Публикация
Церковь св. Анны Кашинской
|
Архитекторы: | Андреев С. И. Аплаксин А. П. |
Год постройки: | 1901-1902, 1907-1909 |
Стиль: | Неорусский |
Фото -
Церковь св. благоверной княгини инокини Анны Кашинской
при подворье Кашинского Сретенского монастыря Тверской епархии . Б. Сампсониевский пр., 53
Подворье Введено-Оятского женского монастыря Б. Сампсониевский пр., 57 (не поднее 1956)
Пам. арх. (регион.)
Часовня Николая Чудотворца (не сохран.)
1894 -
Церковь св. благоверной княгини инокини Анны Кашинской
1907-1909 - арх. Аплаксин Андрей Петрович ([
Подворье Кашинского Сретенского женского монастыря
Б. Сампсониевский пр., 53 (двор)
1901-1902 - арх. Андреев Семен Иванович
Комбинат живописно-скульптурный Ленинградское отделения Художественного фонда . - Мойка, 83
Скульптурный цех (..1965..) - пр. К. Маркса, 53
Проект 1906 г.
А. П. Аплаксин.
Проект
первоначальной
часовни
ЦГИА СПБ ф513
оп102 д2875
(добавил
Андрей Агафонов)
Начало XX в.
Фото [95]. C. 344
(добавил - Андрей Агафонов)
Музей Академии художеств
(добавил Андрей Агафонов)
Фото сер. XX в.
На барабане видны
не сохранившиеся
орнаменты.
Конец XX в. [**]
(добавил -
Андрей Агафонов)
1960-е гг.
1968 г.
Госкаталог.
(добавил Андрей Агафонов)
1984 г.
pastvu.com
Керамический фриз Ваулина.
(добавил - весовщик)
Фото -
Андрей Агафонов,
1994.
** Сборник "Архитектурное наследство" № 50 (2009 г., С. 362-379 -
А. В. Слезкин. Произведения архитектора А. П. Аплаксина в контексте храмостроения неорусского стиля
Монастырский комплекс включает в себя храм св. Анны Кашинской, Никольскую часовню, колокольню и
Двухъярусная часовня была освящена 11 ноября 1907 г. Часовня была построена на месте ранее существовавшей часовни, возведенной в память чудесного спасения цесаревича Николая при покушении на него в Японии.
В феврале 1908 г. освящен нижний храм во имя Спаса Нерукотворного Образа. После восстановления церковного почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской главный престол храма освятили во имя Анны Кашинской. Верхний придел двухэтажного храма освящен в 1911 г. во имя Николая Чудотворца и во имя Святителя Алексия митрополита Московского.
При строительстве храма архитектор использовал образы новгородской и псковской архитектуры. Монолитный объем здания имеет трехлопастные завершения фасадов. Храм увенчан шлемовидным куполом на высоком барабане. Фасады были украшены майоликами, выполнеными в мастерской П. К. Ваулина, и росписями в арочных нишах, но ныне декор утрачен. Четырехъярусная высокая колокольня - высотная доминанта комплекса. Чуть позже во дворе был построен жилой флигель для монахинь, примыкающий к храму и обнесенный каменной оградой.
Фото - Mary, 2007.
Фото -
Наталия, 11.2005.
Фото -
А.В.Слезкин 2006.
Фото - Mary, 2009.
Фото - Александр
Иванович, 2009.
Фото -
Наталия, 05.2009.
Фото - M.A., 04.2016.
Фото - Lonely Walker , 04.2018.
Фото - Анчар, 04.2018.
Фото -
Анчар, 04.2018.
Фото - Вадим Павлов, 12.2022.
Церковь Анны Кашинской-православный храм С-Петербурга, действующий в качестве подворья Введено-Оятского монастыря.
Строительство подворья Кашинского Сретенского монастыря началось в 1907 г. на месте, где стояла построенная в 1894 г. в память чудесного спасения будущего императора Николая II в Японии часовня Николая Чудотворца.
Составление проекта подворья поручили епархиальному арх. А. П. Аплаксину. Проект включал в себя двухэтажную церковь с пристроенной к ней часовней и жилые корпуса подворья.
Четырехстолпный по конструкции храм разделен пилонами на три нефа,боковые из которых представляют собой двухэтажные галереи. В архитектуре храма отображаются черты псковско-новгородского зодчества XV века. Церковь вечает шлемообразный с заострением купол на невысоком барабане. В плане основная часть колокольни имеет квадратную форму, третий ярус-круглый.
(добавил -
После 1917 г. храм стал приходским, а в 1933 г. был закрыт. В 1939-1994 гг. в нем размещались мастерские изокомбината.
В 1994 г. комплекс вернули Церкви. В нем разместилось подворье Введено-Оятского женского монастыря. С 1995 г. проводятся реставрационные работы. В 1996-1997 гг. были заново сооружены купола.
В 1999 г. возобновлены богослужения.
В 2009 г. храм отметит свое столетие.
В экспозиции музея архитектурной
художественной керамики "Керамарх"
Фото - Askja, 2018 .
Введено-Оятский женский монастырь
Фото - Наталия, 10.2007.
Введено-Оятский монастырь расположен в Лодейнопольском районе Ленинградской обл. на станции Оять. Ранее он назывался Введенский Островский Оятский мужской монастырь и был известен с XV века. Закрыт в 1930-х гг. В 1993 г. возобновлен как женский.
В монастыре покоятся мощи святых прпп. Сергия и Варвары, родителей преп. Александра Свирского. Возле монастыря находится святой источник с купальней.
