Публикация

Дом В. А. Злобина

Здание на карте
фото
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль: Классицизм

Фото - Mary, 2014.

Дом купца В. А. Злобина                                классицизм

наб. канала Грибоедова, 84 - Большая Подъяческая ул., 1

1790-е -  (Памятники архитектуры и истории Санкт-Петербурга. Адмиралтейский район.

                   Барокко и Классицизм  -  Изд. дом «Коло», Санкт-Петербург: 2012. С. 134)                               

1870 (Росреестр) -

 

  • фото

    План Шуберта, 1828.
    Выделены участки по
    Б.Подьяческой ул., 1 и 3.
    (добавил S.P.)

  • фото

    Генеральный план 1851 г.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9740 л.9-10

  • фото

    Фасад по Б.Подьяческой ул.,
    чертеж 1872 г.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9740 л.47-50

  • фото

    Проект К.К.Циглера
    фон Шайгаузена, 1892 г.
    Генеральный план.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102
    д.9740 л.64об.

  • фото

    Проект К.К.Циглера
    фон Шайгаузена, 1892 г.
    Разрешение на
    строительство.
    ЦГИА СПб ф.513
    оп.102 д.9740 л.64

  • фото

    Проект К.К.Циглера фон Шафгаузена,
    1892 г. Фасады.
    ЦГИА СПб ф.513 оп.102 д.9740 л.69-74
    (добавил S.P.)

  • фото

    Фотография 1949 г.
    ЦГАКФФД Гр 71347
    (добавил S.P.)

  • фото

    Фотография 1949 г.
    ЦГАКФФД Гр 71348
    (добавил S.P.)

  • фото

    Фото К.В.Овчинникова,
    9 июня 1976 г.
    ЦГАКФФД Ар 225562

    (добавил S.P.)

  • фото

    Это дом №1/84, а дом №3
    следующий - 4-этажный.
    (добавил Александр ОТ)

  • фото

    1972–1978 гг.
    Архив ГМИЛ / ГМИСПб
    (добавил
    Nika_Artemyeva)

  • фото

    1980-е.
    (добавил Ладада)

  • фото

    1981–1985 гг.
    (добавил Nika_Artemyeva)

  • фото

    1987–1989 гг.
    (добавил Nika_Artemyeva)

С 1-й четверти 19 века дома с современными номерами 1 и 3 составляли единое домовладение.

Вот архивное дело, содержащее чертежи по этим домам.

Чертежи дома купца Ф. И. Ротина по наб. Екатерининского канала номер 84 и Б. Подьяческой улице номер 1 и номер 3 с указанием предшествующих владельцев (купец Злобин, купец Лукарев, купец Ф. Страубе, Ф. И. Циглер). … Архитекторы А. Ламони, П. И. Габерцеттель, И. И. Радике, А. А. Зограф, К. К. Циглер, В. В. Шауб, А. Иванов, гражд. инженер Л. П. Андреев, академик архитектор К. К. Вергейм. … 1836-1902. ЦГИА СПб. Ф. 513. Оп. 102. Д. 9740.

Согласно плану 1798 г. участок дома 3 (тогда 249 в 3-й Адмиралтейской части) принадлежал мещанину Смирнову, а участок д. 1 (тогда 248)  купцу Барбазану. Возможно, это тот Барбазан, о котором в Адреснной книге 1809 г. сказано: Барбазан Абросим; здешний купец. Московской части, на Невском пр. № 18 (123. С. 12). Речь здесь об участке на углу Невского и Владимирского («Сайгон»). Кажется, именно там сейчас ресторан «Барбазан» (2011 г.).

В адресной книге 1822 владельцами участка на Невском показаны наследники купца Барбазана (121. С. 58). Здесь тоже владелец в это время был другой, действит. ст. сов. Леховаго (так). Ему принадлежали уже оба участка - 253 (д.1) и 254 (№ 3). Леховаго не встречается в разделе «Жительство чиновных и должностных лиц», так что кроме чина о нем ничего не известно.

Следующий выявленный владелец участков - купец Злобин (Нумерация домов в Санктпетербурге. [СПб.], 1836. С. 93). В адресной книге 1837 года Злобина нет (Нистрем К. Книга адресов С.-Петербурга на 1837 год. СПб.. 1837), так что имя его не известно, но Злобины оставались владельцами дома до 1860-х гг.

