Публикация
Мраморный дворец . Интерьеры Ринальди (Константин Павлович)
Мраморный дворец . Интерьеры Ринальди (Константин Павлович) Пам. арх. (федерельн.) Григорий Орлов 1768-1783 1768-1785 - арх. Ринальди Антонио, строители Егоров П. Е., Мордвинов М. И., скульпторы Шубин Федот Иванович, Козловский Михаил Иванович Константин Павлович 1798-1877 1803-1811 - арх. Воронихин Андрей Никифорович - интерьеры Константин Николаевич 1832-1892 1845-1849 - арх. Брюллов Александр Павлович - реконструкция, интерьеры Константин Константинович 1892-1915 1884-1886, 1889 - арх-ры Николя, А. К. Джиоргули, Зайцев
Ленинградский филиал Центрального музея В. И. Ленина (с 1937) 1936 - арх-ры Лансере Н. Е., Васильев Д. А. - приспособление под музей
Русский музей. Мраморный дворец (филиал) (с 1992) 1992 - Мраморный дворец - филиалом Государственного Русского музея 1992 - Русский музей приступил к капитальному ремоту, реконструкции и реставрации дворца 1994 - установка во дворе памятника Александру III (1909 Паоло Трубецкой) - реставрация
см.
Интерьеры
Во второй пол. XIX - нач. XX вв. в оформлении дворцовых интерьеров принимали участие другие зодчие.
Первоначальные интерьеры - 1768-1785 - арх. Антонио Ринальди. В 1843-1849 гг. дворец был реконструирован по проекту арх. А. П. Брюллова. 1884-1886 - арх-ры Николя, А. К. Джиоргули, Зайцев - устройство аппартаментов вел. кн. Константина Константиновича. 1936 - арх-ры Лансере Н. Е., Васильев Д. А., Гальперин Л. Ю., Князев И. А. - приспособление под музей Ленина В 1952-1955 реставрировались облицовка фасадов, Парадная лестница, Мраморный зал и ряд других помещений. (14*) 1992- реставрация Русского музея
Мраморный дворец строился в 1768-1785 гг. для генерал-фильдцейхмейстера графа Григория Григорьевича Орлова (1734-1783), по повелению Екатерины II. Возводен по проекту итальянского арх. Антонио Ринальди (1710-1794).
В 1796 - дворец пожалован имп. Екатериной II своему внуку вел. кн. Константину Павловичу по случаю его предстоящего бракосочетания с принцессой Юлианой Саксен-Кобургская, вел. кн. Анной Федоровной. В 1803-1811 гг. часть помещений дворца были переделаны под руководством арх. А. Н. Воронихина. В 1832 г. имп. Николай I своим указом перевел Мраморный дворец в собственность своему второму сыну - вел. кн. Константину Николаевичу. В 1848 г. вел. кн. Константин Николаевич женился на немецкой принцессе Александре Фридерике Саксен-Альтенбургской (вел. кн. Александра Иосифовна). Имп. Николай I приказал полностью и заново отделать Мраморный дворец в качестве свадебного подарка сыну и невестке. В 1832 г. император Николай I передал дворец во владение своему второму сыну - вел. кн. Константину Николаевичу. В 1843-1851 (1843-1849) гг. дворец был реконструирован по проекту арх. А. П. Брюллова.Перестройка велась к бракосочетанию вел. кн. Константина Николаевич Александры Иосифорны, которое состоялось в 1848 г.
* - 1830. Фиксационные чертежи. П. Азимов, М. Андреев, (лекция А. Е. Ухналева) 1* - История русского искусства. Третий том. Архитектура. Петербургская архитектура XVIII-XIX вв. под. ред. Грабаря. изд. Кнебель. 1910. 3* - Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. Лениздат. 1976. С. 22-60
Интерьеры Ринальди
Арх. Антонио Ринальди (1709/10-1794) приехал из Рима в Россию в 1751 г. уже сформировавшимся архитектором. В 1754 г. он прибыл в Петербург и стал арх. при малом дворе вел. кн. Петра Федоровича и вел. кн. Екатерины Алексеевны. С воцарением Екатерины II стал придворным архитектором. В этой должности он прослужил до 1784 г. Владелец Мраморного дворца Г. Орлов не дожил до окончания строительства дворца. Он скончался в 1715 г. в Москве. Арх. дворца Антонио Ринальди тоже не увидеть дворец завершенным. Он получил травму при падении с лесов и покинул Россию. Проектных чертежей зодчего отсутствуют. Уехав а Италию, он, видимо, увез с собой личный архив. Оформление дворцовых покоев по проектам Ринальди продолжалось до 1785 г.
По замыслу Ринальди, художественная отделка внутренних помещений должна была стать продолжением каменной отделки фасадов. Кирпичные стены и своды здания были возведены к 1769 г. Работы по мраморной облицовке шли одновременно и на фасадах, и в двух интерьерах дворца: на Парадной лестнице и в Галерее (так иногда называли будущий Мраморный зал). К 1780 г. строительные работы были завершены.
В 1774 г. Слесарь Иван Гольде изготовил медные рамы для окон верхних этажей; мастера Бергер и Эстрейх вырезали мраморные капители, пилястры и фестоны для Парадной лестницы. В интерьерах под руководством мастера Мейера набирались штучные полы из разноцветных заморских деревьев и слоновой кости. В некоторых комнатах установлены фаянсовые печи, а в будущей Большой столовой украшения из фарфора.
