Публикация

Доходный дом М. Е. Петровского - Музей Блока (продолжение)

Здание на карте
фото
Архитекторы: Петерсон М. Ф.
Год постройки: 1874-1876
Стиль: Эклектика

Доходный дом М. Е. Петровского

наб. р. Пряжки, 22-24 - ул. Декабристов, 57

1874-1876  - арх. Петерсон Михаил Федорович

1911  - гражд. инж.  Фанталов Александр Иванович - перестройка помещений

1914  - арх. Басин Борис Николаевич - флигель

 

    см.  Доходный дом М. Е. Петровского

 

 

Музей А. А. Блока

был открыт в 1980 г к 100-летию со дня рождения А. А. Блока. В этом  доме поэт прожил с 1912 до 1921 г., сначала в кв. 21, а после 1920 г. в кв. 23.

  • фото

    Музей-квартира Блока.
    План последней
    квартиры Блока
    на 2-м этаже

  • фото

    2 этаж. Мейерхольд с
    портрета работы
    Н. П. Ульянова

  • фото

    2 этаж. Комната
    А.А. Блока.

  • фото
  • фото
  • фото

    4 этаж. Комната А.А. Блока.
    Фото - Виктор М 11.2011.

  • фото

    Комната Л. Д.
    Фото - Анчар, 04.2018.

  • фото

    4 этаж.
    Столовая.

  • фото
  • фото
  • фото

    Переносная финская
    печь.

  • фото
  • фото

    Спальня А.А. Блока.

  • фото

    Столовая.
    Виден рис.
    "Рыбий щенок".
    Фото - Анчар, 04.2018.

В доме старом, где жил поэт

Новость эта порадует всех ленинградцев: по решению Исполкома Ленсовета в нашем городе создается мемориальная квартира-музей А. А. Блока - филиал Музея истории Ленинграда. Ее открытие будет приурочено к исполняющемуся в ноябре 1980 г. столетию со дня рождения замечательного русского поэта.

Блок был коренным жителем Петербурга - Петрограда. Последние десять лет жизни провел «в доме сером и высокому морских ворот Невы» на Офицерской улице - теперь это дом № 57 по улице Декабристов. Поселился он здесь 24 июля 1912 г. Занимал квартиру № 21 из пяти комнат на четвертом этаже. Отсюда открывался широкий вид на приморские окраины столицы с их заводами, фабриками, складами.

В марте 1920 г. поэт перебрался на второй этаж этого же дома в четырехкомнатную квартиру № 23. Здесь он и умер 7 августа 1921 г. в комнате, обращенной окнами на речку Пряжку.

В советское время дом № 57 ни разу яте перестраивался. Обе квартиры Блока почти полностью сохранили первоначальную планировку. Это обстоятельство значительно облегчит устройство музея.

У читателей может возникнуть вопрос: почему, собственно, мемориальный музей А. А. Блока будет филиалом Музея истории Ленинграда? В прошлом году музей стал обладателем исключительной по своему характеру н значению коллекции предметов рукописей, документов, иллюстраций и книг, связанных с жизнью и творчеством поэта. В своей совокупности материалы эти послужат хорошей основой для мемориала.

А началось все с того, что в конце 1940-х годов московский инженер Н. П. Ильин, страстный любитель и поклонник поэзии Блока, начал собирать все, что имело хоть какое-то отношение к поэту. В отличие от обычных коллекционеров, интересующихся лишь накоплением «единиц хранения», Ильин был коллекционером-исследователем: его привлекали не только сами вещи, но и их история, значимость в биографии Блока, сопутствовавшие им события или эпизоды. Тем самым собирательство было поставлено на научную основу. О серьезности проделанной москвичом работы можно судить хотя бы по составленному им библиографическому указателю публикаций произведений поэта, а также статей, книг и трудов о его жизни и творчестве. Указатель этот на сегодняшний день является наиболее полным.

Своеобразен и рационален был и принцип, которым руководствовался Ильин при поисках: он старался разыскать потомков родных А. А. Блока, наследников, близких друзей и знакомых. Собиратель справедливо полагал, что у этих людей могут найтись ценные и редкие материалы.

