Публикация

Дом М. А. Гарновского -
Казармы лейб-гвардии Измайловского полка . Офицерский корпус

Здание на карте
фото
Архитекторы: Руска Л.
Шарлемань И. И.
Год постройки: 1800, 1820
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2010.

Дом М. А. Гарновского -                                         классицизм

Казармы лейб-гвардии Измайловского полка . Офицерский корпус

Измайловский пр.,2 - наб.Фонтанки,120

Пам. арх. (регион.)

1800-е  - арх. Руска Луиджи   (Список...)

1820     - арх. Шарлемань И. И. (Зодчие Санкт-Петербурга ХIХ - начало ХХ века, Лениздат, 1998, С. 213)

  • фото

    Литера H, лист XIX; чертеж обозначен литерой "A"
    * см.
    "A. Batiment des officiers du Reg. d'Ismailovsky"
    ("A. Офицерский корпус Измайловского полка").

  • фото

    Центральная часть фасада
    (добавил S.P. )

  • фото

    Литография К.Беггрова по
    рис. Е.Есакова. - Вид
    Фонтанки от Измайловского моста
    ( Комелова Г.Н. Виды Петербурга
    и окрестностей. - Л., 1961. С.31)

    (добавил nikspb)

  • фото

    Акварель М.Н.Воробьева
    "Петербург. Троицкий собор"
    (1820 - 1830-е гг.;
    Всероссийский музей А.С.Пушкина)
    (добавил S.P.)

  • фото

    А.Н.Ракович 1835; (фото из фондов
    Государственного музея истории
    Петербурга; "Санкт-Петербургские
    ведомости", 28.02.2014)

    (добавил S.P.)

  • фото

    Гравюра по рисунку М.-Ф.
    Дамам-Демартре "Вид на
    Измайловский мост через
    Фонтанку и на казармы" (ГРМ)
    (добавил S.P.)

  • фото

    1939 г. Наб. р. Фонтанки,
    д.№120 и вид на пр.
    Красных Командиров
    с Измайловского моста.
    ЦГАКФФД СПб Вр 44328
    (добавил люблюпитер )

  • фото

    1970 г. Вид сверху
    на р-н Измайловского
    пр. в сторону
    р. Фонтанки
    Фото Овчинников К.В.
    (добавил Данелия).

  • фото

    Июнь 1976 Перспектива
    Измайловского пр. от
    пр. Москвиной в сторону
    ул. Садовой
    Фото Овчинников К.В.
    (добавил Данелия).

  • фото

    Фото - Андрей Агафонов, 1995.

  • фото

    План границ ОКН.
    Приложение к охранному
    обязательству от 22.07.2009 г.

  • фото

    Охранное обязательство
    от 06.03.2017 г. Лист 1

  • фото

    Охранное обязательство
    от 06.03.2017 г. Лист 2

  • фото

    План 1 этажа

  • фото

    План 2 этажа

  • фото

    План 3 этажа

  • фото

    План 4 этажа
    (добавил peterburzhets)

  • фото

Чертеж фасада, опубликованный Л.Руска в 1810 г. в альбоме своих чертежей: Recueil des dessins de différens batimens construits a 

     Saint-Pétersbourg, et dans l'intérieur de l'empire de Russie, par Louis Rusca, architecte de Sa Maesté Impériale. Dédié a Sa Maesté Alexandre Ier,

     Empereur et autocrate de toutes les Russies. Saint-Pétersbourg. M.DCCC.X. (Сборник чертежей различных зданий, построенных в Санкт-Петербурге,

     и в Российской империи Луи Руска, архитектора Его Императорского Величества. Посвящается Его Императорскому Величеству

     Александру I,  императору и Самодержцу Всероссийскому. Санкт-Петербург. 1810.)

 

"Еще в 1799 г. вышел указ "о выстраивании из бывшего Гарновского дому казарм". В 1805 г. вновь ставится вопрос о принятии в казенное ведомство "бывшего полковника Гарновского (дома - Авт.), занимаемого ныне лейб-гвардии конным полком". Возможно, в это время и был составлен проект перестройки его под казармы. Фасад дома Гарновского был обращен к набережной Фонтанки. На Измайловский проспект фасадом выходили  служебные постройки. Руска перестраивает служебные постройки и создает на их месте новый корпус, выходящий главным фасадом на Измайловский проспект.  Эта протяженная постройка в три этажа с четырехэтажным ризалитом и одноэтажным корпусом занимает целый квартал по Измайловскому проспекту от Фонтанки до первой Ротной улицы. Горизонтальные членения нового корпуса повторяют членения дома Гарновского. Мощным акцентом на фасаде является  четырнадцатиколонный дорический портик, объединяющий два верхних этажа ризалита. Вновь построенный корпус сохранился до наших дней и соответствует проекту Руска, лишь несколько позднее был надстроен  четвертый этаж"ю

(Александрова Л. Б.. Луиджи Руска. Л., 1990.  С. 60).

Из цитируемого фрагмента остается не ясно, как именно выглядел фасад дома собственно Гарновского. Похоже, что слова "Горизонтальные членения нового корпуса повторяют членения дома Гарновского" означают лишь соответствие уровней окон на старом и новом фасадах.                                                                                                     (добвил: Liz)

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2009.

