Публикация

парк Александрия . Дворец Коттедж

Здание на карте
фото
Архитекторы: Менелас А. А.
Штакеншнейдер А. И.
Год постройки: 1826-1829, 1841-1842
Стиль: Псевдоготика

Фото - Perfectoriy,  08.2016. 

парк Александрия .

Дворец Коттедж            неоготика

Петергоф, парк Александрия, 2

Пам. арх. (федеральн.)

1826-1829 - арх. Менелас Адам Адамович

1841-1842 - арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович - расширение

 

1960-е-1979 - реставрация, арх. Бенуа Ирина Николаевна - реставрация

2018-2019 - реставрационный ремонт

 

Комплекс построек:

Дворец Коттедж

Служебный корпус Коттеджа

Кухонный комплекс Коттеджа

Розовая чугунная беседка

1889 - арх. Э. Ган

 

Дворец Коттедж Музей  (1979)

 

  см. Парк Александрия

 

 

Дворец "Монкураж"

В начале XVIII в. Петр I подарил Александру Даниловичу Меншикову участок земли на территории будущей Александрии. В 1714 г. его соседом стал Я. В. Брюс (1670-1735), построивший на верхней террасе двухэтажный дворец в 1721-1725 гг. На чертеже 1725 г. с изображением фасадов всех домов на территории, где впоследствии возникли усадьбы Знаменка и Александрия, среди рядовой застройки выделяется обширный, в два этажа, дом Я. В. Брюса с башенкой, где, возможно, находилась обсерватория ученого.  А. Д. Меншиков приобрел у прежних владельцев участки в 1726 г. и начал перестройку дома Брюса в свой усадебный дворец "Монкураж" ("Отрада").

В свое время В. Ф. Шилков опубликовал чертеж некоего дворца, фасад которого украшал герб А. Д. Меншикова. В 1978 г. в Александрии недалеко от дворца Коттедж при археологических раскопках были обнаружены остатки дворца А. Д. Меншикова "Монкураж". Планировка и размеры здания в точности совпали с изображением на указанном чертеже.
То обстоятельство, что уже в 1726 г. "Монкураж" был подведен под крышу, свидетельствует о том, что И.-Г. Шедель, которому А. Д. Меншиков поручил возведение дворца, перестроил старое здание. При строительстве "Монкуража" к старому дому Брюса были добавлены боковые галереи.

Но строительство так и не было завершено - в 1727 г. Меншиков попал в опалу и был отправлен в ссылку.  Именее Меншикова перешло в казну.

(Коренцвит В. А. Иван Филимонов архитектор 1720-х гг. А был ли мальчик? журн. История Петербурга. № 4 (62). 2011. С. 16-20., Mary)

 

В 1730-х гг имп. Анна Иоанновна устроила здесь Олений зверинец, отгородив его частоколом от Нижнего парка.

До царствования императора Николая I на территории будущего парка Александрия находилась Егерская слобода, которую по его указу перевели в Старый Петергоф, а на освободившихся местах сразу  же развернулось дворцово-парковое строительство.    (Гущин В. А. История Петергофа и его жителей. Книга III. Новый Петергоф. Санкт-Петербург. 2005. С. 11. Mary)

 

Дворец Коттедж

В августе 1825 имп. Александр I пожаловал земли Оленьего зверинца младшему брату, вел. кн. Николаю Паловичу.

Весной 1826 г. Николай I, уже будучи имп., начал устройство здесь собственной летней дачи. Строительство велось в 1826-1829 гг. по проекту арх. Адам Менеласа.

В 1829 г. император подарил усадьбу своей супруге Александре Федоровне, и в ее честь назвал поместье "Александрией".

 

В 1820-1830-х гг. Петергофский дворцово-парковый ансамбль обогатился новым пейзажным парком Александрия. В устройстве парка и архитектуре его построек воплотились идеи того времени - обращение к романтическому искусству прошлых эпох. Особенно популярной стилистикой в этот период становится неоготика.

Александрия расположена восточнее Нижнего парка и занимает 116 га.

 

Центральной постройкой дворцово-паркового ансамбля Александрия является дворец Коттедж, сначала именовашийся "Сельский домик". Это небольшое здание с мансардой стоит на живописном склоне холма. В ансамбле дворца, планировавшегося в качестве летней резиденции, широко используются элементы неоготики.

 

Руководство садовыми и строительными работами осуществлял арх. Адам Менелас, приехавший в Россию из Англии в 1779 г. Здание Котеджа выстроено по образцу загородных коттеджей английской знати первой половине XIX в., которому Менелас придал характер дворцовой виллы.