После 1780 г. в Мраморном дворце оформлялись два верхних этажа. Скульпторами Федотом Шубиным и Михаилом Козловским созданы из белого мрамора многофигурные барельефы, композиции десюдспортов и скульптурные портреты для больших парадных залов дворца Мраморного и Орловского.
Представление о первоначальных интерьерах Мраморного дворца Ринальди дают: "Описание Мраморного дома покоям и их уборам и вещам, также и службам, с приложением планов, поднесенное от полковника Федора Буксгевдена в 1785 года" (составлен в год окончания строительства дворца) и Фиксационные акварельные чертежи некоторых интерьеров Ринальди 2-го этажа дворца, выполненные в 1830-х гг. - худ. Пётр Александрович Азимов, Михаил Алексеевич Андреев. В Эрмитаже есть подписной проект Ринальди убранства большого зала для какого-то торжества на тему "Времена года", дающий представление об архитектурно-художественном убранстве залов, созданных Ринальди.
2 этаж Невская анфилада Парадные залы (1-5): Мраморный зал (1) с небольшим кабинетом в восточной стене (6) ? Орловский зал (2). Парадная столовая (Китайский зал) (3). Лаковый зал (4) "Собранное зало" (Екатериниский зал) (5) Запасные комнаты (Автономные апартаменты) (40-47): Кабинет, Спальня, Будуар и Гостиная Помещения по Миллионной ул. Картинная галерея (14-19). Голубая гостиная (20). Банный комплекс (21-23). Служебные комнаты (24-28). Голубой зал (29). Лестница Помещения по Мраморному (Бестужескому) пер. В корпусе по Мраморному пер. находился Большой зал (Зал для игры в мяч) (30). Служебные помещения (31-32). Внутренняя анфилада Покои Орлова (6-11): Спальня Орлова (6). Туалетная (7). Диванная (8). Будуар (9). Индийская (9). Арабская (10). Гостиная (11). Садик (38) с Цветником (39).
Парадные залы 2-го этажа располагались анфиладами вдоль боковых и главного фасадов. Это парадные залы Большой Невской анфилады, личные комнаты Григория Орлова и помещения Картинной галереи в Миллионной части дворца. Жилые и служебные помещения находились на всех этажах. В Парадные залы попадали с Парадной лестницы через Переднюю. В западной части бельэтажа по Неве находились запасные комнаты Малой Невской анфилады. В южной части дворца по Миллионной ул. располагались ванная и баня. Весь объем верхних этажей корпуса по Бестужеву пер. занимал Большой зал, или Зал для игры в мяч.
Помещения бельэтажа были украшены с особой роскошью. Ринальди применил фарфор в оформлении Парадной столовой, естественный камень в Мраморном зале, скульптуру и лепку в Орловском; расписное дерево в Лаковом зале. Широко применялась разнообразная стенопись (живописцы Григорий Молчанов, Иван Акимов). В отделке широко применялись ткани, стены отделаны бархатом и штофом. Применялась и роспись по тканям, золоченая бронза. На плоских потолках были размещены живописные плафоны с мифологическими сюжетами. Печи - фаянсовые. Выполнены на заводе Конрази в Красном Селе. Стены ккрашены фаянсовыми и гипсовыми барельефами
По рисункам Ринальди были созданы паркеты. Выявлено более 20 композиций паркетов. Композиция строилась в соответсвии с решением плафона. Наборный паркет, имевший сложный рисунок, был выполнены из различных сортов цветного дерева. Мебель соответствовала характеру и отделке помещений.С некоторыми изменениями сохранились набранные двери с золочеными и бронзовыми украшениями. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы.Бронза была выбрана для люстр и штандартов.
Несмотря на перестройки, дворец сохранил первоначальные объемы своих помещений.
Утраченныйе интерьеры
Невская анфилада Парадные залы (1-5) 2 этаж: Мраморный зал (1) Орловский зал (Галерея) (2) Парадная столовая (Китайский зал) (3) Лаковый зал (4) "Собранное зало" (Екатериниский зал) (5)
В Парадные залы попадали с Парадной лестницы через Переднюю и Овальную проходную. Передняя (33) - небольшой интерьер, отделанный живописными орнаментами на потолке, желтой с белыми полосами и белыми цветами брокагслыо (брокатсль шелковая ткань с хлопчатобумажной нитью, с шитьем серебром и золотом) на стенах, лепкой, зеркалами. Овальная проходная (35) - небольшая темная, обитая дубом комната с проходом в Лаковый зал.
Лаковый зал (4) Ринальди Приемный зал с пятью нишами Ротонда Брюллов Стены украшали наборные панели и живописные росписи. Декор состоял из деревянной обшивки различных пород дерева. Стены, потолки, падуги, коробки в окошках и три двери из разноцветного дерева лакированные. На стенах - 6 резных деревянных панно в рамах из "заморского" темного дерева со сценами из истории Александра Македонского (по рис. Ринальди). Выполнены фламанским мастером Мелотте из пальмового и камышового дерева. Возможно, при перестройке эти барельефы были перенесены из Лакового зала в библиотеку. Сейчас находятся в Эрмитаже. Роспись цветами и гирляндами на деревянную основу произвел художник-миниатюрист, лакирного дела мастер Григорий Молчанов. Он же рисовал на перекрытии группы "Времена года" в медальонах к центральному плафону работы Иосифа Криста "Суд Париса" 1785 г. Плафон Брюллов перенес в Мраморный зал. По рис Ринальди были набраны и полотнища дверей. (описание 1785 г.) Брюллов создал зал, названный "Приемным залом с пятью нишами". Во время музея Ленина стены и потолок были закрашены краской, камины вывезены из дворца. В 2014-2015 гг. проведена реставрация зала. Стены и лепнина в зале подлинные. В 2015 г. открыли три парадных зала - Гостиную, Знаменную и Приемный зал.
