Публикация
Особняк А. И. Сабурова -
|
Архитекторы: | Боссе Г. А. Месмахер М. Е. |
Год постройки: | 1849, 1882-1885 |
Стиль: | Эклектика |
Дворец вел. князя Алексея Александровича Эклектика
наб. р. Мойки, 122
Пам. арх. (федеральн.)
Особняк А. И. Сабурова
1846-1848 - арх. Ефимов Дмитрий Егорович
1849 - арх. Боссе Гаральд Андреевич - расширение, включен существовавший дом
Великокняжеский дворец
1882-1885 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович
В 1876 - воен. инж. по строительной части Морского министерства Чикалев Алексей Николаевич - угловая часть
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Дом музыки»
(Санкт-Петербургский Дом музыки)
cм. Дворец вел. кн. Алексея Александровича (
Здания, относящиеся к комплексу дворца -
Выбор места для строительства дворца в старом, традиционно морском районе Петербурга, вблизи лесных складов Новой Голландии, казарм гвардейского флотского экипажа и судостроительных верфей связан с тем, что вел.князь Алексей Александрович возглавлял Морское ведомство и был главноначальствующим российского флота. Район был достаточно плотно застроен, но была необходимость создать обширное владение.
Сначала участок был сформирован из двух владений, принадлежавших генерал-майору К. И. Альбрехту и купцу Петрову. К 1845 г. на участке Петрова находилось одноэтажное каменное на высоких подвалах здание, а перед ним два служебных флигеля. В 1846-1848 гг. арх. Ефимов расширил существовавший жилой дом и превратил его в парадный особняк по заказу нового владельца церемониймейстера А. И. Сабурова. Один из флигелей был снесен и заменен на новый, связанный с основным объемом здания. В 1849 г. акад. арх. Г. Боссе для того же владельца пристроил к парадному входу сени с богатым декором фасадов и расширил особняк пристройкой одноэтажного западного флигеля на подвалах. Между 1849-1875 гг. неизвестный арх. (возможно тот же Г. Боссе) перестроил мансардный этаж главного здания и декорировал его балюстрадой, украшенной бюстами. В 1875-1878 гг. по проекту инженер-капитана Чикалева для почетного гражданина Г. Малкиеля западный флигель и объем, соединяющий его с главным зданием был надстроен вторым этажом. Тогда же к восточному крылу главного здания на месте галереи был пристроен восточный флигель со вторым входом.
Фото 1890-х гг.
Генеральный план дворца.
План первого этажа дворца.
Дворец великого князя
Алексея Александровича. 1880 г.
(добавил Ладада)
Ворота дворца.
Вид со стороны двора.
Фото - Андрей Агафонов, 1995.
Топ-план 2004
Ворота бывшего
великокняжеского дворца.
Бунатян Г. Г. "...Оград узор чугунный"
Альбом. Лениздат, 1990.
(добавил IVa )
Ванная комната
(добавил FizAv)
В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.
В 1883-1885 гг. акад. арх. М. Е. Месмахер выполнил проект дворца. Архитектор сохранил ранее существовавшие сочетания разновеликих объемов, пристроив к ним две башни, которые разнообразили силуэт. По объемно-пространственной композиции дворец состоит из четырех основных объемов, из которых центральный и западный двухэтажные. В плане это четыре прямоугольника разных размеров, сомкнутые друг с другом. Четвертый прямоугольник перпендикулярен трем остальным, связанным общей осью. Без изменения осталась композиция бюстов и балюстрад. Фасад западного, т.н. кухонного, флигеля был оставлен в прежнем виде. Служебный флигель между набережной и восточным жилым флигелем был превращен в Собственный подъезд. Второй этаж был прорезан тремя полуциркульными окнами и акцентирован пилястрами. Четырехъярусная башня, поднятая над уровнем крыш, занимала главенствующее положение в композиции и была видна издалека. Она завершалась шатровым верхом с малым сферическим куполом. У основания шатра располагались четыре мансардных выступа с волютообразными выкружками по бокам и в нижней и верхней части. Месмахер пышно украшает оба подъезда, делая более торжественным фасад, выходящий на набережную. Над Собственным подъездом располагались шесть бюстов, десять бюстов - на балюстрадах первого и второго этажей Главного подъезда.
Дворец "построен в пору упадка архитектурного творчества .. во всей Европе; стиль Louis Napoleon III - Louis Philippe, конгломерат ренессансных форм; смесь так называемого "венского стиля" с парижским "Louis XVI".
По плану дворец, может быть, представляет большие удобства, но внешне мало типичен для дворца. Это скорее какое-нибудь "собрание".
("Столица и Усадьба" №67 1916, добавил
Флигель.
