Проезд между оградами некрополей, ведущий к 1-му Лаврскому мосту через реку Монастырку, вымощен брусчаткой и каменными плитами. В оградах симметрично расположены входные калитки. Слева - вход в Некрополь XVIII в. Отсюда началось строительство Александро-Невского монастыря. В 1712 г. на левом берегу заложили первую деревянную церковь. Она была освящена 25 марта 1713 г. в память Благовещения Пресвятой Богородицы и представляла собой квадратное здание, увенчанное барабаном со шпилем и крестом. За ее алтарем с 1717 г. существовала небольшая каменная Лазаревская церковь - усыпальница. Рядом начали строить мазанковые кельи, настоятельские палаты, хозяйственные службы и прочее «партикулярное строение», в основном готовое уже к 1714 г. Именно здесь, на месте будущего Лазаревского кладбища, располагался монастырь в то время, когда на противоположном берегу разворачивалось каменное «генеральное строение» по проекту Д. Трезини, утвержденному в 1715 г.
А. И. Богданов в «Описании Петербурга», относящемся к середине XVIII в., упоминал кладбище в «Невском монастыре при деревянной церкви Благовещения Богородицы». К этому же времени относится упоминание в монастырском архиве о месте «за монастырем, где кладутся умершие». Очевидно, для жителей подмонастырской слободы существовало отдельное приходское кладбище. Лазаревское кладбище не было приходским. На нем хоронили лишь знатных особ, по повелению, а часто и в личном присутствии Петра I. Так, в 1719 г. здесь был похоронен генерал-фельдмаршал граф Б. П. Шереметев, что открыло традицию погребения в Невском монастыре выдающихся военачальников.
В 1783-1786 гг. возвели Святые ворота монастыря - надвратную церковь во имя иконы Богоматери Всех Скорбящих Радости. Сооруженный по проекту И. Е. Старова храм стал центром ансамбля, возникшего на въезде в лавру со стороны Невского проспекта. Одновременно строились каменные ограды, определившие окончательные границы Лазаревского кладбища, целиком занявшего бывший монастырский двор. Захоронения продолжались здесь вплоть до начала XX в.
* А. Н. Кудрявцев, Г. Н. Шкода Александро-Невская Лавра. Архитектурный ансамбль и памятники некрополей. Л., Художник РСФСР, 1986
Фотограф: Г. Л. Хатин 1982-1984 гг.
Некрополь XVIII в. в большей степени, чем все остальные петербургские кладбища, сохранил свой исторически сложившийся ландшафт. Основные черты планировки, местоположение отдельных памятников, зафиксированных в описаниях лавры XVIII-XIX вв., остались неизменными. Облик кладбища определяют памятники, созданные в XVIII - первой половине XIX в., хотя сохранились и более поздние надгробия. Все это заставляет видеть в Лазаревском некрополе уникальный по целостности художественно-исторический комплекс.
Хотя в 1823 г. было основано Ново-Лазаревское кладбище, погребения продолжались в обоих некрополях. Духовный собор лавры в 1859 г. отмечал, что «кладбище Лаврское, имея в настоящее время еще весьма довольно свободного места, открыто не для всех, как городские кладбища, а погребаются здесь только немногие особы из подвизавшихся на поприще Государевой службы и лица почетного звания, с согласия Начальства Лавры и по особенным уважениям; а при погребении, кроме исполнения общих по сему предмету узаконений, соблюдается еще и то, что могилы всегда обкладываются кирпичными стенами и сводами».
