Публикация
Памятник вице-адмиралу С. О. МакаровуФото - Памятник вице-адмиралу С. О. Макарову г. Кронштадт Якорная пл.
1913 - скульптор Шервуд Леонид Владимирович
В южной части Якорной площади возвышается памятник адмиралу С. О. Макарову. Этот замечательный монумент был открыт в Кронштадте одновременно с освящением
24 июля 1913 г. на Якорной площади Кронштадта состоялось открытие памятника вице-адмиралу Степану Осиповичу Макарову (1848/49-1904). Бронзовая фигура на гранитной глыбе-пьедестале как бы призывает потомков: "ПОМНИ ВОЙНУ". Монумент был установлен на добровольные пожертвования жителей. В 1910 г. на собрании, посвящённом памяти вице-адмирала С. О. Макарова, был образован комитет по сбору пожертвований для постройки памятника, которые составили 1/4 от всех видов жалования команд и экипажей в течение года. Был принят проект скульптора Л. В. Шервуда, а местом установки памятника была выбрана Якорная площадь в Кронштадте перед Морским собором. Скульптура С. О. Макарова была отлита из бронзы на заводе Карла Робекки в Санкт-Петербурге. Здесь также были изготовлены барельефы. Под гранитной скалой находится мраморное основание, а по периметру, в виде ограды, расположены якоря, соединенные цепями. В лицевую часть пьедестала вмонтированы бронзовые доски с надписями, под которыми помещен девиз адмирала С. О. Макарова: «Помни войну». Задняя и боковые части пьедестала украшены бронзовыми панно скульптора Л. В. Шервуда, посвященные наиболее значительным вехам жизни адмирала Макарова: «Ермак» в полярных льдах», «Гибель «Петропавловска», «Взрыв турецкого сторожевого судна «Интибах» катерами парохода «Константин».
На одном из барельефов постамента изображен ледокол «Ермак», который был построен в Англии по инициативе и под наблюдением С. О. Макарова. 21 февраля 1899 г. стальной корабль вышел в море, направляясь в Кронштадт. На этом корабле С. О. Макаров в 1901 г. участвовал в экспедиции на Землю Франца-Иосифа. (Иллюстрированный энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. Том 13. М. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. С. 36).
Степан Осипович Макаров родился 27 декабря 1848 г. в пропахшем солнцем и морем Николаеве в семье потомственного солдата. Солдатами были оба его деда, а отец только за полгода до рождения сына выслужился в прапорщики - событие по тем временам редкое. Путь к офицерскому чину начался для Макарова в 1858 г. в Николаевском морском училище, которое готовило кондукторов корпуса штурманов (чин примерно соответствующий современному званию мичман). Только в мае 1869 г. Макаров стал офицером. До этого он успел послужить на 11 кораблях и принять участие в нескольких дальних морских походах. Первое офицерское плавание на броненосной лодке «Русалка» закончилось трагически. Она напоролась на подводный камень, и только благодаря счастливому стечению обстоятельств ее удалось посадить на мель. Молодой мичман увидел проблему всего флота – неподготовленность кораблей и экипажей к действиям при повреждении корпуса. Результатом стал труд, посвященный борьбе за непотопляемость корабля. В морском обиходе появился новый термин «пластырь Макарова». Способами заделки пробоин заинтересовались за рубежом, и Макарова отправили демонстрировать изобретение на Всемирную выставку в Вену. С началом русско-турецкой войны Степан Осипович добился перевода на Черноморский флот командиром парохода «Великий князь Константин», ставшего базой минных катеров. В декабре у Батума Макаров впервые в мире применил торпеды, потопив турецкий сторожевик «Интибах». Войну Макаров закончил капитаном II ранга, кавалером нескольких боевых орденов, в том числе - Святого Георгия 4 степени, и золотого оружия «За храбрость». Он пожалован в свитский чин флигель-адъютанта, причислен к Гвардейскому экипажу, назначен командиром отряда миноносок, ему прочат командование царской яхтой «Ливадия». Но герой турецкой войны Скобелев предлагает ему возглавить морское обеспечение Ахал-Текинской военной экспедиции, и Макаров уезжает на Каспий. Под его командой более сотни малотоннажных судов и широкий круг задач - от организации перевозок до создания портов и баз на берегах Каспийского моря. С новыми обязанностями Макаров справился блестяще. В октябре 1881 г. Макаров назначен командиром российского корабля-стационера «Тамань» в Константинополе. Служебные обязанности для командира стационера были не обременительными и больше сводились к дипломатическому представительству. Степан Осипович занялся изучением течений в проливе Босфор. Результат исследований стал научной сенсацией - в проливе на различных уровнях два противоположных течения: верхнее из Черного моря, а нижнее из Мраморного. В случае новой войны его открытие позволяло провести быстрое и эффективное минирование Босфора. Признанием же чисто научной заслуги моряка стало присуждение ему Академией наук престижной премии митрополита Макария. В 1885 году Макаров стал командиром фрегата «Витязь», готовящегося к кругосветному плаванию. Почти три года бороздил «Витязь» океанские просторы, и все это время проводились многочисленные научные исследования. Результатом стал двухтомный труд «Витязь» и Тихий океан», получивший высокую оценку в научных кругах. Академия наук отметила его Макарьевской премией, а Русское географическое общество наградило автора золотой медалью. Вскоре после путешествия контр-адмирал Макаров был назначен главным инспектором морской артиллерии. За три года ему удалось сделать очень много для совершенствования корабельной артиллерии. Главным итогом его труда стало изобретение «колпачков Макарова», которые значительно повышали эффективность снарядов по пробиванию брони. В ноябре 1894 г. Макаров принял командование эскадрой на Тихом океане. Здесь он написал капитальный труд «Рассуждения по вопросам морской тактики», долгие годы остававшийся единственным обобщающим трудом такого рода в России. Книгу сразу перевели на многие иностранные языки. Она была переиздана в 1943 г. В декабре 1899 г. вице-адмирал Макаров был назначен главным командиром Кронштадтского порта и военным губернатором города, ставшего столицей Российского флота. Обилие обязанностей не смогло отвлечь его от научных изысканий. На построенном под его контролем ледоколе «Ермак» он исследовал северные острова, пытался пробиться к полюсу. Благодаря его поддержке на флоте началось внедрение изобретенного Поповым радио. В феврале 1904 г. вице-адмирал Макаров возглавил флот на Тихом океане, который начал активные и успешные боевые действия. Инициатива в морской войне явно перешла к Макарову. К сожалению, историей ему был отпущен очень короткий срок. Уже 31 марта броненосец «Петропавловск», на котором адмирал вышел в море, подорвался на мине. (по статье В. Рогоза "Почему адмирал Макаров призывал помнить войну?" на сайте Помни войну
Здесь, в Кронштадте С.О. Макаров исполнял должность главного инспектора морской артиллерии, в период с 6 декабря 1899 по 9 февраля 1904 г. был комендантом Кронштадтского порта и губернатором Кронштадта. Здесь, в 1896 г. он написал книгу "Рассуждения по вопросам морской тактики"
![]() ![]() Добавил: IVa, 2 Июля 2018, 20:36
Редактировано: 4 Августа 2018, 18:19
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house29550.html' target='_blank'>Памятник вице-адмиралу С. О. Макарову на Citywalls.ru</a>
Всего 5 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 6
Гостей: 988
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 4496
|
Нужны фото памятника, деталей.