Публикация
Малая Октябрьская железная дорога. Станция Зоопарк (Пионерская)1982. Фото - А. Макушин (pastvu.com) Малая Октябрьская железная дорога. Станция Зоопарк (Пионерская) Солунская, 5хх Утраченный объект 27.08.1948 - открытие МОЖД (8,1 км пути, три станции: Кировская - Зоопарк - Озерная) 1964 - закрыт перегон Кировская - Зоопарк, дорога укорочена до 3,1 км (Зоопарк - Озерная), на оставшемся перегоне построен разъезд Юный 1969 - станция Зоопарк переименована в Пионерскую нач.1990-х - перегон в Коломягах между Пионерской и Юным закрыт, дорога укорочена до 2.1 км (длина оставшегося перегона Озерная - Юный - всего 1.6 км), станция Пионерская закрыта.
История северного участка МОЖД - см. История южного участка МОЖД - см.
Спустя три года после войны Коломяги стали настоящим «царством детей» - 27 августа 1948 г. по трассе бывшей Озерковской ветки прошла Детская железная дорога, официально называемая «Малой Октябрьской железной дорогой» (МОЖД). Идею строительства детских железных дорог еще в 1939 г. высказывал начальник железнодорожной лаборатории ленинградского Дворца пионеров А. П. Синявский. <...> Однако к претворению решения в жизнь местные власти приступать не спешили, и в конце 1939 г. инициаторы строительства детских железных дорог в Москве (М. Страмоус) и Ленинграде (А. Синявский) обратились за помощью к наркому путей сообщения Л. М. Кагановичу. <...> Вернулись к этому вопросу уже вскоре после окончания войны, усилиями все того же А.П. Синявского. В октябре 1946 г., демобилизовавшись из рядов советской армии, он вновь стал добиваться начала строительства детской железной дороги в Ленинграде. В январе 1947 г. благодаря его стараниям исполком Ленгорсовета принял решение «О строительстве в Ленинграде детской железной дороги». На основании этого вышел приказ начальника Северо-западного округа железных дорог Б.К. Саламбекова, согласно которому двухпутной линии Малой Октябрьской железной дороги длиной около 9 км надлежало проходить от ЦПКиО им. Кирова, вдоль территории Комендантского аэродрома, до поселка Коломяги и далее, по бывшей Озерковской линии Приморской железной дороги через поселок Алексеевка до Озерков. <...> К 15 февраля 1947 г. подготовили в целом и проект детской дороги. В общих чертах он совпадал с приказом Б.К. Саламбекова. Отличие состояло в том, что отказались от второго пути. Вскоре начались строительные работы на трассе будущей дороги. В том месте, где путь должен был проходить по трассе бывшей Озерковской ветки (перегон Зоопарк - Озерная), в кратчайшие сроки построили ширококолейную ветку, по которой осуществлялся подвоз на грузовых платформах балласта из карьера. По окончании всех подготовительных работ путь перешили на узкую колею. <...> К 1948 г. построили 8,1 км пути и три станции: Самым сложным участком всей линии являлся подъезд к станции Зоопарк со стороны Кировской, то есть подъем на горку в Коломягах. Крутой подъем паровозы преодолевали иногда даже не с первого раза. Еще одной достопримечательностью детской железной дороги служил также свайный мост через Черную речку. Оба перегона (Кировская - Зоопарк, длиной около 4,7 км, и Зоопарк - Озерная, длиной около 2,8 км) оборудовали электрожезловой системой с семафорами в качестве сигнальных устройств. Главной на линии являлась станция Кировская. Рядом с ней находилось управление МОЖД, на ней же устроили пункт экипировки паровозов, оборудованный пневматическим краном-углепогрузчиком. На обеих конечных станциях соорудили разворотные треугольники, а на станции Озерная еще и эстакаду для перегрузки узкоколейного подвижного состава с «широких» грузовых платформ на пути детской дороги. <...