«Справочная книга о лицах, получивших на 1867 год купеческие свидетельства...» сообщает следующее: Злобин Михаил Игнатьевич, 44 л., в купечестве состоит с 1855 г. Жит. Спасской части, в собственном доме № 1 по Б. Подъяческой. На городской службе состоит ратманом в Сиротском суде с 3 июля 1864 года (СПб., 1867. С. 154).

В вышедшей в том же году «Всеобщей адресной книге СПб» о Злобине есть следующие сведения: Злобин Михаил Игнатьевич. 2 г. купец. Б. Подъяческая, 1, кв. 10. Этот же адрес указан у Петра Игнатьевича Злобина, в чине надворного советника служившего в Департаменте внешней торговли (С. 187).

Табель 1869 г. называет уже другого владельца домов - Луковицкого, но М. И. Злобин продолжал жить в своем бывшем доме, и этот адрес указан в «Справочной книге петербургского купечества», вышедшей в 1880 г. Там же, кстати уточняется, что 58-летний Злобин веры православной, а образование получил домашнее (С. 313).

Табель 1875 г. называет владельцем Лукарева (С. 96), а 1891 г. - Корчевскую.

Адресная книга 1893 г. называет владелицей уже Фанни Ивановну Циглер (О. 1. Стб. 24), Впб на 1894 сообщает, что она живет на Екатеригофском, 89, и там же живет Карл Карлович Циглер (О. 1. Стб. 282. О. 3. С. 254).

В ВПб на 1896 их фамилия названа уже полностью - Циглер-фон-Шафгаузен, и они показаны живущими на Б. Подъяческой, 1-3 (О. IV. Стб. 230. О. 3. С. 336).

В ВПб на 1899 владелица еще Ф. И. Циглер (О. IV. Стб. 298), а в ВПб на 1901 уже Федор Иванович Ротин пот. поч. гр.. 1 г. купец, живущий на Ковенском, 28, содержащий меблированные комнаты, член Прибалтийского православного братства и Высоч. учрежденного комитета для разбора и призрения нищих (О. IV. Стб. 289; О. 3. С. 496).

ВПг на 1917 называет владельцем обоих домов Анатолия Федоровича Ротина, пот. поч. гр. (О. IV. Стб. 301; О. 3. С. 589).

(добавил Liz)

 

Исторически этот участок составлял с соседним (Б. Подьяческая ул., 3) единое домовладение (так было, по меньшей мере, уже в 1822 г. - см. текст публикации выше). Два эти участка на "Подробном плане Санкт-Петербурга 1828 г. генерал майора Шуберта".

 

На обоих участках показаны каменные строения, причем угловой дом имеет примерно такие же очертания плана, как сейчас.

 

История строительства на этих двух участках, начиная с 1836 г., отражена в деле:

Чертежи дома на участке, принадлежавшем Злобину, Лукареву, Ф. Страубе, Ф. И. Циглер, Ф. И. Ротину по наб. Екатерининского кан., 84 и Б.Подъяческой ул., 1-3 Крайние даты документов: 1836–1902 Количество листов: 87 

ЦГИА СПб. Фонд 513. Опись 102. Дело 9740

О том, что в середине XIX в. оба участка принадлежали одному и тому же владельцу - купцу Злобину (имя и отчество не указаны), свидетельствует, в частности, генеральный план 1851 г. (лист 9-10).

Наиболее ранние данные в этом деле, относящиеся к 1836 г., касаются дома по Б. Подьяческой ул., 3.  Что же касается данного дома, то самое раннее изображение его фасада (вместе с фасадом соседнего дома) относится только к 1872 г. (лист 47-50; чертеж выполнен по случаю переделки одного из окон в дверь, в остальном чертеж можно считать фиксационным).

 

В 1892 г. владелицей обоих домов была Фанни Ивановна Циглер, для которой в них были выполнены переделки по проекту архитектора К. К. Циглера фон Шафгаузена - очевидно, мужа владелицы. Генеральный план с подписью К. Циглера и разрешение на строительство от 22 мая 1892 г. (две стороны листа 64). 

