Публикация

Дворец княгини М. В. Воронцовой
Дворец вел. кн. Ксении Александровны
Институт физической культуры им. П.Ф.Лесгафта

Здание на карте
фото
Архитекторы: Монигетти И. А.
Рошефор де Н. И.
Год постройки: 1850, 1895-1897
Стиль: Эклектика

Дворец княгини М. В. Воронцовой   (интерьеры)

 Пам. арх. (федеральн.)

Дворец вел. кн. Ксении Александровны      

 

см. начало публикации                                                                                          р. Мойки, 106

 

 

см. также Церковь прп. Ксении Римлянки и св. благоверного князя Александра Невского

 

 

В настоящее время корпус Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта.

  • фото

    План дворца

  • фото

    Александр
    Михайлович
    в своем кабинете

  • фото

    Конец 1890-х
    Белая комната, одна
    из гостиных в
    западной части
    дворца

  • фото

    1890-е
    Оранжевая комната
    находилась в глубине
    дворца, окон в ней
    не было, только
    верхнее освещение.

  • фото

    Конец 1890-х
    Зеленая комната
    выходила окнами
    в сторону Мойки

  • фото

    Конец 1890-х
    Вдоль западного
    фасада дворца шла
    анфилада небольших
    гостиных, часовая
    комната одна из них

  • фото

    Овальная зала выходит
    на крыльцо, обращенное
    в сторону Мойки.
    Дверь открыта в угловую
    розовую гостиную

  • фото

    Гостиная

  • фото

    Гостиная

  • фото

    март 1899 г.
    ГАРФ ф.662 оп.2
    д.26 лл.10об.-11
    vk.com/lastromanovs

  • фото

    декабрь- январь 1899 г.
    ГАРФ ф.662 оп.2
    д.36 л.14
    vk.com/lastromanovs

  • фото

    ГАРФ ф.662 оп.2
    д.2 л.16
    vk.com/lastromanovs

  • фото

    зима 1903
    ГАРФ ф.662 оп.2 д.53 л.28
    vk.com/lastromanovs

  • фото

    весна 1911 г.
    ВК Александр
    Михайлович в
    парадной зале своего
    дома в Петербурге
    ГА РФ ф.662 оп.2
    д.56 л.29
    vk.com/lastromanovs

  • фото

    Передняя

  • фото

    1914 г. Бальный зал
    В открытую дверь
    видна Оранжевая
    комната с бюстом
    ВК Александра
    Михайловича

  • фото

    Зима 1914 г.
    Оражевая гостиная
    Через дверь видна
    белая гостиная

  • фото

    Голландская
    комната
    В перспективе
    белая гостиная
    далее - столовая

  • фото

    Зима 1914 г.
    Мавританский
    кабинет

  • фото

    Зимний балкон во дворце*
    "Столица и усадьба"
    1914 г. №5 1 марта С. 19

  • фото

    Малиновая гостиная
    фото 1910-х гг.

* Сидят на первом плане паж Князь Федор Александрович, моряк Князь Андрей Александрович, на заднем плане Князь Ростислав Александрович

 

Дворец княгини М. В. Воронцовой 

 

Можно было войти во дворец из сада по распашной лестнице, ведущей к террасе, и с нее – прямо в парадные покои через Овальный зал, но приезжавшие этим входом пользовались редко. Посетители останавливались слева от центрального корпуса и звходили через дубовый тамбур, покрытый сложной рокайльной резьбой с гирляндами роз. Они попадали на небольшую, в половину этажа, белую мраморную лестницу, занимающую специальный восточный резалит.

 

С нижней площадки вестибюля можно было пройти в гардеробную цокольного этажа. Небольшая парадная лестница отличалась великолепным оформлением, над входной дверью установили барельеф по рисунку И. Монигктти, исполненный Н. А. Рамазановым. Вдоль больших арочных окон, прорезанных по сторонам парадной лестницы, были установлены небольшие цветники с мраморными резными парапетами, где сначала высаживали цветущие кустарники, а в ХХ в. - пальмы. Подобный зеленый коридор служил естественным продолжением сада. Простенки между окнами украшены пилястрами римско-ионичесого ордера, такие же гранитные колонны акцентируют вход в вестибюль. В бронзовую капитель встроена свободно свисающая гирдянда.

 

В главном доме в первом этаже было 11 парадных комнат с богатой отделкой, мраморными каминами, цветными паркетами, дубовыми переплетами рам,  4 комнаты без отделки и 22 обыкновенной отделки. Во втором этаже 17 комнат обыкновенной отделки, в мансардах – 7 комнат.

 .

По проекту 1857 г. с юго-запада со стороны сада и служебного двора создана двухэтажная пристройка с зимним садом в 50 «квадратных сажен». Зимний сад под стеклянной крышей со стеклянными стенами в 2 этажа, одной стеной примыкал к капитальной стене дома, потом стены продолжались «в стекле».

Особенно ценными интерьерами считались: центральный концертный зал, освещенный фонарем верхнего света., "с  хорами кругом стен, обнесенными богатыми металлическими решетками и прочею золоченою обделкою", декорированный неоренессансными лепными панелями.

