Публикация

Сквер Мациевича

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 2007, 2019
Стиль:

Сквер Мациевича

между Аэродромной ул.,  д.11, к.1,  д.13, к.1 и д. 6 по Богатырскому пр.

2007 -  (Закон Санкт-Петербурга от 19.09.2007 № 430-85) 

13.05.2019 - открытие после реконструкции

 

Площадь 1.67  га

 

  • фото

    План Санкт-Петербурга 1911 г.
    и современная Яндекс-карта.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.

  • фото

    1939 - 1942. Аэрофотосъемка.

  • фото

    1966. Снимок со спутника.

  • фото

    2022. Google - спутник.

  • фото

    Увеличенный масштаб.

  • фото

    Мациевич Лев Макарович
    (13.05.1877 - 07.10.1910)

  • фото

    1910. "Фарман-IV" (№20), которым
    управляет авиатор Л. М. Мациевич
    (pastvu.com)

  • фото

    1910. Всероссийский праздник
    воздухоплавания (pastvu.com)

  • фото

    1910. Аэроплан "Фарман-4"
    летчика Е. В. Руднева
    на Комендантском аэродроме.
    Автор: К. Булла (pastvu.com)

  • фото

    1910. Всероссийский праздник
    воздухоплавания. В центре М. Н. Ефимов,
    1-й слева Л .М. Мациевич.
    (topwar.ru)

  • фото

    1910. С. А. Ульянин
    и Л. М. Мациевич.
    (voenspez.ru)
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1910. Пилотский билет авиатора
    Л. М. Мациевича, выданный ему
    аэроклубом Франции.
    Журнал "Вестник воздухоплавания",
    1910 г. № 18-19.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    Журнал "Вестник
    воздухоплавания",
    1910 г. № 18-19.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Л. М. Мациевич.
    ЦГАКФФД СПб А193
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Открытка
    на смерть
    Л.М. Мациевича.
    (добавил
    Galina Vabishchevich)

  • фото

    Открытка на смерть
    Л.М. Мациевича.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото

    2012 г. 1*
    В сквер опустился
    дирижабль
    (добавил Дачник_1822)

  • фото

    2023. Фрагмент схемы РГИС *)

  • фото

    2023. Фрагмент схемы 2ГИС

*  Номер: 15017.   Название: сквер Мациевича на Аэродромной ул. между д.11 и д.13.   Основание: Закон Санкт-Петербурга от 19.09.2007 № 430-85

    «О зеленых насаждениях общего пользования».

1* ...

 

Сквер на месте бывшего летного поля Императорского Всероссийского аэроклуба (Комендантского аэродрома) открыли 13.05.2019  в Приморском районе. Несколько лет здесь вели работу по созданию музея авиации под открытым небом. Обновленный музейный сквер носит имя Льва Мациевича, известного авиатора, первой жертвы авиационных катастроф в России.

 

На центральной аллее сквера в 2018 г. установлены бюсты первых авиаторов России, изобретателей и конструкторов.

Мациевич Лев Макарович - "инженер, авиатор, один из первых русских лётчиков, капитан русской армии".

Лебедев Владимир Александрович - "один из первых пилотов-авиаторов в России, промышленник, основатель  авиационного завода «Красный лётчик» (Ленинградский Северный завод)".

Зверева Лидия Виссарионовна - "первая русская женщина-авиатор, промышленник авиастроения".

Сикорский Игорь Иванович - "русский авиаконструктор, ученый, изобретатель первых в мире пассажирских самолётов, бомбардировщиков, вертолётов".

Ефимов Михаил Никифорович - "первый русский авиатор, известный авиаспортсмен начала XX века".

Котельников Глеб Евгеньевич - "изобретатель первого авиационного ранцевого парашюта и грузового парашюта".

Орлов Иван Александрович - "русский летчик, командир первого истребительного авиаотряда".

Скульптор: Винера Завиевна  Абдуллина.

 

Памятник авиаторам Комендантского аэродрома

Памятник представляет собой маленькую часовню из гранита, на основании которой нанесены надписи:

"Памяти летчиков и служащих комендантского аэродрома, погибших при исполнении служебного долга, защите Отечества, в боевых действиях и в мирное время",

"Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Первой Мировой войне 1914 - 1918",

"Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Гражданской войне 1918 - 1922 и Советско-Финской войне 1939 - 1940",

"Памяти летчиков и служащих Комендантского аэродрома, павших в Великой Отечественной войне 1941 - 1945".

Открыт в 2018 г.

Архитектор: Е. В. Филиппова.

