Публикация

Адмиралтейство . Канал им. Петра Великого
с гидротехническими сооружениями

Здание на карте
фото
Кронштадт
Адмиралтейство, 2
Архитекторы:
Год постройки:
Стиль:

Фото - Mary, 04.2008.

Адмиралтейство .

Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями

г. Кронштадт, Адмиралтейство

Макаровская ул., 1, лит. У

Пам. арх. (федеральн.)

Адмиралтейство . Доки и каналы:

Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями:


Бассейн и отводной канал

Насосная станция

1734-1752 - воен. инж. Люберас И.-Л.
XIX-XX вв. -


Док Петровский (южный)
1719-1726 - Петр I, строитель Лейн Э.
1734-1752 - воен. инж. Люберас И.-Л.
XIX-XX вв.


Доки в крест-канале
1719-1726 - Петр I, строитель Лейн Э.
1734-1752 - воен. инж. Люберас И.-Л.


Доковый мост
2-я пол. XIX в.


Канал (морская часть)
1719-1726 - строитель Лейн Э., Петр I
1734-1752 -воен. инж. Люберас И.-Л.
XIX-XX ¦вв.


Овраг между крест-каналом и бассейном с кюветом (незаконченная часть канала)
1719-1752 - строитель Лейн Э., воен. инж. Люберас И.-Л.
1901 -

(Постановление...)

Башня-маяк на Петровском канале  (не осуществл.)

- арх-ры Микетти Н., Браунштейн И.-Ф.

1722 - заложен фундамент

  • фото

    Схема.
    (составил Mary)

  • фото

    Доковый канал.
    (фото livejournal)

Конец XIX в. Нет ещё ни Морского собора, ни Макаровского мостика. Впереди угадывается Доковый

бассейн с насосной станцией. (live journal)

 

Во время войны со Швецией (1700-1721) за выход к Балтйскому морю о. Котлин стал новой базой российского флота. У берегов Котлина каждое лето стояли корабли для защиты залива. Осенью они уходили на зимовку в Петербург, т.к. своей гавани Котлин не имел. Ее строительство началось в ноябре 1709 г., ответсвенным был  назначен Корнелий Крюйс. Для ограждения будущей гавани почти под прямым углом к берегу началось строительство мола-пристани. Работа по устройству гавани растянулась на несколько лет. Сооружали гавань солдаты и пленные. Чтобы ускорить строительство, в 1712 г. появился указ - выслать на Котлин по 3 тыс. работных людей от всех губерний. Однако губернаторы не спешили выполнять указ. Строительство тормозилось и из-за нехватки материалов. На севере острова добывали камень для стенок гавани, на южном - глину для бруствера.


1714 г. ознаменовался Гангутской победой. Она отодвинула войну к шведским берегам. В 1714 г. вошла в строй котлинская гавань. Гавань вмещала 40 судов, но была мала даже для военного флота, не говоря о торговом. Поэтому, еще за год до открытия гавани, началось строительство новых гаваней. Позже они получили название Военной, Лесной, Средней и Купеческой. Петр хотел закончить гигантское сооружение за год.

Деловая переписка Петра I с капитаном Э. Лейном дает основание считать их авторами проекта гаваней о.Котлин, строителем был Э. Лейн. В процессе строительства вносились изменения в форму и размеры гаваней, которые в окончательном виде вошли в генеральный план Котлина, утвержденный Петром I в 1721 г.

Указом от декабря 1715 г. из 5 губерний выделяются 31, 5 тыс. рабочих на строительство гаваней, а для присмотра за работами было приказано прибыть на остров и губернаторам: азовскому, архангельскому, казанскому, московскому и нижегородскому. В 1717 г. руководство строительством передали сенатору М. М. Самарину.
Строительство велось несколько лет, но уже в 1719 г. в котлинский порт из Европы пришло около ста торговых судов. С 1719 г. по мере готовности отдельных гаваней, их стали вооружать пушками. В 1723 г. завершена чистая отлека последней гавани - Военной. В дальнейшем продолжаются работы по оборудованию гаваней для приема и обслуживания военных и торговых кораблей.

