Публикация

Аничков дворец - Дворец пионеров

Здание на карте
фото
Архитекторы: Земцов М. Г.
Дмитриев Г. Д.
Старов И. Е.
Год постройки: 1741-1754, 1776-1778
Стиль: Классицизм

Аничков дворец                                       классицизм

 

1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео

1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка

 

Дворец пионеров

1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция

 

За Аничковым мостом, на углу Невского пр. и наб. Фонтанки значительное пространство занимает комплекс зданий Аничкова дворца.

 

   cм. публикации - Интерьеры Аничкова дворца     Здание кабинета Е. И. В.  

                             Комплекс зданий Аничкова дворца. Новый дом Кабинета

                             Сервизный корпус Аничкова дворца. (Аничков лицей)

                             Сад Аничкова дворца. Павильоны   Электростанция Аничкова дворца

                             Театрально-концертный комплекс Дворца творчества юных

 

 

Территория между Невским пр., Садовой ул. и Фонтанкой в начале XVIII в принадлежала первому генерал-полицмейcтеру Петербурга А. М. Девиеру. В 1722 г. Девиер был отправлен А. Меншиковым в ссылку. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д. Л. Лукьянова. В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр. Название он получил по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 г. под руководством командира работного  батальона М. О.Аничкова.     ([25] С.159-160 Наталия)

  • фото

    Аничков дворец.
    Из книги И. Н. Божерянова

  • фото

    1753 г.
    (добавил IVa)

  • фото

    Грабарь "История
    русского искусства"

    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    Грабарь "История
    русского искусства"

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    Гравюра Я. В. Васильева
    с рис. М. И. Махаева. 1753 г.
    (добавил Mary)

  • фото

    Аксонометрический план
    Санкт-Петербурга
    1765–1773 гг.»
    де Сент-Илера, И. Соколова,
    А. Горихвостова.
    (добавил PavelT)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    Аничков дворец.
    гравюра, входит в альбомы
    изд. А.Плюшара "Виды
    С.-Петербурга" 1824 г.

    (добавил yuriT)

  • фото

    Аничков дворец вел.кн.
    Николая павловича.
    грав. с карты Петербурга 1820-1825 гг.
    (добавил Mary)

  • фото

    Аничков дворец и Павильон.
    Акварель В. С. Садовникова. 1862 г.
    (добавил Mary)

  • фото

    В. С. Садовников.

  • фото

    В. С. Садовников.

  • фото

    В. С. Садовников.

  • фото

    Генеральный
    план построек
    и сада
    (добавил PavelT)

  • фото

    В. С. Садовников.
    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов )

  • фото

    Фото начала 1870-х гг.,
    фотограф А.Э.Фелиш
    (добавил S.P.)

  • фото

    1890 г. Боковой фасад собственного
    его императорского величества дворца
    (вид с Невского пр). Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 14876)
    (добавил Lonely Walker )

  • фото

    1895 г.

  • фото

    Открытка начала ХХ в.

  • фото

    Фото начала 1900-х гг.

  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото
  • фото

    (добавил
    Андрей Агафонов )

  • фото

    1900-е гг.
    Фотоателье Буллы
    (добавил Мышь)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1900-е гг.

  • фото

    Главный фасад (со стороны двора).
    Г.В.Барановский. Архитектурная энциклопедия
    2-й половины XIX века. Том 4.
    Жилища и службы. 1904 ЦГАКФФД Е 4977
    (добавил Ладада)

  • фото

    Около 1903 г. Фасад главного здания
    собственного его императорского
    величества дворца.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4975)

  • фото

    Около 1903 г.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4977)

  • фото

    Около 1903 г.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4978)
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    Около 1903 г.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4979)
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    (добавил Nezoist)

  • фото

    Около 1903 г.
    Главный подъезд
    собственного ЕИВ
    дворца.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4980)

  • фото

    Около 1903 г.
    Фото ателье Буллы
    ЦГАКФФД СПб. Е 4981)
    (добавил
    Андрей Агафонов)

  • фото

    Около 1903 г. Фасад
    собственного ЕИВ дворца
    со стороны сада
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4974)

