Публикация

Доходный дом страхового общества "Россия" (окончание)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Гимпель А. А.
Ильяшев В. В.
Год постройки: 1905-1907
Стиль: Модерн

Доходный дом страхового общества "Россия"                                              Модерн

 

1905-1907 -  гражд. инж. Гимпель Александр Александрович, арх. Ильяшев Василий Викторович

 

 

 

      см. Доходный дом страхового общества "Россия"  (начало  продолжение)

 

      см. Флигели Доходного дома страхового общества "Россия"

 

В здании располагается Музей Галины Васильевны Старовойтовой

  • фото

    1975–1985 гг.
    Книга «Панорама искусств».
    М. Зиновьев. Изд.
    «Советский художник», 1987 г.
    (добавил Nika_Artemyeva)

 Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

В этом доме находится комплекс из 10 витражей; входные двери лицевого корпуса с фацетным и внутреннее окно с декоративным остеклением.

 

Входные двери созданы по эскизам одного из авторов архитектурного проекта – зодчего В. В. Ильяшева. Дверь главного входа и идентичная ей внутренняя дверь тамбура в целом соответствуют одному из эскизов, за исключением некоторых деталей и расстекловки фрамуги. Во внутренней двери местами сохранились стекла с фацетом. Большинство латунных накладок на дверных полотнах утрачены.

 

В оформлении двери правого входа, ведущего в магазин, имеется декоративное стекло. Дверь воссоздана в 2006 г. В ее нижней части над дубовыми филенками с резными розетками находятся вставки из толстого тонированного стекла толщиной 10 мм, со скошенными полированными гранями «под фацет». Они собраны по 10 штук в панели на латунном профиле. Эти вставки хорошо дополняют другие материалы в отделке фасадов; они поблескивают в дубовой оправе двери как кристаллы в друзе драгоценного камня. Верхние дверные филенки также из тонированного стекла толщиной 6 мм.

 

Окна с витражами сохранились на промежуточных площадках главной лестницы.

 

На площадке 1-2-го этажа находится витражный триптих с изображением зимнего пейзажа. Витражи уникальны по стеклянному набору – в нем полностью отсутствует фактурное стекло, характерное для петербургских витражей этого периода и практически нет одноцветных стекол. Рисунок набран из опаловых и опалесцентных пластин, чрезвычайно разнообразных по колористическим нюансам, которые и формируют это изображение как картину, а не декоративное панно. Сохранность удовлетворительная, следов реставрации при визуальном осмотре не замечено. В правом верхнем углу правого витража имеется небольшой скол. Центральное полотно имеет деформацию полотна в нижней части и щель между стеклом и свинцовым профилем. Рамы из дуба, оконных приборов не имеют, они «глухие».

 

На площадке 2-3-го этажа находится большое стрельчатое окно, его металлическая рама разделена на девять секций. Витраж – растительного типа с изображением тюльпанов. В верхних шести секциях сохранились подлинное витражное полотно начала ХХ в. В трех нижних секциях рисунок воспроизведен краской по обычному оконному стеклу и является результатом воссоздания утраченного фрагмента в имитационной технике. В оригинальной части использованы зеленые и красные опалесцентные стекла в изображении цветов и листьев, стебли набраны из зеленого стекла с фактурой «Piramid Glass», фон над рисунком – из бесцветного кафедрального стекла, по краю окна проходит полоса из одноцветного желтого кафедрального стекла, фоновое заполнение из рифленого бесцветного стекла. Все стекла целые, без трещин и других повреждений. Окно «глухое».

 

На площадке 3-4-го этажа в трапециевидном пятиугольном окне находится витраж «с драконами». Переплет металлической рамы разделен на девять секций. Оригинальный витраж начала ХХ в. сохранился в пяти верхних секциях окна. В центральной секции декоративные стекла утрачены, заменены на позднее цельное бесцветное стекло с мелкой фактурой. В трех нижних секциях рисунок нанесен в имитационной технике краской на оконное стекло. Вероятно, он выполнен по образцу утраченного витражного полотна.

 

На витраже симметрично относительно вертикальной оси изображены два дракона с остроухими мордами на длинных змеевидных шеях. Их прототипом являются изображения драконов из средневекового скандинавского бестиария XI – первой половины XII в.

 

Историческая часть этого витража полностью выполнена из гладких и фактурных опалесцентных стекол. Использованы голубые, зеленые, коричневые, красные, желтые и оранжевые цвета, разнообразные по колористическим нюансам. Желтые стекла с фактурой «Ondoyant» отлично имитируют золото. Все стекла, кроме фонового заполнения из кафедрального бесцветного стекла, не прозрачные, благодаря чему часть окна с изображением воспринимается как дорогая мозаика, собранная из драгоценных материалов: камней, металлов, и перламутра. Витражное полотно деформировано в левой и центральной верхних секциях.

