Высота собора 122,5 м шпиля - 40 м. Собор освящен, службы совершаются по особому расписанию, в остальное время функционирует как музей.
Деревянная церковь св. апостолов Петра и Павла была заложена 29 июня (12 июля) 1703 г. в Петров день в центре Заячьего острова. Храм с колокольней в виде остроконечной башни в «голландском стиле» был освящен 1 апреля 1704 г. В 1709-1710 гг. церковь стала крестообразной в плане «о трех шпицах», была расширена.
Возведение нового каменного собора началось 8 июня 1712 г. по проекту Д. Трезини. В 1719 г. под руководством голландца Х. ван Болеоса была закончена сборка деревянных конструкций шпиля колокольни. В 1724 г. шпиль и малый купол колокольни были покрыты медными, вызолоченными через огонь листами рижского мастера Ф Циферса. По рисунку Трезини выполнен и установлен над яблоком шпиля медный крест с фигурой летящего ангела. Высота колокольни стала 106 м.
Собор был освящен 28 июня 1733 г.
Это трехнефный храм. Над западным пролетом среднего нефа возведена колокольня, над восточным - восьмигранный барабан. В оформлении фасадов использована идея плавного перехода от первого яруса ко второму посредством введения боковых волют. В аттике была помещена медная доска художников А. Матвеева и А. Захарова с изображением апостолов Петра и Павла. Над аттиком, завершенным лучковым фронтоном, были установлены деревянные скульптуры. Овальное окно в нижней части восточного фасада оформлено лепным изображением херувимов в облаках. Фасады собора в 1730- е гг. были окрашены в розовый цвет.
Изображение первоначального собора в Петропавл. крепости. ОР-45963 * см. ниже (добавил PavelT )
Деревянная церковь св. апп. Петра и Павла. Рис. Н. Челнакова, 1770-е гг.
Собор св. апп. Петра и Павла. 1841 г. Литогр. А.Дюрана.
Подъем П. Телушкина на шпиль колокольни. С гравюры нач. 1830-х гг.
Ангел на шпиле Петропавловского собора. рис. Доменико Трезини, 1722 г. nаким был первый ангел с 1724 по 1756 г. {(добавил PavelT)
Фото - С. М. Прокудин-Горский, нач. XX в.
Вид Петропавловского собора до перестройки 1858 г. Добавил - весовщик .
Фото - Альбом "Санкт-Петербург с птичьего полета" - СПб.:Изд."Новатор", 2012. С.7 (добавил nikspb)
* Изображение первоначального собора в Петропавловской крепости.Авторы: Схоонебек, Адриан; Пикарт, Питер Время создания:
конец XVII - начало XVIII вв Инвентарный номер: ОР-45963
В 1756 г. пожар разрушил деревянные шпиль и крышу, погибли часы и колокола, разрушен западный портик. В 1757 г. над алтарем по рисунку В. В. Фермара мастер-строитель А. Антониетти возвел кирпичный купол, увенчанный луковой главкой. Фасады покрасили в серовато-зеленый цвет. Колокольню с 1762 г. восстанавливала Контора о строении Александро-Невского монастыря. По приказу Екатерины II - в прежних формах. Кладка каменных ярусов завершена в 1770 г. По проекту датского мастера Б. П. Бауэра в 1773 г. возвели новый деревянный шпиль, облицованный медными золочеными листами. Куранты, изготовленные часовым мастером Б. Ф. Оорт Крассом в Голландии в 1757-1760 гг., в 1776 г. установил часовой мастер И. Э. Редигер.
В 1777 г. бурей был поврежден шпиль. Исправление проведено по чертежам арх. П. Ю. Патона. Новую фигуру ангела с крестом по рисунку А. Ринальди выполнил мастер К. Форшман.
В 1778 г. под руководством академика Леонарда Эйлера были проведены работы по оснащению шпиля громоотводом.
В 1779 г. в западной части собора освящен придел св. Екатерины. Плафон придела в 1830 г. расписали И. Е. и Ф. А. Павловы.
В начале XIX в. века в соборе проводились ремонтные работы при участии арх. Л. Руска, Д. Висконти, А. И. Мельникова, И. И. Шарлеманя, художников В. К. Шебуева и Д. И. Антонелли.
В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела на шпиле. Кровельщик Петр Телушкин произвел ремонт без возведения лесов. Ремонт, проведенный в октябре-ноябре 1830 г. вошел в историю отечественной техники как образец русской смекалки и отваги.
