Публикация

Особняк - Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена - Сталепрокатный завод

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Эклектика

Особняк -

Производственные здания чугунолитейного и бронзового завода Ф. Шопена

25-я линия ВО, 8 , 10

Утраченное здание

1856-1859 - Франсуа Дезире ( 1824-? )   (не сохран.)

10.2011. - здание снесено

 
Франсуа Дезире учился во французской Академии художеств. Аттестован АХ (1856).    ([99], с. 117, snegir)

 

               см. публикацию - 25-я линия ВО, 8А

                                          25-я линия ВО, 6А

  • фото

    Купеческая книга
    на 1867 г.

  • фото

    Купеческая книга на
    1869 г. С. 392

  • фото
  • фото
  • фото

    Весь Петербург
    на 1899 тг.
    (О II, С. 1002)

  • фото

    («Красная газета» №277(2321),
    03.12.1925 г. С.8)
    (добавил lenarch)

Александр Герен приехал  в Россию в начале царствования Александра I. В  1805 г. он  открыл на Васильевском острове бронзолитейную мастерскую, которая впоследствии стала крупным производством.

В начале 1810-х гг. по запросу Герена Ж. Шопен прислал из Франции мастеров (литейщиков, чеканщиков, позолотчиков), необходимое оборудование и инструменты, благодаря чему мастерская была прекрасно оснащена  ипо тем временам и стала образцом для других предпринимателей в этой области. Участие Ж.  Шопена в в деле этим не ограничивалось: он поставлял в Россию для мастерской Герена модели, среди которых, видимо, были как его собственные работы, так и работы других известных скульпторов того времени. Эта линия в ассортименте изделий мастерской Герена, а затем и Шопена, была определяющей до конца 1860-х гг. Выпускали жирандоли, канделябры, накладки для бумаг (пресс-папье), чернильницы, подсвечники и корпуса для часов. Подписные часы работы Герена 1820-х гг. (подпись бронзовщика проставлена на циферблате), хранящиеся в Петергофском музее-заповеднике, дают достаточно полное представление о характере его продукции в целом. Благодаря растущему спросу на интерьерную бронзу Герен примерно в середине 1820-х гг. смог открыть собственные магазины в Петербурге на Большой Морской, а позже и в Москве на Тверской улице. Кроме частных заказов, Герен выполнял и другие работы, например, к выставке 1829 г. он изготовил бронзовую оправу для стеклянной вазы работы Императорского стеклянного завода.  К началу 1840-х гг. мастерская Герена считалась одной из крупнейших в Петербурге и по объему производства уступала, пожалуй, только мастерской А. Шрайбера.  В 1838 г., когда Герену было около 60 лет, и он собирался отойти от дел, на должность управляющего пригласил сына его парижского компаньона Феликса Шопена.

 

В 1841-1842 гг.  Шопен получил мастерскую вместе с магазинами в полную собственность. В 1843 г. Московская выставка принесла «купцу, наследнику Герена», владельцу «заведения» на Большой Морской, куда была  перенесена бронзовая мастерская (в Путеводителе 1854 г. дом Лесникова, № 19 по Б. Морской),  золотую медаль за высокое качество интерьерной бронзы. Среди образцов работ мастерской был представлен бюст, демонстрировавший первый в России самостоятельный опыт использования метода гальванического золочения. Скорее всего, он был еще несовершенным, поэтому 6 ноября 1844 г. процесс повторили в присутствии самого изобретателя, профессора Б. С. Якоби. Вызолоченная новым методом крупная фигура Ники впоследствии экспонировалась на Лондонской выставке 1851 г. Шопен первым из русских бронзовщиков освоил метод гальванозолочения и с конца 1840-х гг. широко применял его в своей практике.

Новый владелец мастерской, которого в России называли Феликсом Юльяновичем, получив процветающую, хорошо оснащенную мастерскую, быстро расширил ее и превратил в фабрику. С самого начала своей деятельности Шопен участвовал практически во всех выставках XIX в.

