Публикация

Мариинский театр . Вторая сцена (проекты, строительство)

 Фото - Andrello, 2013.

Мариинский театр . Вторая сцена (проекты, строительство)

ул. Декабристов, 34

2008-2013 -

 

Вторая сцена и технические помещения Мариинского театра
Заказчик - Министерство культуры

                ФГУП Северо-западная дирекция по строительству, реконструкции и реставрации

Инвестор - государственный бюджет РФ

 

1 этап

1997 - решение о строительстве

2001 - 1-й конкурс
          победители:
          арх. Олег Романов (Россия, СПб)
          арх. Эрик Оуэн Мосс (США, Лос-Анджелес)

2 этап
2002 - решение правительством РФ  о строительстве ГАМТ-2

2003 - 2-й конкурс
          победитель:
          арх. Перро Доменик (Франция)

Генпроектировщик - Агентство Dominique Perrault Architecte (Франция)

проктные сроки: 2005-2009

 

2003-2007 - реализация проекта Перро

2003-2005 Доменик Перро, предпроектные разработоки

2005 - снос квартала под строительство

2006 - начало работ по нулевому циклу

2006 - арх. Перро отстранен
          Главгосэкспертиза дала отрицательное заключение

2007 - Заказчик расторг контракт с Перро по техническим причинам
          оставив Перро надзор за интерьерами ?


2007 - доработка и согласование проекта (золотой купол в облегченом виде еще сохранен, высота здания снижена )

Генпроектировщик - Геореконструкция-Фундаментпроект НПО ЗАО (российское бюро Перро)
                               Алексей Шашкин - исп. дир. мастерской Доминика Перро в России
Подземная часть

2007-2008 -
Генподрядчик - Генеральная строительная корпорация (ГСК) Петербургская компания
Субподрядчик -  ООО Космос СПб

2007 - Главгосэкспертиза одобрила доработанный проект
2008 - решение отказаться от золотого купола

          нулевой цикл строительства под не существовавший на тот момент проект продолжается

2008   новый (3-й) генеральный проектировщик - КБ Высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС)

          архитектурными решениями сооружения занимаются канадская фирма Diamond & Shmitt Architects и

          американская FDA

 

3 этап

Надземная часть

2009 - 3-й закрытый конкурс -  фасады, кровля здания, интерьеры

          победитель:
          КБ высотных и подземных сооружений (ВиПС) ОАО с проектом

          АБ Diamond & Schmitt Architects (Канада)

          арх. Даймонт Джек

проектная дата завершения - 2010
2009 - доработка проекта, согласование
Генпроектировщик - КБ ВиПС ОАО

Генподрядчик -  Метрострой ОАО

2009   строители приступили к возведению стен здания

проектная дата завершения - 2012


2010   Главгосэкспертиза выдала положительное заключение по проекту (когда было построено 5 этажей из 7)

проектная дата открытия - 2013

2010   СМУ-11 Метростроя завершены работы подземных и надземных этажей
2011   работы по установке сценической механизации

 

2013  здание построено и сдано в эксплуатацию в мае 2013 г.

архитектурное решение сооружения - канадская фирма Diamond & Shmitt Architects и американская FDA

   КБ высотных и подземных сооружений ОАО

разработка, монтаж сценического оборудования и специализированных театральных технологий - компания ЗАО ТДМ

акустическими параметрами зрительного зала – немецкая фирма Muller-BBM

инженерное оборудование и организация «интеллектуального здания» -

    российские Балтийская климатическая компания (БКК) и Объединенные инженерные системы (ОИС)

унификации компьютерных подходов в проектировании, основанных на BIM. Консалтинг по использованию

    программного обеспечения (BIM-консультант) - санкт-петербургская компания ПетроСтройСистема (ПСС)

конструкции сводов - ООО Стальконструкция
инженерные системы - ЗАО Thermoline Ingineering и Спецпроектавтоматика
акустика - Nagana Acoustics (Япония)

Особенностью ГАМТ-2 является то обстоятельство, что строительство началось и значительное время велось при отсутствии окончательного проекта.

 

Для строительства второй сцены Мариинского театра был выделен участок, расположенный в охранной зоне Петербурга, где новое строительство запрещено.

Здание заняло целый квартал в исторической части Петербурга - между Крюковым каналом, ул. Союза Печатников, Минским пер. и ул. Декабристов.
В рамках реализации проекта строительства ГАМТ-2 уничтожены:
Дворец культуры им. Первой пятилетки  - ул. Декабристов, 34 -  угол наб. Крюкова канала и Минского пер., 2

фрагмент Литовского рынка, до сноса - жилой дом   - наб. Крюкова кан., 5 - Минский пер., 4

Школа N 243  - наб. Крюкова канала, 5а - ул. Союза Печатников, дом 1

Жилой дом   - Минский пер., 4А - наб. Крюкова канала, 5

Здания были снесены в 2005 г. Снос - по заказу Северо-Западной дирекции ООО Терминатор.
Под парковку отведен большой кусок территории института Лесгафта, разрушен футбольный стадион.

  • фото

    1-й конкурс.
    2001. Эрик Мосс.

  • фото
  • фото

    1-й конкурс.
    2001. Эрик Мосс.

  • фото

    1-й конкурс.
    2001. Эрик Мосс.

  • фото

    2-й конкурс.
    2003. Эрик Мосс.