На территории были проведены большие земляные работы (вырыт пруд, извилистый канал с каскадами, подняты низкие места). Устройством парка занимались и петергофские садовники Вендельсдорф, Родионов, Гомбель, Эрлер.

Остатки меншиковского дворца "Монкураж"- Руины - использовались Менеласом как декоративный объект парка.

  • фото

    Коттедж.
    лит. Шульца с рис. И.Мейра.
    1830-1840-е. [175]
    (добавил Mary)

  • фото

    Прохождение Кавалергардского
    Е.В. полка через Алекандрию,
    19 июня 1850 г.

  • фото

    Коттедж в парке
    Александрия в XIX в.
    (добавил IVa)

  • фото

    Вид Коттеджа с залива.
    И.И. Шарлемань. акв. 1854.
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    В.Садовников. Дворец Коттедж
    в усадьбе Александрия

  • фото

    Дворец Коттедж.
    фото 1870-1872 гг.

  • фото

    Фото 1880-е г.?
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото 1893 г.
    (добавил Mary)

  • фото
  • фото

    (добавил Mary)

  • фото

    1920-е гг. *
    (добавил Mary)

  • фото

    vk.com
    (добавил IVa)

* - Т. Сапожникова. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. Гос. издательство. М. Лениград. 1927 г.

 

Коттедж представляет собой небольшое двухэтажное здание с мансардой. План здания асимметричен, но все фасады имеют трёхчастное деление. Со всех сторон здание окружают балконы и террасы с ажурной чугунной аркадой.

Восточная терраса предназначалась для завтраков в тёплую погоду, западная - для вечернего чаепития. С северной террасы император мог наблюдать в подзорную трубу морские парады и императорскую яхту на рейде.

Со стороны морского фасада на 1-м этаже обустроены две террасы с трехпролетными чугунными арками. Сверху - миниатюрные балконы. Из окон открывается панорамный вид на Финский залив.

Главный фасал Котеджа - южный. Вход во дворец оформлен в виде ротонды, гранитное крыльцо выполнено в виде полукруга, портик со стрельчатой аркадой, отлитый из чугуна. Над аркадой находится балкон. Шесть балконных тумб украшены гербом Александрии - белый меч на голубом фоне, проведенный через венок из белоснежных роз и надпись золотыми буквами:"За веру, царя и Отечество". Герб был придуман Василием Андреевичем Жуковским по просьбе Николая I. Белая роза была любимым цветком императрицы. Этот герб изображен на фасадах дворца, в интерьерах и на многих вещах в Коттедже.

Менелас впервые использовал чугун в качестве материала «готического» декора. Детали чугунного декора на фасадах отлиты на Санкт-Петербургском Александровском литейном заводе по моделям лепщиков М. Соколова и С. Закулапина.

В доме имелись подъёмные, переговорные и водопроводные устройства. 

Обвитые плющом галереи, мраморные террасы, лоджии, балконы и эркеры придаюд зданию легкость и изящность.

 

В 1841-1842 гг. арх. А. И. Штакеншнейдер пристроил к Коттеджу столовую с открытой террасой, которая была украшена изящным мраморным фонтаном, выполненным Фелицией де Фово.

 

Император Николаю I сделал Петергоф своей постоянной летней резиденцией. В тоже время облик и устройство Котежда отвечали своему назначению - уютный загородный дом для отдыха.

 

После революции 1917 года здесь был организован музей с экспозицией, посвященной западноевропейскому искусству XIX  в.
В годы Великой Отечественной войны в Коттедже разместился немецкий медицинский пункт. Большая часть коллекций дворца была утеряна.

В послевоенное время парку Александрия не уделяли должного внимания, территория парка была заброшена.

 

Послевоенная реставрация (1960-е-1979) проходила под руководством арх. Бенуа Ирина Николаевна и завершилась в 1978 г.

В 1979 г. в Котедже создан музей. Многие предметы подлинной обстановки Котеджа сохранились.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 10.2010.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 10.2010.

  • фото

    Вид с берега залива
    Фото - kseniaver, 02.2015

  • фото

    Вид Коттеджа после
    реставрации
    Фото - Tanja, 2020.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Perfectoriy
    @belimovgushchin. 08.2016.

Для сыновей Николая I были построены два кавалерских каменных домика, один - для младших детей - Михаила и Виталия и второй - для Константина, его называли домиком адмирала и Константиновским домом.