Научный сотрудник Музея истории Ленинграда Юлия Евгеньевна Галанина, занимающаяся описанием и систематизацией коллекции Н. П. Ильина, показала мне наиболее примечательные ее экспонаты.

На одной из полок шкафа, на которой аккуратно составлены в ряд здания с дарственными надписями автора - их тут около полутора десятков - мое внимание привлекли пять довольно объемистых томов в солидных кожаных переплетах, выпущенных в Петербурге в 1847-1851 года. Титульные листы гласят: «Руководство к всеобщей истории. Сочинение д-ра Фридриха Лоренца - ординарного профессора главного педагогического института». Книги эти Александр Александрович, живо интересовавшийся прошлым, штудировал особенно тщательно: в тексте масса подчеркиваний, пометок, записей, а форзацы испещрены оригинальными хронологическими таблицами, именами императоров, королей, министров. Бросается в глаза крупная и четкая надпись: «Петербург основан мая 1703 года».

Думается, что исследователь, обратившийся к этим томам, - а они пока еще не введены в научный оборот, сумеет многое узнать об отношении Блока к истории, о том, какие ее периоды и события занимали поэта более всего.

В папках - автографы Блока, обширная переписка его родственников - семейства Бекетовых, рукописи А. Куприна, М. Шагинян, артистов О. Гзовской, В. Качалова и других видных деятелей литературы и искусства. Много материалов по культурной жизни Петербурга - Петрограда 1900 - 1920-х годов. Несколько полок занимает коллекция всех прижизненных изданий произведений А. А. Блока. Книги, как правило, в идеальном состоянии, непременно в издательских переплетах. Особый раздел собрания Ильина - многочисленные газетные вырезки с первыми публикациями стихотворений поэта.

Уникальный экспонат — выполненная в 1915 году известным впоследствии советским художником Н. Куприяновым рукописная книга с текстом драмы «Гроза и крест». Они предназначались в подарок автору.

Невелика по объему, но любопытна коллекция старых афиш. Вот, к примеру, одна из них: «В помещении вольной философской ассоциации (Чернышева площадь, дом № 2, подъезд № 1) в четверг 29 июля 1920 года состоится вечер Александра Блока по следующей программе: Р. В. Иванов-Разумник скажет вступительное слово. Александр Блок прочтет: 1) поэму «Возмездие» и 2) стихи».

Обогатят будущую литературную экспозицию квартиры-музея иллюстрация к первым изданиям произведений поэта. Среди них рисунки художников Ю. Анненкова, В. Замирайло, Л. Жегина, гравюры Н. Дмитриевского к «Двенадцати», причем в собрании оказались и доски от гравюр. Большую ценность представляют оригинал и вариант обложки к «Возмездию» работы В. Замирайло.

Из семейства родственников отчима поэта - Кублицких-Пиоттух ведут свое происхождение около пятидесяти старинных рамок для фотографических карточек, из семьи близкого друга А. А. Блока петербуржца Е. П. Иванова - «рыжего Жени» - пятнадцать рамок с фотографиями поэта и его родных.

А теперь - о «самом-самом». Мебель и предметы бытового обихода из семейств Блоков, Бекетовых и Кублицких-Пиоттух. Чайная посуда. Образцы рукоделия, которым увлекалась мать Блока - Александра Андреевна: рубашка, вышитая ею для сына, салфетка, отделанная кружевами. Ее черное платье, расшитое стеклярусом.

С особым волнением берешь в руки черепаховый с монограммой «АБ» портсигар поэта, его запонки из хрусталя и хризопраза, пепельницы, которыми он пользовался. Одна из них - литая чугунная, другая - из латуни со стеклом.

Все это и многое другое (в коллекции Ильина около четыpeх тысяч единиц хранения) вернется через два года в дом близ Пряжки, где жил поэт. Возвратится сюда и обстановка квартиры А. А. Блока, которая хранится в Музее института русской литературы Академии наук СССР (Пушкинский дом).

К существующим в нашем городе квартирам-музеям великих русских поэтов А. С. Пушкина и Н. А. Некрасова прибавится еще одна - А А. Блока, и тысячи почитателей его таланта проложат к ней широкую «народную тропу».

