Публикация

Триумфальные ворота (1-е Нарвские ворота)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Кваренги Дж.
Год постройки: 1814
Стиль: Классицизм

Триумфальные ворота 

Первые Нарвские триумфальные ворота в память Отечественной войны 1812 года

Старо-Петергофский ап. (Петергофская дорога)

1814 - Кваренги Джакомо

1829 - ворота разобраны

 

 

Триумфальные ворота сооружёны в 1814 г. по проекту Дж. Кваренги в честь возвращения «Победоносной Российской Императорской Гвардии». Новые деревянные триумфальные ворота стояли на Петергофской дороге между участками купца П. М. Сутугина и Д. Орловской.

  • фото

    3 - Триумфальные ворота,
    построенные в 1814 г.

  • фото

    Дж. Кваренги. Триумфальная арка.
    Главный фасад. Тушь, акварель.

  • фото

    Триумфальные ворота.
    Проект Кваренги. 1814 г.
    [232].С.94.
    (добавил Mary)

  • фото

    Пропилейный вариант.
    Проект Кваренги. 1814 г.
    [232].С.94.

2 - Лифляндские ворота и мост через Обводный канал

3 - Триумфальные ворота Кваренги построенные в 1814 г. (Первые Нарвские ворота)

4 - новое место Нарвских ворот, выбранное Стасовым

 

14 апреля 1814 г. в Санкт-Петербург с курьером пришло известие о вступлении русских войск в Париж. Этим событием Россия победоносно завершила войну 1812-1814 гг. с Францией. Сразу же после этого по предложению главнокомандующего генерала С. К. Вязмитинова состоялось экстренное заседание Сената для разработки мероприятий торжественной встречи победителей. Среди планируемого была и установка триумфальных ворот на Петергофской дороге, по которой в Санкт-Петербург должны были прибыть войска.

В Санкт-Петербурге и других городах России собирали пожертвования на строительство. Сооружение памятника доверили Джакомо Кваренги. Уже существующие въездные каменные ворота у Калинкина моста, и сам мост, было решено украсить живописью и скульптурой.


Всего за один месяц, к концу июля 1814 г., были построены деревянные триумфальные Нарвские ворота в виде однопролётной арки, увенчанной колесницей Славы-Победы с шестью конями. Скульптурное убранство памятника было создано И. И. Теребеневым.

Ворота были запроектированы временными, деревянными, и поставлены за старой городской чертой, проходившей у Обводного канала. Строение быстро обветшало и впоследствии было заменено каменными Нарвскими воротами, сооруженными по проекту В. П. Стасова за Нарвской заставой.

  • фото

    Возвращение гвардейских полков
    в Петербург 30 июля 1814 года.
    1810-е гг.

  • фото

    (добавил Mary)

Дж. Кваренги выполнил два проекта триумфальных ворот на Петергофской дороге: один (считается, предварительным) в виде ворот-пропилеев дорического ордера, другой - в виде арки. Сущнствуют акварели, офорты и чертежи вариантов однопролетных ворот, исполненных самим Дж. Кваренги (план, фасады, колесница Славы, аттик и др.).
Помощником Кваренги во время строительства ворот на Петергофской дороге был каменных дел мастер Строительного комитета Департамента государственного хозяйства и публичных зданий Министерства внутренних дел, коллежский секретарь Осип Петрович Лукини. Скульптурное убранство ворот исполнялось по эскизам худ. XIV класса Ивана Ивановича Теребенева.

 

На пилонах ворот были перечислены отличившиеся в ходе войны гвардейские полки. На аттике поместили надпись на русском и латинском языках: "Победоносной Российской Императорской гвардии жители столичного города святого Петра, от имени признательного отечества (в день 30 июля 1814 года)".

 

Однопролетные триумфальные ворота имели: ширину 20,1 м, длину бокового фасада - 8,6 м, ширину пролета - 5,7 м, высоту пролета - 10 м. Высота ворот до поверхности крыши составляла 16 м, с колесницей Славы - 19,4 м. Заложены были ворота на стульях - вкопанных коротких столбах (или сваях).
Все фасады ворот обшили досками. Рельефные декоративные элементы, составившие зубчатый орнамент, по всем карнизам были лепными. На лицевых и боковых фасадах возвышались на деревянных выступах 12 колонн ордера, соединявшего элементы нескольких античных ордеров. Базы, абаки, капители и валики колонн - гипсовые лепные. Наружные стены от основания ворот до поверхности крыши были оштукатурены и покрыты «диким колером». Крышу, карнизы, верх капителей, пьедесталы скульптур покрыли листовым железом и выкрасили тем же «колером». Колонны (оштукатуренные до капителей), карнизы, фризы раскрасили «под мрамор». По стенам под горизонтальным выступом над капителями колонн закрепили 38 розеток и 50 «живописных» розеток. Большой карниз украшали 140 лепных медальонов. В пролетах ворот было два противоположных входа. На пьедесталах между каждой парой колонн - фигуры.


По обеим сторонам от арки были построены четыре трибуны для зрителей. Для членов царской семьи были сооружены специальные галереи. Вдоль дороги оставили место для встречающих войска горожан.