Надгробия здесь неизменно отличались высоким качеством исполнения, богатством материала. Памятники для Лазаревского кладбища создавали И. П. Мартос, М. И. Козловский, И. П. Прокофьев, Ф. П. Толстой, мастера известнейших петербургских монументных мастерских Земмельгака, Трискорни, Мадерни. Однако ни высокий художественный уровень, ни бесспорное историческое значение надгробий не принимались монахами лавры во внимание. В 1860 г. на запрос Комиссии по устройству кладбищ лаврский ризничий отвечал, что «по тщательном осмотре через особо назначенных Собором лиц памятников, существующих на Лаврском кладбище, таких особенно замечательных, которые бы относились к прошлому столетию, нет». О «забытых могилах» Лазаревского кладбища в 1907 г. писал историк искусства Н. Н. Врангель. «Когда знаешь жизнь тех, кто лежит под этими плитами, - поражаешься тем странным сплетением обстоятельств, которое соединяет и разъединяет людей. Как будто здесь собрались после смерти все те, кто когда-то составляли тесный кружок придворного общества. На маленьком пространстве старого Лазаревского кладбища погребена целая эпоха, целый мир отживших идей, почти все придворное общество Елизаветы, Екатерины и Павла. Здесь, над могилами этих людей, стоят памятники, плачущие женщины над урнами, молящиеся дети, вазы, саркофаги, дуб, сломанный грозой, - аллегорическое изображение погибшей молодой жизни».
Состояние «забытых могил» далеко не было образцовым. Мраморная скульптура разрушалась, памятники утопали в земле, расколотые надгробные плиты использовались для мощения дорожек и забутовки оснований под новые памятники. Множество надгробий, расположенных на тесном пространстве (менее гектара), оказались погребенными под последующими захоронениями.
С 1 февраля 1919 г. кладбища Петрограда поступили в ведение Комиссариата внутренних дел Петрокоммуны. Комиссия по национализации кладбищ выработала инструкцию для комиссаров, назначенных на все городские кладбища. Комиссией руководил член коллегии комиссариата Б. Г. Каплун, в ее состав входили представители органов внутренних дел, здравоохранения, юстиции: Б. Б. Габор, В. П. Кашкодамов, Р. А. Теттенборн
Захоронения на кладбище были прекращены в 1919 г., а с 1923 г. этот некрополь закрыли для посещения. Общество «Старый Петербург» взяло кладбище в аренду, начав там научно-исследовательские и реставрационные работы. Велись обмеры и фотофиксация памятников, составлен полный перечень сохранившихся надгробий.
Северная часть кладбища
Возле Лазаревской церкви
Северо- восточный угол
Северо-восточная часть В центре - захоронение Я. Д. Ляпунова
В 1931 г. Наркомпросом РСФСР было выдвинуто предложение создать музеи-некрополи на базе Лазаревского кладбища в Ленинграде и Донского монастыря в Москве. Это было продиктовано реальной необходимостью: в связи с планами уничтожения ряда исторических кладбищ возникла опасность безвозвратной утраты многих исторических захоронений и ценных художественных надгробий.
Уже в октябре 1931 г. на Лазаревское кладбище со Смоленского были перенесены останки скульпторов М. И. Козловского, Ф. И. Шубина и поэтессы Е. Б. Кульман. Перевезли в некрополь и их надгробные памятники. В то же время начался вывоз наиболее ценных скульптурных памятников (без перезахоронений) с Волковских кладбищ (М. С. Таировой, Г. и И. Фредерикс). Несколько скульптурных и архитектурных надгробий перенесли с кладбища Сергиевой пустыни, обреченного на полное уничтожение.
В «Ленинградской правде» 26 августа 1935 г. было помещено объявление, что в связи с превращением Лазаревского, Тихвинского кладбищ и Литераторских мостков в парки-музеи «гражданам, имеющим могилы родственников, непоименованные комиссией в списках оставленных, предлагается в трехмесячный срок осуществить перезахоронения… Не подав за три месяца заявления, могилы будут считаться бесхозными и подлежат сносу».
