Собор свт. Николая Чудотворца Пам. арх. елизаветинского барокко
Пам. арх.(фдер.)
1753-1762 - арх. Чевакинский С. И.
История собора
1730-е - часовня
1733 - полотняная церковь у Синего моста
1743 - отдельная деревянная церковь - автор не установлен - существовала до 1761 г
1753-1762 - арх. Чевакинский Савва Иванович - Морской собор, строительство вместе с арх. М. А. Башмаковым
1756-1759, колокольня, арх. Чевакинский Савва Иванович, (была легенда о возможном участии В. И. Баженова)
1759 - садик при церкви - арх. Чевакинский Савва Иванович
1830 - в барабане написаны евангелисты.
1845 - заменены царские врата в нижнем храме.
1862 - Карпов Григорий Иванович - переделка на каменные лестниц в верхний храм. ([99] С. 152)
1866 - Карпов Григорий Иванович - Тихвинская часовня (в нижнем этаже церковного дома в юго-восточном углу (не сохран.) ([99] С. 153)
1868-1869 - Карпов Григорий Иванович - северная Александровская часовня - в память спасения Александра II при покушении в Париже 25 мая 1867 г. (не сохран.) ([99] С. 152)
1808 - собор становится приходским храмом - моряки остались без церкви.
Морские адмиралтейские служители с 1730-х г. были поселены на левом берегу реки Мойки, начиная от Синего моста, вниз по течению этой реки, в так называемых морских казармах или светлицах. Сосредоточием этих поселений в административном отношении был так называемый корабельный или морской полковой двор близ Синего моста, на том месте, где ныне дома американской компании и государственного контроля. На этом дворе устроена была часовня во имя св. Николая Чудотворца, в которой в 1730 г. служил присланный из св. Синода иеромонах Август. В 1733 г. вместо этой часовни построена была полотняная церковь во имя того же святителя. Вот, что говорит об этой церкви свидетельствовавший и освящавший ее член св. Синода, московского Благовещенского собора протопресвитер Иоанн Семенов: « в первой светлице, где быть алтарю и церкви, длины 4 саж. с аршином, в другой светлице, которая может быть за трапезу, две саж. с половиной, между ними (т.е. двумя светлицами) сени в одну саж. с аршином, а в поперечнике обе оные светлицы и сени имеют по 4 саж.) После пожара в соборной церкви Исаакия Далматского в апреле 1735 г. мирские службы проводились в этой церкви до 21 сентября 1735 г., т.е. до дня освящения устроенного в возобновленной Исаакиевской церкви, на левой стороне, предельного алтаря.
По Высочайше утвержденному 20 апреля 1738 г. плану всех, принадлежащих адмиралтейству, мест, на правой стороне глухой речки (ныне Екатерининского канала) вниз по течению ее, начиная от Вознесенского моста до нынешнего Крюкова канала, построены были вместо обветшавших казарм, новые светлицы для морских служителей числом 71. В западной оконечности этих светлиц , именно на левом берегу нынешнего Крюкова канала, построена была в 1743 г., вместо прежней, бывшего у Синего моста, полотняной церкви, другая, деревянная церковь во имя того же святителя. Церковь эта была особым зданием и находилась против того плаца, на котором ныне стоит Никольский собор, и не в дальнем от этого плаца расстоянии, на том самом месте, полагаем мы, где ныне находится дом графа Цуката и пустопорожнее место капиталиста Флейзена. В описании Рубана сказано, что церковь эта была полковая, местная. Т.е. не приходская. Судя по тому, что принадлежавших приходом в этой церкви морских служителей было 3384 чел., кроме их жен и детей, надо полагать, что она была значительной величины. Из плана церкви видно, что средняя часть иконостаса значительно выдвинута была вперед, что и делало алтарь удобным и просторным. Перед выпуклой частью иконостаса устроена была солея сообразно фигуре выпуклости. Купол поддерживался четырьмя столбами. Вход в церковь был с двух сторон – западной и южной. Церковь существовала до начала 1861 г.. т.е. до открытия службы в нижней церкви настоящего собора, когда, вследствие премории адмиралтейств-коллегии, по указанию СПб Духовной консистории, иконостас и прочая утварь перенесены были в имеющиеся при морском шляхетском корпусе палаты.
