Публикация

Ст. Царский павильон . Вокзал - Ст. Павильон Урицкого

Здание на карте
фото
Архитекторы: Покровский В. А.
Год постройки: 1912
Стиль: Неорусский

 

Фото - Михаил М., 30.03.2000.

Ст. Царский павильон . Вокзал

Пушкин. Павильон Урицкого, 3

др. адрес - Академический пр., 35

Пам. арх. (федеральн.)

1912 - арх. Покровский В. А., при участии худ. Курилко М. И.

 

Ст. Павильон Урицкого   (1918)

Основной резиденцией Николая II стал Александровский дворец. Для удобства сообщения в 1902 г. прокладывается собственная Императорская ветка Царскосельской железной дороги через станцию Александровка. Для приема императорских поездов в с. Большое Кузьмино была построена станция Царский павильон.

Первый вокзал был деревянным. В 1912 г. он сгорел.

На его месте по проекту арх. В. А. Покровского при участии худ. М. И. Курилко возведено новое здание. Архитектура павильона перекликается с постройками Фёдоровского городка.

 

В 1918 г. станция была переименована в Павильон Урицкого. Закрыта в сердине XX в.

Императорский павильон сильно пострадал в годы ВОВ.

(Пригороды СПб. Вопросы и ответы, СПб, Паритет, 2009. С.223)

  • фото

    Фото - Михаил М., 30.03.2000.

  • фото

    Фото - Михаил М., 30.03.2000.

  • фото
  • фото

    Фото - leo 09.2011.

  • фото
  • фото

    Фасад со стороны платформы
    железной дороги

  • фото

    Cеверный торец, двери исчезли
    еще в годы перестройки
    Фото - sperling, 08.2013.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото -
    anmazarin, 08.2017

  • фото

    Вид с юга.

  • фото

    Фото - Виктор М, 11.2018.

Памятник архитектуры Федерального значения.

Постановление Правительства РФ от 10.07.2001 N 527 о Перечне объектов исторического и культурного наследия Федерального (Общероссийского) значения, находящиеся в г. СПб.   (Текст документа по состоянию на 1 марта 2008 г.)  (Постановление...", с. 29)

20 комментариев
9732 просмотра
Добавил: Mary, 27 Октября 2011, 00:30
Редактировано: 20 Ноября 2023, 12:30
Оцените:
(6 голосов)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house18281.html' target='_blank'>Ст. Царский павильон . Вокзал - Ст. Павильон Урицкого на Citywalls.ru</a>
Всего 20 комментариев
  • 30 Октября 2011, 14:34

    Одна из идей возрождения к жизни этого павильона к 300-летию ЦС была такова - довести линию новой детской желдороги сюда. Это было бы красиво, познавательно и полезно для детишек и их родителей.

    Но увы, меркантильные соображения возобладали, это дорого, т.к. трасса должна была пересекать плотно застроенный микрорайон и шоссе из г. Пушкин на Петербург. 

  • 30 Октября 2011, 14:37

    Павильон Урицкого😲

    до сих пор не переименовали этого кровососа?

  • 31 Октября 2011, 12:49

    Кое-что об Императорском павильоне можно прочитать в википедии http://ru.wikipedia.org/wiki/Императорский_павильон_(станция).

    Ссылки на  источники я там поставил.

  • 6 Июня 2012, 11:21

    Современный адрес (по РГИС) - Академический пр., 35б, лит. А.

     А Павильон Урицкого, 3 - это адрес складских корпусов по другую сторону Академического пр.

  • 7 Июня 2012, 00:20

    Есть на окраине г. Пушкина странный топонимический объект - "Павильон Урицкого". В "Реестре..." он числится как "территориальная зона", однако на номерных знаках упомянут как улица. Дома, приписанные к этой "псевдоулице", хаотично разбросаны вдоль Академического проспекта и Кузьминского шоссе. Так не пора ли дать этим домам нормальные адреса по указанным проездам и убрать с карты города этот нелепый топоним, названный в честь человека, чья деятельность вряд ли вызывает в наши дни положительные эмоции.

