Публикация

Сквер перед Балтийским вокзалом - Балтийский сад

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1861, 1965
Стиль:

Фото Lonely Walker, 06.2017.

 

Сквер перед Балтийским вокзалом - Балтийский сад

Пл. Балтийского вокзала

Наб. Обводного канала, 120

 

1861 – площадь перед вокзалом передана в ведение Петергофской железной дороги (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.422 л.4);   

            в центре площади разбит круглый сквер.

1888 – (Список...)?

1925 – реконструкция сквера; арх. Н. Голубева, руководитель проекта Р Ф. Катцер.

1949 – реконструкция площади, в сквере установлена скульптура И.В. Сталина;

            ск. Н. В. Томский, арх. Б. В. Муравьев и Н. Ф. Хомутецкий, при участии арх. С. И. Евдокимова и В. Громова.

1965 – реконструкция площади, в сквере установлен монумент народному ополчению  Ленинского района Ленинграда;             ск. В. П. Экстрин, арх. В. С. Васильковский.

2002 – капитально-реставрационный ремонт сквера, восстановление ограды;

            подрядчик - садово-парковое предприятие "Южное".

 

Балтийский сад на пл. Балтийского вокзала (ЗНОП 1007). Площадь 0,39 га (Закон Санкт-Петербурга N 430-85 от 19.09.2007 г. "О зеленых насаждениях общего пользования")

 

Балтийский сквер находится на площади перед Балтийским вокзалом. Вокзал был построен по проекту арх. А. И. Кракау в 1857 г. (до 1872 г. вокзал назывался Петергофским, по названию железной дороги, связывающей Петербург с Петергофом). Участок городской земли перед вокзалом, до набережной Обводного канала, был передан в пользование Петергофской железной дороги в 1861 г. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.422 л.4). Как показывают исторические фотографии, вскоре после постройки вокзала, на площади был разбит сквер. На репродукции с рисунка, выполненной после 1858 г. (ЦГАКФФД СПб П 470 сн.17), показан огороженный участок на площади перед вокзалом. На фотографии (НИМ РАХ КП-21369), снятой И.К. Бианки в начале 1860-х гг., видна часть сквера, огражденного деревянной решеткой. Сквер освещался фонарями. В альбоме фотографий Альфреда Лоренса "Виды С.-Петербурга", изданном в 1865 г., на фотографии под названием «Петерговскiй воксал» видна также часть сквера перед вокзалом. На плане столичного города С.Петербурга, снятом в 1858 г. и исправленном по 1865 г., в центре привокзальной площади показан огороженный круглый сквер. То же и на плане М.И. Мусницкого 1868 г. 

  • фото

    1858-1865 гг. План столичного
    города С.-Петербурга, см. *1

  • фото

    1868 г. План Петербурга
    М.И. Мусницкого.; см. *2

  • фото

    1880 г. План на урегулирование
    С.Петербурга

  • фото

    1934-1948 гг. Исторический план
    Петербурга – Ленинграда; см. *3

  • фото

    После 1858 г. Общий вид дебаркадера
    Петергофской железной дороги. Репродукция.
    (ЦГАКФФД СПб Фотоальбом П 470 сн.17)

  • фото

    После 1857 г. Петергофский вокзал
    в Санкт-Петербурге.
    Фото: Бианки И.К.
    (НИМ РАХ КП-21369)
    с сайта goskatalog.ru

  • фото

    1865 г. Петергофский вокзал
    Фото: А. Лоренц
    Альбом "Виды С.-Петербурга".
    из фондов РНБ

  • фото

    Балтийский вокзал
    в С.-Петербурге.
    Фотокопия с гравюры.
    ЦМЖТ КП-3165/1,
    с сайта goskatalog.ru

  • фото

    1902 г. Генеральный план
    Городского сквера
    у Балтийского вокзала
    (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.422 л.1об-2)

  • фото

    1909 г. Балтийский вокзал.
    Почтовая карточка
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1913 г. Фасад здания вокзала.
    Фотоателье Буллы.
    (ЦГАКФФД СПб Е 17687)

  • фото

    1913 г. Балтийский вокзал.
    Почтовая карточка
    Фото с сайта pastvu.com

*1) "План столичного города С.Петербурга, вновь снятый в 1858 году и гравированный при военно-топографическом депо в 1860 году". Исправлен по 1865 год. Масштаб 150 саженей в дюйме. Вырезали слова чиновники: Осипов и Чайский. Граверы: Григорьев, Копьев, Кузнецов и др. С сайта etomesto.ru

*2) План С. Петербурга, составлен на основании плана Шуберта 1828 г. последней рекогносцировки военно-топографического депо 1858 г., гидрографических карт Невы и ее устья, издания Гидрографического департамента Морского министерства 1864 г. и рекогносцировок, произведенных в 1867, 1868 годах редактором Центрального Статистического комитета М.И. Мусницким. Гравировал Махотин. Исполнен в картографическом заведении А. Ильина.
*3) Исторический план Петербурга - Ленинграда с показанием освоения территорий по этапам его развития с 1703 по 1948 год. Составлен сектором съемки архитектурно-планировочного отдела Ленсовета. Управление по делам архитектуры Ленгорисполкома, отдел Генплана. Планшеты карты составлены по материалам съемок с учётом изменений на 1934 - 1938 гг. Часть листов составлена с учётом изменений вплоть до 1947 г. 

