Во время войны со Швецией (1700-1721) за выход к Балтйскому морю о. Котлин стал новой базой российского флота. У берегов Котлина каждое лето стояли корабли для защиты залива. Осенью они уходили на зимовку в Петербург, т.к. своей гавани Котлин не имел. Ее строительство началось в ноябре 1709 г., ответсвенным был назначен Корнелий Крюйс. Для ограждения будущей гавани почти под прямым углом к берегу началось строительство мола-пристани. Работа по устройству гавани растянулась на несколько лет. Сооружали гавань солдаты и пленные. Чтобы ускорить строительство, в 1712 г. появился указ - выслать на Котлин по 3 тыс. работных людей от всех губерний. Однако губернаторы не спешили выполнять указ. Строительство тормозилось и из-за нехватки материалов. На севере острова добывали камень для стенок гавани, на южном - глину для бруствера.
1714 г. ознаменовался Гангутской победой. Она отодвинула войну к шведским берегам. В 1714 г. вошла в строй котлинская гавань. Гавань вмещала 40 судов, но была мала даже для военного флота, не говоря о торговом. Поэтому, еще за год до открытия гавани, началось строительство новых гаваней. Позже они получили название Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Петр хотел закончить гигантское сооружение за год.
Деловая переписка Петра I с капитаном Э. Лейном дает основание считать их авторами проекта гаваней о.Котлин, строителем был Э. Лейн. В процессе строительства вносились изменения в форму и размеры гаваней, которые в окончательном виде вошли в генеральный план Котлина, утвержденный Петром I в 1721 г.
Указом от декабря 1715 г. из 5 губерний выделяются 31, 5 тыс. рабочих на строительство гаваней, а для присмотра за работами было приказано прибыть на остров и губернаторам: азовскому, архангельскому, казанскому, московскому и нижегородскому. В 1717 г. руководство строительством передали сенатору М. М. Самарину. Строительство велось несколько лет, но уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. С 1719 г. по мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 г. завершена чистая отлека последней гавани - Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.
Рос и российский флот, военный и коммерческий. Петра очень беспокоило отсутствие на Балтике хорошей ремонтной базы для флота. Возникла идея ремонтировать и строить новые корабли на Котлине, для этого нужны были доки, эллинги, мастерские.
По Петровскому плану города, утверденному в 1721 г., внутренняя территория главной крепости прорезана четырьмя каналами. Основной композиционной осью является канал, идущий от гавани на север острова, второй канал идет перпендикулярно первому. В восточной части южного (второго) канала был запроектирован бассейн с шестью доками по сторонам и бассейн для хранения лесных материалов. По каналам свободно должны были проходить самые большие корабли.
Весной 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланные из разных губерний, поод наблюдением М. М. Самарина, затем адмирала П. И. Сиверса, работами руководил Э. Лейн. Копали канал на всем протяжении от морского берега до пруда, а аткже пруд и котлованы для шести доков. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтироно 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось еще много лет. В доке, сооруженном по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Был изобретен новый способ для осущения дока: вырыли глубокий бассейн, соединенный шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода за несколько часов самотеком уходила в бассейн. За время ремонта судна воду из бассейна выливали с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы.
Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот же самый, Петровский док служил до последнего времени.
23 января 1725 г. Петр I умер. За время последующих междуусобиц строительство на Котлине практически не велось, лишь крайне медленно продолжались работы по облицовке камнем стен каналов и доков. В 1734 (1739?) г. главным командиром конторы кронштадтских строений и канала был назначен инж. Иоганн Людвиг фон Люберас. С его приходом продолжилось строительсво док-канала. Люберас предложил воспользоваться уже готовым доком, который требовалось оборудовать стапелем для ремонта кораблей, и отказаться от устройства доков у бассейна.
Свою роль в строительстве канала сыграл и Андрей Константинович Нардов. Еще с Петром I работал он над чертежами и док-канала, и его механизмов. В 1747 г. Нардов прибыл в Кронштадт, чтобы ускорить строительство. Самое важное изобретение Нардова - три пары двойных шлюзовых ворот, главный механизм док-канала. Эти ворота надежно перекрывали воду, были прочны и легки в управлении. В конструкции главного механизма канала Нардов впервые в России использовал латунь, построил машину для шлифовки и сверления камня, грузовой транспортер, предложил свой метод сопряжения деревянных брусьев.
