Публикация
Александровский парк . Александровский дворец
Фото - Александровский парк . Александровский дворец классицизм Пушкин, Александровский парк, 12 (Дворцовая ул., 2 лит А) Пам. арх. (федеральн.) 1792-1796 - арх. Кваренги Джакомо 1826-1827 - арх. Стасов В. П.
Статуя "Юноша, играющий в бабки" Пам. арх. (федеральн.) 1835-1838 - ск. Пименов С. С. 1836-1838 - ск. Логановский А. В.
см.
([*] - Игорь Зимин. Александровский дворец в Царском Селе. Люди и стены, 1796–1917. Повседневная жизнь Российского императорского двора. С. )
В 1792 г. по распоряжению Екатерины II на территории Александровского парка было начато строительство Нового царскосельского дворца. Дворец строился к бракосочетанию внука Екатерины II, великого князя Александра Павловича (будущего императора Александра I) с великой княжной Елизаветой Алексеевной.
Архитектором дворца был назначен Джакомо Кваренги. Руководство строительными работами было возложено на арх. И. В. Неелова, а после его смерти в 1793 г. на его брата - арх. П. В. Неелова. Общий композиционный замысел Александровского дворца (по имени владельца дворец из Нового царскосельского был переименован в Александровский) сложился не сразу. Д. Кваренги разработал проект в нескольких вариантах, сохранявших неизменными основные особенности пространственного решения - большую протяженность здания и его конфигурацию в виде сильно растянутой буквы «П». В своем окончательном варианте дворец представляет собой вытянутое в длину двухэтажное здание с двумя флигелями по обеим сторонам. Со стороны регулярной части Александровского парка фасад здания решен в виде полуротонды, перекрытой сферическим куполом. Выразительность заднего фасада в значительной степени была достигнута за счет чередования прямоугольных окон, лишенных какого-либо декора, и больших трехчастных окон с колоннами в нижнем этаже, а в верхнем - полуциркульных. Композиция плана дворца - осевая, с внутренним двором, отделенным от внешнего пространства колоннадой коринфского ордера, состоящей из двух рядов колонн. Торцы внутреннего корпуса решены как подъезды с пандусами, а внешнего - как входы с лестницами. Парадный вход во дворец сделан через колоннаду. . Интерьеры, созданные по проекту Дж. Кваренги, соответствовали классическим канонам, в формах которых выдержано здание. В конце XVIII - начале XIX в. над оформлением дворцовых интерьеров работали многочисленные русские и иностранные мастера: столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепные - велись под руководством Моклорда, росписи плафонов и стен создавались живописцами-декораторами Дж. А. де ла Джакомо и Джакомо Феррари. Залы Парадной анфилады, облицованные белым искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца. В центре анфилады находился зал с полуротондой, разделенный на три части широкими арками. Средняя часть помещения получила название Полукруглого зала, с восточной стороны к нему примыкал Портретный, с западной - Бильярдный зал (или Малиновая гостиная). С левой стороны анфиладу дворца замыкала Угловая гостиная, соединенная с комнатами Библиотеки, крыло с правой стороны - дворцовая Церковь. В левом флигеле располагались Концертный зал, непосредственно примыкавший к Угловой гостиной, и ряд жилых комнат.
В 1838 г. перед колоннадой дворца были установлены две статуи, изготовленные на Александровском чугунолитейном заводе. Одна из них - "Юноша, играющий в бабки" - отлита по модели Н. С. Пименова, другая - "Юноша, играющий в свайку" - по модели А. В. Логановского. Устои каменной лестницы служат для них пьедесталами. Внешняя архитектурная отделка Александровского дворца осталась почти без всяких изменений, если не считать балконов, пристроенных со стороны парка при Николае I. Внутри дворца в разное время производились крупные переделки, первоначальная отделка Д. Кваренги сохранилась только в парадных залах.В последующей отделке и перестройке интерьеров Александровского дворца участвовали такие известные архитекторы, как Л. Руска, К. Макер, С. Черфолио, А. Тон, Д. Ефимов, А. Штакеншнейдер, В. Стасов, А. Видов, С. Данини, Р. Мельцер.