Екатерининский зал (5) (Зал, обитый бархатом. Собранный зал ) Зал был посвящен прославлению Екатерины II. На западной стене висел огромный портрет императрицы под деревянным резным золоченым балдахином с вызолоченной короной и бархатными занавесками. (дневники Шевалье де Корберон). Под ним находился постамент белого мрамора, отделанный лазуритом с рельефными фигурами, на нем ваза (курительная чаша) с гербом России. Из белого мрамора с золочеными бронзовыми украшениями были выполнены камины и консоли, вазы большие и малые, постаменты к ним и хрустальным жирандолям. Стены были затянуты бархатом с вензелями Е.И.В. На бархате мебели также были размещены вензели Е.И.В. Худ. Стефано Торелли написал для этого зала живописный плафон "Слава России, относящуюся на бессмертные нашей августейшей императрицы дела". Сюжет плафона олицетворяет императрицу и Россию. Позднее для Константина Павловича интерьер зала был переделан. Реконструкцию проводил арх. А. Н. Воронихин. Фрагменты этой отделки были обнаружены на стене зала в ходе реконструкции в 2013 г. Сейчас эти фрагменты законсервированы под стеклом. Воссоздан оригинальный паркет - вьющиеся узоры в виде ветвей дуба с зелеными листьями.
Орловский зал (2) (Шубинский зал) Система пилястр ионического ордера расчленяла стены зала. Панель и карниз с невысокой падугой перекрытия расчленяли зал по горизонтали. Основные элементы декора - скульптурные работы М. И. Козловского и Ф. И. Шубина 1780-1782 гг.: беломраморные многофигурные барельефы, композиции десюдспортов и скульптурные портреты. В убранстве зала превалирует тема, прославляющая деяния братьев Орловых на благо отечества. В стенных нишах зала стояли пять бюстов братьев Орловых: Ивана, Алексея, Григория, Федора и Владимира, исполненных Шубиным из белого итальянского мрамора (находятся в Третьяковской галерее). Зал украшала и круглая скульптура. Ск. Шубин (вероятно) выполнил для зала статуи весталок, стоявшие по сторонам средней двери южной стены.
Высеченные из белого греческого мрамора два прямоугольных барельефа в лепных фигурных рамах изображали великодушные действия к пленным графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского во время русско-турецкой войны 1770-1774 гг. Это "Великодушные действия к свободе военнопленных графа Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского в 1770 году" и "Освобождение пленных женщин". Размещены в простонках южной стены. Два других барельефа над дверьми торцовых стен посвящены героям Древнего Рима - "Великодушие Павла Эмилия" и "Великодушие Сципиона Африканского". Пятый круглый барельеф (мальчик, играющий военными трофеями или "амуры с трофеями") - над дверью южной стены. Все барельефы (аллегорическое изображение событий русской истории) выполнены в 1780-1782 гг. (находятся в Русском музее). Судя по описи 1785 г. круглый рельеф "амуры с трофеями" перемещен в один из залов библиотеки. Потолок украшал плафон "День, прогоняющий ночь" худ. Стефано Торелли. Считался утраченным, но в 1969 г. при ремонтно-реставрационных работах в музее Ленина был обнаружен на потолке, закрытый забеленным холстом. Сохранились две оригинальные росписи в Орловском зале ?
Еще до реконструкции Брюллова в убранство зала привнесены отдельные декоративные элементы. В 1804 г. под наблюдением Воронихина ниши с утраченными бюстами Орловых были заделаны. Брюллов полностью поменял интерьер зала и преобразил его в Столовую. Зал был разделен продольной стеной с двумя большими арками на две части. Северная часть зала выходила окнами на Неву, а южная - во двор Мраморного дворца. В музее Ленина арки были заложены. Плафон оставался на своем месте. В 1969 г. был передан в Китайский дворец Ораниенбаума. В 2015 г. была проведена реставрация. Белый мрамор отреставрирован. Воссоздан оригинальный паркет из 10-ти пород дерева Потолок украшен лепниной. В лепном орнаменте преобладали растительные элементы.
Парадная столовая (3) (Китайский зал. Фарфоровый кабинет) Парадная столовая, которую с начала XIX в. иногда именовали Китайским залом (из-за обилия фарфора в отделке) была украшена орнаментально-декоративной скульптурой и лепкой. Художественное оформление зала составил фарфор. Декоративное решение столовой в классическом стиле разрабатывалось Ринальди в 1770-х гг. Парадная столовая Мраморного дворца - единственный пример классицистически трактованного фарфорового кабинета. Стены были украшены многочисленными барельефами, выполненными из матовой форфоровой массы (китайского бисквита). Техника позволяла передать мельчайшие детали. Это придавало уникальность интерьеру помещения. Из бисквита сделаны и архитектурные детали - гирлянды, вазы, медальоны, скульптура в нишах, десюдепорты и надзеркальники. А также декор печей. Предметы из бисквита дополняли два больших круглых гипсовых барельефа с лепными фруктами, материал которых имитировал бисквит, поскольку из-за больших размеров они не могли быть изготовлены из фарфоровой массы.