 

Рос и российский флот, военный и коммерческий. Петра очень беспокоило отсутствие на Балтике хорошей ремонтной базы для флота. Возникла идея ремонтировать и строить новые корабли на Котлине, для этого нужны были доки, эллинги, мастерские.

По Петровскому плану города, утверденному в 1721 г., внутренняя территория главной крепости прорезана четырьмя каналами. Основной композиционной осью является канал, идущий от гавани на север острова, второй канал идет перпендикулярно первому. В восточной части южного (второго) канала был запроектирован бассейн с шестью доками по сторонам и бассейн для хранения лесных материалов. По каналам свободно должны были проходить самые большие корабли.


Весной 1719 г. начали копать первый канал с бассейном и доками. Работу круглый год вели 3 тыс. человек, присланные из разных губерний, поод наблюдением М. М. Самарина, затем адмирала П. И. Сиверса, работами руководил Э. Лейн. Копали канал на всем протяжении от морского берега до пруда, а аткже пруд и котлованы для шести доков. Канал, доки и эллинги действовали уже в 1724 г., когда за один месяц было отремонтироно 10 линейных кораблей и фрегатов. Но строительство продолжалось еще много лет.
В доке, сооруженном по плану Петра I, одновременно могли стать на ремонт более 10 судов. Был изобретен новый способ для осущения дока: вырыли глубокий бассейн, соединенный шлюзами с доком. Когда в док вводили судно, шлюзы открывали, и вода за несколько часов самотеком уходила в бассейн. За время ремонта судна воду из бассейна выливали с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы.


Размеры дока-канала: 20 м в ширину и свыше 300 м в длину. Реконструированный, усовершенствованный, но в основе - тот же самый, Петровский док служил до последнего времени.

([163]. С.30-47, [160]. C.10-15, Mary)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 25.07.15

23 января 1725 г. Петр I умер. За время последующих междуусобиц строительство на Котлине практически не велось, лишь крайне медленно продолжались работы по облицовке камнем стен каналов и доков.
В 1734 (1739?) г. главным командиром конторы кронштадтских строений и канала был назначен инж. Иоганн Людвиг фон Люберас. С его приходом продолжилось строительсво док-канала. Люберас предложил воспользоваться уже готовым доком, который требовалось оборудовать стапелем для ремонта кораблей, и отказаться от устройства доков у бассейна.


Свою роль в строительстве канала сыграл и Андрей Константинович Нардов. Еще с Петром I работал он над чертежами и док-канала, и его механизмов. В 1747 г. Нардов прибыл в Кронштадт, чтобы ускорить строительство. Самое важное изобретение Нардова - три пары двойных шлюзовых ворот, главный механизм док-канала. Эти ворота надежно перекрывали воду, были прочны и легки в управлении. В конструкции главного механизма канала Нардов впервые в России использовал латунь, построил машину для шлифовки и сверления камня, грузовой транспортер, предложил свой метод сопряжения деревянных брусьев.

Работы предполагалось выполнить в три года, но они растянулись. В 1750 г. приступили к работам по расширению бассейна, а котлованы начатых доков были засыпаны.


30 июля 1752 г. состоялось торжественное открытие док-канала. На церемонии было объявлено, что каналу присваивается имя Петра Великого. Общая длина канала от устья до конца бассейна 2 км 240 м. Стены канала и дамбы сделаны из тесанного камня, укрепленного металлическими скобами, и залиты цементом особого соства. В устье канала имелось два батопрта, с помощью которых морская часть канла содержалась сухой во время работ. 1 августа 1752 г. в док вошел первый корабль.


В 1755 г. главным командиром "устроения канала и доков" в Кронштадте был назначен Абрам Петрович Ганнибал. Вплоть до ухода в отставку в 1762 г. Ганнибал руководил всеми фортификационными и гидротехническими работами на Котлине. Петровский док-канал он довел до совершенства.

