Публикация
Немецкая евангелическая лютеранская церковь Святого ПетраНемецкая евангелическая лютеранская церковь Святого Петра поздний классицизм в сочетании с романским
1728-1730 - военн. инж. Миних Бурхард Христофор при участии Д. Трезини 1833-1838 - арх. Брюллов Александр Павлович 1883 - арх. Цолликофер Георг Рупрехт 1910-1911 - арх. Бернгард Рудольф Богданович - техническая реставрация 1895-1896 - арх. Месмахер Максимилиан Егорович - переделка интерьеров
Бассейн Балтийского морского пароходства 1956-1963 - Ленпроект, арх. Изоитко А. П., инж. Онежский Л. Ф.
Евангелическая лютеранская церковь Святого Петра 1992-1997 - реставрация, реконструкция
29 октября 2021 г. на башни Петрикирхе в Петербурге вернули копии утраченных часов спустя 19 лет.
С 1704 г. богослужения лютеранско-реформатского прихода проходили в большом зале дома вице-адмирала Корнелиуса Крюйса, находившемся на берегу Невы. В 1708 г. адмирал построил во дворе небольшую деревянную церковь апостола Петра в форме креста, увенчанную башней. С 1719 г. службы проходили в новом доме Крюйса на углу Невского пр. и наб. Мойки. Число прихожан постоянно увеличивалось, требовалось строительство каменной церкви.
В 1727 г. по ходатайству Б. Х. Миниха и при поддержке А.И. Остермана разрешение на строительство было получено. На участке, подаренном лютеранской общине императором Петром II, 29 июня 1728 г. была заложена церковь. Строилась она по проекту Миниха. Сбор средств на строительство и последующую отделку проводился во многих протестантских странах. Освящение состоялось 14 июня 1730 г. в день 200-летия Аугсбургского исповедания. Окончательная отделка под руководством И. Я. Шумахера была завершена в 1738г.
Это была двухэтажная базилика с башней, частью деревянной, возвышающейся над входом с южной стороны. Внутри храма стены были выкрашены в синий цвет, отдельные части алтаря, кафедры, органа, капители колонн были вызолочены, скамьи окрашены в красный с синим цвет. Пышный двухъярусный алтарь был украшен скульптурой, в том числе ангелами, работы И. Ф. Дункера. Интерьеры также украшала живопись Иоганна Гзеля на сюжеты Нового Завета. Орган был изготовлен мастером И. Г. Иоахимом из Митавы.
Со стороны алтаря к церкви пристроили каменную капеллу-покойницкую.
К началу XIX в. церковь обветшала и стала мала. В 1833 г. здание было снесено под строительство нового храма. Мраморные изваяния апостолов Петра и Павла выполнены А. Трискорни по моделям Б. Торвальдсена, горельефы евангелистов над аркадой - Т. Н. Жаком, фигура ангела - И. Германом.
В 1851 г. в центральном портале были сделаны дубовые двери по рисунку Г. Э. Боссе (?), т. о открытый притвор превратился в вестибюль. ЦГИА СПБ, Ф. 708, Оп. 1, Д. 192. - Чертежи входных дверей за подписью Ю.Ф. Бруни. ( Церковный зал разделен четырьмя гранитными столбами на три нефа. Три яруса боковых галерей опирались на тонкие чугунные колонны и были оформлены чугунными решетками. Интерьер по эскизам Брюллова расписал И. Дроллингер, а резные работы выполнил П. Кретан. В центре алтаря находилась картина К. П. Брюллова «Распятие». Здесь же была помещена перенесенная из старой церкви картина на дереве «Иисус с Фомой Неверующим и учениками», приписываемая Гансу Гольбейну Младшему. В 1864-1871 гг. церковь была украшена шестью написанными на стекле витражами, четыре из которых выполнил С. Кельнер. В 1840 г. в храме установили орган фирмы Walcker из Людвигсбурга. П. И. Чайковский занимался у церковного органиста.