  • фото

    Фото 24.04.2011.

  • фото

    Фото - S.P.б 24.02.2013 .

  • фото

    Фото - Наталия, 07.2018.

  • фото

    Центральная часть здания
    по Измайловскому пр.

  • фото
  • фото

    Правое крыло по
    Измайловскому пр.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 06.2019.

  • фото

    Фото - Наталия, 06.2023.

Здание состоит из двух частей, построенных в разное время:  а) корпус по Фонтанке - собственно дом М. А. Гарновского, построенный в 1790 г.; б) корпус по Измайловскому проспекту, пристроенный в 1805 - 1806 гг. по проекту Луиджи Руска, при приспособлении всего здания под офицерский корпус Измайловского полка. (Дата проектирования - 1805 предположительно названа также в книге: Л. Б. Александрова. Луиджи Руска. Л., 1990, с. 60.)

Первоначальный облик старой части здания хорошо виден на на литографии К. П. Беггрова по рисунку Е.И.Есакова (см. фото 2). Еще один вид, в другую сторону, к Троицкому собору -  акварель М. Н. Воробьева "Петербург. Троицкий собор" (см. фото 3). Здесь видна правая часть фасада по Фонтанке, которой нет на литографии Беггрова по рисунку Есакова, со срезанным углом (сейчас этот угол закругленный; может быть, изображение Воробьева не совсем точное (что маловероятно), а может быть угол переделан позже). Здание трехэтажное, с четырехэтажной средней частью, украшенной портиком ионического ордера. Новая часть здания, пристроенная Л. Руска, видна на картине А. Н. Раковича (см. фото 4). Как видим, и новый корпус тоже был трехэтажным, с четырехэтажной средней частью, украшенной портиком. 

Еще одно, значительно более раннее изображение новой части здания (правда, видимо, не вполне достоверное в деталях) - гравюра по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре "Вид на Измайловский мост через Фонтанку и на казармы" (Русский музей) (см. фото 5). Дамам-Демартре уехал из России в 1805 г., когда новая часть здания еще не была построена. Очевидно, он изобразил это здание не с натуры, а использовал проект (такая практика существовала у художников конца XVIII - начала XIX в.). Вероятно, этим объясняются отличия в некоторых деталях от изображения Воробьева и от ныне существующего здания: в угловой части по обоим фасадам изображены ризалиты, отсутствующие в натуре, но нет срезанного (или закругленного) угла. Но в целом здание выглядит так же, как на более поздних изображениях Воробьева и Раковича.

(Заметим, что Дамам-Демаротре, очевидно, использовал здесь и другие проекты, оставшиеся нереализованными: на правом углу Измайловского проспекта виден, вероятно, госпиталь Измайловского полка, спроектированный Руска, но, скорее всего, не построенный; Измайловский мост изображен без башен - вероятно, в соответствии с каким-то проектом его перестройки.)

В книге "Зодчие Санкт-Петербурга ХIХ - начало ХХ века"  о надстройке офицерского корпуса в 1820 г. И. И. Шарлеманем 1-м, но,  учитывая время постройки Троицкого собора - с 1827 по 1835 г., - изображения Воробьева и Раковича свидетельствуют о том, что эти сведения - результат какого-то недоразумения.)

Согласно данным "Списка ..." офицерский корпус был перестроен в 1889 - 1890 гг. военным инженером Г.М.Житковым. Перестройка характеризуется следующим образом: "внутренняя перестройка корпуса по наб.р.Фонтанки; надстройка, частичное изменение декора лицевых корпусов с образованием единого фасада, внутренняя перестройка " Несколько удивляют слова об образовании единого фасада (на старых изображениях видно, что он и так был), но остальное понятно. Очевидно, именно при этой перестройке всё здание было надстроено до четырех этажей, а кроме того, в портиках ионический ордер заменен на дорический, над ними появились аттики доовольно причудливой формы, а по сторонам портика по Измайловскому проспекту появились далекие от классицизма лепные украшения.

(добвил S.P.)

  • фото

    Двор дома Гарновского.
    Фото - Liz, 2007.

  • фото

    Дворовые фасады

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Елена, 06.2016.

  • фото
  • фото
  • фото

    Дворовые фасады

  • фото
  • фото
  • фото

    Левое крыло
    по Фонтанке

  • фото

    Правое крыло
    по Фонтанке

  • фото

    Фото - Виктор М,
    11.11.2021.

А в 1980-е гг. в здании располагался Детский сад Мин. обороны. И очень было здорово, летом, выезжали на дачу в Комарово. (Faleona)

 

 

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность"  (120).

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения  на основании распоряжения комитета по государственному контролю использованию и охране памятников истории и культуры №10-22 от 21.07.2009 г.

38 комментариев
11875 просмотров
Добавил: Mary, 17 Января 2009, 13:29
Редактировано: 20 Июня 2023, 20:43
Оцените:
(25 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3801.html' target='_blank'>Дом М. А. Гарновского -Казармы лейб-гвардии Измайловского полка . Офицерский корпус на Citywalls.ru</a>
Всего 38 комментариев
  • 15 Сентября 2009, 21:51

    Я не понимаю, графу "стлиь" сложно заполнять? :((( ну что мог построить в 1800 году архитектор руска? Конечно, классицизм!