Недалеко от дворца в 1880-х гг. была построена Нижняя дача Николая II, где родился последний российский царевич.

 

Садик Котеджа. Розовой беседка 

Перед дворцом располагался живописный садик.

Чугунная беседка перед западным фасадом дворца Коттедж сооружена арх. Э. Л. Ганом в 1889 г. на месте деревянной круглой скамьи, созданной в 1831 г. Беседка называлась Розовой , т.к. была обсажена розовыми кустами и украшена розами в горшках. Перед беседкой на газоне из цветов был создан герб Александрии.

В садике у Коттеджа было еще пять трильяжных увитых зеленью беседок. Одна из них, Сенная, построенная в 1834 г., имитировала крытый сеном шалаш.

 

В садике у Коттеджа располагались и самые ранние скульптуры Александрии. На плане парка 1840 г. зафиксированы 3 скульптуры. "Ника", символизирующая победу России в русско-турецкой войне 1828-1829 гг., была установлена перед южным фасадом в 1836 г. Это бронзовая копия античной скульптуры II в., выполненная Августом Фишером, сотрудником Х. Рауха. В начале 1840-х гг. перед Коттеджем появилась бронзовая статуя "Слава", отлитая по модели Рауха на Берлинском литейном заводе.

В 1844 г. в нише северного фасада дворца была установлена мраморная скульптура "Мадонна с младенцем", созданная по модели И. Витали в мастерской А. Трискорни. Скульптура выполнена с вел. кн. Александры Николаевны, младшей дочери Николая I, умершей в 19 лет от преждевременных родов. В 1849 г. на северной терраса Коттеджа перед скульптурой был устроен фонтан, работы французских скульпторов Фелиции и Ипполита де Фово. Мраморная чаша фонтана с пышным резным декором дополнена надпись:"Vigil antia prudentia robur" ("Храбрость часто сокрушает силу, но осторожность лучше").

 

В 1868 г. установлена мраморная статуя Николая I, начатая Н. Пименовым (младшим) еще в 1855 г. и оконченная Р. Залеманом. Теперь на этом месте - памятник царевичу Алексею, сыну имп. Николая II. В Нижней даче жмла семья Николая II, там и родился наследник.

Гальванопластический бюст отца императрицы прусского короля Фридриха-Вильгельма III (высота 68 см), на четырехгранном пьедестале черного мрамора был установлен у дворца Коттедж в 1841 г. Он представлял собой уменьшенную копию с мраморного оригинала немецкого скульптора Х. Рауха, выполненную скульптором В. Хаазенбергером в гальванопластической лаборатории герцога М. Лейхтенбергского. Скултупное убранство утрачено.

Александра Федоровна любила цветы, и их было великое множество как в комнатах дворца, так и в саду.

 

 ([171]. С. 200-238, Mary)

(В.Юмангулов. Аржитектура малых форм и скульптурное убранство парка Александрия. [175]. С. 7-35)  (добавил Mary)

  • фото

    Портрет Александры
    Федоровны в Коттедже.
    А.Брюллов. акв.
    1830.

  • фото

    Имп. Александра Федоровна
    в гостиной Коттеджа.
    В. Гау. 1834.
    (добавил Mary)

  • фото

    Ф. де Фово. Фонтан
    на северной террасе
    дворца Коттедж. [175]
    (добавил Mary)

  • фото

    Собственный садик
    дворца Коттедж.
    1893.
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото 1893 г.
    (добавил Mary)

  • фото

    Фото 1893 г.

  • фото

    Чугунная беседка и статуя
    имп. Николая I у дворца Коттедж.
    Фото 1900-х гг. [175]

Залы Котеджа


Оформление залов выполнили арх. Адам Менелас и художник-декоратор Джованни Батиста (Иван Карлович) Скотти.

Интерьеры Котеджа выполены в неоготический стиле. Готический орнамент в виде стрельчатых арок, розеток, трилистников и крестоцветов использован в лепном декоре, росписях, в оформлении мебели и предметов декоративно-прикладного искусства, а также узорах ковров и паркетного пола, росписи печей. Использованы - художественная резьба по дереву, мрамор и объемная лепка. Каждая композиция лепных панно уникальна. Стены и потолки украшены уникальной живописной росписью первой половины XIX в., созданной при участии акад. живописи Джованни Батиста Скотти.