Вокруг концетного зала - многочисленные двери во внутренние покои, на хорах - двери в мансардные помещения. Парадная Овальная гостиная тремя большими зеркальными окнами выходившая на террасу, была "украшена золочеными лепными тягами и орнаментами". В западной гостиной "стены покрыты лионской материею в рамках с резным золоченым орнаментом".  Симметрична ей "Угловая Приемная, отделанная по потолку и стенам золочеными тягами и орнаментами высшей работы, стены обтянуты лионскою шелковою материею". "Кабинет князя в мавританском вкусе со скульптурною работаю, позолотою и резным из белого мрамора камином" располагался за восточным эркером, расположенным со стороны входа.

Через небольшую комнату с арочными нишами и княжескими гербами в десюдепортах, расположенную за Концертным залом, проходили во внутренние жилые покои. В глубине  дворца располагались четыре личные "собственные" комнаты княгии - спальня, будуар, гостиные, "изящной и роскошной отделки. обтянуты лионским шелком (стоимостью свыше 80 000 франков) с золочеными и тонированными лепными украшениями "высшей работы". В глубине дворца, неподалеку от спален, устроили "резным мрамором украшенную" моленную.

В Зимнем саду, с двойным остеклением рам, с чугунными полами и двумя мраморными фонтанами выставляли тропичекие кустарники и цветы, выращивавшиеся в усадебной оранжерее.

 

В парадных залах поставили лепные с барельефами  или  изразцовые голландские печи, 10 мраморных каминов, некоторые были украшены деталями золоченой бронзы. В комнатах – 260 кв. сажен паркетных полов, 97 кв. сажен наборных паркетов "цветного дерева". В доме установили 12 ватерклозетов, 3 мраморные и медные ванны.

 

Дворец вел. кн. Ксении Александровны 

 

На мраморной лестнице своды и паруса плафона покрыты плотным лепным барочным декором с путти и гирляндами плодов, разделявших паруса и своды. Барельефы и картуши на парадную лестницу изготовил и в феврале 1897 г. установил скульптор Силь. В мастерской К. Берто выполнены художественные работы из бронзы - 6 баз, 4 базы, 4 полубазы и, согласно гипсовой модели, отлиты из цинка и окрашены в тон «оксидированной» бронзы 6 капителей для гранитных колонн и 4 капители и 4 полукапители для пилястров. Между колоннами установили кадки с пальмами. Барельеф над входом выполнен с эмоциональностью, характерной для французской скульптуры конца XIX в. - женщина с пышными развевающимися волосами угрожает кинжалом, защищая тело раненого воина. Площадки лестницы выложили гранитной мозаикой. В нише нижнего вестибюля стояло большое зеркало в золоченой раме.

 

Парадные покои главного корпуса отреставрировали, сохранив планировку и архитектурную отделку части интерьеров И. Монигетти, в традициях поздней эклектики в различных стилях - Людовика XVI,  Людовика XV - рококо, голландском, мавританском и других. Эти интерьеры не сохранились, но хорошо известны по публикациям в журнале «Столица и усадьба». В одних случаях, как в Оранжевой гостиной, стены обивали новым шелком, декорируя, например, зеркалом в массивной барочной золоченой  раме, в других случаях – в помещении Голландской комнаты или в Мавританском кабинете - выполнили декоративные росписи, лепнину, в панели встроили полочку для экспозиции мелких предметов. В мавританской, в зале, красной гостиной и библиотеке реставрировали наборные паркеты.

Верхний вестибюль был облицованы невысокими дубовыми панелями, такие же двери вели направо, в приемную гостиную, обшитую панелью простого рисунка. Налево, мимо парных колонн, из вестибюля шли в Мавританскую приемную князя. Мавританская приемная, или кабинет, примыкавшая к центральному залу с востока, была расширена большим ризалитом-эркером, в центре которого стаяла крупная статуя. Первоначальная отделка этой комнаты была выполнена еще И. Монигетти для князя С. М. Воронцова. Оштукатуренные стены «мавританской» были покрыты глубокой резьбой восточного рисунка. Камин убран в подобие сакральной ниши мечети - михраба, перед ним - китайский, вышитый шелком, экран. Комнату опоясывает на уровне панели полка , где выставлены китайские статуэтки, восточные вазы и другие декоративные предметы, привезенные великим князем из многочисленных путешествий.  Панель - резная, выполненная в виде небольших ниш, в каждой из которых стоит художественный экспонат. На фоне узорчатой стены развешены акварели, выше - широкий, лепной, с позолотой фриз. По комнате были расставлены тахты с валиками, подушками и коврами, множество столиков, покрытых длинными мягкими скатертями, инкрустированных шкатулок, табуретов. Шелковый голубой ковер, занимавший весь центр гостиной, был подарен великому князю китайским императором. При общем традиционном «мавританском» архитектурном декоре, предметы, собранные великим князем в путешествиях по Дальнему Востоку придают этому интерьеру  устойчивый «китайский» колорит.  Со временем Мавританская стала парадным кабинетом великого князя, тем более, что через нее проходили, минуя  «шкафную уборную», в его большой рабочий кабинет и Адъютантскую.

Правая дверь вестибюля вела в небольшую квадратную. Обшитую дубом Зеленую приемную. Окна приемной выходили на набережную и в проезд с Мойки ко дворцу. Отделку стен приемной  и соответствующую ей мебель выполнила фирма Ф. Мельцера.

