Публикация

Воскресения Христова собор. Спас-на-Крови (начало)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Парланд А. А.
Игнатий
Год постройки: 1883-1907
Стиль: Неорусский

Фото - yuri.sedunov  11.2011.

Собор Воскресения Христова. Спас-на-Крови                              

наб. канала Грибоедова, 2 Б лит А (по РГИС)

1883-1907 - арх. Парланд Альфред Александрович, при участии архимандрита Игнатия

 

         см.  Собор Воскресения Христова  (окончание)

 

 

Нарядный многоглавый храм Воскресения Христова  сооружен на месте покушения на императора Александра II. 1-гомарта 1881 г. И. И. Гриневицкий, террорист из „Народной воли", взрывом бомбы смертельно ранил императора, который возвращался с парада в Михайловском манеже.

 

Через полмесяца на месте убийства была освящена временная деревянная часовня - арх. Л. Н. Бенуа. Затем был объявлен конкурс на проект храма-памятника. Победителем стал проект А. А. Парланда и архимандрита Игнатия (Малышева).

В большом конкурсе 1882 г. принимал участие арх. Н. Л. Бенуа и его сыновья Л. Н. Бенуа и А. Н. Бенуа. Проект Н. Л. Бенуа получил в 1-м туре вторую премию.

* Группа строителей храма Воскресения Христова в С. Петербурге, присутствовавших на освящении его.

   Сидят, справа: г. Феделли, младший помощник архитектора; Н. К. Бодаревский, художник; граф И. Д. Татищев, ктитор храма; строитель храма,

   проф. А. А. Парланд; А. А. Орехов, помощник проф. Парланда; г. Никонов, казенный десятник. Стоят, справа: гг. Педашенко, представ. фирмы

   серебр. изделий Хлебникова; Фролов, мозаичник; Федоров, бронзов. дел мастер; Сапожников; Б. К. Ковальский; Фридлендер, представитель

   фирмы Шукерт и Ко.  (добавил Nickolay)

 

Храм выполнен в стиле русского зодчества. Девятиглавый собор на высоком гранитном цоколе, к основному объему которого примыкает колокольня с золотым куполом. Стены облицованы глазурованым зигерсдорфским кирпичом десяти тонов и обильно украшены декоративными элементами. Колонки, карнизики, тяги и наличники сделаны из эстляндского мрамора. Пять глав собора покрыты особой разноцветной эмалью.

Уникальность собора - в его мозаичном убранстве - многочисленные мозаики, выполненные в мастерской Фроловых, украшающие храм снаружи и внутри.

 

М. В. Нестеров создал эскизы для „Нерукотворного Спаса" и „Воскресения", Н. А. Кошелев для „Христа во славе", А. А. Парланд - для „Благословляющего Спаса", В. М. Васнецов - для мозаик над входами. Внутри собора мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды (площадь более 7000 кв. м). Рисунки для мозаик интерьера выполнили В. В. Беляев, Н. Н. Харламов, А. П. Рябушкин, Н. А. Кошелев, Н. П. Шаховской, А. Н. Новоскольцев и др.

 

В Генуе изготовлены из разноцветного мрамора пол и иконостас, увенчанный тремя крестами из горного хрусталя. Мозаичные иконы  были выполнены по эскизам М. В. Нестерова и В. М. Васнецова.

 

Собор строился 14 лет - приходилось вести сложные работы по укреплению грунта и сооружению фундамента на бетонной подушке. Да и изготовление мозаик - трудоемкий процесс.

 

Храм закрыт в 1930 г.

В 1970 г. - передан под филиал музея - Исаакиевский собор. В 1973-1998 гг. проводились реставрационные работы. Сейчас - музей.                                                                                                                                        (текст - Mary)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - @belimovgushchin, 01.2016

 

 