  • фото

    Около 1903 г. Фасад
    собственного ЕИВ
    дворца со стороны сада.
    Фото ателье Буллы
    (ЦГАКФФД СПб. Е 4982)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    1930-е. Вид здания
    Аничкова дворца.
    (ЦГАКФФД СПб. Вр 23984)

  • фото

    1930-е. Фасад главного корпуса
    Аничкова дворца.
    (ЦГАКФФД СПб. Гр 88414)
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1936 г. Вид на Аничков дворец
    со стороны сада.
    (ЦГАКФФД СПб. Гр 43266)

  • фото

    1944 г. Боковой фасад
    Аничкова дворца
    (ЦГАКФФД СПб. Вр 1644)
    (добавил Андрей Агафонов)

  • фото

    1970-е. Фасад Аничкова дворца
    со стороны Невского пр.
    Фото Науменков Николай Афанасьевич
    (ЦГАКФФД СПб. Бр 49166)

    (добавил Lonely Walker)

  • фото

    Фото - Андрей Агафонов, 1995.

  • фото

    2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом , 2013

    Добавил- IVa

  • фото

    Главный фасад. Фото 2004 г.
    Из книги Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова,
    О. В. Петрова. Невский проспект.
    Дом за домом , 2013

    Добавил- IVa

  • фото

    Генеральный план
    Дворца пионеров
    (Архитектура Ленинграда.
    1936. № 1. С.56)

  • фото

    Схема стоянки транспортных средств.
    Фото - Lonely Walker , 10.06.2019.

  • фото

В августе 1741 г. царица Елизавета купила этот обширный участок земли у лесоторговца Д. Л. Лукьянова, присоединила к нему смежные участки и приказала арх. М. Г. Земцову разработать проект дворца. Вскоре начали бить сваи под фундамент дворца, рыть гавань со стороны Фонтанки и разбивать сад. После смерти Земцова работу продолжил его помощник - арх. Г. Д. Дмитриев. Он представил Елизавете 16 чертежей проектов дворца. Один из них был утвержден, и началось строительство больших каменных палат. В декоративной отделке дворца принимал участие Б.Ф. Растрелли, который внес некоторые изменения в первоначальный замысел. В плане здание напоминает растянутую букву «Н». Боковые трехэтажные крылья соединялись с двухэтажным корпусом, по оси которого выступали трехэтажные ризалиты. Разновысотность объемной композиции, использование пилястр - характерные особенности дворцового строительства раннего барокко. Вместе с тем тенденция елизаветинской архитектуры к обогащению форм проявилась в многообразии и затейливости рисунка оконных наличников, пышном убранстве фронтонов и парапетов. Растрелли увенчал торцы крыльев крупными гранеными куполами. Со стороны Невского купол поставлен над дворцовой церковью Воскресения Христова, для которой архитектор спроектировал трехъярусный золоченый иконостас (перенесен во Владимирскую церковь на одноименной площади). 

 

Главным фасадом дворец был обращен к Фонтанке. Посреди парадного двора устроили прямоугольную гавань, связанную с Фонтанкой каналом, по которому гости на шлюпках подплывали к ступеням парадного входа. По сторонам канала у реки симметрично стояли две галереи-колоннады. А на Невский пр. (который тогда служил проезжей дорогой для доставки грузов в Адмиралтейство и лишь в 1783 г. стал главной улицей столицы) выходила стена бокового корпуса, лишенная декоративной отделки. Над корпусом был устроен обширный висячий сад. Большой регулярный сад с павильонами, беседками и скульптурами простирался до Садовой улицы.

В 1757 г. Елизавета Петровна подарила дворец своему морганатическому  супругу, графу А. Г. Разумовскому. После его смерти усадьба перешла его брату, президенту Академии наук графу К. Г. Разумовскому.                ([25] С.161 Наталия)

 

На месте Александрийского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничковского дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль Садовой улицы проживала дворцовая прислуга. А. Г. Разумовский, ставший "первейшим вельможей времен Елизаветы", был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось.

 

При дворце для итальянских опер был возведен оперный дом, роскошно убранный мрамором и позолотой.