Центральный концертный двусветный зал, на балкон которого выходили двери мансардных комнат, назывался Венецианским, в бытность великих князей его превратили в бальный. Плафон его был покрыт мощным лепным декором с рисунком завитков акантового листа на золотом фоне. Лепка по падугам спускалась к карнизу. Плоскость стены  разделена ионическими пилястрами с золочеными капителями и каннелюрами, с введением лепной  гирлянды. Пилястры  установлены над уровнем панели, тоже прорезанной золоченым декором. Между пилястрами плоскость стены оформлена рамами панно. Над ними на фоне золоченой лепки фриза установлены парные кронштейны с гирляндой, несущие глубоко выступающий карниз. Мощный сандрик над дверными проемами украшен десюдепортом с увенчанной княжеской шапкой монограммой  владельцев и пышной, лепной, золоченой гирляндой роз. Узорчатый наборный паркет в виде растительного орнамента на светлом фоне. По углам расставили огромные торшеры с мощными электрическими лампами. На художественно-слесарной фабрике  В. Обертюра для камина Венецианского зала изготовили  пару кронштейнов, новую, покрытую барельефами, каминную раму «с боковинами», а на «световой потолок», - решетку для установки фасетных стекол по индивидуальному рисунку.  

Соседний Овальный зал, игравший также роль садового вестибюля, отделан по панелям легкой рокайльной лепниной, с двумя группами амуров, с завитками, растительными побегами и цветочными гирляндами. Лепнина в этих залах была реставрирована и вызолочена полированной и «зеленой» позолотой. Декоративные и позолотные работы в парадных залах выполнили мастера под руководством  живописцев Ст. (Здислава) Ясинского, А. Рудзинского и В. Байковского, с которыми работали 5 помощников, 18 маляров, 6 уборщиков и 3 позолотчика. Обставлены залы были легкой белой с позолотой мебелью в стиле Людовика XVI, изготовленной знаменитым Ф. Мельцером.

Симметрично Зеленой приемной, с запада Овального зала, располагалась окнами в сад обшитая узорчатым шелковым штофом Розовая, или Малиновая. гостиная с роскошным наборным паркетом и беломраморным камином. По стенам - портреты и небольшие зеркала. На пол положили светлый узорчатый бархатный ковер "цвета резеды", купленный у фирмы Дюфо. По нему расставили большой. обитый шелком, диван (обойщик М. И. Носков), тонконогие, окрашенные светлой эмалью с бронзовым декором стульчики и столики, заставленные, по моде того времени, множеством безделушек и рамок с фотографиями. На резном камине с изображениями цветов и музыкальных инструментов, под старинным зеркалом в барочной раме, стоял бюст хозяйки дома.

Из Розовой гостиной и Концертного зала проходили в пятиугольную "восточную курительную", целиком с потолком, затянутую тканями. Здесь стояли оттоманки, турецкий диван - тахта. маленькие столики и предметы мавританского искусства, купленные хозяином в азиатских путешествиях.

Далее, вдоль западной садовой анфилады расположена Голландская (Фламандская) комната с пышной барочной лепниной потолка. Комната была, по желанию последнего владельца, обшита высокой дубовой панелью с глубокой, геометрического рисунка, резьбой филенки. Пышный лепной барочный плафон и фриз с путти, играющим свенками и акантовыми листьями, установлен скульптором Салем. Эта комната. корее, ассоциируется с петровской эпохой, с интерьерами петергофского Монплезира или Марли, чем с Голландией. Простой дубовой панелью отделаны наличники окон и дверей. Здесь чувствуется дух петровской эпохи, восторг перед которой декларировал великий князь. Тяжелая архаичная мебель петровского времени гармонирует с мелкой расстекловкой окон толстыми круглыми стеклами. На низких, простого рисунка шкафах, на полочке, тянущейся над панелью вдоль всех стен, на тяжелых столиках с витыми барочными ножками расставлены предметы быта начала XVIII в. и гармонирующие с ними китайские чаши и вазы. Мебель - тяжелая, барочная, креслаа и стулья с высокими спинками и резными подлокотниками. На фоне обтянутой гладкой тканью стены развешены небольшие портреты и морские виды в гладких рамах.

За Голландской комнатой располагается небольшой светлый дамский будуар или Белая гостиная, оформленный, в стиле Людовика XVI, легкой простой мебелью и старинными портретами. Отсюда через маленький тамбур можно было с небольшой террасы спуститься в сад. Другая дверь из будуара вела в большой, глухой. с верхним светом, зал дворца - Оранжевую гостиную. Высокая парадная гостиная была оформлена традиционно, без архитектурных затей, и затянута узорчатым штофом. Той же тканью обили большие мягкие диваны и кресла (обойщик М. И. Носкоов), декарированные, как это было модно в конце XIX в., бахромой, между ними расставили тонкие столики и, вдоль стен, - большой рояль и несколько пальм. В центре лежал ковер восточного рисунка. Над темным мраморным, с золоченой бронзой, камином висело центральное украшение - огромное венецианское зеркало в пышной резной  золоченой барочной раме, исполненной в виде завитков акантовых листьев. На камине - в центре - часы, вазы и парные подсвечники. На специальном постаменте - большой мраморный бюст хозяина дома, на стенах - несколько морскиих пейзажей.

За Голландской комнатой и будуаром располагалась, также окнами на запад, в сад, небольшая, обшитая дубом, семейная столовая, в глубине которой находилась буфетная. Плафон столовой обшили деревом. напротив окон поставили массивный камин, его резные панно изготовил итальянский скульптор Саль. Пол затянули целиком бархатным ковром "с бортом". Позже. когда княжеская семья увеличилась, обедать стали в бывшей биллиардной, расположенной в глубине дома за буфетной. Биллиардная, как и другие большие центральные залы дома, в том числе, буфетная. освещались через верхний плафон, застекленный  толстым, ограненным, "фасеточным" хрусталем. Скульптуру огромного камина, по сторонам которого устроили диваны, исполнил Э. Саль.

