Еще в 1816 г., работая в Комитете строений и гидравлических работ СПб, в обязанности которого входило рассмотрение проектов новых построек, планировка площадей и улиц, строительство мостов и каналов, К. Росси и Модюи составили проект реконструкции площади у Малого театра и перепланировки всего района между Невским пр., Чернышовым пер. (ул. Ломоносова), Садовой ул. и наб. Фонтанки. Первоначально утвердили план Модюи, ему же поручили проектирование театра. Но Модюи не справился с задачей, и к работе был привлечен К. Росси.
Фрагмент Панорамы Невского проспекта. Литогр. И.А. Иванова с рис. В.С. Садовникова. 1830-е гг. [26] (добавил Mary)
Р.К.Жуковский. Разъезд из Александринского театра. 1843. (добавил Mary)
Александринский театр. Фотограф Э.Юар. 1856 г. (добавил Ладада)
Каждое сооружение создавалось зодчим как взаимосвязанный элемент ансамбля. Росси упорно в многочисленных вариантах искал оптимальное решение, работа продолжалась около 20 лет.
Архитектурной доминантой ансамбля является здание театра.
Театр, расположенный в глубине площади, обращен главным фасадом к Невскому пр. Задний фасад театра замыкает перспективу ул. Зодчего Росси.
Композиция театра предельно лаконична и отвечает внутренней планировке. Единый объем сцены и зрительного зала опоясывается менее высоким объемом вспомогательных помещений.
Главный вход украшает мощная шестиколонная лоджия коринфского ордера, боковые фасады оформлены восьмиколонными портиками. Стройные белые колонны рельефно выделяются на фоне глубокой лоджии.
Главный фасад венчает бронзовая квадрига Аполлона, символизирующая триумф русского искусства, выполненная С. Пименовым по рисунку Росси. В центре аттика главного фасада - летящие фигуры Слав и лавровый венок в центре, в нишах - фигуры муз Талии и Мельпомены (музы комедии и трагедии), фриз украшен театральными масками (скульпторы С. Пименов, В. Демут-Малиновский, П. Трискони).
Задний фасад решен как глухая стена с пилястрами, заключенными между выступающими угловыми ризалитами.
Все здания театрального комплекса возведены из кирпича и оштукатурены. Первоначально они были окрашены в светло-серый цвет с белыми архитектурными деталями и скульптурами тонированными под бронзу, желтый цвет театра появился позже.
Фото 1960-е гг. Альбом Ленинград. Виды города. Фотографии Ильи Голанда. 1964. (добав.Mary)
Государственный театр драмы им. Пушкина Фото из Путеводителя по Ленинграду 1933 г.
Фото - Наталия,01.2010
Фото - Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.68 (добавил nikspb)
Фото - Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.68 (добавил nikspb)
Вид из сада Аничкова дворца. Фото - Nipnip, 01.2022.
Перед театром находился партерный сквер с лугом, извилистыми дорожками и яркими клумбами, ближе к Невскому - Аничковский сад.
Решение интерьеров основано на контрасте парадного зрительного зала и невысоких вспомогательных помещений. Центральный вестибюль предназначался для высокопоставленных посетителей царской ложи, партера, бенуара и первого яруса. Для зрителей других ярусов предназначались два небольших вестибюля у портиков боковых фасадов. Роспись стен лестниц имитировала каменную кладку, своды покрывала орнаментальная живопись.
Сцена театра, в свое время одна из самых больших в Европе, была оборудована наиболее совершенными тогда механизмами.
Замысел Росси отделки зала не был полностью осуществлен. Эскиз плафона был обнаружен только в 1947 г. Первоначально голубая обивка зала существовала до 1849 г., когда при ремонтных работах была заменена по распоряжению Николая I на пурпурную.
Во второй половине XIX в. века были осуществлены внутренние переделки, исказившие планировку и уничтожившие декоративную отделку большинства помещений.
Торжественное открытие театра состоялось 31 августа 1832 г. патриотической трагедией М. В. Крюковского "Пожарский". Первое время театр служил для драматических, оперных и балетных спектаклей.
С 1832 года театр стал называться Александринским, в честь супруги императора Николая I - Александры Федоровны.