1965: Комбинат живописно-скульптурный Ленинградское отделения Художественного фонда - Мойка, 83;
Скульптурный цех - пр. К. Маркса, 53;
Цех худ. обработки дерева - Боровая, 52; 1-я копийная мастерская - В.О. Большой пр., 64;
2-я копийная мастерская - Мойка, 1; 3-я копийная мастерская - Апраксин пер., 1;
Склады готовой продукции - Львиный пер., 1, и Благодатная, 38 ([
Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения (7802315000).
Фото - Елена, 06.2017
Фото - M.A., 04.2016.
Нет происх. инф-ции.
№ 108. С. 87.
Комбинат живописно-скульптурный Лен. отд-ния Художеств. фонда - Мойка, 83;
скульпт. цех - пр. К. Маркса, 53;
цех худ. обработки дерева - Боровая, 52;
1-я копийная мастерская - В.О. Большой пр., 64;
2-я --"-- - Мойка, 1;
3-я --"-- - Апраксин пер., 1;
склады готовой продукции - Львиный пер., 1, и Благодатная, 38.
Там неподалеку от монастыря есть родоновый источник. Родон- радиоактивный нетральный газ, исходит с глубин земной коры, купание в родоновых ваннах способстует излечению кожных болезней, а также женских болезней.
Майоликовые ангельские головки на верху колокольни были еще в
1970-х. По утрам их чудно освещало солнцем. На разрушающемся карнизе росла березка (купола не было). И - никакой штукатурки..
В церкви работал цех керамики.
Сейчас здание выглядит как напомаженный покойник. Не найдется ли фотографии покойного при жизни?
В 1894 г. на Выборгской стороне в Петербурге на участке, пожертвованном потомственным почетным гражданином Ф.П. Кручининым, было открыто подворье Кашинского Сретенского монастыря. Сначала планировалось построить часовню, которая и была освящена 3 апреля 1894 г. в честь святителя Николая Чудотворца в память спасения Цесаревича Николая Александровича при покушении на него в японском городе Отсу. На освящение собралась "такая масса народа, что движение по проспекту не только конное, но и пешее было прекращено".
В середине участка в 1901 г. был построен трехэтажный каменный флигель по проекту С. Андреева. В глубине двора соорудили различные каменные службы. Но сестер подворья постоянно заботила мысль о строительстве храма.
Проект его был заказан молодому епархиальному архитектору Андрею Петровичу Аплаксину (1879-1931). Освятить храм предполагалось во имя Спаса Нерукотворного Образа с двумя приделами: святителя Николая Чудотворца и святителя Алексия Московского. Перед архитектором стояла непростая задача вписать храм, рассчитанный на 1500 молящихся, в узкий вытянутый с запада на восток участок при уже существующей застройке. С этой задачей Аплаксин блестяще справился. Храм наряду с близлежащим Сампсониевским собором занял главенствующее положение в окружающей застройке. Это был первый проект мастера в нетрадиционном для Петербурга "неорусском" стиле.
Был создан комитет по постройке храма, на воззвании с просьбой о помощи в строительстве храма помещен был эскизный проект. На собранные комитетом средства в сентябре 1907 г. произошла торжественная закладка храма и началось строительство.
Строительство храма было полностью окончено в 1909 г., то есть именно тогда, когда Тверская земля с трепетом праздновала восстановление почитания святой благоверной княгини Анны Кашинской, поэтому, конечно, и главный Престол было решено освятить в ее честь. Торжество освящения состоялось 18 (31) декабря 1909 г.
Революционные события 1917 г. приостановили деятельность епархиального архитектора, не остался нетронутым и храм Анны Кашинской. Как подворье монастыря он продержался до 1925 г., но и потом общину уже приходского храма составляли монахини. Но в 1932 г. все монахини были арестованы, 15 из них отправили в ссылку в Казахстан, 3 – в концлагеря. Тогда же церковь закрыли, а священника с семьей также репрессировали.
Только в 1994 г. полуразрушенный храм возвратили Церкви для устройства при нем подворья монастыря, но теперь уже Введено-Оятского женского монастыря Санкт-Петербургской епархии.
В настоящее время храм св. Анны Кашинской отреставрирован и украшен уникальной работы иконостасом.
В списке Б. Кирикова "100 памятников петербургского модерна", под № 78 -
Церковь подворья Кашинского Сретенского женского монастыря. 1907-1910, гражд. инж. А.П.Аплаксин. Большой Сампсониевский пр., 53 (см. журнал "АРДИС", №3(9), 1999 год -
к вопросу о майоликовых ангельских головках. Керамический фриз Ваулина был демонтирован где-то в конце 1970-х. как всегда в музей города ( где имеются на складе панно с особ. Бремме, с пл Труда 2 ). Судя по 2-ому фото вроде реставрируется
Ответ на " В экспозиции музея архитектурной художественной " от Askja
Большое спасибо за фотографии!
Ответ на "к вопросу о майоликовых ангельских головках. Керам" от весовщик
Не на складе, а в экспозиции. Хорошо бы давать ссылки на чужие фотографии
Ответ на "Не на складе, а в экспозиции. Хорошо бы давать ссы" от Liz
Это было до создания и организации экспозиции музея "Керамарха", как я понимаю, теперь они "ответственны" за панно (?) (их взаимоотношения с Государственным музеем истории города не до конца мне понятны).
Ответ на "Не на складе, а в экспозиции. Хорошо бы давать ссы" от Liz
из двух моих фото:
цветная - из Сети в открытом доступе
черно-белая - из моего архива, фото было опубликовано в одном из номеров СиАЛ 1970-х гг, в одной из первых статей, посвященных Ваулину
Ответ на "Это было до создания и организации экспозиции музе" от Kater
По факту это одна их экспозиций музея города, на которой представлены как вещи, принадлежащие музею, так и предприятию "Паллада". Я так поняла.
Модерн