В ночь на 7 ноября 1824 г. произошла сильная бура и наводнение. Вода поднялась на 3 м 71 см. и затопила почти весь остров. Частные дома были разрушены, гавани и канал были повреждены.

([163]. С.30-47, [160]. С.32-33, Mary)

 

В 1841 г., в царствование Николая I, был построен второй док, названный Николаевским.

В середине XIX в. в России завершилась эпоха парусного флота и началась эпоха  стальных винтовых кораблей с паровыми двигательными установками. Началось строительство броненосцев, крейсеров и линейных кораблей. Эксплуатация таких кораблей требовала специальной судоремонтной базы.

В 1858 г. в Кронштадте был открыт Пароходный завод. Было построено еще 3 больших дока: в 1876 - Александровский, в 1896 - Константиновский, в 1913 - Алексеевский.

  ([168]. С.94-95))

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Наталия, 25.07.15

Памятник архитектуры Федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб.               (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (Постановление...", с. 20-21)

24 комментария
5080 просмотров
Добавил: Mary, 25 Января 2012, 01:59
Редактировано: 8 Мая 2022, 09:46
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house19680.html' target='_blank'>Адмиралтейство . Канал им. Петра Великого с гидротехническими сооружениями на Citywalls.ru</a>
Всего 24 комментария
  • 28 Февраля 2012, 17:06

    Очень много орфографических ошибок.

    Морская часть канала адреса не имеет, как и другие реки и каналы.

  • 28 Февраля 2012, 17:18

    Текст слишком большой и растянутый. Там многие вещи можно обозначить, не выделяя в особые фразы.

    Чистить в таком виде жалко времени.

  • 2 Марта 2016, 23:05

    Об идее устройства музея в Петровском доке http://kanoner.com/2016/02/16/149154/

    Впрочем это больше похоже на утопию.

    Мне некоторое время назад попалась информацию об этом  в бесплатной газете "Мой район", но там кроме изложения были высказаны и мнения, что денег опять не будет.  А в нашей нынешней финансовой ситуации тем более. А жаль - ведь в других городах такие  сооружения вписываются в жизнь - в Роттердаме  целый  музей с разной портовой техникой, в Дюссельдорфекраны, кнехты и другие "артефакты"  остались  на месте, когда старый порт переделали в деловой район.

  • 12 Октября 2022, 09:05

    По тем временам это было инновационное гидротехническое сооружение. В начале 18 в. в Европе существовали доки для ремонта кораблей, однако, непосредственно к ремонту судна можно было приступать не раньше чем через 3-4 недели. Именно столько времени требовалось, чтобы осушить док. Петра I такая ситуация не устраивала и он самолично спроектировал док, который осушался за несколько часов! Основная идея императора: разместить ниже уровня дна дока сливной резервуар, в который вода сливалась бы самотёком. А из бассейна воду можно неспешно откачать насосом с ветряным двигателем. 

    Много фото по всему сооружению 

    https://soglas-proekt.ru/blog/Petrovskiy-dok-v-kronshtadte-grandiozniy-proekt-petra-1-kak-popast-v-dok.html

     

    Пишут, что док функционировал до 2000-х годов.

  • 12 Октября 2022, 10:16
    Ответ на "Петра I такая ситуация не устраивала и он самолично спроектировал док." от Риэлтор

     Документов, что "лично товарищ" Пётр I это спроектировал нет.

    Все исходят из нехитрой посылки, что царь влазил в любое дело.

    Встречал мнения, что это таки придумка инженера Любераса.

  • 12 Октября 2022, 10:38
    Ответ на "Документов, что "лично товарищ" Пётр I это спроект" от Chartpilot

     Но "Люберас занимался укреплением и благоустройством Кронштадта в разные периоды с 1734 по 1740 и с 1746 по 1752 годы.", а проект, видимо существовал с самого начала стр-ва?..