 

В деятельности фабрики можно выделить два этапа, каждый из которых после периода стабильности, успеха и известности заканчивался кризисом. С начала 1840-х гг. и до конца 1860-х гг. выпускалась преимущественно качественная интерьерная бронза. 1870 -1880-е гг. связаны с развитием русской камерной реалистической скульптуры.

1840-е гг.  очень благоприятное время для интенсивного развития фабрики Шопена и производств других известных бронзовщиков, поскольку они получали крупные заказы правительства и двора. В середине этого десятилетия Шопен выполнил ряд работ для интерьеров Зимнего дворца, а также гигантские монументальные двери для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге и храма Христа Спасителя в Москве. В целом список заказов того периода весьма внушителен: осветительные приборы и интерьерная бронза для Большого Кремлевского дворца (1845—1849), люстры, часы, канделябры для Мраморного дворца (1849), бронза для Собственного дворца цесаревича в Петергофе (1850), люстра для Гатчинского дворца (1851), различные бронзовые оправы для изделий Императорских фарфорового и стеклянного заводов и Петергофской гранильной фабрики (1843-1886), часы с фарфором для Царскосельского дворца (1857) Кроме того, наряду с другими придворными фабрикантами Шопен занимался такими мелкими работами для императорского двора, как оконная и дверная фурнитура, доделывал вещи из других материалов, ремонтировал старые изделия и т.д. На выставку 1849 г. фабрика Шопена представила большую серию из 63 выполненных в натуральную величину бюстов русских князей, царей и императоров от Рюрика до Павла I. В 1860-е гг. он продолжал выполнять изделия преимущественно по французским образцам. На выставке 1861 г., за участие в которой он получил орден Св. Станислава 3-й степени, экспонировались часы с малахитом .Кроме бронзовых отливок, на фабрике делали памятники и церковную утварь, производили изделия из серебра, цинка и его сплавов. Серебряные изделия значительно уступали в качестве литья и чеканки бронзовым вещам.

 

К началу 1860-х гг. имя Шопена было широко известно. На Всемирной лондонской выставке 1862 г. его отлитая по рисунку М. О. Микешина статуя Екатерины II завоевала медаль за высочайшую технику исполнения. Эта фигура - уменьшенное воспроизведение памятника (без постамента) русской императрице, который позже, в 1873 г., был отлит на фабрике А. Морана и установлен перед Александринским театром.

С 1847 г. до начала 1860-х гг. при фабрике действовал чугунолитейный завод со слесарными мастерскими для изготовления чугунных и железных архитектурных украшений, на которые в Петербурге всегда был спрос. К началу 1860-х гг. широкий ассортимент составляли фонтаны, вазы, декоративная скульптура в виде голов животных, подъезды различных рисунков, винтовые лестницы, кронштейны для балконов, камины, скамейки, столы и табуреты.  В это время по количеству работников чугунолитейный завод Шопена (около 500 рабочих) превосходил его бронзолитейное производство (150 рабочих). Но конкуренция в этой области была не менее жесткой, чем в изготовлении бронзы, поэтому Шопен был вынужден вскоре отказаться от такой многопрофильной деятельности. Значительные сложности, возникшие у Шопена, были связаны с. общим экономическим положением в стране после Крымской войны. Торговый и финансовый кризис в стране поставил предприятие Шопена на грань закрытия и продажи.

 

В 1870 -1800 гг. известность фабрики связана прежде всего с именем Е. А. Лансере. В этом молодом начинающем скульпторе Шопен сумел разглядеть талант и широкие творческие возможности.Одновременно Феликс Шопен отливал произведения А. Л. Обера и Н. И. Либериха - отечественных скульпторов-анималистов. Несмотря на то, что в 1870 г. для сокращения расходов на производство и понижения продажной цены изделий магазин и фабрика вынужденно были переведены на Обуховский проспект и объединены в одном месте. Произошло это около 1869 г., т.к. Купеческая книга на 1899 г. (С. 392) называет адрес фабрики - Обуховский пр., а по Табели домов на 1869 г. (С.95) участок по 25-й линии, 8 числится еще за Шопеном.

