Публикация

Доходный дом

Здание на карте
фото
Архитекторы: Спокойский-Францевич П. Л.
Год постройки: 1901
Стиль: Эклектика

Доходный дом                                                   эклектика

    

1901- техн. Спокойский-Францевич Петр Львович  (Сохранился дворовый корпус)  ([99]. С.286)

         техник, архитектор больницы св. Пантелеймона (с 1900 г.), участковый техник Городской управы (с 1902 г.).

 

  • фото

    Фрагмент
    плана 1932 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Фрагмент
    плана 1946 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    Фрагмент
    плана 2004 г.
    (добавил lenarch)

  • фото

    "В Ротах.
    Зима в городе"
    Акварель
    М. В. Добужинского.
    1904 г. (ГРМ)

  • фото

    М. Добужинский
    "Домик в Петербурге", 1905 г.*
    (добавил kolomna_in_art)

  • фото

    М.В. Добужинский.
    Петербургский дворик
    летом. 1908
    Собрание А.Л. Мясникова.
    Ныне в собрании В.А.
    Дудакова и М.К. Кашуро
    (добавил Liz)

  • фото

    М.В.Добужинский "Сад", 1909 г.
    (добавил S.P.)

  • фото

    М.В. Добужинский
    "Двор", 1903 г.
    (добавил S.P.)

  • фото

    Н.Н. Дубовской
    "Первый снег", 1910 г.
    (добавил kolomna_in_art)

* Изображен лицевой дом на участке, со стороны заднего фасада; вид из окна дворового, каменного, флигеля На заднем плане дом 15

   по 7-й роте. (Liz)

 

"...наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами. Во дворе был садик с высохшим фонтанчиком посередине и высокими, хотя и чахлыми, деревьями и качелями. Сбоку же садика высились черные штабеля дров и целая гора каких-то красных саней - розвальней. 

Эта неказистая, но ставшая мне милой петербургская «усадьба» была неоднократно мной изображаема и в летнем ее виде, и в уютном снежном уборе"

(М.В. Добужинский. Воспоминания. М.: Наука, 1987. С. 189 добавил Liz)

 

Еще одно изображение этого дома - летнее: М. В. Добужинский. Сад. 1909, Третьяковская галерея. Видна упоминаемая Добужинским "целая гора каких-то красных саней - розвальней" .  Брандмауэры на заднем плане - это, видимо, фантазия художника.

Следует заметить, что на этот домик обратил внимание и В. Я. Курбатов. В книге: В. Курбатов. Петербург. СПб, 1913, С. 563 написано: "Седьмая Рота"  [...] №16. Интересные лепные украшения и раскраска". Лепные украшения были, конечно, на уличном фасаде. Жаль, что Добужинский изобразил домик только с задней стороны.

В том, что №16 соответствует нынешнему, можно убедиться, просмотрев выпуски "Всего Петербурга" - так же, как и в том, что Добужинский жил именно здесь: этот его адрес указан в 1903 - 1909 гг.                                            (добавил S.P.)

 

В первый раз этот адрес Добужинского указан в ВПб на 1903 г. (О. III. С. 210), т.е. он жил здесь уже осенью 1902 г. Он писал, что никогда не рисовал на улице, так как стеснялся, во всяком случае, в первые годы, и с натуры рисовал только из собственных окон, а на улице делал только легкие наброски в маленьком альбомчике. 

Но весной 1907 г., когда в только что образованной Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга составляли "Список тех зданий, с фотографированием которых необходимо поторопиться", Добужинский просил включить в него несколько построек в Ротах и на Песках, в том числе и этот деревянный домик своих хозяев. Фотография, скорей всего, была сделана, но она или не сохранилась, или лежит неидентифицированная. О комиссии и, в том числе, о списке см.: Музей Старого Петербурга: 1909-1919: Документы из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. СПб., 2008. - (Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 17).                                                                      (добавил Liz)

 

 

М. В. Добужинский изобразил не только вид в окно на деревянный домик на 7-й Роте, но и вид в обратную сторону, во двор. В воспоминаниях он пишет:

"Когда мы нанимали нашу квартиру в 7-й роте, меня поразил вид из окон, выходивших на сторону, противоположную улице. Там был огромный пустырь с какими-то длинными непонятными погребами, обросшими высокой травой, а позади стояла глухая, дикого цвета стена, тоже черная, самая печальная и трагическая, какую можно себе представить, с пятнами сырости, облупленная и с одним лишь маленьким, подслеповатым оконцем. Пустынная стена притягивала меня к себе неудержимо. Я гадал - что притаилось за этой стеной, где лишь изредка теплился тусклый огонек в единственном окошке?..