Еще по высочайше утвержденному 20 апреля 1738 г. плану принадлежащих Адмиралтейской Коллегии в СПб мест назначено было на юг от новопостроенных светлиц морского полкового двора, оставить площадь длиною начиная от означенных светлиц, 110 саж., по направлению к глухой речке, а шириною 130 саж. Согласно этому назначенная площадь и осталась ничем не застроенной до половины прошлого столетия и служила сборным местом для морских служителей. По настоящему делению СПб она находится в 3–м участке Казанской части, у Екатерининского канала, там , где канал , после крутого своего и к югу, принимает западное направление, и, пересекаемый Крюковым каналом, образует род полуострова. В самой средине этой площади стоит Морской Богоявленский Собор.
(Историко-статистические сведения о С.-Петербургской епархии. Выпуск 2-й СПб 1871г., часть II, С. 163-166, 168)
Акварель Б.Патерсена "Садовая улица у Никольского рынка" (1800; Эрмимтаж)
Илья Глазунов. Достоевский. Белая ночь. 1982. Холст, масло.
Константин Кузема. Никольский собор. Акварель
** На фото, вероятно, начала 1950-х, виден деревянный домик, который еще годах в 1980-х стоял в углу Никольского сада, был отделан резьбой. Туалет, который стоит чуть дальше по каналу, еще не построен. На оригинале справа виден забор бывшего дровяного двора Гвардейского экипажа (на месте дома 13 по Крюкову каналу). (Liz)
16 июля 1752 г. императрица Елизавета Петровна подписала указ о возведении взамен обветшавшей деревянной Никольской церкви новой каменной. Разработка проекта нового морского храма была поручена архитектору Адмиралтейств-коллегии Савве Ивановичу Чевакинскому. По преданию, инициаторами постройки были тогдашний президент Адмиралтейств-коллегии М. М. Голицин (младший) и сам Петр Великий. Архивариус А. И. Богданов в своем «Описании Санкт-Петербурга» 1749-1751 г. указывает, что храм построен «по образцу Астраханского собора о пяти главах, о чем от Петра 1 в 1721 году в бытность в Астрахани с означенным генерал-адмиралом рассуждение чинено». Сходство между Астраханским и Петербургским соборами отсутствует, за исключением разве что пятиглавия, однако само «рассуждение» могло произойти. В 1722 г. там же в Астрахани Петр распорядился о постройке морской Богоявленской церкви в Кронштадте, но как в Кронштадте, так и в Петербурге петровский указ был выполнен не скоро. Петербургский Морской собор был выстроен «о пяти главах», что в столице в середине XVIII в. было ещё редкостью. Всю первую половину столетия храмы строились по образцу Петропавловского собора - одноглавые, зального типа, со шпилем на колокольне. Появление во времена Елизаветы Петровны пятиглавых храмов воспринималось как возвращение к русской православной традиции.
Проект и смету собора Чевакинский представил в Адмиралтейств-коллегию 20 мая 1752 г.. Первоначальные чертежи не сохранились, но по последующим описаниям изменений можно предположить, что сначала собор проектировался значительно меньше нынешнего.
После наводнения осенью 1752 г., когда вода затопила место, где предполагалось строительство, проект был изменен и собор стал выше на 2,13 м. Руководил строительством сам архитектор, в помощь ему был дан каменных дел мастер М. А. Башмаков, впоследствии построивший церковь Святых Захария и Елисаветы в Главном Адмиралтействе. Князь Голицын с большим усердием следил за постройкой. Деньги на постройку приказано было взять из "мостовых сумм", которые собирались на мосту через Неву близ Адмиралтейства. Договор на производство работ был заключен с мастером Матвеем Соболевым, крепостным князя М. М. Голицына. Он сам набирал артель рабочих и выполнял все необходимые работы.
