«Новая вечерняя газета» №72 от 15.06.1925 г. (С.6) (добавил - lenarch)
1930-е гг. Здание ЛИИЖТа после перестройки главного корпуса
1968 г. Фото - Науменков, Баранов. ЦГАКФФДЪ {(добавил Андрей Агафонов)
В начале XIX века страна остро нуждалась в специалистах для строительства дорог, мостов.
20 ноября (3 декабря) 1809 г. Департамент водных коммуникаций и Экспедиция устроения дорог в государстве были преобразованы в самостоятельное Управление водяными и сухопутными сообщениями. Одновременно с образованием путейского ведомства учреждались Корпус инженеров водяных и сухопутных сообщений и Институт Корпуса инженеров путей сообщения.
Корпус инженеров был создан для проектирования, строительства и эксплуатации шоссейных дорог, судоходных каналов, шлюзов, пристаней и портов, а с 1832 г. - и крупных городских сооружений. Корпус находился "на положении воинском", но в составе ведомства путей сообщения. Все воспитанники института по окончании обучения получали воинское звание поручика и направлялись на работу в Корпус инженеров путей сообщения.
Институт корпуса инженеров путей сообщения был первой высшей школой и первым транспортным и строительным учебным заведением в России. Первоначально Институт был открытым высшим учебным заведением с четырехлетним сроком обучения. Принимали в это учебное заведение детей потомственных дворян. Первый набор состоялся в 1810 г., занятия начались 3 ноября. Воспитанники имели воинские звания, но формально Институт считался гражданским учебным заведением, и военные дисциплины в нем не преподавали.
Первым инспектором Института был назначен Августин Августинович Бетанкур, известный как крупный инженер-механик, математик, строитель мостов и промышленных комплексов. В то время институт не имел факультетов, а готовил инженеров путей сообщения широкого профиля по проектированию и строительству всех дорожных и гидротехнических сооружений. Институт с самого основания установил тесные связи с Академией наук. По всем общенаучным предметам лекции читали академики В. И. Висковатов, С. Е. Гурьев, Д. С. Чижов, В. М. Остроградский, В. Я. Буняковский, А. Я. Купфер, Г. И. Гесс. Весной 1811 г. профессор Академии художеств Тома де Томон был назначен профессором архитектуры и рисования. Профессорами института стали его питомцы М. С. Волков, А. Г. Добронравов, Н. И. Липин, С. В. Кебердз и другие.Уже во время Отечественной войны 1812 г. выпускники Института проявили себя в наведении мостов, переправ, прокладке дорог, что было отмечено специальным приказом генерал-фельдмаршала М. Б. Барклая-де Толли.
Домовая церковь св. А. Невского в Институте путей сообщения - арх. А. А. Докушевский. Сейчас в помещении церкви (на третьем этаже) находится читальный зал библиотеки ПГУПС. "Колонный зал", который фактически является переходом из корпуса в корпус, находится под церковью, на втором этаже. Отдельностоящую часовню по проекту Никитина построили во дворе в начале XXI в.
Церковь устроена в 1829 г., по распоряжению главноуправляющего путями сообщения Его Высочества Герцога Александра Виртембергского. Она помещается в верхнем этаже каменного надворного строения, в связи с лицевым домом, стоящим на Обуховском проспекте, между Обуховым мостом и Сенною площадью. Назначенное для храма помещение предварительно было осмотрено, по приказанию митрополита Серафима, местным благочинным, Спасосенновским протоиереем Тимофеем Вещезеровым, а план храма утвержден митрополитом. Антиминс освящен преосвящ. Нафанаилом 16 Февраля 1847 г., и подписан митрополитом Антонием. План и рисунки храма составлены профессором архитектуры Жакетом и утверждены Герцогом Виртембергским. Постройкой распоряжались до 1828 г. инженер-капитан Улыбашев, а потом-инженер поручик Адрианов, в непосредственной зависимости от местного начальства. Иконы писаны академиком Антонелли, по эскизам, которые предварительно рассматривал священник военно-строительного училища Иоанн Гаврилов. За иконописную работу Антонелли получил 7700 р. асс. Кром? того он от себя пожертвовал четыре небольших образа: ангелов, Константина и Елены, св. князя Владимира и св. княгини Ольги. Образа эти помещены под местными иконами. Из всех икон храма, по изяществу и божественности лика, обращает внимание местная икона Божией Матери. Церковь освещают три бронзовые, вызолоченные люстры, повешенные на потолке и, сверх этого, 20 шандалов, повешенных по стенам; в каждом шандале по 6 свечей. Люстры устроены мастерами Цауманом и Курдоном за 3,815 р. асс., а подсвечники и стенные шандалы обер-бергмейстером Бердом за 9,985 р. асс. Полусферический потолок церкви поддерживают колонны и полуколонны, расположенные на 4-аршинномъ расстоянии одна от другой. Они отделаны под белый мрамор. Карнизы украшены ангельскими головками из алебастра. Стены и потолок окрашены голубой краской. Внутренняя обделка храма начата в 1825 г. и окончена в 1829 г. Храм освящен 21 Февраля 1829 г. преосв. Никанором, викарием С.-Петербургским. Храм построен на счет казны и содержится на сумму в 360 р. сер., с обращением на сей предмет небольшой суммы, получаемой от продажи свечей. Причт имеет казенную квартиру.