В 1856-1858 гг. по проекту инженера Д. И. Журавского, вместо деревянного, был сооружен металлический шпиль. Внутри шпиля винтовая железная лестница ведет к люку в обшивке, устроенному на высоте 100 м над яблоком шестиметровый крест с ангелом (скульптор Р. К. Залеман?) Ангел-флюгер вращается вокруг стержня, установленного в плоскости самой фигуры. Объемные части ангела выполнены методом гальванопластики, остальные детали штампованы из кованой меди. Золочение проведено под руководством химика Г. Струве артелью купцов Коротковых. Высота ангела - 3, 2 м, размах крыльев - 3,8 м
Одновременно были капитально отремонтированы куранты. Работу выполнили братья Бутенопы. С 1859 г. куранты каждые пятнадцать минут исполняли музыку композитора Д. Бортнянского, а в полдень и в полночь - гимн «Боже, царя храни», написанный А. Ф. Львовым.
Колокольня освящена после ремонта 30 ноября 1858 г.
Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.
А вот что писал энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1895 году в статье, посвященной архитектору К.А.Тону: "Последние годы деятельности Т., назначенного в 1854 г., по смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны .. конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в СПб. (последний проект привел в исполнение инженер Журавский).." (dic.academic.ru; добавил: весовщик)
После революции богослужения были прекращены, а в 1919 г. в собор запретили доступ публики. В 1927 г. здание собора было передано Музею Революции. С 1954 г. принадлежит Музею истории Ленинграда. В 1955-1957 гг. по проекту И. Н. Бенуа проведена научная реставрация. В 1987-1995 гг. художники Л. Н. Соколов и Ю. И. Трушин выполнили реставрацию картин и икон. В 1991-1995 г. проведена реставрация ангела и креста. В 1996-1998 гг. отреставрирован Екатерининский придел по проекту арх. А. Е. Гунича и С. С. Наливкиной. Там захоронена семья последнего российского императора Николая II .
В 1999-2001 г. фигура ангела вновь реставрировалась.
Указ Президента РФ от 20.02.1995 №176 "Об учреждении перечня объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения: Историко-культурный заповедник "Петропавловская крепость - государственный музей истории Санкт-Петербурга"
Постановление Правительства РФ от 10.07. 2001 №527: Петропавловская крепость: о. Заячий, Петропавловская крепость
<a href='https://www.citywalls.ru/house7090.html' target='_blank'>Петропавловская крепость . Собор святых апостолов Петра и Павла (начало) на Citywalls.ru</a>
В нашей стране спокойно спать нельзя. Петропавловская крепость действительно памятник федеральный, но помнится что это было как-то комплексно - не то ансамбль, не то какой иной термин. А с ансамблями сейчас не все просто...
Согласно изданному плац-майором С. Новоселовым в 1857 году описанию Петропавловского сообора, здания, которые мы видим на этой фотографии, имели следующее назначение: справа
далее - кладовая Монетного двора ( http://www.citywalls.ru/house21421.html ) (Новоселов С. Описание кафедрального собора во имя святых Первоверховных Апостол Петра и Павла в Санктпетербургской крепости. СПб., 1857).
Силуэт удлиненной после перестройки колокольни стал очень эффектным, трудно поверить в то,что изменения были выполнены одним инженером без архитектурно-художественного образования и опыта.
А вот что писал энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона в 1895 году в статье, посвященной архитектору К.А.Тону:
"Последние годы деятельности Т., назначенного в 1854 г., по смерти А. И. Мельникова, ректором академии, были не менее плодотворны; им сделаны .. конструкция металлического шпиля соборной колокольни Петропавловской крепости, в СПб. (последний проект привел в исполнение инженер Журавский).."
В 60-х мой школьный приятель со своим другом, не альпинисты, поднимались на самый верх, оставили там подвешенной майку, которая долго там болталась. Патриархальные были времена, до утра никто не хватился.
" К концу жизни Петра крепость уже приобрела современное нам очертание....... Обращало на себя внимание сооружение внутри крепости, видное со всех точек строившегося города, – собор Петра и Павла. Это было главнейшее монументальное здание столицы, ее архитектурный центр. Строительство его еще не было завершено, но выразительный силуэт колокольни с часами и грандиозным шпилем, покрытым медными позолоченными досками, уже сверкал на солнце. Царю захотелось, чтобы высота шпиля превышала высоту самого высокого сооружения Москвы – колокольни Ивана Великого. Шпиль символизировал положение нового города в государстве".(Н.Павленко. "Пётр Первый")
1758, апрель. Разработал проект памятника Петру Первому в Петропавловском соборе. Ченакал В.Л. (сост) 1965 М.В. Ломоносов в портретах, иллюстрациях, документах, 298
(1986). Ленинград. Вид на Петропавловскую крепость. Фото Н. Аряева. meshok.net
... Ломоносовские мозаики привлекли к себе внимание двора. В феврале 1758 года Петр Шувалов вошел в сенат с предложением, не изволит ли он «приказать советнику и профессору Ломоносову» изготовить «на привилегированных ево мозаичных заводах», что «пристойно будет» на достохвальную память Петра Великого. Канцелярии Академии наук сенатом было предложено сочинить «прожект», а Ломоносову представить смету. Ломоносов одушевляется мыслью о создании грандиозного надгробного памятника Петру Великому - семи сажен высоты и четырех в ширину - из литой, «а где потребуется кованой меди», на возвышении из черного «российского» мрамора, с колоннами и скульптурными группами, двенадцатью огромными мозаичными картинами в простенках «для изображения историческим образом» дел петровского царствования. Ломоносов предлагает поставить этот памятник «середи Петропавловского собора», который для этой цели коренным образом перестроить, убрать лишние столбы и снабдить новым, более широким куполом. Петропавловский собор сильно пострадал от пожара в ночь на 30 апреля 1756 года, когда в его шпиль ударила молния. Он нуждался в ремонте и отделке заново. Некоторая перестройка его поэтому не вызвала бы препятствий. Ломоносов подсчитал, что все работы могут обойтись в 148 тысяч рублей, причем полагал, что «все то исправить уповает в шесть лет».
