Публикация
Центральный городской клуб 1-й Пятилетки
|
Архитекторы: | Митурич Н. А. Макашов В. П. Файнберг М. Л. |
Год постройки: | 1929-1930, 1955-1956 |
Стиль: | Сталинский неоклассицизм |
Центральный городской клуб 1-й Пятилетки
Дворец культуры им. Первой пятилетки Сталинский ампир
Утраченное здание
ул. Декабристов, 34А - наб. Крюкова кан., 5х
Дворец культуры построен на месте
Литовский рынок
1787‑1789 - арх. Кваренги Джакомо (не сохран.)
Центральный городской клуб 1-й Пятилетки - Дом культуры имени Первой пятилетки Конструктивизм
1929-1930 - арх. Митурич Николай Александрович и Макашов Василий Павлович
1955-1956 - арх. Митурич Николай Александрович, Файнберг М. Л., Горбачёв В.В. - перестройка
Сталинский ампир
Дворец культуры им. Первой пятилетки c 1978 г.
2005 - снесено
Объединенная охранная зона.
После разборки
Литовского рынка.
Фото: ЦГА КФФД. 1929
Проект клуба*
(добавил Stan)
Фото 1930-х гг.
Клуб совторгслужвщих.
Фото: ЦГА КФФД. 1930
(добавил - Николай Андреев)
1931 г. pastvu.com
1930–1931 гг.
(pastvu.com)
(добавил Nika_Artemyeva)
1934 г.
ЦГАКФФД СПб Гр 42962
Фото 1929-1930 г.
С сайта pastvu.com
Добавил - Liz .
1937 г.
"Театр на берегу канала",
журнал "Реставратор".
№3, 2005 pastvu.com
Вид на Крюков
канал с улицы
Декабристов.
1939
(добавил Данелия).
1939 г.
ЦГАКФФД СПб
Гр 77805
1939 г.
ЦГАКФФД СПб Гр 69979
«Вечерний Ленинград» №102(424)
от 01.05.1947 г. (С.4)
(добавил -
Фото - август 1949 г.
ЦГАКФФД СПб Ар 49540
1949 г.
Проект реконструкции
(добавил Олег Сыромятников)
Добавил - Николай Андреев
1955 г.
(pastvu)
(добавил Nika_Artemyeva)
1955 г.
(pastvu.com )
(добавил Nika_Artemyeva)
1955–1959 гг. Справочник
«Театральный Ленинград», 1960
(добавил Nika_Artemyeva)
Альбом «Мосты и набережные
Ленинграда», 1963 г.
Добавил - matim
"Театры Ленинграда"
1964 г. С. 121
1964 г.
1972
(добавил Nezoist)
1972 г. В. Высоцкий с
друзьями около
ДК им. 1-й Пятилетки
1970–1975 гг.
(добавил
Nezoist)
нач. 1980-х гг.
ЦГАКФФД СПб Ар 195662
нач. 1980-х гг.
ЦГАКФФД СПб Ар 195663
нач. 1980-х гг.
ЦГАКФФД СПб Ар 195661
нач. 1980-х гг.
Фасад здания
со двора
ЦГАКФФД СПб
Ар 195659
нач. 1980-х гг.
ЦГАКФФД СПб Ар 195660
1996
(добавил Nezoist)
Фото из ЕИСТ
(между 1999 и 2001)
Добавил - Виктор М.
Дом Культуры Совторгслужащих.
худ. Константин Соколов.
1930-е гг.
(добавил Stan)
1972 Фото - Nezoist
21 марта 2004
ЦГАКФФД СПб Ар 212249
21 марта
2004 г.
Фото-
Овчиннкиков К.В.
ЦГАКФФД СПб
Ар 248700
21 марта 2004 г.
Фото- Овчиннкиков К.В.
ЦГАКФФД СПб Ар 248701
21 марта 2004 г.
Фото- Овчиннкиков К.В.
ЦГАКФФД СПб Ар 248702
21 марта 2004 г.
Фото- Овчиннкиков К.В.
