Публикация
Мраморный дворец -
|
Архитекторы: | Ринальди А. |
Год постройки: | 1768-1785 |
Стиль: | Классицизм |
Со стороны Дворцовой наб.
Мраморный дворец - Константиновский дворец классицизм
Памятник раннего классицизма
1768-1785 - арх. Ринальди Антонио, строители Егоров П. Е., Мордвинов М. И.,
скульпторы Шубин Ф. И., Козловский М. И.
1843-1849 - арх. Брюллов Александр Павлович - перестройка
см. Мраморный дворец
Вид на Мраморный дворец и
Неву. неизв.худ.. 1822 г.
(добавил Mary)
Мраморный дворец.
Литогр.Ж.Жакотте и Обрэна с рис.
И.И.Шарлеманя. Серед.19 в.
(добавил Mary)
В.С.Садовников.
Вид набережной и Мраморного
дворца, 1847 г.
(добавил Mary)
В. С. Садовников.
(добавил Андрей Агафонов )
Патерсен Б. Вид на Мраморный
дворец от Петропавловской
крепости.
(добавил Mary)
Вид на Мраморный дворец
и Летний сад от
Петропавловской крепости.
раскр.гравюра Б. Патерсена
1806 г. **
(добавил IVa)
Вид на Мраморный дворец. 1862.
Акв. по оригиналу Жакотте и Башелье.
(добавил Mary)
humus.livejournal.com
(добавил Андрей Агафонов)
humus.livejournal.com
(добавил Андрей Агафонов)
ГАИМК (Гос.академия истории
материальной культуры)
Открытка 1930-х гг.
(добавил Ладада)
(добавил Андрей Агафонов)
?Историческое, географическое
и топографическое описание Санкт-
етербурга, от начала заведения
его, с 1703 по 1751 год?
Автор Богданов Г. 1779 г.
(добавил PavelT)
(добавил Андрей Агафонов )
(Из книги Ю. В. Трубинов
"Архитекторы Мраморного дворца.
Мистификации и реальность"
СПб "Композитор Санкт-Петербург",
2013)
План 2-го этажа.
(добавил Mary)
"Зодчие Санкт-Петербурга XVIII век."
Жан Батист Александр Леблон.
Н.В. Калязина, Е.А. Калязин.
Слева у канала виден Почтовый двор.
(добавил PavelT)
Госкаталог
(добавил Андрей Агафонов)
Похороны акад. Н.Я.Марра
20 дек. 1934 г. *
(добавил Ладада)
Музей Академии Художеств
(добавил Андрей Агафонов)
Фрагменты ограды и ворот
со стороны набережной.
Арх. ограды - П.Е. Егоров, 1780-е.
(Бунатян Г. Г. "...Оград
узор чугунный".
Альбом. Лениздат, 1990)
(добавил IVa)
Конверт 1976
Мраморный дворец
(добавил Сергей Г)
Памятник Александру III
перевезен из Русского
музея во двор Мраморного
дворца. 09.11.1994 г.
(добавил Ладада)
Броневик "Враг капитала"
водворе Мраморного дворца,
1957-г
1970 г.
(добавил Андрей Агафонов )
Топ-план 2004.
(добавил IVa)
Топ-план 2004.
(добавил IVa)
Топ-план 2004.
(добавил IVa)
Топ-план 2004.
(добавил IVa)
(добавил люблюпитер)
* Похороны акад. Н.Я.Марра 20 дек. 1934 г. В Мраморном дворце (Дворцовая наб., 5) в 1930-е гг. находилась Гос. Академия Истории
Материальной Культуры (ГАИМК).
** Комплект 16 открыток Петербург XVIII-XIX вв. в гравюрах и акварелях. Издательство "Аврора", Ленинград. 1971.
Мраморный дворец или «Каменный дом у Почтовой пристани» строился в 1768-1785 гг. на том месте, где при Петре I был построен Почтовый двор (см. также
Строительство дворца императрица Екатерина II поручила архитектору Антонио Ринальди. Мраморный дворец принадлежит к числу лучших его сооружений. Ринальди использовал естественный камень для внешней и внутренней отделки здания. Разноцветные мраморы и граниты - основной строительный материал дворца. Тонкая серо-розовая. Белая и голубая цветовые гаммы природного камня придают Мраморному дворцу необычайное своеобразие.
Строился дворец для фаворита Екатерины II графа Г. Г. Орлова (1734-1783). После его смерти Екатерина II подарила дворец своему внуку Великому Князю Константину Павловичу (1779-1831).