Разрешение дано на "надстройку 3-го этажа над частью каменного надворного флигеля, показанного на плане двора под лит. F, надстройку 4-го этажа над частями каменного лицевого дома лит. А и В, устройство четырех новых каменных лестниц лит. С, С', D и Е [обозначения С' нет - есть дважды повторенное обозначение С - S.P.], 3-хэтажную каменную пристройку лит. g, постройку новых каменных служб на месте под лит. Н, устройство нового проезда между двумя дворами владелицы и прочие строительные работы по перестройке и ремонту дома, показанные на детальных чертежах".

Фасады по Большой Подъяческой улице и по набережной Екатерининского канала (лист 69-74).

 

Итак, теперь дом 3 (лит. А на генеральном плане) был надстроен на один этаж. А среди "прочих строительных работ" - частичное изменение отделки фасадов углового дома. Архитектор смягчает ставший старомодным классицистический характер фасадов, приближает его к эклектике: отделывает центральный ризалит по Большой Подьяческой, срезанный угол и отчасти фасад по набережной в формах, напоминающих "стиль Людовика XVI".

 

См. фотографии 1949 г. - фасад по Большой Подьяческой улице и вид с угла (ЦГАКФФД Гр 71347, Гр 71348)

В реальности была осуществлена только небольшая часть задуманного: появились рустованные лопатки на срезанном углу.

 

А несколько позже появления этих фотографий и рустованные лопатки были удалены. Фотография К. В. Овчинникова, 9 июня 1976 г. (ЦГАКФФД Ар 225562). Вряд ли это была реставрация - дом не считался памятником архитектуры; скорее всего, лопатки были ободраны при ремонте. А в конце XX или начале XXI в. произошла еще одна утрата - исчез нижний балкон.

(добавил S.P.)

 

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2014.

  • фото
  • фото

    Фасад по кан. Грибоедова.
    Фото - Blackadder, 2008.

  • фото
  • фото

    Фасад по Большой
    Подьяческой ул.
    Фото - С. Васильев, 2009.

  • фото
  • фото

    Фото - ОляК, 2010.

  • фото

    Фото - Наталия, 08.2018.

  • фото

    Фото -
    Galina Vabishchevich, 2009.

В этом доме в 1896-1902 гг. жил архитектор К.  К. Циглер фон Шафгаузен  (Адресная книга города С-Петербурга на 1897 г. ч. II.

С. 1132, на 1898 г. С. 1120. на 1899 г. С. 959, на 1900 г. С. 1006, на 1901 г. С. 1069, на 1902 г. С.1035)

 

          Карл Карлович Циглер фон Шафгаузен  (1826 С--Петербург - 19. 10. 1906.);  АХ (1848), академик                        архитектуры (1855).   (добавил Val 39)

 

 

1988: Ленинградское производственное швейное объединение Леншвейпрома «Трибуна». Учительская, 23.

         Участки: Б. Подъяческая ул., 1; Ср. Подъяческая, 1, пр. Стачек, 74   ([125]. С. 330)

          В низком 1-м этаже д. 1, в угловой части и вдоль набережной канала, много лет шили бюстгалтеры. В 1960-х это

          уже было, исчезло в начале 1990-х.

  • фото

    Фото - Ладада .

  • фото

    Фото - ОляК, 2010.

  • фото

    Фото - Vladimir-2013, 09.2015.

  • фото

    От арки во двор
    дома 3. Справа -
    Б. Подьяческая,
    прямо - канал

  • фото

    Арка на
    Б. Подъяческую

  • фото

    В сторону двора
    дома 3
    Слева -
    Б. Подъяческая

  • фото

    Арка во двор дома 3

  • фото
  • фото

    В арке - в сторону
    двора дома 3

  • фото

    В сторону двора
    дома 1

  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 08.2019.

  • фото

    Справа крыло по каналу.
    Слева лк №3

  • фото

    В сторону канала.

  • фото

    Слева Большая Подьяческая
    Фото - Виктор М, 10.2021.

  • фото

    Парадная по
    Большой Подьяческой ул.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Роман Халиков
    2010.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Роман Халиков 2010

  • фото

    Кадр из фильма
    "Идиот" 1958ю
    (добавил Den)

  • фото

    Лестница в арке
    между дворами

  • фото
  • фото

    Фото - Vladimir-2013, 09.2015.

  • фото

    Парадная № 3. Во дворе
    (после арки направо)
    в самом конце слева.
    Фото Олега Еверзова, 05.2019

  • фото
  • фото
  • фото

    (добавил Виктор М)

  • фото

    В дворовом корпусе
    примыкающем к кор.
    по каналу, ближе к углу

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия,
    08.2019.