ЦГАКФФД СПб Ар 248703
11 сентября 2005 г.
ЦГАКФФД СПб Ар 248498
* Проект клуба Совторгслужащих (ДК им. 1-й Пятилетки). 1-й вариант. Перспектива фасада. 1929 год. Митурич Н.А., Макашов В.П., архитекторы
В 2005 г. здание снесено для строительства второй сцены Мариинского театра.
(постановления Правительства РФ от 26 июня 2002 г. № 864-р; распоряжения Администрации СПб. от 30 октября 2003 г. № 2543-ра; постановления Правительства СПб. от 21 июля 2004 г. № 1301. Все сносы согласованы КГИОП).
На участке, отведенном под строительство, вместе с домом снесены -
См. Проекты нового здания - Форум -
2 ноября 1941
Читатели библиотеки
Дома культуры им. Первой
Пятилетки получают книги
фото Чертов Г.И.
ЦГАКФФД СПб Ар-34694
1950-х гг.
Фото из книги {[78] }
Интерьеры.
Зрительный зал
Добавил - Николай Андреев
нач. 1980-х гг.
Балкон зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195647
нач. 1980-х гг.
Игровые автоматы в фойе
кинотеатра
ЦГАКФФД СПб Ар 195648
нач. 1980-х гг.
Интерьер одного
из помещений
ЦГАКФФД СПб Ар 195649
нач. 1980-х гг.
Интерьер одного
из помещений
ЦГАКФФД СПб Ар 195650
нач. 1980-х гг.
Общий вид конференц-зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195651
нач. 1980-х гг.
Вид части гардероба
ЦГАКФФД СПб Ар 195652
нач. 1980-х гг.
Фрагмент интерьера
одного из залов
ЦГАКФФД СПб Ар 195653
нач. 1980-х гг.
Кресла на балконе
зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195654
нач. 1980-х гг.
Вид части одного из фойе
ЦГАКФФД СПб Ар 195655
нач. 1980-х гг.
Вид части одного из фойе
ЦГАКФФД СПб Ар 195656
нач. 1980-х гг.
Общий вид одного из фойе
ЦГАКФФД СПб Ар 195657
нач. 1980-х гг.
Интерьер одного из фойе
ЦГАКФФД СПб Ар 195658
нач. 1980-х гг.
Вид люстры и сцены
в зрительном зале
ЦГАКФФД СПб Ар 195664
нач. 1980-х гг.
Общий вид сцены
зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195665
нач. 1980-х гг.
Общий вид зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195666
нач. 1980-х гг.
Читальный зал библиотеки
ЦГАКФФД СПб Ар 195667
нач. 1980-х гг.
Общий вид гардероба
ЦГАКФФД СПб Ар 195668
нач. 1980-х гг.
Коридор одного из этажей
ЦГАКФФД СПб Ар 195669
нач. 1980-х гг.
Фрагмент интерьера
зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195670
нач. 1980-х гг.
Вид части зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195671
нач. 1980-х гг.
Вид части зрительного зала
ЦГАКФФД СПб Ар 195672
Фрагмент росписи
одного из помещений Дворца
"Хоровод детей всех наций",
автор А. Ф. Пахомов
По решению Президиума Ленинградского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов 1928 г. областному отделу Союза совторгслужащих был передан участок Литовского рынка, на котором в 1929 - 1930 гг. построен клуб по проекту архитекторов Н. А. Митурича и В. П. Макашова. Конструктивная основа постройки выполнена из монолитного железобетона. Здание решено в стиле конструктивизма.