  • фото

    2003. Андрей Боков
    Олег Романов

  • фото

    2003. Марио Ботта

  • фото

    2003. Марио Ботта

  • фото

    2003. Юрий Земцов,
    Михаил Кондиайн

  • фото

    2003. Юрий Земцов,
    Михаил Кондиайн

  • фото

    2003.
    Арата Изодзаки (Япония)

  • фото

    2003.
    Арата Изодзаки (Япония)

  • фото

    2003. Сергей Киселев

  • фото

    2003. Сергей Киселев

  • фото

    2003. Сергей Киселев

  • фото

    2003. Марк Рейнберг,
    Андрей Шаров

  • фото

    2003. Марк Рейнберг,
    Андрей Шаров

  • фото

    2003. Марк Рейнберг,
    Андрей Шаров

  • фото

    2003. Скокан Александр

  • фото

    2003. Скокан Александр

  • фото

    2003. Скокан Александр

  • фото

    2003. Ханс Холляйн

  • фото

    2003. Эрик ван Эгераат ?

Проект Мариинки-2 - долгострой с непростой историей.

 

1 этап

1997. Руководитель театра Валерий Гергиев выступил с предложением к президенту РФ Ельцину Б. Н. построить новый театр. Идеей расширения Мариинки за Крюков канал Валерий Гергиев впервые поделился с Борисом Ельциным в 1997.

Но договориться об этом удалось лишь с и. о. президента Владимиром Путиным, посетившим город в 2000 г.


1999. Появился скандальный проект архитектора-постмодерниста Эрика Мосса (США) (Eric Owen Moss). Мосс образно описывал его как "брошенные на землю мешки с мусором" - бесформенные стеклянные "мешки" и стеклянно-кирпичный куб. Петербургская общественность негативно восприняла этот проект. Впоследствии от него отказались из-за несоответствия российским строительным нормам.

 

2001. 1-й конкурс
2001. Первый заказной тендер на строительство ГАМТ-2 был организован в 2001 г.

Победу разделили петербургский арх. Олег Романов и американец Эрик Оуэн Мосс из Лос-Анджелеса. проект

 

В 2002 г. правительство России приняло решение о строительстве второй сцены. В роли заказчика строительства второй сцены Мариинского театра выступило Министерство культуры. Место для постройки определили рядом со старым зданием театра.

 

2 этап


2003. 2-й конкурс


Следующий заказной конкурс стартовал в июне 2002 г. В международном архитектурном конкурсе на проект нового здания Мариинского театра принимали участие 11 авторских коллективов - 6 зарубежных и 5 российских.

 

- Эрик Мосс (США)  проект

- Ханс Холляйн (Австрия)  проект

- Эрик ван Эгераат (Нидерланды)  проект

- Доминик Перро, компания RFR (Франция)  проект

- Арата Изодзаки (Япония)  проект

- Марио Ботта (Швейцария)  проект

 

- Андрей Боков (Москва) + Олег Романов (Петербург)  проект

- Юрий Земцов + Михаил Кондиайн  проект

- Сергей Киселев  проект

- Александр Скокан (Москва)  проект

- Марк Рейнберг + Андрей Шаров  проект

 

Среди представленных проектов был выбран проект французского арх. Доменика Перро с названием "Платье императрицы" ("Золотой купол").

С 9 по 25 июня 2003 г. в здании Академии художеств были представлены работы участников международного архитектурного конкурса на проект нового здания Мариинского театра. (museum.ru)

 

Проекты

 

Эрик Оуэн Мосс

Стеклянные объемы стали меньше и потеряли двусмысленное сходство с наполненными мусором мешками. Теперь это больше похоже на кристалл льда, застывший на каменной глыбе театра.

Эрик Оуэн Мосс метафорически описывает новый театр как "помещенный внутрь театральной люстры". По периметру расположены невысокие прямоугольники, продолжая историческое здание, в центре - более высокая часть. Фойе образовано из трех стеклянных модулей высотой 43 м, а интерьер формируется изогнутыми поверхностями: по мере движения вверх пространство то расширяется, то сужается. Стеклянные поверхности ассоциируются у архитектора с водой, на которой стоит Петербург, и позволяют любоваться видами города. Старый театр отражается в новом: там, где здания разделяет канал, рисунок и структура окон идентичны.

Андрей Боков и Олег Романов

Памятник архитектуры интегрирован в новое здание. Вход и единый для всего комплекса вестибюль вынесен на Театральную площадь. Два здания образуют "один театр со многими сценами". Металлокерамическое покрытие нового театра по цвету и фактуре сходно с театральным занавесом, зально-сценический блок (с коническим слегка асимметричным зрительным залом) облицован натуральным камнем. Двухуровневая стеклянная галерея-мост через канал с видовыми проемами ведет с Театральной пл. в фойе, зрительный зал и к новой Фестивальной пл., созданной над Крюковым каналом для перемещения из одного здания в другое и уличных концертов. Сохранены портик ДК им. Первой Пятилетки (экспонат под стеклом) и фрагмент Литовского рынка Кваренги ("подвешенный" в плоской обойме). Нижние уровни (публичные пространства с кафетериями и магазинами) имеют прямые выходы на набережную и площадь. Канал становится внутренним водоемом с фонтанами и двумя причалами для прогулочных судов. Проектом предусмотрено также создание концертного зала на 800 мест на крыше или Концертной площади.

Марио Ботта (Швейцария)

Новое здание скомпоновано из двух различных объемов. Верхний - парящий "световой" параллелепипед (днем стекло, из которого сделаны его стены, улавливает свет и позволяет видеть все происходящее внутри, ночью весь ярус превращается в огромный "фонарь"), нижний - эллипс, отделанный фактурными каменными блоками золотисто-желтого цвета, установленными под разным углом. Прямоугольная крыша - двухэтажная платформа с репетиционными залами, помещениями для администрации и гостей, рестораном. Фрагмент Литовского рынка служит еще одним входом в комплекс. Со старым зданием новое соединено остекленным пешеходным мостом.

