Чертежи зданий Рождественского парка городских конно-железных дорог по Дегтярному пер., 3. Начальная дата: 07.05.1875.Конечная дата: 1909 г. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 101. Дело 558. 155л.)
По прошению Общества конно-железных дорог о дерев. постройках в местности Рождественского парка конно-железных дорог, Рождественской части 3 уч. по Б. Болотной ул. и Дегтярного пер. под N1. 25.02.1877 г.
(ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 61. Дело 198)
По Табели домов 1875 г. на участке № 1 по Дегтярному пер. находились огороды Григорьева, владельцем участка № 3 показан Эйхвальд (Табель домов 1875. С. 27). Табель домов 1888 г. показывает владельцем участка № 1 Общество конно-железных дорог (Рождественский парк), а Григорьеву принадлежит участок № 3 (Табель домов 1888 г. С. 30). В 1891 г. участок № 1 принадлежит Григорьеву, а участок № 3 – 2-му Обществу конно-железных дорог. (Табель домов г. Санкт-Петербурга. 1891 г. Стб. 86).
Здания были построены в 1874 г. "Акционерным обществом Санкт-Петербургской конной железной дороги" . Новое депо назвали "Рождественское". Уже в 1875 г. готовый комплекс с площадью 1882 м2 был принят в эксплуатацию. Он включал помимо собственно вагонного депо трехэтажное административное здание, конюшню и кузницу. В 1907 г. здесь находились 633 лошади.
В 1880 г. рядом петербургский инженер Ф. А. Пироцкий провел первый тест-драйв трамвая на электрической тяге. Этим первым электрическим трамваем в России был вагон Рождественского коночного парка под номером 114. К сожалению, эти первые тесты, которые вызвали у населения большой отклик, не были продолжены.
До 1913 г. здесь был коночный парк, но после 1913 начался переход на электрические трамваи. В мае 1914 г. на линию вышли первые шесть 2-хвагонных поезда на электрической тяге. Во время гражданской войны трампарк продолжал работать. Хотя количество выпускаемых на маршруты трамваев сократилось, но движение не прекращалось. В 1922 трампарку было присвоено имя бывшего работника и революционера В. С. Смирнова. Этот трампарк был тесно связан с развитием Ленинградского троллейбуса. В 1936 г. павильон № 3 был перестроен в цех ремонта и технического обслуживания этого нового вида городского транспорта. Сначала здесь были размещены 17 новых троллейбусов. Их количество росло, к 1941 г. их было уже 133. Ежедневно 76 троллейбусов выезжали на маршруты. С началом войны и Ленинградской блокады это развитие прекратилось. 291 сотрудник трампарка и 28 сотрудников троллейбусного парка погибли на фронте или от голода во время 900 дневной блокады. Сразу же после прорыва блокады и еще до окончательного конца войны началось восстановление трамвайного парка. В 1947 и в 1949 г. поступили первые новые послевоенные вагоны типов ЛМ-47/ЛП-47 или ЛМ-49/ЛП-49. В 1957 г. поступили более современные ЛМ-57, а в 1960 г. также два вагона Praha. Троллейбусы после войны здесь не размещались. С 1968 г. стали поступать первые вагоны типа ЛМ-68M для замены вагонов 40-х и 50-х годов. В 1983-1984 гг. были получены 29 вагонов типа КТМ-5, которые предназначались для депо № 10. С распадом Советского Союза начался неуклонный упадок технического состояния трамваев и оборудования. В 2002 г. властями города было принято решение закрыть два трампарка в 2003 г. В их числе был назван трампарк № 4. Трампарк был расположен близко от центра города, что обеспечивало большую прибыль при продаже недвижимости. Несмотря на яростные протесты сотрудников закончился в январе 2003 г. ежедневный выезд поездов и его передали в распоряжение трампарка № 1. Вскоре здесь образовалось кладбище трамваев и их слом. Это состояние продолжалось до октября 2005 г., когда были разобраны пути на Тульской и Новгородской улицах. В апреле 2008 г. начался снос исторических зданий депо для строительства административно - делового центра.