ДК Первой Пятилетки всегда находился в собственности Обкома профсоюзов работников торговли. Еще в 1929 г. были собраны профсоюзные взносы и построено это здание. 21 мая 1930 г. «Красная газета» сообщила: «Закончена постройка дома культуры совторгслужащих на территории бывшего Литовского рынка. Сейчас идёт внутренняя отделка огромного здания, могущего вместить 3–4 тысячи человек». До этого профсоюзный размещался на
Ядром корпуса, обращённого к улице Декабристов, стал зрительный зал на 1000 человек с фойе и вестибюлем. Кроме него в первом этаже были правление и библиотека. Выше - буфет, шахматный зал, комнаты кружков и секций. Во втором этаже корпуса, обращённого к переулку, большой кинозал на 400 мест с приспособлением для звукового кино. В третьем - учебные классы и репетиционные залы для художественных кружков. Кроме того, есть зал малых форм на 350 мест, лекционный на 260 мест, да ещё детский флигель, где дети могли проводить весь день в наилучших условиях - по существу, детский сад или, как тогда говорили, очаг. Строительство обошлось в 1,5 миллиона рублей.
Поставленное на открытом пространстве, к концу 1930-х гг. здание клуба оказалось в соседстве с более высоким
Проект реконструкции разрабатывался автором первоначального здания Н. А. Митуричем совместно с архитекторами В. В. Горбачёвым и М. Л. Файнбергом. Архитектура здания была переработана в неоампирном стиле. В 1949 г. начата перестройка здания, закончена в 1955-1956 г.
Первоначальный вид ДК отличался от послевоенного. Здание распадалось на отдельные объёмы, сопряжённые друг с другом. Корпуса по Минскому пер. сохранили первоначальный облик. Блоки по ул. Декабристов разделялись башнеобразной лестничной шахтой с часами, театральный блок был закруглен в сторону моста через Крюков канал.
На сцене ДК выступали Ольга Берггольц, Ираклий Андроников, Булат Окуджава, Юрий Герман... По воспоминаниям старожилов была любимой сценой Аркадия Райкина.
Под крышей ДК до сноса находилось много организаций: театральная студия "Комик Трест", молодежный камерный хор "Петербургские голоса", образовавшийся из бывших артистов детского хора Всесоюзного радио и телевидения, школа современного танца "Каннон Данс" и др.
Микишатьев М. Н. Статья "ДК имени Первой пятилетки" в журнале Адреса Петербурга 2005. №18-19 (30-31)
Р. Даянов, А. Залманзон статья «Клуб совторгслужащих – пример советской клубной архитектуры» Журнал «Капитель» №1 (23) 2013
Добавил - Николай Андреев
Добавил - Николай Андреев
Добавил - Николай Андреев
Добавил - Николай Андреев
Добавил - Николай Андреев
1996 г.
Фото -
Добавил - Николай Андреев
Снос здания. 2005 г.
Минский пер., 2.
Фото - 1970-е гг
Минский пер., 2.
Фото - 2000-е гг.
С сайта
Фото - Виктор М, 17.09.2005.
Справочник "Весь Ленинград" на 1932 г. (С. 423): Дом культуры имени Первой Пятилетки построен по проекту архитектора Митурича Русгерстроем (Русско-германское строительное объединение) на месте разобранного Литовского рынка. Открыт в 1930 г. Здание конструктивного типа из ассиметрично расположенной комбинации простых геометрических форм. Любопытно расположение лестниц в сплошь застекленных клетках. (добавил - Наталия)
Афиша 1937 г.
Добавил -
Ладада .
1968 г.
(добавил
YURIY ALEKSANDROV )
(добавил Елена Ром )
Здесь очень интересный случай в отношении стиля:
сперва был стиль конструктивизм, потом в 1950е на здание одели сталинский неоклассический мундир, а в титуле стиль можно только ОДИН записать. :)
Думаю, что публикация старадает однобокостью в этом смысле: надо бы добавить в тексте разъяснение про ИСТОРИЮ со стилями этого многострадального ДК.
ДК Первой Пятилетки всегда находился в собственности Обкома профсоюзов работников торговли. Еще в 1929 г. были собраны профсоюзные взносы и построено это здание.
1. Что значит всегда в историч. смысле? И насчет собственности как-то резковато звучит - тут нужно проверять нюансы. К тому же обычно использовалипонятие "на балансе", напр.
2. Неужели профсоюзные взносы полностью покрыли затраты на проектрирование и соотв. подготовит. работы, стр-во и проч.?