Невольно я все время думал о Достоевском - он снова стал теперь в Петербурге занимать мои мысли, и эта стена мне начинала казаться жилищем какого-то безвестного Макара Девушкина, в реальность которого я стал даже верить. Это становилось почти кошмаром.

Но во мне победил художник. Я почувствовал неодолимую потребность эту страшную стену изобразить, и с величайшим волнением и пристально, с напряженным вниманием, со всеми ее трещинами и лишаями ее и запечатлел, уже любуясь ею... и она перестала меня угнетать. Я что-то преодолел, и эта пастель была первым моим настоящим творческим произведением."

Вот эта пастель - "Двор" (1903, Третьяковская галерея).  Конечно, здесь не одно окошко - но ведь это и не фотографическое изображение...

Теперь стена приведена в порядок и выглядит более прозаично... А в противоположную сторону отсюда виден дворовый фасад дома по 7-й Роте (7-й Красноармейской ул.), 16.                                                                   (добавил S.P.)

 

Эта стена стала заметно короче. на ее торце видны следы того, что часть дома разобрана.

Стена хорошо видна только из самого верхнего лестничного окна.

Да и сама лестница примечательная. Довольно отчетливо показывает ту бедность, в которой жил Добужинский в первые годы после возвращения из-за границы, когда еще не начал зарабатывать как художник, на службе денег пока не получал и вынужден был жить с женой, а потом и с ребенком на то, что получал от отца. Таких узких лестниц, даже черных, кажется не приходилось встречать. 

Квартиры в доме были небольшими, делить там вроде было нечего, но какие-то перепланировки все же были сделаны в советское время, в результате чего в квартиру была прорублена новая дверь, а та, что была при Добужинском была закрыта и, вероятно, как-то заделана, к счастью, только со стороны квартиры. В прошлом году (2018) там был ремонт и, когда красили стены, сделали вид, что этой двери и вовсе не существует.  Знаменательная получилась картина.  

 

Давно меня итересовали размеры этого участка, потому что на том рисунке Добужинского, на котором зеленый домик изображен летом, сарай и гора красных саней явно не помещаются в нынешние его границы. Было подозрение, что при строительстве общежития на двух соседних участках от здешнего таки оттяпали кусок, ровно такой, чтобы можно было обогнув каменный флигель, проехать на задний двор, ни сантиметром больше. И действительно - вчера зашла на задний двор общежития, с которого хорошо виден дом 16, и увидела то, чего не видела раньше. На глухом торце дома при его строительстве были сделаны, а потом заложены такие же дверные проемы в будущие квартиры, как и на торце правого флигеля, который обращен к 7-й роте. То есть участок был, конечно, шире, и хозяевами, а архитектор Спокойский-Францевич был зятем владельца дома, планировалось в будущем возведение еще двух корпусов - вдоль улицы и вдоль левой границы участка. Так и видится, как старик-хозяин, Семен Михайлович Соколов, категорически отказывается расстаться со своим зеленым домиком и позволить построить на его месте каменные дома с двором-колодцем. Потому, конечно, и не штукатурили фасады уже существующих флигелей - предполагали, должно быть, или так и оставить эти дворовые фасады, или оштукатурить окончательно после конца всей стройки. М. С. Соколов умер что-то около 1907 г., владелицами стали 4  его дочери. Весной М. В. Добужинский, опасаясь, что дом могу снести в любой момент, подал в Комиссию по изучению и охране С.-Петербурга заявку на фотографирование домика как можно скорей. Скорей всего, фотография была отснята, но местонахождение ее не известно. Между тем, планы наследников что-то расстроило, возможно, не сумели договориться между собой, и дом был продан.                                                                                                                                                                                                     (добавил Liz)

 

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Е. И. Новинскому, С. М. Соколову по 7-й Роте Измайловского полка, 16 Начальный год:1835. Конечный год:1901                                                                  ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5871

Чертежи дома С. М. Соколова по 7-ой Роте Измайловского полка, 16 Начальный год:1901. Конечный год:1901

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 2044

О залоге имущества С. М. Соколова; С. С. Соколовой; Е. С. Спокойской-Францевич; Н. С. Плаат и Л. С. Белоновской; Л. С. Белоновской, С. С. Соколовой и Е. С. Спокойской-Францевич; И. М. Шадиновым и М. П. Корсаковым по 7-й Роте Измайловского полка,16 Начальный год:1901. Конечный год:1915.                               ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 7757

Вот и объяснение авторства Спокойского-Францевича - для тестя строил.

