Публикация

Сад Театра юных зрителей

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1962
Стиль:

                                                                                                                                                     

 


Семеновский плац - Сад Театра юных зрителей                                                                             Пионерская площадь 

                                                                                                                              между Звенигородской ул. и ул.Марата

начало XIX века - Семёновский плац

1959 - открытие памятника А.С.Грибоедову                                                                                                                                 

1962 - строительство театра

2014 - открытие сада после капитального ремонта

 

 

Площадь 6,85га

 

Границы сада Театра юных зрителей определяют Звенигородская улица, улица Марата, Загородный проспект и Подъездной переулок. Сад появился в 1962 г. на месте бывшего Семёновского плаца, после открытия Театра юных зрителей.

О том, что в этом районе более двух веков располагался лейб-гвардии Семеновский полк, напоминают стоящие вокруг бывшего плаца здания казарм.

Это место имеет богатую историю. С первых лет возникновения Петербурга Семёновский полк, сформированный в 1687 г. из числа так называемых потешных полков, был расквартирован за Фонтанкой. Первым шефом лейб-гвардии Семёновского полка, который можно смело назвать опорой царя Петра, ибо Пётр I всегда в своих деяниях опирался на семеновцев, стал генерал-фельдмаршал князь Михаил Голицын. Начиная с Анны Иоанновны, шефами полка на протяжении всего XVIII столетия становились верховные правители России. Традицию нарушил Павел I, который в 1800 г. назначил шефом полка цесаревича Александра Павловича и даже переименовал Семёновский полк в лейб-гвардии Его Императорского Высочества Александра Павловича полк. Правда, взошедший на трон после убийства императора Павла Александр I вернул полку историческое имя. Но именно при Александре Павловиче произошла Семёновская история, которую поле Октябрьской революцией стали называть восстанием Семёновского полка.

 

История эта случилась 16-18 октября 1820 г. Причиной выступления солдат послужило жестокое обращение с ними полковника Фёдора Ефимовича Шварца, назначенного командиром полка незадолго до нее - 9 апреля. Всего за полгода полковник тупой муштрой и издевательствами умудрился настроить против себя не только нижние чины, но и офицеров.

Последнюю каплю, переполнившую чашу терпения, добавило утро 16 октября. Во время построения рядовой 2-й фу-зилерной роты Бойченко, поправляя амуницию, замешкался и на несколько секунд задержал построение роты. Полковник Шварц плюнул в глаза солдату и повел его вдоль строя, приказывая всем плевать на него.

Семёновцы стали составлять жалобы, отказались выходить на следующий день на воскресный парад. Их главными требованиями стали сокращение изнурительных учений и смена полковника Шварца на посту командира Семёновского полка. Об этом свидетельствуют следственные материалы, хранящиеся в Центральном государственном военно-историческом архиве.

С середины XIX в. на Семёновском плацу проводились публичные казни. В 1849 г. здесь была проведена инсценировка казни над участниками кружка Буташевича-Петрашевского (в последний момент было объявлено, что казнь заменена каторжными работами). Среди переживших это событие был Фёдор Михайлович Достоевский. Страшные минуты, пережитые писателем, нашли отражение в романе "Идиот".

3 апреля 1881 г. на плацу были повешены участники покушения на Александра II - народовольцы А. И. Желябов, С. Л. Перовская, Н. И. Кибальчич, Т. М. Михайлов и Н. И. Рысаков.

Вскоре на месте плаца появился городской ипподром. В беговой беседке, построенной на бывшем плацу, располагалось Императорское Санкт-Петербургское общество поощрения рысистых конезаводчиков.

 

После Октябрьской революции строились планы пробивки Гороховой улицы (именовавшейся с 1918 по 1927 г. Комиссаровской улицей, а с 1927 по 1991 гг. - улицей Дзержинского) до Обводного канала. Но по разным причинам им не суждено было сбыться, а в 1950-е гг. участок отдали под строительство детского театра. Территорию освободили от пострадавших во время войны построек бывшего ипподрома.