В 1756 г. начались работы по наружной отделке храма. По проекту фасады храма были оформлены капителями коринфского ордера, пилястрами, рокайльными наличниками и скульптурой. В тимпанах четырех фронтонов предполагалось сделать «штукатурною работою сияние с облаками и херувимами». Для этой работы Чевакинский рекомендовал лепного мастера Фридриха Партира. Позднее он же делал лепные украшения для интерьеров храма. Сложности вызывало изготовление металлических конструкций для глав собора. Для их заказа архитектор в начале 1757 г. сам лично ездил в Тулу к владельцу железоделательных заводов Прокопию Акинфиевичу Демидову. Тот оказал Чевакинскому всяческую помощь и поддержку. Привезенные из Тулы железные конструкции куполов были поставлены на барабаны, вызолочены мастером Моисеем Сарычевым с помощником Иваном Харитоновым, и к осени 1760 г. на храме были водружены кресты. П. А. Демидовым были исполнены конструкции и вызолочен шпиль колокольни.
Необыкновенное великолепие храма поражает взгляд и ныне. Золоченые главы широко расставленных барабанов видны издалека и производят впечатление праздничности и богатства. При приближении к собору кажется, что объем его словно бы увеличивается. Сложность конфигурации и обилие архитектурных деталей делают его монументальным. Торжественные ряды окон, череда тройных коринфских колонн, ажурные решетки балкончиков, богатство лепнины придают зданию нарядность дворца, подчеркнутую эффектным цветовым сочетанием небесно-голубого и белого.
В 1755 г., когда стены собора только были выведены под крышу, заблаговременно начались работы по подготовке к оформлению интерьеров. К этому времени Чевакинским были сделаны эскизы иконостасов и составлен перечень необходимых икон. Работы производились по верхней и нижней церквям отдельно.
Иконы были написаны братьями Федотом и Миной Колокольниковыми, крепостными художниками.Федот Лукич Колокольников написал иконы для верхнего храма. Мина Колокольников был приглашен для написания образов для иконостаса нижнего храма. Иконы написаны на досках в стиле, характерном для убранства петербургских храмов XVIII в., и являются типичным примером соединения приемов иконописи с со светской западноевропейской живописью. Размещение их в иконостасе несет конкретную символическую нагрузку. Резные иконостасы для верхнего и нижнего храмов были изготовлены группой адмиралтейских резчиков по эскизам Чевакинского, утвержденным в 1755 г. Основную работу выполнили резной подмастерье Игнатий Канаев и столярный мастер Савелий Никулин. Оба иконостаса решены в едином стиле. Обилие колонн, украшенных гирляндами цветов, каннелюрами, заполненными убегающими вверх ростками, коринфскими капителями, использование мелких архитектурных деталей удачно перекликаются с пышной наружной отделкой храма. Резные киоты для икон выполнены в том же стиле, что и иконостасы. 5 июня 1760 г. Савва Чевакинский рапортовал об окончании работ.
Особенно великолепен верхний храм в честь Богоявления. Многочисленные пилоны, делящие храм на семь нефов различной длинны, создают эффектные перспективы, прихотливый повтор которых отвечает внешнему облику здания. Свет, льющийся из высоких окон и центрального купола равномерно рассеивается по интерьеру и дает мягкие блики на золоченой резьбе киотов. Иконостас верхнего храма поражает своей красотой и парадностью, а изящные пропорции колонн подчеркивают общее устремление ввысь. Резные Царские врата напоминают золотое кружево. Во время богослужения они отворяются, и взору молящихся предстает золоченая резная напрестольная сень - сверкающие позолотой витые парные коринфские колонны поддерживают навершие, украшенное сложным орнаментом, головками херувимов, ниспадающими складками золотой драпировки. В центре храма, напротив иконостаса, на ближайшем северном столбе установлена высокая проповедническая кафедра, с которой в старые времена зачитывали царские указы и объявления о победах русского флота. У южного столба устроено «царское место», украшенное золотой резьбой и обитое темно-малиновым бархатом с позументом. Здесь часто бывали русские цари и царицы. Над ним, в парусах центрального барабана вместо традиционных четырех Евангелистов помещены Российский Императорский герб, поддерживаемый ангелами - в северо-восточном и юго-западном, и вензель Елизаветы Петровны «Е 1» - в юго-восточном и северо-западном.