Храм Воскресения Христова В главных чертах план храма Воскресения придерживается приема, выработанного церковными постройками ХІІ в. Этот прием - всегда крестообразный, с колокольней, если такая существует, прикомпонованной в большинстве случаев к западной стороне. Через эту колокольню устраивается всегда в ее западной стены главный вход в храм, допуская устройство второстепенных входов с северной и южной сторон. Отступление от этого приема устройства входов в храме Воскресения обусловливается следующими причинами. Место смертельного поранения в Бозе почившего Императора Александра II, включенное вовнутрь храма, оказалось как раз на вертикальной оси колокольни западной части храма. Устроить главный вход через это священное место, обагренное кровью Царя Освободителя, было немыслимо. Прикомпоновав две паперти, прилегающие с севера и с юга к колокольне, я получил возможность устроить взамен главного - 4 входа, из которых два с главного западного фасада и два с боковых, т. е. северного и южного фасадов. Этим путем место смертельного поранения оставалось нетронутым, составляя при храме как бы отдельную священную часовню, при созерцании которой каждый, входящий через паперти в храм, мог сотворить молитву за упокой души любвеобильного Царя Освободителя, мученическая кончина которого тяжелым бременем легла на совесть всего русского народа. Взамен главного входа западного фасада, возвышается на двух ступенях от панели больших размеров крест из мрамора и гранита, на котором мозаикою изображен распятый Спаситель с предстоящими в концах креста Богоматерью, Иоанном Богословом, а в верхней части Отец Саваоф, окруженный шестикрылыми серафимами, с подобающими надписями, как мы это видим на всех старинных крестах допетровской эпохи, вплоть до изображения у подножия креста обычной головы праотца Адама. По сторонам креста, на общем с ним фоне из золотой мозаики, помещаются отдельные иконы в рамках из эстляндского мрамора, изображающие святых дня рождения 17 апреля и дня смерти 1 марта в Бозе почившего Императора, а именно - Св. Зосима Соловецкого и Св. Евдокию. Взамен первоначального предложения прописать на больших гранитных досках, помещенных в нишах высокого цоколя из гранита и эстляндского мрамора, имена всех жертвователей, имея этим в виду привлечение их в возможно большем числе, я предложил впоследствии воспользоваться ими целесообразно с назначением храма, а именно - для увековечения памяти незабвенного Царя Освободителя, поместив на них все манифесты и указы, относящиеся к великим реформам Его времени, и дать этим яркую, наглядную картину Его славного царствования, облагодетельствовавшего не только всех подданных Его обширного царства, но и родственных по крови народностей запада. Отделка фасадов колокольни, построенной как раз над местом смертельного поранения Императора Александра II, составляла одну из главных задач при сочинении проекта храма. Необходимо было указать на ту беспредельную, глубокую скорбь, охватившую при роковой вести все сердца на необъятном пространстве общей родины, необходимо было, чтобы стены, окружающие это священное место, свидетельствуя эту потрясающую душу печаль, в то же время говорили о посильных приношениях со всех концов России на сооружение храма в память любвеобильного Царя Освободителя. Я постарался решить эту задачу, распределив на трех стенах, окружающих роковое место, все губернские и областные гербы Российской Империи, и дополнив их местами уездными гербами. Оставалось выразить еще одно чувство - затаенное я уверен, в сердце каждого русского человека, совесть которого еще не совсем притуплена. Он скажет себе: изверги, совершившие злодеяние 1 марта, не имеющие себе равного в истории всех народов земного шара, были членами того же народа, того же общества, к которому и я принадлежу. Сообразив этот бесспорный факт, выводится из него неминуемо заключительный приговор всему обществу, давшему возможность развиться в своей среде подобным исчадиям человеческого рода. Существует народное верование, что на каждом церковном кресте стоит ангел Господень, передающий все молитвы, творимые в храме, к престолу Всевышнего. По этой причине я и поместил соответственную часть молитвы Василия Великого на самом верху колокольни под венчающим карнизом золотой главы, над которой возвышается крест. Она гласит: «Самъ безсмертный Царю, пріими моленія наша... и остави намъ прегршенія наша, яже дломъ и словомъ и мыслію, вдніемъ или невдніемъ согршенная нами». Как уже было замечено, я понимал свою задачу при постройке храма Воскресения в осмысленной разработке приемов и деталей XVII века, отвечающих по возможности близко намеченной программе, так что точных копий и повторений существующего в храме Воскресения не найдут. Руководствуясь вышесказанным, мне удалось скомпоновать в духе требуемой эпохи новые приемы, впервые примененные на фасадах храма Воскресения. Сюда относятся большие фронтонные кокошники северного и южного фасадов и вся наружная отделка главного алтарного апсида. Покойный Император Александр III, указав стиль для храма Воскресения, продолжал интересоваться и дальнейшим ходом разработки утвержденного Им проекта. В виду наивозможного удешевления постройки, на что особенно сильно напирала Высочайше утвержденная комиссия по постройке храма, я держал всю восточную часть храма, обращенную к парку музея Императора Александра III, несколько проще остальных фасадов, Государь Император, когда я имел счастье представить Его Величеству модель храма, тотчас заметил эту разницу, заявив