  • 12 Октября 2022, 12:35
    Ответ на " ...проект, видимо существовал с самого начала? " от Риэлтор

     Как говорится — спасибо за хороший вопрос!

    Проект-то был, но в каком виде?

    Конкретики бы...

     

    Не, я вовсе не хочу отбирать славу у царя-преобразователя.

    Но и не хочется такой апологетики, типа, что Пётр и рентген изобрёл!

    Он же говорил  боярам: — Я вас насквозь вижу! 😀

  • 12 Октября 2022, 13:28
    Ответ на "Как говорится — спасибо за хороший вопрос! Проект-" от Chartpilot

     Святой Иван Грозный рентген изобрёл. 

  • 12 Октября 2022, 23:42

    Вопрос действительно хороший... по поводу изобретения Петра (неважно, чьё) о быстром сливе в соседний резервуар. Но сумливаюсь я...

     

    Быстрый слив большого объёма воды - это целый водопад. На мой взгляд, стенки дока и другие деревянные конструкции будут испытывать серьёзные динамические нагрузки при высокой скорости сливаемой воды. Потоком просто сорвёт не только часть деревянных конструкций, но и стоящий в доке корабль (корабли) будет неслабо болтать. Есть и другие вопросы к этой идее. Вероятно, она имела место быть, но была ли реализована (я именно о быстром сливе)?

     

    Судя по некоторым сохранившимся старым планам Котлина, так или иначе, а напрашивается применение шлюзов и аккуратного слива. Однако, обратимся к "Вильяму нашему Шекспиру" и находим у "него" интересные идеи. 

     

    Вот, например, проект застройки Котлина 1713-1719 гг. Обратите внимание - доки запланированы на берегу, как это было в нашем Питерском Адмиралтействе, и даже в уже глубоко послепетровскую эпоху.

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1713-project/

     

    А вот Проект 1721 г., как утверждают, подписанный самим Петром. Гавани и каналы вижу, дока не вижу. Хотя в этом проекте уже намечены некие гидротехнические сооружения в восточной стороне от главного канала.

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1721/

     

    А вот любопытненько, Шведский план Кронштадта и острова Котлина 1722 года

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1722/

    Вражеская разведка постаралась. И что же мы видим. А видим мы нечто в виде розовенького прямоугольничка (может, шлюз?) на том самом месте, где теперь заслонка, отделяющая сухой Петровский док от наружного канала. 

     

    А вот План гаваней и проектированных каналов и доков на Котлине - острове. 1723 г.

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22340240

     

    И опять на шведском языке - Схематичный план Кронштадта 1725 года. Некие отстойники просматриваются в восточной части. 

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1725/

     

    Да...  Короче говоря, надо обратиться к исследованиям специальных специалистов. Лично я таковым специалистом по гидротехническим сооружениям не являюсь. Однако, видела чертёж этого дока 1774 г. Там всё тот же известный нам наружный шлюз, а вот в восточном луче крестового канала имеется водоотливная машина на конной тяге. Типа конский насос. Которая, видимо, и предназначалась для откачки воды в сливной бассейн. 😀

     

    “План стоящим кораблям в канале” (Петровского дока в Кронштадте) с изображением с правого борта четырех кораблей: “Пантелеймон”, “Езекиль, “Азия” и “Чесма”. 1777 г.

    Видно плохо, но понять можно. 

    https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=22982687

    Идея такая - напихали в док несколько кораблей, сколько влезет, спокойно воду откачали - один раз на всех, отремонтировали пучком, типа "артельно", затем спокойно набрали воды и, как гусят, выпустили на волю. Таким образом, время слива рассчитывается не на один корабль, а на все скопом. 😎

     

     

     

  • 13 Октября 2022, 00:34
    Ответ на "Вопрос действительно хороший... по поводу изобрете" от Galina Vabishchevich

     Вы слишком буквально поняли быстрый слив: открыли внутреннюю стенку шлюза и вода быстренько потекла по каналу в большой бассейн...