Одновременно со строительством собора неподалеку от него возводилась колокольня. Место для нее было выбрано строго на запад по центральной оси храма. Расстояние же определялось, по всей видимости, предполагаемой линией Крюкова канала. К 1750-м гг. канал был прорыт только на участке между Невой и Мойкой, но мысль о его продолжении уже неоднократно обсуждалась. На участке перед собором канал был прорыт только в 1780-е годы, то есть через 20 лет после окончания строительства, но кажется, что архитектор заранее видел удивительный эффект сочетания водной глади и устремленной ввысь колокольни. Подряд был заключен в мае 1756 г. с мастером Алексеем Козминым, но артель Козмина проработала недолго. 26 июня в протоколе Адмиралтейств-коллегии звписано, что набив несколько свай, артельщики отказались работать. Тогда спешно были набраны добровольцы из Морсой корабельной команды, и уже к 28 августа Чевакинский смог доложить, что основные работы по закладке фундамента сделаны. Продолжил сооружение колокольни тот же Матвей Соболев. В 1758 г. колокольня была завершена и оштукатурена. Тогда же были подняты колокола и установлены часы с курантами. Отливали колокола в Москве, на заводе купца С. Г. Мозжухина. На Никольской колокольне был собран один из лучших колокольных наборов столицы - 13 колоколов. В курантах действовало 9 колоколов. В настоящее время на колокольне полностью используется механический звон.
Нижний храм во имя Святителя Николая Чудотворца был освящен в царствование Елизаветы Петровны 5 декабря 1760 г., накануне храмового праздника. В тот же день освящен правый придел нижнего храма в честь Усекновения главы Святого Иоанна Предтечи. При Екатерине II 20 июля 1762 г. состоялось освящение верхнего храма в честь Богоявления и нижнего левого придела во имя прославленного в 1757 г. Святителя Дмитрия Ростовского.
В 1845 г. в нижнем храме были заменены Царские врата главного иконостаса. Их сделали «по тому же рисунку, какой настоящие имеют, с малым токмо изменением меры оных в ширину и высоту». Из позднейших ремонтов в соборе необходимо отметить замену в 1862 г. архитектором Г. И. Карповым деревянных лестниц, ведущих в верхний храм на каменные. Остальные работы были, как правило, крайне незначительны и не изменили облика собора. После перехода храма в Морское ведомство, в 1901 г., в верхней церкви была устроена сохранившаяся до нашего времени Голгофа. В 1909-1910 гг. в церкви было устроено электрическое освещение.
В 1860-е гг. в ограде храма появились две часовни. В прежние времена существовала традиция устанавливать часовню на том месте, где раньше стоял церковный алтарь. Во время строительства домов для причта в 1861-1863 гг. деревянная часовня была разобрана. Взамен нее в в новом доме причта в угловом помещении первого этажа. т.е. на месте бывшей часовни, была устроена новая. освященная, как и прежняя во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Работы велись усердием старосты Василия Сидорова по проекту архитектора Г. И. Карпова.
Вторая часовня. к северу от собора, у входа в церковный садик, была устроена в память спасения императора Александра II от покушения 25 марта 1867 г. в Париже. Средства пожертвовали староста Василий Сидоров и прихожанеФилипп Васильев и Федор Власов. Проект составил архитектор Г. И. Карпов. Закладка состоялась 24 июня 1868 г., 2 ноября 1869 г. часовня была освящена во имя св. князя Александра Невского.
Во время строительства храма, в 1759 г., по предложению генерал-адмирала князя М. М. Голицына Адмиралтейств-коллегия выделила часть своей земли под церковный садик. В июле 1759 г. был утвержен план, начерченный архитектором Чевакинским, и садик обнесен оградой. На хранившемся в соборе плане, составленным в конце XVIII в. архитекторами Перреном и Кребером, показана деревянная ограда на каменном основании с 139 каменными столбами. На территории церковного участка было три чистых пруда - два больших прямоугольной формы в северо-восточной и северо-западной частях и один малый в юго-западной части. позднее пруды засыпали. На плане 1861 г. сохранился только северо-западный пруд, а к 1870-м гг. засыпали и его.