 

В окне на площадке 4-5 этажа установлен витраж «с павлинами». Рама окна металлическая прямоугольная восьмичастная. Витражное полотно сохранилось в верхних четырех секциях, внизу в советский период заменено на оконное стекло. Использованы стекла: опалесцентные зеленые, желтые, коричневые, голубые, оранжевые, с большим числом переходных оттенков, а также рюмочные плитки красного стекла и опаловое стекло.  В орнаментах и в обрамлении вдоль оконной рамы применено бесцветное, одноцветное желтое, темно-розовое и синее стекло.

 

На площадке 5-6 этажа находится четыре витража: триптих в окнах верхнего света с изображением еловой ветви с шишками и полуциркульное окно с сюжетным витражом «Рогнарёг». Триптих выполнен в комбинированной технике: детали прописаны краской, изображение еловой лапы собрано из опалесцентных зеленых и коричневых стекол разных оттенков с фактурой. Фон из пятиугольников неправильной формы набран из бесцветного кафедрального стекла. Вдоль рамы каждого окна проходит узкая двойная рамка из красного опалесцентного и бесцветного кафедрального стекол. В центральном окне сохранилась ручка-завертыш.

 

Конец света Рогнарёг – сюжет из скандинавской мифологии; представлен именно тот момент, когда бог Тор вступил в схватку с мировым змеем Ёрмунгандом и победил его. Сохранилось только два фрагмента от этого уникального витража, но сюжет прочитывается однозначно: в правой части окна бог Тор с молотом в руке. Волны взметнулись выше огненных туч и обернулись вокруг сияющих звезд. По фотографии 1980-х гг., где эта часть витража представлена без утрат, видно, что над головой старца изображены две падающие звезды, а из туч бьют молнии. В правой части окна – извивающееся кольцами тело гигантского змея. Видимо, в центральной створке окна находился смысловой узел этой драматической сцены. 

 

Витраж выполнен в комбинированной технике: краской прописаны звезды, объем облаков и изображение старика. Тонкая светотеневая моделировка лица и руки персонажа, детали его одежд выполнены на высоком профессиональном уровне. В изображении мифологического змея использованы фактурные опалесцентные стекла разных цветов и оттенков. К сожалению, не обнаружено никаких материалов, которые позволили бы судить об утраченных фрагментов.

 

Сохранность левой части витража удовлетворительна: выбит узкий треугольный фрагмент стекла над головой старика, некоторые стекла с трещинами. Утрачены звезды в верхней части витражного полотна, этот фрагмент заменен бесцветным оконным стеклом. С обратной стороны стекла видна грубая пайка реставрационного характера и следы монтажной пены по периметру рамы.

 

В правой секции витража некоторые цветные опалесцентные стекла утрачены, заменены обычным оконным стеклом с росписью, вероятно, масляной краской, со следами шелушения. Секции рамы без витражей остеклены матовым стеклом.

 

На каждой площадке лестницы, куда выходят двери бывших квартир, имеются небольшие внутренние окна, когда-то служившие источниками дополнительного освещения для внутриквартирных коридоров. В настоящий момент они закрыты непрозрачным материалом. В окне на 2-м этаже сохранилось фактурное стекло «Muranese» мелкого модуля.

 

Комплекс витражей на лестнице этого дома является выдающимся памятником витражного искусства. Они не характерны для витражного искусства Петербурга и, возможно, происходят из зарубежной мастерской.

 

Дата осмотра: апрель 2021                                                                                                                        (добавил Eliz)

  • фото

    Проект «Витражи
    Санкт-Петербурга.
    Инвентаризация 2020»
    Эскизы дверей - проекты
    архитектора В. В. Ильяшева
    из ЕОАХ

  • фото

    Правая дверь главного
    фасада, воссозданная
    в 2006 г.

