Публикация

Каменный мост на реке Стрелке

Здание на карте
фото
Архитекторы: Бауэр Ф. В.
Год постройки: 1782-1783
Стиль: Классицизм

Каменный мост на реке Стрелке

Утраченный объект

1782-1783 - инж.-гидротехник Бауэр Фридрих Вильгельм ([172]. С 311)

 

 

Во второй половине 1770-х гг. начались работы по реконструкции Петергофской дороги на участке от Стрельны до Петергофа. «Этот проект был разработан в двух вариантах: по первому выпрямлялась и благоустраивалась прежняя нижняя дорога, по второму - часть дороги переносилась на верхнюю террасу. «Вести верхом», - гласила собственноручная надпись Екатерины II на чертеже. Во исполнение этой резолюции в 1780-1784 гг. была проложена ныне существующая верхняя дорога - участок шоссе между Троице-Сергиевой пустынью и Петергофом»  ([152], С. 25). На выбор «верхнего» варианта повлияло, вероятно, разрушительное наводнение 1777 г. Верхняя дорога много раз меняла название - Петергофская дорога, Петербургское, Петроградское, Ленинградское, а с 1993 г. – Санкт-Петербургское шоссе [1*],

 

«Эпоха Екатерины II ознаменовалась сооружением двух мостов на вновь проложенной верхней Петергофской дороге, спроектированных Ф.В. Бауром. В 1780-1781 гг. им был возведён одноарочный мост через Кикенку (из известняка, с гранитными парапетами), а в 1782-1783 - большой двухарочный мост при истоке канала из Заводского пруда, полностью гранитный. Этот мост, с мощными пилонами-ледорезами, стал одной из главных стрельнинских достопримечательностей. Он лёг в основу типового проекта мостов 1786 г. для шоссе Москва-Петербург» ([172], С.311-312). Приведённый в книге Горбатенко чертёж снабжён примечанием: «РГИА. Ф. 1487. Оп. 5. Д. 100. Рабочий чертёж без подписи и даты. На обороте надпись: «По сему чертежу каменный мост построить контрактом обязался крестьянин Афанасей Артемьев...». Оригинал Ф. Баура не обнаружен, однако известно, что в числе присланных им 8 декабря 1781 г. проектов был чертёж двухарочного гранитного моста через устье канала в Стрельне (РГАДА. Ф. 248. Кн. 5590. Л. 159)». ([172], С. 347)

 

«В 1800 г. сразу за гранитным мостом сооружается водослив с четырьмя дощатыми перепадами, покрывающими набивку из глины под ними, а дно за перепадами укрепляется каменной наброской. По берегам водослива забили шпунтованные деревянные сваи – это защищало берега от размыва. Естественно, такая конструкция была недолговечная и ремонты водослива проводились практически каждые 10 лет, причем менялось только количество перепадов, а принципиальных изменений в конструкцию не вносилось. Очередное разрушительное наводнение 1924 года уничтожило каскад водопадов. Восстанавливать каскады больше не стали» [2*].

  • фото

    Чертежи моста.
    ([172]. C.347)

  • фото

    Мост на карте 1817 г. [8*]

  • фото

    Мост на немецкой АФС 1939 г.

  • фото

    Мост и трамвайная линия на карте 1944 г.[8*]

  • фото

    "Стрельна. Мост"
    акв. Н.И.Поливанова [3*]

  • фото

    Мост и водопад на открытке 1900-х гг.
    pastvu.com 133430

  • фото

    Каменный мост на открытке 1900-1904 гг.
    pastvu.com 1269463

  • фото

    "Большой каскад"
    открытка 1904-1905 гг.
    pastvu.com 904758

  • фото

    Мост и каскады
    Фото - А. Павлович, 1910-1911 гг.
    pastvu.com 277070

  • фото

    Мост и каскады. Фото 1900-1924 гг.
    pastvu.com 1266969

  • фото

    Временный мост. 1950-1952 гг.
    pastvu.com

 1* - «Большая Топ. Энц. СПб», «Лик», СПб, 2013, С. 850

 2* - - Александр Старков, «Водопад», сайт МО пос. Стрельна, 30.05.2020, mo-strelna.ru/3100/

