Публикация
Аничков дворец - Дворец пионеровНевский пр., 39
Аничков дворец классицизм
1741-1754 - арх. Земцов Михаил Григорьевич, Дмитриев Г. Д., Растрелли Франческо Бартоломео 1776-1778 - арх. Старов Иван Егорович - перестройка
Дворец пионеров 1935 - арх. Гегелло Александр Иванович, Кричевский Давид (Даниил) Львович - реконструкция
За Аничковым мостом, на углу Невского пр. и наб. Фонтанки значительное пространство занимает комплекс зданий Аничкова дворца.
cм. публикации -
Территория между Невским пр., Садовой ул. и Фонтанкой в начале XVIII в принадлежала первому генерал-полицмейcтеру Петербурга А. М. Девиеру. В 1722 г. Девиер был отправлен А. Меншиковым в ссылку. Близ Аничкова моста разместился Преображенский полковой двор и владение лесоторговца Д. Л. Лукьянова. В 1741 г. Елизавета Петровна при поддержке преображенцев вступила на престол и вслед за этим распорядилась начать строительство дворца. Это первый дворец и одно из старейших зданий на Невском пр. Название он получил по Аничкову мосту, сооруженному в 1715 г. под руководством командира работного батальона М. О.Аничкова. ([
В августе 1741 г. царица Елизавета купила этот обширный участок земли у лесоторговца Д. Л. Лукьянова, присоединила к нему смежные участки и приказала арх. М. Г. Земцову разработать проект дворца. Вскоре начали бить сваи под фундамент дворца, рыть гавань со стороны Фонтанки и разбивать сад. После смерти Земцова работу продолжил его помощник - арх. Г. Д. Дмитриев. Он представил Елизавете 16 чертежей проектов дворца. Один из них был утвержден, и началось строительство больших каменных палат. В декоративной отделке дворца принимал участие Б.Ф. Растрелли, который внес некоторые изменения в первоначальный замысел. В плане здание напоминает растянутую букву «Н». Боковые трехэтажные крылья соединялись с двухэтажным корпусом, по оси которого выступали трехэтажные ризалиты. Разновысотность объемной композиции, использование пилястр - характерные особенности дворцового строительства раннего барокко. Вместе с тем тенденция елизаветинской архитектуры к обогащению форм проявилась в многообразии и затейливости рисунка оконных наличников, пышном убранстве фронтонов и парапетов. Растрелли увенчал торцы крыльев крупными гранеными куполами. Со стороны Невского купол поставлен над дворцовой церковью Воскресения Христова, для которой архитектор спроектировал трехъярусный золоченый иконостас (перенесен во Владимирскую церковь на одноименной площади).
Главным фасадом дворец был обращен к Фонтанке. Посреди парадного двора устроили прямоугольную гавань, связанную с Фонтанкой каналом, по которому гости на шлюпках подплывали к ступеням парадного входа. По сторонам канала у реки симметрично стояли две галереи-колоннады. А на Невский пр. (который тогда служил проезжей дорогой для доставки грузов в Адмиралтейство и лишь в 1783 г. стал главной улицей столицы) выходила стена бокового корпуса, лишенная декоративной отделки. Над корпусом был устроен обширный висячий сад. Большой регулярный сад с павильонами, беседками и скульптурами простирался до Садовой улицы. В 1757 г. Елизавета Петровна подарила дворец своему морганатическому супругу, графу А. Г. Разумовскому. После его смерти усадьба перешла его брату, президенту Академии наук графу К. Г. Разумовскому. ([
На месте Александрийского театра в царствование Елизаветы стоял павильон, в котором размещалась картинная галерея Разумовского, устраивались балы, концерты и маскарады. От Аничковского дворца вдоль Невской першпективы тянулся пруд с высоко насыпанными берегами. На месте Российской Национальной (бывшей Публичной) библиотеки размещались теплицы и оранжереи. В здании вдоль Садовой улицы проживала дворцовая прислуга. А. Г. Разумовский, ставший "первейшим вельможей времен Елизаветы", был сыном украинского казака, певчим, образования никакого не имел. Да этого от него и не требовалось.
При дворце для итальянских опер был возведен оперный дом, роскошно убранный мрамором и позолотой.
[*] Боковой фасад, обращенный на Невский проспект, в соответствии с проектом Земцова - фрагмент чертежа из коллекции Ф.-В.Берхгольца, 1740-е (И. Г. Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Die Facade, der Schmahlen Seite des Gebäudes, nach der Seite, des grossen Perspectives" - "Фасад узкой стороны здания по Большой Прешпективе" (
В 1767 г. дворец был куплен в казну, и в 1776 г. Екатерина II подарила его Г. А. Потемкину. Тот продал полученный подарок купцу-откупщику Никите Шемякину. Но Екатерина II, проявив трогательную заботу о своем фаворите, выкупила Аничков дворец и снова подарила его Потемкину.