  • фото
  • фото

    Внутренняя дверь
    тамбура главного входа

  • фото

    Витражи 1-2 этажа.
    Триптих с пейзажем

  • фото

    Левое окно

  • фото

    Центральное окно

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Правое окно

  • фото
  • фото

    Вид на триптих
    снаружи

  • фото

    Левое окно

  • фото

    Правое окно

  • фото

    Фрагменты с
    внешней стороны

  • фото
  • фото
  • фото

    Витраж 2-3 этажа

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Вид на окно 2-3-го
    этажа снаружи

  • фото
  • фото

    Витраж 3-4 этажа

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Витраж на 4-5 этаже

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Витражи
    5-6 этажа

  • фото

    Левое окно
    триптиха

  • фото

    Центральное
    окно триптиха

  • фото

    Правое окно
    триптиха

  • фото

    Витраж со сюжетом
    конца света Рагнарёк

  • фото

    Бог Тор с молотом

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото из архива
    Т. В. Княжицкой
    1970-х

  • фото
  • фото

    Правая часть с изображением
    гигантского змея Ёрмунганда

  • фото
  • фото
  • фото

    Окно с декоративным
    остеклением стеклом
    "Muranese" на 2 этаже

  • фото
  • фото

    Все фото выполнены
    волонтерами проекта

    (добавил Eliz)

 

 

  • фото

    Витраж.

  • фото

    Камины.

  • фото

    Детали интерьера.

  • фото

    Фото - avoronkova 2009.

Само страховое общество занимало второй и третий этажи, на первом этаже - магазины, в частности - "Рояли и пианино Я. Беккера". Верхние этажи предназначались под жилые квартиры.

 

 

1965: Лаборатория Главного управления промышленнности строительных материалов и деталей

         («Главленстройматериалы»), ул. Герцена, 35. ([108], с. 28)

1 комментарий
512 просмотров
Добавил: Mary, 31 Января 2008, 15:44
Редактировано: 30 Марта 2022, 22:31
Оцените:
(2 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house33340.html' target='_blank'>Доходный дом страхового общества "Россия" (окончание) на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
  • 19 Марта 2022, 17:08

    Проект «Витражи С.-Петербурга. Инвентаризация 2020», описание объекта.

     

    В этом доме находится комплекс из 10 витражей; входные двери лицевого корпуса с фацетным и внутреннее окно с декоративным остеклением.

     

    Входные двери созданы по эскизам одного из авторов архитектурного проекта – зодчего В. В. Ильяшева. Дверь главного входа и идентичная ей внутренняя дверь тамбура в целом соответствуют одному из эскизов, за исключением некоторых деталей и расстекловки фрамуги. Во внутренней двери местами сохранились стекла с фацетом. Большинство латунных накладок на дверных полотнах утрачены.

     

    В оформлении двери правого входа, ведущего в магазин, имеется декоративное стекло. Дверь воссоздана в 2006 г. В ее нижней части над дубовыми филенками с резными розетками находятся вставки из толстого тонированного стекла толщиной 10 мм, со скошенными полированными гранями «под фацет». Они собраны по 10 штук в панели на латунном профиле. Эти вставки хорошо дополняют другие материалы в отделке фасадов; они поблескивают в дубовой оправе двери как кристаллы в друзе драгоценного камня. Верхние дверные филенки также из тонированного стекла толщиной 6 мм.

     

    Окна с витражами сохранились на промежуточных площадках главной лестницы.

     

    На площадке 1-2-го этажа находится витражный триптих с изображением зимнего пейзажа. Витражи уникальны по стеклянному набору – в нем полностью отсутствует фактурное стекло, характерное для петербургских витражей этого периода и практически нет одноцветных стекол. Рисунок набран из опаловых и опалесцентных пластин, чрезвычайно разнообразных по колористическим нюансам, которые и формируют это изображение как картину, а не декоративное панно. Сохранность удовлетворительная, следов реставрации при визуальном осмотре не замечено. В правом верхнем углу правого витража имеется небольшой скол. Центральное полотно имеет деформацию полотна в нижней части и щель между стеклом и свинцовым профилем. Рамы из дуба, оконных приборов не имеют, они «глухие».

     

    На площадке 2-3-го этажа находится большое стрельчатое окно, его металлическая рама разделена на девять секций. Витраж – растительного типа с изображением тюльпанов. В верхних шести секциях сохранились подлинное витражное полотно начала ХХ в. В трех нижних секциях рисунок воспроизведен краской по обычному оконному стеклу и является результатом воссоздания утраченного фрагмента в имитационной технике. В оригинальной части использованы зеленые и красные опалесцентные стекла в изображении цветов и листьев, стебли набраны из зеленого стекла с фактурой «Piramid Glass», фон над рисунком – из бесцветного кафедрального стекла, по краю окна проходит полоса из одноцветного желтого кафедрального стекла, фоновое заполнение из рифленого бесцветного стекла. Все стекла целые, без трещин и других повреждений. Окно «глухое».

     

    На площадке 3-4-го этажа в трапециевидном пятиугольном окне находится витраж «с драконами». Переплет металлической рамы разделен на девять секций. Оригинальный витраж начала ХХ в. сохранился в пяти верхних секциях окна. В центральной секции декоративные стекла утрачены, заменены на позднее цельное бесцветное стекло с мелкой фактурой. В трех нижних секциях рисунок нанесен в имитационной технике краской на оконное стекло. Вероятно, он выполнен по образцу утраченного витражного полотна.

