Публикация

Дворец Петра III

Здание на карте
фото
Архитекторы: Ринальди А.
Год постройки: 1758-1762
Стиль: Барокко

Дворец Петра III

Ломоносов, Верхний парк, 2 лит А

Пам. арх. (федеральн.)

1758-1760 - арх. Ринальди А. - строительство

1760-1762 - внутренняя отделка

1950-1953 - арх. Плотников М. М. - реставрация  (Постановление...)

 

       см. Дворцово-парковый ансамбль Ораниенбаума

 

В 1743 г. имп. Елизавета Петровна назначила своим наследником Петра Федоровича и подарила ему бывшую меншиковскую усадьбу. В 1756-1762 гг. по проекту "каменных дел мастера" Мартина Гофмана на восточной стороне Дворцового пруда была сооружена "потешная" крепость Петерштадт, Одновременно шло и строительство дворца Петра III, размещенного на территории крепости. Между Петровским дворцом и Почетными воротами был пятиугольный Арсенальный двор (плац), мощеный булыжником.  На его месте первоначально располагалась "миниатюрная" пятибастионная крепость "Святого Петра" (1756). От крепости Петерштадт сохранились только дворец Петра III и Почетные ворота. 

 

Дворец Петра III и въездный Почетные ворота с флюгером возведены арх. А. Ринальди в 1757-1760 гг. Внутренняя отделка дворца проводилась в 1760-1762 гг. В строительстве и оформлении дворца вместе с А. Ринальди принимали участие каменных дел мастер Михаил Кьеза, каменотес Никита Петров, подмастерья Эрих Гампус, Василий Петров, Дмитрий Головка, Василий Зотиков.

Архитектурный облик дворца сохранился до наших дней. Дворец Петра III - небольшое, двухэтажное, почти кубическое здание, увенчанное балюстрадой. В основе плана здания - квадрат со срезанным дугой углом. Превый этаж на невысоком гранитном цоколе рустован горизонтальными полосами. Прямоугольные окна обрамлены слегка профилированными наличниками и завершены прямоугольными карнизами. Второй этаж оформлен более парадно. Высокие окна-двери защищены ажурными кованными решетками, в нишах установлены бюсты.

 

Размеры и сдержанная внешняя отделка дворца Петра III носит характер интимной загородной резиденции, не предназначенной для торжественных приемов и церемоний. В XVIII  в. этот дворец называли "Каменный дом".

Дворец Петра III можно рассматривать как постройку переходного периода, в котором декоративные элементы рококо сочетаются со строгими чертами раннего классицизма.

 

18 февраля 1762 г. имп. Петр III подписал в Ораниенбауме знаменитый манифест "о вольности дворянской". Однако пожить в новом дворце императору не удалось: в последний раз Петр III побывал в крепости на обеде с приближенными 24 июня 1762 г., за четыре дня до дворцового переворота 28 июня 1762 г..

  • фото

    1. Открытка.
    1905 г. [170]

  • фото

    2. Открытка.
    после 1910 г. [170]

  • фото

    План 1-го и 2-го этажей.
    А. Ринальди. ([201].C.92)
    Обмерный чертеж 1900 г.

  • фото

    Фото - Величко М.А.
    нач. 1950-х ? [169]

  • фото

В первые десятилетия царстования новая императрица Екатерина II поддерживала крепость в хорошем состоянии, демонстрируя ее своим гостям.

Но уже в 1783 г. в бывшем дворце разместилось уездное казначенйство со складом денег. В хоодные зимы владельцы держали на парадной лестнице скот.
В 1792-1796 гг. дворец принадлежал Морскому ведомству. А в 1798 г. вел. кн. Александр Павлович распорядился продать обывателям все обветшавшие деревянные постройки крепости.

О конкретном бытовом использовании Петровского дворца последними владельцами почти ничего не известно.

На открытке (Фото 2) видны несохранившиеся металлические ворота, преграждающие путь к дворцу для рядовых посетитетелей в начале ХХ в., и тенты-маркизы на окнах второго этажа.

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary
    02.2012.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 07.2006.

  • фото

    Фото - d7161
    21.07.2012.

  • фото

    Скамья.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 07.2006.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    Наталия,
    10.2018.

В XVIII в. дворец имел богатое внутреннее убранство.

 

Комнаты первого этажа не имеют декоративного убранства, В XVIII в. они были служебными помещениями.
Дворцовые помещения второго этажа - Передняя, Буфетная, Картинный зал, Кабинет, Опочивальня и Будуар - украшены лепкой, резьбой, росписями по лаку, картинами, шелком. От первоначальной отделки дворца сохранились лаки, лепные потолоки, детали наборного паркетаи отделка стены в Буфетной.
На второй этаж ведет винтоообразная лестница с массивными ступенями из "дикого камня" (гранита). С ее площадки, украшенной чугунной решеткой, ведет дверь в Переднюю, от которой по периметру расположены все помещения дворца.