Живописного плафона в зале не было. В центре потолка находился небольшой куполок (перекрытие характерное для Ринальди). Потолок украшала декоративная лепка, выполненная в высоком рельефе. Зеркала в нижней части стен в виде панелей были заключены в посеребренные рамы. Люстра и жирандоли также были посеребрены. Обстановку зала составляли 24 стула. На полу был настлан цветной наборный паркет сложного рисунка. Цветовое решение столовой - сочетании голубого цвета стен и занавесей, белого цвета лепки, бисквитовых украшений и печей, серебряного - люстр, жирандолей, рам стенных зеркал.
Буфетная (34) Буфет и Столовая разделены двухпролетной аркой. Художественное оформление этих помещений составил фарфор. В буфете находился служебный стол для очередной перемены блюд, столовых приборов. Традиционно буфет решался в виде расположенного в нише или примыкающего к стене мраморного стола-консоли. Стойка буфета Мраморного дворца помещалась в широком арочном проеме, соединявшем Столовую с Буфетной, чем упрощалось обслуживание обедающих - блюда приносили в буфетную и выставляли на стойку, а со стороны столовой их принимали прислуживавшие за столом лакеи. Стойка целиком перегораживала проем, поэтому слева от него была устроена дверца в буфетную, замаскированная под стенную панель с зеркалом. Буфетная имела два служебных выхода, один из которых вел на винтовую лестницу.
Малая Невская анфилада Запасные комнаты Невской анфилады (40-47) Автономный апартамент Группа помещений 2-го этажа в Невской анфиладе - несколько богато отделанных, меблированных комнат. Апартамент имел отдельный вход и лестницу. На лестницу попадали из-под арки проезда с Мраморного пер. во внутренний двор. Он состоял из Кабинета, Спальни (41), Будуара (40), двух Гостиных, передней и трех маленьких служебных комнат (45-47) (гардеробных и камердинерских). Единственная дверь (в будуаре), соединявшая ее с помещениями дворца и выходившая в "Собранное зало", со стороны парадных залов была сделана потайной.
Покои Орлова (8-14) С юга к Екатерининскому залу примыкали личные покои Григория Орлова: Парадная спальня (7), Садик (39), Оранжерея (38), Туалетная (7), Диванная (8), Индийская (9), Арабская (10). Гостиная (11), Служебная (12). Покои образуют анфиладу от Собранного зала, с окнами во внутренний двор. Со стороны Миллионной ул. находились Картинная галерея (14-19), Банный комплекс (22-23), Голубая гостиная (20), Служебные комнаты (24-28).
Спальня Орлова (6) Ринальди (Гостиная у садика, Орловская комната) (Царская комната) На исторической фотографии можно увидеть Царскую комнату. Ее интерьеры были оформлены в стилистике теремных палат московского Кремля. Здесь висели портреты царствующих монархов. Окна этой комнаты выходили в Висячий сад, а остекленная дверь - в смежный с ним Цветник. В спальне Орлова был плафонв "Отдых Марса" работы Стефано Торелли. Плафон перенесен в Царсокое Село, погиб. Висячий сад (39) Ринальди . Зимний сад Брюллов Изначально Ринальди устроил в Мраморном дворце открытый висячий сад. Это был садик с пятью яблонями, пятью вишнями и фонтаном. Висячий сад Ринальди А. П. Брюллов в 1844-1849 гг. реконструировал в Зимний сад. Оранжерея (38) Ринальди К Садику с северной стороны примыкает оранжерея Ринальди. Окна капитальной южной стены выходили в сад. Пол устлан набранным из различных по цвету пород дерева паркетом. Цветник был богато декорирован росписями, выполнеными мастерами Вундерлихом и Додоновым. В последствии живопись была сильно повреждена. Найденные при реставрации фрагменты, были законсервированы.
Картинная галерея (14-19) Ринальди Пять больших помещений в юго-восточной части здания были открыты для посещения публики. Здесь должна была разместиться Картинная галерея и другие коллекции Орлова. В Картинной галерее Ринальди разместил картины в золоченых рамах в определенном ритме, подчиненном лепному орнаменту стен. В главном зале Картинной галереи плафон - "Опасность и спасение троянского флота" работы Стефано Торелли. 1735 - каталог картинной галереи с акварелями развертки стен 1785 – каталог картинной галереи сопровождается выполненными акварелью развертками стен с показанием
Группа помещений 2-го этажа в юго-восточной части здания примыкала к жилым покоям и картинной галерее: ванная (22), парная (23), зал для игры в мяч (30), ряд залов, служебные помещения и лестница. Банный комплекс (22-23) Комплекс - ванная (22), русская парная (23) - нетрадиционно размещены на 2-м этаже и тесно связаны с жилыми помещениями.
Зал для игры в мяч (30) Белый зал Самый большой по площади и по объему интерьер - это Белый зал. Он занимал почти весь западный корпус со стороны Мраморного пер. Это двусветное помещение использовалось как зал для игры в мяч. По желанию Константина Павловича в нач. XIX в. арх. Воронихин изменил интерьер Белого зала. Константин Павлович использовал зал для размещения свой коллекции оружия - зал называли Арсенал. Живший во дворце в 1796-1798 гг. б. польский король Станислав-Август Понятовский устроил в Большом зале театр. Константин Николаевич намеревался устроил в зале собственный театр. Планировка Большого зала осталась неизменной, декоративное и композиционное решении изменено. Шесть больших венецианских окон на 2-м ярусе восточной стены, которая ранее была глухой. В описях 1785 г. его именуют Большим или Танцевальным залом. После реконструкции Брюллова в нем устраивали танцев и музыкальные вечера. В 1857 г. был установлен орган.