24.09.2014 идет разборка дворового корпуса бывшего административного здания в Дегтярном переулке, 3, литера В. Флигель был построен в 1913-1915 гг. Ламагиным. Прежде и дворовая, и лицевая постройка были выявленными памятниками архитектуры. (karpovka.net 24.09.2014; sperling)
1896: 2-го О-ва конно-железных дорог. Рождественский парк. Дегтярный пер., 1 (Адр. кн. на 1896. О. I. Стб. 171)
1917: Городских конно-железных дорог в Петрограде. Дегтярный пер., 3 (ВПг на 1917. О. IV. Стб. 89)
1923: Трамвайный парк им. Смирнова (б. Рождественский) - Дегтярный пер., 3 (Весь Петроград - 1923. С. 223)
1924: Трамвайный парк им. т. Смирнова (б. Рождественский) - Дегтярный пер., 3 (Весь Ленинград - 1924. С. 124)
1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931: Трамвайный парк им. Смирнова (б. Рождественский) - Дегтярный пер., 3
(Весь Ленинград - 1925. С. 124), (Весь Ленинград - 1926. С. 28), (Весь Ленинград - 1927. С. 18), (Весь Ленинград и область - 1928, С. 37),
(Весь Ленинград и область - 1929, С. 19), (Весь Ленинград и обдасть – 1930. С. 21), (Весь Ленинград - 1931. С. 27)
1932, 1933, 1934, 1935: Трамвайный парк им. Смирнова - Дегтярный пер., 3
(Весь Ленинград - 1932. С. 308), (Весь Ленинград - 1933. С. 415), (Весь Ленинград - 1934. С. 391, (Весь Ленинград - 1935. С. 463)
1937: Трампарк им. Смирнова - Дегтярный пер., 3. (1937- Ленинград список абонентов. С. 316)
1939, 1940: Трампарк имени Смирнова - Дегтярный пер., 3 (Ленинград - 1939. С. 201), (Ленинград - 1940. С. 256)
1965: Трамвайный парк им. Смирнова - Дегтярный пер., 3 ([108]. С. 178)
В [211] и в «Кратком справочнике ЛГТС-1976"адреса и телефоны трампарков отсутствуют
1978: Трамвайный парк им. Смирнова - Дегтярный пер., 3 (Список абонентов ЛГТС-1978. С. 236)
1982, 1988: Трамвайный парк им. В.С. Смирнова - Дегтярный пер., 3 (Список абонентов ЛГТС-1982. С. 217). ([125]. С. 425)
2009: Медико-санитарная часть N16 комитета здравоохранения (МСЧ)193144, Санкт-Петербург, Дегтярный пер., 3
ООО "Охта Групп" (TopPlan 2009)
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1677).
Дворовой корпус (депо) в составе комплекса зданий Городской конной железной дороги (городского трамвая) [1677.2] исключен из списка распоряжением КГИОП от 15 сентября 2006 года N 8-112; заключение по результатам проведенной ООО "АРС" экспертизы, рег. N 3-4929 от 24.07.2006.
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры № 10-11 от 23 апреля 2009 г.
<a href='https://www.citywalls.ru/house7143.html' target='_blank'>Рождественский парк второй очереди городского трамвая . Лицевой корпус на Citywalls.ru</a>
Памятник стал помехой для комплекса "Невская ратуша"
09 марта 2011, 09:32 Мария Тирская
Памятник архитектуры на территории комплекса "Невская Ратуша", в котором разместятся и ряд комитетов правительства Петербурга, стал своеобразной помехой строительству.
Как рассказал председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам правительства Петербурга Алексей Чичканов, сейчас решается вопрос о приспособлении под новое использование помещений бывшей поликлиники ГУП "Горэлектротранс".