3. Под титулом указаны 1929-30 гг., а тут при отсутствии зпт получается, что прямо в 1929 и деньги нашли, и построили.
(по материалам "Новое время")
Неполноценная ссылка
С фото непонятно в таком виде происхождение - только к одному стоит № 78, а прочие?
Мундир надели только на фасад по ул. Декабристов, а на Минском все оставалось как было. Так что стили тут сосуществовали.
Сказочно красивый вид, который мы навсегда потеряли:
Ответ на "Сказочный вид, который мы навсегда потеряли: http" от Петербуржец
и что же, простите, там сказочного? грубый тяжеленный комод Кавоса и советский брутализм
А сегодняшнее здание по Вашему не уродство? Вот это и есть комод.
А то здание мне нравилось. Хоть я и не поклонник сталинок, но то здание было куда лучше, чем сегодняшнее. И о вкусах не спорят. Для меня это теперь останется "сказочным видом".
Ответ на "и что же, простите, там сказочного? грубый тяжелен" от Rain
Ну да, безусловно стеклянная кишка и дешевый ТРК "Мариинский" его улучшили.
еще один ракурс конструктивистского здания
журнал Адреса Петербурга №18-19/30-31
МИХАИЛ МИКИШАТЬЕВ
ДК ИМЕНИ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ
Строительство клуба совторгслужащих было затеяно как раз в тот год, когда Совнарком СССР принял «пятилетний план народно-хозяйственного строительства». Первая пятилетка началась.
Удовлетворить тягу советских и торговых служащих (счетоводов, машинисток, секретарей и работников торговли) к занятиям самодеятельностью, спортом, к повышению культурного и профессионального уровня прежний профсоюзный клуб в полной мере не мог. В 1920-х годах он размещался на Фонтанке, № 48, в бывшем особняке графини Карловой. Заняли все этажи, даже подвал, где под низкими сводами был оборудован спортзал. Но шести тысяч членов профсоюза клуб всё равно не вмещал.
В 1927 году хотели использовать недостроенное выставочное здание Академии художеств на Екатерининском канале, рядом с Русским музеем. Архитектор губотдела Николай Митурич уже разработал проект реконструкции. Предусмотрено было устройство зрительного зала на 800 мест с большой оборудованной сценой, кинозала на 460 мест и многих других замечательных вещей.
Но корпус Бенуа отошел к Русскому музею, а профсоюзникам предоставили участок под боком у Мариинского театра.
Место было практически свободно. Старинный Литовский рынок, занимавший весь квартал, после Октября пришёл в запустение и в одночасье сгорел от шального окурка.
«Молодым» архитекторам было под сорок — оба 1891 года рождения. Позади фронты двух войн, революция. Дипломы в ИГИ удалось защитить только в 1925-м. И теперь они увлечённо ищут новые художественные формы, захваченные движением, которое возглавил признанный лидер ленинградских конструктивистов, профессор ИГИ Александр Никольский.
УДАРНАЯ СТРОЙКА
Конструктивная основа здания возводилась из монолитного железобетона. В деревянной опалубке, словно статуя в форме, отливался весь его скелет. Точность и красоту каркаса определяло в первую очередь мастерство плотников, которые вновь, как в стародавние времена, оказались востребованы, потеснив на строительстве каменщиков. Перекрытия выполнялись как монолитные бетонные плиты, рёбра возвышались над идеально ровной опалубкой. Когда межрёберное пространство заполнялось металлической арматурой и бетоном, рёбра словно тонули в нём. Только их нижние выступающие части остались хорошо заметны под потолком. Зайдя внутрь, мы и сегодня можем оценить лёгкость и изящество конструкций.
Два бетонных завода подавали по трубам массу. Стены здания тоже отливались из «тёплого» шлакобетона. За два месяца было уложено 3800 кубов, не считая других работ, весьма внушительных (одни бутовые фундаменты потянули на 2800 кубометров). К середине ноября стены и перекрытия были готовы. Дальнейшей работе способствовала исключительно тёплая зима 1929–1930 годов.