(добавил Liz)

 

 

В доме 16 в 1903-1908 гг. жил Мстислав Валерьянович Добужинский (1875-1957) - график, живописец, театральный художник.

 

В этом доме жили:

1902 - 1909   график, художник М. В. Добужинский  (ВПб на 1903. O. III. C. 210, на 1904. С. 206, на 1905. С. 205, на 1906. С. 211, на 1907. С. 223, на 1908. С. 238, на 1909. С. 248)

1909 - 1911   художник Н. Н. Дубовской  (ВПб на1910. O. III. C. 278, на 1911. С. 287)                                                         (добавил Val 39)

  • фото
  • фото

    Во флигеле, литера Б
    сейчас апартаменты без окон
    Фото - Vladimir-2013 ,
    12.2015.

  • фото

    Фото - S.P., 04.04.2019.

  • фото

    Виден дворовый фасад
    дома по 7-й
    Красноармейской ул. 16
    Фото - S.P., 04.04.2019.

  • фото

    Фото - Liz,
    21.09.2018.

  • фото

    Фото - Liz,
    09.2023.

  • фото
  • фото

    Лестница №1

  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница №2

  • фото

    Здесь по всей
    видимости были
    двери в квартиры
    лицевого корпуса

  • фото

    Печь
    Фото -
    Vladimir-2013 ,
    12.2015.

  • фото

    Фото - Liz,
    21.09.2018.

51 комментарий
3211 просмотров
Добавил: Наталия, 29 Сентября 2009, 23:56
Редактировано: 5 Марта 2024, 00:13
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house8840.html' target='_blank'>Доходный дом на Citywalls.ru</a>
Всего 50 комментариев
  • 25 Января 2010, 13:37

    В этом доме в 1903-1908 гг. жил М.В.Добужинский (1875-1957) - график, живописец, театральный художник.

  • 19 Мая 2013, 21:32
    Ответ на "В этом доме в 1903-1908 гг. жил М.В.Добужинский (1" от Данелия

     

    А откуда это известно? Никогда не думал, что он мог тут жить...

  • 19 Мая 2013, 21:50

    ВПб на 1904, 1908 и даже на 1909 показывают именно этот адрес Добужинского, а на 1910 уже Дровяной, 4.

  • 19 Мая 2013, 21:51

    Интересно. Спасибо Liz.

  • 29 Октября 2015, 21:27

    http://kn.sobaka.ru/n88/02.html .- о  Добужинском

  • 9 Ноября 2016, 00:34
    Ответ на "Южный фасад, 12.2015 Лестница №1 Лестница №2 З" от vladimir-2013

     Владимир, счет лестницам идет от улицы вглубь? Т.е. та, окна которой на южном фасаде справа, это № 3 (или 1)? Лестница № 2, в любом случае, средняя, т.е. окна ее на фото слева? А как же ниши могли бы (теоретически) вести с лестницы 2 в квартиры лицевого дома? Мне кажется, я их видела на той лестнице, которая ближе к улице. А вот печь не помню. Она на какой лестнице?

    Нет ли у Вас фотографий табличек с номерами квартир по лестницам?

    Лицевой дом был деревянным, но, вероятно, владельцы планировали со временем построить каменный и сделали такие вот заготовки.

    Окна в этих так наз. апартаментах выходят в противоположную сторону, т.е. в сторону Обводного канала.

  • 9 Ноября 2016, 00:42

    "...наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине двора, отступя от улицы, на которую выходил длинный фасад низенького старинного особнячка хозяина, выкрашенный в зеленый цвет, со ставнями и белыми ампирными украшениями над окнами. Во дворе был садик с высохшим фонтанчиком посередине и высокими, хотя и чахлыми, деревьями и качелями. Сбоку же садика высились черные штабеля дров и целая гора каких-то красных саней — розвальней.

    Эта неказистая, но ставшая мне милой петербургская «усадьба» была неоднократно мной изображаема и в летнем ее виде, и в уютном снежном уборе" (М.В. Добужинский. Воспоминания. М.: Наука, 1987. С. 189)

     

     

    М. Добужинский. Домик в Петербурге. 1905.

    Изображен лицевой дом на участке, со стороны заднего фасада; вид из окна дворового, каменного, флигеля

    На заднем плане дом 15 по 7-й роте.

