Публикация

Подворье Староладожского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря - Настоятельский и келейный корпуса

Здание на карте
фото
Архитекторы: Косяков Вас. А.
Бойко Г.
Год постройки: 1905-1910
Стиль: Неорусский

Подворье Староладожского Успенского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря. Настоятельский и  келейный корпуса. Хозяйственный двор.

Нарвский пр., дом 1

Старо-Петергофский пр., дом 29

1905-1910 -
1945(?)  - образовали хозяйственный двор за счёт присоединения участков домов 3 и 5 по Нарвскому пр. 
1989-90 - арх. Г. Бойко и др. - основные ремонтно-реставрационные работы, связанные с восстановлением

                 первоначального назначения комплекса.

 

Первая публикация Подворье Спасо-Преображенского Валаамского ставропигиального мужского монастыря.

 

 

 

В 1901 г. Успенский Староладожский женский монастырь приобрел участок земли у Софии Александровны Кованько.

30 июня (12 июля) 1902 г. здесь была освящена деревянная часовня во имя Успения Божией Матери. В 1904 г. архитектор Василий Антонович Косяков приступил к проектированию каменного храма и монастырского подворья. 9 (22) июня 1904 г. архимандрит Корнилий (Смуров) освятил место постройки, а 12 (25) августа того же года Государь Император Николай II одобрил проект подворья.

Закладка церкви во имя Казанской иконы Божией Матери состоялась 10 (23) июля 1905 г. Через два года, 17 (30) июня 1907 г., на храм подняли кресты и колокола. 20 декабря 1909 г. (2 января 1910 г.) был освящен первый из приделов храма, во имя свт. Николая Чудотворца, а 17 (30) января 1910 г. – придел во имя прп. Серафима Саровского. Чин освящения главного придела, во имя Казанской иконы Божией Матери, и литургию в церкви подворья совершил 7 (30) октября 1910 г. епископ Нарвский Никандр (Феноменов), в будущем – один из сподвижников св. Патриарха Тихона, митрополит Ташкентский и Туркестанский.

 
На небольшом и неправильном по форме участке размещено несколько строений, соединенных между собой: пятиглавая церковь, иконная лавка, звонница со святыми вратами, часовня, настоятельский и келейный корпуса. Монастырское подворье стало значительной градостроительной доминантой. Современники характеризовали факт появления «большого, художественной архитектуры храма» и благоустроенного подворья бедного монастыря как чудо: «Петербург украсился благолепным храмом в местности, изобилующей обширными и разнообразными фабриками». Внешний облик подворья вызывает в памяти образы русского зодчества 17 в. Историк церковной архитектуры, священник Александр Берташ писал, что «постройки Староладожского подворья отличает соединение новых конструкций и материалов (железобетон и облицовочный кирпич) с воспроизведением древнерусских форм – кокошников, традиционных для московского и ярославского зодчества 17 в. и арочных колончатых поясов».

 

Двухэтажный Настоятельский корпус находится слева от храма, если смотреть с Нарвского проспекта. На первом этаже располагались трапезная с буфетной и контора с кабинетом заведующего, на втором этаже – квартира игуменьи. Трёхэтажный Келейный корпус. На первом этаже левой части (см. фото) располагался ледник (позднее переделанный в жилое помещение), а за ним квартира дьякона. В правой части помещения дворников, за ними - квартира священника. На втором этаже вдоль двух брандмауэрных стен проходил длинный коридор со входами в 7 келий с окнами во внутренний двор и в помещения умывальной и туалетов.
Подворье имеет подвальный этаж.

Сестер на подворье в 1910 г. жило 24 человека: 5 монахинь, 3 послушницы и живущие на богомолении. Заведующей подворьем с 1905 г. являлась монахиня Серафима (Олисова).

 

Игумения Антония (Рейнбот), при которой началось возведение комплекса, была еще в августе 1904 г. назначена настоятельницей Воскресенского Новодевичьего монастыря, однако осталась казначеей и делопроизводительницей Строительной комиссии по постройке Староладожского подворья. Ее труды и личные пожертвования были отмечены в 1911 г. наградой – золотым наперсным крестом с украшениями.