Здание 1910 года постройки является памятником регионального значения. Его снос запрещен. Ведомственная поликлиника по адресу: Дегтярный переулок, 3 [выделено мной - А.], расположена на участке, выделенном под строительство комплекса "Невская ратуша". При этом объект имеет охранный статус еще с 2008 года, после проведения архитектурного конкурса на лучший проект общественно-делового комплекса.
Первоначальный мастер-план застройки участка предполагал снос всех объектов в квартале между Дегтярным пер. и Новгородской ул. и ул. Моисеенко. Победителю - архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры" - пришлось корректировать проект.
"Сейчас у нас нет никаких прав на этот объект, - говорит вице-президент ОАО "Банк ВТБ", член Наблюдательного совета ЗАО "ВТБ-Девелопмент" Александр Ольховский. По его словам, компания заинтересована в вовлечении здания поликлиники в свой проект и уже обратилась к городским властям с предложением реконструировать памятник с учетом охранных обязательств КГИОП.
Урегулирование всех вопросов по зданию может занять 1,5-2 месяца, полагает Алексей Чичканов. Затраты на реконструкцию поликлиники могут составить от 1 тыс. до 2,5 тыс. евро за 1 кв.м в зависимости от функции объекта. "ВТБ-Девелопмент" рассматривает возможность приспособления здания под гостиницу или офисы. Площадь поликлиники - около 2 тыс. кв.м.
В архитектурной мастерской "Евгений Герасимов и партнеры" сообщили, что реконструкция бывшей поликлиники будет проводиться одновременно с созданием третьей очереди всего комплекса.
Подготовительные работы к строительству первой очереди "Невской ратуши" начались в прошлом году. Первая очередь проекта должна быть завершена к концу следующего года, вторая и третья очереди - в 2013-м и 2014 году. Кроме строительства помещений, куда должны переехать все городские чиновники, проект "Невской ратуши" также предусматривает возведение бизнес-центров, конгресс-отеля на 230 номеров и двухуровневого подземного паркинга на 3 тыс. мест.
24.09.2014 идет разборка дворового корпуса бывшего административного здания в Дегтярном переулке, 3, литера В. Флигель был построен в 1913–1915 годах Ламагиным. Прежде и дворовая, и лицевая постройка были выявленными памятниками архитектуры.
Трамвайный парк № 4 был построен в 1874 году "Акционерным обществом Санкт-Петербургской конной железной дороги" . Перефразируя название улиц в окружающем жилом районе (1.-10я. Рождественские улицы), новое депо назвали "Рождественское". Уже в 1875 году готовый комплекс с площадью 1882 м2 был принят в эксплуатацию. Он включал помимо собственно вагонного депо трехэтажное административное здание, конюшню и кузницу. В 1907 году здесь находились 633 лошади.
В 1880 году рядом с трампарком состоялась премьера особого рода. Петербургский инженер Ф. А.. Пироцкий провел первый тест-драйв трамвая на электрической тяге. Этим первым Электрическим трамваем в России был вагон Рождественского коночного парка под номером 114. К сожалению, эти первые тесты, которые вызвали у населения большой отклик, небыли продолжены. трамваев До 1913 года здесь был коночный парк, но после 1913 начался переход на электрические трамваи. В мае 1914 года на линию вышли первые шесть 2-хвагонных поезда на электрической тяге. Во время гражданской войны трампарк продолжал работать. Хотя количество выпускаемых на маршруты трамвакв сократилось, но движение не прекращалось. В 1922 трампарку было присвоено имя бывшего работника и революционера В. С. Смирнова.
Этот трампарк был тесно связан с развитием Ленинградского троллейбуса. В 1936 году павильон № 3 был перестроен в цех ремонта и технического обслуживания этого нового вида городского транспорта. Сначала здесь были размещены 17 новых троллейбусов. Их количество росло, к 1941 году их было уже 133. Ежедневно 76 троллейбусов выезжали на маршруты. С началом войны и Ленинградской блокады это развитие прекратилось. 291 сотрудник трампарка и 28 сотрудников троллейбусного парка погибли на фронте или от голода во время 900 дневной блокады.