В 1861 г. в южной части церковного участка было решено построить каменные дома со службами для помещения соборного причта. С Высочайшего разрешения были выстроены два одинаковых каменных дома ( см. Никольская пл., 1В и наб. канала Грибоедова, 129) по стилю гармонирующих с собором. Позднее в 1877 г. были выстроены каменные одноэтажные службы. Поскольку дома заняли часть сада, 26 октября 1761 г. Александр II повелел "чтобы остальная во внутренности церковной ограды часть открыта была в виде сада для общей прогулки".
В северной части за оградой собора находилась замощеная булыжником площадь. Она была устроена в 1811 г. В октябре 1873 г. купец Осия тупиков обратился к генерал-губернатору Трепову с просьбой разрешить на месте площади устроить сквер. Все расходы Тупиков брал на себя, с условием. что снятый с площади булыжник он получит в свое распоряжение. Высочайшее распоряжение последоваало 19 июня 1874 г. Городская дума добавила свое условие - обнести садик железной решеткой за счет Тупикова. В апреле 1875 г. сквер был сооружен. Тогда же иимператор одобрил работу и пожелал, чтобы сквер был соединен с церковными садиками и устроен один общий сад. Эти работы тоже были отнесены на счет Тупикова. Собору было разрешено устроить свою ограду лишь вблизи самого храма.
В 1875 г. земли, присоединенные к городскому скверу, были возвращены собору.
В 1908 г. в церковной ограде был установлен памятник офицерам и матросам Гвардейского экипажа, погибшим на эскадренном броненосце «Император Александр III».
В 1904 г. в ограде храма, близ восточных ворот, было выстроено каменное двухэтажное здание для приходского благотворительного общества. Место для постройки было отведено с разрешения генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. Строилось здание по чертежам и на средства гражданского инженера, статского советника Семена Ивановича Андреева, с 1895 г. служившего архитектором собора. В выстроенном здании разместились приют для девочек-сирот и богадельня для старушек.. Общество вспоможения бедным существовало при соборе с 1870 г. и помимо приюта и богадельни имело свою школу и больницу.
(Исакова Е.В., Шкаровский М.В. Никольский "Морской собор и другие морские храмы
Чертежи служб, ограды и колокольни при Морском соборе св.Николая Чудотворца по наб.Екатерининского кан. и наб.Крюкова кан.(наб.Екатерининского кан., 129 и наб.Крюкова кан., 16). 1861–1910. 65л.
Собор в советское время не закрывался, хотя в 1923-1926 гг.из него были изъяты уникальные вещи, а в 1933 г. сняты колокола. В 1941-1999 гг. имел статус кафедрального. В 2000 г. в нижнем ярусе колокольни освящена часовня в честь Рождества Христова. ([95]. С. 59)
Деревянная часовня обозначена на планах 1798 и 1806 гг. в к юго-востоку от каменного собора за церковной оградой, а на плане 1861 г. показана уже в самом углу ограды.
Во время строительства домов для причта в 1861-1863 ггг. деревянная часовня была разобрана. Взамен нее в 1866 г. в новом доме причта, в угловом помещении первого этажа, то есть на месте бывшей часовни, устроена новая, освященная, как и прежняя, в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Работы велись усердием старосты Василия Сидорова по проекту соборного архитектора Григория Ивановича Карпова. <...>
Вторая часовня, к северу от собора, у входа в церковный садик, была устроена в память спасения императора Александра II от покушениня 25 мая 1867 г. в Париже. <...> проект составил Г. И. Карпов. Закладка состоялась 24 июня 1868 г., 2 ноября 1869 она была освящена во имя cв. кн. Александра Невского - небесного покровителя императора.
