Публикация

Архангелогородский мост - Шлиссельбургский мост

Здание на карте
фото
Архитекторы: Базен П. П.
Васильев Б. Д.
Бугаева О. Е.
Год постройки: 1832-1833, 1928-1929
Стиль:

Фото - anmazarin, 2011

Заводской мост -

1820-е -

Ново-Архангельский мост -

1832-1833 - инж. Базен П. П.

Архангельский мост -

Архангелогородский мост -

1886 - капитально перестроен

 

Шлиссельбургский мост                                                                                                                   Пам.арх.(регион.)

Обводный канал

1928-1929 - инж. Васильев Б. Д., Бугаева О. Е. - реконструкция

 

 

Длина - 27,2 (34,8) м, ширина - 24 м.

Расположен вдоль пр. Обуховской Обороны

 

Первый деревянный Заводской мост через Обводный канал на месте слияния с Невой появился в 1820-х гг.

В 1832-1833 гг. по проекту инж. П. П. Базена был построен новый деревянный однопролетный арочный мост на устоях с гранитной облицовкой. В 1849-1862 гг. мост назывался Ново-Архангельским, до 1885 г. - Архангельским, до 1925 г. - Архангелогородским, так как трасса, на которой он находится, ведет в Архангельск. На мосту был проложен железнодорожный путь.

В 1886 г. мост капитально перестроен: возведены каменные устои, облицованные гранитом, пролет перекрыт дубовой аркой, установлены металлические ограждения.

С 1920-х гг. мост известен как Шлиссельбургский.

В 1928-1929 гг. с связи с возросшей транспортной нагрузкой старый Шлиссельбургский мост по проекту инж. Б. Д. Васильева и О. Е. Бугаевой был реконструирован в железобетонный однопролетный арочный.

Длина моста ныне составляет 34,8 м, ширина - 24 м.

([9]. С. 310, Mary)

  • фото

    1928 г.Строительство
    моста через Обводный канал
    ЦГАКФФД СПб Гр 22947
    (добавил Десса)

  • фото

    1920-е гг. Вид на
    Шлиссельбургский мост,
    украшенный к празднику
    ЦГАКФФД Вр 49914

  • фото

    22.03.1936 г. Общий вид
    Архангелогородского
    (Шлиссельбургского)
    моста
    ЦГАКФФД СПб Гр 67679
    (добавил Десса)

  • фото

    1928-1929 гг.Бетонирование
    Шлиссельбургского моста
    Фото Магазинер Семен Абрамович
    (ЦГАКФФД СПб. Вр 7416)

    (добавил Десса)

  • фото

    1934 г. Вид на наб. реки Невы
    с Шлиссельбургского
    (б.Архангелогородского)
    моста через Обводный канал.
    ЦГАКФФД СПб Гр 67199
    (добавил - Nika_Artemyeva)

  • фото

    1936 г. Общий вид Архангелогородского
    (Шлиссельбургского) моста.
    ЦГАКФФД СПб Гр 67679
    (добавил - Nika_Artemyeva)

  • фото

    1991 г. pastvu.com
    (добавил - Nika_Artemyeva)

  • фото

    1991 г. pastvu.com
    (добавил - Nika_Artemyeva)

 

 

В 1833 г. по проекту инженера П. П. Базена на Шлиссельбургском проспекте, на месте существовавшего здесь с 1820-х гг. деревянного моста, был построен новый однопролетный арочный мост на устоях из бутовой кладки с гранитной облицовкой. Первоначально мост назывался Архангелогородским, так как трасса, на которой он находится, ведет в город Архангельск. Мост принадлежал Министерству путей сообщения, ибо на нем был уложен железнодорожный путь. В 1885 г. Петербургским округом путей сообщения мост передали в ведение Городской управы, а в 1886 г. его капитально перестроили. Перильные ограждения на устоях были чугунные, на пролетном строении - стальные. Со временем, в связи с развитием промышленности Невского района, Шлиссельбургский проспект приобрел важное транспортное значение, и мост не мог обеспечить нормальное движение по проспекту всех видов транспорта. Потребовались реконструкция и расширение его. В 1929 г. старый Шлиссельбургский мост заменили железобетонным однопролетным арочным. Его построили по проекту инженеров Б. Д. Васильева и О. Е. Бугаевой.