Точную цифру перенесенных памятников в настоящее время указать невозможно, так как некоторые не переносились полностью, с них лишь снимались скульптурные детали; другие, из числа перевезенных на Лазаревское кладбище, позднее были перенесены в соседний Некрополь мастеров искусств; ряд памятников в процессе переноса был утрачен. В настоящее время на музейном учете в Некрополе XVIII в. находятся сорок два памятника из числа перенесенных в 1932-1939 гг. Среди них надгробия И. П. Мартоса, Ф. Ф. Щедрина, В. Л. Боровиковского, А. Д. Захарова, Ж. Тома де Томона - со Смоленских кладбищ; К. И. Росси, А. Д. Литке - с Волковского лютеранского и т. д. Процесс перезахоронений, прерванный войной, продолжился в начале 1950-х гг., когда в Некрополь XVIII в. были перенесены прах и надгробия академика Л. Эйлера - со Смоленского лютеранского, и академика А. К. Нартова - с упраздненного Благовещенского кладбища. С декабря 1932 г. на территории Лазаревского некрополя начался снос памятников, не представлявших, по понятиям того времени, художественного и исторического интереса.
Далеко не все исторические захоронения пропали именно в 1930-е гг. Многое погибло в течение исторического существования кладбища, в ходе его естественного обновления. Сейчас в некрополе находится несколько десятков надгробных плит, найденных во время археологических раскопок и в начале XX в. считавшихся навсегда утраченными.
Единственное захоронение послереволюционного времени в Лазаревском некрополе - скульптора Л. В. Блезе-Манизер, скончавшейся в 1924 г.
«Кладбище-музей надгробных памятников», как именовалось Лазаревское согласно Постановлению президиума Ленсовета от 23 июля 1932 г., в 1939 г. назвали Некрополем XVIII века, и оно стало частью экспозиции Музея городской скульптуры. Однако до самой войны посещение некрополя было возможно лишь в составе организованных групп. В первые послевоенные годы были проведены первоочередные работы по благоустройству некрополя, и с конца 1940-х гг. его открыли для посетителей.
В 1954-1955 гг. ряд уникальных скульптурных памятников, хранение которых на открытом воздухе представлялось губительным, перенесены в музейную экспозицию Благовещенской усыпальницы. Среди них надгробия Е. С. Куракиной и Е. И. Гагариной, детали памятников А. Ф. Турчанинову, А. С. Попову, М. С. Таировой.
В 1960-1980-е гг. в Некрополе произошло еще три перезахоронения. В 1967 г., когда отмечалось стопятидесятилетие со дня смерти Д. Кваренги, ленинградские историки попытались найти место захоронения великого архитектора на Волковском лютеранском кладбище. В результате специальных архивных исследований и археологических раскопок останки Д. Кваренги были обнаружены и перенесены в музейный некрополь. В 1979 г. было проведено перезахоронение со Смоленского лютеранского кладбища выдающегося инженера и механика А. Бетанкура. Его надгробие в виде шестиметровой чугунной колонны, отлитой по проекту О. Монферрана в 1825 г., нуждалось в срочной реставрации. Эту работу провел Музей городской скульптуры, в некрополь которого и перенесли прах и памятник А. Бетанкура. Наконец, в 1988 г. в некрополе были захоронены останки академика С. П. Крашенинникова, путешественника и исследователя Камчатки. Выдающийся ученый был похоронен на кладбище у Благовещенской церкви на Васильевском острове. При строительных работах, проходивших в 1955 г. на месте давно несуществующего кладбища, случайно была найдена часть надгробной плиты Крашенинникова. При вскрытии обнаруженного склепа найден череп, по которому ученики антрополога М. М. Герасимова воссоздали документальный портрет ученого.
Названия дорожек Некрополя XVIII в. связаны с памятниками, находящимися на них: Ломоносовская, Россиевская, Бетанкуровская, Захаровская, Радищевская, Старовская и Фонвизинская. От входа в некрополь идет вымощенная кирпичом Петровская дорожка, от нее через центр некрополя проходит дорожка Мастеров искусств.