С середины XIX в. Мраморный дворец принадлежал сыну Императора Николая I Великому Князю Константину Николаевичу и его потомкам. Последний предреволюционный период истории дворца связан с именем Великого Князя Константина Константиновича - известного русского поэта серебряного века, подписывавшего свои произведения "К. Р.".
Фасады полностью облицованы мрамором и гранитом. Отсюда название дворца.
Главный фасад обращен в сад, где ранее проходил Красный канал, соединяющий Неву с Мойкой. Фасад украшен портиком, поддерживающим аттик с часовой башней. Скульптуры на аттике выполнены Ф. И. Шубиным. Из мрамора различных цветов выполнены фриз, аттик и гирлянды под окнами. Три остальных фасада украшены равномерно расположенными на уровне второго и третьего этажа коринфскими пилястрами из розоватого тивдийского мрамора.
В 1844-1851 гг. арх. А. П. Брюллов перестроил здание внутри, изменив интерьеры. Первоначальную отделку сохранили лишь парадная лестница и нижний ярус Мраморного зала с барельефами работы Ф. И. Шубина и М. И. Козловского.
С 1919 г. по 1936 г. в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 г. в залах Мраморного дворца были развернуты экспозиции ленинградского филиала Центрального Музея В. И. Ленина. Новое использование помещений привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа (были уничтожены уникальные камины и декоративные ткани, в залах закрасили искусственный мрамор, забелили росписи и живопись). Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А.Ринальди <...>
В январе 1992 г. Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею <...>
(Информация официального сайта Русского музея rusmuseum.ru 05.01.2011)
В качестве времени переноса памятника Александру III ряд сайтов указывает 1997, но заслуживающей абсолютного доверия ссылки не нашел. (Добавил:
В 1937 г. здание по проекту арх. Н. Е. Лансере и Д. А. Васильева было приспособлено под филиал Центрального музея В. И. Ленина.
С января 1992 г. Мраморный дворец является филиалом Государственного Русского музея.
Фото - qvowadis, 2009.
Памятник Александру III
Фото - Mary, 2008.
Фото - owlat, 08.2011
Фото - Kata
06.2012.
Окно с
медной
позолоченной
рамой
Арка во двор против
собственного подъезда
Александры Иосифовны
Скульптура
в арке
Арка в Белый двор
Фото -
Наталия, 04.2018.
Вид на окна
Зимнего сада
Фото -
Наталия,
10.2018.
Фото - Риэлтор, 06.2020.
Первый владелец - граф Г. Г. Орлов, фаворит Екатерины II, отец графа Бобринского.
Затем дворец со служебным корпусом отошел великому князю Константину Павловичу, внуку Екатерины Великой, сыну Павла I.
Следующий владелец - великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, сын Николая I, председатель Государственного Совета, Археологического и Географического общества. Для Константина Николаевича арх. А. П. Брюллов произвел реконструкцию, а также перестройку служебного дома.
Последний владелец - великий князь Константин Константинович, знаменитый поэт К. Р. (Константин Романов).
В 1920 г. здесь разместилась Российская Академия истории материальной культуры.
Николай Яковлевич Марр (25 декабря 1864 (6 января 1865), Кутаис - 20 декабря 1934, Ленинград) - российский и советский востоковед и кавказовед, филолог, историк, этнограф и археолог, академик Императорской академии наук (1912), затем академик и вице-президент АН СССР. После революции получил громкую известность как создатель «нового учения о языке», или «яфетической теории». Отец востоковеда и поэта-футуриста Юрия Марра.
После его смерти Государственная академия истории материальной культуры носила имя Н.Я. Марра.
В 1937-1992 гг. здесь был Музей Ленина с броневиком у входа. Броневик сейчас в
В настоящее время дворец передан Государственному Русскому музею, здесь размещены выставочные залы.
В парадном дворе установлен памятник Александру III работы Паоло Трубецкого.
Памятник императору-миротворцу появился во дворе в 1994 г. В советское время, на этом месте стоял броневик, с которого, по легенде, выступал В. И. Ульянов-Ленин, вернувшись в Петроград после Февральской революции (см.
(добавил -
Памятник Александру III - скульптор П.П.Трубецкой, открыт в 1909 г. на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) у Николаевского (Московского) вокзала.
Монумент посвящен "державному основателю Великого Сибирского пути" - так некогда называлась Транссибирская железная дорога, строительство которой началось при Александре III.