Географический институт.
Фото 1924 г.
Вид на дворец со стороны
бывшего Собственного сада.
Фото 1910- е гг.
Столовая.
(Столица и Усадьба" №67 1916.)
(добавил О.Лабзина)
По сторонам главного подъезда были установлены два тройных фонаря на чугунных столбах, выполненные по проекту М. Месмахера. Главный подъезд обработан рустом под «шубу», над дверным проемом - картуш с гербом великого князя. Дверь декорирована ионическими каннелированными полуколоннами и полуциркульным завершением с орнаментальной лепкой.
Вход в Собственный подъезд помещается в северо-восточной части северного фасада в срезанном углу здания. Парадная дверь декорирована тосканскими колоннами и замковым камнем в виде картуша. На колонны опирается раскрепованный антаблемент с лучковым фронтоном. Фасад подъезда обработан рустованными полосами и двумя квадратными нишами с люкарнами, окаймленными лепкой и защищенными орнаментальными чугунными решетками. Вестибюль выделен двухъярусной башней с восьмигранным куполом, завершенным шпилем в виде ажурного кованого цветка. Углы второго яруса башни вогнуты на гранях. Стороны второго яруса башни имеют прямоугольные проемы, обрамленные рамочными пилястрами с цветком в центре. Проемы завершены профилированными лучковыми фронтонами с лепкой.
Ограда является одним из важнейших художественных элементов ансамбля дворца. Она состоит из разновысотных копий, связанных снизу и сверху орнаментальными поясами. Звенья разделяются трезубцами, на решетке - накладная монограмма, увенчанная короной. Над воротами между пилонами укреплена орнаментальная металлическая арка в виде стилизованных расходящихся листьев аканта и спиралевидных волют Столбы ворот венчаются сложным завершением с волютами по сторонам и шатром в верхней части, на которые на кованых кронштейнах крепятся шестигранные фонари, по три на каждом столбе.
Месмахер выполнил планировку парадного сада, обращенного к Мойке, и Собственного сада, расположенного перед южным фасадом дворца и отделенного от Алексеевской ул. высокой каменной стеной. Собственный сад был декорирован скульптурой, помещенной на холмиках, отмечающих места захоронения собак великого князя. Перед окнами кабинета располагался фонтан. Постройка дворца повлекла за собой прокладку новой ул., которая получила название Алексеевской (ныне ул. Писарева).
Дубовый
резной камин.
Живописное панно -
фриз столовой.
Дубовый кабинет.
Английский зал.
Фрагмент отделки
парадной лестницы.
Фрагмент облицовки
ванной. [93]
Вел. кн. Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены его братья Владимир и Павел Александровичи и племянник Михаил Александрович. От умершего вскоре Владимира Александровича его доля перешла жене Марии Павловне и детям.
Часть территории Собственного сада, где находились оранжереи и дом садовника, была продана в июне 1910 г. владельцу
С 1 апреля 1911 г. дворец был передан в аренду на 18 месяцев Императорскому германскому посольству. Посольство занимало его до ноября 1912 г. и «за истечением срока аренды переехало во вновь отстроенное
В марте 1914 г. в стенах дворца в течение шести недель экспонировалась XI выставка картин Товарищества художников, т.к. вел. княгиня Мария Павловна была президентом Академии Художеств.
4 ноября 1914 г. дворянин Константин Клавдиевич Решко, проживающий в Симферополе, купил Алексеевский дворец со всеми его службами и садом в обмен на имение «Лопатичи».
После октября 1917 г. дворец был национализирован. С 1919 по 1941 г. находился в ведении различных учреждений. Во время ВОВ здание использовалось под склад. В послевоенные годы в нем разместили Дом пионеров. С 1950-х гг здесь находился трест «Ленинградоргстрой». Перед началом реставрации здание арендовало московское издательство «ModusVivendi».
(добавил:
Алексея Александровича. Спб.: ООО «Алмаз», 1997)
Великокняжеские дворцы и особняки - здания, специально построенные или приобретенные в СПб для членов императорской фамилии - детей и внуков императора. Дворцы предоставлялись вел. князьям по достижении ими совершеннолетия, являлись их резиденциями и переходили по наследству к старшему сыну. Окончательно этот порядок был установлен при имп. Николае I.
Вел. князь Алексей Александрович - считался одним из самых красивых мужчин в императорской семье.
Санкт-Петербургский Дом музыки - учреждение Министерства Культуры РФ, действующее с февраля 2006 г. Его сфера деятельности - академическая музыка: развитие классического музыкального искусства, сохранение исполнительских традиций и подготовка молодых российских музыкантов к международным конкурсам. Проекты Дома музыки ориентированы преимущественно на молодых солистов в возрасте от 16 до 30 лет, по специальностям: фортепиано - струнные - духовые и ударные инструменты, начинающих свою сольную карьеру. Для них организуются концерты, проводятся мастер-классы ведущих артистов мира.
