Публикация
Большой (Каменный) театр
Большой (Каменный) театр Классицизм Утраченное здание 1775-1783 - арх. Ринальди Антонио 1793-1794 - арх. Захаров Андреян Дмитриевич - некоторые исправления 1796 - арх. Старов Иван Егорович - ремонтные работы 1802 - арх.Тома де Томон Жан - реконструкция 1817-1818 - арх. Модюи Карл - восстановление после пожара 1835-1836 - арх. Кавос Альберт Катаринович - реконструкция 1878 - арх. Кракау Александр Иванович - пристройка для электрических машин
Большой театр был перестроен Томоном в 1802-1805 гг. из старого театра, сооруженного в 1784 г. архитектором Тишбейном. В 1811 г. театр сгорел. Осматривая его после пожара, Томон свалился со стены и заболел и в 1813 г. умер от повреждений, полученных при падении. После пожара театр был восстановлен архитекторами Дюмо и Модюи. После этого театр еще раз перестроил в середине XIX в. архитектор А. Кавос, а в 1897 г. переделал по современное здание Консерватории архитектор В. Николя, в результате чего от стройного здания с величественным восьмиколонным ионическим портиком не осталось и следа. (Хомутецкий Н.Ф. Петербург. Ленинград. Историко-архитектурный очерк. -Л.: Ленинзад, 1958. С.98; добавил:
Первый городской каменный театр открылся в Петербурге в 1783 г. Театр стал называться Большой или Каменный. В Публичной библиотеке хранится несколько листов с вариантами размещения театра на площади, часть из них датирована 1775 г. Замысел первого каменного театра связывали с именами живописца Л. Тишбейна и инж. Ф. Брауна. Но в одном из донесений М. Деденева, которому было поручено строительство театра, Екатерине II называется автор - А. Ринальди.
В 1775 г. началось строительство театра. В 1779 г. в переписке Екатерины II упоминается о падении Ринальди с лесов. Окончание строительства в 1781 г. было поручено генерал-инж. Федору Вилимовичу Бауру (1731-1782). В 1783 г. открылся первый сезон театра оперой "На луне" композитора Д. Паизиелло.
Композиция здания, постронного в классическом стиле, отличалась лаконизмом. Выступающая прямоугольная часть главного фасада была рустована и украшена 8-ю пилястрами дорического ордера. Окна первого этажа отмечены замковыми камнями с масками. На аттике дата - 1783 год. С двух сторон аттика возвышались мраморные статуи - Даины с ланью и Латоны, матери Аполлона. Фронтон украшала статуя Минервы из каррарского мрамора. В одной руке богиня держала металлическое копье, служившее громоотводом, в другой - щит с надписью на итальянском - "Бодрствуя, покоюсь".
Петербуржцы охотно посещали городской театр. Сначала Комитет над зрелищами организовал оповещение публики о спектаклях через рассыльных от полиции. Затем ввели "печатные зрелищные листочки" - афиши. До 1810-х гг. сохранился и способ устного оповещения - молодые актеры в черных фраках выходили в антрактах к публике и объявляли о репертуаре. Билеты распространялись несколькими способами. Для лож существовала абонентная система - ложи поступали в полную собственность, передавались по наследству и отделывались владельцами по своему вкусу. остальные места раскупались в день спектакля. Продажа начиналсь с 5-ти часов утра. С 1784 г. спектакли давались уже 3 раза в неделю.
В 1790-х гг. должность директора императорских театров занял князь Н. Юсупов, он начал усовершенствовать театр. В 1793-1794 гг. некоторые исправления в здание произвел А. Захаров, в 1796 г. ремонтными работами руководил арх. И. Старов. В 1799 г. на площади обновили каменную мостовую и убрали пандус для подъезда карет, заменив его лестницей. С приездом в Петербург в 1792 г. известного итальянского художника П. Гонзало на сцене Большого театра появились декорации.
