Публикация

Веерное депо с мастерскими. Хозяйственная станция Царскосельской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1903
Стиль:

Веерное депо с мастерскими.

Хозяйственная станция Царскосельской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги.

Боровая ул., дом 61, лит. А

1903 г.(?) - (построено одновременно с другими постройками Хозяйственной станции)

 

Витебский железнодорожный узел - сборная публикация

 

 

Депо на три паровоза с арочными воротами с северной стороны (см. титульное фото, правая часть). Ворота переделаны и фасад искажён более поздними пристройками. Поворотный круг и пути перед воротами отсутствуют (см. макет веерного депо с поворотным кругом).

  

Историческая справка «Комплекс зданий Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги».

В состав комплекса входят Вагоноремонтное депо (лит. Ж), Паровозное депо для паровозов дачного движения со зданием мастерских (лит. А, см. фото) и Служебное здание (лит. Т) (см. схему).

В начале XX в. Московско-Виндаво-Рыбинская ж.д. являлась одной из крупнейших частных железнодорожных компаний Российской империи. Эксплуатационная длина её сети по состоянию на 1 января 1912 г. составляла более 2,6 тыс. км, линии дороги протянулись от Санкт‑Петербурга до Витебска, от Москвы и Рыбинска до Виндавы (ныне Вентспилс).

Административно дорога разделялись на две сети - Петербургскую и Московскую, каждая из которых имела своё Управление.

Постройки Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги расположены вблизи Боровой улицы (в створе Расстанной ул.). Согласно данным Росреестра, здание Вагоноремонтного депо и Служебное здание построены в 1903 г. Здание Паровозного депо точной датировки не имеет, датируется до 1917 г. Автор проекта не установлен.

В советское время здания были частично перестроены. Вагоноремонтное депо было обстроено позднейшими сооружениями с торцевых сторон, была изменена конструкция фонаря. Здание паровозного депо, по всей видимости, претерпело наиболее сильные перестройки, судя по аэрофотосъемке 1942 г., здание имело отличную от сегодняшней конфигурацию в плане. Служебное здание имеет позднейшие пристройки, также было изменено его завершение.   

Офиц. сайт Администрации Санкт‑Петербурга gov.spb.ru/gov/otrasl/c_govcontrol/news/259950/

  • фото

    Макет веерного депо
    с поворотным кругом.

  • фото

    Альбом..., лист 46.

  • фото

    Альбом..., л.47.

  • фото

    Мастерские при депо
    план 1-го этажа.

  • фото

    Мастерские при депо, разрезы.

  • фото

    Мастерские при депо
    план 2-го этажа.

  • фото

    Отвод воды с территории
    хозяйственной станции, л.49

  • фото

    Схема из заявки
    (оригинал взят у south_thungus)

  • фото

    1890 Царскосельский вокзал и станционные пути.*

  • фото

    1899 - 1901

  • фото

    1914

  • фото

    1941

  • фото

    1966

  • фото

    1980

  • фото

    2011 г. Яндекс-панорама.

* - справа выше главного пути: 2 - мастерская; 8 - сторожевая будка. Схемы станций Петербургского узла. 1890 г.

 (взято у vita-life777.livejournal.com/17391.html )

 

В январе 1900 г. Московско-Виндаво-Рыбинская железная дорога выкупает Царскосельскую линию (от СПб до ст. Павловск), прокладывает временную линию и за 4 года проводит реконструкцию: возводит новое здание Витебского вокзала, полностью перестраивает участок от СПб до Царского Села и строит её продолжение от Царского Села до ст. Дно. Торжественное открытие дороги Санкт-Петербург-Витебск состоялось 1 августа 1904 г.

Готовят площадку под Хозяйственную станцию (см. карты 1899 - 1901 гг.)

Для водоснабжения станции на левом берегу Обводного канала строят водоподъёмное здание, совмещённое с электростанцией. Чуть дальше строят Хозяйственную станцию: депо на 3 стойла (воротами на север) и депо на 7 стойл (воротами на юг, частично снесено) и между ними мастерские (сохранились между двух депо). Также строят прачечную, нефтекачку и водоёмное здание на два бака.

Между Обводным каналом и станцией возводят каменный жилой дом, два двухэтажных деревянных, один двухэтажный каменный и такой же трёхэтажный и две деревянных казармы.

