Публикация

Здание Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги - Управление ОЖД

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гречанников А. А.
Год постройки: 1911-1912
Стиль: Неоклассицизм

Фото - Наталия, 07.2018.

Здание Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги          Неоклассицизм

Пам. арх. (регион.)

   пл. Островского, 2В 

1911-1912  - арх. Гречанников Александр Александрович

 

Управление ОЖД

 

 

Здание для правления Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги возведено в 1911-1912 гг. на Александринской площади (ныне пл. Островского, 2), арх. А. А. Гречанников

 

В центре площади находится самый маленький сад Петербурга. Территория его составляет всего 0,97 га.

  • фото

    Два варианта фасада
    представленных
    Росси К.И. - ЦГИА СПБ

  • фото

    Вариант фасада одобренный
    8.12.1834.

  • фото

    Построенный фрагмент
    фасада здания,
    просуществовавший
    до 1910 г.
    (добавил IGBO)

  • фото

    Фото из книги
    Тарановской М.З.
    (добавил IGBO)

  • фото

    Фрагмент фото Бианки И.К.
    (добавил IGBO)

  • фото

    (добавил IGBO)

  • фото

    Фрагмент схемы
    РГИС 2020 г.

Частная Московско-Виндаво-Рыбинская (МВР) железная дорога включала в себя в частности две широтные параллели в южной части дороги, предназначенные перевозить сельскохозяйственные грузы из центра России к балтийским портам, давшие выход зерновым грузам из порта Рыбинск на Волге к незамерзающим портам Балтики. Первый участок Рыбинск-Бологое построен в 1870 г. В 1897-м Бологое-Псковский участок был закончен и соединен с Псково-Рижским (1889). Хлебные грузы теперь транспортировали по широтному ходу Рыбинск-Бологое-Псков и далее к балтийским портам (Рига).
Второй широтный ход МВР железной дороги - Москва-Виндава (Вентспилс) - построен в 1901 г. В Виндаве Обществом МВР были сооружены элеваторы для сушки экспортируемого зерна.
В состав Московско-Виндаво-Рыбинской вошла Новгородская узкоколейка, переведенная на широкую колею в 1916 г.

 
Наряду с масштабными проектами Общество МВР строило ветви малой протяженности, соединявшие старинные купеческие города с крупными магистралями: Сонково-Кашин (1898), Сонково-Красный Холм (1899). Линия Вырица-Поселок (1907) длиной 5 километров была построена по прошению частного лица - подданного Великобритании М.Эдварса для вывоза продукции лесопильного и кирпичного заводов.
Меридиональный ход Дно-Новосокольники (1901), линии Царское Село-Дно и Новосокольники-Витебск открыты для движения в 1904 г.
Движение по линии Санкт-Петербург-Витебск открылось в 1904 г. Россия получила выход к южным черноморским портам. Железных дорог, построенных МВР, стало так много, что управлять ими было сложно, и их разделили на Петроградскую и Московскую сети. А в целом Общество МВР создало южный костяк нынешней Октябрьской магистрали. В 1920 году Петроградская сеть была присоединена к Северо-Западным железным дорогам.

 
Из гражданских сооружений, построенных Обществом Московско-Виндаво-Рыбинской дороги, сохранилось здание нынешнего Управления Октябрьской дороги (пл. Островского, 2), созданное по проекту А.Гречанникова.

(Валентина Мисаилова, дир. Центрального музея дороги в 1989-2001 гг., http://www.oktmag.spb.ru, Mary)

Победители Всесоюзного социалистического соревнования по Ленинградской области 

Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и Центральный Комитет ВЛКСМ признали победителями и наградили:

Памятными знаками ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в де­вятой пятилетке», переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР за достижение наиболее высоких показателей в выполнении, девятого пятилетнего плана, повышении эффективности производства, росте производительности труда, улучшении качества продукции: Октябрьскую ордена Ленина железную дорогу.

(Бюллетень Ленгорисполкома, № 5, 1976)

1978: Управление Октябрьской железной дороги, пл. Островского, 2. (Список абонентов ЛГТС-1978", С. 180).

(Добавил: v3p1s4)

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  (7802376000).

9 комментариев
6679 просмотров
Добавил: Mary, 31 Января 2008, 15:28
Редактировано: 25 Октября 2022, 21:08
Оцените:
(13 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house9961.html' target='_blank'>Здание Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги - Управление ОЖД на Citywalls.ru</a>
Всего 9 комментариев
  • 18 Июня 2011, 23:51

    atrey у себя в жж рассказывал замечательную историю про этого А. А. Гречанникова. Он пришел после рев. и даже после войны уже вступать в Союз архитекторов. Сказал, что ему объяснили, что архитектора, построившего дом в ПБ-Ленинграде, приниимают автотатически. Говорит, жена умерла, поэтому отнимают вторую комнату, а у меня рисунки, книги... Почему, спрашивают, раньше не приходили? и вообще не заявляли о себе, что архитектор, не строли? __ Да как строить, разве это архитектура?! Это... -- Тихо, тихо, конечно, мы Вас примем.

     

    он всю жизнь проработал в МПС, и занимался в основном путейскими зданиями,в полосе отчуждения Ж.Д. т.е. согласование с городскими архитекторами не требовалось.
    Единственный случай- вокзал в Зеленогорске,но он является реконструкция финского здания, практически всё здание осталось прежним по размерам, только свод в средней части добавил.Зеленогорск тогда не входил в черту города Ленинграда,и согласование в Глав АПУ по видимому не требовалось. То есть в принципе думаю все же возможно что Фомин и другие его не знали.