Поскольку кухни находилисьв цокольном этаже, оттуда по специальной лестнице блюда доставлялись прямо в Буфетную. Новейшее кухонное оборудование выписали по каталогу торгового дома Брифо из Парижа: газовый кухонный очаг, горячие шкафы-духовки. "горячий чугунный стол", а также устроили горячее водоснабжение. Блюда доставляли из подвала на подъемной машине фирмы "Урлауб".

Предыдущие парадные интерьеры архитектор Н. И. де Рошфор лишь реставрировал после И. Монигетти. Начиная с помещения Столовой, он выполнял уже самостоятельную работу, привнося черты новой стилистики, обращаясь к натуральным материалам, что будет характерно уже к эпохе модерна.  Оформляя парадные комнаты дворца, Н. И. Рошшфор, работая "по Монигетти" архитектору "эпохи воссозданий", использовал формы различных исторических стилей.

В новых формах и материалах Рошфор, которому помогал его сын Константин, впоследствии известный петербургский архитектор, создал интерьеры "собственной половины" дворца и детские, а в лицевом восточном флигеле  - квартиру управляющего дворца капитана I ранга В. А. Шателена. Работы де Рошфолров представляют интерес как первые интерьеры стиля модерн в Петербурге.

Комнаты дворца, исполненные Н. М. де Рошфором, являются старейшим образцом интерьеров раннего модерна в Санкт-Петербурге. В качестве отделки применялись натуральные материалы, в частности различные породы дерева, плетеная манильская и вьетнамская соломка. Стены некоторых интерьеров расчленены аналогично обработанными  деревянными рамками на панно, расписанными, или заполненными рогожами или вощеным английским ситцем - чинцем. Отделку комнат дополняли не только камины, но и керамические печи, облицованные изразцами разнообразных форм и рисунков, металлические кованные крепы на дверях. В обстановке имелась специфическая встроенная и угловая мебель.

Через Столовую или через Буфетную проходили в Парадный кабинет великого князя, три большие окна которого выходили в сад.  Скульптор К. О. Гвиди поставил  в «кабинет Его высочества» большой мраморный «со скульптурами» камин. Панели кабинета и обстановку классических форм красного дерева с бронзой в «стиле Жакоб» выполнила фирма Ф. Мельцер.  В центре комнаты – письменный стол красного дерева с бронзой, перед ним круглое крыло, в углу у окна - колонка красного дерева с бронзой и мрамором. Пол  целиком затянут синим французским ковром фирмы Дюфо. Парадный кабинет великого князя с кабинетом его супруги соединяло полутемное книгохранилище Библиотеки. Встроенные в панели книжные шкафы постаили восьмиугольником. Отделку стен и мебели Библиотеки полированным деревом полностью выполнила фирма "Ф. Мельцер". Пол затянули оливковым бархатным французским ковром. Книгохранилище объединялось с очень светлой Читальной,  выходившей целиком застекленной стеной в сад. Перед высоким тройным окном поставили большой стол, покрытый ковровой скатертью.

Далее, окнами на юг, располагался обшитый светлой карельской березой с золоченой бронзой в стиле «ампир», «кабинет Ее Высочества». Отделку панелей стен ниже шелковой штофной обивки, и мебельный гарнитур кабинета также выполнила фирма "Ф. Мельцер".  Напротив окон большой угловой мраморный камин работы скульптора  К. О. Гвиди. Одну стену занимала витрина для драгоценных безделушек, окрашенная эмалью «под слоновую кость» с зеркальными стеклами.  Пол затянули ковром «с бортом». Кабинет широким проемом соединялся с зимним садом, занимавшим юго-западный угол дворца.  Фасадные стены сада, между каменными колонками были полностью остеклены. В центре зимнего сада, еще со времени княгини М. В. Воронцовой, был устроен небольшой мраморный фонтан. Углом между кабинетом и библиотекой вписана квадратная служебная комнатка дежурной фрейлины  великой княгини.

 

Исполненные Н. И. Рошфором жилые комнаты находятся на втором этаже старейшей части дворца, позади парадного ризалита. Этот корпус (еще XVIII в. перестроенный при К. Альбрехте), стоит паралельно линии набережной, отделяя парадный двор от внутреннего. В жилые комнаты проходили внутренними переходами из парадных апартаментов или поднимались по небольшой, изящной лестнице из подворотни.

Центральным помещением личной половины была Опочивальня, выходившая тремя окнами на юг, во внутренний двор. Ее оформили светлыми ясеневыми панелями со встроенными низкими, до подоконника, шкафчиками и двумя огромными кроватями напротив окон. Выше стена была обита тканью и завершалась падугами высокого, лепного, ренессансного плафона. Пол затянули французским красным узорчатым ковром.

Из Опочивальни анфилада проходила в гардеробные, также обшитые встроенными платяными шкафами с превосходным резным (скульптор К. О. Гвиди) мраморным камином.