  • фото

    Копия Г.Д.Дмитриева с чертежа
    М.Г.Земцова, 1743 г. (М.В.Иогансен.
    Михаил Земцов. Л., 1975, с. 130)

    В первоначальном проекте Земцова не было
    куполов по краям, их добавил Растрелли

  • фото

    Боковой фасад, обращенный на Невский
    проспект, в соответствии с проектом
    Земцова
    [*]

  • фото

    Левый край ограды, на углу Фонтанки
    Подпись на немецком языке: "Kleine
    Lust Hдuser an beeden seiten der
    Mauer" - "Маленькие люстгаузы
    [павильоны] по обеим сторонам стены".

  • фото

    Отдельно ворота слева от дворца,
    показанные на первом фрагменте
    в более мелком масштабе
    Подпись на немецком языке:
    "Einfahrt nach dem Hofe" -
    "Въезд во двор".

  • фото

    Вправо от дворца,в отдалении от него
    (через десять звеньев ограды) -
    еще одни ворота
    Подпись на немецком языке: "Portalen
    des Gartens" - "Ворота сада".

[*]  Боковой фасад, обращенный на Невский проспект, в соответствии с проектом Земцова - фрагмент чертежа из коллекции Ф.-В.Берхгольца,

      1740-е (И. Г. Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского

       проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Die Facade, der Schmahlen Seite des Gebäudes, nach der Seite,

       des grossen Perspectives" - "Фасад узкой стороны здания по Большой Прешпективе"  (S.P.)

 

В 1767 г. дворец был куплен  в казну, и  в 1776 г. Екатерина II подарила его Г. А. Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.

 

В 1776-1778 гг. арх. И. Е. Старов произвел перестройку дворца в  формах раннего классицизма. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован. 

 

Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину, якобы, не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на "острую нужду", в 1785 г. он вновь продал Аничков дворец, на этот раз - в царскую казну.

 

С 1793 г.дворец использовали для Кабинета Его Императорского Величества. Внутренние переделки в здании выполнил арх. Е. Т. Соколов.  Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 г., первоначально являлся личной канцелярией царя, затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом, землями. С 1826 г. он был подчинен Министерству  Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда  в соседнее здание

 

В 1799 г. западная часть усадебного сада была пожалована Театральной дирекции.

В 1801 г. дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В. Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 г.почти на этом же месте было закончено сооружение Александрийского театра по проекту великого К. И. Росси.

 

В 1803-1805 гг. рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один - на углу Невского пр. и наб. Фонтанки, другой - на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущей в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали Кабинету Е.И.В. Аркаду заложили кирпичом.

 

В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом  Ольденбургским.  Дворец вновь перестраивался  внутри по проекту арх.  Л. Руска в 1809-1812 гг. 

 

Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 г. продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 г. А. С. Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове".

 

В 1817 г. дворец вновь сменил владельцев: стал свадебным подарком Александра I  великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 г. императором Николаем I.                                               (Религиозный Петербург С. 190 Наталия)

 

 

Усадьба была в 1817-1820 гг. реконструирована К. И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два садовых павильона, перепланировал пейзажный сад (при участии А.А. Менеласа и И. А. Иванова). С 1810-х гг. во дворце имел квартиру поэт В. А. Жуковский, служивший при дворе. Жуковский был воспитателем наследника престола, будущего императора Александра II, которому Аничков дворец был подарен в 1841 г.

([25] С.162 Наталия)

В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола  цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III  Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции – местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны.

(Религиозный Петербург С. 322 Наталия)

 

В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти,  К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх.  К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами.  ([25] С.163)

         

После Февральской революции 1917 г. дворец был национализирован. В нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 г. открылся Музей города, который занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран арх. Л. А. Ильин, его заместителем историк архитектуры В. Я. Курбатов. Но в 1928 г. мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции расформированы. К 1935 г. музей прекратил свою деятельность. Он являлся одним из предшественников Музея истории Санкт-петербурга, где хранится часть его коллекций.                                                                                                                      ([25] С.163-164  Наталия)

 