  • 30 Октября 2009, 21:57

    А к чему хоть строка про Михаила Ивановича Глинку?

  • 30 Октября 2009, 21:58

    Кстати, дело не в том, в каком году и кто строил. А как именно строил. Т.е. стилистические особенности.

  • 22 Ноября 2011, 16:07

    В Офицерском корпусе на Фонтанке огонь повредил перекрытия

    http://karpovka.net/2011/11/22/29373/

  • 31 Декабря 2011, 20:01

    Надстройка дома Грановского 1820 арх. И. И. Шарлемань

    Ссылка: Зодчие Санкт-Петербурга ХIХ - начало ХХ века, Лениздат, 1998, стр. 213

  • 20 Августа 2012, 00:12

    Нет ссылок.

  • 20 Августа 2012, 00:14

    Дом М. А. Гарновского -                                                          

    Офицерская казарма лейб-гвардии Измайловского полка .

    Офицерский корпус

    А потом и сейчас?

  • 19 Мая 2013, 01:34
    Ответ на "Дом М. А. Гарновского -   &nbs" от алекс

     Бинес центр "Измайловский"

  • 19 Мая 2013, 09:43

    надо бы еще разобраться, что из себя представлял этот Дом Гарновского?  

    Сколько окон и сколько этажей?  Где он был?  

    Казарма - огромная, какую часть казармы можно отнести к т.н."надстроенному дому Гарновского"?

  • 19 Мая 2013, 21:14

    Г. Р. Державин. Ко второму соседу

     

    ‎Не кость резная Колмогор,
    Не мрамор Тифды и Рифея,
    Не невски зеркала, фарфор,
    Не шелк Баки, ни глазумея
    Благоуханные пары
    Вельможей делают известность;
    Но некий твердый дух и честность
    ‎А паче — Муз дары.

    ‎Почто же, мой вторый сосед,
    Столь зданьем пышным, столь отличным
    Мне солнца застеняя свет,
    Двором межуешь безграничным
    Ты дому моего забор?
    Ужель полей, прудов и речек,
    Тьмы скупленных тобой местечек
    ‎Твой не насытят взор?

    ‎В тот миг, как с пошвы до конька
    И около, презренным взглядом,
    Мое строение слегка
    С своим обозревая рядом,
    Ты в гордости своей с высот
    На низменны мои, мнишь, кровы
    Навесить темный сад кедровый
    ‎И шумны токи вод, —

    ‎Кто весть, что рок готовит нам?
    Быть может, что сии чертоги,
    Назначенны тобой царям,
    Жестоки времена и строги
    Во стойлы конски обратят.
    За счастие поруки нету,
    И чтоб твой Феб светил век свету,
    Не бейся об заклад.

    ...
    С сумой не ссорься и тюрьмой.
    Хоть днесь к звездам ты высишь стены,
    Но знай: ты прах одушевленный,
    ‎И скроешься землей.

    ‎Надежней гроба дома нет,
    Богатым он отверст и бедным;
    И царь и раб в него придет.
    К чему ж с столь рвеньем ты безмерным
    Свой постоялый строишь двор,
    И, ах! сокровищи Тавриды
    На барках свозишь в пирамиды
    ‎Средь полицейских ссор?

    ...
    ‎Рабочих в шуме голосов,
    Машин во скрыпе, во стенаньи,
    Средь громких песен и пиров
    Трудись, сосед, и строй ты зданьи;
    Но мой не отнимай лишь свет.
    А то оставь молве правдивой
    Решить: чей дом скорей крапивой
    ‎Иль плющем зарастет?

     

    1791

     

    Примечания

    Стихотворение обращено к полковнику М. А. Гарновскому, управителю Потемкина. В 1791 г. Державин купил дом на Фонтанке в Петербурге и начал капитально переделывать его. Соседний же дом строил Гарновский. 

    Похоже, что в последующие времена, когда чертоги обратились в "стойлы конски", домом Гарновского называли весь комплекс строений, в том числе и построенных уже после Гарновского. Иван Тимофеевич Беляев в своих "Записках русского изгнанника" вспоминал: "Я родился в ночь на 19 апреля 1875 года в скромной обер-офицерской квартире дома Гарновского, служившего для совместного жительства офицеров лейб-гвардии Измайловского полка и лейб-гвардии Второй артиллерийской бригады, где в это время служил капитаном мой отец" (Простор. 1996. № 4.С. 31)

    Почему-то при переносе ссылки отпечатывается нечто совершенно другое, а при сохранении - и вовсе  третье, не срабатывающее. Впрочем, найти этот текст в сети очень просто - достаточно ввести обе фамилии.