Игумения Антония еще в 1904 г. выражала уверенность в том, что воздвигаемый храм окажет благотворное религиозно-нравственное влияние на рабочее население Нарвской части города. Идею создания при Казанской церкви общества трезвости поддержал епископ Нарвский Никандр. 8 (21) сентября 1910 г. были даны первые обеты трезвости, а 4 (17) октября 1910 г. произошло официальное открытие Казанского братства трезвости, руководителями которого были священники Казанской церкви.

Потребность в этом действительно была. Это густонаселенный промышленный район. Священник Михаил (Галкин) писал: «я нарочно ходил по всем, прилегающим к церкви улицам, пробовал сосчитать число питейных заведений… и не мог сосчитать, до того их много. В праздники пьяные везде. За этой картиной веселья стоит кошмарный ужас. Стоны несчастных жен, голод и холод ни в чем не повинных деток». Центром трезвенного движения стала С.-Петербургская епархия, в которой в 1898 г. священник Александр Рождественский основал Александро-Невское общество трезвости, к 1912 г. в епархии насчитывалось уже 84 такие организации. Собирались три раза в неделю, проходили беседы со священниками, читались жития святых и душеполезные книги, с собой давали брошюры. Братство участвовало в городских Крестных ходах и паломничествах, а также организовало свой хор, певший на ранних литургиях. За первый месяц в Братство вступили 173 человека, большинство фабричные рабочие в возрасте от 21 до 50 лет. Записывались и давали обет не пить от 1 месяца и навсегда. Член получал билет, на обороте которого было напоминание об обещании

.

В феврале 1918 г. был опубликован декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви, реквизиции помещений с имуществом церквей. Власти затребовали сведения о капиталах, имуществе, а так же потребовали, под угрозой предания революционному суду, немедленно передать собственность, не предназначенную для богослужебных целей, местным Советам. В ответ заведующая подворьем монахиня Серафима письменно сообщила: денежных капиталов и сберегательных книжек у подворья нет; прихожан насчитывается 986 человек; церковь и корпуса с монашеским общежитием и квартирами священников находятся, по распоряжению монастыря, в её ведении.

В 1919 г. на подворье жило более 40 человек: 11 монахинь, 20 послушниц и семьи священников, а так же две беженки. На подворье числилось два священника и один дьякон.

С 1919 г. стали предприниматься попытки отобрать у подворья жилые и служебные помещения. 23 сентября 1919 г. составляется договор между «двадцаткой» подворья и местными советами, в котором прописано: «двадцатка» получает здание храма и имущество в бессрочное пользование. Церковь регистрируется в качестве приходской.

 

В 1922 году в стране начата широкомасштабная компания конфискации церковных ценностей под предлогом помощи голодающим Поволжья (на деле на их нужды пошла лишь небольшая часть изъятого).

23 марта 1922 г. архитектором отдела музеев и охраны памятников искусства и старины В. Даниловым была произведена экспертиза церкви на предмет определения художественно - исторического значения строения и инвентаря. 8 мая в 12 часов дня в Казанской церкви появился уполномоченный подкомиссии для конфискации. При этом присутствовали настоятель храма о. Николай Ливанов и члены приходского совета. Были сняты с икон серебряные ризы, венцы, лампада... всего из Казанской церкви было изъято 14,3 кг серебра. 

 

29 августа 1929 г. были закрыты часовня и иконная лавка. В них были устроены жилые помещения.

В 1930 г. ведутся повседневные наблюдения инспекторов культа и органов ГПУ за действующими церквями, готовятся документы о расторжении договоров с «двадцатками».
По словам современного историка прот. В. Цыпина, в 1930-е годы «церковная жизнь носила жертвенный характер. Само участие в богослужении клириков и мирян сопряжено было с опасностью ареста; рисковали своим служебным положением. Это были люди самоотверженные, настоящие исповедники».

В ночь с 17 на 18 февраля 1932 г. в рамках компании полной ликвидации черного духовенства в Ленинграде было арестовано и подвергнуто допросам около 500 человек - монашествующие, близкие к ним представители белого духовенства и мирян. Среди заведенных следственных дел были дела 14 монахинь и шести послушниц Староладожского подворья – хотя официально он был закрыт, сестры, по-прежнему жившие в корпусах подворья, сохраняли верность монастырскому уставу. Из своих келий они и начали исповеднический путь.