желание, чтобы восточный фасад по отношению богатства отделки держан был одинаково с остальными, доказав этим Свой неусыпный интерес к постройке храма и верную оценку его значения. Измененный по указанию Его Величества восточный фасад храма удостоился затем Его Всемилостивейшего одобрения. Этим попечения о близкой Его сердцу постройке не закончились, а продолжались с тем же живым интересом, как видно из нижеследующего. Государем Императором были присланы на постройку три колонны (высота 4 ар.) без капителей и баз, из серо-фиолетовой яшмы. Этот ценный подарок я решился использовать надлежащим образом, приискав ему почетное место во внутреннем убранстве храма. Я решился поставить на них, прибавив к ним еще 4 колонну, навес или сень над священным местом смертельного поранения Царя Освободителя в стиле царских мест XVII века, что не только было одобрено Его Величеством, но кроме того, было дано предписание всем трем Императорским гранильным фабрикам в Петергофе, в Екатеринбурге и в Колывани принять деятельное участие в исполнении частей сени из материалов, которые окажутся для выполнения наиболее подходящими, указав при этом, чтобы остатки от саркофагов для Императора Александра II и Императрицы Марии Александровны, которые в то время изготовлялись на Петергофской фабрике, были бы по возможности использованы. Работы между тремя фабриками были распределены следующим образом: колонны, капители и базы из серо-фиолетовой яшмы, декорация свода флорентийской мозаикою и венчающий крест из граненого по всем приемам ювелирного искусства горного хрусталя или, как некоторые его называют, белого топаза, достались на долю Петергофской фабрики. Все архитектурные части, т. е. надкапительные столбики с нишами, главный карниз, все кокошники из зелено-волнистой яшмы (саркофаг Александра II) и шатрообразная крыша из моховика, схожего с нефритом, были поручены для исполнения Колыванской фабрике. Все прорезные, ажурные работы, которых очень много, взялась сделать из вновь открытой яшмы (темно-зеленой с синим отливом) Николая II Екатеринбургская фабрика и, кроме того, еще все детали из орлеца (саркофаг Императрицы Марии Александровны), а именно: цветы между рядами кокошников и низкий балюстрад вокруг сени. Кроме этого, действительно царского подарка, к оценке которого я боюсь даже приступить, храм Воскресения украсился еще богатыми, по материалу и работе, клиросными киотами, сооруженными из тех же драгоценных материалов, по воле покойного Государя Императора Александра III, на Императорских гранильных фабриках в Екатеринбург и Колывани. Всемилостивейшие царские приношения в храм Воскресения этим не закончились. К ним прибавились еще: тончайшей работы дарохранительница из яшмы различных зеленых тонов на пьедестале из орлеца, выполненные на гранильной фабрике в Екатеринбурге, три креста из граненого горного хрусталя, для помещения над кокошниками средней, главной части иконостаса и такой же крест для свода сени, работы Петергофской фабрики, и 12 малых размеров, тончайшей мозаики, икон афонских святых, исполненных в мозаическом отделении Императорской Академии Художеств в начале второй половины прошлого столетия при вице-президенте князе Гагарине по приведенным в надлежащий масштаб рисункам художников П. П. Чистякова и академика Бейдемана (первый живописец, старавшийся в церковной живописи высвободиться из-под влияния запада, придавая своим произведениям более строго-иконный характер.). Эту выдающуюся по выполнению работу нашего, в то время молодого, мозаического отделения при Академии Художеств мне удалось пристроить также на не менее почетном видном месте, а именно - в столбиках, фланкирующих царские врата иконостаса, по 6-ти с каждой стороны. Как мною было замечено выше, Высочайше утвержденная комиссия в ее первом составе, при вице-президенте А. И. Рязанове, напирала главным образом на экономию, т. е. на возможное сокращение сметы, дозволяющее лишь мечтать о более богатом убранстве храма, как снаружи, так и его внутренних стен. Впоследствии, однако, наш Августейший Председатель Его Высочество Великий Князь Владимир Александрович, принимая живейший интерес в постройке сооружаемого памятника Его незабвенному родителю, не только благосклонно выслушивал мои предложения о придаче храму Воскресения большего богатства отделки, большей монументальности, но и всемилостивейшим разрешением Своим давал мне возможность осуществить заветные мечты! Пять эмальированных по красной меди главок средней главной части храма, представляющие собою первый в мире пример применения эмали, да еще на выпуклых плоскостях, в столь широких, грандиозных размерах, обязаны Ему своим существованием, равно как и главка над алтарем из золотой мозаики, являющая собою также еще невиданный прием; а разрешением заменить мозаикою живописи, как наружную, так и всей внутренности храма, Его Высочество сразу выдвинул храм Воскресения на одно из видных мест всех, когда и где-либо сооруженных церковных построек! Более широкого, повсеместного применения мозаики, как при храме Воскресения, не имеется пока примера. В святом Марке в Венеции, в самом выдающемся памятнике по мозаике в Италии, отделка мозаикою начинается лишь, как известно, на половине высоты всей внутренности храма, высота которой по требованиям Византийского стиля сравнительно невелика. В храме Воскресения, при значительной высоте внутренности, доходящей под главным куполом до 21 саж., мозаика начинается непосредственно над невысоким (в три с половиною аршина) цоколем из зеленого мрамора (Verde di Calabria), плинт которого из темно-красного мрамора под названием Rosso di Levanto. Мозаики внутренности храма распределены следующим образом: 1) В папертях орнаменты растительного характера на зеленовато-синем (ночном фоне). 