Работы предполагалось выполнить в три года, но они растянулись. В 1750 г. приступили к работам по расширению бассейна, а котлованы начатых доков были засыпаны.
30 июля 1752 г. состоялось торжественное открытие док-канала. На церемонии было объявлено, что каналу присваивается имя Петра Великого. Общая длина канала от устья до конца бассейна 2 км 240 м. Стены канала и дамбы сделаны из тесанного камня, укрепленного металлическими скобами, и залиты цементом особого соства. В устье канала имелось два батопрта, с помощью которых морская часть канла содержалась сухой во время работ. 1 августа 1752 г. в док вошел первый корабль.
В 1755 г. главным командиром "устроения канала и доков" в Кронштадте был назначен Абрам Петрович Ганнибал. Вплоть до ухода в отставку в 1762 г. Ганнибал руководил всеми фортификационными и гидротехническими работами на Котлине. Петровский док-канал он довел до совершенства.
В ночь на 7 ноября 1824 г. произошла сильная бура и наводнение. Вода поднялась на 3 м 71 см. и затопила почти весь остров. Частные дома были разрушены, гавани и канал были повреждены.
В 1841 г., в царствование Николая I, был построен второй док, названный Николаевским.
В середине XIX в. в России завершилась эпоха парусного флота и началась эпоха стальных винтовых кораблей с паровыми двигательными установками. Началось строительство броненосцев, крейсеров и линейных кораблей. Эксплуатация таких кораблей требовала специальной судоремонтной базы.
В 1858 г. в Кронштадте был открыт Пароходный завод. Было построено еще 3 больших дока: в 1876 - Александровский, в 1896 - Константиновский, в 1913 - Алексеевский.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб. (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.) (Постановление...", с. 20-21)
24 комментария 5260 просмотров
Добавил: Mary, 25 Января 2012, 01:59 Редактировано: 8 Мая 2022, 09:46
<a href='https://www.citywalls.ru/house19680.html' target='_blank'>Адмиралтейство . Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями на Citywalls.ru</a>
Мне некоторое время назад попалась информацию об этом в бесплатной газете "Мой район", но там кроме изложения были высказаны и мнения, что денег опять не будет. А в нашей нынешней финансовой ситуации тем более. А жаль - ведь в других городах такие сооружения вписываются в жизнь - в Роттердаме целый музей с разной портовой техникой, в Дюссельдорфекраны, кнехты и другие "артефакты" остались на месте, когда старый порт переделали в деловой район.
По тем временам это было инновационное гидротехническое сооружение. В начале 18 в. в Европе существовали доки для ремонта кораблей, однако, непосредственно к ремонту судна можно было приступать не раньше чем через 3-4 недели. Именно столько времени требовалось, чтобы осушить док. Петра I такая ситуация не устраивала и он самолично спроектировал док, который осушался за несколько часов! Основная идея императора: разместить ниже уровня дна дока сливной резервуар, в который вода сливалась бы самотёком. А из бассейна воду можно неспешно откачать насосом с ветряным двигателем.
Но "Люберас занимался укреплением и благоустройством Кронштадта в разные периоды с 1734 по 1740 и с 1746 по 1752 годы.", а проект, видимо существовал с самого начала стр-ва?..
Вопрос действительно хороший... по поводу изобретения Петра (неважно, чьё) о быстром сливе в соседний резервуар. Но сумливаюсь я...
Быстрый слив большого объёма воды - это целый водопад. На мой взгляд, стенки дока и другие деревянные конструкции будут испытывать серьёзные динамические нагрузки при высокой скорости сливаемой воды. Потоком просто сорвёт не только часть деревянных конструкций, но и стоящий в доке корабль (корабли) будет неслабо болтать. Есть и другие вопросы к этой идее. Вероятно, она имела место быть, но была ли реализована (я именно о быстром сливе)?
Судя по некоторым сохранившимся старым планам Котлина, так или иначе, а напрашивается применение шлюзов и аккуратного слива. Однако, обратимся к "Вильяму нашему Шекспиру" и находим у "него" интересные идеи.
Вот, например, проект застройки Котлина 1713-1719 гг. Обратите внимание - доки запланированы на берегу, как это было в нашем Питерском Адмиралтействе, и даже в уже глубоко послепетровскую эпоху.
А вот Проект 1721 г., как утверждают, подписанный самим Петром. Гавани и каналы вижу, дока не вижу. Хотя в этом проекте уже намечены некие гидротехнические сооружения в восточной стороне от главного канала.
