Публикация

Особняк - Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена - Сталепрокатный завод

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Эклектика

Особняк -

Производственные здания чугунолитейного и бронзового завода Ф. Шопена

25-я линия ВО, 8 , 10

Утраченное здание

1856-1859 - Франсуа Дезире ( 1824-? )   (не сохран.)

10.2011. - здание снесено

 
Франсуа Дезире учился во французской Академии художеств. Аттестован АХ (1856).    ([99], с. 117, snegir)

 

               см. публикацию - 25-я линия ВО, 8А

                                          25-я линия ВО, 6А

  • фото

    Купеческая книга
    на 1867 г.

  • фото

    Купеческая книга на
    1869 г. С. 392

  • фото
  • фото
  • фото

    Весь Петербург
    на 1899 тг.
    (О II, С. 1002)

  • фото

    («Красная газета» №277(2321),
    03.12.1925 г. С.8)
    (добавил lenarch)

Александр Герен приехал  в Россию в начале царствования Александра I. В  1805 г. он  открыл на Васильевском острове бронзолитейную мастерскую, которая впоследствии стала крупным производством.

В начале 1810-х гг. по запросу Герена Ж. Шопен прислал из Франции мастеров (литейщиков, чеканщиков, позолотчиков), необходимое оборудование и инструменты, благодаря чему мастерская была прекрасно оснащена  ипо тем временам и стала образцом для других предпринимателей в этой области. Участие Ж.  Шопена в в деле этим не ограничивалось: он поставлял в Россию для мастерской Герена модели, среди которых, видимо, были как его собственные работы, так и работы других известных скульпторов того времени. Эта линия в ассортименте изделий мастерской Герена, а затем и Шопена, была определяющей до конца 1860-х гг. Выпускали жирандоли, канделябры, накладки для бумаг (пресс-папье), чернильницы, подсвечники и корпуса для часов. Подписные часы работы Герена 1820-х гг. (подпись бронзовщика проставлена на циферблате), хранящиеся в Петергофском музее-заповеднике, дают достаточно полное представление о характере его продукции в целом. Благодаря растущему спросу на интерьерную бронзу Герен примерно в середине 1820-х гг. смог открыть собственные магазины в Петербурге на Большой Морской, а позже и в Москве на Тверской улице. Кроме частных заказов, Герен выполнял и другие работы, например, к выставке 1829 г. он изготовил бронзовую оправу для стеклянной вазы работы Императорского стеклянного завода.  К началу 1840-х гг. мастерская Герена считалась одной из крупнейших в Петербурге и по объему производства уступала, пожалуй, только мастерской А. Шрайбера.  В 1838 г., когда Герену было около 60 лет, и он собирался отойти от дел, на должность управляющего пригласил сына его парижского компаньона Феликса Шопена.

 

В 1841-1842 гг.  Шопен получил мастерскую вместе с магазинами в полную собственность. В 1843 г. Московская выставка принесла «купцу, наследнику Герена», владельцу «заведения» на Большой Морской, куда была  перенесена бронзовая мастерская (в Путеводителе 1854 г. дом Лесникова, № 19 по Б. Морской),  золотую медаль за высокое качество интерьерной бронзы. Среди образцов работ мастерской был представлен бюст, демонстрировавший первый в России самостоятельный опыт использования метода гальванического золочения. Скорее всего, он был еще несовершенным, поэтому 6 ноября 1844 г. процесс повторили в присутствии самого изобретателя, профессора Б. С. Якоби. Вызолоченная новым методом крупная фигура Ники впоследствии экспонировалась на Лондонской выставке 1851 г. Шопен первым из русских бронзовщиков освоил метод гальванозолочения и с конца 1840-х гг. широко применял его в своей практике.

Новый владелец мастерской, которого в России называли Феликсом Юльяновичем, получив процветающую, хорошо оснащенную мастерскую, быстро расширил ее и превратил в фабрику. С самого начала своей деятельности Шопен участвовал практически во всех выставках XIX в.

 

В деятельности фабрики можно выделить два этапа, каждый из которых после периода стабильности, успеха и известности заканчивался кризисом. С начала 1840-х гг. и до конца 1860-х гг. выпускалась преимущественно качественная интерьерная бронза. 1870 -1880-е гг. связаны с развитием русской камерной реалистической скульптуры.