Сенаторы одобрили представление Ломоносова и составили доклад императрице. Но Елизавета не приняла никакого решения. Только в конце 1760 года она высказала пожелание «от большого числа ученых и искусных людей» собрать мнения, «каков бы сей монумент быть имел». Шувалова, с которым советовалась Елизавета, соблазняло желание воздвигнуть нечто небывалое и неслыханное, «из такой материи, которая бы в чужих краях редка была». Шувалов мечтает о применении ляпис-лазури и яшмы и других материалов, которые бы все были «здешнего государства», отчего и «употребленные деньги останутся в империи». Пышный ломоносовский памятник, сочетающий архитектурные формы барокко с необыкновенными и невиданными - мозаичными картинами, в конце концов пришелся по вкусу.
8 июня 1761 года Ломоносов представляет в сенат новую смету только на мозаичные работы - 80764 рубля. С этого времени ему положено было выдавать ежегодно 13460 рублей. В 1761 году Ломоносов получил 6 тысяч в счет ежегодной выплаты. К этому времени у него уже был долг на 4 тысячи рублей, который и пришлось погашать из нового аванса. К лету 1762 года он, по его записи, «пришел в долги около четырнадцати тысяч».
В течение почти четырех лет в ломоносовской мозаичной мастерской идут напряженные работы по изготовлению первой огромной картины для предполагаемого монумента Петру - «Полтавской баталии». Ломоносов был окружен способными и трудолюбивыми учениками, набиравшими по его указаниям эту картину во много раз скорее, чем это было бы под силу лучшим итальянским мозаичистам.
... Ломоносову удалось закончить «Полтавскую баталию» лишь в марте 1764 года, уже после смерти Елизаветы.
«Полтавская баталия» явилась завершением всех трудов Ломоносова в области мозаики. Эта грандиозная картина занимала со всеми украшениями - рамами и картушами - почти двенадцать аршин в ширину и одиннадцать в высоту. «Сие изображение Полтавской Победы набрано из мозаичных составов в медной плоской сковороде, которая тянет 3000 фунтов… и укреплена железными полосами весом 2000 фунтов, поставлена на бревенчатой машине, которая удобно поворачивается для лучшей способности самой отделки и для осмотрения, когда надобно».
Вслед за «Полтавской баталией» Ломоносовым была начата другая «парная ей по размеру» - «Азовское взятие». ...
Морозов А. 1965 Ломоносов = ЖЗЛ, 353-355
В начале 1758 г. Ломоносов разработал проект грандиозного мозаичного монумента в честь Петра I, который предлагал воздвигнуть в Петропавловском соборе столицы. В мозаичных панно Ломоносов хотел отразить "знатнейшие дела историческим образом", подразумевая под ними начало правления Петра, "избавление от стрельцов", историю создания флота, вязтие Азова, пребыавание Петра I за границей, основание Петербурга, Кронштадта, Петергофа, "Левенгаптскую битву", т.е. сражение Петра I при деревне Лесной, "Полтавскую баталию" и т.д. Ломоносов разработал и план осуществления этого обширного мозаичного и художественного предприятия, составив предварительную смету отдельных видов мозаичных и живописных работ. Правда вскоре учёных отказался от этого проекта, представив другой, более дешевый. В нём по-прежнему сохранилась идея украсить стены собора мозаичным панно на темы, отражающие различные этапы жизни и деятельности Петра I.
Главные мозаичные картины - "Полтавкая баталия" и "Азовское взятие" - Ломоносов проектировал на северной и южной стенах собора, остальные десять - меньшего размера, предполагал разместить в простенках. Всю работу Ломоносов намечал выполнить за шесть лет.