 

Здание Театра юных зрителей построено в 1962 г. по проекту архитекторов А. В. Жука и Т. П. Коротковой. Им помогали архитекторы М. Вильнер, Нинель Фёдорова и инженер Л. Н. Бубарина. В разработке проекта участвовал основатель ТЮЗа, режиссер и педагог Александр Александрович Брянцев, имя которого с 1980 г. носит этот театр.

 

Площадь, образовавшуюся перед ТЮЗом, в 1962 г. назвали Пионерской, поскольку пионеры стали главными зрителями детского театра.

 

За три года до открытия ТЮЗа, 23 ноября 1959 г., на площади перед строящимся еще зданием открыли памятник Александру Сергеевичу Грибоедову. Его автор, Всеволод Лишев, изобразил писателя сидящим в кресле в задумчивой позе. Архитектор монумента - Всеволод Яковлев.

 

В 1960-е гг. появился еще один безумный план продления улицы Дзержинского -  через Волково кладбище и Волкову деревню то ли до Бухарестской улицы, то ли до Софийской. Трудно сказать, что бы в этом случае стало с садом и театром. О проекте периодически вспоминали вплоть до конца 1980-х гг., даже подготовили список из более 40 домов в районе Лиговки, которые следовало снести, но руки, к счастью, так и не дошли.                              (spbpeterhof.ru)

 

  • фото

    1911 г.

  • фото

    1950-е гг.

  • фото

    РГИС, 2021г.

  • фото

    Яндекс карты

  • фото

    Семёновский плац.1904 г.
    Приёмка лошадей,
    взятых по военно-конской
    повинности.
    Фото-Карл Булла
    pastvu.com

  • фото

    Выставка собак
    на Семеновском плацу.
    20 мая 1910 г.
    pastvu.com

  • фото

    Конные бега на
    Семеновском плацу.1910 г.
    pastvu.com

  • фото

    Ипподром на Семеновском плацу.
    1930-1939 гг.
    pastvu.com

  • фото

    Ипподром на Семёновском плацу.
    1920-1940

  • фото

    Начало реконструкции территории
    бывшего Ипподрома.1947 г.
    (журнал "Архитектура и
    строительство Ленинграда"
    №1 1948 г.)

  • фото

    1980-1982 гг.
    pastvu.com

Открытие сада после капитального ремонта 

Комитетом по благоустройству Санкт‑Петербурга в рамках адресной программы капитального ремонта объектов зеленых насаждений общего пользования были завершены работы по капитальному ремонту Сада Театра юных зрителей между Звенигородской ул., Пионерской пл. и ул. Марата в сентябре 2014 г.

Сад площадью 6,85 га включен в перечень  территорий  зеленых насаждений общего пользования. Работы выполнял подрядчик ООО "ССУ-5", проектная документация разработана в 2009-2011 гг. ООО «Балтсервис».

При проведении капитального ремонта сада выполнены следующие работы:

- упорядочение существующих транзитов в единую планировочную систему;

- декоративное мощение эспланады от Пионерской площади к зданию ТЮЗа;

- ремонт лестниц и подпорных стенок;

- устройство 6-ти новых детских площадок с игровым оборудованием;

- новые посадки 118 деревьев и 6389 кустарников;

- устройство газонов на площади свыше 49 тыс.м²;

- ограждение территории Сада со стороны ул. Марата.                                                                 

В границах сада расположено здание Театра юного зрителя имени А.А. Брянцева. Территория полукруглой  площади перед зданием ТЮЗа не входит в границы объекта зеленых насаждении и поэтому не вошла в объемы работ по капитальному ремонту сада. При разработке проектной документации, для обеспечения единого ансамбля главной аллеи, ведущей к театру, с проектом ремонта эспланады, были подготовлены материалы по замене материла покрытия площади перед зданием ТЮЗа. Комитет по благоустройству Санкт‑Петербурга направил имеющиеся материалы Комитету по культуре для реализации работ по мощению площади.                                                                   (gov.spb.ru)

 

Памятник А. С. Грибоедову

Совет Народных Комиссаров СССР вынес резолюцию об установке в Петербурге памятника Грибоедову.