2) В проходах из папертей в храм изображены ветхозаветные сюжеты на голубом фоне. 3) В проходах из папертей в западную часть храма двунадесятые праздники на золотых фонах. 4) В главной части храма на голубых фонах изображена вся земная жизнь Спасителя начиная Благовещением и кончая въездом в Иерусалим. 5) В западной части храма, над местом смертельного поранения Государя Императора Александра II, помещены страдания Спасителя, распятие и Воскресение на золотых фонах. 6) В восточной части и в алтаре — моменты после Воскресения на золотых фонах. 7) В пяти куполах мы видим: в главном — благословляющего Спасителя (Пантократор), окруженного шестикрылыми серафимами, а в четырех малых: Богоматерь, Эммануила, Иоанна Крестителя и Спаса Благое молчание. Кроме этих 7 групп, на столбах и стенных пилястрах помещены святые в рост. Внизу апостолы и пророки, над ними святые мученики, а в последнем ряду преподобные православной церкви. Фоны меняются, смотря по месту их нахождения. Причина, побудившая меня изменить фоны отдельных частей, заключается главным образом в желании избегнуть утомления глаз у зрителя, что при общем золотом фоне, например, является неизбежно. Затем сопоставление рядом разных фонов придает общему большую картинность, больший красочный эффект. Стиль XVII века, по возможности избегая во внутренности храмов выступающие от стены детали, как-то пояски, карнизы, тяги и пр., дает стенам совершенно ровную поверхность, переходящую непосредственно в плоскости куполов, полукуполов и сводов. Все необходимые деления стен, столбов и пилястр, как вертикальные, так и горизонтальные производятся помощью орнаментов, находящихся в одной и той же плоскости с иконографическими изображениями, которые приходится разграничить между собою. Эта непосредственная близость орнаментов к иконографическим изображениям требует от архитектора должной умеренности, должного такта в трактовании орнаментации храма, которая должна играть лишь второстепенную роль, помогая впечатлению иконографических изображений, но не парализируя, не убивая ее неверным, чрезмерно крупным масштабом и кричащими, чрезмерно яркими красками. Другая, не менее характерная особенность орнаментации XVII в. преимущественно растительного характера, состоит в нежелании повторений, хотя бы на тех же местах, одного и того же орнамента. Трафаретный способ современных декораторов был тогда, по-видимому, еще не знаком, а повторять одно и то же несколько раз казалось скучным, не художественным, тормозящим пылкую фантазию народного творчества. Таким образом, декораторы XVII века, оборудывая все рисунком и разделкою в красках рукою, сочиняли для каждого места новый орнамент, успешно обогащая этим приемом сокровищницу народного орнамента. Орнаменты, как я уже заметил выше, преимущественно берут свои мотивы из растительного, подчас фантастического царства с примесью к ним изредка легкой плетушки. Орнаменты из одних плетушек византийского характера не применялись. Все вышесказанное я старался применить к орнаментам храма Воскресения; насколько это мне удалось - оставляю судить другим. Остается сказать еще несколько слов о самом месте страшного события 1 марта, находящемся между 4 колоннами, поддерживающими сень. Спускаясь между передними колоннами сени двумя ступенями от пола западной части храма, мы имеем перед собою часть мостовой улицы из крупного булыжника, со следами взрыва бомбы у самого откосика из более мелкого булыжника, служащего переходом к гранитным плитам панели Екатерининского канала, парапет которого виден между задними двумя колоннами сени. Восстановление места — по возможности точное. Мною сделан был рисунок с натуры и затем все камни мостовой, откосика и гранитные плиты были уложены в пяти ящиках, которые сохраняясь во все время постройки храма, сперва в часовне на Конюшенной площади, а затем в церкви конюшенного ведомства. От первой бомбы, брошенной в экипаж Государя Императора, пострадал, как известно, один из сопровождавших казаков. Государь, оставшийся невредимым, направился к тяжело раненому, не внемля просьбам поскорее уехать, не думая о Своей безопасности. Подчиняясь Своему любвеобильному сердцу, Ему необходимо было утешить, успокоить умирающего за него человека. Возвращаясь обратно по направлению к Зимнему дворцу, Он был настигнут второй брошенной бомбой, метатель которой, пользуясь временем беседы Государя с умирающим, имел возможность приблизиться для осуществления своего адского замысла! «Больше себя любве никтоже имать, да кто душу свою положитъ за други своя» - слова Спасителя, характеризующие вполне данный момент. Я их поместил над местом события 1 марта, под иконою «Распятие». Считаю приятным долгом упомянуть о моих помощниках, потрудившихся со мною над постройкой храма Воскресения. С благодарностью я признаю их труды, их ценную подмогу, благодаря которой мне удалось довести до конца сооружение памятника незабвенному Царю-Освободителю. Моими сотрудниками по технической части состояли: И. Ф. Шлупп (умер в 1900 г.), академик А. А. Ященко, десятник П. А. Никонов. По художественной части: А. П. Кузьмин (умер в 1883 г.), Г.Г. Войневич, И.П. Злобин, А. А.Орехов, барон Л. Н.Соловьев,  В. И.Фидели, У. У. Смукрович, И. Г. Феденко. По канцелярии: Б. К. Ковальский и Н. И. Тихомиров.              