Между  кабинетом и супружеской Опочивальней отделали ясеневыми платяными шкафами Уборную Ее Высочества. В панель встроили большое зеркалов лепной раме, исполненное скульптурной мастерской В. И. Жилкина. За ширмой устроили мраморный бассейн, а напротив него, для уюта - большую, облицованную керамикой голландскую печь. Горячая вода подавалась в бассейн от "расширительного бака", установленного в мансардном этаже (поставка парижского торгового дома Брифо). В глубине выделили глухую туалетную с двумя ватерклозетами. Полы их выстелили метлахской плиткой.

 

По другую сторону коридора, проходящего мимо Уборной, опочивальни и Гардеробной, находились "собственные комнаты великиго князя". Маленькая дубовая лестница ведет из Опочивальни в личный кабинет великого князя, обращенный окнами в сторону парадного двора. Поскольку эти комнаты находятся в корпусах, выстроенных в разное время, они связаны не только коридором, но и небольшими внутренними лестницами.

Рабочий кабинет вел. кн. Александра Михайловича с библиотекой представляет собой просторное помещение, все стены которого закрыты дубовыми книжными полками с простой изысканной резьбой, с металлическими кольцами для крепления на них занавесок. Дубовый потолок и двери отделаны кованой железной декоративной арматурой. В стене противоположной небольшой внутренней дубовой лестнице, - цветной, гладкий зеленый с вишневым майоликовый камин с кольцами.

Библиотека "по морским вопросам" в 20 000 томов считалась, по словам великого князя, самой полной подобной библиотекой в мире.

Внутренняя  лестница кабинета приводила к «собственной Его высочества» туалетной и уборной, снабженным, также как у его супруги,  бассейном и ватерклозетом. Эти комнаты были расположены уже на другом уровне, чем Опочивальня, поскольку находились в переднем ризалите дворца, неподалеку от парадного вестибюля, с которым соединялись Мавританской приемной.

По другую сторону рабочего кабинета великого князя находилась комната  дежурного офицера, "секретарская", с кессонированным дубовым потолком простого рисунка и такими же высокими гладкими панелями.  Широкий фриз выполнен из плетеной, расписанной масляными красками мадагаскарской соломки. Консоли под верхним карнизом расчленяют панно фриза на квадратные элементы с изображением букетов цветов магнолии в бантах из голубых лент и на удлиненные прямоугольники  со свободно разбросанными ржавыми -  золотисто-красными - хризантемами.

Первоклассный инженер. Н. И. Рошфор при обработке древесины долго вываривал ее в воде, что дало всем породам красивый темный цвет; затем дерево  сушили в искусственных сушильнях. В интерьерах применены высокие деревянные панели с полочками, декорированные тонко профилированной резьбой, выжиганием, полосками керамических плиток.  Кессонированные потолки расчленены мощными деревянными балками и иногда декорированы в кессонах теми же материалами, что и обивка стен выше панелей.

 

В соседнем с рабочим кабинетом и Опочивальней Детском коридоре, сначала располагались комнаты старшей дочери, княжны Ирины Александровны и сыновей, но когда дети подросли, их переселили, и квартиру передали их гувернантке-фрейлине. В этих комнатах планировка не менялась с середины XIX в. При комнатах воспитательницы оформлена изящная шкафная туалетная, с большим мраморным умывальником художественной работы и сохранились два мраморных камина.  Отсюда отдельная лестница с решеткой, повторяющей французские мотивы XVII в. приводит на первый этаж. В комнаты великой княжны и к отдельному выходу в парадный двор.

 

В верхнем мансардном этаже дворца Ксении Александровны, над Овальным залом парадной половины, архитектор Н. В. Султанов построил церковь во имя святой преподобной Ксении Римлянки и благоверного князя Александра Невского.

 (Жерихина Е. И. Усадьбы устья реки Мойки. Научно-популярное издание - СПб: Алаборг, 2011 С. 55-110)

  • фото

    Вестиболь.
    Фото 03.2016, Олег Еверзов

  • фото

    Фото Олега Еверзова, 03.2020.
    Вестибюль

  • фото

    В вестибюле

  • фото

    Парадная лестница

  • фото

    Парадная лестница.

  • фото

    Камин в стиле "Ар-деко".

  • фото

    Цоколь.
    Фото 03.2020

  • фото

    Конференц-зал.
    Фото 03.2016

  • фото

    Кабинет ректора.
    Фото 03.2016

  • фото

    Кабинет ректора

  • фото

    Вестибюль.
    Фото 03.2020

  • фото

  • фото

  • фото

    Дубовая
    лестница.

  • фото

    Кабинет
    ректора

  • фото
  • фото

    Дверной чугунный
    крепёж-держатель.

  • фото
  • фото

    Камин в стиле
    "Ар-деко".

  • фото

    Камин в стиле "Ар-деко".

  • фото

    исторический
    умывальник
    (добавил Виктор М)

Интерьеры парадной половины дворца были полностью уничтожены  пожаром 1922 г. и перестройками начала 1950-х.  Во время войны в здание попала бомба , и в 1954 г. парадную часть капитально перестроили , украсив фресками в стиле социалистического реализма.  