Для Лазаревского кладбища характерны сохранившиеся родовые гнезда. Так, близ входа в некрополь находятся памятники Ольхиных, Ростовцевых, Кусовых и Кокушкиных - представителей богатого петербургского купечества, связанных семейными узами. Тут же памятники родственных семей Яковлевых, Зиминых, Авдулиных, Шишмаревых, происходящих от осташковского крестьянина Саввы Яковлева, крупнейшего русского заводчика XVIII в.
Хотя первоначально на Лазаревском кладбище хоронили лишь дворян, с 1740-х гг. появляются и купеческие памятники. Обыкновенный взнос за погребение на Лазаревском кладбище в середине XVIII в. составлял пятьдесят рублей, погребение в церкви стоило вдвое дороже. Больших средств требовали также заказ заупокойных служб, поминальная трапеза для монахов и т. д.
Близ Лазаревской усыпальницы - родовое гнездо Шереметевых, Колычевых, Хитрово, тесно связанных генеалогически. Много в некрополе памятников рода Демидовых, с которыми связаны были архитекторы И. Е. Старов и А. Ф. Кокоринов. Сохранился ряд памятников Мордвиновых, Столыпиных, Муравьевых, родившихся в разных поколениях. Фамилия М. В. Ломоносова представлена надгробиями его дочери и внучки вблизи памятника самому ученому, а также саркофажцем Николеньки Волконского, с эпитафией, написанной А. С. Пушкиным, - у южной ограды некрополя. Мать Николеньки, жена декабриста С. Г. Волконского, Мария Николаевна Раевская - правнучка Ломоносова по матери.
В Лазаревском некрополе похоронены: вдова А. С. Пушкина, Наталья Николаевна, со своим вторым супругом, генералом П. П. Ланским; жены А. Н. Радищева, Г. Р. Державина, матери К. Н. Батюшкова, Н. П. Огарева, поэта-декабриста А. И. Одоевского и другие родственники наших известных литераторов, музыкантов, ученых.
<a href='https://www.citywalls.ru/house29246.html' target='_blank'>Свято-Троицкая Александро-Невская лавра -Лазаревское кладбище Некрополь XVIII века на Citywalls.ru</a>
Это совсем не так просто, как кажется на первый взгляд.
В 1930-х гг. городские кладбища, в том числе и кладбища Александро-Невской лавры подверглись самой бесцеремонной реконструкции, могилы выдающихся людей переносились с места на место, с одного кладбища на другое - так, чтобы удобно было показывать кладбища на экскурсиях. В частности, на Тихвинское кладбище были перенесены многие могилы с других кладбищ, и на самом кладбище могилы передвинуты - художники рядом с художниками, композиторы рядом с композиторами и т. д.
Сведений о переносе конкретно могилы Чайковского я, кажется, не встречал (и сейчас с ходу не нашел в интернете), но фотография говорит сама за себя. Обратите внимание на задний план - стена кладбища, а за ней справа надвратная церковь. (Можно было бы подумать, что изображение зеркально перевернуто, но сравнение с современными фотографиями надгробия показывает, что это не так.) Такую картину можно было увидеть только в том случае, если надгробие находилось именно на Лазаревском кладбище. Так что всё правильно, эта фотография на месте, она свидетельствует о варварстве 30-х годов.
(К сожалению, сейчас я нахожусь на даче. А дома у меня есть книга 1980-х гг. об Александро-Невской лавре, где в том числе есть и сведения о перемещении некоторых могил. Когда в очередной раз приеду в Петербург, постараюсь не забыть посмотреть.)
Как бы ни поворачивать памятник, все равно надвратная церковь никак не могла бы оказаться за стеной кладбища справа - только слева, если это Тихвинское кладбище.
А откуда у Вас сведения о том, что Чайковский похоронен именно на Тихвинском кладбище? Нужны воспоминания современников (а еще бы лучше архивные данные), а не то, что пишут сейчас.
В "Исторических кладбищах" (с. 226) пишут, что Тихвинское кладбище.