Инициатором создания нового учреждения и его художественным руководителем стал виолончелист и дирижер, Народный артист России, профессор Сергей Ролдугин, ранее возглавлявший Санкт-Петербургскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова (2003-2004 гг.). "Для успешной творческой деятельности в молодом исполнителе должна появиться серьезная концертная ответственность, поэтому встреча с публикой – «лучшим педагогом» – в корне отличает учебный концерт от публичного. На таких выступлениях молодой солист предстает не как ученик, пробующий свои силы, а как профессионал, от которого ждут творческого события» - считает Сергей Ролдугин. Правительство РФ своим Распоряжением №1717-р от 18 октября 2005 г. учредило Санкт-Петербургский Дом музыки и передало ему уникальный памятник архитектуры – дворец Великого князя Алексея Александровича, брата императора Александра III (Санкт-Петербург, наб. реки Мойки,122).
В Английском зале дворца проходят концерты и мастер-классы, с другими парадными интерьерами можно познакомиться на экскурсиях. ...
("Дом, где зажигают звёзды", "Санкт-Петербургские ведомости " 02.09.2015 2021 год -
Санкт-Петербургскому Дому музыки - 15 лет. spdm.ru добавил
1925: Издательство Географического Института, Мойка, 122. («Весь Ленинград - 1925". С. 158).
В 1926 г. Издательство Географического факультета ЛГУ находится на Университетской наб., 11.
1928: Домпросвет Центр. р-на - Мойка, 122 ([
1965: Ленинградоргстрой, трест Главленинградстроя - Мойка, 122. ([
Дворец Великого князя Алексея Александровича (Алексеевский дворец) включен в перечень памятников истории и культуры Российской Федерации федерального значения, находящихся в Санкт-Петербурге (Постановление Правительства Российской Федерации от 10 июля 2001 г. № 527).
Решением Правительства РФ в 2005 году здание передано Санкт-Петербургскому Дому музыки. (добавил
Фото -
2001.
Фото -
2001.
Собственный подъезд
Фото - Наталия, 04.2023.
Вид со стороны Мойки
на двухъярусную башню
Здания у дворца со стороны
двора (хозяйственные строения)
Арка со стороны
двора, выходящая
на Английский пр.
Фото - НатИгн, 2014.
Собственный подъезд
Фото - Nipnip,
09.2019.
Камин в вестибюле
Собственного
подъезда
Bестибюль
Собственного
подъезда
Лестница из
вестибюля в фойе
Фойе
Фойе
Вид из фойе
в вестибюль
Фойе
Пол в фойе
В вестибюле
Лестница
из вестибюля
в фойе
Фойе.
Дверь в
Английский
зал
Английский зал
Английский зал
Винтовая лестница
Фото -
Виктор М, 04.2014.
Дубовый
резной камин.
Винтовая
лестница
Дубовый кабинет
Ванная комната
Фото - FizAv, 2022.
Я эту церковь тоже не помню...
Церковь не числится ни в дворцовых, ни в домовых, ни в военном ведомтве. Если только в разные годы...
В книге Малининой и Суздалевой про нее тоже не было.
У Беляевой в книге есть "ляпы", поэтому про церковь может быть - "желаемое за действительное"... А церковь на учете в военном ведомстве состоять никак не могла, т.к. дворец был не казенная военная квартира, а частная собственность. За Морским ведомством на 1913 год числилось 30 береговых храма (6 соборов и 24 церкви) и 39 цеквей на военных судах. Если на судах были изменения, то с береговыми никаких изменений с 19 века не было
Тут из Беляевой вроде ничего нет. А про церковь похоже кто-то "дополнил".
Уберу-ка я это, инф. почти никакой, если что-то всплывет, добавить несложно.
До настоящего времени Алексеем Николаевичем Чикалевым никто не занимался, поэтому нигде "не озвучен" его послужной список. В 1876-78 гг. установить его точное звание и должность сложно. Лучше написать военный инженер по строительной части Морского министерства.
В марте 1882 г. был приобретен первый участок, выходящий на Алексеевскую (ныне Писарева) ул. и имущество Г. Малкиеля на наб. Мойки и Английском проспекте. В том же году приобрели участок по Английскому пр. у Воронина, а в следующем году у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки. Еще два приращения путем обмена были включены во владения в 1884-1886 гг.
Из текста выпало главное - кем приобретен, кто приобрели, в чьи владения включены...