Реконструкция всех зданий б. Аничкова дворца предусматривает следующее использование их и распределение по ним отделов и секторов Дворца пионеров. Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте. Над оформлением этого парадного двора и фонтана скульптурой работает скульптор Л. В. Шервуд. Другой вход в сад Дворца будет устроен со стороны площади Островского, также для того, чтобы избежать выпуска больших масс детей на пр. 25 Октября - улицу с большим движением. Главный корпус Дворца отводится под отдел отдыха и развлечений и только частично занимается отделом науки, расположенным в основном в бывшем «сервизном корпусе». «Кабинетский корпус», выходящий на пр. 25 Октября и набережную р. Фонтанки, отводится под художественный сектор Дворца пионеров, второй же «кабинетский корпус», выходящий на набережную Фонтанки, под технический сектор. Дворовый корпус с жилыми домами будет переоборудован для размещения в нем физкультурного сектора Дворца пионеров. Кроме того на территории сада, на месте бывшего летнего закрытого театра, запроектирована постройка нового корпуса для размещения в нем большого зала на 800 мест со сценической площадкой и меньшего зала-фойе для концертных выступлений. Россиевские садовые павильоны используются: один - как летнее кафе-буфет, другой - как павильон для отдыха и чтения. Существующие в саду постройки временного характера разбираются и освободившаяся площадь используется под площадки для игр и зелени. <…> В текущем году ведутся работы по реконструкции трех основных корпусов Дворца - главного корпуса, художественного и технического со сроками их окончания к осени 1936 г. Остальные работы предполагается произвести в 1937 г. Разработка проекта ведется мастерской № 2 Ленпроекта (руководитель арх. А. И. Гегелло), занятой в настоящее время почти исключительно этой важной и ответственной работой. Авторы проекта - арх. А, И. Гегелло и арх. Д. Л, Кричевский, при участии Е. Г. Груздевой, П. Н. Трубникова, И. В. Павлова и ряда других сотрудников мастерской. Проект здания физкультурного сектора разработан арх. С. В. Васильковским. Для лучшего проведения как проектных, так и строительных работ проектировка ведется непосредственно на постройке.

(Гегелло А.И., Кричевский Д.Л. Ленинградский дворец пионеров // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 46-57; добавил: Lonely Walker

 

С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты.

В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие.

(по материалам iako.livejournal.com/328817, добавил GTl)

  • фото

    1960 ("Х" января 1961)
    Пригласительный билет
    (meshok.net)
    (добавил Сергей Г)

  • фото

    ?Вечерний Ленинград?
    №232(7006)
    от 03.10.1968 г. (С.1)
    (добавил - lenarch)

46 комментариев
17265 просмотров
Добавил: Mary, 10 Января 2008, 02:01
Редактировано: 25 Июля 2024, 01:33
Оцените:
(18 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house28985.html' target='_blank'>Аничков дворец - Дворец пионеров на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
  • 4 Сентября 2018, 23:53

    Открытка 1930 года. Подпись: "Проспект 25 октября, направо - здание Музея города (б. Аничков дворец)":

     

     

    Фотограф, вероятно, подражал снимку ателье Буллы (фото 14): тот же вид сверху, со скульптурами Елисеевского магазина на переднем плане. Но если посмотреть внимательнее, точка съемки другая - у Буллы с балкона Елисеевского магазина, а у советского фотографа с балкона или из окна дома по Невскому пр., 54.

    Обратите внимание, что в это время на Аничковом дворце еще сохранялась главка домовой церкви.

  • 5 Сентября 2018, 00:18

    Я первым делом обратила внимание на главку - и как устояла. В "Святынях" написано  снесены в 1930 г. - во множественном числе. Их разве было несколько?

  • 9 Марта 2019, 08:43

    Отправил тот же снимок, что есть, в другом варианте:

     

    https://pp.userapi.com/c851232/v851232183/e56c4/jUsIU15H41o.jpg

     

    ( https://vk.com/wall-998865_383689 ). 

