Публикация

Малая Октябрьская железная дорога. Станция Зоопарк (Пионерская)

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1948
Стиль:

1982. Фото -  А. Макушин (pastvu.com)

Малая Октябрьская железная дорога. Станция Зоопарк (Пионерская)

Солунская,  5хх

Утраченный объект

27.08.1948 - открытие МОЖД (8,1 км пути, три станции: Кировская - Зоопарк - Озерная)

          1964 - закрыт перегон Кировская - Зоопарк, дорога укорочена до 3,1 км (Зоопарк - Озерная),

                     на оставшемся перегоне построен разъезд Юный

          1969 - станция Зоопарк переименована в Пионерскую

   нач.1990-х - перегон в Коломягах между Пионерской и Юным закрыт,

                      дорога укорочена до 2.1 км (длина оставшегося перегона Озерная - Юный - всего 1.6 км),

                      станция Пионерская закрыта. 

 

История северного участка МОЖД - см. Станция Озерная

История южного участка МОЖД     - см. Станция Молодежная                     

 

 

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1925. План Ленинграда.

  • фото

    1893 - 1917 Станция Коломяги
    Озерковской линии Приморской
    С.-Петербург-Сестрорецкой жд.

  • фото

    Трасса МОЖД
    с 1948 до 1964 г.

  • фото

    1966. Снимок со спутника.

  • фото

    1980. Снимок со спутника.

  • фото

    1988.

  • фото

    2022. Google - спутник.

Спустя три года после войны Коломяги стали настоящим «царством детей» - 27 августа 1948 г. по трассе бывшей Озерковской ветки прошла Детская железная дорога, официально называемая «Малой Октябрьской железной дорогой» (МОЖД).

Идею строительства детских железных дорог еще в 1939 г. высказывал начальник железнодорожной лаборатории ленинградского Дворца пионеров А. П. Синявский.

<...>

Однако к претворению решения в жизнь местные власти приступать не спешили, и в конце 1939 г. инициаторы строительства детских железных дорог в Москве (М. Страмоус) и Ленинграде (А. Синявский) обратились за помощью к наркому путей сообщения Л. М. Кагановичу.

<...>

Вернулись к этому вопросу уже вскоре после окончания войны, усилиями все того же А.П. Синявского. В октябре 1946 г., демобилизовавшись из рядов советской армии, он вновь стал добиваться начала строительства детской железной дороги в Ленинграде.

В январе 1947 г. благодаря его стараниям исполком Ленгорсовета принял решение «О строительстве в Ленинграде детской железной дороги». На основании этого вышел приказ начальника Северо-западного округа железных дорог Б.К. Саламбекова, согласно которому двухпутной линии Малой Октябрьской железной дороги длиной около 9 км надлежало проходить от ЦПКиО им. Кирова, вдоль территории Комендантского аэродрома, до поселка Коломяги и далее, по бывшей Озерковской линии Приморской железной дороги через поселок Алексеевка до Озерков.

<...>

К 15 февраля 1947 г. подготовили в целом и проект детской дороги. В общих чертах он совпадал с приказом Б.К. Саламбекова. Отличие состояло в том, что отказались от второго пути. Вскоре начались строительные работы на трассе будущей дороги. В том месте, где путь должен был проходить по трассе бывшей Озерковской ветки (перегон Зоопарк - Озерная), в кратчайшие сроки построили ширококолейную ветку, по которой осуществлялся подвоз на грузовых платформах балласта из карьера. По окончании всех подготовительных работ путь перешили на узкую колею.

<...>

К 1948 г. построили 8,1 км пути и три станции: Кировскую (примерно там, где сейчас находится станция метро «Старая Деревня»), Зоопарк (сразу за 2-й Никитинской улицей в Коломягах, у церкви Св. Димитрия Солунского) и Озерную.