Для отвода промывных вод из депо и поверхностных вод с площади Хозяйственной станции устроен водоотвод, состоящий из сети поверхностных лотков и гончарных труб, приводящих воду к каменному коллектору, проложенному под станционными путями. Коллектор также служил для пропуска под путями водопроводных труб, подводящих воду к паровозным зданиям. "Продолжением коллектора для отвода собранной воды в Обводный канал служит деревянная труба длиной 313 саж., сечением 0,2х0,2 саж, снабженная через каждые 50 саж. смотровыми колодцами"

Альбом гражданских сооружений Общества Московско-Виндаво-Рыбинской железной дорог (добавил Роман Барков)

  • фото

    Депо на 3 стойла.
    Фото - Виктор М, 07.12.2010

  • фото

    Мастерская.
    Фото - Виктор М, 07.12.2010

  • фото

    Мастерская, вид с запада.
    Фото - Наталия, 10.2016

  • фото

    Слева депо на 3 стойла,
    Фото - Наталия, 10.2016

  • фото

    Депо на 3 стойла, вид с запада.
    Фото - Наталия, 09.2018

  • фото

    Депо на 3 стойла, вид с запада.
    Фото - Наталия, 09.2018

  • фото

    Мастерская, вид с запада.
    Фото - Наталия, 09.2018

  • фото

    Мастерская, вид с запада.
    Фото - Наталия, 09.2018

  • фото

    Вид с запада. Справа часть депо на 7 стойл.
    Фото - Наталия, 09.2018

  • фото

    вид с запада.
    Фото - Наталия, 10.2018

  • фото

    вид с запада.
    Фото - Наталия, 10.2018

  • фото

    Веерное депо, вид с запада.
    Фото - Наталия, 07.2019

  • фото

    Вид с запада.
    Фото - Наталия, 07.2019

  • фото

    Вид с севера.
    Фото 10.2023

  • фото

    Вид с севера.
    Фото 10.2023

  • фото

    Веерное депо слева.
    Вид с юга. Фото 06.2024

  • фото

    Хозяйственная станция.
    Вид с юга. Фото 06.2024

  • фото
  • фото

* -  ниже приведён вид с востока: слева - стена депо на 7 стойл (с контрфорсами), по центру - мастерские, справа - депо

      на 3 стойла, торцевой фасад которого сильно искажён поздними пристройками.

 

Из описания паровозного здания (см. лист 47): "Стены толщиной 0,33 саж. усилены контрфорсами в углах здания и в простенках между воротами и окнами. Оконные просветы сделаны размерами 1,3 х 1,8 саж. В каждое стойло ведут широкие ворота, верхние полуциркульные части которых остеклены (фиг. 71)."

  • фото

    Вид с северо-востока.*

Совет рекомендовал присвоить статус памятника «Вагоноремонтному депо» (литера Ж) «Комплекс зданий Хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги» на Обводном канале. Вместе с тем два других корпуса, А и Т — «Паровозное депо для паровозов дачного движения со зданием мастерских» и «Служебное здание», — было рекомендовано не включать в перечень.                  https://www.fontanka.ru/2023/05/18/72317024/    (добавил Виктор М)

 

«Служебное здание» - это на самом деле машинный зал нефтекачки - объект, достойный внимания, как и водоёмное здание на два бака, которое включено КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность".

Машинный зал нефтекачки необходимо сохранить!

Смотрите познавательное видео о нефтекачках и водоёмном здании на два бака https://youtu.be/NmR3iLV1WuA .

 

Внимательное ознакомление с размещёнными в публикации чертежами наводит на мысль о том, что здания депо и мастерских не настолько плохо сохранились, как это пытаются представить в исторической справке. Достаточно восстановить торцевой северный фасад депо и со стороны Боровой улицы здание будет иметь вид, близкий к историческому.

 

Битва за депо

"Градозащитник Олег Мухин подал в КГИОП заявление, в котором предлагает включить в список выявленных памятников архитектуры комплекс зданий хозяйственной станции Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги (говоря современным языком, Витебский ход), расположенных между Рыбинской и Боровой улицами за Обводным каналом в районе станции Боровая. Это три здания краснокирпичного стиля: вагоноремонтное депо, паровозное депо для дачного движения и служебное здание. В заявлении говорится, что здания "являются источниками достоверной информации о развитии и существовании местного пристанционного кирпичного строительства". В частности, это один из немногих сохранившихся пристанционных комплексов Санкт-Петербург-Витебского отделения Октябрьской железной дороги. "В случае утраты данного комплекса мы лишимся одного из последних подлинных пристанционных ансамблей, формирующих исторический облик этой железнодорожной ветки", — говорится в заявке на выявление памятника."

dp.ru/a/2022/12/27/Gradozashhitniki_prosjat_poz

 

 

Публикация создана при активном участии  Roman Barkov.

0 комментариев
455 просмотров
Добавил: Риэлтор, 10 Декабря 2023, 09:12
Редактировано: 3 Февраля 2025, 10:20
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34724.html' target='_blank'>Веерное депо с мастерскими. Хозяйственная станция Царскосельской линии Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32493
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 879
Всего сегодня: 12865