  • 7 Апреля 2020, 20:37

     Весной 1943 г.  перед входом в главное здание Дворца пионеров появилась необычная круглая клумба. Людмила Михайловна Голицынская, учительница биологии 218 школы (ул. Рубинштейна,13), руководившая юннатским кружком Дворца, организовала встречу юннатов в ВИР (Всесоюзный институт растениеводства) с В.С. Лехновичем, одним из 13 ленинградцев, оставшихся в блокадном Ленинграде для спасения от уничтожения уникальной коллекции образцов сельскохозяйственных культур  земного шара, собранных академиком Н.И. Вавиловым. Вадим Степанович, хранитель мировой коллекции сортов и видов картофеля, рассказал, что для того чтобы эта уникальная коллекция не погибла, ее нужно ежегодно обновлять. Он раздал по одному коллекционному клубню картофеля,  каждому кружковцу. Сотрудница, отвечающая за хранение зерновых культур, дала ребятам по десять сортовых семян ржи, пшеницы, или овса. В центре клумбы по радиусам посадили яровизированными ростками разные сорта ВИРовского картофеля, по окружности - ноготки. Налево от клумбы, на делянках – разные овощные растения, а направо – разные сорта ржи, пшеницы, овса из знаменитой вавиловской коллекции. Около каждого сорта стояла этикетка с указанием номера, данного в ВИРе. Осенью сдавали снопики и клубни в коллекцию ВИРа, чтобы при последующем высаживании семян можно было поддерживать всхожесть коллекционного материала. В первое воскресенье сентября 1943 г. во Дворце состоялась выставка работ юннатов и конференция, на которой ребята рассказывали, сколько деревьев залечили от оскольчатых ран в саду Дворца пионеров, Екатерининском сквере, Летнем и Михайловском садах, сколько лекарственных растений собрали, сколько сдали золы, какие овощи и др. растения  вырастили и какие опыты провели.

     

    Власти города приняли решение о создании с 1 апреля 1944 г. Городской станции юных натуралистов (ГСЮН). Юннатам выделили в Озерках у Поклонной горы 4 га земли, на которой до войны  располагался агробиологический участок Ленинградского городского института усовершенствования учителей. Сейчас приемницей станции является, насколько я понимаю, структурное подразделение Садово-архитектурного колледжа Отделение дополнительного образования детей "Петербургская усадьба" на ул. Кольцова, 8. Пока, к сожалению, нет о ней на этом сайте. ( из докл. Добрецовой Н.В., дочери Л.М.Голицынской, на   https://www.herzen.spb.ru/uploads/dtheyz00/files/Студ_Конф2015.pdf . С. 21-29)

  • 23 Ноября 2020, 15:16

    Аничков дворец. Около 1903 г. Фотография ателье К.Буллы

     

    https://vk.com/public998865?z=photo-998865_457294557/album-998865_00/rev

  • 23 Ноября 2020, 15:46
    Ответ на "Аничков дворец. Около 1903 г. Фотография ателье К." от Ладада

    Аничков дворец. Главный фасад (со стороны двора).

    Источник: Г.В.Барановский. Архитектурная энциклопедия 2-й половины XIX века. Том 4. Жилища и службы. 1904 ( https://dlib.rsl.ru/viewer/01003968160#?page=45 ). 

    ЦГАКФФД: Е 4977

    https://pastvu.com/p/138353

  • 9 Июля 2021, 03:18

    Гравюра из книги "Невский проспект 1703-1903" Автор Божерянов И.

     

  • 9 Июля 2021, 03:36
    Ответ на "Гравюра из книги "Невский проспект 1703-1903" Авто" от PavelT

    Может быть это вариантом гравюры по рисунку Махаева? https://pastvu.com/p/454565

    Какие интересные Вы публикуете изображения!

  • 9 Июля 2021, 07:01
    Ответ на "Гравюра из книги "Невский проспект 1703-1903" Авто" от PavelT

     Первое из двух помещенных Вами изображений из книги Божерянова, наверное, было бы лучше поместить к зданию Кабинета - особенно имея в виду развернувшуюся там дискуссию 26-27 марта 2021 г.

  • 10 Июля 2021, 08:21
    Ответ на "Первое из двух помещенных Вами изображений из книг" от S.P.

     Не вижу особого смысла, ибо вы разместили куда более занимательный вариант.

    Картинку перенес.

  • 10 Июля 2021, 08:26
    Ответ на "Может быть это вариантом гравюры по рисунку Махаев" от Kirill0908

     Спасибо. Вероятно, что художник внес изменения в Махаевскую гравюру и написал картину.

    Изменения, надо сказать, весьма сомнительные. Ибо я не помню такого моста у данного дворца. Да и дворец справа от Аничкого дворца, тоже вызывает сомнения.