(Б. Метлицкая «Вечерний Ленинград» от 25.09.1978 г.; добавил::   lenarch)

 

  • фото

    Макет дома Бекетовых
    в Шахматове до
    перестройки 1910 г.

  • фото

    4 этаж. Вид из окна.

  • фото
  • фото

    4 этаж. Кабинет
    А.А.Блока.

  • фото

    Фото - Виктор М
    11.2011.

  • фото

    Кабинет А. А. Блока
    ото - Liz 2010

  • фото

    Письменный стол Блока
    в его кабинете.

  • фото

    Бронзовая накладка
    на книжном шкафу.
    Фото - Анчар, 04.2018.

  • фото

    2 этаж.
    Комната А.А. Блока

  • фото


  • фото


  • фото


  • фото


  • фото

    4 этаж.
    Кабинет А.А. Блока

  • фото


  • фото


  • фото


  • фото


  • фото

    4 этаж. Коридор
    в музей-квартире.
    Этот аппарат не имел
    отношения к Блоку

  • фото

    4 этаж. Коридор в
    музей-квартире Блока

  • фото


  • фото


  • фото

    4 этаж.
    Столовая

  • фото
  • фото

    Столовая. Переносная
    финская печь

  • фото
  • фото
  • фото

    4 этаж.
    Столовая

  • фото


  • фото

    4 этаж.
    Спальня А.А. Блока

  • фото
  • фото
  • фото

    4 этаж.
    Комната Л.Д. Блок

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    2 этаж.
    Мебель из Шахматова

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    4 этаж.
    Спальня А.А. Блока

  • фото

    В парадной Блока
    Фото - Виктор М
    11.2011.

  • фото

    Лестница в парадной
    Фото - Tanja

13 комментариев
7509 просмотров
Добавил: Mary, 27 Июля 2008, 16:47
Редактировано: 10 Июля 2020, 18:16
Оцените:
(15 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house18968.html' target='_blank'>Доходный дом М. Е. Петровского - Музей Блока (продолжение) на Citywalls.ru</a>
Всего 13 комментариев
  • 18 Августа 2017, 14:25
    Ответ на "А в Пенатах есть клеймо? Я не помню, чтобы озвучив" от Liz

    У меня такие же изразцы от такой же печки, зеленые. На них клеймо Wiborg. Андрей Роденков считает, что и печь изготовлена на Выборгском заводе.

     

  • 18 Августа 2017, 16:39
    Ответ на "Все печи в Пенатах воссозданы в послевоенные годы." от Виктор М

    Именно эта печь, как утверждают сотрудницы Пенат, подлинная, эвакуированная и возвращенная.

     

    Сравните:

     

     

     

    А вот мой изразец:

     

     

     

    Собственно, даже не важно, подлинная ли у Репина печь - она по-любому такая же, как у Блока.

  • 18 Августа 2017, 21:58

    У Репина некоторое подозрение вызывают филенки под крышкой: уж больно простоватые дырочки по сравнению с блоковской. У репинской крышка мраморная? У блоковской выглядит как неродная, она лежит (лежала, во всяком случае) свободно.

  • 20 Августа 2017, 02:57
    Ответ на "У Репина некоторое подозрение вызывают филенки под" от Liz

    Ну как простоватые? Одни круглые, другие квадратные. Примерно одно и то же. Крышки мраморные и там, и там. В Пенатах есть наверху похожие печи, тоже с мраморными крышками, только они полностью облицованы изразцами. Нет, подлинность печей у меня сомнений не вызывает. У них даже дверцы одинаковые. Кстати, нет ли на дверцах клейм?

  • 20 Августа 2017, 19:02
    Ответ на "Ну как простоватые? Одни круглые, другие квадратны" от Osbourne

     У блоковской клейма на дверце как будто нет, иначе я бы видела.

    Насчет дырок не соглашусь. У блоковской не просто квадратные, но образующие характерный для модерна рисунок, чего не скажешь о круглых, на репинской, которые, мне кажется, не несут никакой стилевой нагрузки.

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 28808
Готовится: 299
Посетители
Гостей: 296
Всего сегодня: 5097