 

 

Молодые ленинградские художники украшают своими картинами и панно помещения института физической культуры имени П. Ф. Лесгафта. Для оформления парадной лестницы главного корпуса выполнены монументальные панно, посвященные советскому спорту. Композиции созданы Ю. Королевым и Б. Тальбергом, окончившими в нынешнем году Ленинградское высшее художественно-промышленное училище имени В. И. Мухиной. Это - дипломные работы молодых живописцев, подготовленные ими под руководством профессора Г. О. Рублева. ...Москва. Вдали, на фоне ясного летнего неба высятся здания Московского университета. Ветер развевает многоцветные знамена добровольных спортивных обществ. На переднем плане группа спортсменов разных национальностей. Молодежь, радостно взволнованная, чествует победителя соревнований. Они его высоко подняли на руки, передают ему букеты цветов. Горячо приветствуют победителя и присутствующие па стадионе зрители. Кинооператор и фотокорреспондент торопятся запечатлеть торжественный момент. Таково содержание центрального панно. Около двухсот фигур изобразили художники в своих монументальных композициях. Показаны представители различных видов спорта: тяжелоатлеты, гимнасты, баскетболисты, пловцы, прыгуны с шестами... На одном из панно - посланцы разных стран и народов, прибывшие в гости к советским спортсменам. «Славься, отечество наше свободное, Дружбы народов надежный оплот!» - начертано над этим панно. На стене изображены орден Ленина и орден красного Знамени, которыми награжден Институт имени Лесгафта. (ЛенТАСС)

(Монументальные панно «Советский спорт» «Смена» №208(9026) от 02.09.1955 г. С.2, добавил lenarch)

 

На титульном фото видны все части дворца. В передней части, она посветлее, в основном парадные комнаты. В задней - желтого цвета, интимые, в левой части дворца. тоже желтой, в осносном тоже.

Слева видна вытянутая пристройка, в которой находится парадный подъезд и лестница в помещения высокого первого этажа (фото).

Входом с террасы пользовались в теплое время года. Три высокие двери (в центре) вели в овальный зал (фото  фото).

В нем часто фотографировались, так что на фотографиях семьи эти стены тоже видны. По сторонам от Овального зала находились две гостиные, каждая с тремя окнами на фасад и по одному на боковые фасады. Слева располагалась Зеленая приемная.

На восточный фасад, кроме парадного входа выходили окно и эркер Мавританского кабинета.

см. фото: справа часть помещения лестницы. Эркер и окно справа - это Мавританский кабинет, окно слева - из уборной А.М., где у него, среди прочего, был маленький бассейн. Далее следовало бы показать фасад левой части дворца, но есть только один фрагмент и две фотографии лепнины (фото фото) , украшающей этот фасад.

Западный фасад дворца. 1-е окно - за ним угловая Розовая (Малиновая) гостиная, три другие ее окна выходят на главный фасад.  В нее вела дверь из Овального зала (фото фото).

Следующие два окна - за ними была курительная комната, в которую вела также дверь из Танцевального (Бального) зала. За открытой дверью зала видна Оранжевая комната (из Оранжевой через дверь видна Белая гостиная). В зале и Оранжевой комнате не было окон, они освещались сквозь большие фонари в крыше. 

За следующими двумя окнами была Голландская гостиная.

Далее на фасаде небольшой эркер. При Романовых в левом торце эркера была дверь, она выводила на металлическую лесенку, по которой можно было спуститься в сад. Подобную ей можно увидеть на фотографиях Зимнего сада. За эркером находился будуар, или Белая гостиная.

При сравнении с большим количеством старых фотографий, сделанных из сада, видно, что эта часть дворца была одноэтажной, все что выше - надстройка советского времени. Первые два окна - за ними столовая, за следующими тремя - парадный кабинет А.М.

Следующие два окна заметно отличаются по своей форме от остальных. Они появились в советское время при перестройке дворца для нужд Института физкультуры. На старых фотографиях мы видим, что окно было совсем другое- со скругленным верхом, как почти все окна во дворце, очень широкое и высокое. За ним находилась семейная библиотека, под окном стоял стол для чтения, а в глубине помещения встроенные книжные шкафы, которые создавали восьмиугольное пространство.

На последних старых фотографиях видно, как выглядел угол дома, который сейчас стоит пустым. Здесь был зимний сад с небольшим фонтаном посредине. Там, где сейчас узкое арочное окно, была дверь в кабинет К.А.

За углом, на южном фасаде 2 окна кабинета и 2 окна уборной К.А. 

За следующими тремя окнами была опочивальня, далее два окна гардеробной. Здесь заканчивается правая часть дворца и начинается левая, с другими уровнями полов, отчего во дворце было много небольших лестниц, соединявших разные помещения. В левой части дворца находились комнаты детей, там же были квартиры некоторых служащих. 

(добавил Liz)

 

 

Интерьеры были оформлены в различных стилях. Внутренняя отделка почти не сохранилась.

 

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия федерального значения  на основании постановления Правительства РФ №  527 от 10 июля 2001 г.

  • фото
  • фото

    Западный фасад дворца

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Южный фасад
    Правая часть

  • фото

    Южный фасад
    Левая часть

  • фото

    Южный фасад
    Левая часть
    Фото - Liz, 04.2015.

9 комментариев
702 просмотра
Добавил: Mary, 19 Марта 2008, 23:36
Редактировано: 26 Мая 2023, 19:29
Оцените:
(7 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34273.html' target='_blank'>Дворец княгини М. В. Воронцовой Дворец вел. кн. Ксении АлександровныИнститут физической культуры им. П.Ф.Лесгафта на Citywalls.ru</a>
Всего 9 комментариев
  • 26 Мая 2023, 02:00

    Нашла свои фотографии апреля 2015 года. Снимала последовательно фрагменты фасадов, но, к сожалению, парадного фасада левой части дворца нет и восточного фасада мало. Помещаю эти фотографии с комментариями, которые должны связать их со старыми фотографиями интерьеров. Включу сюда также ссылки на некоторые из фотографий фасадов, которые уже есть в публикации - тоже для ясности, за какими окнами какие помещения находились, раз уж невозможно теперь попасть на территорию усадьбы. надеюсь. это будет некоторым подспорьем при чтении большого фрагмента из книги Е. Жерихиной, где описывается обстановка некоторых помещений дворца.