19 марта 1932 г. было утверждено обвинительное заключение группового следственного дела, в котором писалось, что монашествующие создали нелегальные монашеские общежития и превратили их в место сосредоточения контрреволюционных элементов из духовенства и мирян, распространение церковно-монархических сочинений…  22 марта ОГПУ постановило выслать девятнадцать староладожских инокинь на три года в Казахстан и Среднюю Азию. Часть священнослужителей и прихожан Казанской церкви расстреляли. (подробнее см. uspenie-ladoga.ru/archivarius_2021_03_26/)

 

В 1932 г. с общиной верующих был заключен договор на срок до 1944 г.
10 октября 1934 г. на заседание Президиума Ленинградского облисполкома был вынесен вопрос: «О ликвидации Казанской церкви в гор. Ленинграде, угол проспекта Юного Пролетария и Нарвского. Учитывая ходатайство рабочих основных промышленных предприятий района («Красный Путиловец», «Северная верфь», «Красный Химик», «Красный Треугольник» и др.) о закрытии церкви, помещение которой необходимо для оборудования образцового универмага, и имея в виду, что церковь расположена против школы (80 ФЗД), чем нарушаются нормальные условия учебы, на расстоянии же от 2 до 3 км находятся 2 других молитвенных здания того же течения (церковь «Всех Святых» и «Измайловский собор»), которые вполне могут обслуживать верующих данного религиозного общества – Казанскую церковь закрыть, а здание использовать для указанной цели». Прихожанами была подана жалоба во ВЦИК, который своим постановлением № 16 от 10 июля 1935 г. утвердил решение местных властей. Храм был закрыт 7 октября 1935 г. 

 

15 июня 1920 г. о. Григорий был назначен на вторую священническую вакансию к Казанской церкви Староладожского подворья и 20 августа 1920 г. переехал с Невского пр., д. 173 на Нарвский пр., д. 1, кв. 2. В приходский совет его избирали 5 декабря 1920 г. 29 января 1922 г. наряду с другими лицами он подписал протокол общего собрания жильцов, бравших в аренду жилые помещения дома № 1 по Нарвскому пр. и был избран председателем ревизионной комиссии. По данным на 29 октября 1927 г. о. Григорий после кончины о. Николая Ливанова исполнял должность председателя приходского совета. Возможно, что о. Григорий служил в Казанской церкви до 1932 г. Он был лишен избирательного права «как служитель культа по Конституции СССР». При проведении паспортизации в 1933 г. права голоса были лишены и другие члены семьи о. Григория; его дочерей Анастасию, Ларису и Елизавету уволили с работы. Через полгода, после поездки Ларисы и Елизаветы в Москву для ходатайства во ВЦИКе, дочери были восстановлены в правах (о. Григорий с супругой остались «лишенцами»).

30 августа 1989 г. на основании ст. 1 Указа Верховного Совета СССР от 16 января 1989 г. «О дополнительных мерах по восстановлению справедливости в отношении жертв репрессий, имевших место в период 1930-40-х и начала 50-х гг.» о. Григорий Лебедев и члены его семьи были реабилитированы Прокуратурой Ленинграда.

 

Последний настоятель Казанской церкви, протоиерей Михаил Долотов, в 1937 г. служил в Князь-Владимирском соборе, а проживал в здании бывшего Староладожского подворья. 10 октября 1937 г. его арестовали; в обвинительном заключении говорилось о том, что он вел контрреволюционную агитацию. Отец Михаил был приговорен к расстрелу и 15 ноября 1937 г. приговор приведен в исполнение.

 

Во второй половине 1930-х гг. церковное здание передали промкомбинату, который устроил в нём швейно-трикотажную фабрику № 2. После 1945 г. территорию под разрушенными во время войны домами 3 и 5 (citywalls.ru/house31767.html ) присоединили к подворью.

 

С 1945 г. (точная дата не установлена) по адресу: пр. Газа, 29, действовала Ленинградская мебельная фабрика №3.

Приказом по Ленсовнархозу от 9 декабря 1957 №210 и решением Исполкома Леноблсовета от 29 ноября 1957 №28-22 «Об объединении Ленинградской мебельной фабрики №3 с Ленинградской фабрикой мягкой мебели №1» Ленинградская мебельная фабрика № 3 считается цехом № 6 Ленинградской фабрики мягкой мебели №1.
В соответствии с постановлением Ленсовнархоза от 14 июля 1962 «Об объединении фабрик мягкой мебели №1 и №7», с 1 июля 1962 г. фабрики были объединены под наименованием Ленинградская фабрика мягкой мебели.
В январе 1966 г., в связи с ликвидацией совнархозов, Ленинградская фабрика мягкой мебели вошла в состав образованного производственного объединения «Ленмебельдревпром».  alertino.com/ru/105499

О дальнейшей судьбе цеха №6 архивные источники не сообшают. В 1980-х гг. фабрика освободила территорию храма.