В 1883 г.храм подвергся первому серьезному ремонту: по проекту А. И. Кракау деревянные стропила заменили на металлические. В 1895-1897 гг. интерьеры были заново отделаны в «готическом стиле» арх. М. Е. Месмахером. На галереях вместо решеток сделали резные дубовые ограждения. Органный хор расширили и пристроили к нему деревянный балкон на консолях. По сторонам главного входа в зал устроили две боковые двери, заменили оконные переплеты и лестницы. (по материалам [
* Плавательный бассейн "Водник" (Бассейн плавательной базы Балтийского морского пароходства), Невский пр., 22-24
Обширный участок по проспекту между Большой и Малой Конюшенными улицами в течение двух веков являлся главным центром немецкой колонии Петербурга. Единое огромное владение было отведено немецкой евангелическо-лютеранской общине по указу Петра II в декабре 1727 г. Ее основателем считается флотоводец К. И. Крюйс: лютеранско-реформатская церковь, открытая в 1708 г. на его подворье у Невы, стала родоначальницей протестантских храмов Петербурга, и прежде всего - немецкого. Первая из иноверческих церквей на Невском проспекте была возведена в 1728-1730 гг. под руководством военного инженера графа Б. Х. Миниха при участии первого архитектора Петербурга Д. Трезини, отделку завершил И.Я. Шумахер. Бытовало и другое название Немецкой лютеранской церкви - Петропавловская. Здание было решено по типу базилики. Фасады обработаны пилястрами и фигурными наличниками окон. Над высокой кровлей с переломом поднималась башня, завершенная восьмигранным ярусом и куполом с фонариком. Она стала первой высотной доминантой северной стороны Невского. Церковь была поставлена в глубине участка, а со стороны проспекта ее фланкировали угловые дома. В начале XIX в. органистом в церкви служил Г. Н. Гербер, ученик И.-С. Баха. За сто лет первая кирха обветшала. В 1832 г. был проведен конкурс проектов с участием архитекторов А. П. Брюллова, П. П. Жако, А. Ф. Криха, Е. Ф. Паскаля, Г. Р. Цолликофера. Существующая церковь возведена в 1833-1838 гг. А. П. Брюлловым, архитектором немецкого происхождения, ведущим мастером переходного периода от позднего классицизма к романтическому стилизаторству. Брюллов творчески использовал приемы и формы романской архитектуры, создав выразительный и характерный образ инославного храма. Главный фасад завершается двумя симметричными квадратными башнями. В четкости членений, глади стен, скупом декоре еще заметны черты классицизма. А «перспективный» портал, открытая аркада второго яруса, арочные окна и ниши, силуэт башен звонниц вызывают ассоциации с романской архитектурой. Мраморные статуи апостолов Петра и Павла перед входом изваяны итальянским мастером А. Трискорни, горельефы евангелистов над аркадой - Т. Н. Жаком, фигура ангела на парапете - И. Германом. Интерьер делился на три нефа столбами, поддерживающими крестовые своды. Введение металлических конструкций - своего рода ярусного каркаса - было новым словом в отечественном строительстве. Алтарная композиция «Распятие» была написана К. П. Брюлловым, братом архитектора. Роспись выполнена П. Дроллингером, резьба - П. Крейтаном. В 1864-1866 гг. созданы витражи. В церковном зале был установлен большой орган работы немецкого мастера Э. Ф. Валькера. В 1863-1865 годах П. И. Чайковский занимался у церковного органиста Г. Штиля. В 1883 г. инженером-архитектором Р. Б. Бернгардом проведена техническая реставрация. В 1895-1896 гг. архитектор М. Е. Месмахер создал новое оформление интерьера с яркой полихромной росписью. В 1937 г. церковь закрыли, а в просторном помещении устроили склад и овощехранилище. В 1956-1963 гг. по проекту архитектора А. П. Изоитко и инженера Л. Ф. Онежского в нем был сооружен плавательный бассейн Балтийского морского пароходства. С 1992 г. здание передано общине Немецкой евангелическо-лютеранской церкви России. В 1993-1997 гг. проведена частичная реставрация с консервацией бассейна и реконструкцией интерьера, почти утратившего историческую отделку (руководитель проекта - германский реставратор Ф. Венцель, работы вел архитектор И. А. Шарапан).
(Б. М. Кириков, Л. А. Кирикова, О. В. Петрова. Невский проспект. Дом за домом. - 4-е изд., перераб. - М.: Центрполиграф, 2013; добавил:
Витражи Петрикирхе Вероятно, город Св. Петра, город хранителя ключей от рая таким и должен быть - неуютным, изжёлто-серым, тоскливо-дождливым. Тем глубже хранится в его каменной душе ностальгия по противоположному. В этом смысле, сияющий прозрачными солнечными лучами витраж - не просто выразительная, одна из многих архитектурная и историческая деталь. В Санкт-Петербурге витраж становится символом городской мечты. Возможно поэтому витраж так органичен в Петербурге, так востребован им. Не случайно и само появление витражного искусства на берегах Невы. "Окно в Европу" не могло не стать витражным, Петербург с рождения был отзывчив к тому, что происходило в культуре Запада. И когда во 2-й половине XVIII столетия искусство витража обрело в западной Европе новую жизнь, оно, с некоторой задержкой, проникло и в Петербург. Вошедшие в современный краеведческий обиход сведения о витражах церкви Ап. Петра отличаются неполнотой, а порой серьёзными неточностями. Между тем витражи церкви Ап. Петра давно и достаточно тщательно описаны в издании посвящённом 200-летнему юбилею церкви, вышедшем в Петербурге в 1910 г. на немецком языке. История их такова. В 1964 г. два члена церковного Совета Ад. Фр. Юнкер и Николай Штанге заказали нюрнбергскому