  • 9 Ноября 2016, 01:08

    - ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5871
    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Е.И.Новинскому, С.М.Соколову по 7-й Роте Измайловского полка, 16

    Начальный год:1835. Конечный год:1901
    - ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 2044

    Чертежи дома С.М.Соколова по 7-ой Роте Измайловского полка, 16

    Начальный год:1901. Конечный год:1901

    - ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 1. Дело 7757
    О залоге имущества С.М.Соколова; С.С.Соколовой; Е.С.Спокойской-Францевич; Н.С.Плаат и Л.С.Белоновской; Л.С.Белоновской, С.С.Соколовой и Е.С.Спокойской-Францевич; И.М.Шадиновым и М.П.Корсаковым по 7-й Роте Измайловского полка,16

    Начальный год:1901. Конечный год:1915.
         Вот и объяснение авторства Спокойского-Францевича - для тестя строил.

     

  • 9 Ноября 2016, 01:29
    Ответ на "Южный фасад,  Во флигеле, литера Б сейчас апартаменты без окон" от vladimir-2013

     Апартаменты? Т.е. жилье? Без окон??

  • 9 Ноября 2016, 08:03
    Ответ на "Владимир, счет лестницам идет от улицы вглубь? Т.е" от Liz

     Там не все так просто. Справа это окна лестницы без номера, формально это №3. Окна слева, точнее по центру корпуса, лестница №1, а вот лестница №2 это именно та, которая ближе к улице и с печью. Вот таблички

    см. публ.

     

    По вопросу окон в корпусе с литерой Б не могу утверждать, что они выходят в сторону Обводного канала, но на Яндекс панорамах там окон нет https://yandex.ru/maps/-/CZsCFBnU

     

    Ответ на "Апартаменты? Т.е. жилье? Без окон??" от Ладада

     На вывеске написано, что апартаменты, по вопросу окон я написал выше

     

  • 11 Марта 2019, 15:03
    Ответ на ""...наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине " от Liz

    "Эта неказистая, но ставшая мне милой петербургская «усадьба» была неоднократно мной изображаема и в летнем ее виде, и в уютном снежном уборе."

     

    Еще одно изображение этого дома - летнее: М.В.Добужинский. Сад. 1909, Третьяковская галерея:

     

     

    Видна упоминаемая Добужинским "целая гора каких-то красных саней — розвальней" .  Брандмауэры на заднем плане - это, видимо, фантазия художника.

     

    Следует заметить, что на этот домик обратил внимание и В.Я.Курбатов. В книге: В.Курбатов. Петербург. СПб, 1913, с. 563 написано:

     

    "СЕДЬМАЯ РОТА"

    [...]

    №16. Интересные лепные украшения и раскраска."

     

    Лепные украшения были, конечно, на уличном фасаде. Жаль, что Добужинский изобразил домик только с задней стороны.

     

    (В том, что №16 соответствует нынешнему, можно убедиться, просмотрев выпуски "Всего Петербурга" - так же, как и в том, что Добужинский жил именно здесь: этот его адрес указан в 1903 - 1909 гг.)

     

     

     

  • 11 Марта 2019, 16:18

    В первый раз этот адрес Добужинского указан в ВПб на 1903 год (О. 3. С. 210), т.е. он жил здесь уже осенью 1902 года. Он писал, что никогда не рисовал на улице, так как стеснялся, во всяком случае, в первые годы, и с натуры рисовал только из собственных окон, а на улице делал только легкие наброски в маленьком альбомчике. 

    Но весной 1907 года, когда в только что образованной Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга составляли "Список тех зданий, с фотографированием которых необходимо поторопиться", Добужинский просил включить в него несколько построек в Ротах и на Песках, в том числе и этот деревянный домик своих хозяев. Фотография, скорей всего, была сделана, но она или не сохранилась, или лежит неидентифицированная. О комиссии и, в том числе, о списке см.: Музей Старого Петербурга: 1909-1919: Документы из собрания Государственного музея истории Санкт-ПЕтербурга. СПб., 2008. - (Труды Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Вып. 17). 

    Кстати, в этом списке есть и те ворота, которые на сайте так, кажется, и остались на четной стороне 8-й Рождественской (не помню номер: 18 или 20), в то время,. как их место было в доме 19, что видно на фотографии (в списке неточность: 17).

  • 19 Апреля 2019, 17:07

    Продолжаю тему Добужинского.

