Публикация
Жилой домПетергоф
Озерковая ул., 49к2
Фото - Жилой дом Петергоф, Озерковая ул., 49, корп. 2, лит. А 1966 - ТП серия 1-528кп-8
Мемориальная квартира-мастерская художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. Сведения о дате создания: 1966 - 1985 гг. Адрес: г. Петергоф, ул. Озерковая, д. 49, корп. 2, кв. 55.
Распоряжение мэра Санкт-Петербурга от 30 января 1992 г. № 109-р О взятии под охрану памятника истории и культуры - мемориальной квартиры - мастерской художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой
1. В соответствии с Законом РСФСР "Об охране и использовании памятников истории и культуры" и учитывая художественную, историческую и культурную ценность мемориальной квартиры-мастерской художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой по адресу: г. Петродворец, ул. Озерковая, д. 49, корпус 2, кв. 55, включить в Государственный список памятников истории и культуры местного значения мемориальную квартиру-мастерскую художников В. В. Стерлигова и Т. Н. Глебовой. 2. Контроль за исполнением распоряжения возложить на начальника Управления Государственной инспекции по охране памятников истории и культуры В. Н. Ометова. Мэр: А. А.Собчак
Серия, тип проекта: 1-528кп. Год постройки: 1966. Площадь здания всего: 5781,9 кв. м , в том числе площадь жилых помещений: 5322,6 кв. м Число лестниц: 6. Число этажей: 5. Количество квартир: 120. 1-комн. -11; 2-комн. - 89; 3-комн. - 20. (gorod.gov.spb.ru)
Владимир Васильевич Стерлигов (05(18).03.1904 - 01.11.1973) - русский советский живописец-авангардист, график, книжный иллюстратор, теоретик искусства. Один из учеников К. С. Малевича и последователь М. В. Матюшина. Основатель «Чашно-купольной пространственной системы» живописи. Родился в Варшаве. Отец - Василий Николаевич Стерлигов (1873 - 1932), дворянин, учитель истории, мать - София Яковлевна Стерлигова (урожд. Чубаровская; ок. 1880 - 1915), учительница. Вскоре после рождения переехал с родителями в Москву. Детство провёл в Москве. Учился в «Школе свободного воспитания» М. Х. Свентицкой. В 1922 - 1925 гг. учился на Литературных курсах при Всероссийском Союзе Поэтов, в 1923 - 1925 гг. учился живописи и рисунку в частных студиях. В 1925 г. женился на Лидии Ивановне Мейснер (1902 - 1942?). Летом 1925 г., после знакомства с художницей-авангардисткой из круга Малевича В. М. Ермолаевой, Стерлигов переехал в Ленинград, чтобы заниматься живописью в революционном во всех смыслах ГИНХУКе. Цель института состояла в исследовании мировой культуры сквозь призму научного подхода - так, отдел Малевича занимался анализом живописных систем импрессионизма, сезаннизма, кубизма, футуризма и супрематизма. В марте 1935 г. вместе с другими членами ленинградской группы «Живописно-пластического реализма» был арестован и осужден за антисоветскую контрреволюционную деятельность. В декабре 1938 г. досрочно освобождён. Участник Великой Отечественной войны. В ноябре 1945 г. Стерлигов вернулся в Ленинград и вступил в ЛОСХ. В послевоенные годы занимался преимущественно журнальной и книжной графикой, оформлением упаковок различных фабричных изделий. Около 20 лет на постоянной основе сотрудничал с детским журналом «Мурзилка» (1953 - 1973). В 1960-е гг. В. В. Стерлигов дружил с реставраторами и исследователями древнерусского искусства; принимал участие в праздновании юбилея Андрея Рублёва в Москве (1960). В это время в его графических и живописных работах появляются новые пластические качества. В начале 1962 г., развивая теорию своего учителя К. С. Малевича о прибавочных элементах в изобразительном искусстве, Стерлигов открыл новый прибавочный элемент искусства 1960-х - «прямо-кривую». Его теория получает название «Чашно-купольного сознания». В 1962 г. Стерлигов посвящает в свою идею других художников, привлекает их к работе над новой формой, над созданием нового пластического пространства - сферического, криволинейного. На этом фоне вокруг художника собирается группа последователей. В так называемую «Старо-Петергофскую школу» входят жена художника Т. Н. Глебова, С. Н. Спицын, П. М. Кондратьев, В. П. Волков и еще ряд художников. В объединении воспроизводится практика ГИНХУКа, основные принципы преподавательской стратегии Малевича Стерлигов соединяет со своими личными теоретическими открытиями. Работы художника впервые появляются на официальной выставке ЛОСХа (1966), их совместные с женой выставки проходят в Научно-исследовательском институте теории и истории архитектуры и в ГМИИ им. А. С. Пушкина в Москве (1970). В. В. Стерлигов умер 1 ноября 1973 г. Похоронен на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе. На могиле В. В. Стерлигова в 1974 г. поставлен памятник, созданный С. Н. Спицыным, по эскизу, повторяющему работу Стерлигова «Распятие». (l