Выставка художественной промышленности 1882 г.  как бы подвела итог предпринимательской деятельности Шопена, принеся ему заслуженно славу и почет. В том году он как член Совета торговли и мануфактур получил орден Св. Владимира 3-й степени и был «награжден правом изображения герба за введение в России вместе с бронзовым делом многих новых моделей высокого достоинства, за долговременное существование фирмы и за постоянное стремление к усовершенствованию».

В 1886 г. предприятие Шопена вновь оказалось на грани ликвидации. Еще в начале этого десятилетия отмечались сложности в развитии бронзолитейного производства. В 1882 г. в России в этой области насчитывалось всего 15 фабрик, не принимая во внимание мелкие мастерские: 11 в Санкт-Петербурге, 2 в Москве, 1 в Гатчине и 1 в Ярославле. Ф. Шопен, в течение почти полувека лидировавший в России, «ликвидирует свои дела». Но Шопен и на сей раз с честью вышел из затруднительного положения, пригласив в компаньоны Карла Берто (в России Карл Августович). В 1888 г. Шопен в возрасте около 80 лет вернулся во Францию. 

 

Берто выполнял обязанности управляющего торговым домом Шопена по одним сведениям с 1886 по 1888 гг., по другим вплоть до 1892 г., а в 1893-м стал владельцем фабрики на Воронежской ул. и магазина на Нвском.  Именно в этом году распродается ряд моделей Лансере, которые купили фабрики Н. Штанге и А. Морана. При новом владельце основной принцип работы фабрики на заказ был продолжен, при этом заказы были самые разные: от мелкой фурнитуры к предметам мебели до более крупных, правительственных.

Купеческая книга на  1899 г. (С.68) сообщает: Берто Шарль 46 лет, французский гражданин, веры католической, выбирает свидетельства со 2-й половины 1888 г. Жительство: Литейная часть, 1 участок по Невскому пр., д. 68. Содержит фабрику художественной бронзы в Александро-Невской части, 3-й участок по Воронежской ул., д. 14. Промышленное свидетельство 4 разряда.  Весь Петербург на 1899 г. (O. III, С. 50)  указывает, что Берто Шарль Август состоит в Императорском Санкт-Петербургском обществе архитекторов.

Объем вывоза за границу камерной скульптуры, исполненной, в основном, по моделям Лансере, был увеличен. Берто удачно продолжил и традицию участия в художественно-промышленных выставках. Нижегородская выставка 1896 г. и две парижские выставки 1889 г. и 1900 г. принесли ему золотые медали. Причем, чтобы отправить изделия фабрики на последнюю выставку, пришлось занять денег. Но даже полученное на ней звание «Поставщика его Императорского Величества» не прибавило заказов и не улучшило финансовое положение Берто.  В 1903 г. Берто закрыл фабрику и вернулся во Францию.

(По материалам статьи "Шопен - бронзовый кудесник" в  онлайн-журнале "Гелос" gelos.kiev.ua 11.05.2007 добавил: Наталия)

 

 

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary 11.2008.

Здания снесены в ноябре 2011 г..

Планируется: строительство жилого комплекса SPZ. Проектировщик - финская компания «Lipsanen & Co. Group». Подрядчик - ЗАО «Лемминкяйнен рус».

 

В 2001 г. заводоуправление включёно КГИОПом в "Перечень вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" [590, 591]

18 комментариев
6943 просмотра
Добавил: Mary, 20 Декабря 2008, 05:15
Редактировано: 2 Декабря 2016, 22:29
Оцените:
(10 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house3263.html' target='_blank'>Особняк - Чугунолитейный и бронзовый завод Ф. Шопена - Сталепрокатный завод на Citywalls.ru</a>
Всего 18 комментариев
  • 16 Марта 2011, 13:58

    Здание снесут.