Приход церкви института составляют воспитанники и служащие как при институте, так и при департаменте главного управления путей сообщения. Числа постоянных прихожан определить невозможно. По исповедным росписям значится до 1000 душ обоего пола ежегодно. Метрические и исповедные записи существуют с 1821 г. и переданы сюда в конце 1829 г. из упраздненной церкви св. Духа при военностроительном училище.
(«Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии». Выпуск 6
СПб, 1878 г. в типографии Департамента Уделов С. 236-238; добавил: Наталия)
В 1820 г. при институте была образована Военно-строительная школа путей сообщения, которая представляла собой среднее учебное заведение для подготовки специалистов строительного профиля. Окончившие школу выпускались в чине прапорщика и назначались на работу в учрежденный в том же году Строительный отряд путей сообщения. Лучшие по успехам имели право продолжить образование в институте.
В декабре 1823 г. Институт Корпуса инженеров путей сообщения был преобразован в закрытое учебное заведение по образцу военных кадетских корпусов, и в учебные планы были включены военные дисциплины и фронтовое обучение
В 1823 г. специально для Института на Московском проспекте (тогда эта часть проспекта называлась Обуховским проспектом) был построен дом 9, который спроектировал инженер первого выпуска А. Д. Готман
В 1824 г. после кончины А. А. Бетанкура должность инспектора института была упразднена. Директором института стал профессор П. П. базен, в 1834 г. его сменил профессор К. И. Потье. В 1836 г. институт возглавил А. Д. Готман.
В 1829 г. Военно-строительную школу присоединили к институту, и с этого времени менее успевавшие студенты проходили ограниченный курс и выпускались в чине прапорщика-техника.
В первые годы своего существования Институт готовил специалистов широкого строительного профиля, но уже в 30-е гг. XIX в, в связи с сооружением в России первой железной дороги (1837), в учебные программы курса строительного искусства были включены специальные разделы по строительству и эксплуатации железных дорог
Строительное дело преподавалось в институте сначала вместе с прикладной математикой, а с осени 1815 г. как самостоятельный предмет - курс построений. В 1831 г. М. С. Волков был утвержден профессором курса построений - он стал первым русским профессором института по строительному искусству. В 1835-1836 гг. профессор Волков ввел в курс новый раздел «О построении железных дорог». Вопросы прикладной механики, включая паровые машины и механизмы в 1823 г. выделились из курса теоретической механики как курс прикладной механики. В 1833 г. профессором по курсу был назначен П. П. Мельников.
В 1861-1864 гг. Д. И. Менделеев читал здесь лекции и заведовал химической лабораторией.
Модельный кабинет института по богатству экспонатов не имел себе равных в стране. Здесь находились модели чугунных железных дорог, мостов, шлюзов и других инженерных сооружений. Это собрание дало начало музею железнодорожного транспорта
Многие курсы лекций печатались на гектографе, что тоже было новшеством для России.
В 1860-х гг. институт начинает превращаться в гражданское учебное заведение: по Положению 1864 г. в Институт могли поступать молодые люди, имевшие среднее образование и выдержавшие экзамен; из названия убрали слово «корпус», но в составе студентов по-прежнему преобладали дворяне. Институт объявлялся гражданским высшим учебным заведением первого разряда с пятилетним сроком обучения и стал именоваться Институтом инженеров путей сообщения.