художнику-витражисту Штефану Келльнеру парные витражи по мотивам известных работ А. Дюрера: "Св. Пётр и Св. Иоанн" и "Св. Марк и Св. Павел". Первоначально эти произведения были установлены в высоких с полуциркульными завершениями окнах по сторонам от органа, выходящих на южный парадный фасад. Несколько позднее, в 1866 г., по желанию донаторов эти витражи были перемещены вниз, в окна слева и справа от главного входа. На освободившиеся места были установлены другие работы: слева от органа - "Моисей в пустыне со змием", справа - "Иисус на масличной горе", исполненные по заказу тех же Юнкера и Штанге тем же мастером. Штефан (Иоганн Штефан) Келльнер (1812-1867) представитель прославленного семейства нюрнбергских художников-витражистов. В том же 1866 г. церковь получила в дар ещё один витраж, на этот раз на тему "Иисус проповедует ученикам" (Мф 28:16-19). Видимо по желанию дарителя, члена церковного Совета Вильгельма Пеля, витраж украшала соответствующая надпись, разумеется на немецком языке: "Идите и учите все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа". Этот витраж был установлен в третьем окне на стороне кафедры. Наконец, в 1871 г. Павел Риттер, в память о своём отце Роберте Риттере. члене Совета кирхи (1821-1839 гг.), заказал в Берлинском королевском институте живописи на стекле витраж с изображением Святого Семейства и коленопреклонённого перед Христом пастуха. Основной сюжет выполнил Г. Мартин, арабески Глински. Витраж обрёл своё место в храме напротив подаренного В. Пелем. Как известно, церковь Ап. Петра была закрыта в конце 1937 г., а в 1938 г. все предметы, представляющие художественную ценность, вывезены в Государственный Эрмитаж. В архиве которого нами обнаружен любопытный документ. Это акт Передачи (за №752 от 14 сентября 1938 г.) 6 повреждённых в деталях витражей из Музейного Фонда в Отдел Западноевропейского Искусства. Витражи обозначены в этом скупом документе, как витражные копии с картин Дюрера. Судя по размерам по крайней мере, двух из них (размеры 4-х из них не указаны) эти витражи вполне вписываются в упомянутые выше окна церкви Ап. Петра. Загадка этого документа и судьбы самих витражей главного лютеранского храма Петербурга ждёт своего разрешения. (лит.: Иванов Е. Ю., Севастьянов К. К. Витражи Петрикирхе. Der Bote/ Вестник. №3/ 1999. С. 18-19,
Кирха закрыта в конце 1937 г. Часть утвари передали в музеи. Внутренняя отделка была уничтожена в результате приспособления здания для демонстрации панорамы «Северный полюс», затем под склад.
В 1956-1963 гг. здание перепланировано под бассейн Балтийского пароходства - арх. А. П. Изоитко, инж. Л. Ф. Онежский.
В 1992 г. здание передали Евангелическо-лютеранской церкви, начались работы по реставрации и реконструкции. Освящение состоялось 16 сентября 1997 г.
(по материалам [
Модель предназначалась для показа в 1867 г. на Всемирной выставке в Париже. Отлита по обмерным чертежам Х. Х. Тацки, бывшего архитектором министерства народного просвещения, в бронзолитейной и ламповой мастерской члена Совета церкви Н.Ф.Штанге., находившейся недалеко от здания церкви, на
Здание кирхи было первым в России зданием общественного назначения, в котором были применены новые приемы каркасно-стенового строительства. Церковь была перекрыта кирпичным сводом, опирающимся на кирпичные столбы. В ее боковых нефах устроены боковые трехъярусные балконы, которые поддерживались тонкими чугунными колоннами. Балконы и чугунные столбы - прототип моногоярусного каркаса. ([
1955. Бюллетень Ленгорисполкома, № 2,1955 Передача Северо-западному речному пароходству здания по Невскому пр., 22/24. В целях улучшения учебно-тренировочной работы по плавательному спорту, Исполнительный Комитет предложил Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда передать в арендное пользование по охранно-арендному договору Северо-западному речному пароходству здание-памятник бывшей кирхи по Невскому пр., 22/24 для использования его под зимний плавательный бассейн. Проектному институту «Ленпроект» поручено в первом квартале 1955 г. разработать проектное задание на реконструкцию и приспособление здания бывшей кирхи по Невскому пр., 22/24 под зимний плавательный бассейн. (
1971: Бассейн Балтийского морского пароходства - Невский пр., 22-24 (Ленинград от А до Я. Лениздат, 1971. С. 257) 1973: Плавательный бассейн Балтийского морского пароходства - Невский пр., 22 ([ 1976: Балтийского морского пароходства плавательная учебно-производственная база - Невский пр., 22-24. (Краткий справочник ЛГТС-1976 .С. 48) 1988: База плавательная учебно-производственная Балтийского морского пароходства - Невский пр., 22-24 ([125, 213], с. 51)
Объект культурного наследия народов РФ федерального значения Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 781520400390006 (ЕГРОКН). Объект № 7810608000
67 комментариев
29954 просмотра Добавил: Mary, 29 Сентября 2008, 01:07
Редактировано: 20 Мая 2024, 22:32
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1820.html' target='_blank'>Немецкая евангелическая лютеранская церковь Святого Петра на Citywalls.ru</a>
Всего 67 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32232
Готовится: 77
Улицы: 2705
Архитекторы: 4142
Посетители
Участников: 0
Гостей: 0
Зарегистрировано: 14296
Всего сегодня: 2634
|
Почему ретроспективизм? Даже в тексте вполне внятно написано, что это поздний классицизм в сочетании с романским. Внутренняя перепланировка под бассейн не влияет на стиль здания в целом.