Сразу же после прорыва блокады и еще до окончательного конца войны началось восстановление трамвайного парка. В 1947 и в 1949 году поступили первые новые послевоенные вагоны типов ЛМ-47/ЛП-47 или ЛМ-49/ЛП-49. В 1957 году поступили более современные ЛМ-57, а в 1960 году также два вагона Praha. Троллейбусы после войны здесь не размещались.
С 1968 года стали поступать первые вагоны типа ЛМ-68M для замены вагонов 40-х и 50-х годов. В 1983-1984 году были получены 29 вагонов типа КТМ-5, которые предназначались для депо № 10.
С распадом Советского Союза начался неуклонный упадок технического состояния трамваев и оборудования. В 2002 году властями города было принято решение закрыть два трампарка в 2003 году. В их числе был назван трампарк № 4. Трампарк был расположен близко от центра города, что обеспечивало большую прибыль при продаже недвижимости. Несмотря на яростные протесты сотрудников закончился в январе 2003 года ежедневный выезд поездов и его передали в распоряжение трампарка № 1. Вскоре здесь образовалось кладбище трамваев и их слом. Это состояние продолжалось до октября 2005 года, когда были разобраны пути на Тульской и Новгородской улицах. В апреле 2008 года начался снос исторических зданий депо для строительства административно - делового центра.
Только не включайте, пожалуйста, этот текст с пылу - с жару в публикацию, со всеми глупостями, которые тут сказаны: "Трамвайный парк № 4 был построен в 1874 году "Акционерным обществом Санкт-Петербургской конной железной дороги" . Перефразируя название улиц в окружающем жилом районе (1.-10я. Рождественские улицы), новое депо назвали "Рождественское"".
С какой стати строить в 1874 трампарк? А уж "перефразировать" названия улиц - кому бы это пришло в голову, если дело происходило в Рождественской части города.
википедия - тоже "вражеская" и тоже "врет" так же складно :)
Трамвайный парк № 4 имени Смирнова[править | править вики-текст] Адрес: Дегтярный переулок, 3. 59°56′19″ с. ш. 30°22′57″ в. д. (G) (O) Открыт в 1876 году как «Рождественский коночный парк», с 1914 года — «Рождественский трамвайный парк». В 1922 году название «Рождественский» упразднено, вместо него парку присвоен № 4 и имя В. С. Смирнова. С 1936 года по 1940 год из трамвайного парка № 4 наряду с трамваями, на линию выпускались троллейбусы. В 2003 году парк был официально закрыт, а вагоны — переданы в другие парки или списаны. В период с 2003 года по октябрь 2005 года парк выполнял только второстепенные функции (например, порезка списанных вагонов ТП-1). В октябре 2005 года после демонтажа рельсов на Тульской и Новгородской улицах парк был изолирован от общей сети. До весны 2008 года рельсы оставались на Дегтярном переулке (без контактной сети) и на территории самого парка. Территория парка была продана[10], 28 апреля 2008 года началось разрушение построек.
я даже знал тогда людей - из ВИКА им. Можайского (!!!) - которые ездили в Германию изучать тамошний опыт проектирования таких бесшумных виброзащищенных трамвайных путей, и они потом этот опыт применили на Литейном пр. Всё было очень серьёзно.
У КГИОП это называется "Административный дом". Но очень похожее здание трампарка на Среднем пр. жилое. Правда, здесь был и дворовый корпус (лит. В), снесенный несколько лет назад.
Думается, неоклассицизм это вполне выраженный.
А вот жилое здание городского трамвая совершенно не по-русски. Видимо, рчеь идет об Обществе, управлении или хотя бы служащих, т.е. "для служащих...".