Великокняжеские дворцы и особняки - здания, специально построенные или приобретенные в СПб для членов императорской фамилии - детей и внуков императора. Дворцы предоставлялись вел. князьям по достижении ими совершеннолетия, являлись их резиденциями и переходили по наследству к старшему сыну. Окончательно этот порядок был установлен при имп. Николае I.
Алексей Александрович - один из самых красивых мужчин в императорской семье.
Нет ссылки к этому тексту.
И, кст., очень интересно, кто определил самую красивость вел. князя.
Кстати, не принято писать просто Алексей Александрович или Мария Павловна - это вел. князь и вел. княгиня. Если бы мы писали это, напр., весной 1917 г., то было бы "б. вел. кн." и/или Ал.Алдр. Романов.
№ 108. С. 96.
Ленинградоргстрой, трест Главленинградстроя - Мойка, 122,
отд. подготовки производств - Невский пр., 1.
На фотографии, против которой написано "флигель" - не флигель, а то же самое, что с надписью "вид на четырехъяр. башню", только ракурс другой. Если смотреть на план - это левый верхний угол. Не дубовый кабинет, а библиотека, она, впрочем, к кабинету примыкает. Служ. корпус на терр. парадного сада - На приведенном плане на этом месте показана постройка др. очертаний, без полукруглого выступа. М.б. детский сад стоит на старом фундаменте или перестроен, но то, что стоит сейчас, это, конечно, 1950-е. Никогда ничего не попадалось о старом флигиле. Там так много раз все перестраивалось, что из описания (я не здешнее имею в виду, - из любого) вообще ничего не понятно. Но даже просмотрев чертежи, я не все поняла. Еще забыли про фонтан. Он, кажется, остался от Сабурова (сейчас не помню точно). И нет кухонного флигеля (по Английскому, первое здание от Мойки). Суздалевой-Малининой под рукой нет, но, помнится, это осталось от построек Боссе. И - чего не встречала ни у кого - на старой фотографии (вид на здания по Английскому) за кух. флигелем торчит нечто оч. высокое, похожее на трубу, но с архитектурой. Для смотровой башни - вроде узковато, для трубы - роскошно. К сожалению, у меня не получается выкладывать картинки.
Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 №527.
Дворец Великого князя Алексея Александровича: - р. Мойки наб., 122, Английский просп., 2, Писарева ул.;
дворец, 1760-е-1770-е гг., 1846-1850 гг., арх. Боссе Г.Э., арх. Ефимов Д.Е., 1876 г., воен. инж. Чикалев А.Н., 1878 г., 1883-1885 гг., арх. Месмахер М.Е. - р. Мойки наб., 122;
ограда, сер.1880-х гг., арх. Месмахер М.Е. - р. Мойки наб., 122,Английский просп., 2;
сад, XVIII в., не ранее 1885 г., арх. Месмахер М.Е. - Писарева ул.;
флигель жилой, сер. 1880-х гг., арх. Месмахер М.Е. - Английский просп., 2;
флигель конюшенный, сер. 1880-х гг., арх. Месмахер М.Е. - Английский просп., 2;
флигель прачечный, сер. 1880-х гг., арх. Месмахер М.Е. - Английский просп., 2;
флигель служебный при конюшне, сер. 1880-х гг., арх. Месмахер М.Е. - Английский просп., 2 (во дворе);
фонтан в саду, не ранее 1885 г., арх. Месмахер М.Е. - Писарева ул.
Коллеги, проставьте, пожалуйста, объектам статус федерального значения, я запуталась.
Я, конечно, демонстрирую ужасное невежество, но есть вопрос: кто готовит те материалы, из которых получаются потом постановления правительства по подобным вопросам?
Это не невежество, а неинформированность :)
Специальная юридическая служба при соответствующем государственном органе на основании представленных установленных законом документов.
Так всякий орган :)) У нас законы принимает на уровне города ЗакС, а выдвигать их может как депутаткий корпус, так и исполнительная власть - Адм-ция СПб., напр., а еще есть постановления и распоряжения Прав-ва СПб. + подзконные акты разных ведомств, на уровне города - Комитетов + могут решать что-то муниципалы, вот только боюсь сходу сказать, как их решения обозначаются.
У всех деп-тов есть помощники, у всех чиновных лиц референты, советники и т.п. + как уже сказано выше, спец. юротделы.
Коллега, поправьте, если что.
Полагаю, что Постановление принималось в соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры", в котором прописан порядок подготовки документов для принятия решения уполномоченным органом. Если принципиально - дам юр.справку, а по аналогии - КГИОП.
У нас сейчас не Администрация Спб, а Правительство. Муниципалы издают постановления, решения.