     

    к сожалению у нас как-то забыли, какой переворот устроил Хрущев в конце 50-х, начале 60. Во всем, а в архитектуре в особенности. Тогда ушли в тень многие известные мастера, охаянные Хрущевым.Например Л.М.Поляков стал преподавателем Строгановского училища,как и его коллега Захаров.В Ленинграде из проектной практики ушли О.Н.Гурьев(стал деканом мухинского),В.А.Петров,В.Д.Кирхоглани(то

    же в Муху),Афонченко(автор школы в зеленогорске наоминированной на Сталинскую премию), В.В.Данилов(автор планировки Большого пр.В.О),А.К.Барутчев(в академию), А.М.Соколов(бывший гл.арх Метропроекта, автор ст.метро Технологический институт)ушел в ЛИСИ,и многие другие.По-видимому тогда же окончательно ушел в тень и Гречанников.

    Понятно, что когда Гречанников проектировал ремонт финского Зеленогорского вокзала ещё в сталинское время,в начале 50-х гг,он мог согласовывать его в основном с МПС(сотрудником которого он и был) и,возможно, с Барановым как главным архитектором(хотя не обязательно, поскольку Зеленогорск тогда не входил в черту г.Ленинграда).
    И.И.Фомин который мне эту историю рассказывал,ещё не был в администрации города,он работал тогда в своей мастерской с Левинсоном, и вполне мог и не пересекаться с Гречанниковым, и не знать его.

    В 60-е же все изменилось: Баранов уехал в Москву,многие архитекторы ушли на преподавательскую работу,Фомин перешел в администрацию города(стал замом Каменского,и потому был уже в курсе всех кто строил в Ленинградев 60-е).
    Фомина поразило, что он,зная всех архитекторов 60-х, не знал Гречанникова. Гречанников же уйдя в тень, продолжал проектировать всякие путейские сооружения в "полосе отчуждения", т.е. он в 60-е уже не посещал Глав Апу, да и с другими архитекторами не встречался.
    Так что вполне возможно что они друг о друге не знали.

    фоторепортаж легендарного блогера babs71

    http://babs71.livejournal.com/395919.html#cutid1

  • 8 Марта 2013, 19:09

    Потомучто везде в литературе указывается авторство А.А. Гречанникова.

  • 8 Марта 2013, 19:23

    ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.9638. 129л. "Чертежи дома здания правления общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги на Александринской площади № 2 с указанием предшествующих владельцев (купец Х.Рамель, коллежский советник Ф.Х.Денике, наследники коллежского советника Ф.Денике) Фасады, разрезы, поэтажные планы. Архитекторы К.Дитмар, В.Ф.Эстеррейх, Л.Ф.Шперер, Н.Ф.Беккер, А.Э.Юргенс, гражданский инженер А.А.Гречанников" (1838-1911 гг)

  • 5 Ноября 2013, 19:09

    Адрес по РГИС - площадь Островского, дом 2, литера А.

    В титул - добавить Управление ОЖД.

    Отправил фотографии.

  • 20 Августа 2016, 11:10

    Бюллетень Ленгорисполкома, № 5, 1976

    ПОБЕДИТЕЛИ ВСЕСОЮЗНОГО СОЦИАЛИСТИЧЕСКОГО СОРЕВНОВАНИЯ ПО ЛЕНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

    Центральный Комитет КПСС, Совет Министров СССР, Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов и Центральный Комитет ВЛКСМ признали победителями и наградили:

    Памятными знаками ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «За трудовую доблесть в де­вятой пятилетке», переходящими Красными знаменами ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ с занесением на всесоюзную Доску почета на ВДНХ СССР за достижение наиболее высоких показателей в выполнении, девятого пятилетнего плана, повышении эффективности производства, росте производительности труда, улучшении качества продукции:

     

    Октябрьскую ордена Ленина железную дорогу

     

    1978: Управление Октябрьской железной дороги, пл. Островского, 2. (Список абонентов ЛГТС-1978", с. 180).

  • 17 Мая 2022, 20:07
    Ответ на "ЦГИА Санкт-Петербурга. ф.513. оп.102. д.9638. 129л" от Элеонора

     Уважаемая Элеонора, какая-то странность с этими пятью архитекторами с немецкими фамилиями. Не поленился, посмотрел все их постройки на сайте. Сомневаюсь, что они могли вдруг нарисовать такой красивый фасад (ничего не имею против немцев, я не дойчефоб), но как-то не вяжется с их предыдущими  работами. Даты в скобках относятся, видимо, к зданию с фасадом по Росси К.И. (1838) и к зданию Гречанникова А.А. (1911)? 

  • 17 Мая 2022, 20:33
    Ответ на "Уважаемая Элеонора, какая-то странность с эти" от ИБН

     Ничего странного я не вижу. Начало дела - 1838 г., окончание - 1911 г. Проект Гречанникова относится к 1911 г. Но дом, безусловно строился не на пустом месте, и, судя по дате начала, в деле есть сведения о предшествующем здании; очевидно, именно к нему и относятся эти пять немецких фамилий (ср. годы их жизни [99]).

     

    Кроме того, в информации о деле указываются фамилии тех, чьи подписи стоят в документах - не только подписи авторов проектов (в том числе и проектов мелких переделок), но и визирующие подписи. Для того, чтобы во всем этом разобраться, нужно посмотреть само дело. 

     

    Это дело оцифровано, ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/9638, так что если у Вас есть желание, можете его посмотреть прямо на компьютере. (Только нужно оплатить просмотр.)

  • 25 Марта 2023, 10:05

    ЦГАКФФД Ж 333 ателье Буллы 1911-1912 гг.

     

  • 25 Марта 2023, 10:07

    ЦГАКФФД Ж 332 ателье Буллы 1911-1912 гг.

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32219
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 9824