Юрий Земцов + Михаил Кондиайн

В проекте Земцова - Кондиайнена сносятся еще дома перед Мариинским театром.В квартале сносятся 4 здания между Крюковым каналом и пер. Матвеева до наб. реки Мойки. Чтобы освободить пространство перед новым зданием театра для площади с фонтанами. Земцов и Кондиайн предлагают расширить границы Мариинского театра и создать единый театрально-фестивальный комплекс на территории от Коломны до Васильевского острова, от Никольского собора до Академии художеств. При подходе к театру пространство предполагается организовать в единый театральный портал, за стеклянным занавесом которого - фойе с ярусами галерей. Городское и театральное пространство неразделимы: фойе можно превращать в реальную сценическую площадку для фестивалей. Снаружи основого объема - 12 пилонов с вертикальными коммуникациями, а участки фасадов между ними воссоздадут архитектуру бывшего Литовского рынка в стекле. Центральной фигурой новой "триумфальной арки" станет портал главного фасада, выходящий на новую площадь - к Академии художеств и ул. Декабристов. Фасад Литовского рынка сохраняется. В портале над ул. Декабристов размещаются представительские помещения. Портал перекрывает улицу по всей ширине.

Арату Исодзаки

Проект  отсылает к традициям русского авангарда. Новое здание заставляет вспомнить о конструктивизме и супрематизме: плоскости парят в воздухе, обрываясь и наслаиваясь друг на друга. Невесомо-легкое фойе решено в смелой цветовой гамме. За кулисами - обилие технических и технологических приспособлений для жизнеобеспечения сценического процесса. Все трансформируется, демонтируется и реорганизуется. Зрительный зал с превосходной акустикой и обзором. Сектор театрального производства, занимающий две трети проектной площади, скрыт. Остальная часть открыта для публики. Мост через Крюков канал, как бы соединяет две большие традиции в русском искусстве.
Сергей Киселев

предлагает превратить Мариинский театр в "Дом над домом": зона активности с променадом и торговыми павильонами расположена на высоте 17 м от земли. Конфигурация "нижнего дома" соответствует историческому кварталу, "верхний дом" затянут серебристой металлической сеткой. Фрагмент Литовского рынка перемещается на улицу Декабристов, становясь частью декорации главного фасада, через арку которого входят на "небесную площадь". Главный вход обозначает "Золотая башня", она же служит видовой площадкой. По ночам нижняя часть и башня подсвечиваются "теплыми" тонами, верхняя -- "холодными". Понижение уровня набережной образует пешеходную зону с возможностью подъезда автомобилей к VIP-входу и подхода катеров к причалу под стеклянным мостом-фойе. Интерьеры нового зала ассоциируются с оформлением старого. Над Крюковым каналом перекидывается стеклянный мост-фойе. Отметка набережной понижается на десять метров, там размещается пешеходная зона, подъезды для автомобилей, ВИП-вход, под мостом - причал для катеров.
Марк Рейнберг и Андрей Шаров

Проект Мариинского театра: "Новая волна музыки". Снабдили свое здание прозрачными крыльями, в которых, согласно замыслу авторов, разместятся фойе и театральный музей. Идея заключается в трансформации как внешнего, так и внутреннего пространства зданий для максимальной новизны и привлекательности (снаружи) и реализации разнообразных музыкальных проектов (внутри). Акустический потолок в зале в разных положениях служит отражателем или резонатором, благодаря чему создаются идеальные условия как для оперных постановок, так и для симфонических концертов и органных вечеров. Снаружи фасады трансформируются при помощи стержней-поршней. Главный фасад чуть отступает от ул. Декабристов, образуя камерную площадь, фойе располагается по вертикали, группируясь вокруг центрального атриума и "нависая" над этой площадью. Вдоль Крюкова канала восстанавливается галерея Кваренги с магазинами и кафе. Перемещение декораций происходит по рельсам на улице.

Александр Скокан

Авторская установка - сохранение приоритета исторического Мариинского театра. Новое здание соподчинено существующему, образуя вокруг его заднего фасада плавную изогнутую линию (линзу), фокусом которой служит старый театр. Прозрачный объем линзы, консолью нависающий над Крюковым каналом, делает здание заметным с Театральной площади. По оси канала от пл. Труда и с наб. Невы оно будет смотреться светящимся ажурным фонарем.

Набережная канала сохраняется в качестве полноценного пешеходного пространства. Для этого основной уровень театра поднят на 9,5 м, разместив в уровне земли все работающие на город элементы комплекса. Между двумя зданиями образуется пешеходная зона, куда обращены входы в театр, его малый зал, ресторан, магазины.
В уровне сцены находится максимальное количество артистических и технологических помещений. Вокруг зрительного зала расположенно многосветное фойе - «интерьер без четвертой стены» с огромным витражом, выходящим на канал и Мариинский театр. Городской пейзаж становится этой стеной или частью интерьера.

Ханс Холляйн

сложное и не вполне цельное сооружение в духе hi-tech, где много стекла, металлических конструкций, плоскостей и труб. Главный подход ведет со стороны Театральной площади через Крюков канал и расширенный мост Декабристов. Главный вход - с козырьком и информационными табло. Фрагмент Литовского рынка используется как вход в репетиционный зал (малую сцену). Фасады нового здания с разных сторон отделаны по-разному: стеклом, металлом, гранитом, штукатуркой. Вестибюль оформлен как единое пространство, разворачивающееся вверх и вниз от уровня входа, и доступен не только посетителям театра. Зрительный зал оформлен в виде подковы и может трансформироваться для прослушивания опер или концертов. Дополнения: ресторан, бар, выставочные галереи с видом на город, терраса для специальных мероприятий (340 кв. м с видом на канал), амфитеатр под открытым небом.

На крыше нового оперного театра венский арх. Холляйн предполагает разместить открытую сцену, зимний сад и пруд. В гигантской белой трубе, нависшей над Крюковым каналом расположен ресторан. Сохраняется фрагмент Литовского рынка. Между Мариинским и Мариинским-2 перекинут золотой мост. Новая Мариинка располагает фойе увеличенных размеров и видовой террасой. На крыше - амфитеатр под открытым небом на 500 мест.