     

    М.В.Добужинский изобразил не только вид в окно на деревянный домик на 7-й Роте, но и вид в обратную сторону, во двор. В воспоминаниях он пишет:

     

    "Когда мы нанимали нашу квартиру в 7-й роте, меня поразил вид из окон, выходивших на сторону, противоположную улице. Там был огромный пустырь с какими-то длинными непонятными погребами, обросшими высокой травой, а позади стояла глухая, дикого цвета стена, тоже черная, самая печальная и трагическая, какую можно себе представить, с пятнами сырости, облупленная и с одним лишь маленьким, подслеповатым оконцем. Пустынная стена притягивала меня к себе неудержимо. Я гадал - что притаилось за этой стеной, где лишь изредка теплился тусклый огонек в единственном окошке?..

    Невольно я все время думал о Достоевском - он снова стал теперь в Петербурге занимать мои мысли, и эта стена мне начинала казаться жилищем какого-то безвестного Макара Девушкина, в реальность которого я стал даже верить. Это становилось почти кошмаром.

    Но во мне победил художник. Я почувствовал неодолимую потребность эту страшную стену изобразить, и с величайшим волнением и пристально, с напряженным вниманием, со всеми ее трещинами и лишаями ее и запечатлел, уже любуясь ею... и она перестала меня угнетать. Я что-то преодолел, и эта пастель была первым моим настоящим творческим произведением."

     

    Вот эта пастель - "Двор" (1903, Третьяковская галерея):

     

    Более высокое разрешение

     

    Конечно, здесь не одно окошко - но ведь это и не фотографическое изображение...

     

    Эта стена сохранилась до нашего времени. Для того, чтобы ее увидеть, нужно пройти по ул. Егорова вдоль корпусов общежития и в первый же проход свернуть направо. Так же, как и во времена Добужинского, двор загроможден разными постройками - только более поздними, советскими, - и поэтому увидеть эту стену можно только вблизи (конечно, если не забираться наверх):

     

    Моя фотография 4 апреля 2019 г. Более высокое разрешение

     

    Теперь стена приведена в порядок и выглядит более прозаично...

    А в противоположную сторону отсюда виден дворовый фасад дома по 7-й Роте (7-й Красноармейской ул.), 16:

     

    Моя фотография 4 апреля 2019 г. Более высокое разрешение

     

    Хорошо бы пройти на лестницу и оттуда сверху снять двор и стену. Но это затруднительно: на калитке при входе в сквер установлен домофон - а ведь, небось, есть еще один домофон - при входе на лестницу. Впрочем, здесь есть мастера по проникновению в парадные, может быть, у кого-то получится...

     

    А вообще надо сказать, что это место - только маленькая часть огромного (и очень живописного) дворового пространства между ул. Егорова и Измайловским проспектом (Давно знаю эти дворы, обнаружил их еще в детстве, любил по ним гулять. Но о том, что это место изобразил Добужинский, узнал только теперь.)

     

    P.S. Обо всем этом я написал на своем сайте, там же дал и еще некоторые фотографии этого двора. 

  • 19 Апреля 2019, 19:41
    Ответ на "Продолжаю тему Добужинского. М.В.Добужинский изоб" от S.P.

     Эта стена стала заметно короче. на ее торце видны следы того, что часть дома разобрана.

    Стена хорошо видна только из самого верхнего лестничного окна. Но из других тоже интересные виды.

    Фотография 21 сентября 2018.

     

    Да и сама лестница примечательная. Довольно отчетливо показывает ту бедность, в которой жил Добужинский в первые годы после возвращения из-за границы, когда еще не начал зарабатывать как художник, на службе денег пока не получал и вынужден был жить с женой, а потом и с ребенком на то, что получал от отца. Таких узких лестниц, даже черных, кажется не приходилось встречать. 

    Квартиры в доме были небольшими, делить там вроде было нечего, но какие-то перепланировки все же были сделаны в советское время, в результате чего в квартиру была прорублена новая дверь, а та, что была при Добужинском была закрыта и, вероятно, как-то заделана, к счастью, только со стороны квартиры. В прошлом году там был ремонт и, когда красили стены, сделати вид, что этой двери и вовсе не существует.

    Знаменательная получилась картина.

    Фотография 21 сентября 2018.

     

  • 19 Апреля 2019, 19:44
    Ответ на "Эта стена стала заметно короче. на ее торце видны " от Liz

     Очень интересно!

     

    Это Ваши фотографии?

  • 19 Апреля 2019, 19:57

    Да, конечно.