Вообще, тут черт ногу сломит, разбираясь в этих флигелях. Хорошо бы сверить этот список с Малининой-Суздалевой, писавших на основе справки ГИОПа.
Хотелось бы обратить внимание вот на что: "В 1876 г. - воен. инж. по строительной части Морского министерства Алексей Николаевич Чикалев - угловая часть" - так в публикации. Про эту угловую часть все пишут. Угловая часть чего? Дворец в настоящем виде еще не существовал.
Здесь эти сведения отнесены к 2-эт. флигелю по Английскому пр. Но это отдельно стоящее здание, хотя и часть - но усадьбы, а не какого-то др. здания, и какая его часть угловая?
Кириков (99. С. 323): Чикалев А. Н. Доходный дом. Англ. пр., 2 - наб. р. Мойки, 122, угловая часть. 1876. (?) Вопрос. знак кириковский, причем после точки. Т.е. вообще непонятно, к чему он относится. По тому, как этот ? стоит - ко всему.
Ну, и, конечно, этот флигелек смотрится в качестве доходного дома очень богатого Малкиеля как-то неубедительно. Похоже, речь не о нем.
Знаю, что прав-во. Это я с иронией, но забыл кавычки поставить с смайлик - а то где-то встречал по старинке со свежими датами. Спасибо за уточн. :))
Лиз, во вступлении (С. 13) указано, к чему № 99 относит ??? В данном случае к атрибуции на местности.
ВОТ!!! Спасибо, в предисловие с 1996, наверное, и не заглядывала. Там написано: "атрибуция объекта предположительна". Тоже в пору ? поставить. Какого объекта-то?
Возможно, но думаю, что кто-то из них не мог не заглянуть в чертежи такого участка.
"Это не невежество, а неинформированность :)"
Это полная некомпетентность!
Если вместо имени НаталЬя, написано НаталИя - то сложно доказать, о какой персоне идет речь. Так и в списках, имеющих юридическую основу, чиновники впоследствии могут творить все, что им вздумается, имя то чаще всего не соответствует действительности. Для окружающих беда, а для чиновников уловка?
Про демонстрацию своего невежества писала Liz, хотя то, о чем она спрашивала, не есть невежество, а просто недостаточная информированность.
А подготовку документов, в том числе, по данному объекту конролировал всеми вами обожаемый и цитируемый Кириков Б.М. - с 1996 по 2008 год — заместитель Председателя КГИОП Правительства Санкт-Петербурга, начальник Управления государственного учета объектов культурного наследия.
Обратите внимание, что в тот же Список... постоянно вносятся изменения в целях уточнения адресов объектов.
1940: 26-я школа взрослых Ленгороно Октябрьского р-на Мойка, 122 (Список аб. ЛГТС. 1940. С. 377)
Непонятно, к какому зданию отнести эти сведения. Неужели ко дворцу?
Ручаться в данном случае не стану. Но вообще размещение школ во дворцах - это не нонсенс по тем временам.
1935: 1) 1-я вечерняя общеобразовательная школа для взрослых.
2) Вечерняя общеобразовательная школа Промкооперации.
3) Вечерняя общеобразовательная школа Райжилсоюза.
Мойка, 122 (103. С. 346)
Федеральное государственное учреждение культуры «Дом музыки»
(Санкт-Петербургский Дом музыки)
На сайте Дома музыки висит ссылка на прекрасный буклет о дворце
обновлённый буклет здесь:
расписание экскурсий:
афиша Английского зала:
только и остается что буклеты читать... потому как человеку, работающему в пятидневку туда просто не попасть... непонятно что в этом здании делает данное учреждение культуры (слышал, что помещения холодные и с плохой акустикой, т.к. в свое время не для того строились), но посетить его они явно мешают)
Там был детсад №56. По крайней мере вплоть до 2006 г.
На моём фото от 08.09.2006 можно увидеть информац.табличку на прав.столбе ворот.
Детский сад - вот http://www.citywalls.ru/house10791.html .
Теперь № 53
Ответ на "только и остается что буклеты читать... потому &nb" от Vita Lick
Строилось для Великого князя, да где же его в наше время найдешь... Про плохую акустику интересно, не слышал. Хожу туда на концерты после работы, за 250 рэ вполне пускают :-). Ну а бесплатно сейчас никуда не пустят.
На снимке - группа студентов и преподавателей Географического ин-та. В 1918-1925 г. Институт занимал помещение Дворца на Мойке, 122, после чего был переведен в ЛГУ в качестве Геогр. факультета.
Снимок сделан в 1924 г., где он был сделан - мне неизвестно, но вполне возможно, что еще во дворце.
Так что - немного интерьера...
В центре - проф. В.Н.Богораз-Тан.