21 мая 1930 года вечерняя «Красная газета» сообщает: «Закончена постройка дома культуры совторгслужащих на территории бывшего Литовского рынка. Сейчас идёт внутренняя отделка огромного здания, могущего вместить 3–4 тысячи человек».
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА
Ядром корпуса, обращённого к улице Декабристов, стал зрительный зал на 1000 человек с фойе и вестибюлем. Кроме него в первом этаже были правление и библиотека. Выше — буфет, шахматный зал, комнаты кружков и секций. Во втором этаже корпуса, обращённого к переулку, большой кинозал на 400 мест с приспособлением для звукового кино. В третьем — учебные классы и репетиционные залы для художественных кружков. Кроме того, есть зал малых форм на 350 мест, лекционный на 260 мест, да ещё детский флигель, где дети могли проводить весь день в наилучших условиях — по существу, детский сад или, как тогда говорили, очаг. Строительство обошлось в 1,5 миллиона рублей.
Внешний облик прежнего Дома культуры им. Первой пятилетки, мало походил на нынешний. Вместо единого блока, которым предстаёт сегодня здание Дворца культуры, оно распадалось на отдельные объёмы, сопряжённые друг с другом в характере супрематизма. Наименее выразительными были корпуса вдоль Минского переулка.
В этом можно убедиться и сегодня, ибо они сохранили первоначальный облик. Блоки, ориентированные на улицу Декабристов, разделялись башнеобразной лестничной шахтой с часами. Наиболее эффектен был театральный блок, закруглённый в сторону моста через Крюков канал. Рафаэль Даянов, занимавшийся анализом архитектурной ситуации в этом квартале, не без основания видит в этом идею создания своего рода «пропилей» на въезде в Коломну. Ведь на другой стороне улицы в ту пору ещё круглилась башня Литовского рынка. Вместе с тем столкновение плоских и цилиндрических поверхностей было излюбленным приемом конструктивистов.
Аскетизм архитектуры предполагал введение букв и цифр в качестве компонента синтеза искусств — вместо живописи и скульптуры — не только снаружи, но и внутри. Стена большого зала была занята плакатами, рисовавшими в цифрах и диаграммах наши успехи. На другой был представлен капитализм в полосе острейшего кризиса.
Когда то сестра ходила в хоровой кружок данного ДК...Жаль, что снесли....Давно уже не живу в Питере, но фотки посмотрел-как в детство вернулся....
проблема в том, что город потерял этот вид просветительской деятельности вообще, и раньше чем снесли этот дом - в 1992
т.е то, че вам дорого это здание, кружки , студии творчества, прекратили существовать во всем городе до сноса ДК. хотя сам снос такого объекта массовой бесплатной культуры конечно символичен. смена ориентиров... вместо ориентации на массы рядовых граждан, обслуживание культпотребностей платежеспособной части населения. :)
Ответ на "проблема в том, что город потерял этот вид просвет" от sperling
Не знаю про этот, но в некоторых ДК кое-какие кружки еще жили (выживали) лет пять назад. Как сейчас - не знаю.
тем не менее сегодня дк - это классические бц и трк, только в исторических зданиях. и человек нам всем напомнил о смерти их функции, ради которой их строили, а то, что где-то АГОНия длилась 3_5 лет - это уже нюансы.
суть в том что давно до сноса УМЕР сам ДК как функция, поэтому последующая физическая смерть была предопределена.
Напрасно Вы подняли разговор об этом здании:)) Опять стало очень печально, особенно на 14й фотографии... Это редкое в нашей местности закатное солнце и колонны с ордером, поддерживающие растворившийся в небе антаблемент........
п.с. Кстати, это здание пример того как из конструктивизма получился ст. ампир после перестройки в 1955-1956?
Ну почему же "зря"? Пятилетка была одним из моих любимых зданий в городе, тем паче что учился я в двух шагах от неё. И именно с этого Дворца Культуры начался мой интерес к архитектуре вообще.
Есть две фотографии интерьеров зала, предположительно до и после перестраивания (детали разнятся, на втором фото явно видна лепнина, которой как будто бы нет на первом). К сожалению, качество оставляет желать лучшего, но уж что есть.