  • 10 Июля 2021, 10:27
    Ответ на "Спасибо. Вероятно, что художник внес изменения в М" от PavelT

    Дворец справа - это дом И.И.Шувалова, от которого до нашего времени остался огрызок. 

  • 10 Июля 2021, 10:37

    Продолжение предыдущего комментария.

     

    Строительство дома Шувалова датируется 1753-1755 гг., а известная гравюра по рисунку Махаева - 1753 годом (это одна из 12 гравюр, приложенных к плану Трускотта 1753 г.). Очевидно, Махаев сделал рисунок еще до начала строительства дома Шувалова.

     

    Интересно, кто и когда написал эту картину? Автор явно взял за основу рисунок Махаева, но привел изображение к состоянию на новое время.

     

     

  • 10 Июля 2021, 10:43

    Может быть, есть смысл поместить эту картину также в публикации по дому И.И.Шувалова?

  • 10 Июля 2021, 18:01
    Ответ на "Может быть, есть смысл поместить эту картину также" от S.P.

    Спасибо за инфу. Вероятно, что так и было.

     Можно попробовать увеличить?

  • 10 Июля 2021, 18:04

    Аксонометрический план Санкт-Петербурга 1765–1773 гг.» де Сент-Илера, И. Соколова, А. Горихвостова.

    Из личных архивов

    см. публ.

     

  • 23 Июля 2021, 05:46

    Иогансен М.В - Михаил Земцов (Зодчие нашего города) - 1975 г.

     

  • 12 Сентября 2021, 13:14

    Аничков дворец, Санкт-Петербург. Генеральный план построек и сада. NMH THC 437

     

     

  • 12 Сентября 2021, 13:33

    Почему в данной статье Аничков дворец называют первым в Петербурге?

    (Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр.) Разве до этого дврцов не делали? 

    Так же, хочу выразить сомнения по поводу фотографии № 2.. Крайне сомнительно, что это первый Аничков дворец. Это больше похоже на первую версию Зимнего дворца

    То что Невский пр. был в начале 18 века не самой главной улицей, я еще принять могу. Но вот то что по этой причине дворец стоит боком, увы нет. 

    Причиной постройки дворца с ориентацией на Фонтанку послужило то что при Елизавете это была окраина города. Это были своего рода врата в город. Ущербность Невского проспекта к этому не имеет никакого отношения. 

  • 12 Сентября 2021, 13:54

    Два вчерашние фотоснимка:

     

  • 12 Сентября 2021, 22:07
    Ответ на "Почему в данной статье Аничков дворец называют пер" от PavelT

    Причиной, скорее, стало наличие гаванца и попытки сделать этот "въезд" парадным с воды.

  • 14 Сентября 2021, 10:55
    Ответ на "Причиной, скорее, стало наличие гаванца и попытки " от Kater

     Настоящей причины мы уже не узнаем. 

    Но как вариант, ваш тоже очень даже.

  • 14 Сентября 2021, 11:19
  • 14 Сентября 2021, 11:46
    Ответ на "Почему в данной статье Аничков дворец называют пер" от PavelT

     "Причиной постройки дворца с ориентацией на Фонтанку послужило то что при Елизавете это была окраина города. Это были своего рода врата в город."

    "Врата в город" находились на Мойке.

     

    Ответ на "Причиной, скорее, стало наличие гаванца и попытки " от Kater

     Водное сообщение осуществлялось по Фонтанке до Калинкина моста и дальше. Усадьбы имели гаванцы (ср. с гаванцем Летнего сада), поэтому логично и ориентировать Дворец на Фонтанку.

  • 14 Сентября 2021, 22:09
    Ответ на ""Причиной постройки дворца с ориентацией на Фонтан" от Риэлтор

     Не соглашусь.

    У Аничкого моста со времен Екатерины I ставили триумфальные арки, для проезда всяческих величеств и высокопоставленых гостей. И стояли они там вплоть до 1850 года.

    О чем свидетельствую гравюры И если я правильно помню, то Невский пр. был главным маршрутом в Москву и Новгород 

  • 14 Сентября 2021, 23:04
    Ответ на "Не соглашусь. У Аничкого моста со времен Екатерины" от PavelT

     1751-1753 гг. Проспект Невской перспективной дороги от Адмиралтейских триумфальных ворот.