Эрик ван Эгераат (Нидерланды)

Проект "Руку ангела". Эрик ван Эгераат видит Мариинский театр будущего как группу архитектурных индивидуумов, взаимодействующих подобно фигурам на шахматной доске. Разнохарактерные части здания увязываются между собой и существующим театром с помощью монохромной окраски уличных фасадов. В отделке превалирует штукатурка, ее дополняют природный камень и стекло. Зрительный зал также полон противоречий - мультимедийные эффекты сочетаются с лепниной на балконах."Рука ангела" - четыре коричневые башенки, как клещами, сдавившие белую гигантскую конструкцию нового театра.

Доменик Перро  (Франция)

Сквозь стеклянные грани будет видно черное и красное каменное гранитное сооружение. Его "медуза" очертаниями повторяет здание старой Мариинки.

Золоченая сень новой оперы коконом обволакивает стены, не касаясь ни их, ни берегов канала. Верхние уровни (рестораны, террасы, галереи, бутики) открыты для всех. Под золотой "накидкой" - черный мрамор, в зрительном зале золото и пурпур смешиваются в огромной фреске (пока не выключен свет, она и есть главная декорация). Рационализм - в организации внутреннего пространства, где все функционально разделено и при этом досягаемо. Союз истории и современности воплощен в виде телескопического моста между зданиями, возможен и подземный переход.

(журн. Архитектура Петербурга 2003. archi.ru
архитектурного онлайн-журнала DeZone

сайт Деловой Петербург. 27.06.2003.)


Большинство участников конкурса представили проекты, не учитывающие исторически сложившееся окружение. Это были проекты выражающие индустриалистическое архитектурное направление.
Общественность города, высказывавшая справедливые возражения - была отстранена от принятия решения.

Общая площадь нового здания Мариинки составит около 79 тыс. кв. м. Зрительный зал на 2 000 мест, репетиционный (малый зал) - примерно 300 мест.

Условие конкурса - в состав нового театрального здания нужно включить30-метровый фрагмента двухэтажного фасада Литовского рынка, когда-то стоявшего на берегу Крюкова канала.

 

Проект Доминика Перро

Проект Доминика Перро с называнием "Платье императрицы" ("Золотой купол").

Новая сцена выстроена в форме неправильной трапеции с золотым куполом и соединена со старым зданием двумя переходами. Архитектурная особенность - оригинальный купол здания в форме скомканной фольги золотистого цвета.

Здание простых форм из темного мрамора и стекла, замкнутого днем и светящегося вечером, закрыто со стороны Мариинского театра огромным золотым коконом, работающим в панораме как еще один купол. Со стороны площади золотая сетка создает фон для исторического здания театра, а на другой стороне Крюкова канала образует третье пространство, принадлежащее одновременно и театру, и городу. Эта идея городского и театрального фойе - одна из самых привлекательных черт проекта. Его проект - набросок, в котором скрыто много возможностей.

«Золотой кокон» состоит из жестких треугольников, образуемых легкими металлоконструкциями. Этот своего рода каркас будет скрыт под огнезащитной обшивкой, отделанной извне анодированным алюминием. Золотистые полосы будут перемежаться прозрачными, представляющими собой трехкамерные вентилируемые витражи. При этом вес оболочки достаточно легкий.

Чтобы получить лучшие акустические характеристики 2-й сцены Мариинского театра, спроектирована сложная форма плафона, партер разделен барьерами на три уровня. Кроме того, задняя стена наклонена вовнутрь, чтобы максимально приблизить ярусы к сцене.

(газ. Коммерсантъ. 30.06.2003. газ.Коммерсантъ. № 183 (4238.) от 02.10.2009.)

 

В 2003 г. Домеником Перро была начата работа над проектом, к 2005 г. остававшемуся на стадии предпроектных разработок. 2004. Пероо открыл российский филиал своего архитектурного бюро.Спустя почти 2 года Перро представил новый вариант "купола", уже не прозрачного и легкого, а утяжеленного каркасом, более близким к реальности.

Строительство планировалось начать в конце 2005 года, а закончить в 2009.


В 2005-2006 гг. - снос всех зданий в квартале и работы над фундаментом, нового здания (ООО Терминатор).

 

2005. Эксперты обнаружили, что в документации, представленной генеральным проектировщиком, отсутствуют проекты водоснабжения здания, канализации, вентиляции в подземной части и т. п. В проекте было допущено почти 4 сотни технических ошибок. Главгосэкпертиза России поставила под сомнение дальнейшую реализацию проекта в прежнем виде. Помимо непроработанной в многих разделах технической части, в заключении Главгосэкпертизы озвучена претензия и к самой идее проекта. Выводы: "идея проекта крупного общественно-значимого здания неразвита сама по себе, противоречит градостроительным нормам города, разрушает исторически-сложившиеся ансамбли и агрессивна по отношению к фактическим заказчикам и прямым потребителям - горожанам".

2006. Контракт на проектирование с архитектором расторгли, оставив за ним только авторский надзор.

В 2007 г. Заказчик отказалась от услуг Доменика Перро ввиду невозможности реализации проекта по техническим причинам (стеклянный купол не рассчитан на снеговую нагрузку, сложности фундамента) (для его строительства требовалось заказать около тысячи типов стеклопакетов и впредь постоянно тратить много денег на их эксплуатацию).

Архитектурное бюро Доминика Перро было расформировано. Контракт с архитектором был расторгнут, авторские права выкуплены. Доминик Перро, получил значительное денежное вознаграждение из средств федерального бюджета РФ, за выкуп авторских прав.

 

В 2007 г. заказчиком проведен неформального кастинга преемников Перро.