Послал интерьеры некоторых помещений.
http://forum.citywalls.ru/post.php?id=39525
Фотогалерея проекта реставрации дворца на сайте компании Интарсия:
В эфире главной политической программы российского телевидения – «Вести недели с Дмитрием Киселевым» – 10 апреля вышло большое интервью с известнейшим виолончелистом и художественным руководителем петербургского Дома музыки Сергеем Ролдугиным. Судя по всему, сюжет должен был подтвердить заявление президента Владимира Путина о том, что центральный персонаж российской части скандала с панамскими офшорами тратит деньги на покупку музыкальных инструментов и поддержку молодых талантов...
"Человек, который так печется о том, чтобы сохранить историю страны для поколений, – тот самый виолончелист Сергей Ролдугин, которого копатели панамских документов назвали хранителем "офшорных миллиардов". А он и не возражает: все так называемые "миллиарды" – здесь. В полной сохранности. И их можно потрогать", – говорит за кадром журналист «Вестей». С учетом того, что дальше виолончелист продолжает экскурсию, у многих зрителей должно было создаться впечатление, что если Сергей Ролдугин и заработал какие-то деньги вне мира искусства, то потратил их на реставрацию родного Дома музыки.
Хотя основным источником финансирования реконструкции дворца на Мойке был городской бюджет. Работы велись с 2007 по 2009 год силами некогда ключевого игрока на реставрационном рынке – компании «Интарсия». По данным сайта госзаказа, с «Интарсией» было заключено три основных контракта на 650 млн, 222 млн и 195 млн рублей. Всего же, как говорят в комитете по охране памятников, на восстановление дворца тогда ушло 1,2 млрд рублей.
Впрочем, по словам источников на реставрационном рынке, реальная сумма чуть больше. «На реставрацию потратили около 2 млрд рублей, но часть денег оформлена в виде непубличных дополнительных соглашений. КГИОП тогда очень серьезно боялся скандала с увеличением сметы», – говорит собеседник на рынке...
Участок состоит из двух "исторических" частей. Большей (122.2) и меньшей (122.1)
(на всех нижеприведенных картах участок 122.1 помечен синей точкой, участок 122.2 - красной).
Первые здания на участках просматриваются уже на картах 1716-го (безымянная) и 1717-го г.г. (Фер), по которым почти ничего нельзя сказать кроме того, что эти здания были.
У Зихгейма (1738) площади участков уже вполне оформлены, причём на участке 122.2 по красной линии Мойки находится длинное Г-образное строение. Часть зданий расположено вдоль будущего Английского проспекта. Владельцем участка (83-го по Зихгейму) прописан "вицъадмирал Синявин" (очевидно, вице-адмирал Наум Акимович Сенявин). Имеется дом по красной линии и на участке 122.1 (владелец по Зихгейму экипажмейстер Трана), контуры которого почти не изменились у Трускотта (1753). Участок же 122.2. по Трускотту оказался совершенно перестроен и главное здание (дворец?) располагается теперь в глубине двора.
У Сент-Илера (1765-1773) уже почти нет сущностных изменений на участке большом, 122.2, но эти изменения есть на участке маленьком, 122.1 - появляется 2-х этажное (или одноэтажное на высоких подвалах) здание, которое отодвинуто в глубину участка. Этот каменный дом изображён у Шуберта (1828) с появлением двух построек, выходящих на наб. Мойки. А вот с участком 122.2. произошло что-то невообразимое - всё, что на нём было исчезло. То есть буквальный пустырь, с еле-еле виднеющимися остатками сада и двумя жалкими строениями. Словно водой всё смыло и, возможно, в прямом смысле слова. А может просто время поработало.
*******
1. План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
2. Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
3. Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765-1773 годы
4. Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта
5. РГИС (для сравнения).
(Планы Зихгейма, Трускотта и Шуберта с сайта etomesto.ru, часть плана Сент-Илера с сайта walkspb.ru, РГИС - rgis.spb.ru).
1. План Санкт-Петербурга 1738 года Зихгейма
*******
2. Санкт-Петербург 1753 Академический план Трускотта
*******
3. Аксонометрический план Санкт-Петербурга Сент-Илера 1765-1773 годы
*******
4. Подробный план Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта
*******
5. РГИС
*******
1930: Детский очаг Центрального р-на, Мойка, 122. ("Весь Ленинград и область - 1930» С. 63).
1931, 1932, 1933, 1934, 1935: 100-й детский очаг Октябрьского р-на, Мойка, 122. («Весь Ленинград - 1931". С. 74), («Весь Ленинград - 1932". С. 67), («Весь Ленинград - 1933". С. 325), («Весь Ленинград - 1934". С. 299), («Весь Ленинград - 1935". С. 353).
