Публикация
Римско-католический собор Св. Екатерины - Базилика Святой Екатерины АлександрийскойНевский пр., 32А
Фото - Сергей Васильев. 2008 г. Римско-католический собор Св. Екатерины Барокко Пам. арх. (федеральн.) 1751-1753 - арх. Трезини Пьетро Антонио (проект). 1763-1766 (?) - арх. Валлен-Деламот Жан Батист - начало строительства 1779-1783 - Ринальди Антонио - продолжение строительства, упрощение проекта, И. Минчаки - окончание строительства
Базилика Святой Екатерины Александрийской (с 21.06.2013)
см.
* Так должна была выглядеть церковь с домами при ней по первоначальному проекту Пьетро Антонио Трезини. Чертеж из коллекции Ф.-В.Берхгольца (И.Г.Котельникова. Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова. Ю.М.Денисов. Приложение к альбому "Панорама Невского проспекта В.С.Садовникова". Л., "Аврора", 1974). Подпись на немецком языке: "Elevation der Catholischen Kirche, in St. Petersburg mit denen Häusern vor die Christlichen Benedictiner Mönchen". (Фасад католической церкви в Санкт-Петербурге с принадлежащими ей домами для христианских бенедиктинских монахов) . Кстати, коллекция Берхгольца датируется 1740-ми годами, и проект П.-А.Трезини появился не в 1751-1753 г., а немного раньше. (добавил: ** Божерянов И. Н. Гнвский проспект. Культурно-исторический очерк. Т. 1-2. Юбилейн. изд. Поставщика двора ЕИВ П.И. Вильборга. 1902.
Участок земли по Невскому пр. был получен католической общиной в 1738 г. по указу Анны Иоанновны. На участке был построен временный молитвенный дом. В 1739 г. арх. П. А. Трезини составил проект каменной церкви в глубине участка с двумя симметричными домами, выходящими на красную линию и соединенными арками с собором. Проект не был осуществлен, но общая планировка участка была сохранена. Новый проект собора выполнил арх. Ж. Б. Валлен-Деламот. Его собор напоминал триумфальную арку со скульптурами наверху. Строительство было начато в 1763 г. и было приостановлено в середине 1760-х гг. С 1779 г. работы возобновились под руководством А. Ринальди, который упростил проект. Закончил строительство И. Минчаки.
В плане здание представляет собой латинский крест. В центре главного фасада огромная арочная ниша с двумя колоннами.
Живописное оформление интерьера церкви выполнил Д. Валериани, скульптурные композиции - А. Альбани. Надпись над входом в костел - Domus mea domus orationis / [M]ath: XXI cap[ut] / Anno Domini MDCCLXXXII. Die (Храм мой храм молитвы наречется. Мф. 21. Лето Господне 1782). ([
По поручению Администрации Римско-Католической церкви Св. Екатерины, Общество Гражданских Инженеров и Польское общество любителей изящных искусств объявило конкурс на составление эскизных планов (фасадов не требуется) застройки всего места, принадлежащего церкви и выходящего с одной стороны на Невский проспект, а с другой на Итальянскую улицу. За исключением церкви с боковыми арками, все здания предназначены к сломке и на их месте необходимо возвести: мужскую гимназию, женскую гимназию с интернатом, монастырские помещения, здание администрации, концертный зал, гимнастический зал, электрич. станцию. магазины, торговые помещения и частные квартиры. Необходимо представить только эскизы в масштабе 1/4 дюйма на сажень. Срок представления проектов в Общество Гражданских Инженеров 15 мая в 3 часа дня. Премий пять: 1-я - 1200 руб., 2-я - 800 руб., 3 я - 500 руб., 4-я и 5 я по 250 рублей. Программу можно получить в Обществе Архитекторов (Мойка 83) и в Обществе Гражданских Инженеров (Серпуховская 10) - лично, или по почте за одну 7 коп. марку. («Зодчий», 1908, Вып. 7, С. 61, По конкурсу на составление эскизных проектов застройки места, принадлежащего церкви Св. Екатерины на Невском, объявленному Обществом Гражд. Инженеров совместно с польским Обществом Любителей Изящных Искусств, в половине июня состоялось присуждение премий. Первая премия присуждена архитектору А. Л. Лишневскому. 2-ая премия - студенту Инст. Гражд. Инж. Сикорскому, 3-я премия - И. В. Падлевскому, 4-я премия - А. И. Клейну и 5-я премия - М. С. Лялевичу. (М. Перетяткович. «Зодчий», 1908, Вып. 32, С. 298, Церковь была закрыта в 1938 г., использовалась как склад.