Центральное помещение дворца - Картинный зал. Отделку его стен составляют картины в шпалерной развеске. Плоскость стены заполняют 63 (58?) картины западноевропейских школ XVII-XVIII вв., разделенные серебряным багетом. Интерьер был осуществлен в 1762 г. акад. Я. Штелиным и худ. К. Пфанцельтом, по проекту Ринальди. В 1961-1962 гг. отделка зала была восстановлена с соблюдением размещения картин по чертежам XVIII в. В 1953 г. восстановлена лепнина потолка и камина.
Самая маленькая из шести комнат - Буфетная. Здесь сохранилось убранство восточной стены. В декоративную композицию Буфетной включен фарфор XVIII в.

Уникальной отделкой Большого зала, Кабинета и Опочивальни являются лаковые росписи. Они выполнены крепостным художников Федором Власовым и "лакирным" учеником Якимом Герасимовым, очевидно, по рисункам худ. Федора Данилова. в стиле китайской живописи. 218 декоративных композиций (фигуры людей, бытовые сценки, архитектура, природа) размещены на панелях, дверях и дверных проемах (площадь живописи 72 кв. м). В Спальне и Будуаре стилизованная живопись выполнена золотом и серебром на коричнево-красном фоне, в Зале и Кабинете - на темно-зеленом. Китайскую живопись подолняет резьба панелей и дверных проемов. Резьбу выполняли Дмитрий Михайлов, Павел Дурноглазов, Дмитрий Иванов и Семен Фирсов. Посеребренные деревянные кронштейны Будуара и резьбу ореховых панелей стен (1880-е) выполнены ими. Орнаменты золотили П. Аникеев, И. Половский, В. Блинов.
Сохранилась лепка потолков в Кабинете, Спальне и Будуаре, в частности медальон с вензелем PF. По падугам в Будуаре изображены сцены из жизни Петерштдта.

Большой зал играл роль и парадной приемной, и столовой. Он размещался между Кабинетом и Буфетной, Спальня и Будуар несколько обособлены.
В пяти комнатах (кроме Картинного зала) стены были затянуты дорогими тканями, утраченными в XIX в. Стены Будуара были обиянуты голубым атласом с вышмвкой винелью (ворсистым шелком).
Местоположение деревянной потайной лестницы отмечено снаружи световым фонарем цилиндрической формы с остекленным верхом.

([204],  [201]. С. 93-99, Mary)

  • фото

    Большой зал.

  • фото

    Кабинет.

  • фото

    Кабинет.

  • фото

    Спальня.

  • фото

    Спальня.
    Лепнина потолка.

  • фото

    Спальня.

  • фото

    Спальня. Коллекция
    китайского
    резного камня.

  • фото

    Будуар.

  • фото

    Буфетная.

  • фото

    Кабинет. Росписи панелей.
    Фото - Величко М.А.
    нач. 1950-х ? [169]

В 1930-х гг. в пустовавшем дворце разместили коммунальные квартиры. 

В годы Великой Отечественной войны на территории Ораниенбаума не было военных действий, но в результате 29-месячной блокады, артобстрелов и бомбежек дворец Петра II значительно пострадал.


В послевоенные годы во дворцах и парках Ломоносова начались восстановительные работы. Они велись силами Специальных научно-реставрационных производственных мастерских под наблюдением арх. К. Д. Халтурина.
В 1953-1954 гг. был возрожден облик дворца Петра III, реставрированы его интерьеры - лепка, плафоны, резьба, раковые росписи. Картиный зал дворца еще в конце XVIII в. утрати свой первоначальный облик. Картины стен не сохранились. Чертежи XVIII в. исполненные акад. Я. Штелиным позволили воссоздать Картинный зал.
В связи с реставрацией дворца, проведено и благоустройство этого района. У здания были срыты остатки старого земляного вала "потешной" крепости Петерштадт, на их месте разбиты цветники, по границе участка высажены декоративные кустарники, установлена мраморная скульптура XVIII в. - "Амур" и "Амур и Психея" (копии античных оригиналов).

 

К 1953 г. дворец Петра III был превращен в музей, в нем разместилась экспозиция декоративно-прикладного искусства "братского Китая".

Ныне здесь расположен музей Дворец Петра III. На первом этаже размещена выставка по истории дворцово-паркового ансамбля Ораниенбаума (были при советской власти).

([201]. С. 15-18, 93-99   [169]. С. 40,   [170]. С. 64-66),  Mary)

  • фото

    Фото - d7161, 21.07.2012.

4 комментария
10681 просмотр
Добавил: Mary, 12 Марта 2013, 11:49
Редактировано: 24 Октября 2018, 01:24
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house23412.html' target='_blank'>Дворец Петра III на Citywalls.ru</a>
Всего 4 комментария
  • 12 Марта 2013, 15:36

    Дворец Петра III
    1758-1762 - арх. Ринальди А.; 1950-1953 - арх. Плотников М.М (реставрация)
      город Ломоносов, Верхний парк, дом 2, литера А

    Памятник федерального значения
    Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001

  • 12 Марта 2013, 22:04

    Послал фотографии

  • 16 Марта 2013, 13:33

    а куда пропали все тексты ?  кто редактировал публ.?

  • 27 Июня 2024, 22:01

    Наталия ещё в 2018  разместила фото памятника Петру III.

    Его как раз в мае того года и поставили около дворца.

    Автор — скульптор А. Таратынов.

     

    Кстати, а вроде было некое постановление о запрете новых памятников на территории федеральных памятников культуры.

    Полагаю, что весь Ораниенбаумский парк — федеральный памятник...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 7574