1840-е гг.  очень благоприятное время для интенсивного развития фабрики Шопена и производств других известных бронзовщиков, поскольку они получали крупные заказы правительства и двора. В середине этого десятилетия Шопен выполнил ряд работ для интерьеров Зимнего дворца, а также гигантские монументальные двери для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. В целом список заказов того периода весьма внушителен: осветительные приборы и интерьерная бронза для Большого Кремлевского дворца (1845—1849), люстры, часы, канделябры для Мраморного дворца (1849), бронза для Собственного дворца цесаревича в Петергофе (1850), люстра для Гатчинского дворца (1851), различные бронзовые оправы для изделий Императорских фарфорового и стеклянного заводов и Петергофской гранильной фабрики (1843-1886), часы с фарфором для Царскосельского дворца (1857) Кроме того, наряду с другими придворными фабрикантами Шопен занимался такими мелкими работами для императорского двора, как оконная и дверная фурнитура, доделывал вещи из других материалов, ремонтировал старые изделия и т.д. На выставку 1849 г. фабрика Шопена представила большую серию из 63 выполненных в натуральную величину бюстов русских князей, царей и императоров от Рюрика до Павла I. В 1860-е гг. он продолжал выполнять изделия преимущественно по французским образцам. На выставке 1861 г., за участие в которой он получил орден Св. Станислава 3-й степени, экспонировались часы с малахитом .Кроме бронзовых отливок, на фабрике делали памятники и церковную утварь, производили изделия из серебра, цинка и его сплавов. Серебряные изделия значительно уступали в качестве литья и чеканки бронзовым вещам.

 

К началу 1860-х гг. имя Шопена было широко известно. На Всемирной лондонской выставке 1862 г. его отлитая по рисунку М. О. Микешина статуя Екатерины II завоевала медаль за высочайшую технику исполнения. Эта фигура - уменьшенное воспроизведение памятника (без постамента) русской императрице, который позже, в 1873 г., был отлит на фабрике А. Морана и установлен перед Александринским театром.

С 1847 г. до начала 1860-х гг. при фабрике действовал чугунолитейный завод со слесарными мастерскими для изготовления чугунных и железных архитектурных украшений, на которые в Петербурге всегда был спрос. К началу 1860-х гг. широкий ассортимент составляли фонтаны, вазы, декоративная скульптура в виде голов животных, подъезды различных рисунков, винтовые лестницы, кронштейны для балконов, камины, скамейки, столы и табуреты.  В это время по количеству работников чугунолитейный завод Шопена (около 500 рабочих) превосходил его бронзолитейное производство (150 рабочих). Но конкуренция в этой области была не менее жесткой, чем в изготовлении бронзы, поэтому Шопен был вынужден вскоре отказаться от такой многопрофильной деятельности. Значительные сложности, возникшие у Шопена, были связаны с. общим экономическим положением в стране после Крымской войны. Торговый и финансовый кризис в стране поставил предприятие Шопена на грань закрытия и продажи.

 

В 1870 -1800 гг. известность фабрики связана прежде всего с именем Е. А. Лансере. В этом молодом начинающем скульпторе Шопен сумел разглядеть талант и широкие творческие возможности.Одновременно Феликс Шопен отливал произведения А. Л. Обера и Н. И. Либериха - отечественных скульпторов-анималистов. Несмотря на то, что в 1870 г. для сокращения расходов на производство и понижения продажной цены изделий магазин и фабрика вынужденно были переведены на Обуховский проспект и объединены в одном месте. Произошло это около 1869 г., т.к. Купеческая книга на 1899 г. (С. 392) называет адрес фабрики - Обуховский пр., а по Табели домов на 1869 г. (С.95) участок по 25-й линии, 8 числится еще за Шопеном.

Выставка художественной промышленности 1882 г.  как бы подвела итог предпринимательской деятельности Шопена, принеся ему заслуженно славу и почет. В том году он как член Совета торговли и мануфактур получил орден Св. Владимира 3-й степени и был «награжден правом изображения герба за введение в России вместе с бронзовым делом многих новых моделей высокого достоинства, за долговременное существование фирмы и за постоянное стремление к усовершенствованию».