На сцене театра выступали В. А. Каратыгин, М. Г. Савина, В. Ф. Комиссаржевская, В. В. Давыдов.
С 1920 г. - Государственный театр драмы
В 1937 г. присвоено имя А. С. Пушкина.
В XX веке с театром работали режиссёры Вс. Мейерхольд, Г. Козинцев, Н. Акимов,
Г. Товстоногов. В 1975-1991 гг. художественным руководителем театра был Игорь Горбачев. В 1990-е гг. возвращается название "Александринский".
В настоящее время художественным руководителем является В. В. Фокин.
Музей Русской Драмы
При театре имеется Музей Русской Драмы - экспозиция исторических костюмов, предметов мебели и бутафории Александринского театра.
В 1873 г. в сквере установлен памятник Екатерине II (арх. Д. И. Гримм, худ. М. О. Микешин, скульпт. М. А. Чижов, А. М. Опекушин).
Пам. арх. федерального (общероссийского) значения. Постановлении Правительства от 10 июля 2001 г. N 527 о перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
<a href='https://www.citywalls.ru/house464.html' target='_blank'>Александринский театр - Академический театр драмы им. А. С. Пушкина на Citywalls.ru</a>
Кстати, на Фокина 2 пенсионера подавали в суд за то, что он ввел их в заблуждение - они пришли гоголевского "Ревизора" согласно афише смотреть, а там "по мотивам" каким-то, по их мнению, диким.
По поводу ремонта Александринского театра. Не так давно в газетах сообщалось, что в непродолжительном времени предполагается приступить к ремонту Александринского театра, причём сообщалось вкратце, в чем будет состоять этот ремонт. В пожарном отношении пока предположено, за неимением дальнейших средств, только заменить главные канаты у сцены, в настоящее время пеньковые — металлическими, а кроме того — отремонтировать фойе и гостиные, пришедшие с течением времени в довольно печальное состояние.
Пожарная безопасность — одно из необходимейших условий для театра; поэтому нельзя не пожалеть, что не отпущено достаточно средств на полную замену всех деревянных частей сцены — металлическими, что ныне не только желательно, но прямо-таки обязательно для всякого частного театра.
Попутно нельзя не обратить внимания на плоские, бесстильные и безвкусные украшения, налепленные лет 15—20 тому назад в зрительном зале (обделка барьеров лож всех ярусов) вместо прекрасных орнаментов, остатки которых еще так ярко выделяются на авансцене и средней царской ложе. Пора бы освободить зрительный зал от этих «украшений», принижающих и портящих вкус публики и представляющих собой профанацию искусства, особенно неуместную именно в храме искусства — в театре. Лучше уж, если нет лишних средств, оставить барьеры лож голыми, без всяких украшений, разве что окрасив их в два-три тона.
То же самое следует сказать и о потолке зала, который украшен плафоном, изумительным по своему безвкусию. Лучше бы его оставить совсем белым, что, во всяком случае, было бы, хотя и скромно, но более уместно, чем мещански-богатая отделка. Невольно вспоминается благородная простота берлинского театра, построенного Шинкелем. Между тем, наш Александринский театр по своим размерам и пропорциям чрезвычайно красив и тем более жаль, что эта красота пропадает, благодаря бутафорским украшениям.
Затем, пора бы, наконец, сделать давно обещанное приспособление: сетки у барьеров лож, предупреждающие падение биноклей, которое нередко сопровождается весьма тяжёлыми последствиями.
Вопрос: - здесь, на сайте, иногда в титул публикации тоже вписывают адрес дирекции вместо фактического (географического) адреса дома ?... (Если сравнить с картой Яндекса !)
miraru1 Позвоните, пожалуйста, по телефону 7104103 (Телефон администраторов) - там до Вашегоо сведения доведут, что адрес ТЕАТРА - Санкт-Петербург, площадь Островского, д.6. Хотя, конечно, разговор к делу не пришьешь.
информация, в частности, телефон 2013 года, сотрудница разговаривает вежливо, и из ее ответа следует, что нынче адрес театра - площадь Островского, д.6. Не верите - позвоните.