Идея создания памятника принадлежала министру финансов С. Ю. Витте. Императорская семья поддержала эту идею и даже выступила официальным заказчиком монумента. Конкурс выиграл итальянский скульптор русского происхождения Паоло Трубецкой. Над скульптурой мастер работал в Петербурге, в специально построенном для этого павильоне. Бронзовую скульптуру царя отливали в Италии в мастерской литейщика К. А. Робекки, а коня на Обуховском сталелитейном заводе. Постамент был сделан из красного валамского гранита, более трех метров высотой, по проекту Ф. О. Шехтеля. На лицевой стороне постамента была выбита надпись: "Императору Александру III державному основателю великого сибирского пути". Торжественное открытие памятника состоялось 23 мая 1909 г.
В 1937 г. памятник был демонтирован и убран в запасники Русского музея. В 1994 г. конная статуя Александра III была установлена перед входом в Мраморный дворец, ставший филиалом Русского музея.
(по материалам сайта alexandr3.e812.ru 18.12.2012; добавил:
1922, 1923: Российская академия истории материальной культуры, Дворцовая наб., 6.
("Весь Петроград - 1922, кол. 648), ("Весь Петроград - 1923, С. 44).
1924, 1925, 1926: Российская академия истории материальной культуры, Наб. 9-го Января (б. Дворцовая), 6.
(«Весь Ленинград - 1924". С. 83), («Весь Ленинград - 1925". С. 81), («Весь Ленинград - 1926". С. 74). Председатель акад. Марр Н. Я.
1927, 1928, 1929, 1930, 1931: Государственная академия истории материальной культуры, Наб. 9-го Января (б. Дворцовая), 6.
(«Весь Ленинград - 1927". С. 68), («Весь Ленинград и область - 1928". С. 88), («Весь Ленинград и область - 1929". С. 68),
(«Весь Ленинград и область - 1930". С. 75), («Весь Ленинград - 1931". С. 88). Председатель акад. Марр Н. Я.
1932, 1933, 1934: Государственная академия истории материальной культуры, Ул. Халтурина (б. Миллионная), 5. Председатель
акад. Марр Н. Я («Весь Ленинград - 1932". С. 79), («Весь Ленинград - 1933". С. 271), («Весь Ленинград - 1934". С. 238).
1935: Государственная академия истории материальной культуры им. Н.Я. Марра, Ул. Халтурина (б. Миллионная), 5.
(«Весь Ленинград - 1935". С. 282)
(Добавил:
Памятник императору-миротворцу появился во дворе после перестройки.
Какой перестройки?
Да, впервые столкнулся с названием Константиновский :), хотя когда-то моей коллеге пришлось разбирать здание по косточкам :)), и я имел честь ознакомиться с ее трудом.
Информация официального сайта Русского музея:
С 1919 года по 1936 год в Мраморном дворце размещалась Российская Академия истории материальной культуры. В 1937 году в залах Мраморного дворца были развернуты экспозиции ленинградского филиала Центрального Музея В.И.Ленина. Новое использование помещений привело к утрате архитектурной отделки залов второго этажа (были уничтожены уникальные камины и декоративные ткани, в залах закрасили искусственный мрамор, забелили росписи и живопись). Переделки практически не затронули только Парадную лестницу и Мраморный зал, сохранившие, в основном, авторскую отделку А.Ринальди <...>
В январе 1992 года Мраморный дворец был передан Государственному Русскому музею <...>
В качестве времени переноса памятника Александру III ряд сайтов указывает 1997, но заслуживающей абсолютного доверия ссылки не нашел.
Приходится констатировать, что и сайт ГРМ не может быть признан носителем достоверной инф-ции - последняя выставка оконч-но убедила, что в этом учр. культуры со знанием истории проблемы :((
Печи Мраморного дворца:
"...великий князь Константин Николаевич, сын Николая I, председатель Государственного Совета, ..."
Пропущено самое важное - генерал-адмирал, это основное в биографии Константина Николаевича. Принято писать так: великий князь генерал-адмирал Константин Николаевич, а затем перечисляется председатель Государственного Совета, и т.д. Основное назначение великого князя Константина Николаевича было - служение Отечеству на флоте, так повелел ему с ранненго детства его отец император Николай I.
Слева от входа в Мраморный дворец, есть арочка с двумя статуями, за ней - дворик
1922, 1923: РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, Дворцовая наб., 6.("Весь Петроград - 1922, кол. 648), ("Весь Петроград - 1923, с. 44).