    На титульном фото - https://www.citywalls.ru/photo621482.html - видны все части дворца. В передней части, она посветлее, в основном парадные комнаты. В задней  - желтого цвета, интимные, в левой части дворца, тоже желтой, в основном тоже.
    Слева видна вытянутая пристройка, в которой находится парадный подъезд и лестница в помещения высокого первого этажа (фото https://www.citywalls.ru/photo622929.html
    Входом с террасы пользовались в теплое время года. Три высокие двери (в центре) вели в овальный зал (старые фото 8 и 15 - https://www.citywalls.ru/photo623101.htmlhttps://www.citywalls.ru/photo622929.html). В нем часто фотографировались, так что на фотографиях семьи эти стены тоже видны.
    По сторонам от Овального зала находились две гостиные, каждая с тремя окнами на фасад и по одному на боковые фасады. Слева располагалась Зеленая приемная (фото https://www.citywalls.ru/photo623099.html
    На восточный фасад, кроме парадного входа выходили окно и эркер Мавританского кабинета (фото https://www.citywalls.ru/photo621607.html
     
    Справа часть помещения лестницы. Эркер и окно справа - это Мавританский кабинет, окно слева - из уборной А.М., где у него, среди прочего, был маленький бассейн. Далее следовало бы показать фасад левой части дворца, но есть только один фрагмент -  https://www.citywalls.ru/photo623903.html  и две фотографии лепнины, украшающей этот фасад - https://www.citywalls.ru/photo137733.html  и  https://www.citywalls.ru/photo137732.html
     
     
     
    Это западный фасад дворца. 1-е окно - за ним угловая Розовая (Малиновая) гостиная, три другие ее окна выходят на главный фасад - https://www.citywalls.ru/photo623785.html , в нее вела дверь из Овального зала -  https://www.citywalls.ru/photo623101.htmlhttps://www.citywalls.ru/photo623102.htmlhttps://www.citywalls.ru/photo623103.htmlhttps://www.citywalls.ru/photo623103.html .
    Следующие два окна - за ними была курительная комната, в которую вела также дверь из Танцевального (Бального) зала - https://www.citywalls.ru/photo621605.html . За открытой дверью зала видна Оранжевая комната - https://www.citywalls.ru/photo621608.html (из Оранжевой через дверь видна Белая гостиная). В зале и Оранжевой комнате не было окон, они освещались сквозь большие фонари в крыше. 
    За следующими двумя окнами была Голландская гостиная - https://www.citywalls.ru/photo621606.html
    Далее на фасаде небольшой эркер. При Романовых в левом торце эркера была дверь, она выводила на металлическую лесенку, по которой можно было спуститься в сад. Подобную ей можно увидеть на фотографиях Зимнего сада. За эркером находился будуар, или Белая гостиная - https://www.citywalls.ru/photo623096.html
     
     При сравнении с большим количеством старых фотографий, сделанных из сада, видно, что эта часть дворца была одноэтажной, все что выше - надстройка советского времени.
    Первые два окна - за ними столовая, за следующими тремя - парадный кабинет А.М. 
    Следующие два окна заметно отличаются по своей форме от остальных. Они появились в советское время при перестройке дворца для нужд Института физкультуры. На старых фотографиях мы видим, что окно было совсем другое - https://www.citywalls.ru/photo622388.html - https://www.citywalls.ru/photo622391.html - со скругленным верхом, как почти все окна во дворце, очень широкое и высокое. За ним находилась семейная библиотека, под окном стоял стол для чтения, а в глубине помещения встроенные книжные шкафы, которые создавали восьмиугольное пространство.
    На последних старых фотографиях видно, как выглядел угол дома, который сейчас стоит пустым. Здесь был зимний сад с небольшим фонтаном посредине. Там, где сейчас узкое арочное окно, была дверь в кабинет К.А. -  https://www.citywalls.ru/photo622930.html
     
     
    За углом, на южном фасаде 2 окна кабинета и 2 окна уборной К.А.
     
    За следующими тремя окнами была опочивальня, далее два окна гардеробной. Здесь заканчивается правая часть дворца и начинается левая, с другими уровнями полов, отчего во дворце было много небольших лестниц, соединявших разные помещения.  
  • 26 Мая 2023, 02:02

    В левой части дворца находились комнаты детей, там же были квартиры некоторых служащих.

  • 26 Мая 2023, 16:26

    Спасибо. Когда я сунулась ставить ссылки в этой публикации, поняла, что откровенно плыву.

    Возможно, найдется кто-то побывавший внутри? Чтобы прокомментировать современные фото - где находится кабинет ректора и конференц-зал? Насколько понимаю Виктор посетил главную лестницу и цоколь. Фото интерьевор Олега Еверзова размещены Виктором с его разрешения. Но где это все?. Я узнала только вестибюль.

    Да и вообще все тексты в публикациях по дворцу и прилежащим зданиям появились здесь только благодаря стараниям Наталии Ксенофонтовны - объяснить мне, никогда не бывавшей там внутри комплекса, что, где и за чем - еще та задача. И не один раз.