 

На 1-м этаже - Большая и Малая приемная, Библиотека и Большая гостиная. Ряд помещений 1-го этажа предназначались для императрицы Александры Федоровны: Прихожая (Вестибюль), Опочивальня, Кабинет, Гостиная.
На 2-м этаже - 9 комнат. Здесь был кабинет Николая I. Комнаты  дочерей и цесаревича, будущего имп. Александра II, были оформлены более скромно.
На 3-м этаже находился Морской кабинет с балконом и комнаты придворного персонала. В кабинете Николая I использована морская тематика.
Центральная чугунная лестница с фигурными перилами связывает между собой все этажи и комнаты.

Коттедж сохранил и семейные реликвии. Так в стену вестибюля вмонтирован камень с вензелем турецкого султана, привезенный Николаем I из Варны, в штурме которой в сентябре 1828 года император принимал участие. Серебряная люстра в Большой приемной была подарком к серебряной свадьбе супругов от немецких родственников императрицы.

Коттедж украшали полотна Ивана Айвазовского и Ореста Кипренского, Сильвестра Щедрина и Ивана Витали.

 

1927. Описание залов

Передняя и стены лестницы расписаны тонкими арочками и колонками.

За незначительной Малой приемной идет

Столовая. Задняя стена, выходящая в буфетную, задекорирована деревянными, аркообразными, резными панно, представляющими как бы вход в часовню; впечатление усиливается такой же арочной ширмой, закрывающей буфетный стол, и потолком, покрытым лепным узором розас. Резная мебель светлого дерева с колончатыми ножками и трилистниками в орнаменте, люстра хрустальная с серебром, вышитый шерстями ковер турецкого рисунка, все бытовые вещи украшены готическим рисунком. На полках в арочной перегородке раньше стояло немецкое серебро XVII в. (кубки, блюда и пр.), теперь они переданы в Государственный Эрмитаж и заменены столовым хрусталем с гербами Александрии. Картины - «Босфор» Айвазовского, «Внутренний вид собора» и «Монастырский дворик» Айнмюллера, «Итальянки» Неффа - иллюстрируют увлечение Италией.

Большая приемная, подновленная при Александре II, утратила цельность своего убранства. Любопытна серебряная люстра с розочками. На столе перед диваном стоит исключительная по исполнению ранняя мейсенская ваза (марка Augustus Rex) с богатейшей росписью; она представляет собой последнюю реликвию большого сервиза, заказанного Петром I и исполненного в 1727 г. Из картин - полотно Каспар Фридриха «Иснолиновые горы», пейзажи Воробьева и Сильвестра Щедрина, пейзаж Кипренского.

Библиотека выдержана в готическом духе: черные резные книжные шкафы, пианино напоминает орган, письменный стол уставлен ажурпыми часовнями, звонарнями, арками, на этажерке - бронзовые часы в виде Руанского собора.
Гостиная находится в средпей части дома, выходящей на море. Два трельяжа, увитые плющем, масса ваз и вазочек с цветами. Резная мебель светлого ореха, много безделушек: часысоборы, замки из слоновой кости, хрустальная чаша, напоминающая чашу св. Грааля, и на среднем столе - большой серебряный жбан с гербами всех рыцарей потсдамского турнира.

Кабинет Александры Федоровны с цветными стеклами в окне, и отвечающим ему по колориту вышитым ковром, ширмой, расписанной рыцарскими сценками, и вышитыми диванами, заставленным по полкам фарфором, насыщен средневековой романтикой. Портрет дочери Николая I, написанный в средневековом костюме, и миниатюра Александры Федоровны, сидящей в высоком кресле, находящемся здесь.

Спальня кажется торжественной благодаря огромной кровати, резным аркам ширмы и церковному орнаменту лепного потолка.
Ванна затянута белым тюлем по голубому фону, с шитым голубым ковром и большим зеркальным трюмо.

Второй этаж.

Чугунная лестница с вылитыми орнаментальными розами в угольниках ступеней круто поднимается среди расписанных арками стен. Направо вход в Уборную Николая I и его Кабинет, в выступе на море. Большая комната с широкими окнами. Мебель вдоль стен обтянута зеленой кожей, два стола покрыты зеленым сукном. Стены кабинета увешаны голландскими картинами. В простепках у окон висит несколько редких миниатюр: Александр I - Лагрене, Екатерина Павловна - Изабэ, Марья Федоровна - Виолье и неизвестного художника портрет Александры Федоровны в берете с пером.

Далее прежде были комнаты дочерей Николая I, но после смерти Александра III его вдова переделала их для себя, заказав придворному поставщику Мельцеру мебель карельской березы с длинными полочками для фотографий родственников и светлосерыми зверушками копенгагенского фарфора.

