Публикация
Каменный мост на реке Стрелке
Каменный мост на реке Стрелке Утраченный объект 1782-1783 - инж.-гидротехник Бауэр Фридрих Вильгельм ([
Во второй половине 1770-х гг. начались работы по реконструкции Петергофской дороги на участке от Стрельны до Петергофа. «Этот проект был разработан в двух вариантах: по первому выпрямлялась и благоустраивалась прежняя нижняя дорога, по второму - часть дороги переносилась на верхнюю террасу. «Вести верхом», - гласила собственноручная надпись Екатерины II на чертеже. Во исполнение этой резолюции в 1780-1784 гг. была проложена ныне существующая верхняя дорога - участок шоссе между Троице-Сергиевой пустынью и Петергофом» ([
«Эпоха Екатерины II ознаменовалась сооружением двух мостов на вновь проложенной верхней Петергофской дороге, спроектированных Ф.В. Бауром. В 1780-1781 гг. им был возведён одноарочный мост через Кикенку (из известняка, с гранитными парапетами), а в 1782-1783 - большой двухарочный мост при истоке канала из Заводского пруда, полностью гранитный. Этот мост, с мощными пилонами-ледорезами, стал одной из главных стрельнинских достопримечательностей. Он лёг в основу типового проекта мостов 1786 г. для шоссе Москва-Петербург» ([
«В 1800 г. сразу за гранитным мостом сооружается водослив с четырьмя дощатыми перепадами, покрывающими набивку из глины под ними, а дно за перепадами укрепляется каменной наброской. По берегам водослива забили шпунтованные деревянные сваи – это защищало берега от размыва. Естественно, такая конструкция была недолговечная и ремонты водослива проводились практически каждые 10 лет, причем менялось только количество перепадов, а принципиальных изменений в конструкцию не вносилось. Очередное разрушительное наводнение 1924 года уничтожило каскад водопадов. Восстанавливать каскады больше не стали» [2*].
1* - «Большая Топ. Энц. СПб», «Лик», СПб, 2013, С. 850 2* - - Александр Старков, «Водопад», сайт МО пос. Стрельна, 30.05.2020, 3* - Олег Вареник, «Лафа, улан лихой...», газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6663) от 17.04.2020; копия - 4* - «Где в Стрельне Трамвайный мост?», канал «Музей Оранэлы» 5* - Олег Вареник, «Дворцовые камни», газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019 6* - В. Е. Ардикуца, «Стрельна», Лениздат, 1967 7* - Олег Москвин, «Воспоминания маленького ленинградца. Орловский водоспуск», Сайт МО пос. Стрельна, 19.07.2020 8* - О. Ф. Буданов, "Стрельна. Краеведческий атлас", СПб, "Картаплан", 2017
Мост запечатлён на акварели 1835 г. «Стрельна. Мост». Автор рисунка - Николай Иванович Поливанов, сослуживец и друг Михаила Лермонтова. Оригинал акварели (из «Симбирского альбома Н. И. Поливанова») хранится в Ульяновском областном художественном музее. «Через каменный мост по Верхней (Новой) Петергофской дороге неспешно и даже как будто бы торжественно движется улан-водовоз. Он доставляет питьевую воду из Заводского (Орловского) пруда в военный городок лейб-гвардии Уланского полка. Слева от Портового канала видны дома восточной околицы слободы Стрельна, справа - дома Нижней слободы Стрельна. Чуть дальше - деревянный мост через канал, построенный в петровское время по Приморской (Нижней) дороге. У самого взморья - избушка рыбаков...» [3*].
В 1913 г. началось строительство Ораниенбаумской электрической железной дороги («Оранэлы»). Большинство мостов через многочисленные реки и ручьи возводились заново, из железобетона (см.
Во время Великой Отечественной войны мост был взорван. Есть две версии того, кто и когда это сделал. Олег Вареник утверждает: «В сентябре 1941 г. во время отступления наших войск мост через Портовый канал по нынешнему Санкт-Петербургскому шоссе был взорван» [5*]. В то же время на канале «Музей Оранэлы» пишут про «разрушенный отступавшими немцами Трамвайный мост» [4*]. Эту версию косвенно подтверждают показания немецкого военнопленного: «В августе-сентябре 1943 г. сапёры заминировали в г. Стрельна железнодорожный мост, деревянный мост и каменный на главной улице города» ([6*], C. 40). Возможно, впрочем, что взорванный советскими войсками мост немцы починили, а при отступлении (в январе 1944 года) снова взорвали. Вскоре после освобождения Стрельны (19.01.1944) на уцелевших устоях возвели временный дерево-металлический мост системы Гау-Журавского [7*]. Но восстанавливать старинный мост не стали; в 1950-1951 гг. выше по течению построили новый, железобетонный (см.
О реке Стрелке - см. 2 комментария
195 просмотров Добавил: snegir, 22 Декабря 2023, 16:29
Редактировано: 23 Декабря 2023, 13:09
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34741.html' target='_blank'>Каменный мост на реке Стрелке на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32300
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4144
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14368
Всего сегодня: 1271
|
1865 - 1868. Стрельна. Вид на реку Стрелку (с каменного моста). Автор: Альфред Лоренс. Источник:http://babs71.livejournal.com/891625.html
1910 - 1911. Стрельна. Вид на реку Стрелку (с каменного моста). Санкт-Петербург : Изд. Общины Св. Евгении, 1911 (Фототипия и тип. А.Ф.Дресслера). Изд. номер 43-60.