  • фото

    Лестница №3

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Лестница №7.
    Вход из арки
    между дворами
    Фото - Виктор М,
    15.10.2021.

49 комментариев
10265 просмотров
Добавил: Blackadder, 7 Ноября 2008, 16:42
Редактировано: 3 Сентября 2023, 20:11
Оцените:
(20 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house2384.html' target='_blank'>Дом В. А. Злобина на Citywalls.ru</a>
Всего 49 комментариев
  • Сегодня в 13:35
    Ответ на "24.12.2009 - foto.ru" от V_Malyj

     Интересно, что на этом фото, датированном 24.12.2009, под жёлтым навесом всё ещё окно. 

     

    А на Яндекс-панораме 2009 г., сделанной в более тёплое время, там уже явно дверь прособачена (или восстановлена из заложенной.

     

    Так что датировка 24.12.2009 - это время размещения снимка на том интернет-ресурсе. 

     

    Терзают меня смутные сомнения, что паликмахтерская где-то об то время и заняла пустующие помещения, покинутые кафешкой.

     

    Одновременно мы выяснили, что входа с улицы тут не было. Откуда же могли заходить в эту "коммерческую недвижимость" с полуподвальными окнами до 2009 г.? Из подворотни или со двора? 

  • Сегодня в 19:02
    Ответ на "Интересно, что на этом фото, датированном 24.12.20" от Galina Vabishchevich

     Это была дверь. Сейчас смотрю и сама удивляюсь, но, тем не менее, это так. Все годы, что они были здесь, ходила только к ним. И этот навесик они  делали, и потом красили.

    Посмотрела свои более поздние фотографии - да, действительно дверь появилась не сразу. Видимо, прорубали летом, когда меня не было. Но там, конечно, есть вход со двора, ведь с улицы дверь на лестницу правее ворот.

  • Сегодня в 19:04

    Окна на улицу

     

    Два хорошо обученных богатыря с трудом протиснули в двери квартиры мощное кресло и меня с выставленной пистолетом загипсованной ногой. Потом, с еще большим трудом, виляя на повороте между книжными стеллажами и пианино, ввезли меня в комнату и раскланялись, пожелав скорейшего выздоровления. Сидя уже в обычном инвалидном кресле, я глянула в окна, увидела на другой стороне улицы привычные домики, на которые любуюсь уже много лет, и что-то зашебаршилось в голове, какие-то смутные зашевелились воспоминания невесть о чем. Но о чем? Как-то это не давало покоя и только через несколько дней воспоминание наконец раскрутилось: конечно же, мысли были о Хичкоке, о книге "Окно во двор" и фильме. В книге загипсованный полицейский не знает, куда девать себя от скуки, и, глазея в окна напротив, нечаянно раскрывает убийство и чуть сам не оказывается убитым разоблаченным им убийцей. В фильме обстоятельства и детали несколько изменены, но сам фильм местами довольно страшный. Плюс колорит 50-х: юбки солнце-клеш, менингитки и прочие штуки.

    Хочется думать, что у домиков на Подъяческой бурная жизнь в прошлом. О совсем давнем времени, которое я не застала не только здесь, но и вообще на свете, напоминают остатки трубы буржуйки, врезанной когда-то в одно из окон напротив да так и оставшейся в назидание потомкам. Глядя на нее в начале 90-х, я всерьез задумывалась. где буду заказывать такую же, если совсем уж жизнь припрет. А на это тогда было очень похоже. Позднее, ближе к концу 90-х, какое-то таинственное заведение поселилось в том же доме и существовало здесь больше двадцати лет. Мы считали, что это чей-то общак, на большее нашей убогой фантазии не хватало. Подъезжавшие посетители звонили в неприметный звонок на двери без вывески, охранник, без формы, прежде чем впустить, быстро смотрел по сторонам и так же смотрел, когда выпускал посетителя. Подъезжали только мужчины, женщин, даже и в машине, не было видно. В первое время наше воображение волновало заметное число инвалидов, но все они были довольно молодые и крепкие на вид. Съехало заведение года два-три назад, оставив на память о себе камеру наблюдения над воротами, направленную на неброского вида дверь, и так и не поднятые ни разу металлические шторы. Когда всё это только устраивалось, в дверь удалось заглянуть: за ней были маленькие окошечки в длинной стене, какие устраивали тогда в обменниках. Вот что мы должны были думать, а?

