Публикация
Доходный дом страхового общества "Россия" (продолжение)
Фото - Доходный дом страхового общества "Россия" Модерн
1905-1907 - гражд. инж. Гимпель Александр Александрович, арх. Ильяшев Василий Викторович
см. Доходный дом страхового общества "Россия" ( см. В здании располагается
В вестибюле и на лестничной клетке вплоть до верхних этажей был создан рельефный фриз с разнообразными неповторяющимися сюжетами. На нижней площадке - ненцы, нарты, олени, северное сияние (зима). Выше - сюжеты с другими временами года. Белые рельефы сочетались с витражами на лестничных площадках.
В интерьерах дома сохранилось большое количество керамических печей, разнообразных по рисунку и цвету полов. Сохранились витражи.
"Дом страхового общества "Россия" можно назвать "музеем печей" начала XX в. На всех этажах здания установлены изразцовые камины и печи, за исключением нескольких, выполненных из натурального камня. Причем из почти шестидесяти печей и каминов около половины изготовлены на финских заводах - "Або", "Вильгельма Андстена" в Гельсингфорсе, Ракколаниокского гончарного. Интересно отметить, что торговая контора по продаже печей и изразцов финляндского производства находилась совсем рядом, на углу Мойки и Гороховой улицы. Из сохранившихся заводских каталогов и прейскурантов видно, что печи и камины в начале XX в. проектировали ведущие архитекторы и дизайнеры. Как известно, в это время в финском искусстве велись активные поиски национальной специфики. Вдохновение искали в истоках, в обращении к темам и образам "Калевалы", в так называемом кареалианизме. Традиционные изобразительные мотивы - солярные знаки, птицы, рыбы, антропоморфные и растительные детали орнаментации, общие для древних славян и финно-угров, стали объектом художественной стилизации. Отопительные устройства дома страхового общества "Россия" служат хорошими иллюстрациями вышесказанного: мы можем встретить здесь печи со стилизованной финской флорой по проекту Эл. Сааринена, с изображением распространенной в Балтийском море водоросли "фукус пузырьчатый" - по эскизу У. Нюстрема, А. Петрелиуса и В. Пенттиля, с рельефными сосновыми шишками - Э. Диппеля, выразительным чертополохом - В. Полона, причудливыми зверюшками - В. Пенттиля. Более лаконичными по сравнению с ними смотрятся печи с геометрическим орнаментом, спроектированные Л. Спарре и Н. Васастьерной. Керамическая облицовка другой половины печей и каминов дома произведена на немецких заводах. Об этом свидетельствует, например, изображение одноглавого орла в карнизной части нескольких печей (идентичная облицовка исполнялась Саксонской печной фабрикой Эрнста Тейхерта в Мейсене). Насыщенный рельефный декор в духе югендстиля также не оставляет сомнений в германском происхождении форм, по которым изготавливались изразцовые облицовки многих печей дома на Большой Морской улице. Вопреки ожиданиям, продукция художественно-керамического производства "Гельдвейн - Ваулин", изготовившего керамические панно по эскизу Н. К. Рериха на фасаде, представлена только одним камином с узнаваемыми ваулинскими глазурями, дающими эффект матовой поверхности, и рельефами "под бронзу". Дело в том, что деятельность кикеринских мастерских к моменту строительства дома только началась, и они еще не могли предложить заказчикам широкий выбор моделей печей и каминов. Помимо несомненной художественной ценности, общее, что еще объединяет печи и камины различных производителей в доме, - это их дороговизна. Из ассортиментного ряда одной и той же модели мы не встретим здесь экономических вариантов - терракотовых и бело-глазурованных печей, представлены только цветные, в том числе полихромные печи, в три-четыре раза превышающие по цене их дешевые аналоги. Заказчик явно не был стеснен в средствах, о чем говорит также и большое количество печей из Германии, которые при их ввозе на территорию России облагались, в отличие от тех же финских, таможенной пошлиной. В результате такой "расточительности" и вместе с тем благодаря бережливости первых и последующих хозяев, мы и спустя столетие можем любоваться великолепным ансамблем стилистически разнообразных печей и каминов начала XX в." ([
Печи в зале "Росфото" на 2 и 3 этажах: Печь № 2 - модель № 46 Ракколаниокского гончарного завода по проекту арх. Эдуарда Диппеля. Печь № 4 - модель № 8 Ракколаниокского гончарного завода по проекту арх. Эдуарда Диппеля. Печь № 5 - модель № 179 завода "Або" по проекту Кауно Каллио и фон Эссена Печь № 6 - модель № 168 завода "Або" по проекту Луиса Спарре. (добавил
3 комментария
9074 просмотра Добавил: Mary, 31 Января 2008, 15:44
Редактировано: 17 Ноября 2022, 23:38
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19020.html' target='_blank'>Доходный дом страхового общества "Россия" (продолжение) на Citywalls.ru</a>
Всего 3 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32302
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4144
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14373
Всего сегодня: 2644
|
не могу найти нигде, к сожалению.. А кто автор витражей и панно в этом доходном доме?