1937, 1939, 1940: Детский сад № 12 Октябрьского р-на, Мойка, 122. («1937- Ленинград список абонентов", с. 225), («Ленинград - 1939", с. 266), («Ленинград - 1940", с. 334).
В 1965 году детский сад № 12 Октябрьского р-на находится на Адмиралтейской наб., 10.
С.Петербург. Дворец великого князя Алексея Александровича. 1880 г.
Ответ на "С.Петербург. Дворец великого князя Алексея Александровича. 1880 г." от Ладада
Месмахер Максимилиан Егорович. Комплекс дворца вел. кн. Алексея Александровича. Наб. р. Мойки, 122 - Английский пр., 2-4. 1882-1885. Включен существовавший особняк ([99]. С. 214).
Жалко что к большинству объектов нет данных о том, что располагается в них в настоящее время. Могу добавлять по мере сил, но меня нужно перепроверять наверное будет)
1925: Издательство Географического Института, Мойка, 122. («Весь Ленинград - 1925". С. 158).
В 1926 году Издательство Географического факультета ЛГУ находится на Университетской наб., 11.
В публикации:
Дворец "построен в пору упадка архитектурного творчества .. во всей Европе; стиль Louis Mapoleon III - Louis Philippe...
1947: Дом пионера и школьника Октябрьского р-на - Мойка, 122 (Список абонентов ЛГТС 1947 г. (С.179))
1951: Дом пионера и школьника Октябрьского р-на - Мойка, 122 (Список абонентов ЛГТС 1951 г. (С.26))
1956: Дом пионера и школьника Октябрьского р-на - Мойка, 122 (Список абонентов ЛГТС.1956 (С.34))
1944-1954 г.г. : Дом пионеров Октябрьского р-на - Мойки наб., 122.
"...Дом пионеров располагался на Мойке в роскошном дворце князя Михаила, обветшалом и запущенпом снаружи, но сохранившем всю красоту и роскошь внутренних покоев. Удивительно, что ни революция, ни война совсем не коснулись, прошли мимо, ничего не тронули в этом изысканном дворцовом убранстве. Скульптуры, светильники, люстры, резные деревянные панели, мебель, шелковые ширмы в китайской гостиной, наборный паркет выглядели так, будто прежние хозяева выехали па день в Царское Село и вот-вот вернутся. ..."
(Лит-ра: Равикович А. Негероический герой. - СПб., 2008. С.50-51)
P.S. В тексте книги ошибка: - речь идет о дворце князя Алексея Александровича.
Ответ на "На снимке - группа студентов и преподавателей Геог" от Ладада
Этот снимок сделан в интерьер Мраморного дворца, который в 1924 году занимала ГАИМК.
В подтитуле не все точно.
Ефимов Дмитрий Егорович. Особняк А. И. Сабурова. Наб. р. Мойки, 122. 1844. (Включен в существующее здание) ([99]. С. 130).
Боссе Гаральд (Юлий) Андреевич Эрнестович). Особняк А. И. Сабурова. Наб. р. Мойки, 122. Расширение. 1849. (Включен в существующее здание) ([99]. С. 55).
Месмахер Максимилиан Егорович. Комплекс дворца вел. кн. Алексея Александровича. Наб. р. Мойки, 122 — Английский пр., 2. 1882— 1885. Включен существовавший особняк ([99]. С. 214).
- Чикалев Алексей Николаевич. Доходный дом. Английский пр., 2 — наб. р. Мойки, 122, угловая часть. 1876. (?) ([99]. С. 323).
Знак вопроса в конце абзаца, отделенный точкой и заключенный в скобки, означает, что атрибуция объекта предположительна ([99]. С. 13).
Проект доходного дома был составлен гр. инж. А.Н. Чикалевым для почетного гражданина Исаака Мироновича Малкиеля и находится в деле:
В публикации: приобрели " у Баташова участок, выходящий на наб. Мойки". - Это не так, у Баташова (д. 120) приобрели, наоборот, зады усадьбы, а не парадную часть.
Ответ на "1930: Детский очаг Центрального р-на, Мойка, 122. " от v3p1s4
Помню в 70-е - 80-е годы детский сад в отдельно стоящем двухэтажном здании в западной части участка. Здание, судя по отделке, конца 40-х - начала 50-х.
Ответ на "Помню в 70-е - 80-е годы детский сад в отдельно ст" от Елена Молочнова
Читайте комм-ии (особенно от 30 Сентября 2012, 17:58), чтобы не сообщать уже сообщённое.
Ответ на "Помню в 70-е - 80-е годы детский сад в отдельно ст" от Елена Молочнова
Вы, вероятно, имеете в виду вот это здание - https://www.citywalls.ru/house10791.html , но оно послевоенное, а в том комментарии речь о более ранних годах.