    В 2000-х оба дома расселили, не тронув тех, кто был за дверью под камерой, говорили, что на этом месте будут строить гостиницу. Мы приуныли было, но тут случился кризис (2008 год), и этот проект не состоялся, а потом появился закон, по которому в центре не так-то просто стало сносить дома, тем более те, которые уже были признаны памятниками, а эти два домика, сохранившие в основном свои фасады 1830-х годов, таковыми были.

    Но природа не терпит, как известно, пустоты. Однажды проснувшись и выглянув в окно, мы увидели, что весь тротуар напротив завален свернутыми тюфяками и узлами, возле которых стояли женщины восточного вида и множество их детей. Поминутно подъезжали маленькие грузовички и фургоны, из которых восточные мужчины выносили ржавые холодильники и то, что когда-то называли домашним скарбом. За немытыми несколько лет окнами загорелись лампочки, свисавшие на голых проводах, в комнатах с двумя и тремя окнами натянули веревки, повесили на них простыни-перегородки, и началась жизнь, какой этот дом не видел прежде. В низкой подворотне теперь всегда стояло несколько человек, летом мужчины были одеты очень непринужденно. Некоторые сидели вдоль фасада на корточках. Особенно жизнь в подворотне и перед ней оживлялась в душные летние ночи, когда не было, наверное, никаких сил находиться в тесных комнатах.

    Продолжение следует.

  • Сегодня в 19:06

    Продолжение.

    Как-то среди ночи проснулись от диких криков и странно звучавшего мата. Из подворотни все выбегала и выбегала толпа смуглых мужиков в одних трусах, центральную часть которых они пытались прикрыть руками. Унеслись куда-то в сторону Садовой, у ворот долго толпились их тоже не слишком одетые жены и подруги. Воротились очень возбужденные, но что там произошло, сколько я ни умирала от любопытства, осталось загадкой.

    В любое время года и суток кто-нибудь из молодых парней стоял у края подворотни и крутил головой туда-сюда. Мимо то и дело проезжали машины, лишь слегка сбавляя ход, парень кидался к водителю, вроде бы пожимал ему руку, и машина ехала дальше. Однажды увидев это, я на всякий случай стала переходить улицу не у себя под окнами, как привыкла, а на углу по переходу. Эта жизнь тоже кончилась, как и всякая другая. Случилось это в 2014 году. Похоже, нашим соседям дали на сборы 24 часа, во всяком случае, их исход продолжался немногим дольше. Машины отъезжали от дома одна за одной, и не совсем кстати вспомнился рассказ, который когда-то мы слышали в доме на Пряжке от одной из соседок Александра Блока - о том, как зимой 1935 года, после убийства Кирова, из их дома было выслано много народу, она так и говорила: "Машины отъезжали одна за одной". С тех пор жизнь в домах напротив тянется однообразно, живут там разные люди, и гости с юга, и бледнолицые соотечественники, простыней не видно, но лампочки по-прежнему болтаются на голых проводах. Много пустых комнат, в одну из них, с тремя окнами и печью в углу, одно время приходили девушки, приносили с собой настольную лампу и делали при ее свете разные упражнения, и тени их летали по стенам.

    Теперь, когда никаких ярких событий за нашими окнами не происходит, остается любоваться тем, что так восхитило меня, когда мы переехали сюда 30 лет назад - фасадами домов, очень изящными, хотя сами дома порядком разрушены и загажены за сто с лишним лет. В первую же зиму влюбилась в их вид, когда на сандрики над их окнами узкими полосками лег снег. Нынче этой радости не было.

    Светло-зеленый дом был построен в 1836 году, фасад его прямо так и говорит про 1830-е годы. Он незатейлив, казалось бы, но тонкий расчет и умелая рука позволили мастеру создать совершенную, гармоничную картину. По сторонам едва заметные выступы с балконами - казалось бы, ну зачем они, эти плоские выступы, что в них? А вы представьте, что их нет, что тогда? Тогда и весь дом был бы плоским и скучным. Вот сегодня был солнечный день и сколько теней от разных деталей фасада лежало на стене, постепенно меняя свои очертания, одни укорачивались, другие удлинялись. На балконах сохранились первоначальные кованые решетки - настоящая ручная работа, некоторые линии немного неровные, что только придает решеткам очарования, да и рисунок такой не часто встретишь. Над двумя окнами по сторонам ворот простые веночки - и снова, ну, что в них, казалось бы? А если представить, что их нет? Вот то-то. Ну, и на втором этаже, с самыми дорогими квартирами, над всеми окнами прямые сандрики на кронштейнах. Казалось бы, почему все одинаковые, никакого разнообразия? А для гармонии вполне достаточно того, что есть, все остальное было бы лишним.

