Публикация

Дом Ф. М. Апраксина - 3-й Зимний дворец

Здание на карте
фото
Архитекторы: Растрелли Ф.-Б.
Год постройки: 1732-1736, 1741
Стиль:

Дом Ф. М. Апраксина

1705 - Трезини Доменико

1716 - арх. Леблон Ж.-Б.

 Дворцовая наб., 36х

3-й Зимний дворец

Утраченое здание

1731-1732 - Трезини Доменико - перестройка

1732-1736 - арх. Растрелли Франческо Бартоломео (Варфоломей Варфоломеич) - расширение, перестройка
                - Растрелли Бартоломео Карло - участие ?

1741 - арх. Растрелли Франческо Бартоломео - расширение, церковь

 

 

Идея и план строительства современного Зимнего дворца принадлежит имп. Елизавете Петровне.
Но первоначальный императорский дворец на этом месте появился при Анне Иоанновне.

 

При Екатерине I  2-й Зимний дворец был заново отделан, но, несмотря на это,  имп. Анна Иоанновна (племянница Петра I) не захотела поселиться в нем и, возвратясь в 1732 г. из Москвы после коронации, выбрала для жительства палаты сподвижника Петра I, адмирала графа Ф. М. Апраксина.

  • фото

    Проспект палат великого адмирала...
    Эллигер Оттомар. 1729 г.
    Из серии грав. "Виды Петербурга",
    по рис. Х. Марселиуса 1725 г.

  • фото

    Дом Ф. М. Апраксина.
    1729 г.

  • фото

    Дом Ф. М. Апраксина. Проект.
    арх. Леблон Ж.-Б. 1716.

1729. Эллигер Оттомар III. "Проспект палат великого адмирала с следующими палаты.."

1 - палаты генерал адмирала граффа Апрксина

2 - палаты тайного советника графа Саввы Владиславича (Рагузинского)

3 - палаты генерала Ягужинского

4 - палаты генерал-лейтенанта Чернышева

5 - палаты адмирала Крюйса

6 - палаты обер-гофмейстера Олсуфьева

7 - Зимний дом его Императорского величества

8 - часть Дворцовой Канцелярии

 

Дом Ф. М. Апраксина

 

Первоначально вдоль Невы почти все здания были деревянные "на русский лад".

Строительными работами на Адмиралтейском острове до своей опалы руководил А. В. Кикин.

 

На месте современного Зимнего дворца первая постройка появилась ещё при Петре I. В 1705 г. на месте северо-западного угла современного дворца был построен деревянный дом генерал-адмирала Фёдора Матвеевича Апраксина. Его спроектировал арх. Доменико Трезини. Правила "фортификационной эспланады" требовали, чтобы ближайшее строение находилось на расстоянии не менее 200 саженей от Адмиралтейства. (1 сажень = 2,1 м)

От дома Апраксина, вдоль главного фасада до дома Крюйса (на участке южного павильона Малого Эрмитажа и западной части Нового Эрмитажа) была проложена параллельно Неве Средняя ул. Дом А. В. Кикина был построен рядом с домом Ф. М. Апраксина со стороны Адмиралтейства (южнее), а после казни Кикина занят под Морскую академию. К палатам Апраксина примыкали по набережной, в сторону Зимней канавки, дома Рагузинского, Крюйса и Олсуфьева. Дом Апраксина был перестроен в камне в 1712 г.

 

С 1715 г. Петр издал указ об упорядочении застройки Адмиралтейского острова и создании набережной Невы. Берег Невы был укреплен и повышен. Красная линия Дворцовой наб. была выдвинута вперед, Средняя ул. исчезла. На набережной началось каменное строительство.

Первый фундамент в соответствии с новой линией набережной был заложен в 1716 г. под палаты П. И. Ягужинского. Ближе всех к Адмиралтейству стояли палаты генерал-адмирала Апраксина, президента Адмиралтейств-коллеггии, за ним до Зимней канавки дома - графа С. В. Рагузинского, генерала Ягужинского, генерал-майора Г. Чернышева, адмирала Крюйса, обер-гофмейстера Олсуфьева.