В 1802 г. было решено провести перестройку театра. Проекты составили Жан Тома де Томон и Джакомо Кваренги. Предпочтение получил проект Тома де Томона. Арх. повысил здание, усилил значимость главного фасада восьми колонным портиком ионического ордера. Фронтон здания украшал барельеф с изображением Аполлона в окружении муз.
В 1810 г. здание пострадало от пожара, в 1811 г. театр загорелся вновь. Во время осмотра здания упал и сильно разбился арх. Томон. Восстановление театра поручили арх. Карлу Модюи, работы закончили в 1817 г. (надпись на фронтоне). Была изменена оделка зала - голубой полосатый шелки голубой бархат сменил малиновую обивку кресел. Импературскую ложу украсили позолоченной резьбой. 3 февраля 1818 г. театр открылся вновь.
В спектаклях Большого театра преобладал жанр оперы с разговорными диалогами. С приходом капельмейстера и композитора К. Кавоса оперная группа выделилась в самостоятельную. Сам Кавос написал 38 опер ("Жар-птица", "Илья Богатырь"). Среди русских композиторов выделялся А. Верстовский ("Аскольдова могила"). В начале XIX в. в труппе театра появился французский хореограф К. Дидло, петербургскому балету начали подражать европейские труппы. Большое место занимали и драматические спектакли.
В 1835 г. недостатки здания театра вызвали необходимость переделок. Поступило два проекта перестройки - А. Кавоса и П. Жако. Одобрили проект Альберта Катариновича Кавоса - сына К. Кавоса. Все усилия Кавоса были направлены на то, чтобы создать технически усовершенствованный театр. Архитектор придал залу форму более выгодную для обозрения сцены, увеличил число лож и кресел, расширил авансцену, добавил шестой ярус, убрал колонны. Ярусы украсили резьбой, работу выполнили мастера Т. Дылев и М. Соколов. Эскиз плафона - А. Медичи. 27 ноября 1836 г. Большой театр открылся оперой М. Глинки "Жизнь за царя".
В 1878 г. в театре вспыхнул электрический свет. У заднего фасада арх. А Кракау возвел пристройку для электрических машин.
Со временем становилось ясно, что здание отжило свой век. По решению комисси здание решили не разбирать, а вокруг старых стен соорудить новые внешние стены, а между ними устроить коридоры. Проект перестройки составил В. Шретер, но от него в дальнейшем отказались. Постановкой оперы "Кармен", состоявшейся в 1886 г., театр закончил свое существование. (по материалам - Т. И. Николаева "Театральная площадь", Лениздат 1984 М. З. Тарановская "Архитектура театров Ленинграда", Л. Стройиздат 1988)
"В Большом театре в прежнее время давались представления итальянской оперной труппой, а в последнее время в него переведена русская опера. Балетные представления, как прежде давались, так и теперь даются исключительно в Большом театре. Нужно сказать впрочем, что Большой театр накануне закрытия с целью капитальной его переделки. Дело в том, что последовавшие в последние годы катастрофы во время пожаров театрах обратили внимание на устройство Большого театра и по исследованию его особыми комиссиями он был найден крайне опасным в пожарном отношении (много дерева, узкие выходы и лестницы и т.д.), вследствие чего явилось предположение его переустройства, уже близкое к осуществлению". (Путеводитель по Петербургу: Описание С.-Петербурга и его достопримечательностей: (Соборы, церкви, дворцы, памятники, Эрмитаж, музеи и т. д.). Под ред. Р.С. Попова. - Санкт-Петербург. 1886 С. 202; добавил: 20 комментариев
30285 просмотров Добавил: Mary, 5 Сентября 2009, 14:37
Редактировано: 14 Января 2024, 16:45
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3885.html' target='_blank'>Большой (Каменный) театр на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32302
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4144
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14373
Всего сегодня: 2928
|
В 1896 году на месте Каменного театра было построено здание консерватории (архитектор Владимир Николя). Фундамент и стены театра сохранили.