(Антонов Б. И. Мосты Санкт-Петербурга. 2002. С. 133; добавил: Lonely Walker)

 

В 1886 г. по проекту и под наблюдением инженера М. Ф. Андерсина мост был перестроен в арочный с возведением каменных устоев, облицованных гранитом, на свайном основании. Деревянные арки были изготовлены из дубовых брусьев. На мосту установили чугунное ограждение, а также проложили путь пригородной паровой железной дороги. От искры парового трамвая деревянный мост в 1920 г. и сгорел. Переправу восстановили, но ее пропускная способность уже была недостаточной для возросшего движения по Шлиссельбургскому проспекту.         (mostotrest-spb.ru добавил Риэлтор)

  • фото

    Шлиссельбургский мост.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - anmazarin, 21.10.2017

Мост включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации качестве объекта культурного наследия регионального значения (Распоряжение мэра Санкт-Петербурга № 108-р от 30.01.1992)

29 комментариев
2096 просмотров
Добавил: Mary, 12 Января 2015, 10:58
Редактировано: 7 Июня 2022, 00:17
Оцените:
(12 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house25825.html' target='_blank'>Архангелогородский мост - Шлиссельбургский мост на Citywalls.ru</a>
Всего 29 комментариев
  • 19 Июня 2020, 16:57

    "Шлиссельбургский мост через Обводный канал передумали сносить и снимать с госохраны. В ходе капитального ремонта ему сохранят устои и железобетонное пролетное строение. <...>

     Новым проектом, недавно разработанным ООО «Градстройпроект» по заказу Мостотреста, предусмотрено сохранение устоев и железобетонной арки пролета, а также усиление пролетного строения композитными материалами. Бетонное перильное ограждение подлежит реставрации. Габариты моста сохраняются".

    http://kanoner.com/2020/06/19/166124/

  • 19 Июня 2020, 18:11

    "В 1886 году по проекту и под наблюдением инженера М.Ф. Андерсина мост был перестроен в арочный с возведением каменных устоев, облицованных гранитом, на свайном основании. Деревянные арки были изготовлены из дубовых брусьев. На мосту установили чугунное ограждение, а также проложили путь пригородной паровой железной дороги.

    От искры парового трамвая деревянный мост в 1920 году и сгорел. Переправу восстановили, но ее пропускная способность уже была недостаточной для возросшего движения по Шлиссельбургскому проспекту." (https://mostotrest-spb.ru/bridges/shliselburgskij)

     http://kanoner.com/2020/06/19/166124/ даёт ссылку на экспертизу. а там упоминается паровая конка.

     

    Интересно, а куда этот паровой трамвай ходил?

  • 24 Сентября 2021, 12:16

    Строительство моста через Обводный канал, 1928 год

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/gr22947

    Общий вид Архангелогородского (Шлиссельбургского) моста, 1936 год

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/gr67679

    Бетонирование Шлиссельбургского моста, 1928-1929 г

    Магазинер Семен Абрамович

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/vr7416

     

     

     

  • 24 Сентября 2021, 12:23

    А еще вопрос по фото "после 1928 года", которое в посте с полосками. Давно на него смотрю и не могу понять, что за ракурс? Если с Невы, то где элеватор?

  • 24 Сентября 2021, 14:23
    Ответ на "А еще вопрос по фото "после 1928 года", которое в " от Десса

     Да, действительно. И дело не только в том, что не виден элеватор. Если сравнить с современной фотографией с Невы, то видно, что и конструкции выглядят по-другому. (Да и на виде с противоположной стороны тоже не такие конструкции.

     

    Почти наверняка эта фотография сделана где-то в другом месте, аннотация ЦГАКФФД ошибочная (как и довольно многие другие) и фотографию из публикации надо убрать.