В 1886 г. предприятие Шопена вновь оказалось на грани ликвидации. Еще в начале этого десятилетия отмечались сложности в развитии бронзолитейного производства. В 1882 г. в России в этой области насчитывалось всего 15 фабрик, не принимая во внимание мелкие мастерские: 11 в Санкт-Петербурге, 2 в Москве, 1 в Гатчине и 1 в Ярославле. Ф. Шопен, в течение почти полувека лидировавший в России, «ликвидирует свои дела». Но Шопен и на сей раз с честью вышел из затруднительного положения, пригласив в компаньоны Карла Берто (в России Карл Августович). В 1888 г. Шопен в возрасте около 80 лет вернулся во Францию. 

 

Берто выполнял обязанности управляющего торговым домом Шопена по одним сведениям с 1886 по 1888 гг., по другим вплоть до 1892 г., а в 1893-м стал владельцем фабрики на Воронежской ул. и магазина на Нвском.  Именно в этом году распродается ряд моделей Лансере, которые купили фабрики Н. Штанге и А. Морана. При новом владельце основной принцип работы фабрики на заказ был продолжен, при этом заказы были самые разные: от мелкой фурнитуры к предметам мебели до более крупных, правительственных.

Купеческая книга на  1899 г. (С.68) сообщает: Берто Шарль 46 лет, французский гражданин, веры католической, выбирает свидетельства со 2-й половины 1888 г. Жительство: Литейная часть, 1 участок по Невскому пр., д. 68. Содержит фабрику художественной бронзы в Александро-Невской части, 3-й участок по Воронежской ул., д. 14. Промышленное свидетельство 4 разряда.  Весь Петербург на 1899 г. (O. III, С. 50)  указывает, что Берто Шарль Август состоит в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов.

Объем вывоза за границу камерной скульптуры, исполненной, в основном, по моделям Лансере, был увеличен. Берто удачно продолжил и традицию участия в художественно-промышленных выставках. Нижегородская выставка 1896 г. и две парижские выставки 1889 г. и 1900 г. принесли ему золотые медали. Причем, чтобы отправить изделия фабрики на последнюю выставку, пришлось занять денег. Но даже полученное на ней звание «Поставщика его Императорского Величества» не прибавило заказов и не улучшило финансовое положение Берто.  В 1903 г. Берто закрыл фабрику и вернулся во Францию.

(По материалам статьи "Шопен - бронзовый кудесник" в  онлайн-журнале "Гелос" gelos.kiev.ua 11.05.2007 добавил: Наталия)

 

 

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary 11.2008.

Здания снесены в ноябре 2011 г..

Планируется: строительство жилого комплекса SPZ. Проектировщик - финская компания «Lipsanen & Co. Group». Подрядчик - ЗАО «Лемминкяйнен рус».

 

В 2001 г. заводоуправление включёно КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [590, 591]

18 комментариев
6614 просмотров
Добавил: Mary, 20 Декабря 2008, 05:15
Редактировано: 2 Декабря 2016, 22:29
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3263.html' target='_blank'>Особняк - Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена - Сталепрокатный завод на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 2 Декабря 2016, 02:43
    Ответ на "Т.е "заведение" это имеется в виду именно мастерск" от Наталия

     В  издании 1849 нет магазинов, только производства. На местонахождение в доме Лесникова указывает Гор. указатель 1849, а местоположение дома я смотрела по адрес-календарю 1844 года, а в нем встречаются ошибки (подвижки). Поскольку дом Руадзе по другую сторону Кирпичного, надо будет проверить, правильно ли дом Лесникова показан в 1844 году.  Все возможно.

  • 2 Декабря 2016, 21:06

    Все правильно, в Путеводителе 1854 года дом Лесникова, № 19 по Б. Морской - на углу (после) Кирпичного переулка.

  • 2 Декабря 2016, 22:20

    Это хорошо, значит мастерская действительно была переведена в д. Лесникова. Но в куп. книге на 1867 г. появляется дом Руадзе, хоть и под № 18.. Толи Шопен переехал на другую сторону ул., толи  что-то переврали в куп книге. Хотя в куп. книге в любом случае наврали, дом Руадзе № 16.

    А по Б. Морской  сейчас угловой дом 13...

  • 10 Февраля 2019, 22:30

    Такие дома сносят.А,кГИОП спит(((

  • 25 Декабря 2019, 14:17

    Отстроили заново. Примерно на 5 метров ближе к Масляному каналу. Весь процесс с подробностями здесь: https://2dar.livejournal.com/190129.html

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 7737
Всего сегодня: 1830