"Близ северной ограды в 1880-е гг. были поставлены рядом надгробные памятники М. П. Мусоргскому и А. П. Бородину. В самом конце ХIХ в. в этой же части Тихвинского кладбища появился памятник П. И. Чайковскому, похороненому в лавре в 1893 г...."
Откуда ошибка понятно: Тихвинское кладбище раньше называлось Ново-Лазаревским, и хотя оно было переименовано в 1876 г. в литературе по инерции продолжали писать по-старому
Вот из "Лавр, монастырей и храмов..." изд. 1909 г. с. 16
Чайковского, правда не упоминают. А это фото на с. 15
Но как снято совершенно не понятно. Если смотреть по карте - на ней указано место могилы и церковь, то такой ракурс никак не получается.
Если перевернуть фото, то тоже не совпадает с нынешним расположением
Фрагмент плана из ВПг на 1914 г. Участок Чайковского № 22
Фото переворачивать не надо, оно совершенно правильное (сравните с современными фотографиями - сидящий ангел именно справа, а не слева). Как примерно снято, я показал в предыдущем комментарии. (Не исключено, что надгробие повернули или слегка перенесли - это надо смотреть на месте.)
Скорее всего так. Хотя на фото мы фактически видим центр лицевого фасада церкви... Надо бы заглянуть на кладбище, попытаться повторить ракурс, да только там теперь деревья большие.
Очень подозрительно выглядит адрес: наб. Монастырки, 13 (тринадцать).
И два других кладбища Александро-Невской лавры, и все ее здания имеют адреса: наб. Монастырки, 1, с разными литерами. Могу предположить, что правильный адрес Лазаревского кладбища: наб. Монастырки, 1, литера З ("зэ"). Проверьте, пожалуйста.
P.S. Данное предположение перерастает в практически полную уверенность, если посмотреть адрес Лазаревской церкви - именно 1, литера З (судя по расположению среди других адресов).
Тут с адресами все на данный момент неправильно, но понятно. В начале 2009 г., когда создавались эти публикации, я просто проставила все постройки используя алфавит от "а" до "о", потом Виктор дополнил букву "и" и получилось, то что сейчас. Это 13 не ясно откуда вылезло. Тогда вся лавра была под одним адресом. Ну а потом появились все нынешние литеры, от которых выть хочется. Но здешние литеры к ним не имеют никакого отношения. Но чтобы что-то менять надо разобраться, схему составить....
Перечень мест захоронений на кладбищах Санкт-Петербурга известных граждан, внесших значительный вклад в историю России и Санкт-Петербурга https://docs.cntd.ru/document/8415424
Во-первых, могила П.И.Чайковского находится не на Лазаревском, а на Тихвинском кладбище. (На первой фотографии на заднем плане брандмауэр дома по Лаврскому проезду, 1, на второй - за оградой Александро-Невская площадь с надвратной церковью.) Эти фотографии следует перенести в публикацию по Тихвинскому кладбищу.
А во-вторых: сколько же можно просить Вас давать ссылки. Опять приходится это делать за Вас.
Первая фотография: Булла К. К. Панихида у памятника на могиле композитора П. И. Чайковского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, 1909. ГМИ СПб Инв.№-II-А-8118 ф
Вторая фотография: Булла К. К. Памятник на могиле композитора П. И. Чайковского на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, после 1908. ГМИ СПб Инв.№-II-А-8117 ф
Сейчас переставлю. Опять как два с лишним года назад минут 15 пялилась на последнее фото. Никак не понимаю как можно увидеть не боковой а лицевой ведь? фасад Скорбященской церкви. Повеу себе записку на стенку, и как снег сойдет, съезжу попробую ракурс повторить...
Захоронение теперь почти у ограды кладбища, вид сзади нормально не снять. Ну и снять, как на старых фото у меня не полуилось. развернули что ли памятник?
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
5-я картинка – совсем не в тему.
Могила Чайковского на Тихвинском кладбище.