1924, 1925, 1926: РОССИЙСКАЯАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, Наб. 9-го Января (б. Дворцовая), 6. («Весь Ленинград - 1924". С. 83), («Весь Ленинград - 1925". С. 81), («Весь Ленинград - 1926". С. 74). Председатель акад. Марр Н. Я.
1927, 1928, 1929, 1930, 1931: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, Наб. 9-го Января (б. Дворцовая), 6. («Весь Ленинград - 1927". С. 68), («Весь Ленинград и область - 1928". С. 88), («Весь Ленинград и область - 1929". С. 68), («Весь Ленинград и область - 1930". С. 75), («Весь Ленинград - 1931". С. 88). Председатель акад. Марр Н. Я.
1932, 1933, 1934: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ, Ул. Халтурина (б. Миллионная), 5. («Весь Ленинград - 1932". С. 79), («Весь Ленинград - 1933". С. 271), («Весь Ленинград - 1934". С. 238).
Председатель акад. Марр Н. Я.
1935: ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ИСТОРИИ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ им. Н.Я. Марра, Ул. Халтурина (б. Миллионная), 5. («Весь Ленинград - 1935". С. 282)).
Из неопубликованных воспоминаний ученика Петришуле 1920-х годов Эдуарда Блейха, получены школой в 1991 году -
"...Утро следующего дня (24 сентября 1924 года) было на удивление тихим, солнечным, безоблачным и, сказал бы, даже жизнерадостным. По дороге в школу я имел возможность увидеть все те разрушения, которые произвела вчера стихия. Особенно меня поразил вид громадной баржи, выброшенной на Дворцовую набережную у Троицкого моста. Она лежала, упёршись кормой в стену Мраморного дворца, и, сломавшись пополам на гранитном ограждении, как большая рыбина, беспомощно свешивалась носовой частью к воде, которая была теперь где-то совсем низко. И какой тихой была теперь вода! ..."
Ответ на "Из неопубликованных воспоминаний ученика Петришуле" от IVa
Как интересно. Моя бабушка тоже училась в Петришуле в эти годы и тоже рассказывала про баржи выброшенные на берег.
В 1924 году издательство находится по адресу: ул. Халтурина (б. Миллионная), 5/1.
1925: «Издательство Российской Академии Истории Материальной Культуры», наб. 9 Января (б. Дворцовая), 6. («Весь Ленинград - 1925". С. 159),
1926, 1927, 1928: Издательство Академии Истории Материальной Культуры», наб. 9 Января (б. Дворцовая), 6. («Весь Ленинград - 1926". С. 155), («Весь Ленинград - 1927". С. 161), («Весь Ленинград и область - 1928". С. 185).
В справочнике 1929 года это издательство отсутствует.
1901. Журнал "Мiръ искусства" за 1902 г.
1945 - 1946. Ленинградский филиал музея В.И. Ленина.
Источник:
1964.
До настоящего времени сохранился только один русский бронеавтомобиль Остин-Путиловец образца 1918 г. Он был установлен на постаменте у Ленинградского филиала музея Ленина. Ко времени его установки, на каком из броневиков выступал Ленин, было уже неизвестно, и выставили, по-видимому, первый попавшийся или последний сохранившийся экземпляр. Этот самый экземпляр обнаружили в 1939 г. на Выборгской стороне, в Сосновке на одной из баз Осоавиахима, отреставрировали и в 1940 г. к 70-летию Ленина установили на постамент у музея. Лишь недавно выяснилось, что музейный броневик оказался собранным в августе 1919 г. После расформирования музея Ленинский броневик поступил в экспозицию инженерного отдела Военно-исторического музея артиллерии, инженерных войск и войск связи.
(1917) Бронеавтомобиль Остин–Путиловец
1985. Музей В.И. Ленина (Мраморный дворец). Автор:Тарасевич В. С.
Источник:
1990.
Июнь 1994 г. Ford Mondeo, раскрашенный "под мрамор", перед Мраморным дворцом.
Журнал "АвтоРевю" №12, 1994.
2011. Военно-исторический музей артиллерии, инженерных войск и войск связи.
05.11.2017.
Ответ на "1901. Журнал "Мiръ искусства" за 1902 " от V_Malyj
Фото 1920-х гг. (с интернет-аукциона) - козырёк над входом уже отсутствует (отправил)
Оттого, что в Мраморном дворце жил Константин Павлович, а потом Константин Николаевич и его Константиновичи, дворец не стал Константиновским. А как тогда Зимний называть - Александро-Николаевский?
К.Р. умер в 1915 году, т.е. не был последним владельцем.