 
Храм был лишён внутреннего убранства. Помещение разделили железобетонными перекрытиями на три этажа и сделали дополнительные железобетонные лестницы, в наружных стенах пробили новые оконные и дверные проемы. С фасадов храма исчезли все декоративные элементы из керамики: майоликовые панно на священные сюжеты, цветной орнаментированный фриз, изразцовые вставки. Въездная арка лишилась кованных чугунных ворот и была заложена.

 

В советское время в корпусах были сделаны жилые квартиры. Первые номера находились в настоятельском корпусе, левый вход с Нарвского пр. и существовали до 1989 г. (добавил  Виктор М

1 июля 1974 г. было принято Решение Исполкома Ленгорсовета № 468 «О переселении граждан из дома № 1/29 по Нарвскому пр.» Бюллетень Ленгорисполкома, № 19, 1974 (добавил v3p1s4 ) На его исполнение потребовалось 15 лет.

  • фото

    1905 Старо-Ладожское подворье.
    Проект из журнала
    Зодчий, 1905, Вып.45, Л.46.

  • фото

    Старо-Ладожское подворье.
    Проект. 1 этаж.

  • фото

    Старо-Ладожское подворье.
    Проект. 2 этаж.

  • фото

    Священный лист
    члена Казанского
    Братства трезвости.

  • фото

    1914 г. Певчие Казанского
    Братства трезвости.**

  • фото

    Храм Казанской иконы
    Пресвятой Богородицы.

  • фото

    1930-1940 Казанская церковь
    при подворье.

  • фото

    до 1940 г.

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    1938 г.
    ЦГАКФФД
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1939 г.
    ЦГАКФФД
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    1981-1982 гг.
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1981-1982 гг.
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    1987 г.
    Нарвский пр.

  • фото

    1988-1990 Церковь во
    имя Казанской иконы
    Божией матери.*

  • фото

    1989 Церковь во имя
    Казанской иконы Божией матери.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    1995 г.
    (добавил
    Андрей Агафонов)

* - (1975-1979 pastvu.com №143170 ) Фото сделано в 1988-1990 гг., судя по тому, что дома на Бумажной, 9 (1989 г.п.) и

     Бумажной, 15  (1985 г.п.) уже есть, а крестов еще нет. Скорее всего, 1989 год - начало реставрации. (Виктор М)

** 1914 г. Певчие Казанского Братства трезвости. В центре - руководитель Братства священник Н. Гришков, слева от него регент И.И. Зайцев.

 

Возобновление богослужебной и монашеской жизни на подворье связано с именем Святейшего Патриарха Алексия II – в 1986-90 гг. митрополита Ленинградского и Новгородского. Еще в 1988 г., предлагая властям программу возрождения Валаамского монастыря, владыка Алексий писал о необходимости организовать подворья, в том числе – на основе бывшего подворья Староладожского монастыря на Нарвском проспекте. Летом 1989 г. Исполком Ленгорсовета принял решение передать комплекс зданий Ленинградскому епархиальному управлению, и 4 августа эта передача состоялась. Указом митрополита Алексия № 40 от 1 октября 1989 г. Казанское подворье бывшего Староладожского монастыря с этого числа считалось подворьем Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Вскоре после того, как владыка Алексий был избран Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, монастырю был дарован статус ставропигиального, и с лета 1990 г. подворье вышло из состава Ленинградской епархии.
В 1990 г. в помещениях подворья развернулись реставрационные работы, начался ремонт в игуменских покоях и в монашеских кельях. На колокольне установили крест и колокола. Богослужения проходили поначалу во временном подвальном храме, а 7 января 1991 г. Литургия была совершена в Серафимовском приделе, освященном малым чином. Через несколько дней, 12 января, подворье впервые посетил Святейший Патриарх Алексий II. 6 апреля 1991 г. на купола Казанской церкви установили кресты.
Подвалы отремонтированы и используются. Частично их занимает воскресная школа.