В церковном саду в 1908 г. в присутствии Вдовствующей Императрицы Марии Феодоровны был открыт гранитный Обелиск в память о погибших при Цусиме на броненосце „Александр III". Обелиск выполнен арх. Я. И. Филатеем по эскизу, предложенному морским офицером кн. Н. С. Путятиным.
В 1973 г. памятник отреставрирован, но отличается от первоначального монумента.
<a href='https://www.citywalls.ru/house2188.html' target='_blank'>Никольский Богоявленский морской собор Собор свт. Николая Чудотворца (начало) на Citywalls.ru</a>
1820-е гг. : Никольский Морской собор - Никольская пл., 3А. Литография К.Беггрова по рис. К.Сабата. (Лит-ра: Комелова Г.Н. Виды Петербурга и окрестностей. - Л., 1961. С.29)
По виду доска похожа на те, что вешали на дома в 1925 году (про разные просоюзы). Интересно бы незнакомые фамилии пробить. Некоторые-то на слуху, улицы были названы и т.п. И по поводу них в саду стоит памятник,похожий на бордюрное ограждение. Любопытно, что уже в путеводителе по Ленинграду 1933 года это захоронение не упоминается, в отличие, скажем, от могил в парке Лесотехнической академии.
По имеющимся сведениям, 25 апреля 1917 года в сквере перед оградой Никольского собора был похоронен матрос Гвардейского экипажа Григорий Иванович Астахов, ценой собственной жизни предотвративший взрыв гранаты, брошенной в ряды демонстрантов. В 1918—1920 гг. рядом с могилой Астахова захоронены революционные деятели, павшие в боях гражданской войны. На месте захоронений были установлены временные памятники из бетона. В 1957 году в ходе реконструкции сквера временные памятники заменены мраморными плитами. В 1977 году вместо мраморных плит установлена существующая ныне гранитная плита с надписью и парапет.
В книге Калинин Б.Н., Юревич П.П. Памятники и мемориальные доски Ленинграда: Справочникесть на стр. 56 статья о том что здесь в 1977 году поставили новый памятник с примерно (но не совсем) такой же надписью и примерно (но не совсем) таким же списком фамилий. Кажется, он и сейчас должен там стоять, я его видел уже в этом веке, там еще была фамилия Круштейна.
А это, видать, старая версия той же доски, которую тода же в 1977 г. и закопали?
В описании исторических дат связанных с Николо-Богоявленским собором в этой публикации очень много ошибок и неточностей, порой вопиющих. Вот несколько уточнений: 1.Изначально, после окончания, строительства Николо-Богоявленский собор находился в ведении Адмиралтейства, а притч собора состоял в штате Адмиралтейства. Первая передача Николо-Богоявленского собора в Епархиальное ведомство состоялось в 1808-1810 году (а не в 1899, как указано в публикации). Возвращение в Морское ведомство, а именно в Морской гвардейский экипаж, действительно состоялась в июне 1900 году в день тезоименитства вдовствующей Императрицы Марии Федоровны,которая была шефом Морского Гвардейского экипажа. Второе возвращение в Епархиальное управление случилось осенью 1918г. уже после расформирования Морского Гвардейского экипажа весной того же года. 2.Александровская часовня возведенная в память чудесного спасения Императора Александра II находилась не "с южной стороны у канала" (как указано в публикации), а у северных ворот ( в створе нынешней ул.Глинки)( утрачена очевидно в 30-х годах.)
Было бы неплохо модераторам тщательнее проверять размещаемую информацию,которая может внести путаницу и исказить реальные исторические факты.Удачи!
Спасибо за замечания. Первая передача действительно состоялась в 1808 г., а не в 1889 - как написано, возможно описались. Указ императора Александра I от 17 апреля 1808 г. (Исакова, Шкаровский), то же ИСС Выпуск 2 1871 г. Часть 2 с. 222. Насчет возвращения в той же книги Исаковой и Шкаровского (С. 71): Высочайшим повелением от 8 января 1863 г. Экипаж был вновь приписан к Николо-Богоявленскому собору, а причту сохранено содержание от Морского ведомства. ...решение это было половинчатым - храм оставался приходским... 22 июля 1900 г. решение о переводе Николо-Богоявленского собора в Морское ведомство было объявлено официально (С. 74).