В мае 1796 г. строительство было завершено, и 12 июня 1796 г. вел. кн. Александр Павлович с супругой въехали в новый дворец. С Александровским дворцом тесно связана жизнь всех русских царей, начиная с Александра I. Он прожил здесь несколько лет, пока не переехал в Екатерининский дворец. Во дворце часто и подолгу жил Николай I, здесь умерла его супруга Александра Федоровна. Для Александра III этот дворец был великокняжеской резиденцией. С 1904 г. Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II, здесь проходили приемы послов и иностранных делегаций, празднование юбилеев - 300-летия Дома Романовых и 200-летия Царского Села.
С 1918 г. Александровский дворец был открыт для посетителей как государственный музей. В левом крыле дворца разместился Дом отдыха сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля - Детский дом имени Юных Коммунаров. До начала Великой Отечественной войны во дворце был открыт музей, «экспозиция, которого раскрывала в документах реакционную деятельность российского самодержавия»*, а служебных помещениях дворца размещался дом отдыха.
Во время Великой отечественной войны, в годы оккупации города Пушкина в Александровском дворце размещался немецкий штаб и гестапо, в подвалах - тюрьма; площадь перед дворцом была превращена в кладбище солдат СС. В военное время Александровский дворец пострадал в значительно меньшей степени, чем Екатерининский, но серьезная реставрация была необходима. По окончании войны дворец был законсервирован. В 1946 г. помещения дворца были отданы Академии наук СССР для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина. В 1947-1951 гг. во дворце начались восстановительные работы. В 1951 г. постановлением правительства Александровский дворец был передан Военно-морскому ведомству. В 1996 г. на реставрацию Александровского дворца был получен грант Всемирного фонда памятников (WMF). В 1997 г. в правом крыле здания появилась постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце», рассказывающая о жизни царской семьи и представляющая сохранившиеся предметы интерьера, одежду и личные вещи императора и членов его семьи. В середине 2009 г. Министерство Обороны Российской Федерации полностью передало дворец в пользование ГМЗ «Царское Село». В июне 2010 г., в дни празднования 300-летия Царского Села, в Александровском дворце были торжественно открыты после реставрации три парадных зала - Полукруглый зал, Портретный зал и Мраморная гостиная. (по материалам: А.Петров. Город Пушкин. Дворцы и парки. ЛО «Искусство» 1977. *Музеи и парки Пушкина. Лениздат. 1972. Бардовская Л., Бертельс В. Александровский дворец. Страницы истории. Альфа-Колор., СПб, 2008) Александр I провел свое «загородное» детство преимущественно в Царском Селе, куда его вывезли буквально через несколько месяцев после рождения – весной 1778 г. Поэтому для будущего императора Екатерининский дворец навсегда стал главным загородным домом. Даже первая кормилица Александра I была взята из Царского Села. В парке, близ дворца, маленький Александр Павлович Когда Александр Павлович подрос и превратился в юного принца, бабушка-императрица его женила и построила для юной супружеской четы Новый дворец, который впоследствии назовут Александровским. Его архитектурный проект разрабатывал столь почитаемый Екатериной II Джакомо Кваренги. Непосредственно ход работ контролировал архитектор П.