В 1895 г. Институтом был приобретен соседний участок, на котором по проекту архитектора И. С. Китнера было построено существующее жилое здание с квартирами профессорско-преподавательского состава - дом 11.
Начало XX в. ознаменовалось созданием новых видов транспорта: электрического, автодорожного и воздушного, началось их практическое изучение и освоение. В связи с этим в Институте инженеров путей сообщения были открыты соответствующие факультеты, отделения, кафедры и специальности.
До 1918 г. Институт выпускал инженеров путей сообщения широкого профиля без разделения на специализации. В 1918 г. на четвертом курсе были созданы три специальности: сухопутная, водная, и воздушная, а в 1919 г. организованы соответствующие факультеты. Через несколько лет на сухопутном организовали три отделения (автодорожное, железнодорожное и мостовое), на водном - два (речное и морское).
Выпускниками Института были многие известные люди, в том числе С. В. Кербедз - строитель первого постоянного металлического моста через Неву, Д. И. Журавский, разрабатывавший новый метод строительства мостов при прокладке железной дороги на Москву, он же известен сооружением в 1858 г. металлического шпиля Петропавловского собора, заменившего старый: новый шпиль - крупнейший памятник инженерного искусства середины XIX века. Строители первой железной дороги И. П. Мельников и Н. О. Крафт также были питомцами Института. Г. О. Графтио, выпускник 1896 г., до революции принимавший участие в проектировании и строительстве петербургского трамвая, впоследствии академик, руководил строительством Волховской ГЭС - первой советской электростанции и других гидроэлектростанций.
В 1930-1940 гг. в институте преподавал Я. М. Гаккель, являвшийся одним из основателей отечественного паровозостроения, а также создателем первых русских самолетов.
В революционные годы В. И. Ленин дважды отметил институт своим присутствием: 12 (25) декабря 1917 г в Большой физической аудитории работал Чрезвычайный Всероссийский съезд железнодорожных рабочих и мастеровых, на котором выступал Ленин. В память об этом событии в советское время эта аудитория носила имя Ленина.
Во второй раз Ленин приехал в институт 13 января 1918 года и выступил с докладом Совнаркома на Чрезвычайном Всероссийском железнодорожном съезде.
В 1921 г. при институте был открыт рабфак, прообраз подготовительного отделения, его разместили в здании бывшего Министерства путей сообщения на набережной Фонтанки, д. 117.
С 1924 г. - Ленинградский институт инженеров путей сообщения (ЛИИПС)
По решению правительства многофакультетные высшие учебные заведения в 1930 г. были реорганизованы в отраслевые учебные заведения. На базе ЛИИПСа были созданы:
Ленинградский институт инженеров гражданского воздушного флота (ЛИИГВФ, 1930),
Ленинградский автодорожный институт (ЛАДИ, 1931),
Военно-транспортная академия (ВТА, 1932).
После такой реорганизации ЛИИПС стал готовить специалистов в основном для железнодорожного транспорта и в 1930 г. был переименован в Ленинградский институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛИИЖТ). В 1932 г. произошло разделение ЛИИЖТа на два самостоятельных учебных комбината: Ленинградский электромеханический (ЛЭМУК) и Ленинградский путейскостроительный (ЛПСУК), которые вскоре (1933 г.) были вновь объединены в один институт - ЛИИЖТ. В 1937 г. на базе факультета СЦБ и связи ЛИИЖТа, а также Московского института инженеров сигнализации и связи создается новое высшее учебное заведение - Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи (ЛЭТИИСС), который в 1950 г. был переименован в Ленинградский электротехнический институт инженеров железнодорожного транспорта (ЛЭТИИЖТ), но, просуществовав до 1954 г., вновь был объединен с ЛИИЖТом и вошел в его состав как электротехнический факультет.
С началом ВОВ многие преподаватели и студенты ушли на фронт. В институте в начале войны была создана оборонная комиссия, рекомендации которой передавались железнодорожникам Ленинградского узла и армии. За годы войны институт выполнил более шестисот работ в помощь производству и фронту, участвовал в создании Дороги жизни.
13 сентября 1945 г. ЛИИЖТ был награжден орденом Ленина за заслуги перед Отечеством и в связи со 135-летием.