Французское архитектурное бюро RFR подготовило эскизный вариант нового проекта. Он представляет собой технологичное здание наподобие трехобъемного кузова автомобиля (первый объем - фойе, дальше - высокая коробка сцены, еще дальше технические службы). Все это было спрятано за высокими волнообразными стенами из полупрозрачного камня. СЗД отверг предложение RFR.

Пятиэтажное стеклянное фойе с обходной галереей и зеленые фасады Франкфуртское бюро Braun & Schlockermann проиллюстрировали "Поцелуем" Густава Климта.

Одним из претендентов выступила компания "НЕВИСС-комплекс", глава Александр Швирикасов.  проект
 

06.2007. Новый Генпроектировщик - ЗАО НПО Геореконструкция-Фундаментпроект (руководитель бывший директор российского бюро Перро глава Геореконструкции арх. Алексей Шашкин), доработал и согласовал проект Перро. Утверждённый проект далёк от победившего на международном конкурсе. Золотой купол в облегченом виде еще сохранен. Пришлось сделать поправку на петербургский климат, усилив несущие конструкции, на которые опирается «золотая оболочка». В итоге здание уже не выглядит столь воздушным.
В июле проект был максимально упрощён. Высотность здания снижена (проектировщики ссылаются на особенности грунтов), также пересмотрены другие параметры.

В мае 2008 г. Госзаказчик разорвал контракт с этим ЗАО, сославшись на нарушение сроков

 

К этому времени свои макеты прямоугольных коробок представили:

французская компания RFR  проект

немецкое бюро Braun & Schlockermann-Arcadis  проект

а также четыре петербургских архитектора

Эдуард Мирер  проект

Александр Миров  проект

Сергей Юшканцев  проект

Андрей Малышев  проект

? Ревзин Григорий  проект

  • фото

    2-й конкурс. Победитель.
    Доминик Перро. 1*

  • фото
  • фото

    1*

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    2003. Доминик Перро 04
    сайт ClassicalForum

  • фото

    Схема конструкций и
    система построения
    ?покрова? над театром

  • фото
  • фото
  • фото

    Вид буферной зоны
    между ?покровом? и
    зданием театра со
    стороны Декабристов

  • фото
  • фото
  • фото

    2003. Доминик Перро 05
    сайт ClassicalForum

1*  журн. Мир & Дом. Санкт-Петербург. №3 март 2004.

 

2007. Руководство Мариинки и министерство культуры объявили об изменении концепции 2-й сцены ГАМТ. Архитектурный облик и параметры Мариинки-2 будут изменены.

 

Строительство здания началось еще до того, как был окончательно определен его внешний облик, поскольку многие общестроительные, инженерно-технические и конструктивные решения, предложенные в первых вариантах проекта, сомнений не вызывали. Первоначальный проект строительства подземной части здания - открытым способом под защитой шпунтового ограждения по наружной части котлована.

Подземную часть комплекса продолжали строить российские строительные подрядчики. Генподрядчик - ОАО Генеральная строительная корпорация. Ведет работы по устройству крепления котлован. Чтобы создать подземные этажи и избежать деформаций окрестных домов, была применена технология стены в грунте. Грунты на пропитанном водой участке создают значительные сложности. Шпунты длиной 21 м были использованы при устройстве котлована. Однако только шпунтового ограждения было не достаточно.

 

2008. Продолжение нулевого цикла строительства театра. В апреле возникают проблемы с грунтом под строящейся сценой, и, чтобы преодолеть это, строители укрепляют почву на глубине 12-14 м (в чем нет необходимости при отсутствии купола). Смета строительства существенно увеличена. Строители сообщили о невозможности постройки стеклянного купола в виде, заложенном Архитектурным бюро Доминика Перро. Проект купола будет переделан.

 

2008. Ведется интеграция фрагмента фасада Литовского рынка с конструкцией нового здания Мариинского театра.

Ранее при попытке демонтировать фрагмент рынка с целью последующего его сохранения старая кладка не выдержала и рассыпалась в прах. Была воссоздана занова (из исторического кирпича ?) (ЗАКС.РУ 28.08.2009.)

В 2016 г. снесенную более десяти лет назад лавку Литовского рынка на набережной Крюкова канала, 5, сняли с охраны.

 

19.06.2008. ГАМТ-2 приобрела 3-го по счёту Генпроектировщика - КБ высотных и подземных сооружений (Кб ВиПС) (Петербург). Однако она не смогла гарантировать безопасность и сохранность окружающего исторического облика Петербурга. После этого было приглашено канадское архитектурное бюро Diamond & Schmitt Architects, которое разработало свой проект достройки здания. Однако его стоимость была признана слишком высокой.

Руководит ВиПС гендиректор Андрей Панферов заявил, что вторая сцена будет строиться с помощью цифровых технологий. Партнерами ВиПС станут Метрострой и Метрогипротранс.

Генподрядчиками строительных работ стали ОАО Генеральная строительная корпорация (ГСК), ОАО Метрострой.

ЗАО ТДМ - компания-подрядчик, отвечающая за поставку и монтаж театрального оборудования.
Внутренней отделкой второй сцены Маринского театра, как и внешней, занималась компания ОАО Метрострой.


08.2008. Проведение работ по устройству укрепления котлована для сооружения подземной части здания.

ГСК начало работы на стройплощадке по новой технологической схеме.

После устройства ограждающей конструкции по методу «стена в грунте» начинается выемка содержимого котлована

методом «топ-даун» - бетонную плиту погружают на дно и вынимают из-под нее землю. Как только плита опустится на уровень 1-го подземного этажа, она станет т.н. распорным диском. Дальше заливается новая плита, из-под которой также вынимается грунт до уровня следующего этажа. Всего таких этажей  запроектировано три.

 

Cтроительство началось и значительное время велось при отсутствии окончательного проекта.