 

Новый каменный дом генерал-адмирада Ф. М. Апраксина был заложен в июне 1716 г. Проект составил французский арх. Ж.-Б. Леблон. Фасад выполнен на "французский манер". Руководил строительством арх. Федор Васильев. В процессе строительства он частично изменил проект. Он добавил к зданию третий этаж и несколько переработал его фасад.

Дом Апраксина был большим (21 ось по фасаду), трехэтажным, с высоким крыльцом. Леблон спроектировал пятичастное здание с небольшим мезонином в три окна в центре. Балконы украшали кованные решетки, а боковые резалиты венчали декоративное завершения.

 

Во дворце часто устраивались официальные празднества. В 1725 г. здесь временно жили молодожёны герцог Голштинский и дочь Петра I Анна.В 1728 году адмирал скончался. Не имея наследников, он завещал свой дом имп. Петру II.Долгое время он пустовал, а с конца 1731 г. его отремонтировали и расширили.

В 1732 г в нем поселилась имп. Анна Иоанновна, после того, как царский двор переехал в Петербург из Москвы. Впоследствии на его месте Анна Иоанновна начала строительство 3-го Зимнего дворца.

 

Дома на Дворцовой набережной

Соседним с домом Апраксина был выстроен дом для графа Саввы Лукича Владиславича (Рагузинского). Особняк Рагузинского был трехэтажным, 15 осей по фасаду. Пять центральных окон 2-го этажа объединял балкон. Венчал здание фигурный фронтон с картушем, завершенным графской короной.
Дом Ягужинского строитлся по приказу Петра I за государственный счет. Построен в 1716-1721 гг. по проекту Г. Маттарнови. Начал строительство арх. Ф. Васильевым, затем строил сам Маттарнови, а завершил Н. Ф.  Гербель. Дом имел 3 этажа, 11 осей по фасаду, три окна второго этажа объединял балкон. В центральной части четырехколонный портик на 2 этажа.
Соседний дом принадлежал обер-гофмейстеру М. Л. Олсуфьеву, строился в те же годы и имел подобный фасад.
Следующий дом вице-адмирала К. Крюйса, построенный по проекту Г. Маттарнови - был больше и наряднее.
Рядом начали возводить дом для князя В. В. Долгорукова, но после его опалы в 1718 г. недостроенное здание стало собственность генерал-майора И. М. Головина, и было закончено Н. Ф. Гербелем к концу 1720-х гг.

([9*]. С. 378-385)

 

Дом Апраксина служил для Анны Иоанновны лишь временным жилищем. Уже весной 1732 г. арх. Растрелли начал постройку для нее нового Зимнего дворца (3-й Зимний дворец).

 

Общий вид наб. Невы и изменения в ее застройке известны благодаря гравюрам того времени. Первые изображения Петербурга выполнил П. Пикарт. В 1716 г. А. Ф. Зубовым (при участиии А. Ростовцева) была исполнена гравюра "Панорама Петербурга" (11 видов города и окрестностей). В 1725 г. арх. Христофор Марселиус создал серию из 9 рисунков с видами Петербурга. В 1729 г. голландский худ. Оттомар Эллигер выполнил три гравюры по рис. Марселиуса (с изменениями). Две гравюры показывают панораму Дворцовой наб. На гравюре "Проспект палат великого адмирала с следующими палаты" дворец Апраксина начинает панораму в правой части листа. В левой части 2-й Зимний дворец (Эрмитажный театр) и Дворцовая канцелярия.

Вторая гравюра - "Вид Дворцовой канцелярии с следующими палаты". Ее начинает здание Дворцовой канцелярии, а завершает "вшествие в город Его Императорского Величества".

  • фото

    Вид Зимнего дворца Анны Иоанновны
    со стороны Невы.
    грав. Качалова Г.А.
    с рис. Махаева М.И. 1748-1750.

  • фото

    [25*]

  • фото

    фрагмент

  • фото

    "Проспект вниз по Неве реке между
    Зимним Ее Императорского Величества домом
    и Академией наук".
    грав. Качалова Г.А. с рис. Махаева М.И. 1748-1750.

  • фото
  • фото
  • фото

    Проспект вверх по Неве реке от
    Адмиралтейства и Академии
    Наук к востоку.
    Махаев М.И. 1753.

  • фото

    Вид Зимнего дворца
    Анны Иоанновны
    со стороны Адмиралтейства.
    Махаев М.И. 1753.