     

    (Хотя, конечно, можно предположить, что после 1928-1929 гг. мост еще раз перестраивался и что фотография сделана в каком-то немыслимом ракурсе, при котором не виден элеватор...)

  • 24 Сентября 2021, 14:31
    Ответ на "Да, действительно. И дело не только в том, что не " от S.P.

     И мост этот неглубоко "утоплен" в русло. На АФС мост вот так не виден с Невы, он там, поглубже, в рукаве

  • 24 Сентября 2021, 16:27
    Ответ на "Да, действительно. И дело не только в том, что не " от S.P.

     фото 1928 г. явно не относится к этому мосту (другие конструкции ферм) и он находится близко к берегу большой реки, береговые откосы берега сделаны недавно, поэтому потребовалось от устоев моста на берег бросать мощные полуарки. Судя по большому количеству брёвен на реке, собранных в плоты, рядом находилось лесопильное производство.

    Но убирать бы фото не стал (потом новый автор снова разместит), а сделал пометку об неверной аннотации снимка.

  • 24 Сентября 2021, 17:01

    Кажется, я нашел, где это. Хотя 100% уверенности нет.

     

    Ново-Кирпичный мост через Волковку, снимок сделан с Обводного канала. Мост был построен в 1926 г. В 2011 г. он разобран и заменен новым. В публикации по мосту есть две фотографии прежнего моста. Повторяю одну из них:

     

     

    Еще одна фотография того же моста, сделанная в 1989 г. (автор А.С.Волков) помещена на pastvu:

     

    :

    Обе фотографии сделаны с противоположного берега Обводного канала.

     

    В 1928 г. мост уже существовал. К тому же он был расположен недалеко от того места, за которое выдается фотография из ЦГАКФФД. Бетонные перила вполне могли прийти в ветхость и заменены металлическими.

     

    Правда, вызывает смущение задний план: на фотографии 1928 г. нет деревьев на берегах. Надо бы найти какие-то старые фотографии этих мест - были ли здесь деревья раньше. 

  • 24 Сентября 2021, 17:16
    Ответ на "Кажется, я нашел, где это. Хотя 100% уверенности н" от S.P.

     "Правда, вызывает смущение задний план: на фотографии 1928 г. нет деревьев на берегах."

    Это Вас не должно смущать, в 1928 г. берега были только что отсыпаны (это видно на фото) и деревья ещё не успели посадить!

    Поэднее берега досыпали и береговые арки оказались в земле. А брёвна так и плавают по воде!..

    Так что можно переставить фото в Ново-Кирпичный мост через Волковку.

  • 24 Сентября 2021, 17:34

    Я попытался понять место по аэрофотосъемке времени войны. Я не очень хорошо в этом разбираюсь. Если ошибаюсь, пусть меня поправят.

     

    Сравнение фотографии 1928 г. и аэрофотосъемки (деревьев здесь не видно), одними и теми же цифрами обозначаю одни и те же (как мне кажется) объекты:

     

     

     

     

     

  • 24 Сентября 2021, 17:45
    Ответ на ""Правда, вызывает смущение задний план: на фотогра" от Риэлтор

     На берегах Волковки находился лесопильный завод Граапа. В советское время, он вроде бы, стал фанерной фабрикой. Туда и затаскивали плоты из бревен из Обводного канала в Волковку.

    Все верно, это Ново-Кирпичный мост.

  • 24 Сентября 2021, 23:44

    Какие вы все молодцы. Я бегло посмотрела мосты Обводного канала, но этот не встретила.

  • 25 Сентября 2021, 00:13
    Ответ на "Какие вы все молодцы. Я бегло посмотрела мосты Обв" от Десса

     Мне страшно неудобно... Посмотрите все комментарии: кто конкретно нашел этот мост?

  • 25 Сентября 2021, 07:19
    Ответ на "Мне страшно неудобно... Посмотрите все комментарии" от S.P.