  • 20 Ноября 2013, 22:10

    "...Дом N 120 строился в конце XVIII в. для командира полка Гарновского. Сейчас он стоит в несколько перестроенном виде, но и тогда он был роскошен. Впрочем, роскошный дом Гарновский строил не на жалованье.
    . А на какие средства - об этом, во-первых, подробно рассказывает М.Н.Пыляев, во-вторых, сосед Гарновского Державин посвятил этому дому некоторые стихи.
      Например, когда Державину стало известно, что Гарновский просил у Екатерины II пособие на достройку дома, он написал такую эпиграмму:
                      Возри, монархиня! на дом, покрова не имущий,
                      В столице от крупиц царя Тавриды сущий,
                      Возри! и украси сей хижиной твой трон:
                      Прибавь к украденным еще хоть миллион.
     Впрочем, в конце концов Гарновского посадили в крепость, а дом отошел в казну.  В нем разместили казармы Измайловского и Егерского полков.  Хотя Гарновского позже и выпустили, но имушества ему не вернули."
                      (Лит-ра: Фокин М.М. Путешествие по набережным Фонтанки. - М.: Центрполиграф, 2010. С.237)

  • 10 Июня 2016, 20:24

    А в 1980-е гг. в здании располагался Детский сад Мин. обороны. И очень было здорово, летом, выезжали на дачу в Комарово. (Faleona)

    Вот эта дача:

     

    http://www.citywalls.ru/house21769.html

  • 28 Октября 2016, 10:57

    В 1857-1862 гг. в казармах л.-г. Измайловского полка - "в так называемом и по сию пору доме Гарновскаго" - был размещен также л.-г. Волынский полк. (Луганин А. Опыт истории лейб-гвардии Волынского полка. Ч. II. 1909. С. 29)

  • 16 Ноября 2016, 21:58

    Вот дом так дом, не дом, а рекорд. 

    Два пехотных полка поместилось... 

  • 20 Мая 2017, 23:11
    Ответ на ""...Дом N 120 строился в конце XVIII в. для команд" от nikspb

     В комментариях Фокина, конечно, можно процитировать, но хорошо бы хоть слегка проверять то, что он пишет. А вот перемещать его писания в публикацию - это лишнее. В данном случае: Гарновский никогда не был командиром Измайловского полка. О нем очень приличная статья в Википедии, со ссылкой на РБС (Половцова).

    О доме: "Еще в 1799 году вышел указ "о выстраивании из бывшего Гарновского дому казарм". В 1805 году вновь ставится вопрос о принятии в казенное ведомство "бывшего полковника Гарновского (дома - Авт.), занимаемого ныне лейб-гвардии конным полком". Возможно, в это время и был составлен проект перестройки его под казармы. Фасад дома Гарновского был обращен к набережной Фонтанки. На Измайловский проспект фасадом выходили  служебные постройки. Руска перестраивает служебные постройки и создает на их месте новый корпус, выходящий главным фасадом на Измайловский проспект.  Эта протяженная постройка в три этажа с четырехэтажным ризалитом и одноэтажным корпусом занимает целый квартал по Измайловскому проспекту от Фонтанки до первой Ротной улицы. Горизонтальные членения нового корпуса повторяют членения дома Гарновского. Мощным акцентом на фасаде является  четырнадцатиколонный дорический портик, объединяющий два верхних этажа ризалита. Вновь построенный корпус сохранился до наших дней и соответствует проекту Руска, лишь несколько позднее был надстроен  четвертый этаж" (Александрова Л.Б.. Луиджи Руска. Л., 1990.  С. 60).

    Из цитируемого фрагмента остается не ясно, как именно выглядел фасад дома собственно Гарновского. Похоже, что слова "Горизонтальные членения нового корпуса повторяют членения дома Гарновского" означают лишь соответствие уровней окон на старом и новом фасадах.

    И повторю здесь комментарий Румянцева: Румянцев 31 Декабря 2011. 

    Надстройка дома Гарновского 1820 арх. И. И. Шарлемань

    Ссылка: Зодчие Санкт-Петербурга ХIХ - начало ХХ века, Лениздат, 1998, стр. 213

  • 8 Сентября 2017, 10:07

    Всё здание целиком (моя фотография 24 февраля 2013 г.):

              см. публ.

     

    Здание состоит из двух частей, построенных в разное время (см.: Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (с изменениями на 1 декабря 2010 года) , №120.1):

    а) корпус по Фонтанке - собственно дом М.А.Гарновского, построенный в 1790 г.;

    б) корпус по Измайловскому проспекту, пристроенный в 1805 - 1806 гг. по проекту Луиджи Руска, при приспособлении всего здания под офицерский корпус Измайловского полка. (Дата проектирования - 1805 предположительно названа также в книге: Л.Б.Александрова. Луиджи Руска. Л., 1990, с. 60.)

     

    Первоначальный облик старой части здания хорошо виден на на литографии К.П.Беггрова по рисунку Е.И.Есакова, представленной в комментарии nikspb от 30 марта 2015 г. Вот еще один вид, в другую сторону, к Троицкому собору -  акварель М.Н.Воробьева "Петербург. Троицкий собор" (1820 - 1830-е гг.; Всероссийский музей А.С.Пушкина):

     

     

    Здесь видна правая часть фасада по Фонтанке, которой нет на литографии Беггрова по рисунку Есакова, со срезанным углом (сейчас этот угол закругленный; может быть, изображение Воробьева не совсем точное (что маловероятно), а может быть угол переделан позже). Здание трехэтажное, с четырехэтажной средней частью, украшенной портиком ионического ордера.

     

    Новая часть здания, пристроенная Л.Руска, видна на картине А.Н.Раковича (1835; фото из фондов Государственного музея истории Петербурга; "Санкт-Петербургские ведомости", 28.02.2014):

    см. публ.