 3* - Олег Вареник, «Лафа, улан лихой...», газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 065 (6663) от 17.04.2020; копия - mirpeterburga.ru/news

 4* - «Где в Стрельне Трамвайный мост?», канал «Музей Оранэлы»  dzen.ru/media/oranela  дата обр. 22.12.2023

 5* - Олег Вареник, «Дворцовые камни», газета «Санкт-Петербургские ведомости» № 077 (6430) от 26.04.2019

 6* - В. Е. Ардикуца, «Стрельна», Лениздат, 1967

 7* - Олег Москвин, «Воспоминания маленького ленинградца. Орловский водоспуск», Сайт МО пос. Стрельна, 19.07.2020 mo-strelna.ru/3388/

 8* - О. Ф. Буданов, "Стрельна. Краеведческий атлас", СПб, "Картаплан", 2017

 

Мост запечатлён на акварели 1835 г. «Стрельна. Мост». Автор рисунка - Николай Иванович Поливанов, сослуживец и друг Михаила Лермонтова. Оригинал акварели (из  «Симбирского альбома Н. И. Поливанова») хранится  в Ульяновском областном художественном музее. «Через каменный мост по Верхней (Новой) Петергофской дороге неспешно и даже как будто бы торжественно движется улан-водовоз. Он доставляет питьевую воду из Заводского (Орловского) пруда в военный городок лейб-гвардии Уланского полка. Слева от Портового канала видны дома восточной околицы слободы Стрельна, справа - дома Нижней слободы Стрельна. Чуть дальше - деревянный мост через канал, построенный в петровское время по Приморской (Нижней) дороге. У самого взморья - избушка рыбаков...» [3*].

 

В 1913 г. началось строительство Ораниенбаумской электрической железной дороги («Оранэлы»). Большинство мостов через многочисленные реки и ручьи возводились заново, из железобетона (см. «Мосты Оранэлы»). Но мосты через Кикенку и Стрелку были исключением. Они не строились заново, а лишь проверялись на прочность и числились по Проекту как искусственные сооружения №№ 50 и 51 соответственно. К 1917 г. по стрельнинским мостам уже проложили рельсы. Но  трамваи на этом мосту появились только в августе 1924 г., когда линию Оранэлы продлили до Львовского дворца. Тогда у каменного моста  появилось новое название - «Трамвайный ». Он находился так, что и трамвай, и автомобили должны были совершать более значительный зигзаг, чем сегодня. Житель Стрельны Юрий Крылов в своей книге «Путиловский двор»  вспоминает: «…проскочив Трамвайный мост, пробежав по берегу Орловского пруда и сделав змеиный поворот, отчего колеса визжали так, что было слышно в нашем дворе, он тормозил, делая первую остановку “Больница”...» ([4*], с сокращениями)

 

Во время Великой Отечественной войны мост был взорван. Есть две версии того, кто и когда это сделал. Олег Вареник утверждает: «В сентябре 1941 г. во время отступления наших войск мост через Портовый канал по нынешнему Санкт-Петербургскому шоссе был взорван» [5*].  В то же время на канале «Музей Оранэлы» пишут про «разрушенный отступавшими немцами Трамвайный мост» [4*]. Эту версию косвенно подтверждают показания немецкого военнопленного: «В августе-сентябре 1943 г. сапёры заминировали в г. Стрельна железнодорожный мост, деревянный мост и каменный на главной улице города» ([6*], C. 40). Возможно, впрочем, что взорванный советскими войсками мост немцы починили, а при отступлении (в январе 1944 года) снова взорвали.

Вскоре после освобождения Стрельны (19.01.1944) на уцелевших устоях возвели временный  дерево-металлический мост системы Гау-Журавского [7*]. Но  восстанавливать старинный мост не стали; в 1950-1951 гг. выше по течению построили новый, железобетонный (см. Орловский мост).

 

 О реке Стрелке - см. Лемановский мост

2 комментария
132 просмотра
Добавил: snegir, 22 Декабря 2023, 16:29
Редактировано: 23 Декабря 2023, 13:09
Оцените:
(5 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34741.html' target='_blank'>Каменный мост на реке Стрелке на Citywalls.ru</a>
Всего 2 комментария
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 6086
Всего сегодня: 1840