  • фото

    Проект северного фасада 3-го Зимнего дворца.
    арх. Растрелли Ф.Б. 1732 г.

Граверюра Качалов Григорий Аникеевич по рисунку: Махаева Михаила Ивановича (1748-1750) дает представление о Зимнем дворце Анны Иоанновны. Невский фасад дворца Анны Иоанновны. Центральный ризалит на семь осей заключает в себе Тронный зал. За высокой кровлей видны главки Большой придворной церкви - они были переделаны по проекту Растрелли в 1749 г.

 

Зимний дворец при Анне Иоанновне

Взошедшая на престол в 1731 г. Анна Иоанновна (племянница Петра I), несмотря на богатое убранство 2-го Зимнего дворца Петра I, поселила в нем своих придворных. Сама же избрала для жительства дом графа Ф. М. Апраксина - бездетный граф завещал свой дом Петру II (1728).

 

Расширение дома Апраксина сначала было поручено арх. Доменико Трезини. Работы начались в декабре 1731 г. Для ускорения строительства церковь и покои возводили из дерева.

Но вскоре архитектора Трезини сменил арх. Растрелли. Перед отъездом царского двора из Москвы в Петербург Растрелли предоставил готовый проект, который был утверждён и начал реализовываться уже в апреля 1732 г.

? Главным арх. Зимнего дома Анны Иоанновны был Бартоломео Карло Растрелли,  зодчий и скульптор, работавший в России с петровских времен, - отец арх. Франческо Бартоломео Растрелли, которого на русский лад звали Варфоломеем Варфоломеичем. ?Сын помогал отцу при строительстве, но позже эту работу приписавали ему.

Б. К. Растрелли построил большое крыло дома Апраксина, большой зал, галерею и придворный театр. Первональных планов не сохранилось.

На месте корпуса Зимнего дворца, обращенного к Адмиралтейству, находились тогда Морская Академия и дом адмирала графа Федора Матвеевича Апраксина. Эти два дома, из которых 1-й был сломан, а 2-й увеличен, были превращены в новый Зимний дворец.


В 1732 г. с западной стороны дома Апраксина, параллельно Адмиралтейству, началось возведение каменных парадных корпусов - строительство нового дворца. Растрелли развернул главный фасад дворца в сторону Адмиралтейства. Торцевой фасад со стороны Невы примыкал к дому адмирала, продолжая сплошную застройку набережной. Южный торцевой фасад был обращен на "луговую сторону" (Дворцовую пл.) С Адмиралтейского луга был устроен въезд во внутренний парадный двор, образованный с трех сторон новым дворцом, домом Апраксина и служебными постройками.

Художественной отделкой Зимнего дворца Анны Иоанновны занимался Луи Каравак, столярные работы выполнял француз Жен Мишель.
В 1735(36) г. строительство дворца было завершено, и Анна Иоанновна переехала в него.

 

Это было трехэтажное здание с рустованным цоколем. Стены из-за обилия окон казались легкими и невесомыми. Ритмично расположенные пилястры скрывали однообразие протяженного фасам, а многочисленные магкароны и картуши оживляли стены. Со стороны набережной был устроен фасад с портиком, декоративным фронтоном и скульптурой. Центральная часть невского фасада была акцентирована ризалитом на семь осей, за которым располагался огромный двухсветный Тронный зал площадью около 1000 кв. м. Фасад дворца со стороны Адмиралтейства имел два выступающих боковых крыла и три ризалита в центре. Парадные залы были сгруппированы в две анфилады, проходившие вдоль адмиралтейского и дворового фасадов. В южной части нового здания был построен придворный театр - первое в России театральное помещение европейского образца.

 

В облике 3-го Зимнего дворца проявились первые черты елизаветинского барокко. Здание включало в себя около 70 парадных залов, более 100 спален, галерею, театр, большую капеллу, множество лестниц, служебные и караульные помещения, а также комнаты дворцовой канцелярии. Тронный зал, церковь, театр и другие помещения поражали пышным убранством - золоченной резьбой по дереву, многочисленными скульптурами, живописными плафонами и большими зеркалами между окнами.

Практически сразу дворец начал перестраиваться, к нему начали пристраивать по луговой стороне различные службы, сараев и конюшен. Первоначальное сооружение велось под наблюдением гоф-интенданта Кармедона, затем генерал-аншефа В. В. Фермора, а позже дир Академии И. И. Бецкого.