 

Сложность проекта также была связана с большими размерами здания (площадь застройки - более 11 тыс. кв. м, общая площадь здания - почти 73 тыс кв. м, строительный объем с учетом подземной части (заглубление 11 м) - более 450 тыс. куб. м), особенностями места его расположения и необходимостью соответствовать многочисленным требованиям федерального и городского законодательства.

 

В июне 2009 г. Премьер-министр РФ Владимир Путин посетил строительство и поручил провести новый конкурс по выбору архитектурного облика новой сцены Мариинского театра.
В июле 2009 г. был объявлен очередной закрытый конкурс.
22.07.2009. Выбрано пять участников конкурса на проектирование фасадов, кровли и интерьеров второй сцены ГАМТ.

 

2009. 3-й закрытый конкурс

 

компании участстники конкурса:


- КБ Высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС) + 

  Diamond & Schmitt Architects (Канада)                       проект

  арх. Даймонт Джек
- Braun & Schlockermann-Arcadis (Германия) (франкфуртский филиал) + А.Лен (Петербург)  проект
- 22-я мастерская ОАО Моспроект Андрей Меерс

- Михаил Филиппов  (Москва)
- Моспроект-4 рук. Андрей Боков (президента Союза архитекторов РФ) (Москва) (2-й раз)

  Московский проектный научный институт объектов культуры, спорта и отдыха
- Ленгипротранс (графических материалов не представил) (по условиям его проведения это не обязательно)

 

     были отсеяны проекты:

- мастерская Алексея Денисова (Москва)  проект  (считавшийся одним из фаворитов)

  Ведущая проектная научная реставрационная компания ООО

- Моспроект мастерская N 22 ?

- Ханс Холляйн (Австрия) (2-й раз)  проект

- RMJM Scotland (Шотландия) + Филипп Никандров  проект

- ЛенПолпроект (Петербург)

      заявки не удовлетворяли требованиям федерального закона «О размещении заказов».

 

28.07.2009. Конкурсная комиссия выбрала компанию-победиля. Им стало петербургское Конструкторское бюро Высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС), которая представил на конкурсе проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, арх. Даймонт Джек.

 

Задачи - разработать окончательный архитектурный проект фасада, кровли и интерьеров надземной части ГАМТ-2 (с учетом климатических условий). От Перро решили оставить подземные этажи, фойе, атриум, общую планировку. Никто из участников тендера никаких идей по интерьерам не представил. На тендер были выставлены результаты проектирования Перро.

сроки проектирования -  до 15.10.2009., а все работы по контракту должны будут завершиться до 31.08.2010.

Согласно новому проекту ГАМТ-2 будет состоять из семи надземных этажей и трех подземных. Самая высокая точка купола - 42,5 м. Площадь занимаемой территории - 1,25 га., площадь застройки - 12 230 кв.м.

 

Участники конкурса и проекты:

С конкурса были сняты проекты Алексея Денисова, Филиппова, Ханса Холляйна и RMJM. Двое из них (Холляйн и RMJM) не перечислили деньги за участие (15 млн).

 

Ханс Холляйн (Австрия)

участник 1-го конкурса по Мариинке-2, использовал прежние мотивы (бочка-ресторан на крыше).

прислал свой проигравший проект, который он уже представлял на конкурс 2003 г., без изменений

Мастерская № 22 Моспроекта

архитектурно-проектная мастерская, Андрей Дмитриевич Меерсон,

предложила 4 варианта на все вкусы - классика, конструктивизм, хайтек.

представил на конкурс целых три проекта, третий был похож на гору золотых дров, наваленных в поэтическом беспорядке на берегу Крюкова канала

Ленгипротранс

графических материалов не представил

Мастерская Алексея Денисова

(московский ретроспективист) предложил проект с портикам, колоннами, куполом и вертолетной площадкой на крыше.

ЛенПолпроект. Фирма известна реставрационными занятиями.

Петербургское КБ ВИПС и Diamond & Schmitt Architects

(нынешний генпроектировщик) представило эскиз канадского бюро Diamond & Schmitt Architects, умеренную версию хайтека с волнистой крышей над фойе и каменными фасадами с узкими вертикальными окнами.

RMJM Scotland и Филипп Никандров

- чистый хайтек – стекло и металл.

RMJM Scotland (Шотландия) и возглавляющий петербургское отделение компании арх. Филипп Никандров

придумали сделать из Мариинского театра подобие центра Помпиду в Париже, окружив все здание открытыми лестницами, ведущими на крышу. На крыше была большая стеклянная труба вроде оранжереи, в ней - концертный зал.

Моспроект-4, Андрей Боков

(участники 1-го конкурса). Но теперь его идея ближе к конструктивизму.

Braun & Schlockermann-Arcadis и А-Лен (Петербург)

В ту же сторону склоняется и петербургская фирма А-Лен Сергея Орешкина. Она намерена привлечь в партнеры франкфуртское бюро компании Аркадис (Braun & Schlockermann-Arcadis). А.Лен проектно-производственная фирма.

Пятиэтажное стеклянное фойе с обходной галереей и зеленые фасады немцы проиллюстрировали "Поцелуем" Густава Климта, символизирующим близость нового и старого зданий Мариинки: "юный джентльмен простирает руки в сторону леди Мариинской". Более строгие нравы демонстрируют прямоугольная медно-бронзовая башня (привет Перро) и стеклянные фасады в рамах из природного камня, взаимодействующие с исторической Мариинкой "в одно касание" из "Сотворения Адама" Микеланджело.