С часовнями согласна, что-то наврали; в [99] С. 153 по Г. И. Карпову п. 22 и 23 :"Тихвинская и Александровская часовни при Никольском Морском соборе. Никольская пл. 1866, 1868-1869. Не сохранились". - не расписано.
В ИСС тот же 2-й выпуск 1871 г. (Часть 2-я С. 192) "Вокруг собора устроена к каменных столбах на каменном основании деревянная ограда с тремя железными воротами, мз коих при одних, именно северных, две железные калитки.Кроме того есть железная калитка и с западной стороны, подле колокольни... В ограде две часовни. Одна из них устроена в нижнем этаже церковного дома на юго-восточном углу церковной ограды, на том самом месте, на котором с давних пор стояла деревянная часовня до времени построения дома, а другая при входе в церковную ограду с северной стороны особенным каменным зданием. Первая устроена в 1866 г. ... Часовня на северной стороне устроена с Высочайшего соизволения... в память спасения драгоценной жизни Государя Императора Александра Николаевича в Париже 25 мая 1867 г. Закладка оной была 24 июня 1868 г. ... открытие... совершено 2 ноября 1869 г." Завтра впишу в публикацию. Шапку поправила.
Спасибо что исправили. В ответ на Ваш развернытый комментарий хочу лишь добавить,что то, что гвардейцы Морского экипажа были приписаны к Николо-Богоявленскому собору не означало и не означает,что собор был приписан к Гвардейскому экипажу. Он действительно до лета 1900 года находился в Епархиальном ведении, и только весной 1900 года, на основании доклада генерал-адмирала в.к. Алексея Александровича и докладной записки командира Гвардеского морского экипажа, где описывалась бедственное состояние как самого собора ( "..прогнившие полы,окна без стекол, отсутсвие позолоты на куполах" и т.д) ,так и отсутствие своей церкви у Морского гвардейского экипажа,в то время как у других гвардейских полков таковые есть, императором Николаем II и было принято решение о "ПЕРЕДАЧЕ Ноколо-Богоявленского собора со всем имуществом из епархиального ведомство в Морское, а именно в Морской Гвардейский экипаж." ( см. Свод узаконений Российской империи за 1900г). В июле 1900 года в день тезоименитства вдовствующей императрицы Марии Федоровны такая передача и произошла. Именно с этого времени все расходы по содержанию храма,ремонт, выплаты денежного содержания причту и т.д. Были возложены на Морское министерство,то есть на казну Российской империи.
До этого содержание притча было за счет Духовного ведомства.( именно поэтому, в 1900 году , в связи с переходом в Морское ведомство, был составлен новый штат собора). Новый Штат сбора согласовывался долго и реальные выплаты после утверждения в 1902году,уже по правилам Военного ведомства, начался лишь с1902 года,Тогда же было решено выплаты за период июль1900- март1902 года произвести " по старому" Епархиальному штатному расписанию. ( Всё это опровергает утверждения Исакова и Шкаровского ( с Ваших слов) о том,что было сохранено содержания притчу из Морского ведомства после того как экипаж был приписан к собору.) Приведенные данные абсолютно точные,подтверженные архивными документами.
Кроме этого необходимо проверить утверждение в том же перечне дат о том, что :"1743 - отдельная деревянная церковь с Морским кладбищем - автор не установлен - существовала до 1761 г.
Дело в том, что на "Плане СПб с показом главнейших улиц..." так называемом" плане Трускота"( составленном в 1752-1753 году) никакой деревянной церкви на плане Морской слободы нет..Поэтому утверждение,что : "она сохранялась до 1761 года" видится ошибочным или необоснованным. Думаю было бы правильным это утверждение либо убрать,либо поставить под вопрос (?), или по крайней мере сделать ссылку на источник( если таковой есть).Удачи!