В послевоенные годы во дворе института появился мемориал, созданный скульптором А. Г. Гаккелем и архитектором И. Г. Явейном. Металлическая пластина,. вмонтированная в его основание гласит: "Их было 1423. Здесь захоронены списки погибших (1941 - 1945)"
В 1949 г. институту было присвоено имя академика В. Н. Образцова, окончившего это учебное заведение в 1897 г. и ставшего известным ученым в области железнодорожного транспорта, крупным общественным деятелем.
В 1952 г. по проекту архитектора В. И. Кузнецова, на углу Московского проспекта и Фонтанки, на месте разобранного трехэтажного дома, для ЛИИЖТа выстроили новый полуциркульный корпус (дом 15) - Ректорский корпус.
В ноябре 1984 г. за заслуги в развитии транспортной науки, подготовке и воспитании высококвалифицированных кадров и в связи со 170-летием со дня основания ЛИИЖТ был награжден орденом Октябрьской Революции.
С 1993 г. - Петербургский государственный университет путей сообщения (ПГУПС).
В декабре 1993 г. был организован музей ПГУПС, который был открыт для посетителей 1 декабря 1994 г. Экспозиция музея раскрывает этапы развития старейшего транспортного вуза России и Западной Европы от Института корпуса инженеров путей сообщения до Государственного университета путей сообщения
1924-1925: Институт Инженеров Путей Сообщения, Международный пр. (б. Забалканский), 9.
("Весь Ленинград - 1924". С. 59, ("Весь Ленинград – 1925", С. 112).
1926-1927: Ленинградский Институт Инженеров Путей Сообщения (ЛИИПС), Международный пр. (б. Забалканский), 9
(«Весь Ленинград. – 1926», С. 45; «Весь Ленинград. – 1927», С. 38)
1928-1930: Ленинградский Институт Инженеров Путей Сообщения (ЛИИПС) им. т. Рудзутак,
Международный пр. (б. Забалканский), 9. ("Весь Ленинград - 1928» С. 59, "Весь Ленинград и обл - 1930» С. 40)
1932: Всесоюзная Транспортная академия им. Сталина (ВТА).В ведении ЦУКАДР–НКПС. Международный пр., 9.
(Весь Ленинград - 1932".С. 41)
1933: Всесоюзная Академия Водного и Автодорожного Транспорта. В ведении Наркомвода и Цудортранса. Международный пр., 9.
(Весь Ленинград - 1933". С. 297)
1935: Ленинградский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Я.Э. Рудзутак (ЛИИЖТ). В ведении народного комиссариата путей сообщения. Международный пр. (б. Забалканский), 9. («Весь Ленинград - 1935". С. 317-318)
В 1933 г. Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина числилась по адресуП.С. Конный пер., 2,в 1935 в ведении
НКПС - пр. М. Горького (б. Кронверкский), д. 7; (Весь Ленинград - 1933". С. 297 «Весь Ленинград - 1935". С. 316).
1939: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта, в ведении НКПС СССР. Международный пр., 9;
("Весь Ленинград - 1939", С. 247)
1940: Ленинградский Институт Инженеров Железнодор. Транспорта, Международный пр., 9. ("Весь Ленинград - 1940", С. 309-310)
1957: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. акад. В.Н. Образцова, Московский пр., 9;
(«Ленинград» Краткий справочник, 1957, С. 42)
1965: Научно-исследовательский институт мостов при ЛИИЖТ, Московский пр., 9. ([108], с. 75.)
(ВПб на 1899. O. III. C. 34, на 1900. С. 37, на 1901. 35, С. на 1902. С. 37, на 1903. С. 39, на 1904. С. 37)
1904 - 1912, 1914 - 1917 архитектор Е. Е. Баумгартен(ВПб на 1905. O. III. С. 48, на 1906. С. 48, на 1907. С. 51, на 1908. С. 55,
на 1909. С. 56, на 1910. С. 61, на 1911. С. 63, на 1912. С. 62, на 1915. С. 45, на 1916. С. 48, на 1917. С. 49)
Евгений Евгеньевич Баумгартен (08.02.1867. С-Петербург - 21.01.1919 Петроград),
кладбище Смоленское лютеранское; АХ (1891).
1928 - 1939 архитектор И. А. Вакс(ВЛд на 1929. O. XI. C. 92, на 1930. С. 78)
1923 - 1924 архитектор А. Л. Гун(ВЛд на 1924. O. X. C. 76)
Андрей Леонтьевич Гун (27. 04. 1841. - 07. 09. 1924 Ленинград), кладбище Новодевичье
могила утрачена; АХ (1864), академик архитектуры 1867, дейст. член АХ 190.