  • 27 Апреля 2019, 23:26

    Давно меня итересовали размеры этого участка, потому что на том рисунке Добужинского, на котором зеленый домик изображен летом, сарай и гора красных саней явно не помещаются в нынешние его границы. Было подозрение, что при строительстве общежития на двух соседних участках от здешнего таки оттяпали кусок, ровно такой, чтобы можно было обогнув каменный флигель, проехать на задний двор, ни сантиметром больше. И действительно - вчера зашла на задний двор общежития. с которого хорошо виден дом 16, и увидела то, чего не видела раньше. На глухом торце дома при его строительстве были сделаны, а потом заложены такие же дверные проемы в будущие квартиры, как и на торце правого флигеля, который обращен к 7-й роте. То есть участок был, конечно, шире, и хозяевами, а архитектор Спокойский-Францевич был зятем владельца дома, планировалось в будущем возведение еще двух корпусов - вдоль улицы и вдоль левой границы участка. Так и видится, как старик-хозяин, Семен Михайлович Соколов, категорически отказывается расстаться со своим зеленым домиком и позволить построить на его месте каменные дома с двором-колодцем. Потому, конечно, и не штукатурили фасады уже существующих флигелей - предполагали, должно быть, или так и оставить эти дворовые фасады, или оштукатурить окончательно после конца всей стройки. М.С. Соколов умер что-то около 1907 года, владелицами стали 4  его дочери. Весной М.В. Добужинский, опасаясь, что дом могу снести в любой момент, подал в Комиссию по изучению и охране С.-Петербурга заявку на фотографирование домика как можно скорей. Скорей всего, фотография была отснята, но местонахождение ее не известно. Между тем, планы наследников что-то расстроило, возможно, не сумели договориться между собой, и дом был продан.  

    Прошу прощения за качество фотографии, помещаю просто для сведения. Горизонтальные линии проемов видны.

  • 28 Апреля 2019, 01:32

    Дерев.дом разобран, скорее всего, в блокаду на дрова. Также у дома исчезла торцовая часть (в строну ул.Егорова) вместе с аркой.

    Фрагмент плана 1932 г.:

     

    На месте дер.дома появился фонтан (после 1957 г.).

  • 28 Апреля 2019, 02:02
    Ответ на "Дерев.дом разобран, скорее всего, в блокаду на дро" от lenarch

     

     

    Это фотография с участка 12-14 - процесс строительства общежития. Качество так себе, не могу понять, видно что-то на месте деревянного дома или нет. Вроде нет. Кажется, что прямо там же стоит какая-то вышка - сваи забивают? И на торце каменного дома не вижу ничего такого, что может объяснить изображенное на плане.

  • 28 Апреля 2019, 03:28
    Ответ на " Это фотография с участка 12-14 - процесс строите" от Liz

    Фрагмент плана 1946 г.:

     

    Показан фундамент.

    На довоенном плане почему-то не поставлен материал постройки(Д).

  • 28 Апреля 2019, 09:42
    Ответ на " Это фотография с участка 12-14 - процесс строите" от Liz

     Да, вот сейчас вижу, что домик еще стоит, виден, по крайней мере, фронтон. А что показано на обоих планах между домиком и общежитием - что-то похожее на то, как обозначают подворотни, нет? Но вроде и не должно такого быть. 

  • 28 Апреля 2019, 18:48

    Да. Это арка. Возможно заложена. Или что-то с торцевой частью общежития сделали.

  • 28 Апреля 2019, 18:57
    Ответ на "Да. Это арка. Возможно заложены. Или что-то с торц" от lenarch

     Заложить арку не могли т.к. там лестница.

  • 28 Апреля 2019, 21:31

    Сегодня внимательно осмотрела торец дома 16, обращенный в сторону общежития. Там совершенно не видно каких-либо следов разборки прилегавшей части, вообще никаких неровностей. Видны лишь заготовки для последующей пристройки нового корпуса, такие же, как на торце, обращенном к 7 роте.

  • 29 Апреля 2019, 02:55

    Вот ещё фрагмент плана 2004 г.:

  • 30 Ноября 2019, 01:16

    вообще то Добужинский прожил в этом  доме 7 лет.

    Так же имеется его картина "Двор" написанная из окна этого дома

  • 30 Ноября 2019, 01:18
  • 30 Ноября 2019, 01:21
    Ответ на "Мстислав Валерьянович Добужинский Гравюра, 1903 " от lastday

    Если бы Вы нажали на ссылку "Показать предыдущие комментарии", то увидели бы, что обо всем этом (а также обо многом другом, связанном с жизнью Добужинского в Ротах) уже писали Данелия, Liz и я. 