А.  Парланд. «Зодчий», 1907, Вып. 35, С. 374-378                                                                                               (добавил miraru1)

 

  • фото

    Фото - Валерий Глотов
    2010.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    04.2011.

  • фото

    Фото - nikspb
    01.11.2003.

  • фото

    Фото - Ira
    03.2013.

  • фото
  • фото

    Фото - Петербуржец, 06.2016.

  • фото

  • фото

    Фото - Didi, 2014.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Петербуржец, 01.2017.

  • фото

    Иконостас.
    Фото - Анчар, 09.2014.

40 комментариев
49762 просмотра
Добавил: Наталия, 29 Июля 2008, 23:41
Редактировано: 20 Мая 2024, 22:35
Оцените:
(70 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2749.html' target='_blank'>Воскресения Христова собор. Спас-на-Крови (начало) на Citywalls.ru</a>
Всего 40 комментариев
  • 12 Августа 2010, 00:18

    Ссылочка?

  • 14 Октября 2012, 01:19

  • 14 Октября 2012, 01:21

  • 14 Октября 2012, 16:07

    Нет ссылок, в т.ч. к старым фото.

  • 15 Ноября 2012, 22:01

    Журнал "Нива" 1907 года, номер 36.

    Храм Воскресения Христова в С.-Петербурге, освященный 19 августа с. г. Наружный вид храма на Екатерининском канале. По фот. К. Булла.

  • 15 Ноября 2012, 22:24

  • 15 Ноября 2012, 22:24

  • 15 Ноября 2012, 22:25

  • 20 Января 2013, 19:37

    Фото 1.11.2003 г. добавил в публ.