    Он был зарегулирован (ограничен расход воды) диаметром трубы водослива и не зависел от производительности насоса.

     

    Карты посмотрю позже, при хорошем интернете.

     

    "в восточном луче крестового канала имеется водоотливная машина на конной тяге"

    А м.б. автор чертежа нарисовал её по незнанию принципа водослива? В это время уже имелась насосная станция! 

  • 13 Октября 2022, 06:43

    Не, это я буквально написала. 

     

    А давайте прикинем. Вот размеры дока (без крестового):

    Размеры Петровского дока:

    • длина — 384 метра
    • ширина — 34 метра
    • глубина — 10 метров 

    https://kronstory.com/dostoprimechatelnosti/dok-petra-i-v-kronshtadte/

    Расчёты упростим, посчитаем, как прямоугольное сечение. Объём "под крышку" примерно 130000 кубов. Допустим, он заполнен не доверху, а только на 7 метров, тогда 91392 куба.

     

    Чтобы выпустить эту воду за 10 часов, надо пропускать больше, чем 2,5 куба в секунду. И тут одно из двух, либо большое сечение трубы, либо большая скорость потока. Чем не водопад?  

     

    А что касается насосной станции, то речь не об этой: https://www.citywalls.ru/house20310.html

    Нарисована другая, на месте между восточным лучом крестового канала и оврагом. То есть была и такая. 

    К сожалению, там нет конструкций этого "конского насоса", только место нахождения. 

  • 13 Октября 2022, 08:01
    Ответ на "Не, это я буквально написала.  А давайте при" от Galina Vabishchevich

     И после этих расчётов Вы утверждаете, что " Лично я таковым специалистом по гидротехническим сооружениям не являюсь". Не верю!

    Одна ремарка: водопад образуется при наличии перепада высот, а в нашем случае водосливная труба расположена на уровне дна докового бассейна, совпадающего с дном Петровского оврага. И при водоспуске наблюдалось только быстрое понижение уровня воды в доке.

    Наглядный пример: спуск воды из домашней ванны или кухонной раковины. Только в самом конце в районе начала трубы водослива (водоспуска) образовывается воронка, если не мешать её образованию.

     

    "что касается насосной станции, то речь не об этой..."

    Вы четко написали, и я Вас прекрасно понял! Поэтому повторяю своё предположение: автор чертежа мог не знать о нахождении в другом месте насосной станции и нарисовал её в конце докового бассейна по аналогии с другими доками с традиционным откачиванием воды.

  • 13 Октября 2022, 17:17

    Не, тот автор, какой надо автор, такой же умный, как я, и даже умнее... может даже и в несколько раз. Но это не точно. 😇

     

    В общем, я откопала "ценный веник", закинула его (их) в Петровский док:

    https://www.citywalls.ru/house19723.html

    И заодно там же в премодерацию. 

  • 14 Октября 2022, 07:39
    Ответ на "закинула его (их) в Петровский док, к" от Galina Vabishchevich

     Хорошо бы и сюда добавить и дать ссылку на полный размер, у модераторов очень много работы!

    Это основная публикация, а на чертеже несколько доков.

    Подписи на оригинале читаются?

    Из чертежа следует, что каждый из доков крест-канала осушался отдельно. У каждого свой затвор, а один даже двойной;  м.б., именно поэтому "в восточном луче крестового канала имеется водоотливная машина на конной тяге" - для одного маленького по объему дока?

     

    На мой взгляд, зря публикация разделена на несколько:

    "Это же единое сооружение — канал, система доков, овраг для слива, бассейн и водокачка!

    Без какого-то компонента оно работать не сможет." (Chartpilot)

  • 14 Октября 2022, 18:30

    Подписи читаются, но не всё, некоторые слова я недопоняла, т. к. чертёж перефотографирован, хотя и профессионально. Давайте проблемы решать по мере поступления. У меня оччччень надолго хватит козырей в рукавах. 😀

     

    Кстати, есть и свои фотки 2016 г. Петровского дока, мы туда забрались козьими тропами и там много фотографировали. 