Самым сложным участком всей линии являлся подъезд к станции Зоопарк со стороны Кировской, то есть подъем на горку в Коломягах. Крутой подъем паровозы преодолевали иногда даже не с первого раза. Еще одной достопримечательностью детской железной дороги служил также свайный мост через Черную речку. Оба перегона (Кировская - Зоопарк, длиной около 4,7 км, и Зоопарк - Озерная, длиной около 2,8 км) оборудовали электрожезловой системой с семафорами в качестве сигнальных устройств.

Главной на линии являлась станция Кировская. Рядом с ней находилось управление МОЖД, на ней же устроили пункт экипировки паровозов, оборудованный пневматическим краном-углепогрузчиком. На обеих конечных станциях соорудили разворотные треугольники, а на станции Озерная еще и эстакаду для перегрузки узкоколейного подвижного состава с «широких» грузовых платформ на пути детской дороги.

<...>

Торжественное открытие Малой Октябрьской железной дороги состоялось 27 августа 1948 г. В торжественной обстановке юная дежурная по станции Кировская Таня Быкова дала сигнал к отправлению первого поезда под управлением 18-летнего машиниста Андрея Филиппова. Через несколько минут с другой конечной станции, навстречу, отправился второй поезд. На станции Зоопарк они встретились. Так началась регулярная эксплуатация детской железной дороги. Поскольку в том году исполнялось 30 лет комсомолу, то дорогу вскоре назвали «имени ХХХ-летия ВЛКСМ».

<...>

В таком виде МОЖД работала до дня закрытия сезона 1964 г., когда произошла страшная трагедия. В тот день после завершения работы дежурная смена станции Озерная вместе с инструктором возвращалась на Кировскую на мотодрезине. Шлагбаумы на переездах уже не функционировали. Сразу за станцией Зоопарк, где дорогу пересекает 2-я Никитинская улица, дрезина попала под колеса самосвала. Погибло четверо юных железнодорожников и инструктор. Как показало расследование, водитель груженной щебнем «Татры» по всем правилам пересекал открытый переезд и не мог видеть приближавшуюся дрезину.

<…>

Случившаяся трагедия стала шоком не только для юных железнодорожников, но и страшным потрясением для жителей Коломяг, многие из которых оказались ее свидетелями. Жертв трагедии похоронили на Северном кладбище.

<…>

После этого происшествия МОЖД вообще собирались закрыть.

<…>

Однако затем приняли компромиссное решение: дорогу укоротили до 3,1 км, закрыв наиболее опасный перегон Кировская - Зоопарк, тем более что уже планировалось начать застройку территории Комендантского аэродрома, где этот перегон и находился.

Теперь главной станцией стала Озерная. От нее начинался отсчет километража. Здесь же организовали ночной и зимний отстой подвижного состава. На оставшемся перегоне, от станции Зоопарк до Озерной, построили разъезд Юный. Оба перегона, между Зоопарком и Юным (длиной около 1 км) и Юным и Озерной (длиной около 1,5 км), оборудовали полуавтоматической блокировкой, на перегонах и станциях установили светофоры. На всех остановочных пунктах вместо старых высоких деревянных платформ построили низкие (на станции Озерная - одну, на станции Зоопарк и разъезде Юный - по две). В качестве новых вокзалов соорудили типовые пригородные павильоны.

<…>

В 1969 г. станцию Зоопарк переименовали в Пионерскую - старое название стало просто бессмысленным, поскольку вопрос об устройстве зоопарка в окрестностях Озерков - Коломяг уже давно отпал.

Именно в таком виде, от Пионерской до Озерной, детская железная дорога функционировала до начала 1990-х гг. 

 

(Глезеров С.Е. «Царство детей» - Малая Октябрьская железная дорога. В книге «Коломяги. Любопытные факты из истории уникального  петербургского предместья». Изд. 3-е дораб. и доп. – М.: Центрполиграф. 2021. С.274-286)

  • фото

    1947. Отсыпка полотна.
    Фото М. Александра. ЦГАКФФД.