Вражеская разведка постаралась. И что же мы видим. А видим мы нечто в виде розовенького прямоугольничка (может, шлюз?) на том самом месте, где теперь заслонка, отделяющая сухой Петровский док от наружного канала.
А вот План гаваней и проектированных каналов и доков на Котлине - острове. 1723 г.
Да... Короче говоря, надо обратиться к исследованиям специальных специалистов. Лично я таковым специалистом по гидротехническим сооружениям не являюсь. Однако, видела чертёж этого дока 1774 г. Там всё тот же известный нам наружный шлюз, а вот в восточном луче крестового канала имеется водоотливная машина на конной тяге. Типа конский насос. Которая, видимо, и предназначалась для откачки воды в сливной бассейн. 😀
“План стоящим кораблям в канале” (Петровского дока в Кронштадте) с изображением с правого борта четырех кораблей: “Пантелеймон”, “Езекиль, “Азия” и “Чесма”. 1777 г.
Идея такая - напихали в док несколько кораблей, сколько влезет, спокойно воду откачали - один раз на всех, отремонтировали пучком, типа "артельно", затем спокойно набрали воды и, как гусят, выпустили на волю. Таким образом, время слива рассчитывается не на один корабль, а на все скопом. 😎
Расчёты упростим, посчитаем, как прямоугольное сечение. Объём "под крышку" примерно 130000 кубов. Допустим, он заполнен не доверху, а только на 7 метров, тогда 91392 куба.
Чтобы выпустить эту воду за 10 часов, надо пропускать больше, чем 2,5 куба в секунду. И тут одно из двух, либо большое сечение трубы, либо большая скорость потока. Чем не водопад?
И после этих расчётов Вы утверждаете, что " Лично я таковым специалистом по гидротехническим сооружениям не являюсь". Не верю!
Одна ремарка: водопад образуется при наличии перепада высот, а в нашем случае водосливная труба расположена на уровне дна докового бассейна, совпадающего с дном Петровского оврага. И при водоспуске наблюдалось только быстрое понижение уровня воды в доке.
Наглядный пример: спуск воды из домашней ванны или кухонной раковины. Только в самом конце в районе начала трубы водослива (водоспуска) образовывается воронка, если не мешать её образованию.
"что касается насосной станции, то речь не об этой..."
Вы четко написали, и я Вас прекрасно понял! Поэтому повторяю своё предположение: автор чертежа мог не знать о нахождении в другом месте насосной станции и нарисовал её в конце докового бассейна по аналогии с другими доками с традиционным откачиванием воды.
Хорошо бы и сюда добавить и дать ссылку на полный размер, у модераторов очень много работы!
Это основная публикация, а на чертеже несколько доков.
Подписи на оригинале читаются?
Из чертежа следует, что каждый из доков крест-канала осушался отдельно. У каждого свой затвор, а один даже двойной; м.б., именно поэтому "в восточном луче крестового канала имеется водоотливная машина на конной тяге" - для одного маленького по объему дока?
На мой взгляд, зря публикация разделена на несколько:
"Это же единое сооружение — канал, система доков, овраг для слива, бассейн и водокачка!
Без какого-то компонента оно работать не сможет." (Chartpilot)
Подписи читаются, но не всё, некоторые слова я недопоняла, т. к. чертёж перефотографирован, хотя и профессионально. Давайте проблемы решать по мере поступления. У меня оччччень надолго хватит козырей в рукавах. 😀
Кстати, есть и свои фотки 2016 г. Петровского дока, мы туда забрались козьими тропами и там много фотографировали.
Я намеренно не тороплюсь с публикациями, т. к. Наталию грузить всеми моими потоками разума просто бесчеловечно. Сейчас, например, одна страничка в доработке, а вслед пойдёт и весь квартал, на который я собрала "досье". Потом Троицкий мост, как мы договорились, и много, чего ещё.
На счёт стапелей - доков, конечно, я и имела в виду что-то типа стапелей.
На счёт всего остального - я и обращаю внимание, что надо думать и думать над всей этой историей гидротехнических сооружений, когда и кому вся эта структура пришла в голову и как она работала. Вопросов много.
Например, если корабли заводить в Петровский док, как их потом распихивать по крестообразным лучам. Их же надо разворачивать на 90 градусов. Я уж не говорю о том, что если "гребёнка" в районе Петровского бассейна - это доки, какие крошечные корытечки туда можно загнать.