Перед вратами по плану должны были начаться трибуны с середины боковых фасадов ворот по обеим сторонам Петергофской дороги в сторону Обводного канала более чем на 90 м. Трибуны были трех форм: сначала, от ворот, полукруглые в семь рядов, затем четырехрядные «почетные» крытые трибуны длиной чуть более 16 метров и открытые. Вход на полукруглые трибуны - со стороны «огородных мест» по лестницам, на остальные трибуны - со стороны проезжей части. По плану, ширина Петергофской дороги перед воротами - 11 саженей.

  • фото

    акв. Карла Беггрова с его же литогр.
    по рис. К.Ф.Сабата и С.П.Шифляра.
    1820-гг. (добавил Mary)

Войдя в ворота с правой стороны (если идти «от Петергофа») и поднявшись по 74-ступенчатой лестнице с поручнями, посетитель попадал в большой зал с двумя световыми «люками», закрывавшимися листовым железом. Из зала две приставные лестницы вели на крышу. Войдя в ворота с левой стороны, посетитель попадал в другой зал, высотой 3,9 м. Оба «покоя» имели дощатые полы и стены, обитые досками. По углам и в пролете ворот вкопали в землю, в качестве дорожных тумб, двадцать чугунных пушек.
Между колонн, на деревянных пьедесталах с лепными, покрашенными белой масляной краской, порезками, были поставлены шесть гипсовых фигур, каждая высотой 2,8 м. По обоим фасадам с правой стороны - Полнота Славы и Героическая Добродетель, державшие в руках молнию, с левой - Любовь к Отечеству, державшая венки. В «косых углах» (тимпанах) поместили 4 гипсовые Славы, державшие в руке венки. На карнизе над каждой колонной поставили на тумбах двенадцать гипсовых фигур двукрылых Слав, обеими руками державших копья с двойными венками. Каждая фигура имела высоту около 2,5 м.

 

На крыше ворот установили, закрепив железными скобами, шесть гипсовых коней и покрашенную белой краской деревянную колесницу с барельефом Славы. Стоявшая в колеснице 2,8-метровая двукрылая гипсовая фигура олицетворяла Победу. В правой руке Победа держала венок, в левой руке - оливковую ветвь.
Всего на фасадах ворот было семь надписей, выполненных золотой поталью.Под карнизом между колоннами перечислялись полки гвардии, включая Морской экипаж (порядок назначен Александром I). Порядок перечисления гвардейский полков сохранился на стасовских Воротах 1834 г. почти без изменений (добавлена Артиллерийская бригада).
Посвятительную надпись продублировали га латыни. Также на двух языках в 1814 г. была надпись на противоположной стороне аттика: «Победителям при Кульме, Лейпциге, Фер-Шампенуазе, Париже».

 

Новые триумфальные ворота были «задействованы» в первый день встречи. Торжественное шествие 1-й гвардейской пехотной дивизии в составе Преображенского, Семёновского, Измайловского и Егерского полков состоялось 30 июля 1814 года. 6 сентября под аркой прошли лейб-гвардии Павловский и Финляндский полки, 18 октября - полки конной гвардии, кавалергарды, 25 октября - лейб-гвардии Казачий полк.

 

На Петергофской дороге, на съезде, у Лифляндских, или, как вскоре их будут называть, старых Триумфальных ворот и на гауптвахте при них продолжал нести службу караул. У шлагбаума унтер-офицер останавливал экипажи и расспрашивал проезжающих: фамилия, звание, откуда и куда следуют, и записывал ответы. Затем свои записи передавал офицеру, который обязан был постоянно находиться на караульной платформе (стоявшей в отдалении от шлагбаума) до отбития вечерней зори. Суточный караул сменялся рано утром, и офицер по итогам дежурства направлял рапорт коменданту города.


Со временем ворота пришли в совершенную ветхость и угрожали падением.. Их решили разобрать. Но на их защиту встал участник войны генерал-губернатор М. А. Милорадович. Он смог добиться решения царя "Триумфальные ворота на Петергофской дороге, в своё время наскоро из дерева и алебастра построенные, соорудить из мрамора, гранита и меди". Новые Нарвские триумфальные ворота было решено установить на Петергофской дороге, недалеко от моста через реку Таракановку. Для их сооружения был создан комитет под председательством М. А. Милорадовича. В состав комитета вошёл президент Академии художеств А. Н. Оленин. Он предлагал сохранить ворота Кваренги в качестве модели, по которой будут строить новые Нарвские ворота. Проект - арх. Василий Петрович Стасов.


К началу октября 1829 г. 1-е Нарвские ворота были сломаны, материал продан, 20 чугунных пушек были сданы в ведение арх. В. П. Стасова.
 

(Кваренги (Великие архитекторы. Том VI). Зимина Л. Комсомольская правда. Директ-Медиа. Москва. 2015. С. 26.)
(В. Ходанович. Екатерингоф. Центрполиграф. 2013. С. 10-45.)  (добавил Mary)

0 комментариев
1467 просмотров
Добавил: Mary, 20 Декабря 2020, 17:25
Редактировано: 22 Декабря 2020, 12:30
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house32229.html' target='_blank'>Триумфальные ворота (1-е Нарвские ворота) на Citywalls.ru</a>
Комментарии
Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31758
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 2725
Всего сегодня: 2539