1-й этаж Ринальди Во дворце было 2 кухни - большая и малая. Малая - под покоем № 14 второго этажа; блюда поднимались в средний этаж по служебной лестнице (Д). Большая - под покоем № 21; поднимались блюда по лестнице С.
Церковь Ринальди см. 3-м этаже На 3-м этаже дворца находились жилые покои, Библиотека, две Гостиные для игры в карты, Китайская диванная.
* - 1830. Фиксационные чертежи. П. Азимов, М. Андреев, (лекция А. Е. Ухналева) 3* - Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. Лениздат. 1976.
Первоначальную отделку по проекту Ринальди сохранили лишь Парадная лестница и 1-й ярус стен Мраморного зала.
Парадная лестница. Ринальди (
Парадная лестница расположена по оси главного фасада дворца. Вестибюля дворец не имеет. Лесница является и парадным вестибюлем. Такое решение на имеет аналогов в русской архитектуре. Лестница не вела прямо в парадные залы. Обхода по залам вокруг всего здания первоначально не было. ?
На стене напротив входа в овальном медальоне находится мраморный рельефный портрет архитектора дворца Антонио Ринальди, возможно, работы русского ск. Федота Ивановича Шубина. Авторство этого портрета до настоящего времени не установлено. (сайт РМ) Портрет появился здесь по желанию первого владельца графа Г. Орлова в знак признания заслуг архитектора. Первоначально беломраморный рельеф был установлен на этой же стене в нише, от которой уцелели мраморные пилястры. Перекрытие ниши образовывали полуциркульные металлические конструкции, разобранные в середине XIX в. при реконструкции дворца. Ниша была отделана искусственным мрамором. Портрет Ринальди под лестницей показал на рисунке 1845 г. "Разрез лестницы Мраморного дворца" архитектурного помощника А. Угрюмова. (Белковская)
Лестница состоит из шести маршей. Марши расположены с поворотом на 90 градусов. Лестница облицована серебристо-серых рускеальским мрамором, из него же исполнены более светлые балясины, а также пилястры и колонны, обрамление дверей и ниш. Нижняя часть лестницы более темная, чем верхняя. Мрамор привозили из уральских и карельских месторождений. Колонны, пилястры, балясины, перила выполнены из цельных кусков мрамора. В отделке лестницы присутствует и белый мрамор, он был привезен из уральских месторождений. Ступени - темно-зеленый брусненский кварцевидный песчаник (остров Брусный в Онежском озере).
Основной в художественном убранстве парадной лестницы являются: скульптура, выполненная из итальянского мрамора и установленная в нишах, рельефные композиции на стенах 3-го этажа и лепной декор перекрытия.
На площадках лестницы в нишах, украшенных мраморными раковинами, между 1-м и 2-м этажами, установлены четыре мраморные аллегорические фигуры, олицетворяющие время суток: "Ночь" (женская фигура с традиционными атрибутами: сова), "Утро" (женская фигура в виде богини утренней зари Авроры, атрибуты - солнечный диск у её ног и гирлянда роз в руках), "Полдень" (стрела, символ солнечных лучей, солнечные часы показывают полдень, знаки зодиака: Телец, Дева, Козерог), "Вечер" (женская фигура в образе богини охоты Дианы, атрибуты - лук и колчан со стрелами). "Полдень" - 1779, Ф. Шубин, "Вечер" - 1779, Ф. Шубин, "Ночь" - 1782, неизв. ск., "Утро" - 1782, неизв. ск. (Ухнелев С. 74)
В прямоугольных нишах на площадке между 2-м и 3-м этажами находятся скульптуры, олицетворяющие "Весеннее равноденствие" (женская фигура, с гирляндой из цветов и головой барана в ногах) и "Осеннее равноденствие" (мужская фигура с гроздью винограда). Весеннее равноденствие - 1780 неизв. ск., Осеннее равноденствие - нач. 1780-х неизв. ск. (Ухнелев)
На внутренних стенах площадки 3-го этажа размещены рельефные/горельефные аллегорические изображения четырех добродетелей: "Умеренность" (с уздечкой в руках), "Сила духа" (прав рука опущена вниз), "Благоразумие" (змея и зеркало) и "Справедливость" (были меч и весы). Лепнина на Парадной лестнице - лепка падуг, фигуры на консолях, венки, вертикальные ветви. Декор в аллегорической форме рассказывал о подвигах графа Г. Г. Орлова: орлы, держащие в клювах венки, орлы на капителях колонн и пилястр, ветви пальмы и дуба.