    Когда-то трехэтажный дом заканчивался широким карнизом, он сохранился, но в 1890-х годах академик архитектуры К.К. Циглер фон Шафгаузен, муж хозяйки, не удержался от соблазна и бездарно надстроил дом. Что же обижаться на толстопузых купцов или подневольных советских архитекторов, творивших такое, когда известный архитектор. академик... Эх, да что говорить.

    Соседний угловой дом, который одним боком выходит на канал, хотя и не так красив, но от того не менее интересен. Он был построен, в один или в два этажа, не позднее 1790-х годов. Тогда его владельцем был купец Барбазан. Возможно, этот тот Абросим Барбазан, которому принадлежал и дом на углу Невского и Владимирского, в котором, много раз перестроенном, был потом "Сайгон". Позднее здешний угловой дом кто-то перестраивал, надстраивал, а в 1830-е годы хозяином здесь стал купец Злобин. При нем построили нынешний светло-зеленый дом, а у желтого, углового, украсили окна 2-го этажа, как и в соседнем доме, сандриками. Окна первого этажа, ушедшего в землю, и третьего остались такими, какими были созданы в разные годы - более ранние нижние отделаны "ушками", несколько более поздние верхние обрамлены углублениями. Такой вот учебник по истории убранства окон стоит тут у нас. Забавно и трогательно.

    Нижний балкон на широко срезанном углу исчез еще в 1990-е. Решетка на нем была такая же, как на верхнем, очень характерная для своего времени, более затейливые решетки стали делать значительно позднее. Но знали бы вы, какая там разруха царит на старинной лестнице со сводами. Да и фасад прекрасный за тридцать лет ремонтировали лишь однажды. На канатах сверху спустились молодые парни, совсем не похожие на ремонтников, и, даже не счищая осыпающуюся штукатурку и краску, покрасили поверх них фасады в веселенькие тона. Кажется, за день тогда управились с двумя фасадами, стахановцы. Можно себе представить, как всё это выглядело на бумаге.

    Всюду беда и утраты,

    Что тебя ждет впереди? ...

    Да страшно представить, что ждет - и эти дома, и город, и нас всех. 

     

    Февраль 2020.

  • Сегодня в 19:32

    Окна на улицу - 2 (фрагмент).

     

    Красивые дома, федеральные памятники. Давно расселены, с тех пор не один раз съезжали оттуда постояльцы и другие заселялись вновь. Каждый раз схема новая. Теперь в обычное время народу там живет немного, но в выходные дни дома набиваются битком, калитка в воротах брякает поминутно, люди входят и выходят поодиночке и толпами, с детьми всех возрастов, с мелкими собачонками. Какой-то у них там постоялый двор с элементами погружения то ли в Петербург Достоевского, то ли прямо в Крестовского. Живут временные постояльцы все больше в комнатах окнами во двор, где помойные баки, разбитый асфальт и руинированные лестницы, с разбитыми ступенями, с почти уже осыпавшимися стенами. Что там в квартирах не представляю, но людям, похоже, нравится: недорого и масса впечатлений, за которые другие платят немалые деньги. Здесь можно снимать любое кино - хоть про падение Берлина, хоть про Вяземскую лавру.

    А в будни, когда темнеет, народ выходит подышать на улицу. Кажется, поставь лавочки, и пейзаж обретет свою законченность. Но лавочек нет, поэтому дядьки садятся прямо на откосы окон первого этажа. Вон сидит один - в трусах, второй час разговаривает по телефону. Слов не разберу, похоже, гость с юга. Другой просто глядит в свой телефон, не шевелится. Ночь, улица, фонарь. Обе аптеки на Вознесенском давно закрылись.Полчаса, отведенные ночи, прошли, одна заря сменила другую. Прохлада, легкий ветерок, под окнами никого. 

     

     

    Июль 2021.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32728
Готовится: 86
Посетители
Гостей: 776
Всего сегодня: 484917