Воплотить образ писателя в городе оказалось непросто. Самым проблематичным при установке монумента оказался выбор места.

Решение о создании памятника было принято еще в 1936 г., но скорому воплощению задуманного помешали концептуальные споры вокруг формы и содержания. После выбора «бронзового проекта» начались разногласия по поводу установки. Именно они задержали открытие композиции, приуроченной к 130 годовщине со дня смерти А. С. Грибоедова, на долгих 9 месяцев.

В 1949 г был одобрен проект художника Всеволода Всеволодовича Лишева и архитектора Всеволода Ивановича Яковлева. Уже в 50-м году фигура была отлита из бронзы в цехах "Монументскульптуры",  на заводе "Красная Заря" был изготовлен постамент.

 

Пока выбирали место установки, скульптура хранилась на складе. Монумент все не устанавливали из-за того, что не могли договориться о месте. После дебатов была выбрана площадь перед возводящимся зданием ТЮЗа. Здесь когда-то был Семеновский плац, в свое время тут должны были публично казнить Достоевского, тут были рынок и ипподром. Но вот с жизнью Грибоедова эта площадь не связана. Этот факт возмущал почитателей таланта гения.

И, наконец, была выбрана нынешняя территория. Тогда здание ТЮЗа, кстати, ещё только строили.

Скульптура появилась в 1959 г. на Пионерской площади, соседствующей со зданием Театра юного зрителя.

 

Бронзовая фигура писателя, отлитая по проекту скульптора  В. В.Лишева, установлена на шестигранном постаменте из серого полированного гранита, сооруженном по рисунку архитектора В. И.Яковлева. Высота памятника 3 м, высота постамента 3,9 м.                                                                                                                         (excava.ru, peterburg.center) 

 

  •  

    Памятный знак "Санкт-Петербургу от Урала"

    Памятник был преподнесен городу в подарок в 2003 году в честь 300-летия города. Изготовили памятник молодые талантливые кузнецы специально к памятному дню города.  Его автором является Виктор Вятчинов, который сделал его по эскизу художника-кузнеца, члена союза Художников России Владимира Сохоневича. Оба они являются членами Гильдии кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга.  Члены Гильдии не спешили признавать его работу в качестве подарка городу от всей организации. Тогда Виктор Вятчинов сумел добиться у властей разрешения на самостоятельную установку памятного знака. Надпись «Санкт-Петербургу от Урала», по словам автора памятного знака, является отражением вклада его земляков, уральских мастеров в развитие кузнечного дела в России.

    (peterburg2.ru, fotopitera.ru)

     

    Малые архитектурные формы

    Cквер у ТЮЗа уже давно не просто сквер, а своеобразный парк современной скульптуры, где можно увидеть уникальные кованые изделия. Например, огромную розу или необычно большого размера стул. Все это – подарки кузнецов всей страны к 300-летию Санкт-Петербурга.
    Все работы находятся в левой части парка. Некоторые можно заметить не сразу: маленький цветок прячется в тени большого, что-то не видно из-за деревьев... Но кованую розу за пандусом театра видно сразу. Пятитонная розочка из цельного куска металла, выполненная в антивандальной манере.
    На создание этого технологического подвига в творческой мастерской «Корч» Александра Романова из Ульяновска ушел месяц. Установка этого циклопического цветка вызвала много споров даже среди мастеров художественной ковки. Возможно, она смотрелась бы лучше в парижском районе Де Фанс, где в архитектурную среду гармонично вписался большой палец руки высотой с пятиэтажный дом.
    А вот высокое витое кресло здесь смотрится вполне гармонично. Можно усесться, задрав голову, полюбоваться цельнолитым стеклянным шаром на его спинке и помечтать. Оно, кстати, так и называется - «Кресло для мечтаний». Идея принадлежит творческой мастерской «Слово» петербуржца Андрея Яковишина.