Ответ на "На снимке - группа студентов и преподавателей Геог" от Ладада
Это помещение на фото - Гостиная в бельэтаже Мраморного дворца, и не относится к рассматриваемому дворцу.
Ефимов Дмитрий Егорович. Особняк А. И. Сабурова. Наб. р. Мойки, 122. 1844. (Включен в существующее здание) ([99]. С. 130).
Боссе Гаральд Андреевич. Особняк А. И. Сабурова. Наб. р. Мойки, 122. Расширение. 1849. (Включен в существующее здание) ([99]. С. 55).
Месмахер Максимилиан Егорович. Комплекс дворца вел. кн. Алексея Александровича. Наб. р. М ойки, 122 — Английский пр., 2. 1882— 1885. Включен существовавший особняк ([99]. С. 214). (В книге ошибочно указан номер по Английскоиу пр., 2-4. Правильно: № 2).
В подтитуле публикации по прачечному флигелю - https://www.citywalls.ru/house635.html :
В 1876 - воен. инж. по строительной части Морского министерства Чикалев Алексей Николаевич - угловая часть
Чикалев Алексей Николаевич. Доходный дом. Английский пр., 2 — наб. р. Мойки, 122, угловая часть. 1876. (?) ([99]. С. 323)
Знак вопроса в конце абзаца, отделенный точкой и заключенный в скобки, означает, что атрибуция объекта предположительна ([99]. С. 13).
Нет никаких причин считать, что здание было построено.
Комплекс Дворца великого князя Алексея Александровича
Служебный корпус - Ясли - Детсад - https://www.citywalls.ru/house10791.html - Если здание было построено на территории усадьбы в послевоенное время, это не значит, что оно входит в комплекс усадьбы.
По усадьбе есть следующие публикации.
https://www.citywalls.ru/house792.html - Дворец
https://www.citywalls.ru/house4245.html - Дворец (окончание)
https://www.citywalls.ru/house637.html - Кавалерский флигель
https://www.citywalls.ru/house635.html - прачечный флигель и столовая для служащих
https://www.citywalls.ru/house10789.html - Конюшенный корпус [манеж]
https://www.citywalls.ru/house10790.html - Корпус при конюшне (каретные сараи, общежитие служащих
https://www.citywalls.ru/house32639.html - Сад
Хорошо бы сделать: Машинный флигель и ограду (2 вида; можно включить в сад)
Ответ на "Ефимов Дмитрий Егорович. Особняк А. И. Сабурова. Н" от Liz
"Хорошо бы сделать: Машинный флигель..."
Не нашёл в публикации упоминания о нём, поясните пожалуйста.
Служебный корпус - Ясли - Детсад - https://www.citywalls.ru/house10791.html - Если здание было построено на территории усадьбы в послевоенное время, это не значит, что оно входит в комплекс усадьбы."
На этот счет существуют разные мнения...
из комментов к упомянутому корпусу: "Natalia_Ant 10 Апреля 2012, 19:39
Сегодня была на экскурсии. Это кухонный корпус. Во дворце не было никаких кухонных помещений, т.к. Алексей Александрович не переносил никаких запахов. Еду во дворец доставляли уже готовую. "Сталинский декор появился в 50-х гг. XX века."
ОК, будем писать историю со слов экскурсоводов.
Про машинный флигель есть в комментариях к прачечному
2024. Фрагмент схемы РГИС.
Ансамбль: Дворец Великого князя Алексея Александровича.
Наименование ОКН: Дворец.
Датировка: 19 в. нач.; 1846 - 1850; 1875 - 1878; 1882 - 1887.
Авторы: арх. Боссе Г.Э.; арх. Ефимов Д.Е.; воен.инж. Чикалев А.Н.; арх. Месмахер М.Е.
Адрес: наб. реки Мойки, дом 122, литера А.
Категория охраны: Ф. Основание: Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001.
17.01.2022.
1904. Источник: Летопись войны с Японией, 1904, № 4, с.64.
Великий князь Алексей Александрович (2 [14] января 1850 г., Санкт-Петербург, - 1 [14] ноября 1908 г., Париж) - четвёртый сын императора Александра II и императрицы Марии Александровны.
Член Государственного совета (с 1881 г.), главный начальник флота и Морского ведомства и председатель Адмиралтейств-совета (1881 - 1905), последний генерал-адмирал Российской империи (с 15 мая 1883 г.), адмирал (01.01.1888), генерал-адъютант (19.02.1880).
Из публикации: Вел. кн. Алексей Александрович скончался в 1909 г., наследниками были объявлены его братья...
Согласно