В этом же году архитектурный ансамбль подворья был признан памятником архитектуры, а в 2001 г. ему присвоен статус объекта культурного наследия федерального значения. (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

По материалам первой публикации и сайтов
valaam.spb.ru/o-monastire-i-podvorie/podvore-v-peterburge/istoriya-podvorya

hranitelclub.com/587-valaamskoe-podvore#_1820

http://uspenie-ladoga.ru/archivarius_2021_03_19/ 

  • фото

    Брандмауэр настоятельского
    и келейного корпусов.
    Фото - Виктор М, 2010

  • фото

    Вид с северо-востока
    фото Риэлтор 02.2023

  • фото

    Келейный корпус.Вид с севера.

  • фото

    Брандмауэр келейного
    корпуса. Вид с севера.

  • фото

    Вид с востока.

  • фото

    Настоятельский корпус.
    Вид с юга

  • фото

    Настоятельский и
    келейный корпуса. Вид с юга

  • фото

    Хозяйственный двор.
    Вид с юго-востока.

  • фото

    фото Риэлтор 02.2023

  • фото

    фото Риэлтор 01.2023

  • фото

    фото Риэлтор 01.2023

Выйдя из арки Келейного корпуса, попадаешь в большой пустынный хозяйственный двор (виден на карте в режиме "гибрид"), ворота которого видны слева на фото. Двор занимает территорию снесённых домов 3 и 5.

 

Глухой забор подворья и хозяйственного двора вместе с брандмауэром келейного корпуса ограничивает подворье с севера, где расположен сквер Василия Косякова и производственные корпуса (Яндекс карты ошибочно показывают въезды).

Ниже приведены виды подворья со двора. 

  • фото

    Дворовый фасад храма,
    вид с запада 20.05.2011

  • фото

    Фото -
    Виктор М, 03.2012

  • фото

    Алтарь, вид с севера.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    справа келейный корпус.

  • фото

    Фото - Виктор М, 03.2012

  • фото

    Фото - Виктор М,
    14.04.2012

  • фото

    слева сторожка, правее
    часовня и звонница

  • фото
  • фото

    Иконная лавка, справа алтарь.

  • фото
  • фото

    Алтарь, вид с с-в.

  • фото

    Фото - Виктор М, 14.04.2012

  • фото
  • фото
  • фото

    Келейный корпус.

  • фото

    Вид с
    северо-запада.

  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М, 14.04.2012

  • фото

    Фото - Виктор М, 14.04.2012

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Слева келейный корпус.

  • фото
  • фото
  • фото

    Настоятельский
    корпус.

  • фото

    справа переход в
    келейный корпус.

  • фото

    справа переход в
    келейный корпус.

  • фото

    Переход - келейный
    корпус справа.

  • фото

    Арка в келейном корпусе
    (в хозяйственный двор).

  • фото

    Фото - Виктор М, 14.04.2012

  • фото

    Дворовый фасад
    храма, вид с запада
    Фото - Jula_S, 02.2018

  • фото

    Дворовый фасад
    храма, вид с запада
    Фото - Jula_S, 02.2018

  • фото

    Звонница, вид с с-з.
    Фото - Виктор М, 04.2018

  • фото

    Звонница, вид с северо-запада.

  • фото

    Звонница, вид с с-з,
    слева часовня,
    справа иконная лавка.

  • фото

    Иконная лавка,
    справа алтарь.

  • фото

    Алтарь, вид с с-в.

  • фото

    Слева храм,
    справа келейный корпус.

  • фото

    Келейный корпус
    Фото - Виктор М, 04.2018

  • фото

    Келейный корпус, вид с запада,
    из хозяйственного двора.

  • фото

    фото Риэлтор 01.2023

  • фото

    Вид храма
    со двора.

  • фото
  • фото

    Настоятельский корпус,
    вид с северо-запада.

  • фото

    Келейный корпус,
    вид с северо-востока.

  • фото

    Келейный корпус,
    вид с востока.

  • фото

    Вид с востока,
    справа келейный корпус.

  • фото

    Храм Казанской иконы
    Божией Матери, вид с запада.

  • фото

    Храм Казанской иконы
    Божией Матери, вид с запада.

  • фото

    Алтарь, вид северо-востока.

  • фото

    Часовня и звонница,
    слева служебный въезд,
    вид с запада.

  • фото

    Звонница с парадным
    въездом, вид с запада.

  • фото

    Святые ворота.