     Привычка)) Всегда детей хвалю всех скопом, когда работа коллекивная. Конечно вы молодец.)))

  • 25 Сентября 2021, 15:17

    Отлично :)  Еще бы архиву сообщить: может когда-нибудь там количествоошибок уменьшится.

  • 25 Сентября 2021, 15:26
    Ответ на "Отлично :)  Еще бы архиву сообщить: может ког" от Наталия

     Извините, а почему же эта архивная фотография так и остается здесь, а не перенесена в публикацию по Ново-Кирпичному мосту

  • 25 Сентября 2021, 15:48

    Это же не моментально делается :)

  • 25 Сентября 2021, 15:57

    Эту можно не добавлять в пост, просто интересная деталь - отдельный мостик для мельницы

    Строящийся мост у 1-ой государственной мельницы имени В.И.Ленина

    Автор:Магазинер Семен Абрамович

    Источник:https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/vr7427

    1931 год

  • 25 Сентября 2021, 16:14
    Ответ на "Это же не моментально делается :)" от Наталия

     Извините, поторопился :)

  • 25 Сентября 2021, 19:54
    Ответ на "Эту можно не добавлять в пост, просто интересная д" от Десса

     Интересное фото. Может его к мельнице поставить? В комменты, когда они уходят, мало кто заглядывает...

  • 25 Сентября 2021, 23:42
    Ответ на "Интересное фото. Может его к мельнице поставить? В" от Наталия

     у мельницы я вроде тоже фото добавила, там и мельницу видно, и мостик

  • 26 Сентября 2021, 01:21
    Ответ на "Эту можно не добавлять в пост, просто интересная д" от Десса

     

    Ответ на "у мельницы я вроде тоже фото добавила, там и мельн" от Десса

     Насколько я помню, этот пешеходный мостик с железнодорожным путем исчез уже недавно - в 2000-х, а то и в начале 2010 х годов.

  • 26 Сентября 2021, 08:16
    Ответ на " Ответ на "у мельницы я вроде тоже фото добавила, " от S.P.

     А изначально был с трамвайной веткой. Считать его частью Шлиссельбурнского моста? Или частью мельницы?)

  • 26 Сентября 2021, 09:04
    Ответ на "А изначально был с трамвайной веткой. Считать его " от Десса

     

    Ответ на ""В 1886 году по проекту и под наблюдением инженера" от Риэлтор

     "От искры парового трамвая деревянный мост в 1920 году и сгорел. Переправу восстановили, но ее пропускная способность уже была недостаточной для возросшего движения по Шлиссельбургскому проспекту."

    Можно предположить, что этот мост у мельницы построили для увеличения пропускной способности.

    Интересно, а как и до куда трамвай ходил?

  • 26 Сентября 2021, 09:52
    Ответ на " Ответ на ""В 1886 году по проекту и под наблюдени" от Риэлтор

     я думаю, это была грузовая ветка на элеватор

  • 27 Сентября 2021, 03:26

    Эта ж.д.ветка почти полностью сохранилпсь и по сей день. Только раньше она доходила до ул.Моисеенко, будучи проложенной по Синопской (Калашниковской) наб.

  • 29 Сентября 2021, 11:56
    Ответ на "Эта ж.д.ветка почти полностью сохранилпсь и по сей" от lenarch

     Но у самой мельницы нет ни намека на ветку или рельсы. Единственное что напоминает о мостике - парапет набережной на мельничной стороне начинается не от Шлиссельбургского моста, а метров 15 выше по течению

  • 11 Января 2022, 18:48

    Вот в январе 2010 у меня там снят мост - последний раз я его не видела

  • 2 Февраля 2022, 23:57

    ЦГАНТД СПб. Фонд Р-200. Опись 2. Дело 17

    Пояснительная записка к проекту железобетонного моста через реку Монастырку на Шлиссельбургском проспекте. Машинопись, синьки, 10 гр.

    Крайние даты документов: 01.01.1926–31.12.1926

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgantd/R-200/2/17

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32232
Готовится: 77
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 2538