     

    Я намеренно не тороплюсь с публикациями, т. к. Наталию грузить всеми моими потоками разума просто бесчеловечно. Сейчас, например, одна страничка в доработке, а вслед пойдёт и весь квартал, на который я собрала "досье". Потом Троицкий мост, как мы договорились, и много, чего ещё.  

  • 15 Октября 2022, 00:15
    Ответ на "Вопрос действительно хороший... по поводу изобрете" от Galina Vabishchevich

     комментарии  к картам

    1. "проект застройки Котлина 1713-1719 гг. Обратите внимание - доки запланированы на берегу"

    Это не доки, а стапели для судов разной длины. Любопытно то, что будущий Петровский канал был запроектирован до противоположного берега о-ва.

    2. ссылка ведёт не туда, правильно http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1721/

    Крепость изрезана каналами. По бокам Петровского бассейна предусмотрены 6 доков

    3. "План гаваней и проектированных каналов и доков на Котлине - острове. 1723 г."

    Эти доки были построены по бокам Петровского бассейна, т.е. осушительным он стал позднее!

  • 15 Октября 2022, 01:04

    На счёт стапелей - доков, конечно, я и имела в виду что-то типа стапелей. 

     

    На счёт всего остального - я и обращаю внимание, что надо думать и думать над всей этой историей гидротехнических сооружений, когда и кому вся эта структура пришла в голову и как она работала. Вопросов много. 

     

    Например, если корабли заводить в Петровский док, как их потом распихивать по крестообразным лучам. Их же надо разворачивать на 90 градусов. Я уж не говорю о том, что если "гребёнка" в районе Петровского бассейна - это доки, какие крошечные корытечки туда можно загнать. 

     

    Например, 54-пушечная "Полтава" имела максимальное размерение по длине около 40 метров, а "Ингерманланд" - свыше 46 метров. Средняя (не самая большая) галера - около 30 метров.

     

    При этом мы не знаем размеров дока при Петре I. То, что я давала выше - это как оно дошло до нашего времени. 

     

    Да, и вот ещё про "воздушно-конские насосы" (цитирую написанное здесь на страничке): "За время ремонта судна воду из бассейна выливали с помощью ветряных мельниц, которые приводили действие маломощные помпы".

     

    Может, наоборот? Чтобы добро (энергия воды) не пропадало, мельницы ставили. Вода льётся, колесо вращается, мельница мелет. В противном случае само название "мельница", применительно к какому-никакому насосу звучит несколько абсурдно. Конский насос надёжнее. А на рисунках кое-где мельницы действительно присутствуют.  

     

    Короче говоря - вопросы интересные. 

  • 16 Октября 2022, 20:11

    Риэлтор, а знаете, вчера утром меня посетила светлая идея.

     

    Изначально цель Петра I при построении этого разветвлённого дока (в комплексе) состояла в зимнем хранении кораблей и гребных судов, ну, разумеется, с сопутствующим необходимым ремонтом. Таким образом, нарисованная по проекту 1721 г. "гребёнка" из малых доков в восточной части этого комплекса - это "Гребной порт, литера "ноль"". 

    http://www.etomesto.ru/map-peterburg_kronstadt_1721/

     

    Я практически уверена в этом. 

     

    Кроме того, наличие внутренней гавани в виде разветвлённой сети глубоководных каналов способствовало и задачам обороны. Времена-то были неспокойные. Шведы шалили. Северная война аккурат закончилась в 1721 г. Хотя противостояние со шведами продолжалось и в дальнейшем. Тем более, что Финляндия принадлежала Швеции, а "тот" берег виден невооружённым глазом. 