Ведущая роль в создании скульптурного убранства лестницы принадлежала Федоту Шубину, одниму из лучших скульпторов русского классицизма. Им были исполнены статуи и барельефы. Некоторые из них утрачены, некоторые хранятся в музеях. Работами Шубина являются: "Полдень" (1779), "Вечер" (1779), "Весеннее равноденствие", сделанные по рис. Ринальди. (Ухнелев)
Завершал композицию лестничного пространства свод в форме небольшого купола на высокой падуге с часовым циферблатом. Башня с часами имели два циферблата: один - на фасаде, 2-й был расположен горизонтально в перекрытии лестницы. Над лестницей - павильон механизма часов. Изменение внесенные Брюлловым - реконструкция центральной части перекрытия лестницы. На потолок Парадной лестницы он перенс живописный плафон "Суд Париса" работы Иосифа Криста 1782 г. из бывшего Лакового зала. В 1979-1980 гг. проведена реставрация.
Мраморный зал. Ринальди (
Мраморный зал открывает Невскую анфиладу парадных залов дворца. Расположен в северо-восточном ризалите. Это главное парадное помещение на 2-м этаже дворца. По проекту Ринальди зал был одноярусным (высота 6 м) и завершался высокой падугой перекрытия.
Уникальность Мраморного зала заключается в использовании естественного мрамора в облицовке интерьера. Стены зала от пола до карниза облицованы камнем. Антонио Ринальди использовал 7 разновидностей отделочного камня более тридцати оттенков: уральский, карельский, греческий, итальянский мрамор, прибайкальский лазурит. Тивдийский (карельский) мрамор различных оттенков розового (от светлого до почти вишневого) сочетается с серо-желтоватым уральским мрамором и итальянским камнем желтого и темно-зеленого цветов. Синие вставки между пилястрами - Прибайкальский синий лазурит. Лазуритовые панно на стенах Мраморного зала являются первыми произведениями, созданными из этого российского самоцвета, выполненными в технике "русской мозаики". Панно из лазурита для стен создавали мастера Императорской Петергофской гранильной фабрики с 1774 г. 14 пар каннелированных пилястр выполнены из розового мрамора с белыми и темно-красными прожилками, коринфские капители и базы - золочёные. Брюллов? Они опираются на тянущийся по периметру стен цоколь, разделенный филенками из зелёного итальянского мрамора, которые заполнены рельефными изображающими ваз с драпировками. ? Нижняя часть стен отделана вишнево-красной разновидностью этого камня.
Аллегорические барельефы на темы древнеримской истории, украшающие стены зала, должны были прославлять деяния графа Г. Г. Орлова. Барельефы выполнены ск. М. И. Козловским (1753-1802) и Ф. И. Шубиным (1780-1782).
В первом ярусе по сторонам от камина установлены два прямоугольных барельефа, над дверьми находятся два скульптурных панно, которые сохранились до нашего времени. В средних простенках западной стены помещены два барельефа работы Михаила Козловского: "Регул, возвращающийся в плен карфагенский" и "Камилл, освобождающий Рим от галлов". Барельефы высечены из белого греческого мрамора и вставлены в золоченые рамы. Рельефы обрамлены двойной каменной рамой - сибирский лазурит и золотисто-желтый мрамор с жилками (итальянский мрамор). Над барельефами - мраморные фигуры орлов, держащих в лапах венки с гирляндами. Под ними - композиции из скрещенных ветвей дуба и пальмы - знаменитый "цветок Ринальди", выполненные из каррарского мрамора.
В верхней части стен зала по периметру в арках над карнизом расположены 14 круглых барельефов работы Ф. И. Шубина. Круглые рельефы, вероятно, создавали в 1778 г. В каждой из композиций представлены эпизоды жертвоприношений римского свадебного обряда. Выполнил их скульптор Федот Шубин в соавторстве с итальянским скульптором Антонио Валли. Барельефы "Жертвоприношение", возможно, были перенесены из разобранного Исаакиевского собора А. Ринальди. "Цветок Ринальди" первоначально располагался под каждым овальным, затем круглым барельефом по периметру зала.
В крайних простенках западной стены сохранились наддверные рельефы "Игры амуров". Прямоугольные мраморные композиции, изображающие резвящихся амуров, исполнили скульпторы Антонио Валли и Федот Шубин, вероятно, в 1778 г. Барельеф из белого мрамора "Диана и Эндимион" (Шубин, Валли) располагался и в центральном простенке восточной стены (убран при реконструкции). В оформлении интерьеров принимали участие лепщики И. Фохт и А. Бернаскони, художник-миниатюрист Ф. Данилов, столяр А. Мейер.
Мраморный зал завершался высокой падугой перекрытия.В центре перекрытия - живописный плафон из интерьера Ринальди в золоченой овальной раме Брюллов? "Торжество Венеры" ("Свадьба Купидона (Амура) и Психеи, празднуемая первыми божествами язычества") - работа 1775 г. итальянского художника Стефано Торелли (1712-1784). Сюжет связан с романом Екатерины II и графа Орлова.Первоначально этот плафон находился на перекрытии между 2-м и 3-м этажами, так как зал был односветным. Плафон сохранился. Во время реконструкции А. Брюллова в 1840-е гг., когда зал стал двухярусным, плафон перемещен на потолок зала. Свод украшен лепниной с элементами позолоты.
Украшение Мраморного зала - наборный паркет, выполненный по рис. Ринальди. Брюллов сохранил паркет. Подлинный паркет был частично утрачен в 1930-е гг. (музей Ленина). Воссоздан Русским музеем. Дверные полотна и наборный паркет, имевший сложный рисунок, были выполнены из различных сортов цветного дерева. С некоторыми изменениями сохранились набранные по рис. Ринальди двери с золочеными и бронзовыми украшениями. Оконные рамы и балконные двери были выполнены из золочёной бронзы. Бронза была выбрана для люстр и штандартов. Две большие золоченые бронзовые люстры с хрустальными подвесками появились в середине XIX в. (Брюллов). Люстры Брюллова В Мраморном зале все люстры подлинные. Дополняли интерьер голубые портьеры, обшитые золотом. Цветные камин и печь Ринальди Брюллов заменил на два мраморных камина с зеркалами.