... В июне 1761 г. после долгих проволочек Сенат окончательно утвердил предложенный проект о сооружении монумента в Петропавловском соборе в честь Петра I. Однако двухлетняя задержка оказалась роковой для этого грандиозного предприятия. В декабре 1761 г. скончалась императрица Елизавета, а с середины 1762 г. сошли с политической арены покровители Ломоносова И. И. Шувалов и М. И. Воронцов и другие сановники елизаветинского времени.
... в мае 1762 г. Ломоносов с помощниками приступил к работе над «Полтавской баталией». ... В декабре 1764 г. мозаика ... была закончена, а в начале следующего года отшлифована, отполирована и вставлена в медную раму.
... Вскоре после его смерти /15 апреля 1765/ проект убранства Петропавловского собора мозаичными панно был отвергнут.
Павлова Г. Фёдоров А. 1988 Михаил Васильевич Ломоносов, 415-419 (выборочно)
"Доменико Трезини построил в Петербурге Петропавловскую колокольню не как архитектуру, а как скульптурный портрет самого Петра Великого. (Сегодня бы сказали - скульптурный концепт.) Теоретик античности архитектор Витрувий учил, что храмы надо возводить по идеальным пропорциям идеального человека. Трезини же, многие годы видя перед собой великую фигуру великого человека, весьма зримо передал его индивидуальные пропорции: нарочито уменьшенный барабан колокольни - некрупная голова под золотым шлемом; узкие плечи в латах; волюты, как фалды камзола. А если смотреть из-за Невы, бастионы еще более усиливают долговязость "концепта", и кажется, что с Заячьего острова сам царь круглосуточно бдит, наблюдая (и соблюдая) свою столицу. Это могло бы быть неосознанной случайностью, но ведь Трезини знал, что строит не просто собор, а усыпальницу для русских императоров (и в первую очередь для самого Петра)"
Продолжить линию можно самостоятельно, но она не выходит на Галерную гавань...
см. комментарий Вчера в 21:56: "правый направлен в сторону Галерной гавани на ВО - на гравюре видна высотная доминанта и ряд домов(?) " к публикации https://www.citywalls.ru/photo637049.html
Вообще, Андрей Чернов поэт. Непонятно, зачем так страстно относиться к его историческим штудиям, очень приблизительным в плане содержания. Так же приблизителен и язык, которым он свои "предположения" излагает: "... построил ... колокольню не как архитектуру, а как скульптурный портрет..." Строить архитектуру. строить скульптуру... Такая несвязица в языке верный признак неясности мысли.
Его трактовка мне показалась интересной... Перечитайте:
"В 1988 году "Огонек" напечатал мои заметки о Петербурге, где, в частности, речь шла о Петропавловской колокольне. Я писал, что это не архитектура, а скульптура - имеется в виду апостол Петр, дошедший до балтийского берега. И золотой шпиль - это как падающий на голову апостола язык огня (см. византийские и русские фрески с сюжетом сошествием на апостолов огненных лучей Святого Духа).
Год или два спустя в Москве на семинаре театральных художников искусствовед Ирина Уварова попросила своих студийцев сделать театральные маски на тему городской архитектуры, и Марк Борнштейн вылепил маску Петропавловского собора с ликом Петра I. А потом режиссер Николай Беляк, доигрывая сюжет, поставил актера Генриха Зданевича на высокие ходули. Так родился первый костюм петербургского карнавала. И было положено начало уникальной коллекции архитектурных костюмов Петербургского Интерьерного театра."
У кого нибудь сохранились эти фото петербургского карнавала?
Ясность мысли надо требовать от философа, а не от человека искусства или художника, который мыслит образами...
Некоторые приписывают это высказывание Артуру Шопенгауэру. Но у него есть и другое высказывание:
"Больше всего ненавидит стадо Человека, который думает иначе; оно ненавидит не столько его собственное мнение, сколько СМЕЛОСТЬ этого человека иметь смелость мыслить в одиночестве, отличаться от других, именно то, что стадо не умеет делать."
Вы меня неправильно поняли. Меня возмутила фраза, где он пишет, о чем думал Трезини. По мне, если такое пишешь, то нужно ссылаться на источник.
А так всё верно. Собор - это не только архитектура, но и скульптура, и это роднит его с древнерусской архитектурой. Древнерусские культовые сооружения - это не столько зодчество, это ещё и скульптуры. Об этом Исаченко много писал.
Ясность мысли относится и к художникам в полной мере. Туманом и неясностью легко прикрыть пустоту. Другое дело, что сама мысль может быть оригинальной, но это уже относится к содержанию, а не форме.
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Интересен статус (в смысле как памятника архитектуры)... Так, на всякий случай... в свете последних событий, чтобы спать спокойнее