    Скорее всего там иногда бывают экскурсии, хотя, возможно Олег посещал дворец и частным порядком.  Дни открытых дверей, наверное, тоже бывают, хотя неизвестно куда в этих случаях допускают посетителей :)

    В прошлом месяце я обошла территорию по кругу и разговорилась с дамой через решетку со стороны Мойки, она сказала, что раньше можно было зайти на территорию по паспорту. Как сейчас - не знает. Но к тому моменту я уже замкнула круг и не было сил вновь возвращалься на ул. Декабристов для экспериментов.

     

  • 26 Мая 2023, 18:42
    Ответ на "Спасибо. Когда я сунулась ставить ссылки в этой пу" от Наталия

     Там есть музей, не знаю, кто там сейчас им руководит. В свое время пыталась наладить отношения с заведующей, но она заподозрила, что я аписываю за ней экскурсию и выгнала. Мне ее экскурсия была даром не нужна (иключительно про собственно лесгафтовские дела), просто полезла за ручкой записать какую-то дату, которую увидела в витрине. Ну, и все. Попробуйте найти этот конец. 

     

  • 26 Мая 2023, 21:16
    Ответ на "Там есть музей, не знаю, кто там сейчас им руковод" от Liz

     Насчет музея поискала в интернете, но как-то там все странно.

    У них есть какой-то исторический центр, который хранит разные памятные вещи университета, может устраивать выставки, но записей позже 2020 г. я не увидела.

    Потом у них есть Музей кафедры анатомии. Понятно в этом здании

    Пишут любопытно:

    Организованный при кафедре музей уже в 1909 году по количеству и ценности экспонатов являлся одним из самых богатых в Петербурге и даже в России. Ученица П.Ф. Лесгафта А.А. Красуская с 1909 по 1927 год продолжала вести большую работу по оснащению музея. В результате, кафедра анатомии с того времени является морфологическим центром, привлекающим к себе талантливую молодежь.

    Музей содержит уникальные анатомические экспонаты, часть из них изготовлены еще в XIX - нач. XX в. На кафедре имеется также мемориальный музей-кабинет П.Ф. Лесгафта, где собраны личные вещи, которыми при жизни пользовался знаменитый ученый. Обстановка и интерьер кабинета воссозданы по фотографиям и описаниям с максимальной точностью. Музей рассказывает посетителям об исследованиях ученого, а также о его вкладе в науку

    Музей работает с сентября по июнь с10-00 до 14-00 по предварительной договоренности

    Есть экскурсия в мем. кабинет Лесгафта.  Интресно где он находится? В этом здании?

    Адрес дан: ул. Декабристов, 35, Учебный корпус №1. литера «А» и «Е»; 1 этаж  

    Еще интереснее про здания:

    Здание(я):
        Музей кафедры анатомии расположен в здании Национального государственного университета имени П.Ф. Лесгафта, в Воронцовском дворце, который является уникальным памятником архитектуры. Дворец возведён архитектором Б.Ф. Растрелли в 1749-1757 годах для канцлера М.И. Воронцова.
        В советское время во дворце располагались различные учебные заведения, а в 1958 году здесь было открыто Суворовское училище. Лишь в 1993 году здание перешло к Академии имени П.Ф. Лесгафта (ныне Национальному государственному университету имени П.Ф.Лесгафта)

    О каком конкретно здании они пишут?

    Но тут тоже данные 2019 г. - позже ничего не нашла. Может кто лучше меня справится?

    Что касается экскурсий по дворцу - то актуальность данных  2018 г. и вела их Е. И. Жерихина.

    Но тут еще можно поискать, т.к. дворец каждый называет как хочет: и Воронцовой, и К,А.,  и А.М.

    Постараюсь на той неделе сходить на разведку :) Может и не пошлют. Ну а пошлют - пойду :)

     

     

     

  • 27 Мая 2023, 01:46
    Ответ на "О каком конкретно здании они пишут?" от Наталия

     Ощущаешь себя в чьем-то бреду, читая такое. 

    То есть эти люди там работают и считают, что находятся на Садовой. Мило, ничего не скажешь. 

    Только сейчас дошло. Думаю, писал им искусственный интеллект. А это страшновато уже. Поаккуратней там.

    Я думаю, надо для начала выудить какой-то телефон и элементарно позвонить. 

    Хотела поставить ссылку на их сайт, но очень длинная.

    Похоже, у них все там такие. Написано: Вид учебного заведенияУниверситет штата  Неплохо, конечно. Сидят на Мойке, а воображают, что на Садовой, присоединились уже к какому-то штату. Прошла по этой ссылке, попала в вики: Университет штата (англ. State University) — тип университета в США, находящегося в ведении правительства штата и финансируемый из средств штата. 

    Форменный дурдом. Телефон там: +7 812 714-40-13 - 714 - вообще-то коломенский номер, но кто их знает.

  • 27 Мая 2023, 09:14

    Индекса 714 вроде с зимы нет.

  • 27 Мая 2023, 11:34
    Ответ на "Индекса 714 вроде с зимы нет." от Виктор М

    Тоже хорошо. 

  • 22 Февраля 2024, 18:02

    Фото 76 - восточный фасад дворца. Фото 2011 года. Выступ - это часть Мавританского кабинета, см. фото 21 и 20. Справа ризалит с парадной лестницей, слева окно уборной Александра Михайловича (см. план на фото 2)

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31874
Готовится: 65
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2727