 

Памятный знак на месте гибели Л. М. Мациевича (памятник-плита с надписью) был установлен в 1912 г. примерно на пересечении современных Богатырского пр. и Серебристого бульв. (Скульптор: И. А. Фомин).

На постаменте надпись: "На семъ мѣстѣ палъ жертвою долга 24 сентября 1910 года, совершая полетъ на аэропланѣ Фармана Корпуса корабельныхъ инженеровъ флота капитанъ Левъ Макаровичъ Мацiевичъ. Памятник сей сооруженъ Высочайше утвержденнымъ Особымъ Комитетомъ по усиленiю военнаго флота на добровольныя пожертвованiя, членом котораго состоялъ погибшiй".

К 1970-м гг. памятник оказался разрушен. Воссоздан по проекту, разработанному архитектором Константиновым Валентином Ивановичем и перенесен на площадь, названную в честь Льва Мациевича. Открыт после воссоздания 24.04.1984.

После постройки на площади Мациевича в 1999 - 2001 гг. четырех высотных домов был перенесен в сквер между домами 11, к.1 и 13, к.1 по Аэродромной ул.

Материалы: гранит черный, полированный - плита; гранит серый - поребрики; гранит красный - основание.

Размеры памятника: 0,8×0,5×1,5 м.

(spb.kp.ru - 13.05.2019)

(encspb.ru)

(авиару.рф)

  • фото

    1984.
    (encspb.ru)

  • фото

    2015.
    (rodich2007.livejournal.com)

  • фото

    2016.

  • фото

    2016.

  • фото

    2016.

  • фото

    2017.
    (tr.foursquare.com)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj,
    02.03.2023.

  • фото

    Проект памятника*
    1970-е гг.
    (добавил Galina Vabishchevich)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj,
    17.05.2023.

* Проект памятника на месте гибели   летчика Льва Мациевича в районе бывшего Комендантского аэродрома. Архитектор В. Э. Шевеленко.

   1970-е гг. ГМИ СПб 396053

 

В северной части сквера обустроена детская игровая зона, оформленная также по авиационной тематике. Площадки выполнены в виде контуров легендарных самолетов - «Илья Муромец» конструкции Игоря Сикорского и французского самолета начала ХХ в.  «Фарман-4», распространенного и в России.

 

Мациевич Лев Макарович (1877 - 1910)

Русский инженер, офицер Корпуса корабельных инженеров, подводник, авиатор, один из первых русских лётчиков (седьмой), изобретатель в области кораблестроения и военно-морского дела.

Л. М. Мациевич родился 1 (13) января 1877 г. [ 1 ]*. Из мещан Черкасского общества Киевской губернии. 15.06.1901 с отличием окончил механическое отделение Харьковского технологического института Императора Александра III со званием инженера-технолога. 23.10.1902 определён в службу с зачислением по экзамену в Корпус корабельных инженеров младшим помощником судостроителя, прикомандирован к Портовой конторе Севастопольского порта. 26.03.1903 назначен членом приёмной комиссии при Севастопольском порте, 14.06.1903 - исполняющим дела старшего помощника судостроителя Севастопольского порта.

20.08.1904  командирован в Николаевскую морскую академию в Санкт-Петербурге, зачислен штатным слушателем на кораблестроительный отдел.

22.11.1904  отчислен по болезни с возвращением в Севастопольский порт.

03.12.1904 вступил в исполнение обязанностей старшего помощника судостроителя Севастопольского порта и помощника строителя броненосца "Иоанн Златоуст". 11.01.1905 получил денежную премию 500 руб., присуждённую комиссией за составление проекта бона для Севастопольского порта.

14.03.1905 отправлен в академию "для держания переходного экзамена на второй курс". 

24.05.1905 "предложено отправиться в заграничную командировку на один месяц для ознакомления с тамошним судостроением". 

18.10.1905 вновь зачислен в Николаевскую морскую академию по кораблестроительному отделению. 

09.10.1906 окончил курс академии по 1-му разряду. Оставлен в Петербурге для работ по постройке подводных лодок.

На конкурсе, объявленном циркуляром Морского технического комитета № 68 от 30.11.1905, 16.02.1907  за 2 проекта противоминного заграждения получил две премии по 300 руб. каждая.

19.03.1907 переименован в штабс-капитаны Корпуса корабельных инженеров.

23.05.1907 получил денежное вознаграждение 300 руб. за участие в постройке броненосца "Иоанн Златоуст".  

22.06.1907 командирован в г. Киль для наблюдения за постройкой подводных лодок "Карп", "Карась" и "Камбала", вернулся 11.10.1907.