     

    Как видим, и новый корпус тоже был трехэтажным, с четырехэтажной средней частью, украшенной портиком.

     

    Еще одно, значительно более раннее изображение новой части здания (правда, видимо, не вполне достоверное в деталях) - гравюра по рисунку М.-Ф.Дамам-Демартре "Вид на Измайловский мост через Фонтанку и на казармы" (Русский музей):

     см. публ.

     

    Дамам-Демартре уехал из России в 1805 г., когда новая часть здания еще не была построена. Очевидно, он изобразил это здание не с натуры, а использовал проект (такая практика существовала у художников конца XVIII - начала XIX в.). Вероятно, этим объясняются отличия в некоторых деталях от изображения Воробьева и от ныне существующего здания: в угловой части по обоим фасадам изображены ризалиты, отсутствующие в натуре, но нет срезанного (или закругленного) угла. Но в целом здание выглядит так же, как на более поздних изображениях Воробьева и Раковича.

     

    (Заметим, что Дамам-Демаротре, очевидно, использовал здесь и другие проекты, оставшиеся нереализованными: на правом углу Измайловского проспекта виден, вероятно, госпиталь Измайловского полка, спроектированный Руска, но, скорее всего, не построенный; Измайловский мост изображен без башен - вероятно, в соответствии с каким-то проектом его перестройки.)

     

    (Румянцев в комментарии от 31 декабря 2011 г. сообщает о надстройке офицерского корпуса в 1820 г. И.И.Шарлеманем 1-м. Хотя в книге, на которую он ссылается, действительно есть такие сведения, но,  учитывая время постройки Троицкого собора - с 1827 по 1835 г., - изображения Воробьева и Раковича свидетельствуют о том, что эти сведения - результат какого-то недоразумения.)

     

    Согласно данным Списка... , офицерский корпус был перестроен в 1889 - 1890 гг. военным инженером Г.М.Житковым. Перестройка характеризуется следующим образом: "внутренняя перестройка корпуса по наб.р.Фонтанки; надстройка, частичное изменение декора лицевых корпусов с образованием единого фасада, внутренняя перестройка " Несколько удивляют слова об образовании единого фасада (на старых изображениях видно, что он и так был), но остальное понятно. Очевидно, именно при этой перестройке всё здание было надстроено до четырех этажей, а кроме того, в портиках ионический ордер заменен на дорический, над ними появились аттики доовольно причудливой формы, а по сторонам портика по Измайловскому проспекту появились далекие от классицизма лепные украшения.

     

    P.S. Об этом я написал на своем сайте.

     

  • 20 Марта 2018, 14:48

    Детский сад от Штаба ЛенВО размещался в б.офицерском корпусе Измайловского полка уже с конца 40-х гг., меня в него не взяли в 50-м, когда мне исполнилось 3 года, мама, увы, к тому времени разошлась с мужем-полковником, он выписался из квартиры этого военного дома на Измайловском.,2, а мы в нем прожили до лета 1989 года.

  • 12 Сентября 2018, 11:28

    Местонахождение гравюры указано не правильно Гравюра по рисунку М.-Ф. Дамам-Демартре "Вид на 
    Измайловский мост через Фонтанку и на казармы" (ГРМ) Добавил - S.P.

    Данная гравюра находиться в Эрмитаже http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/digital-collection/04.+engraving/2825904

  • 12 Сентября 2018, 13:22
    Ответ на "Местонахождение гравюры указано не правильно Гравю" от PavelT

    Не думаю, чтобы это было ошибкой. Гравюры часто делались не в одном экземпляре - а то еще и разными граверами по одному и тому же рисунку. Значит, в Эрмитаже тоже есть свой экземпляр. Спасибо, буду знать.

     

    Я отсканировал изображение из книги: А.М.Гордин. Пушкинский Петербург.Л., Художник РСФСР, 1991. И в этой книге указано местонахождение гравюры: ГРМ. Кстати, обратите внимание на легкие отличия в оттенках: в эрмитажной гравюре изображение грубее (хотя, конечно, изображение могло быть обработано при подготовке к печати в книге).

     

    Мишель Франсуа Дамам-Демартре (Michel Francois Damame-Demartrait) - француз, живший в России в 1796 - 1805 гг. Впоследствии в Париже были изданы альбомы с гравюрами по его рисункам, сделанным в России. В 1813 г. появился альбом "Виды главных российских городов, костюмы и обычаи жителей этого государства". Насколько мне известно, это одна из гравюр из этого альбома.

     

    В аннотации к эрмитажной гравюре написано, что неизвестны имена ни гравера, ни автора оригинала. Похоже, что это чье-то повторение ранее изданной гравюры.

     

  • 12 Сентября 2018, 21:53

    В.В. Антонов пишет, что эта гравюра исполнена в 1812 году французом М. Дюбургом. На соседней странице в подписи к изображению указана дата 1810-е годы. Источник сведений не указан. (Антонов В. Петербург неизвестный, забытый, знакомый. М., 2007. С. 82, 83).