 

План сквера у Балтийского вокзала по наб.Обводного кан., 120. 1880–1902. 7л. (ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.422)

 

Городское место, находящееся под сквером Балтийской железной дороги, состоит в Нарвской части 2 участка, по наб. Обводного канала. Сквер содержится на средства Балтийской железной дороги, огорожен деревянной решеткою и в нем находится полицейская будка. Сквер находится в общественном пользовании.

По контракту, заключенному 20 октября 1861 г., Правлению Петергофской железной дороги предоставлено пользоваться площадью в размере 2600 кв. саж. с тем, чтобы Правление устроило и содержало площадь за свой счет и чтобы условие это было обязательно и для тех лиц, в ведение которых поступит со временем Петергофская ж.д.

В случае же уничтожения дороги площадь поступает в ведение Думы.

(Инвентарь городского места, находящегося под сквером Балтийской железной дороги. 1881 г. ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.422 л.3-4)

 

Сквер содержится на средства Балтийской железной дороги, огорожен деревянной решеткою и в нем находится ретирадник высотой 1 саж. Площадь сквера 1091,94 кв.саж. Сквер находится в общественном пользовании. При Инвентаре имеется один план на 2-х форматах.

(Инвентарь городского места, находящегося под сквером Балтийской железной дороги. 1902 г. ЦГИА СПб ф.513 оп.101 д.422 л.6-7)

 

Представление Исполнительной комиссии по заведованию и переустройству городских железных дорог об устройстве кольца вокруг сквера, лежащего против вокзала Балтийской железной дороги для электрического трамвая. Крайние даты документов: 21.12.1906–04.07.1907. 36л. ЦГИА СПб ф.513 оп.56 д.300

 

В 1907-1908 гг. вокруг сквера было устроено трамвайное кольцо. Часть площади и трамвайное кольцо запечатлены на почтовой карточке 1909 г. Но более полное представление о площади перед Балтийским вокзалом дает архивный снимок (ЦГАКФФД СПб Е 17686), выполненный фотоателье К. Буллы в 1913 г. На фото сквер, вокруг которого проложено трамвайное кольцо, огражден металлической решеткой. На краю сквера расположен деревянный павильон трамвайной остановки. 

  • фото

    1920-е. Проект сквера
    у Балтийского вокзала. План
    (намечен к осуществлению в 1925 г.
    (ГМИ СПб 223386),
    с сайта goskatalog.ru

  • фото

    1930 г. Балтийский вокзал Сев.-Зап. ж.д.
    Почтовая карточка.
    (ГМИ СПб 374116/52)

  • фото

    1932 г. Новая трамвайная линия
    у Балтийского вокзала.
    (ЦГАКФФД СПб Вр 25012)

  • фото

    1938 г. Вид части площади
    Балтийского вокзала.
    (ЦГАКФФД СПб Вр 43966)

  • фото

    20 июля 1946 г. В садике
    у Балтийского вокзала.
    Фото: Уткин Борис Васильевич
    (ЦГАКФФД СПб Ар 6826)

  • фото

    1949 г. Открытие памятника
    И.В. Сталину
    У Балтийского вокзала
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    Ноябрь 1949 г. Вид площади
    у Балтийского вокзала.
    (ЦГАКФФД СПб Ар 50805)

  • фото

    [1950-е гг.] Общий вид памятника
    И.В.Сталину
    в сквере у Балтийского вокзала
    Фото: Бродский А.И.
    (ЦГАКФФД СПб Ар 141049)

  • фото

    1951 г. Скульптура И.В. Сталина
    у Балтийского вокзала.
    Открытое письмо.
    Фото: Бакман Т.
    (ГМИ СПб 431897/315)

  • фото

    1953 г. Монумент И. В. Сталину
    у Балтийского вокзала.
    Открытое письмо.
    (ГМИ СПб 431098/214)

  • фото

    1954-1955 гг. Сквер у Балтийского вокзала
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1 августа 1956 г. Вид сквера
    на площади
    у Балтийского вокзала.
    Фото: Туроверов В.
    (ЦГАКФФД СПб Ар 111659)

  • фото

    9 июня 1965 г. Митинг по случаю
    открытия памятника ополченцам
    Ленинского района
    на площади у Балтийского вокзала
    Фото: Блохин М.Л.
    (ЦГАКФФД СПб Бр 63802)

  • фото

    1970-е. Монумент народным ополченцам.
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1970-е. Монумент народным ополченцам.
    Фото с сайта pastvu.com

  • фото

    1970-е. Вид Балтийского вокзала.
    Фото: Барановский В. М.
    (ГМИ СПб 116658); см. *4

  • фото

    1979 г. Проект реконструкции площади
    у Балтийского вокзала. Перспектива.
    Арх. Фетисов Г.Г. Не реализован
    (ГМИ СПб 106391)

*4) на фото отсутствует ограда сквера

 