05.11.1907 г. назначен исправляющим должность старшего производителя работ Кораблестроительной чертёжной МТК.

10.11.1908 назначен помощником начальника чертёжной Кораблестроительного отдела МТК. 

29.03.1909 произведён в капитаны (корпуса корабельных инженеров). 

21.04.1909 присуждена 1-я премия в 3000 руб. за проект по изобретению защиты боевых судов от атак самодвижущимися минами под девизом "Помни войну лит. А". 

03.01.1910 присуждена премия в размере 1500 руб. за составление 14-ти проектов подводных лодок [ 1 ].

Капитан Мациевич внимательно наблюдал за развитием авиации, и в октябре 1909 г. представил начальнику Морского генерального штаба Российской империи доклад, в котором предлагалась идея создания первого в мире авианосца, способного нести 25 самолётов. Предложения Мациевича  предусматривали навесную палубу для взлета и посадки аэропланов, электрическую разгонную лебедку (прообраз катапульты), которая могла бы выстреливать аппарат с нужной скоростью, и особые тормозные сети (аналог аэрофинишера), предназначенные для погашения скорости самолетов.

В марте 1910 г. капитана Мациевича направили во Францию для изучения мирового авиационного опыта. Там на протяжении полугода он совершенствовал свои теоретические знания и практические навыки во всемирно известной авиационной школе летчика и авиаконструктора Анри Фармана. Кроме того, Мациевич был руководителем авиационной комиссии по закупкам аэропланов. Он должен был ознакомиться с различными типами самолетов и выбрать лучший для организации его закупок в Россию. За несколько месяцев пребывания за границей Мациевич успел побывать на семи аэродромах и изучить устройство аэропланов 13 типов. Свой первый самостоятельный полет Мациевич совершил после 45 минут обучения с инструктором. В меру осторожный, всегда внимательный и спокойный, он за все время, проведенное в школе Фармана, не потерпел ни одной аварии. 09.08.1910 Мациевич получил у Фармана лицензию пилота под номером 176.

К сентябрю 1910 г.  Мациевич возвратился Санкт-Петербург для участия во Всероссийском празднике воздухоплавания, начало которого было запланировано на 5 сентября, но из-за неблагоприятного метеорологического прогноза  перенесено на 8 сентября [ 2 ].

<...>

Утром 24 сентября (7 октября) 1910 г. стоял погожий день - ветра совсем не было. Мациевич планировал совершить пробный полет на аэроплане Соммера. Но он отложил полет на новом аппарате до вечера, пока же решил подняться на проверенном "Фармане-IV". 

В тот роковой день авиатор сначала поднимает в воздух начальника Главного Морского штаба вице-адмирала Н. М. Яковлева, устанавливает рекорд высоты соревнований; затем изъявляет желание его улучшить, что приветствуется высшими чинами ведомства. В начале шестого Лев Макарович решил, наконец, лететь на «Соммере», но мотор аэроплана забарахлил. Авиатор махнул рукой и вернулся к «Фарману», бросив на ходу: «Попробую на нем взять высоту.» Мациевич повесил на грудь барограф (прибор, записывающий высоту) и забрался в аэроплан. Когда он в последний раз запустил мотор, было 17 часов 33 минуты. В воздухе в тот момент находился лишь поручик Руднев, да посреди поля поднимали на змейковом аэростате всех желающих. Прошло минут пять с момента взлета, Мациевич кругами набирал высоту.

Летный день закончился - об этом известил выстрел сигнальной пушки ровно в шесть вечера. Только Мациевич все еще плыл на своем «Фармане» с цифрой «20» на борту высоко в небе. Публика не расходилась, все с восхищением смотрели на его полет, ждали момента, когда машина спустится и побежит по земле. И вдруг, через восемь минут после выстрела, - аппарат был на высоте около 400 метров - по трибуне пронесся вздох ужаса: зрители услышали в воздухе непонятный треск, аэроплан странно качнулся, передняя часть наклонилась, он будто переломился пополам. Потом на мгновение аэроплан выровнял полет и тут же, к ужасу собравшихся, стал разламываться на части. Фигурка пилота отделилась от машины и камнем полетела вниз. Тысячи людей застыли в оцепенении...

«Фарман» Мациевича развалился в воздухе, пилот выпал из него и камнем упал на землю.

<...>

"...подоспевшие врачи смогли констатировать только смерть... Последняя настигла авиатора, должно быть, еще в воздухе: от разрыва сердца. Аэроплан, разломавшись еще на высоте, упал в 25 шагах отъ трупа; мотор зарылся в землю. Отдельно в стороне, соскочивъ с шеи авиатора, упал барограф; барограмма свидетельствует, что катастрофа произошла на высоте 385 метров. 