Татьяна Николаевна Глебова (28.03 (10.04).1900 - 04.03.1985) - живописец, театральный художник, график, иллюстратор. Родилась в Петербурге, окончила гимназию М. Н. Стоюниной. Татьяна Глебова была дочерью промышленника, общественного деятеля, публициста и философа Николая Глебова и певицы Марии Барыковой, правнучки графа Федора Толстого, вице-президента Академии художеств. В 1918 г. вместе с семьей уехала в Ярославскую губернию, родовую усадьбу Коротнево (Мологский уезд). Училась в Рыбинской музыкальной школе; зиму 1920 - 1921 гг. провела в Рыбинске. Весной 1921 г. вернулась в Петроград и поступила в Консерваторию. В 1922 г. ушла из Консерватории и поступила работать художником на Государственный фарфоровый завод им. М. В. Ломоносова. С 1924 г. занималась в частной студии А. И. Савинова, в 1925 г. впервые пришла с А. И. Порет в мастерскую П. Н. Филонова и решила стать его ученицей, с 1926 г. начала работать под его руководством. В 1927 г. участвовала в оформлении Дома Печати, написала живописное панно «Тюрьма» на одном полотне с А. И. Порет. После раскола МАИ в 1932 г. Глебова и Порет последовали за П. Н. Филоновым. С 1926 г. начала работать в книжной графике, сотрудничала с ленинградскими и московскими издательствами, в частности, с Детским отделением Госиздата, с журналами «Чиж» и «Ёж». Ряд книг оформила в соавторстве с А. И. Порет. В филоновский период с 1927 по 1933 гг. жили в Ленинграде вместе в родительском доме А. И. Порет на Международном (Московском) проспекте, д. 16 / Набережной Фонтанки, 110, кв 4. В те годы годы квартиру Алисы Порет посещали художники, представители артистических и литературных кругов: пианистка М. В. Юдина, органист И. А. Браудо, обэриуты Д. И. Хармс, А. И. Введенский, Н. М. Олейников, оставившие поэтические посвящения хозяйке. Родительский дом Алисы Порет стал литературно-художественным салоном, одним из важных ленинградских адресов творческих встреч конца 1920-х - начала 1930-х гг. Творческое общение этих людей нашло отражение в мемуарах – как самих художниц, так и их современников, в частности, воспоминаниях М. В. Юдиной, в записных книжках Д. Хармса. В начале 1934 г. творческий союз Глебовой и Порет закончился, отношения приобрели сдержанный характер, но поддерживались до конца жизни. В 1931 г. оформила оперу Р. Вагнера «Нюрнбергские мейстерзингеры» в Ленинградском Малом театре оперы и балета. Продолжала работать как художник театра и кино до 1943 г. В 1941 г., после начала войны, осталась в Ленинграде, пережила первую блокадную зиму. Вела дневник и ежедневную творческую работу. В декабре 1941 г. похоронила своего отца и своего учителя П. Н. Филонова, весной 1942 г. потеряла мать (умерла в эвакуации). Летом 1942 г. эвакуировалась в Алма-Ату. В эвакуации много работала и участвовала в выставках. В 1943 г. вышла замуж за художника В. В. Стерлигова (1900 - 1973). Возвратилась в Ленинград в конце 1945 г. В пятидесятые годы написала много живописных работ, но выставляла их крайне редко. Дружила в эти годы с художницей В. П. Яновой (Траугот), Е. К. Лившиц, Я. С. Друскиным. В 1963 - 1966 гг. она вместе со Стерлиговым собрала круг художников-единомышленников и создала с ними «Старо-Петергофскую школу». В 1968 г. после многолетних усилий Т. Н. Глебовой, В. В. Стерлигова, П. Я. Зальцмана открылась первая послевоенная выставка П. Н. Филонова в Ленинграде. К этому событию Т. Н. Глебова написала воспоминания о своём учителе: «Как мы учились у П. Н. Филонова». А затем - воспоминания о М. В. Юдиной (1973), А. А. Ахматовой (1975), Д. И. Хармсе (1975 - 1976). В 1971 - 1973 гг. Глебова вместе с В. В. Стерлиговым проводила в своей мастерской (ул. Ленина, д. 52, кв. 43) «квартирные» выставки. В 1973 г. она овдовела, но продолжала поддерживать эту выставочную деятельность до 1985 г. Т. Н. Глебова умерла 4 марта 1985 г. Похоронена на Ново-Троицком (Бабигонском) кладбище в Петергофе. (Сайт Дом в разрезе
![]() ![]() Добавил: V_Malyj, 28 Октября 2022, 18:47
Редактировано: 9 Ноября 2022, 16:00
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33764.html' target='_blank'>Жилой дом на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 9
Гостей: 1154
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 8991
|
Владимир Стерлигов. "Распятие". 1973. Бумага, тушь 24х17. Из собрания Л. Н. Г лебовой, Петродворец.
Крест на могиле Владимира Стерлигова. Поставлен в день похорон.
Выполнен по рисунку В. В. Стерлигова. Автор - художник Сергей Спицын (1923 - 2014).
Троицкое (Бабигонское) кладбище в Старом Петергофе.