Не надо приводить данные четвертьвековой давности - тоже любопытная постановка вопроса. А чем мы тут, собственно, занимаемся? И четвертьвековой, и двух- и трехвековой - а как же иначе выяснять историю зданий и учреждний в них расположенных?
На указанном сайте, кстати, много интересного. В этот театр вообще не пускают детей до 12 лет. Господи, что же они там такое показывают? На "Гамлета пускают только с 16-ти. Ничего себе. А потом удивляемся. И вообще, Александринский театр, оказывается, учрежден в 1756 году. Так и написано. А вы говорите дом 2.
На карте РГИС - дом 6. В постановлении Правительства от 10 июля 2001 г. N 527 о перечне объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге адрес просто пл. Островского без номера.
9.10.41 воздушные тревоги в общей сложности длились 9 ч 13 мин. Одних только зажигательных бомб враг сбросил на Ленинград до трех с половиной тысяч. Большой пожар возник на складе декораций Театра имени А. С. Пушкина. Огонь охватил превосходные декорации к спектаклям «Маскарад», «Борис Годунов», «Горе от ума», «Дворянское гнездо». В узком дворе склада, наполнившемся густым дымом, было крайне тяжело бороться с катастрофически разрастающимся пламенем. И все же благодаря героическим усилиям пожарных через час огонь был полностью укрощен. А.В.Буров. «Блокада день за днём».
День 5 апреля воистину знаменателен в музыкальной жизни блокадного Ленинграда: возобновились филармонические концерты. Из остатков трех оркестров — Театра оперы и балета, филармонии и радиокомитета — Управление искусств Ленгорисполкома собрало один полноценный оркестр в составе 64 музыкантов. И вот 5 апреля состоялся его первый концерт. Правда, филармонию не удалось еще обеспечить электроэнергией, и концерт этот состоялся в помещении Театра имени А. С. Пушкина. В захолоделом помещении театра и публика, и оркестранты были одеты по-зимнему. Тем более что сегодня внезапно ударил самый настоящий зимний мороз. А.В.Буров. «Блокада день за днём»
12.04.42. Несмотря на обстрел, после спектакля Музыкальной комедии в помещении Театра имени А. С. Пушкина состоялся симфонический концерт. Это второе выступление вновь созданного оркестра (первое состоялось 5 апреля). На этот раз исполнялись произведения Чайковского, Глазунова, Римского-Корсакова, Россини, Гуно, Листа. Дирижировал оркестром К. И. Элиасберг. В концерте приняли участие солисты народная артистка республики С. П. Преображенская и заслуженный артист республики И. А. Нечаев. А.В.Буров. «Блокада день за днём»
«Я шел на «Маскарад» с далекой петербургской окраины. Недалеко от Троицкого моста посередине улицы лежал с разбитыми стеклами и погнутыми колесами трамвайный вагон. Днем по этой же улице двигались массы народа, требуя «хлеба» — и только ли хлеба? Еще вечером раздавались одиночные выстрелы. На улицах пусто. Царь-голод не вмешался еще в маскарад. И вот — ярко освещенная зала, костюмы и наряды, довольные и самодовольные лица, эпатантные декорации… В публике с почтением передают, что одна только часть декорации обошлась в восемнадцать тысяч рублей, что вся постановка стоит сотни тысяч… точно в этом дело! А впрочем — и в этом тоже есть «дело»… только с другого конца. Жутко сидеть на этом мертвом «Маскараде», среди неслыханной роскоши постановки, среди этих живых мертвецов, трагических масок современности. Ибо жизнь — не здесь, ибо эти маски — те самые, о которых я слышу со сцены. Каким поистине жутким символом явилась постановка лермонтовского «Маскарада» Александринским театром! Ибо, если окинуть взглядом последние годы — что, как не трагический маскарад, эта жизнь «верхов» разлагающегося душевно общества? В глубинах города, в глубинах деревни можно уходить к подлинной жизни — не имея возможности сказать о ней членораздельно. А на вершинах безраздельно царят тусклые мертвецы, «милые призраки», многоразличные «хиромантики». Трагический маскарад русской жизни.» Иванов- Разумник. 4 марта 1917 г.
Извините, художественный руководитель - В. Фокин, а не "Фомин"!