Петербургская католическая община, в которую входили итальянцы, французы, поляки, получила этот участок по указу Анны Иоанновны в 1738 г. и сначала выстроила на нем временный деревянный молитвенный дом. В 1739 г. архитектор П. А. Трезини составил проект каменной церкви, расположенной в глубине участка, с двумя симметричными домами, выходящими на красную линию проспекта. Ансамбль был задуман в формах развитого барокко. Проект костела не был осуществлен, но прием соединения тождественных трехэтажных домов с храмом высокими арками реализован впоследствии... Главный католический храм Петербурга - собор Святой Екатерины - возведен в 1763-1782 г. Новый проект разработал в 1761-1762 гг. Ж.-Б. Валлен-Деламот. Задуманная им композиция напоминала триумфальную арку со скульптурными группами вверху и двумя одноярусными башнями-звонницами и была выдержана в духе барокко. Начатое по этому проекту строительство было прервано в середине 1760-х гг.. Работы с 1779 г. возобновил архитектор, синдик этой церкви А. Ринальди, который несколько упростил замысел Валлен-Деламота. Он отказался от башен и сложных скульптурных групп, более строгим сделал рисунок фасада. После отъезда Ринальди за границу строительство завершил Д. Минчаки. Здание отодвинуто в глубину участка, как и предлагал Трезини. В плане собор представляет собой латинский крест, над средокрестием высится крупный купол на мощном барабане. В центре главного фасада – гигантская арочная ниша с двумя колоннами. Этот мотив сходен с аркой Новой Голландии Валлен-Деламота и вместе с тем вызывает ассоциации с сооружениями итальянского ренессанса. Ясность членений, слитность ордера со стеной, обработка поверхности большими плоскими впадинами типичны для раннего петербургского классицизма. О барокко напоминают криволинейные очертания окон и наличников, полные динамики статуи евангелистов на парапете. Изысканное оформление фасада включает так называемый «цветок Ринальди» - своеобразный автограф зодчего. Пилястры и трехчетвертные колонны композитного ордера организуют построение внутреннего пространства. Живопись была исполнена Д. Валериани, рельефные композиции - скульптором К. Альбани. В 1897 г. создана новая роспись по эскизам архитектора Г. Д. Гримма и установлены витражи рижской мастерской Э. Тоде. Зал костела с органом славился своей акустикой. Церковью сначала управляли бенедиктинцы, в начале XIX века - иезуиты, в 1816-1898 гг. - доминиканцы. Ее посещали гости столицы: А. Мицкевич, О. де Бальзак, Т. Готье, А. Дюма, Ф. Лист, Ж. де Местр. Незадолго до гибели А.С. Пушкина в январе 1837 г. здесь венчались Ж. Ш. Дантес и Е. Н. Гончарова. В костеле были погребены: в 1798 г. - последний польский король Станислав Август Понятовский, отрекшийся от престола после третьего раздела Польши в 1795 г. и живший последние свои годы в России (в 1938 г. прах короля перевезли в Польшу); в 1813 г. - французский генерал Ж. В. Моро, участник похода против Наполеона. В 1858 г. состоялось отпевание архитектора О. Монферрана... Церковь была закрыта в 1938 г. и затем использовалась под склады. Здесь же работала дирекция Музея истории религии и атеизма. В 1970 г. началась реставрация здания (по проекту архитектора А. И. Тараненко), в нем предполагалось создать органный зал филармонии. Однако пожар 1984 г. уничтожил всю сохранившуюся внутреннюю отделку. В 1992 г. храм передали римско-католическому религиозному объединению. Восстановительные работы велись по проекту польских «Мастерских реставрации старины». Ремонт фасадов выполнили ГП «Фасадреставрация» и ЗАО «Ремфасад». Воссозданием интерьера в течение десяти последних лет занимались Институт «Ленпроектреставрация», фирмы: «Пассим», «Прометей», «Водолей плюс» и «Лапин интерпрайз». Основные работы закончены осенью 2008 г. (Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил:
* А за забором - внутри этого внутреннего двора - вот такой чудесный ухоженный дворик-садик с детской площадкой и статуей Мадонны (справа). Вход в этот дворик, как я поняла, только из двери в дворовом корпусе (дверь за кадром справа), и гуляют здесь, похоже, только ученики воскресной школы при церкви. А в начале 1980-х здесь заливали каток, и я через эту дверь водила дочку на занятия фигурным катанием. А ещё раньше это был двор ремесленного училища, а до того, вероятно, двор одной из школ при костёле, в корпусе слева. А справа и прямо - окна жилых помещений.(бывших монашеских келий). Там и сейчас ещё осталось несколько жилых квартир, насколько мне известно. (
В конце 1970-х гг. храм передали в ведение Ленинградской филармонии для организации органного зала. Был сделан проект приспособления храма, поставлены леса. Но работы затянулись. А в 1984 г. сильный пожар разрушил все внутреннее убранство здания.