см. публ.
Фрагмент потолка зала виден на фотографии с люстрой - в публикации.
И ещё пара старых снимков ДК, взятых из интернета.
см. публ.
(судя по красующемуся на первом плане автомобилю "Москвич-400", это снимок конца пятидесятых, возможно шестидесятых годов; кстати, именно на этом снимке, наконец, хорошо видна парадная лестница перед фасадом).
И напоследок что удалось откопать - фрагмент росписи одного из помещений Дворца (не помню какого точно, файл добыл пару лет назад). "Хоровод детей всех наций", автор А. Ф. Пахомов (взято с сайта, посвящённого его творчеству, на том же сайте почему-то значилось "1920-е годы" - возможно, эскиз был сделан ощутимо раньше реальной росписи)
Такое здание снесли! Ради строительства второй сцены Мариинского театра. И что построили? Несуразную коробку, не вписывающуюся ни во что, ни с чем не гармонирующую, и вообще, даже отдалённо не напоминающую здание театра.
Да еще и перегораживающее вид Крюкова канала в сторону Мойки!
Вот как выглядит перспектива наб. Крюкова канала, в сторону Мойки! Фото - 10.07.2014
Слева - угол дома 7 по Крюкову кан./д.2 по С.Печатников.
В архитектуре как и вообще в искусстве нельзя сказать на что "оно" похоже. У искусства много обличий.
очень печально смотреть как исчезают исторические здания в угоду новострою. Вот этот ужас на последней фотографии - 2 сцена? Когда-то в детстве я ездила в ДК на занятия по кройке и шитью. А теперь и его нет, и кинотеатр "Форум" - "Балтика" на Васильевском тоже снесли((((
Ответ на "Такое здание снесли! Ради строительства второй сце" от Stranger
Абсолютно с Вами солидарен. И такими коробками стремятся застроить весь Город. Увы.
Мда,не вписывается никаким боком сюда это здание,точно такое же здание можно было открыть в Приморском или Ленинском районах,и назвать ТРК или ТРЦ "Мариинский театр 2.Вторая сцена"
Ответ на "Мда,не вписывается никаким боком сюда это здание,т" от Zonex
Здесь публикация ДК вроде ? или я не понял что-то? Если вы о 2й сцене - то вам в другое место.
Вот и люстра нашлась
"Особенность парадной жилого дома — люстра, перенесенная сюда из главного зала Дворца культуры Первой пятилетки (его снесли в 2005 году ради строительства второй сцены Мариинского театра)."
В 1960-ые годы каждое кресло в зале ДК Первой пятилетки было оснащено устройством для синхронного перевода. Убедилась в этом на спектакле "Трёхгрошовая опера", привезённом из Румынии.
Не Фейнберг М. Л., а Файнберг М. Л. - см.
Ответ на "Не Фейнберг М. Л., а Файнберг М. Л. " от _p_k
Увы, это не авторитет... Транскрипция может быть разной. А более авторитетные источники?
Из книги: А.К. Мореншильдт, В.А. Латынин. Теплобетонное строительство в Ленинграде к XV годовщине Октября. Предисл. инж. Д.М. Фридлянского. Л -- М 1932.
Фото 1937 года. ДК имени Первой пятилетки
Ответ на "Фото 1937 года. ДК имени Первой пятилетки https://" от Ладада
Скан фото из статьи "Театр на берегу канала", журнал "Реставратор". №3, 2005
Не нашёл фото, что уже отправлял, а на нём хорошо видно устройство фасада по набережной – отправил снова:
Ещё похожее:
Также отправил пару других:
К сожалению, канула в Лету. Не менее интересно, однако, бы было послушать мнения специалистов об истории строительства "второй сцены" Мариинки, где успели "распилить" столько, что и не снилось дореволюционной России... Впрочем, не только о том, куда "ушли" деньги (это и дураку понятно), но - насколько, новое здание способно вписаться органично в в общий архитектурный облик Санкт-Петербурга.