшейся прокладкой трамвайной линии он был разобран и вместо него по проекту архитектора Л. А. Ильина и инженера Л. И. Пшеницкого построен новый, существующий теперь мост. (В.И. Кочедамов. Цепные мосты в Петербурге первой четверти XIX века// Архитектурное наследство, вып. 9. Л.-М., 1959. С. 209-211. )
Первым цепным мостом через Фонтанку, построенным в Петербурге, был Пантелеймоновский. Проект цепного моста на восьми листах, подписанный инженер-полковником Треттером, инженер-майором Поленовым и инженер-поручиком Трофимовичем, рассматривался Комиссией проектов и смет Главного управления путей сообщения и публичных зданий 8 июня 1823 г. Строительство моста протекало следующим образом: все чугунные и кованые части были изготовлены на чугунолитейном заводе Берда (ныне Адмиралтейском) в Петербурге и рабочими того же завода была произведена сборка частей после устройства береговых устоев на свайных основаниях. Строительство моста вел инженер-майор В.А. Христианович под наблюдением и руководством автора проекта Г.М. Треттера. Окончилось оно 4 ноября 1824 г. С этого момента на протяжении 83 лет мост исправно служил и, быть может, при систематических наблюдениях и периодических профилактических ремонтах он мог бы еще долгое время функционировать. К сожалению, его разобрали в 1907 г., видимо, из-за обрушения в 1905 г. аналогичного цепного Египетского моста через Фонтанку, что вызвало недоверие к висячим системам у «отцов города», посчитавших за благо разобрать мост из боязни повторения подобной катастрофы. Официальным поводом для его замены стал проект перевода городских железных дорог на электрическую тягу, в связи с чем предусматривалась перестройка ряда мостов, лежавших на трамвайных трассах.
(Бунин М.С. Мосты Ленинграда. Очерки истории и архитектуры мостов Петербурга - Петрограда - Ленинграда. - Л.: Стройиздат, 1986. С.76-79, 92) (Добавил:
Проект нового моста был разработан в 1905 г. инженером А. И. Пшеницким. Многие архитекторы и художники Петербурга сожалели о предстоящей замене. Известный художник и критик Александр Бенуа предлагал перенести старый мост куда-либо в другое место, чтобы сохранить этот ценный памятник архитектуры пушкинского времени. Но «отцы города» решили его разломать - так было проще и дешевле. Через три года на месте разобранного цепного моста появился арочный, существующий и поныне. Теперь он в память о революционере-декабристе называется мостом Пестеля. Конечно, жалко, что старый Пантелеймоновский мост не сохранился. Однако мост, сменивший его, оказался удачным сооружением. Его пологая, как бы перелетающая с берега на берег, стальная арка красиво вписалась в окружающий пейзаж. Правда, первое время на мосту стояли деревянные перила: Академия художеств отказалась одобрить присланные ей на утверждение чертежи металлических перил, считая, что «мотивы решеток скорее характера балконного, чем мостового». Проект архитектурного оформления моста был разработан только в 1910 г. Его автор архитектор Л. А. Ильин - знаток петербургской старины - решил в отделке моста следовать традициям классицизма. Вдохновляясь художественным обликом мостов, построенных «под смотрением» К. И. Росси, Ильин использовал в рисунке решеток и фонарей, а также в декоративных украшениях арок излюбленные мотивы классицизма: пальметки, львиные маски, изображения пик, щитов, мечей и т. п. Новый арочный Пантелеймоновский мост был открыт для движения в 1908 г., но полностью отделан только в 1911 г. Он органично вошел в архитектурный ансамбль, сложившийся вблизи Летнего сада и Инженерного замка. (Пунин А.Л. Повесть о ленинградских мостах. – Лениздат, 1971. С.75-76) Начало строительства современного моста Пестеля через Фонтанку по проекту А. П. Пшеницкого относится к январю 1907 г., а испытан он был 26 июля 1908 г. Руководил строительством инженер А. А. Рейнеко. В ходе строительных работ возникло непредвиденное обстоятельство, заставившее внести существенные поправки в архитектуру моста уже после завершения его строительства. Дело в том, что при рассмотрении проекта моста в Академии художеств в январе 1906 г. его художественные качества были признаны неудовлетворительными. Архитектурная общественность в лице Общества архитекторов-художников и «Старого Петербурга» в начале 1907 г. также протестовала против замены старых мостов новыми, внешний вид которых не соответствовал архитектуре исторически сложившихся частей города. Переработка внешнего облика Пантелеймоновского моста была поручена архитектору Л.А. Ильину. Проект декора моста был одобрен обществом «Старый Петербург», согласован комиссией при Академии художеств и утвержден Городской управой. Эта процедура длилась год - с ноября 1908 по ноябрь 1909 г. Декорирование Пантелеймоновского моста по проекту Ильина было выполнено заводом «Карл Винклер», который все работы, предусмотренные контрактом, в том числе окраску и позолоту, закончил в июле 1914 г. (Бунин М.С. Мосты Ленинграда. 1986. С.92-93) (Добавил:
Мост Пестеля обращает на себя внимание богатой и красочной декоративностью надмостных сооружений – перильных ограждений, торшеров и фонарей. Чугунные секции перил художественного литья представляют собой часто расставленные дротики с накладной арматурой из удачно скомпонованных, тонко и высокохудожественно выполненных воинских атрибутов: перевитых лентами секир, пик, щитов. В характере перил исполнены и удерживающие их стойки в виде ликторских пучков. Своеобразно и интересно решены торшеры – пучки высоких пик, перевитых посередине венками, украшенными накладными элементами воинской арматуры в виде овальных щитов с барельефами медуз на фоне перекрещенных мечей античной формы. Средняя наиболее высокая пика завершается двуглавым орлом с распростертыми крыльями и лавровым венком в когтях. Остекленные фонари, напоминающие форму усеченной восьмигранной пирамиды, подвешены к кронштейнам. Художественное воздействие декоративных элементов моста усиливается тем, что Ильин широко использовал бронзировку и покрытие сусальным золотом отдельных элементов декора - наконечников пик, голов медуз, обрамлений щитов, двуглавых орлов с венками из лавровых листьев, сферических поверхностей фонарей, решеток. Накладные украшения арок и другие позолоченные части на фоне черноокрашенных поверхностей придают мосту впечатление парадности и богатства. О размерах позолоты можно судить по следующим данным: при реставрации моста в 1957 г. было покрыто червонным золотом 82,81 кв. м деталей, включая украшения арок. Реставрация проводилась по инициативе Ленмостотреста. (Бунин М.С. Мосты Ленинграда. 1986. С.93-94) В 1925 г., в связи с празднованием 100-летия восстания декабристов, мост был переименован в "Мост Пестеля". В 1953-1987 г.г. проводились различные реставрационные работы. 4 октября 1991 г. мосту вернули его первоначальное название "Пантелеймоновский". В 2000 г. в рамках программы «Светлый город» была создана архитектурная подсветка моста. В 2001-2002 г.г. был проведен капитальный ремонт. (С сайта СПБ ГБУ «Мостотрест» mostotrest-spb.ru, 30.03.18) (Добавил: В 2017 г. по заказу СПБ ГБУ «Мостотрест проводились работы «по восстановлению окрасочного слоя металлоконструкций и покрытию декоративных элементов». Исполнитель - ООО «СтройИнвест». (см. фото информационного щита). 11 августа КГИОП выдал разрешение «Мостотресту» на проведение работ. Работы планировалось закончить до 31 декабря 2017 г. (Мой район mr7.ru 29.08.2017)
Мост отнесен к категории объектов культурного наследия регионального значения (Решение исполкома Ленгорсовета № 1049 от 25.11.1968) Наименование объекта - Мост Пестеля на Фонтанке
![]() ![]() Добавил: Mary, 22 Января 2014, 01:50
Редактировано: 27 Февраля 2023, 11:00
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house24633.html' target='_blank'>Пантелеймоновский мост - Мост Пестеля - Пантелеймоновский мост на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 4
Гостей: 970
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 7755
|
"Серьёзным недостатком Пантелеймоновского моста была качка[23]. Образное описание этого явления оставила в своих воспоминаниях художница А. П. Остроумова-Лебедева:
Очень любила я идти по Цепному мосту, он приятно и ритмично качался. Ритм его менялся. Когда шёл народ, ехали извозчики, он как-то мягко плясал под ногами, меняя такт и внося перебои. Когда шёл обоз ломовых, его ритм становился и реже, и глубже, и шире. Больше всего я любила, когда по нему шёл отряд войск, топанье многих ног придавало мосту какую-то бесподобную жизнь. Ритм его был бойкий, определенный и шутливый. Бывало идёшь по мосту и, не оборачиваясь, уже догадываешься по его качанию, что по нему едут ломовые или идёт войско[3].
<...>
Скоро мне пришлось пережить большое огорчение. Цепной мост решили уничтожить. Александр Николаевич и его друзья горячо отстаивали мост. Они стремились спасти от гибели одну из прелестнейших достопримечательностей нашего нашего прекрасного города. Кому-то писали, к кому-то ездили, убеждали, но ничто не помогло. Бенуа предлагал такой проект: если Цепной мост не удовлетворял условиям движения города, то передвинуть его по Фонтанке, ближе к Неве, примерно к зданию Правоведения. Он мог служить пешеходным мостом в Летний сад. Но, как мне помнится, отцы города, то есть члены городской думы, на это не пошли, и мост разобрали. Мы очень горевали. Некоторые части его, между которыми находились и позолоченные маски львов, были переданы в Музей Петербурга. Он незадолго перед тем был основан и находился в доме архитектора Сюзора, на 1-й линии Васильевского острова[33]."
(цитируется поhttps://ru.wikipedia.org/wiki/Пантелеймоновский_мост - очень подробная статья о всех мостах на этом месте)