В 1776-1778 гг. арх. И. Е. Старов произвел перестройку дворца в формах раннего классицизма. При этом черты стиля барокко, присущие первоначальному облику здания, были в значительной степени утрачены. В результате надстройки здание превратилось в единый по высоте объем. Галереи были разобраны, гавань засыпана, регулярный сад перепланирован.
Светлейший князь здесь не жил, но устраивал тут пышные празднества. Потемкину, якобы, не хватало его гигантского состояния, и, ссылаясь на "острую нужду", в 1785 г. он вновь продал Аничков дворец, на этот раз - в царскую казну.
С 1793 г.дворец использовали для Кабинета Его Императорского Величества. Внутренние переделки в здании выполнил арх. Е. Т. Соколов. Кабинет Е. И. В., учрежденный в 1704 г., первоначально являлся личной канцелярией царя, затем осуществлял управление императорскими казной, имуществом, землями. С 1826 г. он был подчинен Министерству Императорского двора. В Аничковом дворце Кабинет размещался до переезда в
В 1799 г. западная часть усадебного сада была пожалована Театральной дирекции. В 1801 г. дворцовый павильон, где в свое время находилась картинная галерея Разумовского, снесли. Вместо него зодчий В. Бренна выстроил театральное здание. А в 1832 г.почти на этом же месте было закончено сооружение
В 1803-1805 гг. рядом с Аничковским дворцом поднялись двухэтажные корпуса: один - на углу Невского пр. и наб. Фонтанки, другой - на берегу Фонтанки, слева от колоннады, ведущей в парадный двор. В первом из них была устроена открытая галерея с аркадами наподобие галереи Гостиного двора, с помещениями, приспособленными для торговли. Второй корпус предназначался для хозяйственных надобностей и под жилье дворцовой прислуги. Но вскоре угловой корпус передали Кабинету Е.И.В. Аркаду заложили кирпичом.
В 1808 г. Александр I подарил дворец своей сестре Екатерине Павловне в связи с предстоящим бракосочетанием с принцем Георгом Ольденбургским. Дворец вновь перестраивался внутри по проекту арх. Л. Руска в 1809-1812 гг.
Екатерина Павловна, владевшая дворцом, в 1816 г. продала его Министерству двора и уделов за миллион рублей. И с тех пор дворец находился в распоряжении императорской фамилии. В нем устраивались балы и торжественные приемы, жили царствующие особы. 1 января 1834 г. А. С. Пушкин сделал в своем дневнике горькую запись: "Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры, что довольно неприлично моим летам, но Двору хотелось, чтобы Наталья Николаевна танцевала в Аничкове".
В 1817 г. дворец вновь сменил владельцев: стал свадебным подарком Александра I великому князю Николаю Павловичу, ставшему в 1825 г. императором Николаем I. (Религиозный Петербург С. 190
Усадьба была в 1817-1820 гг. реконструирована К. И. Росси, который возвел Сервизный корпус и два
В 1864-1866 гг. во дворце проводились серьезные переделки для пребывания в нем наследника престола цесаревича Николая Александровича, а после его ранней смерти - великого князя Александра Александровича с супругой. Во время царствования Александра III Аничков дворец фактически был императорской резиденцией, а после смерти императора и до Октябрьской революции – местом пребывания вдовствующей императрицы Марии Федоровны. (Религиозный Петербург С. 322
В реконструкциях планировки и убранства дворцовых залов в разные годы участвовали архитекторы Э. И. Жибер, И. А. Монигетти, К. К. Рахау и М. Е. Месмахер. В 1874-1875 гг. арх. К. К. Рахау устроил новый парадный подъезд в виде аркады, а над - ним зимний сад с большими окнами. ([
После Февральской революции 1917 г. дворец был национализирован. В нем работало Министерство продовольствия. Осенью 1918 г. открылся Музей города, который занимал несколько зданий по обоим берегам Фонтанки у Аничкова моста. Директором музея был избран арх. Л. А. Ильин, его заместителем историк архитектуры В. Я. Курбатов. Но в 1928 г. мемориальная экспозиция была ликвидирована, художественно-бытовые коллекции расформированы. К 1935 г. музей прекратил свою деятельность. Он являлся одним из предшественников Музея истории Санкт-петербурга, где хранится часть его коллекций. ([