 

В Зимнем дворце Анны Иоанновны 2 июля 1739 г. состоялось обручение принцессы Анны Леопольдовны с принцем Антоном-Ульрихом. Сюда же привезли малолетнего имп. Иоанна Антоновича. Он пробыл здесь до 25 ноября 1741 г., когда дочь Петра I Елизавета взяла власть в свои руки.

  • фото

    Зимний дворец имп. Анны Ивановны.
    Чертеж из коллекции Ф.-В. Берхгольца.
    1740-е гг

  • фото

    3-й Зимний дворец.
    грав. Качалов Г.А. по рис. Махаева М.И.
    1753 г.

  • фото
  • фото

    Вид на Неву и наплавной мост.
    грав. Васильева Я.В. с рис. Махаева М.И.
    1753 г. фрагмент

  • фото

    Дворец и Адмиралтейство
    при имп.Елизавете Петровне.
    Лансере Е.

Зимний дворец при Елизавете Петровне

 

В царствование Елизаветы Петровны Ф.-Б. Растрелли опять перестраивал и расширял дворец.

В 1742-1744 гг. дворец подвергся значительной внутренней перестройке. Были созданы новые парадные покои, в Тронном зале устроены фонтаны и каскады. Во дворце был смонтирован Янтарный кабинет - знаменитая Янтарная комната, перемещенная позднее в Царское Село. Столярные и резные работы производил француз Мишелем. В 1743 из дома графа Миниха перенесены белые мраморные камины. В 1746 устроен подъемный стол (Растрелли). Елизавета Петровна называла своим Эрмитажем комнаты в Зимнем дворце, которые она использовала для увеселений.

 

В 1746-1747 гг. со стороны Адмиралтейского луга к дворцу был пристроен протяженный флигель с личными покоями императрицы и малой церковью.

1 января 1752 г. императрица приняла решение о расширении Зимнего дворца. Были выкуплены соседние участки С. Л. Рагузинского (Владиславича) и П. И. Ягужинского. На новом месте Растрелли построил новые корпуса. Эти корпуса должны были быть пристроены к уже существующим и оформлены с ними в едином стиле. В декабре 1752 г. императрица пожелала увеличить высоту Зимнего дворца с 14 до 22 м. Растрелли был вынужден переделывать проект здания, после чего решил строить его в новом месте. Но Елизавета Петровна отказалась от перемещения Зимнего дворца.
Растрелли работал над зданием долгие годы, обновляя декор и расширяя площади путем присоединения соседних домов и возведения флигелей. По отзыву современников, после 20 лет хаотичной перестройки Зимний дворец обрел "вид грязный, недостойный места им занимаемого".

 

В результате многочисленных переделок к началу 1750-х гг. дворец приобрел беспорядочный, пестрый вид. Его фасады потеряли симметрию, многочисленные пристройки не соответствовали облику императорской резиденции. Стало очевидным, что больше расширять старое здание нельзя.
 

В результате Растрелли принял решение снести существовавший дворец и построить на его месте новый.

Проект был подписан Елизаветой Петровной 16 июня (27 июня) 1754 г.

На время работ Елисавета Петровна переехала 5 ноября 1755 г. в выстроенный Растрелли временный  деревянный дворец у Полицейского (Зеленого) моста. (в районе б. Морской ул. и Невского пр.). Здесь она скончала 25 декабря 1761 г., не дождавшись конца постройки Зимнего дворца. Ее преемник, Петр III, объявив Растрелли о своем желании переехать в новый дворец на Пасху 1762 г.

 

 

 9* - Калинина Е. М. Слепенкова О.В.  Петровский Петербург. Город на островах. Сакт-Петербург. "Паритет". 2016.

25* - Историчеякая панорама СПб и окрестностей. Ч.01. От основания до Екатерины. М. Моск. кн.зд. Т-во Образование. 1911.

 

0 комментариев
521 просмотр
Добавил: Mary, 27 Февраля 2020, 11:17
Редактировано: 9 Февраля 2023, 10:47
Оцените:
(2 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house34056.html' target='_blank'>Дом Ф. М. Апраксина - 3-й Зимний дворец на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2650
Всего сегодня: 4134