Михаил Филиппов

идея благоустроенной эксплуатируемой кровли театра в качестве новой открытой сцены. На кровле предлагается создать амфитеатр на 750 мест и обзорную площадку, доступную посредством пологих пандусов и лестниц, опоясывающих два главных фасада здания своеобразной колоннадой из легких металлических колонн-опор пандусов и колонн-фонарей. Фасад здания театра, служащий своеобразным фоном для этой колоннады, решен в современных минималистичных формах. И перекликается с супрематическим духом конструктивистского дома культуры. Колоннада будет возводиться из легких металлоконструкций трубчатого сечения с опорой на обвязочную балку, зарытую под тротуаром. Колоннада выходит за красные линии. Спиралеобразно восходящие пандусы отделаны камнем, а их нижняя часть - листами из нержавеющей стали. Пандусы соединяют уровень земли с отметкой кровли +25,7 м и служат для подъема на обзорную площадку и доступа зрителей в летний амфитеатр на крыше. Пандусы и лестница размещены вдоль ул. Декабристов и наб. Крюкова канала. Купол предлагается разбить сеткой треугольных панелей. Возможно озеленение поверхности купола вечнозелеными растениями. С южной стороны куполавырезана акустическая раковина-сцена. вокруг которой расположены открытые трибуны амфитеатра на 750 мест. Парапеты основного корпуса являются и акустическим экраном.

Отделка основного фасада театра выполнена из панелей патинированной листовой меди. Панели составлены со сдвижкой в виде горизонтальной кладки в духе рустовки. Вдоль вертикальной поверхности фасада предлагается устроить несколько рядов горизонтальных линий. На фоне этих линий хаотично расположены оконные проемы. Тема металлических панелей переходит в пространство многосветного фойе отделкой внешней поверхности зрительного зала.

(Филиппа Никандров. Фонтанка.ру)

  • фото

    2007. Проект компании НЕВИСС-Комплекс

  • фото

    2007.RFR (Франция)

  • фото

    2008. Александр Миров
    СПб Россия

  • фото

    2008. Эдуарда Мирера.
    Россия.

  • фото

    3-й конкурс.
    2009. Braun & Schlockermann-Arcadis.
    Германия.

  • фото

    2009. Braun & Schlockermann-Arcadis.
    Германия.

  • фото

    2009. Мастерская Алексея
    Денисова (Москва)

  • фото

    2009. Мастерская Алексея
    Денисова (Москва)

  • фото

    2009. Мастерская Алексея
    Денисова (Москва)

  • фото

    2009. Мастерская Алексея
    Денисова (Москва)

  • фото

    2009. Ханс Холляйн

  • фото

    2009. RMJM Scotland
    Михаил Филиппов

  • фото

    ?

  • фото

    ?

В 2009 был избран новый Генподрядчик с которым и был заключен госконтракт на проектирование фасадов, кровли и интерьеров ГАМТ-2 - петербургское ОАО КБ высотных и подземных сооружений (КБ ВиПС), представившее на конкурсе проект канадского бюро Diamond & Schmitt Architects (Джек Даймонд и Дональд Шмит). Утверждалось, что компания выполнит все работы за 9,5 месяца и 300 млн. рублей. КБ ВиПС основана она польским конструктором Кшиштофом Поморски и русским арх. Андреем Панферовым.

 

Задачи, стоявшие перед архитекторами, вписать современную постройку в классическую архитектуру Петербурга, учитывая соседство старого здания Мариинского театра.  Кроме того, в новом здании, занимающем целый квартал, должны были быть размещены все вспомогательные службы для обеих сцен.

 

Концепции 2-й сцены ГАМТ была заменена на максимально простой по форме канадский проект агентства Dominique Perrault Architecte. Проектировщик - канадский архитектор, автор целого ряда крупных проектов в Канаде, США, Израиле и нескольких других странах Джек Даймон.
Diamond & Schmitt Architects спроектировали фасад здания и некоторые интерьеры. Предполагалось, что подземные этажи, фойе, атриум, общая планировка, внутреннее убранство будут решено по проекту Перро, тем более нулевой цикл работ к тому времени уже шел. Невозможность реализовать концепцию француза признали не сразу, и ее проектирование финансировалось почти 5 лет. Однако в итоге проект Перро был полностью переработан, в основном силами КБ ВиПС.

 

08.2010. Бригады СМУ-11 Метростроя завершили работы по сооружению фундаментов и подземных этаже.

2010. проект сдан в Главгосэкспертизу.

12.2010, когда было построено 5 этажей из 7-ми, получено положительное заключение.

КБ ВиПС провел мониторинг зданий вокруг 2-й сцены Мариинского театра.

04.2011 Начались работы по установке сценической механизации

В сентябре 2011 г. по итогам тендера подрядчиком по фасадным работам стало ОАО «Метрострой».

 

2013. Здание было построено и сдано в эксплуатацию в мае 2013 г.

13.04. В репетиционном зале новой сцены Мариинского театра состоялся акустический тест.
В новом здании Мариинского театра еще идут работы по отделке внутренних помещений.

17.04. Новая сцена Мариинского театра прошла акустический тест. Была исполнена 40-минутная программа с участием оркестра, хора и солистов Мариинского театра.

После окончания работ наб. Крюкова канала вдоль второй сцены стала пешеходной

26.04.2013. Здание второй сцены Мариинского театра на улице Декабристов, 34, ввели в эксплуатацию.