1908 - 1911 математик Н. М. Гюнтер(ВПб на 1909. O. III. C. 229, на 1910. C. 248, на 1911. С. 256)
1880-е - 1893, 1894 - 1895 инженер-архитектор А. А. Докушевский
(А. Г. Шкларевич Строительный адрес-календарь на 1881 год Санкт-Петербург. 1881. С. 1-48;
В. С. Тяпин Строительный адрес-календарь на 1890 г. С-Петербургское общество архитекторов 2-я часть Санкт-Петербург 1890 С. 1-23;
Адресная книга г. С-Петербурга на 1882. ч. II. C. 61, на 1893. С. 91, на 1895. С. 127)
Александр Александрович Докушевский (1833 - 08. 06. 1896. С-Петербург), кладбище
Волковское православное; СУ (1855).
1891 - 1893 инженер путей сообщения Ф. Г. Зброжек(Адресная книга г. С-Петербурга на 1892. ч. II. C. 72, на 1893. С. 107)
Федор Григорьевич Зброжек (19.03.1849. Чернигов - 20.02.1902. С. Петербург),
кладбище Волковское православное; (ИИПС (1872)
1880-е - 1893, 1894 - 1904 архитектор Д. А. Лебедев
(В. С. Тяпин Строительный адрес-календарь на 1890 г. С-Петербургское общество архитекторов 2-я часть Санкт-Петербург. 1890. С. 1-23;
Адресная книга С-Петербурга на 1892. С. 109, на 1893. С. 160, ВПб на 1895. С. 127, на 1896. С. 179, на 1897. С. 228,
на 1898. С. 303, на 1899. С. 304, на 1900. С. 330, на 1901. С. 320, на 1902. С. 357, на 1903. С. 372, на 1904. С. 365)
Дмитрий Афанасьевич Лебедев (26. 09.1833. Великое Новгородской губ. - 05. 05ю 1904.
Царское Село Петербургской губ.); АХ (1869).
1924 - 1927 инженер-строитель М. А. Невинский(ВЛд на 1925. O. X. C. 277, га 1926. O. XI. С. 247, на 1927. С. 309) (добавил Val 39)
В 2001 г. комлекс построек включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (228).
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения
<a href='https://www.citywalls.ru/house2172.html' target='_blank'>Институт Корпуса инженеров путей сообщения . Главное здание - Петербургский государственный университет путей сообщения на Citywalls.ru</a>
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [228]
фон Баумгартен Евгений Евгеньевич, ст. сов., художник-архитектор. Забалканский, 9. Пг. институт инж. путей сообщ.; Пг. технологический ин-т; Пг. политехнич. курсы Т-ва профессоров и преподавателей; Архитектурно-строительное бюро "Художник-архитектор Е. Е. фон Баумгартен и гр. инженер А. М. Гусев"; Строит. ком-т по сооруж. в Пг. храма-памятника 300 лет. царств. дома Романовых (ВПг на 1917. О. 3. С. 49)
Наш Университет вернул себе историческое название Теперь первый транспортный инженерный вуз страны носит название «Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I». Высшее учебное заведение было основано в 1809 году Манифестом Императора Александра I и до 1917 года носило имя своего основателя.
Историческое имя - Институт Корпуса инженеров путей сообщения - стоит в заголовке публикации. Какое отношение слово "Университет" (приписано в 1993 г.) имеет к историческому имени? Да и император появился позднее.
1924-1925: Институт Инженеров Путей Сообщения, Международный пр. (б. Забалканский), 9. ("Весь Ленинград - 1924". С. 59, ("Весь Ленинград – 1925, С. 112").