  • фото

    1948. Станция Зоопарк МОЖД.
    Автор: А. К. Филиппов
    (pastvu.com)

  • фото

    1950 - 1953.
    Станция Зоопарк МОЖД.
    Автор: А. К. Филиппов
    (pastvu.com)

  • фото

    1957. Станция Зоопарк
    (vk.com)

  • фото

    1966 - 1968. Тепловоз ТУ3-002
    на станции Зоопарк.
    Автор: В. А. Мошков
    (pastvu.com)

  • фото

    1980. Станция Пионерская.

  • фото

    1980. Станция Пионерская.

  • фото

    1980. Станция Пионерская.
    Автор: Андрюс Роосму
    (pastvu.com)

  • фото

    1982. Станция Пионерская.

  • фото

    1982. Станция Пионерская.

  • фото

    1982. Станция Пионерская.

  • фото

    1982. Станция Пионерская.
    Автор: Александр Макушин.
    (pastvu.com)

  • фото

    1988. Станция Пионерская.
    Автор: Александр Макушин.
    (pastvu.com)

  • фото

    1990. На ст. Пионерская.
    Автор: С. Ракчеев
    (pastvu.com)

  • фото

    1994. Закрытая станция
    Пионерская.

  • фото

    1994. Закрытая станция
    Пионерская.

  • фото

    1994. Закрытая станция
    Пионерская. Автор: С. Ракчеев
    (pastvu.com)

Когда в начале 1990-х гг. развернулось строительство жилого массива за Коломягами, МОЖД укоротили. Поскольку прямо через детскую дорогу прошла новая улица (Вербная), то перегон в Коломягах, между Пионерской и Юным, закрыли. Закрыта была и станция Пионерская.

Таким образом, с 1991 г. эксплуатационная длина дороги составила всего 2 км вместо прежних 3,1 км, при этом длина единственного оставшегося перегона Озерная - Юный - всего 1,6 км.

 

В нач. 1990-х гг. на месте бывшего участка МОЖД была проложена улица, получившая в 1993 г. название Солунская (в честь церкви Св. Димитрия Солунского).

В настоящее время на месте  бывшей станции Зоопарк (Пионерская) с юго-восточной  стороны располагается 

Федеральный специализированный перинатальный центр НМИЦ им. В. А. Алмазова   (построен в 2007 - 2010 гг.), а 

с северо-западной  стороны - таунхаус   Жилого района "Никитинская усадьба" (2007).

 

  • фото

    Солунская ул.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 06.11.2023.

Дальнейшая история северного участка МОЖД см. станция Озерная

3 комментария
193 просмотра
Добавил: V_Malyj, 12 Ноября 2023, 21:37
Редактировано: 24 Ноября 2023, 20:28
Оцените:
(4 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34635.html' target='_blank'>Малая Октябрьская железная дорога. Станция Зоопарк (Пионерская) на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
  • 15 Ноября 2023, 14:23

    В настоящее время на месте  бывшей станции Зоопарк (Пионерская) с юго-восточной  стороны располагается 

    Федеральный специализированный перинатальный центр НМИЦ им. В. А. Алмазова   (построен в 2007 - 2010 гг.), а 

    с северо-западной  стороны - таунхаус   Жилого района "Никитинская усадьба" (2007).

    На месте "Зоопарка" ничего не может располагаться ибо там проходит бывшая Мигуновская ул.

  • 15 Ноября 2023, 21:03

    Мигуновская улица никогда не проходила через бывшую станцию Зоопарк, ибо она начиналась от Поклонногорской улицы и доходила до примыкания с 1-й Полевой.

    Упразднена 31 декабря 2008 г. и вошла в состав Солунской. 

     

    1966.

     

    1988.

     

    2022.

  • 24 Ноября 2023, 21:30

    1982. 

     

    18.11.2023.

     

    1982.

     

    18.11.2023.

     

    1982.

     

    18.11.2023.

     

    Современный участок Солунской (бывшей Мигуновской) улицы (от 1-й Полевой до Поклонногорской ул.) производит удручающее впечатление. По сути, грунтовая дорога, без какого-либо покрытия. Глухие заборы, заросли тополей, никакого освещения, темно и безлюдно.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 13424
Всего сегодня: 1791