Публикация

Дом с флигелями

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки: 1800-1830
Стиль: Классицизм

Фотография из книги: Г.К.Лукомский. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы.

Издание "Свободное искусство", Петроград, 1917

 

Дом с флигелями

Утраченные здания

 

1800 - 1820-е

Не ранее 1927 - утрачено главное здание

1970 - начало 1980-х (?) - утрачены флигели

 

  • фото

    Фрагмент "Подробного плана
    Санкт-Петербурга 1828 года
    генерал майора Шуберта".
    Наверху (на севере) 8-я Рота,
    внизу 9-я Рота.

  • фото

    Генеральный план.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л.1.
    Деревянный дом обозначен литерой Г.

  • фото

    Фасад по 9-й Роте.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л. 17-20

  • фото

    План 1-го этажа.
    ЦГИА СПб, ф. 515,
    оп. 4, д. 2055, л. 8

  • фото

    План 2-го этажа.
    ЦГИА СПб, ф. 515,
    оп. 4, д. 2055, л. 9

  • фото

    План. мезонина.
    ЦГИА СПб, ф. 515,
    оп. 4, д. 2055, л. 10

  • фото

    Разрез.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л. 11

  • фото

    Планы этажей восточного флигеля.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л. 2-3

  • фото

    План 1-го этажа западного флигеля.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л. 4-5

  • фото

    План 2-го этажа западного флигеля.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л. 6-7

  • фото

    Службы.
    ЦГИА СПб, ф. 515,
    оп. 4, д. 2055, л. 12

  • фото

    Фасад по 8-й Роте.
    ЦГИА СПб, ф. 515, оп. 4, д. 2055, л. 13-16

 

"Девятая рота
<…>
№ 9. Один из замечательных полукаменных домов начала XIX века. Маски цокольного этажа сильно закрашены. Превосходный рельеф над средним окном, которое интересно декорировано колоннами. Из боковых рельефов сохранился, к сожалению, только один."

(Петербург. Художественно-исторический очерк и обзор художественного богатства столицы. Составил В.Курбатов. Книжные украшения А.П.Остроумовой-Лебедевой. Издание общины св. Евгении, СПб, 1913, с. 563, 564.)

 

Проверка по изданию "Весь Петербург" показывает, что нумерация домов по нечетной стороне 9-й Роты начиная, по меньшей мере,  с 1894 года была такой же, как сейчас. Значит, Курбатов пишет об участке, нынешний адрес которого: 9-я Красноармейская ул., 9.

 

Этот дом изображен на фотографии в книге: Г. К. Лукомский. Старый Петербург. Прогулки по старинным кварталам столицы. Издание "Свободное искусство", Петроград, 1917.

Под фотографией помещена ошибочная подпись: "Старый домик на 8-й роте Измайловского полка". О том, что этот дом стоял не на 8-й, а на 9-й роте, свидетельствует соответствие описанию В. Я. Курбатова (если не считать того, что окно декорировано не колоннами, а пилястрами; очевидно, это ошибка памяти).

 

Дом показан на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта". Деревянный (точнее, полукаменный) дом был главным, но не единственным зданием в домовладении, расположенном между 8-й и 9-й Ротами. Прямоугольный участок ограничивался с запада и востока длинными каменными флигелями, выходящими торцами на эти две параллельные улицы. Кроме того, у 8-й Роты виден еще один каменный флигель, к которому примыкает деревянная постройка (очевидно, службы).

 

Ни одно из этих зданий не сохранилось до нашего времени. Имеются фиксационные чертежи 1898 г. в деле:

 

Чертежи дома по 8-й Роте Измайловского полка, 8 и по 9-й Роте Измайловского полка, 9

ЦГИА СПб. Фонд 515. Опись 4. Дело 2055

Крайние даты документов: 22.09.1898

Количество листов: 20

Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/515/4/2055

 

Композиция фасада по 9-й Роте была характерна для классицизма: в центре главное здание, по сторонам более низкие флигели.

 

В глубине двора классическая стройность нарушалась, там было довольно хаотичное скопление разных построек,   существовавшее, по меньшей мере, уже в 1820-х гг. (фото 2). Эти постройки сохранялись и в 1898 г. (см. генеральный план: флигели, обозначенные литерами А, Б и В, имеют такие же очертания, как на плане 1828 г., и только деревянные службы (литера Д) выглядят по-другому.

 

Хаотичен был и фасад по 8-й Роте. На красную линию выходили торцовые фасады трех флигелей, оформленные в стиле классицизма. Однако в их расположении не было ничего похожего на классицистическую симметрию. Средний флигель был расположен не посередине, а каким-то случайным образом. А за воротами справа от него начинался полный хаос флигелей неправильной формы.

 

В.Я.Курбатов в названной книге 1913 г. обратил внимание на этот архитектурный примитив (с.563):

 

"Восьмая рота

№8. Курьезный двор начала XIX века."