(Т. Сапожникова. Петергоф. Ораниенбаум. Стрельна. Гос. издательство. М. Лениград. 1927 г.) (добавил Mary)

 

Реставрация

Послевоенная реставрация проходила под руководством И. Бенуа и завершилась в 1978 г.

В 1979 г. создан музей.

 

Во дворце представлены лучшие образцы русского и западноевропейского фарфора и стекла второй трети XIX века. Стены дворца украшают картины И.Айвазовского, О.Кипренского, С.Щедрина, С. и М. Воробьёвых, полотна голландских маринистов XVII-XVIII веков Я. Порселлиса, Л.Бакгейзена, С. де Влигера, Я.Ван Гойена. В числе наиболее известных скульптурных произведений работы И.Шадова, Х.Рауха, И.Витали.

 

В 2018-2019 гг. в Коттедже проведен комплексный реставрационный ремонт. За время реставрации были выполнены работы по полной замене кровли с устройством вентилируемого подкровельного пространства и стропильной системы, реставрации оконных и дверных заполнений с разделкой под дуб, несущих конструкций здания, декоративных элементов фасада из натурального камня, лепнины и металла, а также кирпичной кладки, известкового цоколя и замене линейных окрытий. Получила новое художественное решение кровля дворца. Согласно архивным материалам середины-второй половины XIX в. её выкрасили в зелёный цвет. В интерьерах дворца были проведены работы по укреплению штукатурного слоя стен и потолков с уникальной живописной росписью первой половины XIX в., создававшейся при участии акад. живописи Джованни Батиста Скотти (1776-1830). В столовой восстановили лепной декор. На третьем этаже и в морском кабинете обновили уникальные росписи.

Фасадам возвращен исторического цвета - «серой извести» (охры?)

 

19 мая 2019 - музей открылся для посетителей.

(газ. Балтийский луч. 19 мая 2019. И. Матвеева. И коттедж, и капелла.)  (добавил Mary)

 

 

Здание включено в "Перечень объектов культурного наследия на территории Санкт-Петербурга"

как объект федерального значения. Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 № 527

  • фото

    Гостиная Коттеджа.
    Э.П.Гау. акв. 1861.
    (добавил Mary)

  • фото

    Кабинет Николая I.
    Э. Гау. акв. 1861.

  • фото

    Лестница. [175]
    (добавил Mary)

  • фото

    Вестибюль.
    [175]

  • фото

    Кабинет
    имп. Александры
    Фёдоровны. [175]

  • фото

    Комната перед
    учебным
    балконом. [175]

  • фото

    Библиотека.
    [175]
    (добавил Mary)

  • фото

    (добавил IVa)

  • фото

    Библиотека.
    (добавил Mary)

  • фото

    Кабинет вдовствующей имп.
    Марии Фёдоровны.
    Фото 1920-х гг.
    (добавил Mary)

  • фото

    Гостиная

  • фото

    Столовая

  • фото

    Морской кабинет
    Николая I
    Фото - Tanja, 2020.

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

  • фото

    Фото - Perfectoriy
    @belimovgushchin,
    08.2016.

16 комментариев
14687 просмотров
Добавил: Mary, 11 Мая 2012, 17:52
Редактировано: 20 Января 2022, 15:42
Оцените:
(24 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house21374.html' target='_blank'>парк Александрия . Дворец Коттедж на Citywalls.ru</a>
Всего 16 комментариев
  • 31 Мая 2019, 12:48
    Ответ на "На третьем этаже - Морской кабинет Николая I. Импе" от kseniaver

     Могу обрадовать. После реставрации 2018-2019 гг. фото съёмку разрешили. 

  • 31 Мая 2019, 12:50
    Ответ на "Вот нашел обьяснение на официальном сайте (http://" от vladimir-2013

     2019 год. Фотосъёмка вовсех дворцах Петергофа теперь разрешена.

  • 22 Октября 2019, 12:33

    Об английском прототипе Коттеджа  статья И.О. Пащинской

    Путешествие великого князя Николая Павловича по Великобритании в 1816-1817 гг.: знакомство с королевскими резиденциями на портале Academia.edu 

  • 11 Марта 2020, 21:54

    Надо добавить, что в 1841-1842 гг. к Коттеджу архитектором А. И. Штакеншнейдером была пристроена столовая с открытой террасой и указать стиль постройки дворца - неоготика. 

     

  • 11 Марта 2020, 21:57

    Так выглядит дворец сейчас (после реставрации)

    см. публ.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 30397
Готовится: 322
Посетители
Гостей: 503
Всего сегодня: 8268