То, что Путейскому ведомству необходимо иметь в Санкт-Петербурге собственный дом, в котором могли бы собираться как в «клубе по интересам» инженеры путей сообщения и останавливаться приезжающие в столицу путейцы, стало ясно уже в конце XIX века. Приезжим инженерам были не по средствам немногочисленные гостиницы. Но решение проблемы из года в год откладывалось в силу разных, по большей части финансовых, причин.
Фото 1913 г. [*] (добавил nikspb)
Дом инженеров путей сообщения в С.-Пб, сооружаемый в память столетия Института инженеров путей сообщения... 1810-1910 [Проект]. - Санкт-Петербург: тип. т-ва п/ф "Электро-тип. Н.Я. Стойков
* - Фасад дома общества инженеров путей сообщения - Бородинская ул., 6. Фото 1913 г. Фотография ателье Буллы.
Грядущее в 1909 г. 100-летие Института инженеров путей сообщения Императора Александра I стало прекрасным поводом к воплощению этой идеи. Ведь что может стать лучшим ознаменованием события, чем постройка дома, незаурядного как по архитектурному облику, так и по назначению. Поэтому было решено, что дом станет своеобразным памятником к 100-летию института, поскольку будет строиться на средства, пожертвованные выпускниками вуза - инженерами путей сообщения.
Работа по популяризации этой идеи началась в 1907 г., но в силу того, что специалисты - выпускники института работали не только по всей России, но и за рубежом, сбор средств затянулся, и построить дом к юбилейному 1909 г. не удалось. Но был выработан Устав Товарищества «Дом Инженеров Путей сообщения» и начат сбор денег по подписке.
В честь празднования 100-летия института в Министерстве путей сообщения прошло юбилейное собрание, на котором был создан Комитет, взявший на себя работу по созданию дома. Выпускники не скупились, и сумма, необходимая для осуществления задуманного, была набрана.
Для строительства был приобретен участок на только что проложенной Бородинской улице. Выбор обуславливался близостью к Министерству путей сообщения, которое помещалось на набережной реки Фонтанки в доме № 117, институту, располагавшемуся по соседству с ним, и вокзалам.
Здание в стиле эпохи Александра I спроектировал архитектор А. А. Барышников. 17 апреля 1911 г. проект был утвержден. Кроме меблированных комнат, доступных по цене для приезжих инженеров и их семей, в доме планировалось множество полезных (и приносящих доход) помещений.
На первом этаже со стороны главного фасада размещались магазины - одни из самых роскошных, как теперь сказали бы - престижных, в Петербурге, а в части, выходящей во внутренний двор, расположились служебные помещения.
Второй этаж отдали под Собрание инженеров путей сообщения. Здесь располагался большой двусветный зал с примыкающими к нему фойе и ресторанами. Кроме использования для собственных нужд, планировалось сдавать эти помещения для проведения публичных мероприятий. На третьем и четвертом этажах располагались Правление Армавир - Туапсинской железной дороги и Правление Общества Северо-Донецкой железной дороги.
На пятом этаже расположилось Правление Общества предохранения дерева. Предприятия этого общества занимались обработкой строительной древесины против гниения, что было очень важно для развития железных дорог - крупных потребителей деревянных шпал. А часть пятого и весь шестой этаж отдали под меблированные комнаты, о которых мы уже говорили.
Таким образом, Дом Инженеров Путей сообщения, строительство которого завершилось в 1912 г., стал весьма полезным как для путейского ведомства, так и для города.
Парадная лестница, вестибюли с лепкой на плафонах хорошо сохранились до настоящего времени.
После революции в доме на Бородинской ул. разместился основанный в 1918 г. Техникум железнодорожного транспорта. Он занимает это здание и поныне. Сейчас техникум располагается на 2-х площадках
В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (1630)
<a href='https://www.citywalls.ru/house5311.html' target='_blank'>Дом Инженеров Путей сообщений - Техникум железнодорожного транспорта на Citywalls.ru</a>
Фото 1913 г. - ссылка (10.1.2013 г.) " Аннотация Фасад дома общества инженеров путей сообщения - Бородинская ул., 6 (инженер путей сообщения А.А.Барышников, 1912-1913). Дата съемки 1913г. Год съемки 1913 Место съемки Санкт-Петербург Авторы съемки Фотография ателье Буллы " фото см. публ.
1922-23(?): Петроградский Политехникум Путей Сообщения, Бородинская, 6 . ("Весь Петроград - 1923". С. 38,"Весь Ленинград - 1924". С. 68)
1926: Техникум путей сообщения Сев.-Зап. ж.д., Бородинская, 6 . ("Весь Ленинград - 1927". С. 48)
1927: Объединенный Техникум путей сообщения им. Дзержинского, Бородинская, 6 . ("Весь Ленинград и область - 1928". С. 70)
1929(?): Ленинградский политехникум путей сообщения им. Дзержинского, Бородинская, 6 . ("Весь Ленинград и обл. - 1930". С. 54)
1931(?): Ленинградский путейско-строительный комбинат железнодорожного транспорта имени Ф.Э.Дзержинского, Бородинская, 6 . ("Весь Ленинград - 1932". С. 50) Объединяет Втуз и техникум.
1932: То же (Весь Ленинград - 1933". С. 306) Объединяет Втуз, дневн. и вечерн. техникумы, рабфак, инженерн. курсы и курсы техников-организаторов.
1934(?):Техникум железнодорожного транспорта им. Дзержинского. (Весь Ленинград - 1935". С. 335)
1939(?):Техникум НКПС им. Дзержинского. (Весь Ленинград - 1940". С. 316)
1988: Техникум железнодорожного транспорта им. Ф.Э. Дзержинского. (№ 125, 213, с. 419)
Нижеприведенная информация с сайта Техникума -
1927-1993 гг. Ленинградский техникум железнодорожного транспорта имени Ф.Э.Дзержинского.
1923: Еврейский театр (относится к театрам, находящимся в ведении коллективов, учреждений и частных лиц), Бородинская, 6. («Весь Петроград - 1923", с. 238)
О сложении арендной платы с занимаемого Политехникумом Путей Сообщения дома № 6 по БОродинской ул.
Постановили: Дом оставить за Откомхозом Обязать Откомхоз предоставить Политехникуму в безарендное пользование, но с отнесением в соответствующей пропорции общих расходов по дому, необходимые Политехникуму помещения, без права передачи таковых кому бы то ни было.
// Протоколы заседаний Президиума Петроградского губернского исполнительного комитета Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов XIII-го созыва, 1922-1923 гг. - Петроград : [б. и.], [1923].
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Как обычно, история обрывается после революции. :)
История Техникума в советский период более подробно изложена на сайте:
Частично можно дополнить и текст публикации.