 

Деревянный дом на 9-й Красноармейской улице (бывшей 9-й Роте) сохранялся еще, по меньшей мере, в 1927 г., о чем свидетельствуют сделанные в это время фотографии Л.Г.Андреевского (виды на дом слева и справа). Возможно, он в это время доживал последние дни.

 

Каменные флигели сохранялись значительно дольше. Восточный флигель со стороны 9-й Красноармейской улицы виден на фотографии К.В.Овчинникова 1976 г.. Но до нашего времени и флигели не дожили.

В 1985 г. на этом месте был построен новый жилой дом.

  • фото

    Фотография Л.Г.Андреевского, 1927 г.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-2945 ф

  • фото

    Фотография Л.Г.Андреевского.
    ГМИ СПб Инв.№-II-А-2944 ф
    (негатив - ЦГАКФФД СПб Гр 65980, март 1927 г.)
    (добавил Lonely Walker )

  • фото

    Фотография К.В.Овчинникова, 28 августа 1976 г.
    ЦГАКФФД СПб Ар 217612

17 комментариев
1497 просмотров
Добавил: S.P., 15 Октября 2019, 22:18
Редактировано: 21 Июня 2022, 21:02
Оцените:
(8 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house30788.html' target='_blank'>Дом с флигелями на Citywalls.ru</a>
Всего 17 комментариев
  • 16 Октября 2019, 21:02

    Чертежи дома на участке, принадлежавшем Могилевской, К.И.Скворцову, М.А.Поливанову по 8-й Роте Измайловского полка, 8 и 9-й Роте Измайловского полка, 9. 1842-1899. 32л. (ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 5888)  Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/513/102/5888

     

    О разрешении на перестройку флигеля во дворе купчихи А.А.Скворцовой по 8-й Роте Измайловского полка и 9-й Роте Измайловского полка,8,9. Начальная дата: 03.03.1870

    Конечная дата: 31.07.1870. 16л. (ЦГИА СПб. Фонд 256. Опись 2. Дело 1285)
    Постоянная ссылка: https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgia/256/2/1285

     

    Ведомость ходатайствам о постройках, поступившим в С.-Петербургскую Городскую Управус 27-го мая по 3-е июня 1898 г. № 467. 8 и 9 роты Измайловского полка № 8-9. Фамилия домовладельца: Поливанов. Зодчие или техники: Поливанов. Род построек: Переделка в каменном доме с устройством канализации. (Неделя строителя. 1898. № 24. С. 97)

    Вид фасада дома на 9-ой Красноармейской улице. Дата съёмки: март 1927 г. Автор съёмки: Андреевский (ЦГАКФФД СПб. Гр 65980)

  • 16 Октября 2019, 21:19
    Ответ на "Чертежи дома на участке, принадлежавшем Могилевско" от Lonely Walker

    Отличная фотография! На ней дом виден полностью. Кроме того, аннотация подтверждает то, что дом находился именно на 9-й Роте, а не на 8-й (как написано у Лукомского). 

  • 17 Октября 2019, 12:06
    Ответ на "Чертежи дома на участке, принадлежавшем Могилевско" от Lonely Walker

     Если это 1927 г. то тогда возникает вопрос с адресом или его уже снесли, т.к. на АФС 1939-1942 гг. здесь совершенно другая застройка

  • 17 Октября 2019, 12:33
    Ответ на "Если это 1927 г. то тогда возникает вопрос с адрес" от vladimir-2013

     Извините, я ничего не понял. Дайте, пожалуйста, фрагмент бОльших размеров - так, чтобы были видны улицы - не только 8-я и 9-я Красноармейские, но и Якобштадтский переулок - а желательно, чтобы были Измайловский проспект и Троицкий собор.

  • 17 Октября 2019, 13:58
    Ответ на "" от vladimir-2013

    Спасибо.

     

    Может быть, я ошибаюсь, но мне кажется, что светлое пятно посередине - это место свободное от застройки. Дом уже снесен.

     

    Какая-то странная форма у боковых флигелей, с закругленными дворовыми фасадами. Может быть, именно о них писал В.Я.Курбатов в книге "Петербург" (1913 г.):

     

    "ВОСЬМАЯ РОТА

    №8. Курьезный двор начала XIX века."

  • 17 Октября 2019, 16:55

    Участок между 8-й и 9-й Ротами на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 года генерал майора Шуберта":

     

     

    Показан деревянный (на самом деле полукаменный) дом, свободно стоящий посередине участка на красной линии 9-й Роты. В глубине - выступы на боковых фасадах, один из них (правый) виден на фотографии 1927 г. По сторонам - два каменных флигеля, вытянувшиеся перпендикулярно 9-й Роте и обращенные на нее короткими торцовыми фасадами (торцовый фасад правого флигеля виден на фотографии 1976 г.  (см. фотографию в сегодняшнем комментарии Lonely Walker к дому по 9-й Красноармейской ул., 7А ), а на фотографии 1927 г. слева на заднем плане - маленький фрагмент продольного фасада левого флигеля).