                                           

  • 4 Марта 2013, 13:16

    К постройке храма Воскресения. В августе ожидается прибытие из-за границы более трёхсот ящиков с инкрустированным мраморным полом, исполненным в Италии фирмою Джузеппе Нуови по рисункам профессора А. А. Парланда. Вместе с тем прибудут громадные мраморные ступени для солеи и колокольни. Мотив мраморной инкрустации пола строго выдержан в русском стиле XVII столетия. (Бирж. Вед.).

    «Зодчий», 1903, Вып. 31, С. 372

  • 10 Апреля 2013, 21:48

    Что значит в архитекторах Игнатий ? Корректно традиционное написание Архимандрит Игнатий (Малышев), или  уж целиком Иван Васильевич Малышев.

  • 10 Апреля 2013, 22:04

    Про расходы и доходы при строительстве можно почитать на форуме http://forum.citywalls.ru/post.php?id=33386 .

  • 24 Сентября 2013, 19:26

    Фото ( Лит-ра: Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.48)

                                См. публ.

  • 24 Сентября 2013, 19:37

    nikspb, пустое это. Возьмите панорамы Яндекса с воздуха - так там точек 6 или 7.

  • 24 Сентября 2013, 19:51

    Уважаемый miraru !

    Вот "возьмите" и сделайте!

     А насчет "пустоты"..., - хотел бы заметить, что "пустота" у некоторых в голове😎

    Спасибо за понимание.

  • 15 Октября 2013, 16:13

    Фото (Лит-ра: Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.49)

                                                                  См.  публ.

  • 21 Декабря 2013, 23:47

    http://vk.com/photo110359638_243420223 - конец 70-х, в лесах

  • 27 Мая 2014, 17:29

    Существовал когда-нибудь проход вдоль собора по набережной? 

  • 29 Мая 2014, 00:49

    Конечно. Где-то в 50-60-е бабульки проходили с северной стороны к иконе..

  • 30 Мая 2014, 00:37

    Почему же сейчас проход перекрыт?

  • 7 Октября 2014, 13:23
    Ответ на "Поздняя эклектика." от люблюпитер

     Неорусский стиль это одно из направлений эклектики

  • 28 Ноября 2014, 22:43

    "Первое публичное выступление Леонтия (Бенуа) связано с цареубийством 1 марта 1881 г. Городская дума поручила ему построить на месте гибели Александра II временную деревянную часовенку, которая, при всей своей незатейливости, обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение. Через год Леонтий принял участие в конкурсе на сооружение того храма, который должен был быть воздвигнут на месте убиения государя [В открытом конкурсе на проект храма Воскресения Христова “на крови”, то есть на месте смертельного ранения Александра II 1 марта 1881 г. на Екатерининском канале приняли участие архитекторы: Н. Л. Бенуа, А. И. Резанов, В. А. Шретер, А. М. Павлинов и другие. Первый тур конкурса не дал результатов. В повторном конкурсе принял участие и Л. Н. Бенуа (1856 — 1928)]. Проект он сочинил эффектный и красивый (едва ли не лучшее, что им было сочинено за всю жизнь), в котором он, из уважения к стилю Петербурга, пожелал вдохновиться произведениями Растрелли. Однако жюри присудило ему всего 3 премию, тогда как первые две были даны архитектурным композициям, сочиненным в более национальном вкусе: мания национализма все более и более начинала тогда давать себя чувствовать. Однако и проект Томишко, удостоенный первой премии на этом конкурсе, не был приведен в исполнение, так как к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда, но, увы, и в этом исправленном, окончательном виде это жалкое подражание Василию Блаженному поражает своим уродством, являясь в то же время настоящим пятном в ансамбле петербургского пейзажа".

    Александр Бенуа - «Мои воспоминания»
    http://www.benua-memory.ru/arhitektura-leontiya-benua

  • 28 Ноября 2016, 17:43

    Вопрос по датам архивных фото.

    Фото №3 указан 1909 г., а низ храма еще в лесах, что дает возможность предположить более раннюю дату. Скорее всего фото №3 и 4 сдаланы в одно время.

  • 28 Ноября 2016, 18:36

    А Вы уверены. что это фото Буллы? На обороте Вашей открытки это не указано.