    Даже если они и стояли (что-то похожее просматривается вдали), то и Дворец фасадом должен встречать подъезжающих и подплывающих, а не боком. 

     

    "О чем свидетельствую гравюры " - что-то фантазийное, с Петропавловкой(?) по центру;  атрибуцию и источник пожалуйста...

     

    Маршрут в Москву и Новгород проходил вдоль Лиговского канала, ну а откуда на него сворачивали - это вторично.

  • 15 Сентября 2021, 02:40
    Ответ на "1751-1753 гг. Проспект Невской перспективной " от Риэлтор

     Неподходит эта арка, вот другая.

    Богданов А. И. 

    Историческое, географическое и топографическое описание Санктпетербурга:

    От начала заведения его, с 1703 по 1751 год . 

    Тип. Воен. коллегии, 1779 год.

    Стр. 607.

     Если Богданов плох, то можно и ту гравюрку, что Вы предложили ЭРГ-31459

    (Вот фрагмент)

     

     

    (Даже если они и стояли (что-то похожее просматривается вдали), то и Дворец фасадом должен встречать подъезжающих и подплывающих, а не боком.)

    Вопрос не в том, как могли или не могли ехать, а в том, был ли Аничков дворец вратами в город.

    Ответ один, был. Триумфальные арки на задворках не ставили.

     

    Карл Рейнгольд Берк «ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ О РОССИИ» 1735 г.

    Триумфальные ворота

    Из Итальянского сада и Сибирского приказа мы возвратились в город по Перспективной улице. Она проложена от Адмиралтейства и уходит далеко за город. Домами она застроена лишь в наименьшей своей части, прочая часть состоит из березовой аллеи — где прорубленной, а где насаженной и представляющей собой чрезвычайно красивый бульвар.

    Там, где начинается город, стоят деревянные триумфальные ворота, украшенные живописными изображениями и скульптурами; ворота были поставлены по случаю въезда императрицы в Петербург в 1732 году. Другие стоят в конце улицы, почти у площади, находящейся перед Адмиралтейством; они тоже деревянные и поставлены по тому же самому случаю. Слова над аллегорическими изображениями на обоих воротах, как и на описанных выше третьих у Троицкой церкви, почти всегда — на двух языках, русском и латыни**, чем поддерживается уважение к русскому языку

  • 6 Октября 2021, 21:20

     

    "Ёж", 1928 №6, 27, 31

  • 3 Марта 2022, 14:57

    Проект здания Кабинета Е.И.В. в Санкт-Петербурге
    Автор:Кваренги ДжакомоГоды жизни:1744—1817 Техника:Фототипия с оригинальных чертежей, хранящихся в Государственном ЭрмитажеИсточник:Источник: Двухсотлетие Кабинета Его Императорского Величества. 1704-1904. Историческое исследование. —СПб.: 1911. С.481 

     

  • 13 Ноября 2022, 09:32

    Газета Правда № 245 от 13 Ноября 1918 г.

    Открытие городского музея.

     

  • 10 Декабря 2023, 15:16

  • 10 Декабря 2023, 15:17

  • 10 Декабря 2023, 15:17

  • 23 Февраля 2024, 23:19

  • 23 Февраля 2024, 23:20

  • 23 Февраля 2024, 23:20

  • 23 Февраля 2024, 23:20

  • 23 Февраля 2024, 23:21

  • 23 Февраля 2024, 23:21

  • 23 Февраля 2024, 23:21

  • 23 Февраля 2024, 23:22

  • 23 Февраля 2024, 23:55
    Ответ на "" от Андрей Агафонов

     Могу предположить, что фото с тёмным фасадом дореволюционное, а со светлым довоенные. Колер менялся как у Зимнего? 

  • 24 Февраля 2024, 17:32
    Ответ на "Могу предположить, что фото с тёмным фасадом дорев" от Kinja

     Посмотрите публикацию - годы подписаны

  • 28 Августа 2024, 11:54

    Фото 08.2024, Влада. Послал

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32147
Готовится: 72
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3035