По предположению некоторых авиаторов, с чем согласилась и комиссия аэроклуба, производившая расследование, причину катастрофы нужно искать в разрыве одной из диагональных стальных растяжек: конец таковой попал в винт и мотор, винт сломался, непроизводительно вращающийся мотор деформировал корпус аппарата, последний клюнул носом, и авиаторъ вывалился в тот момент, когда отклонением своего корпуса назад хотел удержаться в равновесии..."  [ 3 ].

<...>

Так погиб Лев Макарович Мациевич - первая жертва авиационной катастрофы в России.

Гибель Мациевича глубоко потрясла общество. На следующее утро все газеты были полны сообщениями о трагедии, разыгравшейся на Комендантском поле. Мациевича сравнивали с Икаром. Хоронили его как национального героя, проводить его в последний путь пришли тысячи людей. Заупокойный молебен отслужили в Адмиралтейском соборе Св. Спиридония, где были выстроены матросы гвардейских частей. Председатель Совета министров П. А. Столыпин прислал венок с надписью на ленте: «Жертве долга и отваги». Гроб, накрытый Андреевским флагом, вынесли военный министр генерал В. А. Сухомлинов, исполняющий должность морского министра адмирал И. К. Григорович, генерал от кавалерии А. В. Каульбарс, депутаты Государственной Думы А. И. Гучков и Г. Г. фон Лерхе.

В 13 часов печальная процессия двинулась по Невскому проспекту к Александро-Невской лавре. Впереди шло многочисленное духовенство во главе с протопросвитером о. Аквилоновым, сзади - вдова, отец, близкие родственники покойного, представители морского и военного министерств во главе с адмиралом И. К. Григоровичем и генералом В. А. Сухомлиновым, многочисленная толпа. Улицы столицы были заполнены народом, над траурной процессией летел  дирижабль "Кречет". В последний путь, на Никольское кладбище Александро-Невской лавры, под трагические аккорды Бетховена провожал покойного весь Санкт-Петербург...

Список источников:
И. А.Муромов. 100 великих авиакатастроф. Великие русские изобретатели.

А.С.Захаров. Лев Макарович Мациевич.

(авиару.рф) 

 

1. Послужной список - РГА ВМФ. Ф. 417. Оп. 5. Д. 1477. Л. 4.

2. Сафаев А. Е. Всероссийский праздник воздухоплавания 1910 г. по материалам российских газет // Военная история России XIX - XX вв. Материалы X Международной военно-исторческой конференции /  под ред Д. Ю. Алексеева, А. В. Арановмча. СПб: СПбГУПТД, 2017. С.270 - 287.

3. Журнал "Вестник воздухоплавания", 1910 г. № 18 - 19.

 

*) Во многих публикациях дата рождения Л. М. Мациевича ошибочно указана 01 (13) мая 1877 г.

Уместно заметить, что именно к этой «неточной» дате было приурочено и официальное открытие сквера его имени в 2019 г.

  • фото

    1910. Похороны Л. М. Мациевича.
    (pastvu.com)

  • фото

    1913. Могила Л. М. Мациевича.
    Автор: К.К.Булла.
    В ЦГАКФФД: Д 14096

  • фото

    1912 Доска над могилой
    Л. М. Мациевича
    работы арх. Ивана Фомина.
    В настоящее время
    отсутствует. (pastvu.com)

  • фото

    (encspb.ru)

  • фото

    Могила Л. М. Мациевича
    на Никольском кладбище.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj,
    03.03.2023.

12 комментариев
552 просмотра
Добавил: V_Malyj, 3 Марта 2023, 23:13
Редактировано: 13 Июня 2023, 21:59
Оцените:
(25 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34184.html' target='_blank'>Сквер Мациевича на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
  • 7 Марта 2023, 22:55

    Точно причину не выяснили, да и выяснить по тем временам не могли. Прочность конструкций зачастую рассчитывалась +/- квадратный лапоть, поскольку возникающие в воздухе нагрузки определялись весьма приблизительно, а точнее никак, в общем опытным путём. Гибло народа очень много. Это в России Мациевич был первый, а мире уже на третий десяток пошло. 

     

    Как видим, предположительно, непосредственной причиной катастрофы был обрыв растяжки, намотавшейся на винт. Почему она лопнула - другой вопрос. Может, качество стали подкачало, может, проволока перетёрлась, и никто не проверил перед полётом (износ). А может быть, что и проволока, которую он за спиной намотал, отвязалась и зацепилась за винт. Чисто с авиационной точки зрения можно было бы порассуждать и поумничать, но теперь это бессмысленно. В то время не было опыта расследования авиационных происшествий.   