    Собственно, насчет испортить. В идеале, да - это нарушение авторских прав фотографа-художника. Но сайт это не картинная галерея - главная задача, что бы можно рассмотреть. Я допускаю, что можно даже вырезать часть для каких-либо целей. К слову, в краеведческих книгах часто используются части фото, а не целиком. В этой же связи я считаю возможным убрать пятна, трещины, ошибки сканирования и т.п. "внешние" артефакты, осветлить или затемнить при необходимости. Художественность хороша, но она должна быть информативной.. Но боюсь, что если мы будем здесь это обсуждать, это будет off-topic

  • 17 Января 2017, 19:08

    авторитетный большой энциклопедический словарь Брокгауза-Ефрона , издававался  в 1890 -1907 годах,  и отображал  современные ему  события и явления с явно бОльшей точностью чем многочисленнные современные  сайты и книжонки,  копирующие  друг  друга без устали.

    В статье о жившем тогда арх А.А. Парланде словарь писал следующее


    — русский архитектор. Родился в СПб., в 1842 г., сперва учился в СПб. 4-й гимн., потом в штутгартской политехнической школе и в 1862 г. поступил в ученики Имп. академии худ. Посещая ее классы, за свои успехи в рисовании и архитектуре, был награжден пятью медалями; по окончании академического курса, в 1871 г., за сочиненный по конкурсу проект собора на православном кладбище, получил большую золотую медаль вместе с правом на поездку в чужие края в качестве пенсионера академии, но его задержала постройка церкви Воскресения Христова в Троицко-Сергиевской пустыни, близ СПб. красивого храма в византийском стиле, сооружение которого, по проекту его собственного сочинения, было поручено молодому зодчему тотчас же по выходе его из академии. Отправившись, наконец, в путешествие, П. посетил Италию и другие страны Европы, повсюду изучая замечательные архитектурные памятники. Чертежи и рисунки, исполненные им во время путешествия, доставили ему, по его возвращении в СПб., в 1880 г., звание академика, из которого, в 1892 г., он был повышен в профессоры. В течение десяти лет, до тех пор, пока не вошел в действие новый устав Академии, П. читал в ней лекции об архитектуре древней Греции и Рима. Сверх выше упомянутого храма в Троицко-Сергиевской пустыни, из построек П. можно указать на церкви: Покрова Богородицы в имении Н. И. Бобрикова, в Новгородской губ., св. Феодора, в имении гг. Ракеевых, в Смоленской губ., и Успения Богоматери, в гор. Опочке, Псковской губ. Им произведена также коренная перестройка Знаменской церкви в старом Петергофе. В настоящее время занятия П. сосредоточены на продолжающемся с 1887 г. сооружении храма Воскресения Христова в память в бозе почивающего имп. Александра II, в СПб., на месте горестного события 1 марта 1881 г.;

     

    храм этот воздвигается по проекту, составленному всецело самим П. и не имеющему ничего общего с первоначальным проектом, принадлежавшим ему вместе с архимандритом Троицко-Сергиевой пустыни, Игнатием Макаровым.

    А. С — в.


    https://how-to-all.com/значение:парланд альфред александрович


    сие можно прокоментировать следующими иллюстрациями победившего проекта Арх Игнатия и А. Парланда из журнала Зодчий 1882г,  описывающего прошедший конкурс


    http://spas.spb.ru/wp-content/uploads/2015/03/проект-игнатий-парлад.1.jpg

    http://spas.spb.ru/wp-content/uploads/2015/03/проект-игнатий-парлад.2.jpg

    http://spas.spb.ru/wp-content/uploads/2015/03/проект-игнатий-парлад.3.jpg

     

    ==============
    степень близости построенного  храма и этого проекта и соответственно справедливость выделенной вверху фразы статьи о Парланде из словаря предлагаю оценить каждому самому


  • 21 Мая 2017, 17:26

    снимок 1970 г немецкого туриста, отражающий состояние храма после отказа городских властей от проекта "выпрямления набережной канала Грибоедова", принятого примерно в середине 1960-х гг

    см. публ.

     

    http://humus.livejournal.com/5463652.html

     

    забора и лесов еще нет...

  • 31 Августа 2017, 01:12

    https://ok-inform.ru/obshchestvo/100963-kgiop-vosstanovit-ogradu-chasovni-spasa-na-krovi.html

    При детальном исследовании ограды специалисты пришли к выводу, что она находится в неудовлетворительном состоянии.