Например, 54-пушечная "Полтава" имела максимальное размерение по длине около 40 метров, а "Ингерманланд" - свыше 46 метров. Средняя (не самая большая) галера - около 30 метров.
При этом мы не знаем размеров дока при Петре I. То, что я давала выше - это как оно дошло до нашего времени.
Да, и вот ещё про "воздушно-конские насосы" (цитирую написанное здесь на страничке): "За время ремонта судна воду из бассейна выливали с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы".
Может, наоборот? Чтобы добро (энергия воды) не пропадало, мельницы ставили. Вода льётся, колесо вращается, мельница мелет. В противном случае само название "мельница", применительно к какому-никакому насосу звучит несколько абсурдно. Конский насос надёжнее. А на рисунках кое-где мельницы действительно присутствуют.
Риэлтор, а знаете, вчера утром меня посетила светлая идея.
Изначально цель Петра I при построении этого разветвлённого дока (в комплексе) состояла в зимнем хранении кораблей и гребных судов, ну, разумеется, с сопутствующим необходимым ремонтом. Таким образом, нарисованная по проекту 1721 г. "гребёнка" из малых доков в восточной части этого комплекса - это "Гребной порт, литера "ноль"".
Кроме того, наличие внутренней гавани в виде разветвлённой сети глубоководных каналов способствовало и задачам обороны. Времена-то были неспокойные. Шведы шалили. Северная война аккурат закончилась в 1721 г. Хотя противостояние со шведами продолжалось и в дальнейшем. Тем более, что Финляндия принадлежала Швеции, а "тот" берег виден невооружённым глазом.
А так-то стоят корабли и суда во внешних гаванях, подкрадись враг, пальни зажигательным зарядом и всё, пиши пропало. Сгорит всё к чёрту, как турецкий флот в Чесме. Да... Ну, это я уже фантазирую. Но в целом сценарий возможный. А ещё более реальный сценарий - бури, шторма и наводнения, которые проще пережить в спокойной воде каналов.
В общем, изначальная идея - зимнее хранение и сопутствующий ремонт судов, когда спешить некуда. Причём эта идея никак не противоречит и всему остальному, включая необходимость быстрого слива и т. д. Наоборот, он становится более актуальным, т. к. перед ледоставом желательно быстро закончить процедуру.
Наталья разместила в основную статью чертёж 1774 г. Теперь лучше можно рассмотреть:
"если корабли заводить в Петровский док, как их потом распихивать по крестообразным лучам. Их же надо разворачивать на 90 градусов"
обратили внимание, что на картах углы в местах поворота каналов скошены - специально для удобства поворота кораблей сделаны. А длинные корпуса размещали в длинном прямом канале, до разветвления.
Согласен с Вашей светлой идеей! А когда осуществлять плановый ремонт корпусов, если не зимой...
В книге: Адмиралтейские верфи. 1704 – 1925. СПБ, изд-во Гангут. 1994 г. стр. 48 написано:
"назначенный президентом Адмиралтейств-коллегии в 1750 г. князь М.М. Голицин из всех отраслей морского управления обращал внимание только на береговые постройки: при нём закончили строительство Кронштадского канала и обложили камнем канавы Адмиралтейства и Галерной гавани"
Думаю, что экскурсоводы, как втюхивали, так и будут втюхивать про Петра, как автора идеи. Но главное не это. Полагаю, что, благодяря планам разных лет и другой информации, в целом мы-то разобрались, "кто на чём стоял". 😀
Вот, очередной дурдом с атрибутацией. Грейг мог поставить задачу и утвердить своей подписью преподнесённый ему документ. Но составлять планы, мягко говоря, не его задача. 😀
" Город-крепость и город-порт представляют собой единый архитектурный ансамбль, в основном сложившийся уже при Петре.
Непосредственно от первых десятилетий XVIII века сохранились гавани, каналы, Итальянский дворец, дом Миниха, «Губернские дома», возведенные в 1717 – 1725 гг. по проекту архитектора И.Ф. Браунштейна, которые зримо воссоздают эпоху Петра. Особо следует выделить док-канал императора Петра Великого (строился с 1719 по 1752 гг.) – уникальное гидротехническое сооружение мирового значения."
Очень много орфографических ошибок.
Морская часть канала адреса не имеет, как и другие реки и каналы.