1992 - храм возвратили Католической церкви, начался ремонт и реставрация 1998 - после реставрации открыта часовня Божией Матери 2000 - освящена алтарная часть храма 2003 - открыт трансепт и вход с Невского проспекта 2008 - отреставрирован и освящен главный неф храма
Восстановленный интерьер производит удивительное впечатление. Лишенное прежних росписей, витражей, мраморных алтарей и других утраченных деталей обстановки пространство воспринимается особенно цельно и ясно. Обращает на себя внимание правый алтарь трансепта. На стене зондажом оставлен только его силует и некоторые сохранившиеся после пожара камни. А на фоне голого кирпича повешено старинное распятие, спасенное во время закрытия храма в 1938 г. прихожанкой Софьей Степулковской. Подробно об истории храма можно прочесть в книге искусствоведа и реставратора Ромуальды Ханковской "Храм святой Екатерины в Санкт-Петербурге", СПб, 2001. (добавил -
По проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота на аттике над центральной частью фасада предполагалось установить скульптурную группу из двух ангелов, поддерживающих крест, а на фланкирующих башенках - статуи святых. Арх. А. Ринальди завершил здание прямоугольным аттиком на котором были установлены скульптуры четырёх Евангелистов - Св. Иоанна, Св. Луки, Св. Матфея и Св. Марка, а по центральной оси - скульптурная композиция «Поклонение Кресту». Эта композиция перекликается с решением, предложенным Ж.-Б. Валлен-Деламотом, однако отличается большей композиционной завершённостью. Скульптуры выполнены из белого мрамора. Композиция «Поклонение Кресту» состоит из двух коленопреклонённых ангелов, один из которых держит крест, и двух херувимов у основания креста. Крест стальной кованый с позолоченной облицовкой из цветного металла (медь). Скульптуры Евангелистов размещены попарно над углами ризалитов главного фасада. Авторство и время выполнения статуй не определены. Они были установлены одновременно, вероятно, в 1799-1780 годах при устройстве стропил и возведении купола храма, однако художественное решение центральной группы и фигур четырёх Евангелистов различно. Композиция «Поклонение Кресту» выполнена в характере барокко, стилистика скульптур Евангелистов позволяет отнести их к эпохе классицизма (сайт Благовест-инфо blagovest-info.ru 14.12.2017) "Украшавшие храм статуи предположительно итальянской работы, - рассказала представитель храма Анастасия Медведева. - Они были изготовлены во второй половине XVIII в. и с тех пор ни разу не покидали крышу нашей базилики. Не были сняты после закрытия церкви, пережили блокаду, устояли при пожаре, зимой и летом глядя с 24-метровой высоты на главную улицу города. За прошедшие века мраморные евангелисты и ангелы серьезно пострадали от времени и климата. Ангелочки лишились пальцев рук и ног, перьев на крыльях, сгладились черты лиц и детали одеяний евангелистов, а у апостола Иоанна оказалась утраченной кисть правой руки." (из статьи Оксаны Ермошиной "Крышу базилики на Невском проспекте покинули ангелы", "Вечерний Петербург" №186 (25455) от 12.10.2015) В 2014 г. для решения вопроса о копировании скульптур был созван реставрационный совет с участием специалистов КГИОП, Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея, члены которого единодушно пришли к выводу, что дальнейшее пребывание подлинных скульптур на открытом воздухе невозможно, поскольку деструкция мрамора увеличивается вследствие влияния климата и агрессивной атмосферной среды. Все основные параметры скульптур (высота, ширина, толщина), а также все нюансы авторской пластики и даже выветренность исторического камня перешли в копии. Для того чтобы избежать передачи значительных дефектов поверхности и многочисленных утрат с поверхности оригинала была применена так называемая «двойная формовка». Работы выполняли специалисты ООО «РМ «Наследие». Копии скульптур святых Евангелистов Матфея, Марка, Луки и Иоанна начали устанавливать на аттик храма 14 декабря 2017 г. На следующий день намечался монтаж на аттик центральной скульптурной группы «Поклонение Кресту» (сайт КГИОП kgiop.gov.spb.ru 14.12.2017) (Добавил:
Включением в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, находящихся в г. Санкт-Петербурге, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2001 № 527 30 комментариев
23081 просмотр Добавил: Mary, 2 Октября 2008, 02:10
Редактировано: 25 Мая 2024, 15:01
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1853.html' target='_blank'>Римско-католический собор Св. Екатерины - Базилика Святой Екатерины Александрийской на Citywalls.ru</a>
Всего 30 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32287
Готовится: 83
Улицы: 2706
Архитекторы: 4145
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14350
Всего сегодня: 605
|
Сурикатик, а откуда код берете, расскажете?