     

    После болтуны запустили и в салонах, и в СМИ массу конспирологических околополитических версий. Особенно старались люди, далёкие от авиации. Всё пустое, свистеть - не мешки ворочать. 

     

    И ещё. Лётчик полетел в состоянии усталости и нездоровым. Что категорически нельзя было делать. Чёрт его туда понёс, очень хотелось деньжат заработать - ведь за все "рекорды дня" полагались организаторами денежные призы. В предыдущие дни Мациевич их брал. А летал он действительно хорошо. 

     

    Да, вот ещё. В военной энциклопедии Сытина (т. 15) о Мациевиче написано:

     

    МАЦИЕВИЧ, Лев Макарович, кап. к-са кораб. инж-ров, воздухопл-ль; род. въ 1877 г., окончил технол. институт и Никол. мор. ак-ию по кораблестр. отделу, после к-рой слушал курс подводн. пдавания. Еще с 1906 г. заинтересовавшись авиацией, М. принималъ деят. участие в трудах ком-та по орг-зации воен. флота на добров. пожерт-ия; в значит. степени по его настояниям, при ком-те образовался отдел воздуш. флота. В фвр. 1910 г. М. б. командирован вместе с друг. офицерами во Францию (Мурмелон ле Гран и Этамп), где обучался под руководством изв. авиатора Фармана и получил звание пилота.

     

    Вернувшись в Россию и совершив одним из первых рус. авиаторов много смелых полетов, М. явился и 1-ой жертвой рус. авиации 24 снт. 1910 г., во время 1-го Всерос. праздника воздухоплавания. М. д. б. совершить полет с комендантск. аэродрома в Спб. Чувствуя боль в спине, он прикрепил к задним стойкам аппарата (Фарман) проволоку, на к-рую мог опираться. На высоте 480 мтр. аппарат резко уклонился вперед, и М. выпал из сидения; смерть наступила мгновенно. Причина катастрофы не м. быть выяснена; по-видимому, М., спускаясь вниз, не мог уравновесить аппарат своим телом, т. к. прикрепленная сзади проволока помешала ему откинуться назад. В лице М. воздухоплавание потеряло не только смел. летчика, но и образован. инж-ра. Еще в бытность свою слуш-лем курсов подвод. плавания в порте Имп. Александра III М. подавал проекты подвод. лодок, не получившее осуществления. Занявшись воздухоплаванием, он с таким же рвением работал над вопросами теории и практики иск-ва авиации.

     

     

     

    Ну, что ещё сказать. Жаль. Очень жаль Лёвушку. Но такова уж судьба. 

     

     

  • 7 Марта 2023, 23:11

    Важное упустила!

     

    Капитан Л.В. Мациевич был первым из морских офицеров, кто поднялся на аэроплане в небо Балтики в России. Это произошло 8 сентября 1910 г. За ним был лейтенант Г.В. Пиотровский. 

     

    Очень часто эту пальму первенства отдают С.Ф. Дорожинскому. Действительно, Дорожинский был пятым из граждан России и первым из флотских и из российских военных вообще, кто получил официальное свидетельство пилота во Франции. Но с Куликова поля в Севастополе он взлетел 16 сентября 1910 г., став первым из офицеров-черноморцев.

     

    В таком случае Мациевич с Пиотровским опередили Станислава Фаддевича Дорожинского среди (подчёркиваю) флотских офицеров. 

     

    Есть сведения, что Дорожинский ещё в августе опробовал аэроплан Севастопольского аэроклуба. Ну, что такое опробовал. Это не на публике официальные полёты выполнять. 

     

    Так что Лёвушка из моряков был первым. 

  • 8 Марта 2023, 01:24

    Жаль, Гатчины у нас здесь нет.

    Без Гатчинской авиашколы история воздухоплавания, конечно, не полна. 

  • 8 Марта 2023, 10:15

    Хорошая публикация получилась!

     

    Ответ на "Жаль, Гатчины у нас здесь нет. Без Гатчинской авиа" от Кадет Биглер

     Так можно завести тему на форуме со ссылкой на публикацию, чтобы закрыть этот вопрос!

  • 13 Июня 2023, 22:21

    "Metro" Санкт-Петербург 18.08.2019

     

    18.08.2019. Фестиваль воздухоплавания в сквере Льва Мациевича. Фото - Святослав Акимов.

     

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31762
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2392
Всего сегодня: 1728