  • 13 Сентября 2018, 12:10
    Ответ на "В.В. Антонов пишет, что эта гравюра исполнена в 18" от Liz

     Ничего удивительного. Дюбург неоднократно делал гравюры по рисункам Дамам-Демартре, см., например, здесь.

  • 13 Сентября 2018, 12:23

    Посмотрите еще эту ссылку:

     

    "...изданный в 1812 г. в Париже альбом «Une année de Saint-Petersbourg en douze vues pittoresques…» (Год Санкт-Петербурга в 12 живописных видах на каждый месяц), известный еще под названием «12 месяцев». Эта серия выполнена М.Дюбургом с оригиналов М.Ф.Дамам Демартре."

  • 13 Сентября 2018, 12:29

    А по этой ссылке прямо помещена данная гравюра с указанием на то, что она из того самого парижского альбома с видами Петербурга (лист №11). Правда, здесь назван только Дюбург, а о Дамам-Демартре забыли.

  • 13 Сентября 2018, 13:04

    И еще одна ссылка. На странице дан на французском языке перечень двенадцати гравюр, входящих в этот альбом с видами Петербурга, и 11-й лист ("Ноябрь") назван так: "Vue du Canal de la Fontanka et des Casernes" (насколько я понимаю, "Вид Фонтанки и казарм").Правда, дальше почему-то идут не те гравюры, что в описании. Может быть, кто-то, кто знает французский язык, объяснит в чем дело? Но во всяком случае, это прямое свидетельство того, что данное изображение есть в альбоме Дамам-Демартре - Дюбурга. 

  • 15 Сентября 2018, 23:49
    Ответ на "Не думаю, чтобы это было ошибкой. Гравюры часто де" от S.P.

    Да, эти гравюры (и практически точно в таком же виде, и с небольшими изменениями) издавались многократно и с разными именами авторов.
    Судя по всему серия "месяцев", изданная в Англии в 1815 г. с подписями  Mornay (рисунок), Clark, John Heaviside и Dubourgh, Matthew (граверы), являются точными копиями значительно более ранних гравюр. В некоторых источниках пишут, что именно гравюр  Дамам-Демартре издания 1813 г., но как можно увидеть, бОльшая часть там - это скорее переделки еще гравюр Патерсена, изданных в самом конце 18 в. - первых годах 19 в. 
    Впрочем, и гравюры  Дамам-Демартре тоже по большей части являются просто переделками других гравюр (в частности, того же Патерсена) и рисунков еще второй половины 18 в.
    Конкретно эта гравюра, насколько я понимаю, была срисована  Дамам-Демартре с гравюры из книги Руска, где представлен как раз проект казарм. А правую часть Руска тоже собирался застраивать - но ему не позволили. Решили, что хорошо у него выходят в основном только казармы :-)
    Вот эти гравюры:
    Руска и  J.E.Thierry (до 1810): https://pastvu.com/p/478360
    Дамам-Демартре (1813): http://www.tertiaspb.ru/magazin?mode=product&product_id=1183403806
    Mornay, Clark J.H. и Dubourgh M.: https://pastvu.com/p/476067


  • 16 Сентября 2018, 00:09
    Ответ на "Да, эти гравюры (и практически точно в таком же ви" от yuriT

     Очень интересные данные насчет рисунка Л.Руска (и притом на самом рисунке стоит его имя!).

     

    Я предполагал, что Дамам-Демартре (или кто там еще) рисовал не с натуры, а использовал проект (см. мой сайт). Значит, я был прав.

     

    Это всё объясняет. Значит, дом на правом углу - это то, что Руска проектировал, но не смог осуществить. И, вероятно, и перестройку Измайловского моста со сносом башен тоже он задумал (слава Богу, что не сделал; хотя - после нашлись другие...).

     

    Только в одном я с Вами не согласен - насчет того, что ему позволяли строить только казармы. На самом деле это был один из наиболее активно работавших архитекторов начала XIX века, построивший множество зданий самого разного назначения - и в Петербурге, и в провинции. Среди того, что было построено по его проектам - и храмы (например, церковь Всех Скорбящих, а в провинции - собор в Псково-Печерском монастыре), и дворцовые интерьеры (в Аничковом и Таврическом дворцах), и многое другое...

  • 16 Сентября 2018, 12:04

    yuriT! Огромное Вам спасибо!

     

    Благодаря Вашей ссылке на pastvu я вышел на первоисточник - альбом чертежей Луиджи Руска, изданный им в 1810 году. Давно знал об этом альбоме, но никогда его не видел. (Между прочим, в книге Л.Б.Александровой "Луиджи Руска" (Л., 1990) все чертежи, оказывается, взяты из этого альбома.)

     

    Для тех, кому это интересно, даю ссылку на альбом:

    https://www.e-rara.ch/zut/content/pageview/1288493

  • 4 Января 2019, 01:10

    Насчёт размещения Егерского и Волынского полков есть обоснованные сомнения... 