     

    На витраже симметрично относительно вертикальной оси изображены два дракона с остроухими мордами на длинных змеевидных шеях. Их прототипом являются изображения драконов из средневекового скандинавского бестиария XI – первой половины XII в.

     

    Историческая часть этого витража полностью выполнена из гладких и фактурных опалесцентных стекол. Использованы голубые, зеленые, коричневые, красные, желтые и оранжевые цвета, разнообразные по колористическим нюансам. Желтые стекла с фактурой «Ondoyant» отлично имитируют золото. Все стекла, кроме фонового заполнения из кафедрального бесцветного стекла, не прозрачные, благодаря чему часть окна с изображением воспринимается как дорогая мозаика, собранная из драгоценных материалов: камней, металлов, и перламутра. Витражное полотно деформировано в левой и центральной верхних секциях.

     

    В окне на площадке 4-5 этажа установлен витраж «с павлинами». Рама окна металлическая прямоугольная восьмичастная. Витражное полотно сохранилось в верхних четырех секциях, внизу в советский период заменено на оконное стекло. Использованы стекла: опалесцентные зеленые, желтые, коричневые, голубые, оранжевые, с большим числом переходных оттенков, а также рюмочные плитки красного стекла и опаловое стекло.  В орнаментах и в обрамлении вдоль оконной рамы применено бесцветное, одноцветное желтое, темно-розовое и синее стекло.

     

    На площадке 5-6 этажа находится четыре витража: триптих в окнах верхнего света с изображением еловой ветви с шишками и полуциркульное окно с сюжетным витражом «Рогнарёг». Триптих выполнен в комбинированной технике: детали прописаны краской, изображение еловой лапы собрано из опалесцентных зеленых и коричневых стекол разных оттенков с фактурой. Фон из пятиугольников неправильной формы набран из бесцветного кафедрального стекла. Вдоль рамы каждого окна проходит узкая двойная рамка из красного опалесцентного и бесцветного кафедрального стекол. В центральном окне сохранилась ручка-завертыш.

     

    Конец света Рогнарёг – сюжет из скандинавской мифологии; представлен именно тот момент, когда бог Тор вступил в схватку с мировым змеем Ёрмунгандом и победил его. Сохранилось только два фрагмента от этого уникального витража, но сюжет прочитывается однозначно: в правой части окна бог Тор с молотом в руке. Волны взметнулись выше огненных туч и обернулись вокруг сияющих звезд. По фотографии 1980-х гг., где эта часть витража представлена без утрат, видно, что над головой старца изображены две падающие звезды, а из туч бьют молнии. В правой части окна – извивающееся кольцами тело гигантского змея. Видимо, в центральной створке окна находился смысловой узел этой драматической сцены. 

     

    Витраж выполнен в комбинированной технике: краской прописаны звезды, объем облаков и изображение старика. Тонкая светотеневая моделировка лица и руки персонажа, детали его одежд выполнены на высоком профессиональном уровне. В изображении мифологического змея использованы фактурные опалесцентные стекла разных цветов и оттенков. К сожалению, не обнаружено никаких материалов, которые позволили бы судить об утраченных фрагментов.

     

    Сохранность левой части витража удовлетворительна: выбит узкий треугольный фрагмент стекла над головой старика, некоторые стекла с трещинами. Утрачены звезды в верхней части витражного полотна, этот фрагмент заменен бесцветным оконным стеклом. С обратной стороны стекла видна грубая пайка реставрационного характера и следы монтажной пены по периметру рамы.

     

    В правой секции витража некоторые цветные опалесцентные стекла утрачены, заменены обычным оконным стеклом с росписью, вероятно, масляной краской, со следами шелушения. Секции рамы без витражей остеклены матовым стеклом.

     

    На каждой площадке лестницы, куда выходят двери бывших квартир, имеются небольшие внутренние окна, когда-то служившие источниками дополнительного освещения для внутриквартирных коридоров. В настоящий момент они закрыты непрозрачным материалом. В окне на 2-м этаже сохранилось фактурное стекло «Muranese» мелкого модуля.

     

    Комплекс витражей на лестнице этого дома является выдающимся памятником витражного искусства. Они не характерны для витражного искусства Петербурга и, возможно, происходят из зарубежной мастерской.

     

    Дата осмотра: апрель 2021

     

    Результаты инвентаризации: https://vitroart.ru/articles/SPb_stained_glass/

    Все фото выполнены волонтерами проекта.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2628
Всего сегодня: 3413