Всю декоративную отделку и убранство зала - живописный плафон и мраморные рельефы - проектировал арх. Ринальди. Но сюжеты произведений выбирал владелец дома, Г. Орлов. Убранство зала владелец посвятил своей супруге Е. Зиновьевой, ставшей княгиней Орловой в июне 1776 г. Брак с двоюродной сестрой противоречил закону и обычаям, но супруги, несмотряна разницу в возрасте, были чрезвычайно счастливы. Скульптурное убранство Мраморного зала после реконструкции Брюллова осталось в прежнем виде.
1796-1831. Константин Павлович и Анна Федоровна
После смерти Григория Орлова Екатерина II выкупила Мраморный дворец у его наследников - братьев Орловых. Указом от 19 ноября 1785 г. управляющим Мраморным дворцом был назначен подполковник Фридрих фон Ралль.
Старов Иван Егорович (1744/1745 - 1808) Отремонтированный, заново меблированный Мраморный дворец был переосвящен в декабре 1795 г.
Константин Павлович пребывал в Мраморном дворце очень редко. Его собственные художественные пристрастия в убранстве дворцовых покоев никак не отразились. С единственным исключением - по желанию Константина Павловича арх. Воронихин изменил интерьер Зала для игры в мяч. Константин Павлович использовал зал для размещения свой коллекции русского и зарубежного оружия и мундиров - зал называли Арсенал. При Константине Павловиче в Мраморном дворце располагались - большая картинная галерея, библиотека, коллекция фарфора. Он хотел сохранить интерьеры Ринальди и отреставрировать их.
После окончания большого ремонта 1803-1810 гг. по проектам и под руководством Воронихина жизнь во дворце продолжалась, но, в основном, без владельца. Начиная с 1814 г., Константин Павлович бывал в России крайне редко.
Андрей Никифорович Воронихин (1759-1814) 1803-1811 - ремонт, частичная реконстукция, интерьеры
В 1803-1811 гг. жилые помещения дворца были частично переделаны под руководством арх. А. Н. Воронихина. В 1806-1807 гг. А. Воронихин переделывал малую анфиладу комнат вдоль Невы и ряд помещений по Миллионной ул. Проектных или фиксационных чертежей Воронихина по Мраморному дворцу не обнаружено. Существуют фиксационные акварельные чертежи и обмеры некоторых интерьеров Ринальди-Воронихина 2-го этажа дворца, выполненные в 1830-х гг. - худ. Пётр Александрович Азимов, Михаил Алексеевич Андреев. и Опись Мраморного дворца 1831 г., составленные гоф-фурьером П. Беловым.
Фиксационные поэтажные планы Мраморного дома первой трети XIX в. показывают многочисленные перегородки, уничтожившие пространство и декор покоев Ринальди. Первые сведения, касающиеся содержания и ремонтов Мраморного дворца, относятся к 1803 г. Они свидетельствуют о том, что убранство Ринальди постепенно исчезает из дворцовых покоев.
Во всех апартаментах двух верхних этажей, кроме 4-х парадных зал Невской анфилады, были квартиры, которые занимали - придворные чины двора Константина Павловича (нач. Придворной канцелярии М. Томсен, шталмейстер Боуэр, гофмаршал Д. Курута), близкие вел. кн. (генерал-майор П. Чичерин, полковник Христовский). Часть помещений сдавалась внаем (генерал-майор Н. Хирово с семьей жил в б. Картинной галерее). Личные покои вел. кн. оборудовали в Малой Невской анфиладе. Над ними в 3-м этаже находилась квартира гофмаршала Дмитрия Куруты бывшего дядьки Константина Павловича.
Ремонтные работы коснулись практичеси всех помещений дворца. На 1-м этаже перекладывались печи, перемещались перегородки. На 2-м этаже под наблюдением Воронихина возобновлена отделка парадных залов Невской анфилады. В Орловском зале ниши с утраченными бюстами братьев Орловых были заделаны. В Лаковом зале - лишь поновление. Заново был оформлен Екатерининский зал. Там за ветхостью сняли бархат с вензелями императрицы, стены расписали по штукатурке, на стенах и перекрытии - лепной орнамент. Интерьер приобрел новое название - Собранное зало.
Личные покои Константина Павловича в Малой Невской анфиладе получили новое оформление. Вместо тканевой обивки на стенах появилась новая живопись трафаретом и орнаментальная роспись на перекрытиях. Покои за Арсеналом заново отделали - Приемный угловой зал ( На 3-м этаже над помещениями П. К. Александрова оборудовали квартиру его матери, Жозефины Фридрихс (Фридерикс). Жозефина Фридрихс, урождённая Мерсье (1778-1824) - фаворитка вел. кн. Константина Павловича. С 1816 г. после пожалования российского дворянства она именовалась Ульяной Михайловной Александровой. Мать сына вел. кн. К.П., Павла Александрова.