     

    Центральный корпус исчез не позже 1942 г. (возможно, разобран на дрова во время блокады; см. аэрофотосъемку в сегодняшнем комментарии vladimir-2013). Правый флигель сохранялся, по меньшей мере, до 1976 г. (см. названную фотографию в комментарии Lonely Walker), но к 1986 году исчез. Левый флигель тоже не сохранился, время его сноса мне неизвестно. 

  • 17 Октября 2019, 18:19

    Начальная дата проектных чертежей дома по этому адресу в фонде Городской управы (ф.513)  - 1842 г. (см. первый комментарий). Это может означать, что постройки, показанные на плане Шуберта, не сохранились. Что, в общем-то, ставит под вопрос и дату постройки дома 1800-1830 гг., указанную в титульных данных.

  • 17 Октября 2019, 18:36
    Ответ на "Начальная дата проектных чертежей по этому дому в " от Lonely Walker

    В принципе, это не исключено. Курбатов датировал этот дом началом XIX в., но он мог и ошибиться. В конце концов несомненно только то, что дом построен в первой половине XIX в. Но писать: "1800 - 1850" было бы совсем странно. Может быть, правильнее вообще убрать дату. А в первой части публикации написать "Первая половина XIX в."

     

    Но в то же время данные плана Шуберта - и местоположение дома и флигелей (по крайней мере, правого), и выступающие части в глубине (по крайней мере, правая) - подтверждаются фотографиями. А еще и данными от lenarch, о которых вспомнила Наталия в сегодняшнем комментарии к публикации по современному дому: по сторонам было два длинных дома, выходящих торцами на 9-ю и 8-ю Красноармейские.

     

    Насколько вероятно то, что строительство действительно началось только в 1842 году, раз нет никаких более ранних докуменнтов?

     

  • 17 Октября 2019, 21:31

    Начальная дата дела может не значить для датировки дома вообще ничего. Массово откладываться чертежи в фонде городской управы стали в 1830-х годах, более ранние не то чтобы единичные случаи, но достаточно редки, если это обычный обывательский дом. Пример, который первым приходит в голову, дом 5 по Торговой улице (Союза Печатников) - http://www.citywalls.ru/house7879.html . Дело с проектными чертежами по нему начинается с 1846 года, тогда перед - уж не помню какими именно - работами был выполнен фиксационный чертеж, на котором мы видим дом, явно построенный в самом начале 19 века, что подтверждается и Сенатским атласом 1804 года.

    Одно только палладианское окно в центре, хотя оно и ложное, говорит о раннем времени постройки, какие там 1840-е - тогда так никто уже и не строил. Да я и не уверена, что в 40-е здесь еще разрешали строить деревянное жилье. Но это не помню точно, не буду утверждать.

     

  • 17 Октября 2019, 21:52
    Ответ на "Начальная дата дела может не значить для датировки" от Liz

    В таком случае всё остальное говорит о том, что это тот самый дом на 9-й Роте, который показан на плане Шуберта и который, следовательно, существовал уже, по меньшей мере, в 1828 году.

     

    И одна лишь подрисуночная подпись в книге Лукомского не может перевесить остальные обстоятельства.

  • 18 Октября 2019, 23:52

    это тот самый дом на 9-й Роте, который показан на плане Шуберта

    Это всё не более чем фантазии.

  • 18 Октября 2019, 23:56
    Ответ на "это тот самый дом на 9-й Роте, который показан на " от lenarch

     Обоснуйте Ваше утверждение. Я-то свое обосновал.

  • 19 Октября 2019, 18:23

    мне представляется,что точность описания В.Курбатовым фасада дома, изображенного на фото в книге Г.Лукомскаго, не оставляет сомнений в ошибочности подрисуночной надписи в этой книге

     

    сам Курбатов причислял такие фасады к изобретенному им неогреческому стилю, те построенному под влиянием А.Воронихина и современной ему постройкам английского неоклассицизма, например  Соммерсет хаус в Лондоне:

    https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a7/Somerset_House_Strand_Block.JPG/800px-Somerset_House_Strand_Block.JPG

  • 19 Октября 2019, 20:07
    Ответ на "мне представляется,что точность описания В.Курбато" от весовщик

     Слава Богу! А то уж я думаю: я, что ли, ненормальный? Всё совершенно очевидно, а мне возражают, стараются опровергнуть. (Я имею в виду не ленарха, есть кое-кто посерьезнее.)

  • 4 Августа 2020, 20:20

    Я переработал эту публикацию, включив в нее архивные данные.

     

    Надеюсь, теперь ни у кого не возникнет сомнений в том, что на фотографии в книге Лукомского изображен дом именно на 9-й Роте, а не на 8-й. И именно на этом участке.

     

    P.S. Об этом я написал и на своем сайте.

  • 21 Июня 2022, 21:06

    Я заменил фотографию Л.Г.Андреевского 1927 г. - вместо изображения из ЦГАКФФД с водяными знаками поставил изображение отпечатка фотографии из Музея истории Санкт-Петербурга. Кроме того, добавил еще одну фотографию Л.Г.Андреевского, также датируемую 1927 годом.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31932
Готовится: 64
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 4593