1926-1927: Ленинградский Институт Инженеров Путей Сообщения (ЛИИПС), Международный пр. (б. Забалканский), 9 («Весь Ленинград. – 1926», С. 45; «Весь Ленинград. – 1927», С. 38)
1928-1930: Ленинградский Институт Инженеров Путей Сообщения (ЛИИПС) им. т. Рудзутак, Международный пр. (б. Забалканский), 9. ("Весь Ленинград - 1928» С. 59, "Весь Ленинград и обл - 1930» С. 40)
1932: Всесоюзная Транспортная академия им. Сталина (ВТА), Международный пр., 9. В ведении ЦУКАДР–НКПС (Весь Ленинград - 1932".С. 41)
1933: Всесоюзная Академия Водного и Автодорожного Транспорта, Международный пр., 9. В ведении Наркомвода и Цудортранса (Весь Ленинград - 1933". С. 297)
1935: Ленинградский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. Я.Э. Рудзутак (ЛИИЖТ), Международный пр. (б. Забалканский), 9. В ведении народного комиссариата путей сообщения. («Весь Ленинград - 1935". С. 317-318)
В 1933 году Всесоюзная академия железнодорожного транспорта им. Сталина числилась по адресу П.С. Конный пер., 2, в 1935 – пр. М. Горького (б. Кронверкский), д. 7; в ведении НКПС. (Весь Ленинград - 1933". С. 297 «Весь Ленинград - 1935". С. 316).
1939: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта, Международный пр., 9; в ведении НКПС СССР. ("Весь Ленинград - 1939", С. 247)
1940: Ленинградский Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта, Международный пр., 9. ("Весь Ленинград - 1940", С. 309-310)
1957: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. акад. В.Н. Образцова, Московский пр., 9; («Ленинград» Краткий справочник, 1957, С. 42)
1988: Институт Инженеров Железнодорожного Транспорта им. акад. В.Н. Образцова Министерства путей сообщения СССР, Московский пр., 9; (№ 125, 213, с. 158)
Сегодня в метро слышала объявление о дне открытых дверей и узнала, что теперь это университет Александра I. Да сколько имен поменялось...и любопытно, когда я училась институт был им. академика Образцова, но я не вынесла знания о том кто это. О Бетанкуре тоже не говорили, а сейчас памятник стоит. Я вынесла имена Мельникова, Крафта, Кебердза, Николаи. Мельникова - благодаря профессору Воронину, очень старому уже человеку в то время. Мельников был его кумиром, в ЛИИЖТе в 1950-х гг. даже выпустили его авторскую брошюру о Мельникове. Зал Николаи - аудитория называлась так даже в советское время.
А "холл на 2м этаже" назывался Колонным залом. До революции в этом помещении была церковь
До 1918 церковь была там, где сейчас библиотека. Там мавританская коллонада была, судя по фото - может, и сейчас есть. До 1885 церковь, возможно, была здесь (если колонный зал в дворовом флигеле). См. "Святыни Петербурга".
1986: Ленинградский Ордена Ленина и Ордена Октябрьской революции Институт Инженеров Железнодорожного транспорта им. акад. В. Н. Образцова (внутр. методич. мат-лы)
2003: ГОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения Министерства путей сообщения РФ" (внутр. методич. мат-лы)
2006: ГОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения" (внутр. методич. мат-лы)
2010: ФГОУ ВПО "Петербургский государственный университет путей сообщения" (внутр. методич. мат-лы)
О дополнительном взятии под государственную охрану зданий, связанных с жизнью и деятельностью В.И. Ленина
Решение Исполнительного комитета Ленинградского городского Совета депутатов трудящихся от 16 ноября 1970 года № 880
СПИСОК ЗДАНИЙ-ПАМЯТНИКОВ И МЕСТ, СВЯЗАННЫХ С ЖИЗНЬЮ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ В. И. ЛЕНИНА
Октябрьский район
Московский пр., 9
Здание Института инженеров путей сообщения. Здесь 13 декабря 1917 г. и 13 января 1918 г. В.И. Ленин выступал с речами на Чрезвычайных Всероссийских съездах железнодорожных рабочих и мастеровых.
Исполком Ленгорсовета разрешил Ленинградскому ордена Ленина институту инженеров железнодорожного транспорта имени В.Н. Образцова установить мемориальную доску Я.М. Гаккелю на фасаде здания института по Московскому пр., д. 9, со следующим текстом: «Здесь с 1936 по 1945 год работал создатель первых русских самолетов и тепловозов Яков Модестович Гаккель».
1898 - 1904 металлург А. А. Байков (ВПб на 1899.O.III.C.34, на 1900.С.37, на 1901.С.35, на
1902.С.37, на 1903.С.39, на 1904.С.37).