> Торжественное открытие Малой Октябрьской железной дороги состоялось 27 августа 1948 г. В торжественной обстановке юная дежурная по станции Кировская Таня Быкова дала сигнал к отправлению первого поезда под управлением 18-летнего машиниста Андрея Филиппова. Через несколько минут с другой конечной станции, навстречу, отправился второй поезд. На станции Зоопарк они встретились. Так началась регулярная эксплуатация детской железной дороги. Поскольку в том году исполнялось 30 лет комсомолу, то дорогу вскоре назвали «имени ХХХ-летия ВЛКСМ». <...> В таком виде МОЖД работала до дня закрытия сезона 1964 г., когда произошла страшная трагедия. В тот день после завершения работы дежурная смена станции Озерная вместе с инструктором возвращалась на Кировскую на мотодрезине. Шлагбаумы на переездах уже не функционировали. Сразу за станцией Зоопарк, где дорогу пересекает 2-я Никитинская улица, дрезина попала под колеса самосвала. Погибло четверо юных железнодорожников и инструктор. Как показало расследование, водитель груженной щебнем «Татры» по всем правилам пересекал открытый переезд и не мог видеть приближавшуюся дрезину. <…> Случившаяся трагедия стала шоком не только для юных железнодорожников, но и страшным потрясением для жителей Коломяг, многие из которых оказались ее свидетелями. Жертв трагедии похоронили на Северном кладбище. <…> После этого происшествия МОЖД вообще собирались закрыть. <…> Однако затем приняли компромиссное решение: дорогу укоротили до 3,1 км, закрыв наиболее опасный перегон Кировская - Зоопарк, тем более что уже планировалось начать застройку территории Комендантского аэродрома, где этот перегон и находился. Теперь главной станцией стала <…> В 1969 г. станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую - старое название стало просто бессмысленным, поскольку вопрос об устройстве зоопарка в окрестностях Озерков - Коломяг уже давно отпал. Именно в таком виде, от Пионерской до Озерной, детская железная дорога функционировала до начала 1990-х гг.
(Глезеров С.Е. «Царство детей» - Малая Октябрьская железная дорога. В книге «Коломяги. Любопытные факты из истории уникального петербургского предместья». Изд. 3-е дораб. и доп. – М.: Центрполиграф. 2021. С.274-286)
Когда в начале 1990-х гг. развернулось строительство жилого массива за Коломягами, МОЖД укоротили. Поскольку прямо через детскую дорогу прошла новая улица (Вербная), то перегон в Коломягах, между Пионерской и Юным, закрыли. Закрыта была и станция Пионерская. Таким образом, с 1991 г. эксплуатационная длина дороги составила всего 2 км вместо прежних 3,1 км, при этом длина единственного оставшегося перегона Озерная - Юный - всего 1,6 км.
В нач. 1990-х гг. на месте бывшего участка МОЖД была проложена улица, получившая в 1993 г. название Солунская (в честь церкви Св. Димитрия Солунского). В настоящее время на месте бывшей станции Зоопарк (Пионерская) с юго-восточной стороны располагается с северо-западной стороны -
Дальнейшая история северного участка МОЖД см. 4 комментария
378 просмотров Добавил: V_Malyj, 12 Ноября 2023, 21:37
Редактировано: 24 Ноября 2023, 20:28
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34635.html' target='_blank'>Малая Октябрьская железная дорога. Станция Зоопарк (Пионерская) на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32227
Готовится: 75
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14291
Всего сегодня: 9544
|
В настоящее время на месте бывшей станции Зоопарк (Пионерская) с юго-восточной стороны располагается
Федеральный специализированный перинатальный центр НМИЦ им. В. А. Алмазова (построен в 2007 - 2010 гг.), а
с северо-западной стороны - таунхаус Жилого района "Никитинская усадьба" (2007).
На месте "Зоопарка" ничего не может располагаться ибо там проходит бывшая Мигуновская ул.