  • 19 Апреля 2019, 13:39

    Чертеж фасада, опубликованный Л.Руска в 1810 г. в альбоме своих чертежей: Recueil des dessins de différens batimens construits a Saint-Pétersbourg, et dans l'intérieur de l'empire de Russie, par Louis Rusca, architecte de Sa Maesté Impériale. Dédié a Sa Maesté Alexandre Ier, Empereur et autocrate de toutes les Russies. Saint-Pétersbourg. M.DCCC.X. (Сборник чертежей различных зданий, построенных в Санкт-Петербурге, и в Российской империи Луи Руска, архитектора Его Императорского Величества. Посвящается Его Императорскому Величеству Александру I, императору и Самодержцу Всероссийскому. Санкт-Петербург. 1810.) https://www.e-rara.ch/zut/content/pageview/1288493  

    Литера H, лист XIX; чертеж обозначен литерой "A":

     

    Более высокое разрешение - здесь. Но, насколько я понял, при помещении в публикацию таких больших изображений все же могут быть проблемы. Поэтому даю отдельно фрагмент чертежа - центральную часть фасада:

     

    Более высокое разрешение

     

    Подпись к чертежу: "A. Batiment des officiers du Reg. d'Ismailovsky" ("A. Офицерский корпус Измайловского полка"). Чертеж сопровождает следующее пояснение (на с. 61):

     

     "PI. XIX. — La façade la plus étendue de cette Planche, marquée A, représente le bâtiment qui sert d’habitation à tous les officiers du régiment des gardes d'Ismaïlowskyj et à un escadron d’houssards avec leurs officiers et les personnes de service. Les autres élévations, ainsi que les plans, ne sont pas représentés, leur distribution étant presque la même que celle des casernes précédentes, Première Partie. L’on voit derrière ce grand corps trois vastes cours, avec des écuries, des remises, et tous les magasins nécessaires pour ce régiment." ("Лист XIX. - Очень протяженный фасад на этом листе, отмеченный "A", представляет собой здание, которое служит домом для всех офицеров Измайловского гвардейского полка и эскадрона гусаров со своими офицерами и служащими. Другие фасады, а также планы не представлены, их устройство почти то же самое, что и в предыдущих казармах, Часть первая. За этим большим корпусом расположены три огромных двора, с конюшнями, [казной? remises] и всеми складами необходимыми для этого полка.")

     

    (Я не знаю французского языка, пользовался автоматическим переводчиком. Если кто-то заметит ошибки, просьба сообщить.)

     

    P.S. Этот чертеж, а также два неосуществленных проекта Л.Руска я поместил на своем сайте. 

  • 6 Сентября 2019, 18:03

    ... на углу набережной Фонтанки и Измайловского проспекта высится (надстроенный) дом, в XVIII веке принадлежавший богачу, управляющему имуществом Г.А. Потёмкина полковнику Михаилу Гарновскому. К этому зданию по Фонтанке примыкает дом 118, принадлежавший поэту Г.Р. Державину ("отцом русских поэтов" называл его В.Г. Белинский). Эти домовладельцы состояли в непрестанной вражде. Гарновский построил свой дом столь высоким, что затемнил свет своему знаменитому соседу. На это Державин пожаловался в полицию и написал язвительные стихи "Ко второму соседу" (см. коммент. Liz от 19 Мая 2013, 21:14), где предрекалась печальная судьба Гарновского. После смерти Потёмкина Гарновский вывез в свой дом из Таврического дворца лучшие вещи: мебель, картины, статуи. Наследники Потёмкина, спасая своё добро, организовали на Фонтанке перехват барж с этим имуществом. Державин был свидетелем этих схваток, происходивших за окнами его дома.
    Дом Гарновского стоял незаконченным строительством, даже не имел крыши. И владелец его несколько раз просил у Екатерины II пособие на достройку здания. Это дало повод Державину написать эпиграмму "Челобитная о достройке дома" (см. коммент. nikspb от 20 Ноября 2013, 22:10).

    За разные хищения Гарновский в конце XVIII века был посажен в Петропавловскую крепость, дом его отошел в казну, в нём сначала поместились конногвардейские конюшни, а потом казармы Измайловского и лейб-Егерского полков. Пробыв несколько лет в заточении, Гарновский сумел избежать суда, был выпущен под надзор полиции, стал профессиональным шулером и умер в 1810 году...
    (По материалам статьи Павла Канна "Вдоль Фонтанки". Газета "Вечерний Ленинград" №№ 73 и 78 (17863 и 17868) от 27 марта и 2 апреля 1986 г., С.3).

  • 14 Марта 2020, 11:56
    Ответ на "А в 1980-е гг. в здании располагался Детский сад М" от Виктор М

     еще и в 1960-х детсадик был и дача в Комарово (лично посещал). Спасибо Виктор!

  • 28 Апреля 2021, 21:30

    Часть бывших казарм лейб-гвардии Измайловского полка продали за 351 млн

    В Петербурге 28 апреля прошли торги по продаже части бывших офицерских казарм лейб-гвардии Измайловского полка, известного как дом Гарновского.

    На аукцион выставили  нежилые помещения общей площадью 7,4 тыс. кв. метров на Измайловском проспекте, 2А. РАД провел торги по поручению комитета имущественных отношения. Лотом заинтересовались два участника, но победителем стала компания «Символ», предложившая 351 млн рублей.

    В Российском аукционном доме отметили, что предположительно, на первом этаже могут разместить рестораны, кафе и магазины, а на втором — офисы и апартаменты. Также его можно целиком использовать под объект гостиничной инфраструктуры.