Новая живописная отделка трафаретом вместо тканей на стенах и орнаментальные росписи на перекрытиях и в десюдепортах в личных комнатах вел. кн. и в Собранном зале были выполнены художником Скотти. А. Н. Воронихин изменил интерьер Большого зала, превращенного в Арсенал. По-новому разместил коллекцию оружия и военных мундиров. В галерее возле Садика архитектор устроил жилые покои в три яруса для служащих гофмаршала Куруты, а в бывшей парадной спальне Орлова (6), превращенной в Гардеробную, соорудил антресоли. По Миллионной анфиладе Воронихин поменял отделку в бывшей картинной галерее ( В 1807-1808 гг. худ. К. Фохт расписал комнаты за Арсеналом голубым колером стены с бордюром трафаретом. Он же украсил живописью покои Куруты и мадемуазель Фридрихе в 3-м этаже; сени и полукруглую лестницу в Миллионном корпусе расписал рустиком.Привлекались живописцы Торчелли, Медичи и Ф. Щербаков.
После окончания большого ремонта по проектам и под руководством Воронихина жизнь во дворце продолжалась, но, в основном, без владельца. Начиная с 1814 г., Константин Павлович бывал в России крайне редко.
Заселенный дворец стремительно ветшал. В Придворной конторе Мраморного дворца штатной единицы архитектора не было, архитектурный надзор не осуществлялся.
Христиан Филиппович Мейер (1789-1848) В июне 1830 г. Департаментом уделов по распоряжению Министерства двора была создана специальная комиссия для перестройки Мраморного дворца. Строителем дворца назначен арх. Х. Ф. Мейер, Помощником арх. А. И. Очаков. По пожеланию императора дворец следовало возобновить в первоначальном виде. В это время худ. П. А. Азимов и М. А. Андреев исполнили обмерные акварельные чертежи интерьеров и планы ? Мраморного дома. 43 листа из них были переданы частным владельцем в Государственную инспекцию по охране памятников в 1970-х гг..
В это время происходит выселение жильцов, и освобождение помещений дворца. В 1831 г. приступили к каменным работам, худ. Антонелли взял на себя реставрацию живописных плафонов, а живописец Брюллов подрядился писать вновь фигуры и орнаменты в Лаковом зале масляными красками по дереву. в Китайской столовой, Мраморном и Орловском залах работал ск. акад. Николай Токарев. 15 июня 1831 г. в Варшаве умер от холеры владелец дворца, вел. кн. Константин Павлович.
Реконструкция А. П. Брюллова. 1845-1849 В 1832 г. имп. Николай I своим указом перевел Мраморный дворец в собственность своему второму сыну - вел. кн. Константину Николаевичу. В 1848 г. вел. кн. Константин Николаевич женился на немецкой принцессе Александре Фридерике Саксен-Альтенбургской (вел. кн. Александра Иосифовна). Имп. Николай I приказал полностью и заново отделать Мраморный дворец в качестве свадебного подарка сыну и невестке.К тому времени Мраморный дворец уже давно не использовался и находился в аварийном состоянии. В 1845-1849 гг. арх. Александр Брюллов (1798-1877) произвел капитальную перестройку. В помещениях 2-го этажа дворца была создана новая планировочная структура, а парадные и жилые интерьеры получили новую художественную отделку. см.
Большие изменения повлекли за собой разрушение художественного замысла Ринальди.
Список литературы 1. И. Э. Грабарь. История русского искусства. Третий том 11. И. Э. Грабарь. История русского искусства. Третий том 2. С. В. Павлова, Б. М. Матвеев. Мраморный дворец (серия Особняки и дворцы Санкт-Петербурга). 1996. черная 3. Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. СПб. 1994. 3-1. Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. Лениздат. 1976. СПб Тип. журн. Строитель. 1904. белый зал 14. Памятники архитетктуры Ленинграда. Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1975 9 = 14 Изд. Изобразительное искусство. Москва. 1976 20. Л. П. Тихонов. Музеи Ленинграда. Лениздат 1989. С. 7-26. 21. Музей В. И. Ленина. Путеводитель, Л., 1984 22. Шульгина Нина Ивановна. Музей В. И. Ленина. Альбом, Л., 1986. 23. Музей В. И. Ленина Ленинградский филиал. Путеводитель. Ленизидат. 1969. 24. Музей Ленина. Ленинградский филиал. Путеводитель. Павлов М. (ред.) Ленинград. 1939 27. Юрий Трубинов. Феномое имени Константин в истории Мраморного дворца. (статья) LAP Lambert. Academic Publishing. 2016. 28. Юрий Трубинов. Архитекторы Мраморного дворца. Изд. "Композитор . Санкт-Петербург". 2013.
33. Белковская Валентина Михайловна. Мраморный дом князя Григория Григорьевича Орлова. 1768–1783. (статья) 34. Д. А. Кючарианц. Антонио Ринальди. Лениздат. 1976. С. 22-60 35. Памятники архитектуры Ленинграда. Ленинград. Стройиздат. Ленинградское отделение. 1975. С. 128-131. 37. А. Д. Марголис. Дворцы Санкт-Петербурга (Великие дворцы мира) Слово/Slovo .2003. С. 302-321.
Парадная лестница Мраморный зал
0 комментариев
1010 просмотров Добавил: Mary, 23 Мая 2024, 21:09
Редактировано: 24 Мая 2024, 08:06
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house35116.html' target='_blank'>Мраморный дворец . Интерьеры Ринальди (Константин Павлович) на Citywalls.ru</a>
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14290
Всего сегодня: 11921
|