  • 31 Декабря 2019, 14:28

               В этом доме жили:

    1902 - 1909   график, художник М. В. Добужинский  (ВПб на 1903. O. III. C. 210, на 1904. С. 206, на 1905.

                          С. 205, на 1906. С. 211, на 1907. С. 223, на 1908. С. 238, на 1909. С. 248), а не в 1903 - 1908

                          годах, как указано в публикации.

    1909 - 1911   художник Н. Н. Дубовской  (ВПб на1910. O. III. C. 278, на 1911. С. 287).

  • 8 Мая 2022, 15:10

    Спокойская-Фронцевич Ел. Сем. - ж. пот. двн. Дмвл.

    Спокойский-Фронцевич Апполин. Льв. - техн. п. с. пот. двн. Т. 47585. На 1917 нач. парт. по ж.-д. изсыкан.

    // Весь Петербург на 1903-1917. 

    Их дочь Спокойская Людмила Аполлоновна (1902, СПб. - 1976, Л.) - танцовщица и балетмейстер. Окончила вечерние курсы при петрогр. Хореографическом уч-ще. В 1920-1925 вместе с М. Мономаховым работала в «Вольной комедии», кабаре «Балаганчик», «Свободном театре». В 50-х гг. ушла со сцены и занялась живописью.

    Т. А-0-52-51.

    // Список абонентов ЛГТС. Л., 1927, 1937.

  • 29 Февраля 2024, 19:57
    Ответ на ""...наш пятиэтажный кирпичный дом стоял в глубине " от Liz

     
    Кажется наткнулась на изображение этого же дома на картине художника Дубовского 1910-го года

  • 29 Февраля 2024, 21:40
    Ответ на "Кажется наткнулась на изображение этого же дома на" от kolomna_in_art

    Очень интересно! И тоже вид из окна.

     

    Вырезки из "Всего Петербурга" на 1910 и 1911 г.:

     

    1910, с.278

     

    1911, с.287

     

    Итак (с учетом запаздывания на один год), Дубовской жил здесь в 1909-1911 гг.

    (До этого он жил на Екатерининском канале, 65 (известен его вид из окна того дома), а после этого - в здании Академии художеств).

     

    Может быть, он жил даже в той же квартире, в которой до этого жил Добужинский?

     

     

    P.S. Уже после того как я отправил этот комментарий, я увидел, что об этом уже написано в публикации (сведения о Дубовском добавил Val 39 .)

    Кстати, мне кажется, что есть смысл добавить в публикацию репродукции работ Добужинскогго и Дубовского. Они уже есть в комментариях.

     

  • 2 Марта 2024, 12:12
    Ответ на "Очень интересно! И тоже вид из окна. Вырезки из "" от S.P.

    О, спасибо, рада, что предположения подтвердились, тоже не заметила сначала упоминания в комментариях при беглом осмотре.

  • 2 Марта 2024, 20:21

    Смущает меня тональность помещенного в публикацию изображения "Сад" - кажется не очень соответствует палитре Добужинского? Но поисковик выдал почти такую же, чуть светлее...

  • 2 Марта 2024, 21:07
    Ответ на "Смущает меня тональность помещенного в публикацию " от Наталия

    Я сейчас посмотрел - и меня тоже смутила тональность. Посмотрите то, что я выложил в комментаврии от 11 марта 2019 г. - может быть, такая репродукция лучше подойдет? Правда, более крупного изображения у меня нет. (Нашел где-то в интернете - теперь уже не помню, где.)

  • 2 Марта 2024, 21:32

    Попробовал найти в "Яндексе" по картинке. В такой тональности выдает только две ссылки - на мой сайт и на тот сайт, откуда (как я вспоминаю) я это изображение взял: http://cultobzor.ru/2016/02/mstislav-dobuzhinskiy-gallery/dobuzhinsky-26/ . Только эта ссылка теперь не работает.

  • 2 Марта 2024, 22:48

    М.В. Добужинский. Сад. 1909. ГТГ

     

    М.В. Добужинский. Петербургский дворик летом. 1908. Частное собрание.

  • 2 Марта 2024, 22:52
    Ответ на "Смущает меня тональность помещенного в публикацию " от Наталия

     рисовал Добужинский в такой тональности (на данной копии уж больно яркие цвета). Сравните с другими рисунками: https://wearts.ru/ruartist/80

  • 2 Марта 2024, 22:56
    Ответ на "М.В. Добужинский. Сад. 1909. ГТГ М.В. Добужинский" от Liz

    Очень интересная вторая репродукция. Нет ли каких-то более точных данных?