    Все данные о строение относяться к заводоуправлению, которое расположено на углу 25-й и Косой линий.

    http://www.lipsanengroup.com/linco/ru/spz.html

  • 16 Марта 2011, 14:18

    Особняк (перестройка) и производственные здания чугунолитейного и бронзового завода Ф. Шопена. 25-я линия, 8 , 10. (Перестроены).

    1856-1859 - Франсуа Дезире ( 1824-? )
    Учился во французской Академии художеств. Аттестован АХ (1856).

    ([99], стр. 117)

  • 27 Октября 2011, 19:59

    Можно перенести в утраченное, здание снесли.

  • 27 Октября 2011, 22:22

    Снесли-то снесли.

    Но в обоих публикациях полная путаница с нумерацией.

     

    В этой публикации на титульном фото - часть здания (северная) под №6. Это 2-3 этажное здание, причём третий этаж на фото не попал. Южнее - кирпичное 3-этажное здание, ещё южнее 2-этажное здание, начинающееся водонапорной башней от Масляного канала. А номера дома 4  по 25 линии в природе не существует (впрочем как и 2-го).

     

    В этой же публикации - 25-я линия ВО, 4-6 на последнем фото прекрасно видно, что № дома - 6,корп.1,лит.Б, а никак не 4-6.Под номером же 8 числятся 4 здания, севернее д.6, вплоть до Косой линии с проходной "Сталепрокатного завода".

  • 28 Октября 2011, 06:13

    Извините, какая разница сейчас разбираться в нумерации и пр.? Это же не греческие развалины, это наш город сегодняшнего дня. Снесли ни номер и ни литеру, а вполне реальное недавно строение. Да, в описании ошибки, но... по-видимому, для многих, это лишь номера и литеры без исторической нагрузки... Никто не заметил потери бойца.

  • 29 Октября 2011, 00:14

    С-Н-Е-С-Л-И... Заметили... ужасно...Очень жаль...

    Список утраченных зданий пополняется в геометрической прогрессии.

  • 29 Октября 2011, 23:48

    Сталепрокатный завод сносят под жилой комплекс
    Жилой комплекс планируется построить на месте бывшего Сталепрокатного Завода.
    Он займет квартал между 25-й линией, Косой линией и 26-й линией Васильевского острова. 
    Проект реализует финская группа компаний Lipsanen & Co. В Петербурге она заключила договор с ЗАО «Лемминкяйнен рус».
    Архитектурную концепцию, разработала АНО «Рейнберг, Шаров. Архитектурная мастерская».
    Помимо жилья планируются коммерческие и офисные площади.
    Строительные работы стартуют в начале 2012 года, а первая очередь должна появиться не позднее 2014-го.
    По предварительной оценке, строительство всего объекта будет полностью завершено в 2017 году, рассказали представители «Лемминкяйнена».
    На территории квартала расположены два выявленных объекта культурного наследия:
    — заводоуправление;
    — канатный цех с водонапорной башней на углу 25-й линии и Масляного канала.
    Их предусмотрено сохранить.

    Источник: karpovka.net

  • 10 Ноября 2011, 18:27

    На 25-й линии В. О. снесены корпуса фабрики Феликса Шопена

     

    На 25-й линии Васильевского острова, 6–8, в Санкт-Петербурге снесены исторические корпуса фабрики по производству художественной бронзы Феликса Шопена. Эксперты считают, что это было сделано незаконно.

    Участок бывшего Сталепрокатного завода расчищается для строительства жилого комплекса SPZ. Это проект финской компании Lipsanen & Co Group, сама реализация по договору доверена ЗАО «Лемминкяйнен рус». Однако представители последней неоднократно заявляли корреспонденту «Карповки», что корпуса сносит ОАО «Сталепрокатный завод» — как собственник этой территории.

    В службе строительного надзора ранее заявляли, что завод рушит только внутренние корпуса, построенные в 1970-х годах и не имеющие исторической ценности. Однако демонтажники уничтожили и корпуса фабрики Феликса Шопена, построенные в середине XIX века. По закону о границах зон охраны, их сносить нельзя.