    Значительная часть металлических конструкций утрачена, сохранившиеся звенья серьезно повреждены коррозией, облицовочный кирпич потрескался. Наблюдаются многочисленные сколы и утраты цоколя ограды.  В плохом состоянии и облицовочная керамическая плитка.

    В 2017 году на реставрацию ограды из бюджета Санкт-Петербурга по программе КГИОП выделили 27,5 млн. рублей.

    «Проектом реставрации ограды предусмотрены работы по комплексной очистке цоколя из красного гранита щадящим сухим воздушно-абразивным струйно-вихревым методом (СВАО), реставрация элементов ограды (очистка от старых красочных наслоений, удаление коррозии, восполнение утрат методом ковки, грунтование и окрашивание поверхности), а также реставрация каменных столбов, облицованных цветным орнаментированным кирпичом, и элементов (базы, капители, пояски) из эстляндского мрамора», - рассказали в КГИОП.

    Реставрация ограды завершится до конца 2017 года.



  • 7 Октября 2017, 13:00

    Реставрация продолжается. 1980-е

     см. публ.       

    и сейчас

     

     

  • 7 Октября 2017, 13:23
    Ответ на "Реставрация продолжается. 1980-е     &n" от Ладада

     Ну и что я должна с этим делать? Чьи это фото? Какого времени?

  • 7 Октября 2017, 15:22
    Ответ на "Ну и что я должна с этим делать? Чьи это фото? Как" от Наталия

     Первое фото 1981 г., автор Цери Карлиль, источник https://www.flickr.com/photos/ceric/20656515045/in/photostream/

  • 7 Октября 2017, 17:22

    интересно. что  тогда в 1980-х еще существовало оригинальное мощение из лещадных плит ( путиловская плита), вдоль парландовской ограды. Везде в городе к тому времени оно было уже уничтожено асфальтом, а 100 лет до этого  все тротуары города были ими вымощены.

    Уже позже и это было уничтожено и заменено диабазом.

  • 7 Октября 2017, 19:33
    Ответ на "Делать ничего не надо. Пусть полежат здесь, м.б. к" от Ладада

     Ну если сын, можно поставить, он ведь претензий предъявлять не будет ;) Почему Вы сразу авторство не указали?

  • 27 Января 2018, 09:51
    Ответ на "Существовал когда-нибудь проход вдоль собора по на" от pasha_su

     До сих пор стоит картина перед глазами, как в 1960-е бабуля, рискуя упасть в воду, перелезала через ограду с пиками с южной стороны храма, чтобы  икону поцеловать.

  • 17 Марта 2019, 22:38

    В память сооружения и освящения храма Воскресения Христова

     

  • 1 Марта 2020, 19:59

    02.2020

    Собор снова в лесах

  • 1 Марта 2020, 21:52

    РПЦ выжидает, когда все сделано будет...

  • 1 Марта 2020, 23:20
    Ответ на "РПЦ выжидает, когда все сделано будет..." от Ладада

     Ремонт обещан до 2025 г. А когда у нас что-то вовремя заканчивалось?

  • 2 Марта 2020, 21:18
  • 1 Августа 2020, 21:20

    Возобновилась реставрация Собора  

    http://cathedral.ru/ru/posts/28-07-2020

  • 24 Октября 2022, 19:38

    одна из досок на фасаде храма, фото 10.2022

     19 марта 1856 года.

    Заключение мира, положившего конец Восточной войне 1853-1856 гг.

    "Упорная, кровопролитная борьба, возмущавшая Европу в течение трех почти лет, прекращается..."

     

    Для справки: "Крымская война 1853—1856 годов, или Восточная война, или Русская война — война между Российской империей, с одной стороны, и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, с другой. В самой России до начала XX века использовалось «французское» название «Восточная война», а также «Турецкая война», пока не было принято общеупотребительное обозначение «Крымская война». Боевые действия разворачивались на Кавказе, в Дунайских княжествах, на Балтийском, Чёрном, Азовском, Белом и Баренцевом морях, а также в низовьях Амура, на Камчатке и Курилах. Наибольшего напряжения они достигли в Крыму, поэтому в России война получила название «Крымской»."

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32049
Готовится: 74
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 38493