1904 - 1912, 1914 - 1917 архитектор Е. Е. Баумгартен (ВПб на 1905.O.III.С.48, на 1906.С.48,
на 1907.С.51, на 1908.С.55, на 1909.С.56, на 1910.С. 61, на 1911.С.63, на 1912.С.62,
на 1915.С.45, на 1916.С.48, на 1917.С.49).
Евгений Евгеньевич Баумгартен (08.02.1867. С-Петербург - 21.01.1919 Петроград), кладбище Смоленское лютеранское; АХ (1891).
1928 - 1939 архитектор И. А. Вакс (ВЛд на 1929.O.XI.C.92, на 1930.С.78).
1923 - 1924 архитектор А. Л. Гун (ВЛд на 1924.O.X.C.76).
Андрей Леонтьевич Гун (27.04.1841. - 07.09.1924 Ленинград), кладбище Новодевичье
могила утрачена; АХ (1864), академик архитектуры 1867, дейст. член АХ 1907.
1908 - 1911 математик Н. М. Гюнтер (ВПб на 1909.O.III.C.229, на 1910.C.248, на 1911.С.256).
1870-е - 1893, 1894 - 1895 инженер-архитектор А. А. Докушевский (А. Г. Шкларевич Строительный
адрес-календарь на 1880 год С-Пб 1880 С.1-42 ; А. Г. Шкларевич Строительный адрес-
календарь на 1881 год С-Пб С.1-48; В. С. Тяпин Строительный адрес-календарь на 1890
год С-Петербургское общество архитекторов 2-я часть С-Пб 1890 С.1-23; Адресная книга города С-Петербурга на 1882 год часть II C.61, на 1893 год С.91, на 1895 год С.127).
Александр Александрович Докушевский (1833 - 08.06.1896. С-Петербург), кладбище
Волковское православное; СУ (1855).
1891 - 1893 инженер путей сообщения Ф. Г. Зброжек (Адресная книга города С-Петербурга на 1892
год часть II C.72, на 1893 год С.107).
Федор Григорьевич Зброжек (19.03.1849. Чернигов - 20.02.1902. С. Петербург), клад-
бище Волковское православное; (ИИПС (1872).
1880-е - 1893, 1894 - 1904 архитектор Д. А. Лебедев (В. С. Тяпин Строительный адрес-календарь
на 1890 год С-Петербургское общество архитекторов 2-я часть С-Пб 1890 С.1-23;
Адресная книга С-Петербурга на 1892 год С.109, на 1893 год С.160, ВПб на 1895 год
С.127, на 1896.С.179, на 1897.С.228, на 1898.С.303, на 1899.С.304, на 1900.С.330, на 1901.С.320, на 1902.С.357, на 1903. С.372, на 1904.С.365).
Дмитрий Афанасьевич Лебедев (26. 09.1833. Великое Новгородской губ. - 05.05.
1904.Царское Село Петербургской губ.); АХ (1869).
1924 - 1927 инженер-строитель М. А. Невинский (ВЛд на 1925.O.X.C.277, на 1926.O.XI.С.247, на
1925: Издательство Студенческой Библиотеки Ленинградского Института Инженеров Путей Сообщения, Международный (б. Забалканский), 9. («Весь Ленинград - 1925". С. 159).
В 1926 году в справочнике это издательство отсутствует.
Кроме того, по данным [99], в 1914-1915 гг. здание (первоначально трехэтажное) надстроено А.П.Максимовым. (Сейчас при мне нет [99], номер страницы не могу назвать.)
Надстройка выглядит несколько странно. При взгляде с Московского проспекта кажется, что пятиэтажное здание впоследствии надстроено еще на один этаж, окна которого расположены над карнизом. Но на самом деле здание пятиэтажное, а пятый этаж - высокий, с двусветными помещениями (я по работе бывал на пятом этаже). Зачем понадобилась имитация дополнительной надстройки, мне непонятно.
25.02.1832–06.07.1832 О постройке резервуара для водоподъемной паровой машины института ПЕТРОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I. ПЕТРОГРАД. 1809–1918.
24.12.1847–09.06.1850 О работе паровой водоподъемной машины в доме института ПЕТРОГРАДСКИЙ ИНСТИТУТ ИНЖЕНЕРОВ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I. ПЕТРОГРАД. 1809–1918.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Фотография 54 из 88
Институт Корпуса инженеров путей сообщения . Главное здание - Петербургский государственный университет путей сообщения
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [228]