    Неподалеку  питерские дворняги грустно уткнулись мордочками в пустую миску. В собак превратил обыкновенные металлические уголки известный художник из Вырицы Владимир Марков.
    Увы, не все работы так монументальны, как роза, и не всем удается избежать вандализма. Бетонная площадка под миниатюрным цветком «Возрождение»  мастера Алмаза Хисамутдинова из Елабуги, еще не успев затвердеть, была украшена парой следов от сапог. Хотя может это Алмаз сам и наступил, или вообще так и было задумано.
    Особенное удовольствие у вандалов вызывает свинчивание плафонов и вытаскивание лампочек из светильников над кованой скамейкой.  Хотя изначально Александр Малышев из волгоградской мастерской «БСК-строй» наверняка мечтал, что по вечерам жители культурной столицы смогут читать здесь книги и газеты. Та же участь периодически постигает и фонарь «Северная пальмира» – литье мастерской Юрия Виноградова из Донецка.
    Как рассказывают в Гильдии международной гильдии мастеров по металлу, подобных работ в сквере могло быть около сотни, и кузнецы безвозмездно были готовы передать их городу, но для каждой были нужны бетонные фундаменты. По числу подарков. А денег у города хватило только на семь. Так и не увидят петербуржцы и гости города гигантскую «Туфельку Екатерины Второй», светящегося робота Мироносца, Петуха и шляпу, Большой узел дружбы бурятского и русского народа, завязанный Петром и много чего еще.                                                                               (ipetersburg.ru)

     

    Прелестное «Кресло мечтателя», по преданию, исполняет желания. Нужно только найти его, присесть и подумать о чём-то самом желанном. Для верности знающие люди советуют потереть шар наверху спинки кресла. Желания, загаданные во время отдыха в этом кресле, непременно исполняются.                                                               (ok-inform.ru 26.10.2012)

     

    В Пионерском сквере у Театра юных зрителей открыты семь композиций кузнечной металлопластики: "Памятный знак - 300 лет Санкт-Петербургу", "Король и шут" или "Кресло для мечтаний" (автор Андрей Яковишин), "Железный цветок" ("Роза", вес композиции - 5 тонн, исполнена кузнецами-художниками Александром Романовым и Иваном Монастырским, при поддержке предпринимателя из Димитровграда Александра Андрусенко, президента торгово-промышленной палаты г. Ульяновска Евгения Баландина и коллектива Ульяновского завода тяжелых и уникальных станков), "Возрождение" (автор Алмаз Хисамутдинов, Елабуга) , "Скамейка с фонарем" (Волгоград, привез это изделие генеральный директор фирмы-изготовителя "БСК-строй" - Александр Малышев), "Собачки" или "Петербургские дворняжки" (кузнец Владимир Марков) и "Фонарь и скамейка" (фонарь "Северная Пальмира", изготовлен литейщиками предприятия "Современные технологии", возглавляет которое Юрий Винокуров, Донецк). Композиции установлены в рамках проекта «300 фонарей в подарок Санкт-Петербургу». Его инициатором выступила «Гильдия кузнецов и художников по металлу Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона»                                                                                                                          (encspb.ru; добавил: Lonely Walker)

     

     

    Закон Санкт-Петербурга от 19.09.2007 № 430-85 «О зеленых насаждениях общего пользования»

1 комментарий
1510 просмотров
Добавил: люблюпитер, 4 Июля 2021, 20:02
Редактировано: 5 Июня 2023, 19:43
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32636.html' target='_blank'>Сад Театра юных зрителей на Citywalls.ru</a>
Всего 1 комментарий
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2608
Всего сегодня: 6125