 

Важные замечания - меньшее, чем положено, количество парковочных мест и недостаточная ширина пожарного проезда вдоль Крюкова канала. Решение -  строительства дополнительных паркингов за пределами территории Мариинского театра. Один из вариантов - создать дополнительные парковки на 800 машиномест под Крюковым каналом. Противопожарные требования существенно изменились. Проектировщикам пришлось уравнять фрагмент с фасадом, пожертвовав крытой галереей ? и широкой лестницей, ведущей к служебным входам.
Остальные изменения в проект были внесены для экономии бюджетных средств. В проекте были предусмотрены два зала для пресс-конференций на 90 и 30 мест. По настоянию экспертов зал побольше переделан для камерных концертов, поменьше - ликвидирован.
Аналогичная участь постигла ресторан ?, располагавшийся над репетиционными залами, под самой крышей театра, а также зал для приема делегаций. Из этих помещений должен был открываться вид на Крюков канал и колокольню Никольского собора. Главгосэкспертиза посчитала нецелесообразным строительство за бюджетные средства предприятия общественного питания «повышенной комфортности». Место ресторана займет служебная столовая, зрителям оставлены буфеты в фойе. VIP-зал превратился в служебные кабинеты. Еще одно упрощение коснулось VIP-зоны в фойе на 1-м и 3-м уровнях. Проектировщики снизили затраты за счет отказа от пуленепробиваемых стекол.
Проектировщики, используя мировой опыт, посчитали, что для зрительного зала на 2 тысячи мест необходимо 200 туалетных кабинок, тогда не будет очередей. Эксперты настояли на сокращении этого количества в 2 раза, опустив Мариинку-2 до минимальной нормы, разрешенной строительными правилами.
Неудобства ожидают не только зрителей. В проекте были предусмотрены три кабинета для руководителей театра, обеспеченные индивидуальными санузлами. Эти удобства сочли излишней роскошью: по нормам (и они соблюдены) от кабинетов до ближайшего служебного туалета должно быть не более 75 м.

 

Вопрос - кто будет считаться автором архитектурного проекта новой сцены Мариинского театра. Для создания бренда новой сцены на Западе авторами назовут известное в мире канадское бюро «Даймонд – Шмидт», а не генпроектировщика - КБ ВиПС. Джеку Даймонду и его команде принадлежит авторство фасадов и дизайн интерьеров (200 из 1 000) помещений. В том числе главных - зрительного зала и фойе. В процессе проектирования в зрительном зале вместо 4-х ярусов, запланированных Даймондом, осталось три.

После получения положительного заключения Главгосэкспертизы можно говорить о стоимости строительства, которое велось почти 5 лет, при постоянном увеличении цен на материалы, энергию и работу. Первоначально заявлялось о 9,5 млрд рублей в ценах 2006 г.

Первоначальный бюджет 20 млрд руб. В началу 2007 г., к моменту отстранения Перрое, была потрачена половина отведенного срока и выделенного бюджета в объеме 9,6 млрд руб. В декабре 2012, как окончательная, называлась сумма в 21,6 млрд рублей. В 2013 застройщик официально говорит о 22 млрд (720 млн долларов). Примерно в такую сумму обошелся Дворец искусств королевы Софии в Валенсии, в 2 раза превысивший начальную смету. А необходимый театру бюджет - на содержание штата и поддержание работы всех систем - 4 млрд рублей в год.

 

сайт Diamond & Schmitt Architects Inc.
сайт КБ ВиПС
Анна Пушкарская. Коммерсантъ. 06.10.2008. Коммерсантъ. 05.02.2009, № 20(4075)

сайт Politin Архитектор

Владимир Талапов. BIM в России: новое здание Мариинского театра. isicad.ru

Форум сайта Проекты Петербурга. spb-projects.ru

Вести.ru 02.05.2013.

kanoner.com 2012.09.23.

сайт Невастройка

Архипов Алексей. История грунтоцементной плиты 2-й сцены Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Геодиагностика. СПб. книга

  • фото

    2009. Победитель 3-гоконкурса
    проект бюро Diamond
    Schmitt Architects

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    План строительной
    площадки.

  • фото

    Вид опытного котлована
    на 30.05.2008.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Ревзин Григорий ?

  • фото

    Шведо Сергей ?

  • фото

    ?

10 комментариев
1166 просмотров
Добавил: Mary, 3 Апреля 2023, 09:15
Редактировано: 6 Апреля 2023, 12:54
Оцените:
(11 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34276.html' target='_blank'>Мариинский театр . Вторая сцена (проекты, строительство) на Citywalls.ru</a>
Всего 10 комментариев
  • 11 Апреля 2023, 16:29
    Ответ на "У А.Денисова симпатично по фото, аутентично смотри" от люблюпитер

     Смеетесь ?
    Такая жуткая пародия на историзм еще хуже, чем нынешний уродец.

  • 11 Апреля 2023, 16:35

    А стеклобетон среди изящества лучше?

  • 11 Апреля 2023, 20:15
    Ответ на "Mary очень хорошо потрудилась! Наглядно показ" от Риэлтор

    ... сижу на скамейке под остатками Литовского рынка и любуюсь на Крюков канал  и приведённый в порядок задний фасад Мариинки-1.

     

    По настоящему любоваться видами Крюкова канала все же мешает именно это нелепое сооружение...

    даже когда к нему стоишь спиной...

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    А переход между Мариинкой 1 и 2 - это просто убожество.

     

     

     

     

  • 11 Апреля 2023, 20:56

    Неприемлимо было утверждать такой вычурный амбициозный проект в исторической части города.

    М.б. это неплохо смотрелось среди новостроек, так сказать театр будущего, но этой стекляшкой загрязнять исторические открыточные виды просто преступно! 

  • 11 Апреля 2023, 21:43
    Ответ на "... А переход между Мариинкой 1 и 2 - это просто убожество." от V_Malyj

     У этой конструкции только одна опора - стена Мариинки-2, к Мариинке-1 она просто примыкает.

    И предусмотрена она была стеклянной, а не закрытой непрозрачным плакатом. Кстати: предыдущий плакат был полупрозрачный.

     

    Как смогли, так и сделали! По крайней мере, лучше, чем у Денисова, кот. предлагал безумную конструкцию с опорой на обе стены и полным перекрытием исторического вида на колокольню

     

    И вот тут я вспомнил о стеклоблоках Фальконье: неплохо бы они смотрелись вместо непрозрачных стёкол

     Или окна с танцующими балеринами !

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2681
Всего сегодня: 4654