В. Неелов. Дворец был построен довольно быстро – работы стартовали осенью 1792 г. и закончились к лету 1796 г. Императрица планировала, что молодая супружеская пара будут использовать дворец как летнюю, загородную резиденцию два-три месяца в году. Этой задаче соответствовали как система отопления, так и относительная скромность дачных интерьеров. Согласно устоявшейся традиции, двухэтажный Александровский дворец строился по типовой планировке усадебного дворца «П»-образного вида. Главной архитектурной находкой Дж. Кваренги стала двойная колоннада коринфского ордера, связавшая в единое целое главный корпус дворца и его флигели, формируя перед главным фасадом полузакрытый внутренний двор. Позади дворца раскинулся традиционный регулярный парк, вплотную подходивший к центральной полуротонде, перекрытой сферическим куполом. Торцы ризалитов Александровского дворца были оформлены как подъезды с пандусами, а торцы боковых корпусов представляли собой входы с лестницами. Фасад здания ориентировали на главную аллею Нового (впоследствии Александровского) сада. Строительство дворца стартовало в конце строительного сезона 1792 г., в августе, когда рескриптом, данным в Царском Селе, Екатерина II предписывала спешно произвести торги и начать работы еще до наступления зимы. Торги выиграл некий прапорщик Новиков, оценивший строительство дворца в 286 000 руб. Отметим, что по первоначальной смете, составленной архитектором Нееловым, стоимость постройки дворца определялась в 221 431 руб. 45 коп. К этой сумме добавлялись средства на постройку Кухонного корпуса и служб – 73 566 руб. 48 коп. Кирпичные работы по возведению Александровского дворца заняли два года – с 1793 по 1794 г. В 1795 г. началась внутренняя отделка дворца. Пространственная схема Александровского дворца была стандартной: анфилада парадных залов, личная половина вел. князя и княгини и комнаты свиты. Для ближайшей прислуги отводились часть комнат на втором этаже и несколько комнат в подвале резиденции. центральную часть Александровского дворца занимала анфилада парадных залов, выходившая окнами в парк. Ядро парадной анфилады составляли три зала, отделенные друг от друга широкими арками. Центральный зал именовался Полукруглым. С восточной стороны к нему примыкает Портретный зал, с западной – Бильярдный зал, который также именовали Мраморной гостиной. К этим трем залам примыкали Зал с горкой («зал Горы»), далее следовала Библиотека, за которой находилась Угловая гостиная. Череда парадных залов завершалась великолепным двухсветным Концертным залом, спроектированным арх. Дж. Кваренги. В правом флигеле, за Концертным залом, в двух этажах изначально размещались 16 комнат: 8 – на садовую сторону и 8 – на парадный двор, в которых обустраивалась свита и прислуга. Поэтому из истории бытования правого крыла дворца мало что известно вплоть до начала царствования Николая I. Например, до 1817 г. в правом флигеле квартировал знаменитый инженер А.А. Бетанкур, ведший тогда работы в Царском Селе. Что касается Концертного зала, то его по прямому назначению использовали довольно редко. Впервые – летом 1796 г., когда великий князь Александр Павлович по повелению бабушки устроил в нем первый бал в своей новой резиденции. К числу парадных залов Александровского дворца можно смело отнести и зал под открытым небом, то есть пространство между правым и левым флигелями, отделенное от двора двойным рядом коринфских колонн. Колоннада состоит из десяти пар колонн и двух пар пилястр, заканчивающих ее у боковых стен. О том, что это пространство воспринималось как часть парадных залов, свидетельствует и парадная трапеза-десерт, накрытая на этом внутреннем дворе во время презентации дворца Екатериной II летом 1796 г. Поэтому неразрывное единство «зала под открытым небом» и парадных залов дворца представляется несомненным. В целом пространственная композиция парадных залов дошла до настоящего времени.