Занятное фото( 25) с видами Никольского собора " портретом Ф.М Достоевкаго" ( автор Илья Глазунов1982г).Приглядитесь! Федор Михайлович стоит у набережной на фоне колокольни и моста .Мост ( Красногвардейский),однако, построен только в 1950-е годы. Спроектирован и построен он великолепно( в соответсвии со стилем и духом питерских мостов конца 18-начала 19 века),однако , Ф.М Достоевкой никак не мог на фоне этого моста позировать даже теоретически.Такой вот курьез.А может просто невнимательность художника к деталям.
Мост появился, когда потребовалось провести трубу через канал. Действительно на редкость удачное решение. Это одно из излюбленных мест наших художников. Там почти всегда кто-то рисует. Эта картина фантазия художника, но ведь красивая.
Красиво? Ну если Вам нравится....Я видел живопись интереснее..Что касается изображения Ф.М.Достоевского на фоне моста,которого в его время еще не было: это-обычная небрежность.
Не думаю, что небрежность, Глазунов часто соединял несоеденимое, тут, пожалуй, претензии на метафизику. Он не относится к числу любимых мной художников, но придумать или притянуть здесь какие-либо объяснения легко.
«….. в страшную зиму 1941–1942 года Никольский собор — самый, пожалуй, почитаемый верующими собор — был открыт и в нем шли службы, которые не прекращались и во время обстрелов. И немцы это знали и лупили по прекрасному ориентиру — знаменитой колокольне собора.» (В.Конецкий. «У каждого был свой спаситель» в кн. «Третий лишний», 1983, с .272)
Подскажите пожалуйста, консервировался ли как-то верхний храм на зиму в те времена, когда он был летним? И как там отмечался престольный праздник (Крещение). Подскажите, что почитать?
"В саду, окружающем Никольский собор, в 1908 г. установлен гранитный обелиск, увенчанный фигурой орла (арх. Я. И. Филотей, ск. А. Л. Обер), - памятник героям броненосца "Император Александр III", погибшим в Цусимском сражении 14 мая 1905 г.
В этом саду погребены борцы революции Г. И. Астахов, П. М. Войтик, К. Я. Круштейн, В. С. Мясников и другие. В память о коммунарах, отдавших свою жизнь за дело революции, площадь получила в 1923 г. (пл. Коммунаров). В 1977 г. на месте захоронения открыт памятник-невысокая гранитная стенка с наклонной плитой (арх. В. А. Гаврилов, Н. Н. Федорова)."
Колокольня Николо-Богоявленского морского собора была построена в 1758 году по проекту Саввы Чевакинского. История собора и его святынь неразрывно связана с историей и традициями российского флота. Никольский морской собор не закрывался ни после Октябрьской революции 1917 года, ни в Великую Отечественную войну. В дни блокады утром и вечером там проводил богослужения митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, будущий патриарх Алексий I.
Интересный вопрос о местонахождении первых церквей морской слободы.
Судя по плану "Plan de la ville de Petersbourg comme elle etoit en 1716 avec un plan de son port de la riviere de Neva et des Environs", пусть и схематичному, в это время некое культовое сооружение наблюдается где-то в районе начала улицы Глинки. Но никак не в районе будущего Синего моста.
Вот План Санкт-Петербурга от Хоманна, атрибутированный 1720 г.
На Плане Петербурга 1721 г. гравировки Пауля Буша, в общем-то почти рисунке, ту же церковь с трудом можно "натянуть" на Синий мост. Кстати, на правом берегу напротив появилось какое-то культовое сооружение, коего ни на каких других мне известных планах, нет. Прелесть этого рисунка в том, что хотя бы условно, но церковь прорисована.
Plan de la ville et du Fort de St-Petersbourg 1727. Видимо, церковь "на ул. Глинки" ещё на плане 1716 г. указана не случайно.
Понятно, что планы позднейшие могли копировать предыдущие без или почти без изменений. Последний раз на этом месте церковь имеется на плане Дуранда 1741 г.
Так где же всё-таки находились первые культовые здания Морской слободы, от которых ведёт "идеологическое начало" ныне существующий Никольский собор. 🙁
прекрасно, что этот собор сохранился до наших дней.
у меня там крестили двоюродную бабушку. очень люблю этот собор.