    Формально за подобными работами должна была следить служба стройнадзора, однако там заявляют, что территория в собственности, нового строительства там пока не будет, а потому собственник может распоряжаться недвижимостью по своему усмотрению. «Я сомневаюсь, что, даже если объект и находится в собственности, не нужно никаких разрешений, и можно сносить все, что хочешь и как хочешь», — заявил корреспонденту «Карповки» член совета по сохранению культурного наследия Александр Кононов.

    По его словам, постоянная битва между стройнадзором и комитетом по охране памятников за ответственность в данном случае ни к чему хорошему привести не может. Удивляет его и факт безоговорочного доверия стройнадзора к информации, что здания советские: «Не надо быть большим знатоком, чтобы отличить 90-е годы XX века или XIX век, — по архитектуре видно».

    http://karpovka.net/2011/11/10/29039/

    Фотографии там же.

  • 20 Мая 2013, 17:10

    Воссоздадут:

     

    http://karpovka.net/2013/05/20/113117/

  • 20 Мая 2013, 17:11

    А стиль эклектика.

  • 1 Декабря 2016, 12:33

    Встретилась где-то в сети информация, что Ф. Шопен в какой-то момент перенес бронзолитейную мастерскую на Б. Морскую ул. Подтверждения этому нигде не нашла. Теоретически возможно, если  чугунолитейный завод  продолжал оставаться на ВО, а мастерская  была где-то в другом месте, но Б. Морская ул.?

  • 1 Декабря 2016, 20:42
    Ответ на "Встретилась где-то в сети информация, что Ф. Шопен" от Наталия

    Это в тексте публикации: В 1843 г. Московская выставка принесла «купцу, наследнику Герена», владельцу «заведения» на Большой Морской,  золотую медаль.

    На Б. Морской у Шопена было заведение в д. Лесникова, это на углу Кирпичного, где тряпка. И еще среди бронзовщиков показано заведение Шопена, уж не знаю, был ли еще какой, в д. Лыткина на Офицерской. Это из Городского указателя Цылова 1849 г. (С. 43). В атласе же Цылова того же года на Офицерской дом показан не просто Лыткина, а Джунковского и Лыткина (совр. № 51).

  • 1 Декабря 2016, 21:09

    Т.е "заведение" это имеется в виду именно мастерская, а не магазин? Потому что (но это уже позднее) в куп книге (картинка в публ.) - 1867 г. он жил в доме Руадзе на Б. Морской, в книге № 18 и там же был магазин.

  • 2 Декабря 2016, 02:43
    Ответ на "Т.е "заведение" это имеется в виду именно мастерск" от Наталия

     В  издании 1849 нет магазинов, только производства. На местонахождение в доме Лесникова указывает Гор. указатель 1849, а местоположение дома я смотрела по адрес-календарю 1844 года, а в нем встречаются ошибки (подвижки). Поскольку дом Руадзе по другую сторону Кирпичного, надо будет проверить, правильно ли дом Лесникова показан в 1844 году.  Все возможно.

  • 2 Декабря 2016, 21:06

    Все правильно, в Путеводителе 1854 года дом Лесникова, № 19 по Б. Морской - на углу (после) Кирпичного переулка.

  • 2 Декабря 2016, 22:20

    Это хорошо, значит мастерская действительно была переведена в д. Лесникова. Но в куп. книге на 1867 г. появляется дом Руадзе, хоть и под № 18.. Толи Шопен переехал на другую сторону ул., толи  что-то переврали в куп книге. Хотя в куп. книге в любом случае наврали, дом Руадзе № 16.

    А по Б. Морской  сейчас угловой дом 13...

  • 10 Февраля 2019, 22:30

    Такие дома сносят.А,кГИОП спит(((

  • 25 Декабря 2019, 14:17

    Отстроили заново. Примерно на 5 метров ближе к Масляному каналу. Весь процесс с подробностями здесь: https://2dar.livejournal.com/190129.html

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32214
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 9430