В советский период Александровский дворец переживал тяжелые времена. Поначалу часть Александровского дворца, в котором находились личные половины Николая II и императрицы Александры Федоровны, использовались как музей, в котором экскурсоводы демонстрировали посетителям всю «мелкобуржуазную нищету духа» его последних владельцев. Эта экспозиция просуществовала вплоть до 1941 г. За эти годы Александровский дворец понес тяжелые утраты. Немецкие войска заняли г. Пушкин в середине сентября 1941 г. Александровский дворец оказался рядом с линией фронта. В его комнатах расположилось гестапо, а на лугу перед колоннадой устроили кладбище для эсесовцев. Когда советские войска в 1944 г. вошли в город, Александровский дворец, как и все остальные дворцы, находился в ужасающем состоянии. Исторические интерьеры были разграблены, а подчас и полностью утрачены. После окончания Великой Отечественной войны в стенах дворца менялись арендаторы, шли перепланировки. Внешний облик резиденции сохранили, но Александровский дворец фактически погибал, поскольку арендаторов мало интересовало прошлое дворца. Позитивные изменения начались в конце XX века, после гибели империи под названием Советский Союз. Тогда, в тяжелые «девяностые» и даже в «нулевые», тоже было не сладко. Государственный музей-заповедник «Царское Село» выживал, как и все другие музеи. Тем не менее руководство музея изыскало средства и начало латать крышу над правым флигелем, давить на арендаторов, добиваясь передачи всей площади дворца в ведение музея, и устраивать первые временные выставки. В 1997 г. открылась выставка «Воспоминания в Александровском дворце». Для посетителей были открыты залы половин Николая II и императрицы Александры Федоровны. В 1998 г. истории Александровского дворца была посвящена IV Царскосельская научная конференция. На Детской половине развертывались временные экспозиции. Постоянно шли реставрационные работы и проводились новые выставки. В 2010 г. были открыты для посетителей первые три зала Парадной анфилады – Портретный, Полукруглый и Мраморная гостиная.
В сентябре 2015 г. Александровский дворец-музей был закрыт для проведения реставрационных работ. Планируемый срок окончания реставрации - середина 2018 г. Вид работ - Реконструкция, техническое переоснащение с элементами оеставрации, приспособление для музейного использования Александровского дворца Гос. Заказчик - Мин. культуры РФ Подрядная организация - СПб ЖилСтрой, ООО Технический надзор - Гос. музей-заповедник "Царское Село" Архитектурный надзор - Архитектурное бюро Студия-44, ООО (строительный щит)
Памятник архитектуры федеральный. Пушкин, Александровский парк. Дворец Александровский (со статуями)
![]() ![]() Добавил: Влада, 8 Августа 2013, 19:34
Редактировано: 30 Октября 2024, 16:55
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house24120.html' target='_blank'>Александровский парк . Александровский дворец на Citywalls.ru</a>
Всего 15 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 6
Гостей: 1090
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 7038
|
1903 - 1908. Александровский дворец.
06.10.2014.
06.10.2014.
06.10.2014.
Бывший 14 НИИ МО - в/ч 10729 (НИИ радиолокации, гидроакустики, телевидения и инфракрасной техники), созданный в 1956 г. на базе НИМРИ, НИГИ и некоторых структурных подразделений других НИИ ВМФ - с 1957 г. размещался в Александровском дворце.
В 1968 г. для 14 института было построено еще одно здание по адресу - ул. Красной Зведы, 31
https://www.citywalls.ru/house21478.html
С 1982 по 1988 г. это был отдельный 54 НИИ (гидроакустики).
В 2000 г. 14 НИИ был преобразован в "Научно-исследовательский центр радиоэлектронного вооружения ВМФ" (НИЦ РЭВ ВМФ) в составе 24 ЦНИИ МО РФ https://www.citywalls.ru/house19440.html
С 2009 г. - окончательно передав Александровский дворец в пользование ГМЗ «Царское Село»,
после очередного "уплотнения и сокращения" весь НИЦ РЭВ размещается в одном здании по ул. Красной Зведы, 31.
В настоящее время - НИЦ РЭВ и ФИР ВМФ (структурное подразделение НИИ ОСИС ВМФ в составе ВУНЦ ВМФ "ВМА им. Н.Г.Кузнецова").
Бывший 34 НИИ МО (НИИ связи ВМФ) - бывший НИМИСТ
( https://www.citywalls.ru/house2627.html ) с 1979 г. размещался по адресу ул. Одоевского, 26 ( https://www.citywalls.ru/house13839.html )
В настоящее время - НИЦ телекоммуникационных технологий и разведки ВМФ (НИЦ ТТиР ВМФ)
также в составе НИИ ОСИС ВМФ (Петергоф, Разводная ул., 17)
https://www.citywalls.ru/house19440.html