Реконструкция всех зданий б. Аничкова дворца предусматривает следующее использование их и распределение по ним отделов и секторов Дворца пионеров. Главный вход во Дворец намечается со стороны набережной р. Фонтанки, с использованием для этой цели колоннады Гваренги. Это не только придаст колоннаде ее былое архитектурное значение и создаст действительно торжественный подход к Дворцу, но и дает разумное решение для входа, устройство которого с пр. 25 Октября для крупного детского учреждения неприемлемо. На оси этого входа, на набережной р. Фонтанки, намечается устройство спуска-лестницы к пристани, которая будет обслуживать Дворец и с которой будут отправляться на своих катерах и моторных лодках детские экскурсии в ЦПКиО, по реке Неве, в Петергоф и т. д. На той же оси, перед входом в главный корпус Дворца, будет устроен большой фонтан, украшенный скульптурными детскими группами. Между колоннами надстраиваемых дворовых флигелей, расположенных по бокам этой центральной оси, будут установлены фигуры и бюсты великих людей истории человечества, изображенных в детском и юношеском возрасте. Над оформлением этого парадного двора и фонтана скульптурой работает скульптор Л. В. Шервуд. Другой вход в сад Дворца будет устроен со стороны площади Островского, также для того, чтобы избежать выпуска больших масс детей на пр. 25 Октября - улицу с большим движением. Главный корпус Дворца отводится под отдел отдыха и развлечений и только частично занимается отделом науки, расположенным в основном в бывшем «сервизном корпусе». «Кабинетский корпус», выходящий на пр. 25 Октября и набережную р. Фонтанки, отводится под художественный сектор Дворца пионеров, второй же «кабинетский корпус», выходящий на набережную Фонтанки, под технический сектор. Дворовый корпус с жилыми домами будет переоборудован для размещения в нем физкультурного сектора Дворца пионеров. Кроме того на территории сада, на месте бывшего летнего закрытого театра, запроектирована постройка нового корпуса для размещения в нем большого зала на 800 мест со сценической площадкой и меньшего зала-фойе для концертных выступлений. Россиевские садовые павильоны используются: один - как летнее кафе-буфет, другой - как павильон для отдыха и чтения. Существующие в саду постройки временного характера разбираются и освободившаяся площадь используется под площадки для игр и зелени. <…> В текущем году ведутся работы по реконструкции трех основных корпусов Дворца - главного корпуса, художественного и технического со сроками их окончания к осени 1936 г. Остальные работы предполагается произвести в 1937 г. Разработка проекта ведется мастерской № 2 Ленпроекта (руководитель арх. А. И. Гегелло), занятой в настоящее время почти исключительно этой важной и ответственной работой. Авторы проекта - арх. А, И. Гегелло и арх. Д. Л, Кричевский, при участии Е. Г. Груздевой, П. Н. Трубникова, И. В. Павлова и ряда других сотрудников мастерской. Проект здания физкультурного сектора разработан арх. С. В. Васильковским. Для лучшего проведения как проектных, так и строительных работ проектировка ведется непосредственно на постройке. (Гегелло А.И., Кричевский Д.Л. Ленинградский дворец пионеров // Архитектура Ленинграда. 1936. № 1. С. 46-57; добавил:
С 1918 по 1935 гг. в Аничковском дворце помещались музей города Институт коммунального хозяйства и другие учреждения. Очень значительные перестройки осуществлены по проекту А. И. Гегелло и Д. Л. Кричевского в связи с тем, что в 1935 г. дворец передали детворе. Здесь был, в частности создан кинозал, две комнаты отдыха расписаны мастерами-палешанами на сюжеты произведений А. С. Пушкина и А. М. Горького. Открытие Дворца состоялось 12 февраля 1937 г. Воспитанниками Дворца были академик Н. П. Бехтерева, народные артисты Е. В. Образцова и К. Ю. Лавров, летчики-космонавты Б. А. Шаталов и Г. М. Гречко многие знаменитые шахматисты. В начале 1990-х гг. во Дворце творчества юных в числе других отделов действовали такие, как биологии, науки и техники, художественного воспитания, туризма и краеведения, физического воспитания и другие. (по материалам 46 комментариев
17265 просмотров Добавил: Mary, 10 Января 2008, 02:01
Редактировано: 25 Июля 2024, 01:33
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house28985.html' target='_blank'>Аничков дворец - Дворец пионеров на Citywalls.ru</a>
Всего 44 комментария
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32147
Готовится: 72
Улицы: 2700
Архитекторы: 4138
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14223
Всего сегодня: 3035
|
Открытка 1930 года. Подпись: "Проспект 25 октября, направо - здание Музея города (б. Аничков дворец)":
Фотограф, вероятно, подражал снимку ателье Буллы (фото 14): тот же вид сверху, со скульптурами Елисеевского магазина на переднем плане. Но если посмотреть внимательнее, точка съемки другая - у Буллы с балкона Елисеевского магазина, а у советского фотографа с балкона или из окна дома по Невскому пр., 54.
Обратите внимание, что в это время на Аничковом дворце еще сохранялась главка домовой церкви.