  • фото

    фото Риэлтор 01.2023

 

 

До 1917 г. Валаамский монастырь имел в СПб несколько подворий.
Первое подворье монастырь создал в 1820 г. на Мясной улице в Малой Коломне (см. Мясная ул., 11 ). Его закрыли в 1832 г. и здание продали Императорскому Человеколюбивому обществу.
Вместо подворья в 1832-34 гг. на берегу Невы, где находилась хлебная биржа, была выстроена часовня с дорическим порталом и плоским куполом, к которой примыкали кельи для братии (см. Синопская наб, 34 )
Вторая часовня подворья, деревянная в "строго русском вкусе" была заложена в январе 1896 г. вместе с братским корпусом по проекту Н.Д. Прокофьева близ Смоленского кладбища (см. 16-я линия В.О., 81 ). В годы Великой Отечественной войны здание разобрали на дрова.

 

Книга М.В. Шкаровского «Санкт-Петербургские подворья Валаамского монастыря и подвиг их новомучеников» посвящена истории существовавших в XIX — начале ХХ века в Санкт-Петербурге подворий Спасо-Преображенского монастыря и современному присутствию Валаамской обители в Северной столице..."                       vk.com/wall-25721909_8421

 

 

Сохранился интерьер лестницы Настоятельского корпуса: ступени из путиловской плиты, кованая решетка ограждения, штукатурный декор стен и маршей лестницы. Проемы окон и дверей отделаны валиками. Стены изначально, судя по расчисткам, были окрашены в голубой цвет (расчищались рустованные участки первого этажа).                  (добавила Jula_S)

 

На этой лестнице до 1989 г. были первые номера квартир, лестница была №1, вход с Нарвского пр. Квартиры неплохие, сравнительно с теми, что были в Келейном корпусе. Ограждения здесь подлинные. Я не уверен до конца, что на парадной лестнице храма ограждения подлинные, храм был доступен со двора через окна, могли украсть в период длительного запустения. А в Настоятельском корпусе всегда была жизнь.                                                    (добавил Виктор М)

  • фото

    Лестница в
    квартиру игуменьи
    Настоятельского
    корпуса.

  • фото

    Ниши на стенах.
    Фото - Jula_S, 2023.

  • фото

    Ступени лестницы.

  • фото

    Свод лестницы
    Настоятельского
    корпуса.

  • фото

    Вид на окна.

  • фото

    Начало
    лестницы. Фото
    - Jula_S, 2023
    .

  • фото

    Метлахская плитка
    на лестнице
    Фото - Nick_Ohtinskiy,
    03.2024.

6 комментариев
652 просмотра
Добавил: Риэлтор, 20 Февраля 2023, 13:19
Редактировано: 13 Января 2024, 15:34
Оцените:
(46 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34160.html' target='_blank'>Подворье Староладожского женского монастыря - Подворье Валаамского мужского монастыря - Настоятельский и келейный корпуса на Citywalls.ru</a>
Всего 7 комментариев
  • 22 Февраля 2023, 12:22
    Ответ на "фото, архивные материалы и информацию, которые&nbs" от Mary

    Целиком и  полностью согласен с Вашим замечанием!

    Но начав писать историю Настоятельский и  келейный корпуса. Хозяйственный двор - понял, что они строились одновременно с церковными и изложить их историю превращения в жилые корпуса невозможно, не затронув историю возникновения подворья и общественно-политическую ситуацию после 1917 г.

    Внимательно перечитал первую публикацию и все 49 комментов к ней - решил написать её заново с учётом комментов, но не затрагивая историю зданий церковного назначения Валаамского подворья, которую можно будет позднее подробно изложить в первой публикации.

    Прошу Вас сделать в данном случае исключение из общепринятых правил, позволить мне завершить начатую работу и вынести её на суд авторитетных авторов публикаций на сайте.

    P.S. Работа над публикацией завершена 26.02.2023

  • 22 Февраля 2023, 12:37

    )) угу

  • 26 Февраля 2023, 15:21

    Ссылку на 1-ю публ. пож. поставьте нормально. И подписи под фото, которые перенесли с нее. Там источники указаны. А последнее фото в 1-м блоке -  лично Андрея Агафонова.

  • 27 Ноября 2023, 01:43

  • 9 Марта 2024, 23:30

    Добавил фото простенькой метлахской плитки на лестнице в самой церкви - т.к. в первой части уже 100 фото, то пришлось добавить сюда.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2746
Всего сегодня: 2837