В 1920-е годы сады и парки города находились в ведении отдела коммунального хозяйства (Откомхоза). Отделением садов и парков Откомхоза заведовал садовый мастер (ландшафтный архитектор) Рудольф Францевич Катцер (Весь Ленинград на 1924 г. С. 121). В 1925 г. намечалась реконструкция сквера у Балтийского вокзала. Проект реконструкции сквера выполнила арх. Н. Голубева, работавшая под руководством Р. Ф. Катцера. В проекте пейзажный сквер имел в плане овальную форму с круглой клумбой в центре сквера. На историческом плане 1930-х гг., составленном сектором съемки архитектурно-планировочного отдела Ленсовета, сквер имеет закругленную форму, вытянутую от вокзала в направлении наб. Обводного канала. В центральной части сквера находилась клумба.

 

В 1949 г. была проведена реконструкция набережной Обводного канала. Наиболее серьезной реконструкции подвергся участок трассы между Варшавским и Балтийским вокзалами. Была снята трамвайная петля у Балтийского вокзала. Для нового трамвайного кольца найдено место у Варшавского вокзала. После снятия трамвайных путей и расширения трассы на этом участке, обе привокзальные территории одновременно обозреваются с набережной Обводного канала. 5 ноября 1949 года состоялось торжественное открытие трассы и монументов В. И. Ленина у Варшавского вокзала и И. В. Сталина у Балтийского вокзала. <...>

Монумент И. В. Сталина установлен в сквере у Балтийского вокзала. <...> Скульптура работы Н. Томского установлена на пьедестале из серого гранита высотой 4,20 м, с основанием в 1,20 м. Высота всего монумента 8,65 метра. Авторы архитектурного оформления — архитекторы Б. Муравьев и Н. Хомутецкий, при участии архитекторов С. Евдокимова и В. Громова. Монумент поставлен на скрещении осей привокзального сквера и вновь созданного бульвара, идущего от Варшавского к Балтийскому вокзалу.

По (Марков А. Реконструкция Обводного канала // Архитектура и строительство Ленинграда. 1950. № 1(12). С. 7-12)

В 1965 г., к 20-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне, в сквере был установлен монумент народному ополчению Ленинского района в виде идущей полукольцом стелы. На ней надписи:

- «Народным ополченцам Ленинского района — героическим защитникам города Ленина и Советского Отечества. 1941–1945»

- «Ваш героический пример живет и побеждает в борьбе за торжество коммунизма».

Авторы монумента - скульптор В. П. Экстрин и архитектор В. С. Васильковский (Ленинград. Путеводитель  /сост. В. А. Витязева, Б. М. Кириков. 1988. С. 200). Торжественное открытие монумента состоялось 9 июня 1965 г. (ЦГАКФФД СПб Бр 63802).

 

В музее истории города сохранился проект реконструкции площади у Балтийского вокзала с монументом В. И. Ленину (ГМИ СПб 106391). Проект составил арх. Фетисов Г. Г. в 1979 г. Проект не осуществлен.

 

В мае 2002 г. был объявлен открытый конкурс на право заключения договора на капитально-реставрационный ремонт сада у Балтийского вокзала (Распоряжение Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству от 6 мая 2002 года N 54-р).

В Комитете по благоустройству и дорожному хозяйству состоялось повторное заседание конкурсной комиссии по вопросу размещения заказа на капитально-реставрационный ремонт сада, расположенного на Балтийской площади. Определена подрядная организация – государственное унитарное садово-парковое предприятие "Южное". Объем выделенных бюджетных средств – 6,6 млн. рублей. Сроки работ – с 22 июля по 15 октября (газета "Фонтанка". 25 июля 2002 г.)

Летом 2002 г. начались работы, сквер был благоустроен, восстановлена металлическая ограда сквера. (по данным СМИ).

 

1924: Московско-Нарвский район. Скверы: у Балтийского вокзала (Весь Ленинград на 1924 г. С. 123) 

1926: Московско-Нарвский район. Сквер у Балтийского вокзала (Весь Ленинград на 1926 г. С. 26)

1928: Московско-Нарвский район. Сады: у Балтийского вокзала (Весь Ленинград на 1928 г. С. 36)

1930: Московско-Нарвский район. Сквер у Балтийского вокзала (Весь Ленинград на 1930 г. С. 158)

1931: Нарвский район. Сквер у Балтийского вокзала (Весь Ленинград на 1931 г. С. 165)

1937: Парки, сады и скверы: сквер у Балтийского вокзала (Путеводитель по Ленинграду. С. 360)

 

Сквер перед Балтийским вокзалом включен в Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность (Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001 г.)

  • фото

    Фото - Lonely Walker, 05.2017.

  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 06.2017.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Lonely Walker, 06.2024.

  • фото

    Балтийский сад на карте РГИС

  • фото

    Сквер перед Балтийским вокзалом
    на карте РГИС

0 комментариев
132 просмотра
Добавил: Lonely Walker, 6 Июня 2024, 18:31
Редактировано: 9 Июня 2024, 16:31
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35157.html' target='_blank'>Сквер перед Балтийским вокзалом - Балтийский сад на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31888
Готовится: 68
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 8482