     

    А так-то стоят корабли и суда во внешних гаванях, подкрадись враг, пальни зажигательным зарядом и всё, пиши пропало. Сгорит всё к чёрту, как турецкий флот в Чесме. Да... Ну, это я уже фантазирую. Но в целом сценарий возможный. А ещё более реальный сценарий - бури, шторма и наводнения, которые проще пережить в спокойной воде каналов.

     

    В общем, изначальная идея - зимнее хранение и сопутствующий ремонт судов, когда спешить некуда. Причём эта идея никак не противоречит и всему остальному, включая необходимость быстрого слива и т. д. Наоборот, он становится более актуальным, т. к. перед ледоставом желательно быстро закончить процедуру. 

     

    Наталья разместила в основную статью чертёж 1774 г. Теперь лучше можно рассмотреть: 

    https://www.citywalls.ru/photo578394.html

     

     

  • 19 Октября 2022, 07:38
  • 25 Октября 2022, 15:47
    Ответ на "Документов, что "лично товарищ" Пётр I это спроект" от Chartpilot

     исходя из последующих комментов и карт, очень похоже на легенду.

    Полноценным доком оригинальной конструкции он стал позднее, к концу 18 в.

     

    Ответ на "На счёт стапелей - доков, конечно, я и имела в вид" от Galina Vabishchevich

     "если корабли заводить в Петровский док, как их потом распихивать по крестообразным лучам. Их же надо разворачивать на 90 градусов"

    обратили внимание, что на картах углы в местах поворота каналов скошены - специально для удобства поворота кораблей сделаны. А длинные корпуса размещали в длинном прямом канале, до разветвления.

     

    Ответ на "Риэлтор, а знаете, вчера утром меня посетила светл" от Galina Vabishchevich

     Согласен с Вашей светлой идеей! А когда осуществлять плановый ремонт корпусов, если не зимой...

     

    В книге: Адмиралтейские верфи. 1704 – 1925. СПБ, изд-во Гангут. 1994 г. стр. 48 написано:

    "назначенный президентом Адмиралтейств-коллегии в 1750 г. князь М.М. Голицин из всех отраслей морского управления обращал внимание только на береговые постройки: при нём закончили строительство Кронштадского канала и обложили камнем канавы Адмиралтейства и Галерной гавани"

     

     

  • 25 Октября 2022, 17:41

    Аха. Вот и ладно.

     

    Думаю, что экскурсоводы, как втюхивали, так и будут втюхивать про Петра, как автора идеи. Но главное не это. Полагаю, что, благодяря планам разных лет и другой информации, в целом мы-то разобрались, "кто на чём стоял". 😀

  • 5 Января 2023, 01:05

    АКВАРЕЛЬ. ПЛАН КРОНШТАДТА, СОСТАВЛЕННЫЙ АДМИРАЛОМ С. К. ГРЕЙГОМ 25 МАРТА 1784 ГОДА

    https://navalmuseum.ru/collection/izo/risunok?id=1881

     

  • 5 Января 2023, 01:15

    Вот, очередной дурдом с атрибутацией. Грейг мог поставить задачу и утвердить своей подписью преподнесённый ему документ. Но составлять планы, мягко говоря, не его задача. 😀

  • 5 Января 2023, 01:54

    " Город-крепость и город-порт представляют собой единый архитектурный ансамбль, в основном сложившийся уже при Петре.

    Непосредственно от первых десятилетий XVIII века сохранились гавани, каналы, Итальянский дворец, дом Миниха, «Губернские дома», возведенные в 1717 – 1725 гг. по проекту архитектора И.Ф. Браунштейна, которые зримо воссоздают эпоху Петра. Особо следует выделить док-канал императора Петра Великого (строился с 1719 по 1752 гг.) – уникальное гидротехническое сооружение мирового значения."

    https://spbarchives.ru/1720

    Электронная выставка архивных документов

    «Красуйся, град Петров. Петербург – место памяти о Петре I»

     

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 31949
Готовится: 65
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 1270