    И у них там фото двора

     

  • 1 Октября 2021, 10:59

     

    Вид на здание с крыши дома 127 по Фонтанке.

     

  • 30 Ноября 2021, 12:47

    Из воспоминаний М.В. Добужинского: 

    <...Очень часто с самого раннего детства я бывал в Измайловском полку, тоже в далеком от нас районе, у сестры моего отца — моей любимой тети Кати. Ее муж был командиром Измайловского полка, свитским генералом, и они жили в обширной и нарядной квартире на углу Фонтанки и Забалканского проспекта (видимо ошибка), в казармах полка — старинный дом Гарновского. Их сын, мой двоюродный брат Саша, пока не поступил в Лицей, был один из первых моих друзей детства, и я иногда туда приезжал с ночевкой. От Технологического института, куда доезжали на конке, к тете на Фонтанку приходилось идти или мимо величественного белого Троицкого собора, с пятью голубыми куполами, с крупными золотыми звездами, или мимо Константиновского училища, против которого стоял красный обелиск — старинный верстовой столб с солнечными часами.

    Я любил бывать в этом квартале Петербурга. Тут, на широкой 1-й роте, около моего любимого собора, жил и «папин папа», строгий дедушка, такой всегда ласковый со мной; мне нравилась его светлая, необыкновенно чистенькая квартира, уставленная старинными шкапами и гнутой мебелью с вышивками — и Измайловский полк был для меня тоже «своим» и родным с самого раннего детства, как и наша Выборгская сторона.

    Когда мы с няней входили к тете в парадный подъезд с Фонтанки, нас всегда приветливо встречал старенький швейцар с седыми баками. Он был облечен в красную с золотом придворную ливрею, носил на шее огромнейшую медаль и чем-то был похож на своего генерала. Как только в бельэтаже отворялись (обитые зеленым сукном, с медными гвоздиками) двери в квартиру, меня охватывала легкая жуть уже от одной строгой передней с высокими зеркалами и стоявшими тут навытяжку двумя рослыми измайловскими рядовыми — дежурными вестовыми. Даже и после наших больших размеров комнат тетина квартира меня пугала своими еще более высокими потолками, пугала и ужасно скользким паркетом залы, через которую надо было пройти, и огромными картинами, и овальными портретами в толстых золотых рамах, и тяжелыми бархатными портьерами от потолка до полу с золотыми карнизами и кистями. Я больше всего любил забраться в уютный тетин будуар и там, усевшись на диване возле углового окна, смотреть через зеркальное стекло на улицу — этого удовольствия не было в нашей квартире. Помнится падающий снег, и через его сетку я гляжу на горбатый каменный Измайловский мост, полный черных фигурок прохожих, на конку, заворачивающую на узенький решетчатый мостик, на оживленный каток на льду Фонтанки и на пропадающую в снежной дали прямую линию Вознесенского проспекта.

    В доме Гарновского был такой же большой внутренний двор, как и в нашем казенном доме, только посредине был окруженный низеньким забором сад, а все три этажа казарм были в аркадах (на манер итальянских лоджий). В теплое время мы с Сашей часто играли в этом тенистом садике, на дворе же все время слышались военные сигналы упражняющихся в своем искусстве трубачей и иногда происходило строевое учение солдат, и мне было интересно глядеть, как их учили шагистике и ружейным приемам. Но еще интереснее было уединиться с Сашей в их квартире в его большой «классной» и рассматривать его коллекцию марок, предмет моей зависти, и его книжки. Лет с 7 мы стали коллекционерами, и он меня опережал, так же как и в чтении, — впрочем, он был на два года старше...>

    отсюда

  • 11 Мая 2022, 02:52
    Ответ на "Из книги "Деловой мир Петербурга" (М.Н.Барышников," от spodlevsky

     ВПб и на 1899, и на 1901, и на 1897 показывают у Блигкена адрес по Лиговской, 52, дом принадлежал ему и Робинсону. Довольно было бы странно, если бы фабрика, располагалась в казармах Измайловского полка.

    Действительно - вот здесь - https://www.citywalls.ru/house10744.html - говорится о том, что первоначально, с 1870-х, фабрика находилась на Измайловском, 21 - https://www.citywalls.ru/house4327.html

  • 6 Июня 2022, 19:45
    Ответ на "ВПб и на 1899, и на 1901, и на 1897 показывают у Б" от Liz

     Да, все верно, удаляю.

  • 25 Июля 2022, 12:56

    File:Soldiers' training in the times of Nicholas I by Dobuzhinsky.jpg

     М.В. Добужинский. Учение солдат в николаевское время .- 1913 .

     

     

  • 25 Июля 2022, 14:01
    Ответ на "М.В. Добужинский. Учение солдат в николаевское вре" от Кадет Биглер

     Это 46 лист ( из 50-ти) из подборки крупноформатных репродукций ''Картины по русской истории''", изданных московским издателем Кейбелем в качестве учебных пособий. Для этого же издания Бенуа написал "Вахтпарад при Павле  I", Серов широко шагающего Петра со свитой. Лист 47 тоже работы Добужинского,того же года - "Город в николаевское время". В обоих случаях пейзажи у него фантазийные, хотя  в первый момент кажется, что узнаваемые.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31749
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4068