     

  • 2 Марта 2024, 23:12

    Кстати, эта работа Добужинского из частного собрания - явно не фотографическое изображение. Более ранняя работа 1905 г. точнее.

    Я имею в виду не изображение самого деревянного домика, а задний план. Там изображены (слева направо дома по 7-йРоте, 15 и 13. О доме 13 не могу судить, а вот дом 15, построенный в 1861-1862 гг., с самого начала выглядел так, как он выглядит сейчас - убогий, упрощенный фасад. В 1905 г. Добужинский именно таким и изображил этот фасад - а в 1908 г. решил его приукрасить, сделал что-то в духе классицизма.

  • 3 Марта 2024, 00:44
    Ответ на "Кстати, эта работа Добужинского из частного собран" от S.P.

     Да, есть сведения об этой работе, но сейчас не вижу, найду. 

     

  • 3 Марта 2024, 01:13
    Ответ на "рисовал Добужинский в такой тональности (на данной" от Риэлтор

     Тут сравнивать бессмысленно: все эти картинки  скорее всего из одного источника.

    Вот для сравнения https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43734839788/Mstislav-Dobuzhinskiy-na-moih-glazah-Peterburg-umiral-smertyu-ne?ysclid=lta8rhs2bx517052421

    Они даже обрезаны все одинаково. Смысл сравнивать есть только разве с сайтом музея или  с прилично изданным альбомом. Конечно, в нашем случае тональность не самое важное, но тут как-то, на мой взгляд, выбивается - красная часть задрана.

    Но все это кто-то когда-то переснял или сканировал и обработал или не обработал. Оригинал бы посмотреть :)

    Вот у меня при легкой стандартной обработке получилось так

    Но насколько это правильно?

    Завтра еще посмотрю, может альбом найду.

    А на сайте Третьяковки этой картины нет?  А у Третьяковки есть сайт? Не помню, чтоб когда-либо приходилось обращаться...

  • 3 Марта 2024, 01:26
    Ответ на "Тут сравнивать бессмысленно: все эти картинки " от Наталия

     Есть сайт Третьяковской галереи: https://www.tretyakovgallery.ru/?lang=ru . И на нем есть пункт меню "Коллекция", а там как будто можно и ввести данные для поиска. Но что-то ничего этот поиск не дает. Или это я такой тупой?

  • 3 Марта 2024, 02:12
    Ответ на "Мстислав Валерьянович Добужинский Гравюра, 1903 " от lastday

    Вот здесь качество лучше (Двор. 1903). В публикации картинка неудачная, очень осветвленная. 

  • 3 Марта 2024, 08:46
    Ответ на "Вот здесь качество лучше (Двор. 1903). В публикаци" от Liz

     Тогда уж лучше то, что я выложил 30 апреля 2019 г. (кстати, значительно раньше, чем lastday ,  который не догадался нажать ссылку "Посмотреть предыдущие комментарии"). Качество репродукции у меня такое же, но изображение - безо всяких посторонних надписей и большего размера (если посмотреть по ссылке под изображением).

  • 3 Марта 2024, 09:49
    Ответ на "Есть сайт Третьяковской галереи: https://www.trety" от S.P.

     Вы не тупой!😃

    Третьяковка не хочет демонстрировать свою коллекцию, поэтому ничего и не находится.

  • 3 Марта 2024, 14:05

    Фото 21 - вид торца 4-этажного флигеля с заложенными дверными проемами, очень плохого качества, поместила просто, чтобы обратить внимание на сам факт. Вот более приличный кадр.

    Сентябрь 2023.

  • 3 Марта 2024, 14:05
    Ответ на "М.В. Добужинский. Сад. 1909. ГТГ М.В. Добужинский" от Liz

    Какая прекрасная вторая, раньше не встречала.

    Ответ на "Очень интересная вторая репродукция. Нет ли каких-" от S.P.

     Поиск по картинкам говорит, что Собрание А.Л. Мясникова. Ныне в собрании В.А. Дудакова и М.К. Кашуро 

  • 3 Марта 2024, 14:39
  • 3 Марта 2024, 15:29
    Ответ на "Какая прекрасная вторая, раньше не встречала. Отве" от kolomna_in_art

     Не смогла найти у себя рассказ о выставке Добужинского из их собрания, где была и эта работа. Насколько помню, они купили то, что было в собрании Ростислава Мстиславовича (много). И был каталог. Это что-то год 2007-2008.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5599