     

    Павильон Урицкого - это территориальная зона, возникшая из названия ж.д. станции. Примеров таких территориальных зон в Реестре много, а несколько лет назад было ещё больше.
    Интересует, почему павильон - это железнодорожная станция? История следующая.

    При царе-батюшке была такая железнодорожная ветка - Царскосельская железная дорога. На ней была самостоятельная ветка - т.н. Императорская ветка. По ней катался царь. В смысле - император. Специально, то есть, для него, была построена отдельная насыпь и отдельная ж.д. ветка. Шла эта ветка большую часть дороги параллельно основному пути Виндаво-Рыбинской железной дороги, но не доходя до собственно Царского Села уходила на запад по северной окраине города. Конечной станцией была ж.д. станция, на которой, собственно, было построено станционное здание практически рядом с Александровским парком - Царский павильон (Императорский павильон). Им тоже пользовался царь. Когда хотел на природу, так сказать, выехать. А выезжал он часто, поскольку в те времена парки Царского Села принадлежали не народу, а царю лично. Точнее, павильон как здание вокзала появился раньше, чем название станции - сначала былое деревянное здание, потом его перестроили в каменное, которое и сохранилось до наиших дней в руинированном состоянии (что не мешает ему быть охраняемым КГИОП объектом исторического наследия). Станция по наименованию здания вокзала вскоре тоже стала называться ж.д. станцией "Царский павильон". Собственно Императорская ветка на ней не заканчивалась - шла дальше в Александровскую, уходила в территорию депо со всякими ж.д. кругами и веерами (ныне там находится ж.д. завод на Кузьминском шоссе). С другой стороны завод был соединён ж.д. веткой с Варшавской железной дорогой, то есть в конечном итоге Императорская ветка была не тупиковая, а соединяла Виндаво-Рыбинскую ж.д. линию с Варшавской ж.д. линией.

    А потом грянула Революция. Железным катком она прошлась по старорежимной топонимии. Если б только ней ... там в Александровском парке, говоря, слона какого-то убили революционные матросы. В наше уже время в честь этого слона едва улицу в пос. Александровской не переименовали, но общественность выступила против. Мнение потомков слона не спрашивали. Так вот, станция "Царский павильон" тоже разумеется, попала под каток. В 1918 г. её переименовали в ж.д. станцию "Павильон Урицкого". Под этим названием она и существовала, пока существовала и действовала Императорская ветка. А действовала она долго, и только после оккупации Пушкина (Царского Села) во время Великой Отечественной войны прекратила своё существование. Говорят, сама ветка сохраналась довольно долго и после войны, пока, наконец, рельсы по её маршруту не сняли. Действовала лини ветка после войны, и, соответственно, сохранялась ли ж.д. станция "Павильон Урицкого" в тарифном руководстве - не знаю. Хотя ж.д. завод на месте депо и ветка, соединяющая его с Варшавской ж.д. линией живы по сей день. Если, конечно, действуют, а не просто существуют.

    Ну, а в более близкие нам времена память об этой ж.д. станции остаётся в наименовании территориальной зоны. Дело в том, что существует в нашем городе добрая традиция в случае, когда требуется дать адресацию домам, а рядом нет наименованных улиц, недолго думая, нумеровать дома по любому близлежащему объекту, ориентиру. Вместо адреса. Традиция такова, что если где-то самым примечательным объектом будет Большая помойка - то адреса вполне могут дать по ней: Большая Помойка, д. 1, Большая Помойка, д. 2 и т.д. Сколько таких адресаций дано по близлежащим ж.д. станциям вместе со словом "станция" в адресе. Вот, например, Станция Нева, тоже территориальная зона, такого же происхождения. В данном случае слово "станция" почему-то оказалось отброшенным, подозреваю, что из-за составного названия самой станции (два слова). Так появилась территориальная зона "Павильон Урицкого", точнее, самого понятия "территориальная зона" тогда не существовала - это новый термин - тогда были просто адреса вместо названия улицы или проезда по наименованию иного объекта. Как и когда появилась адресация по "Павильону Урицкого", я сказать затрудняюсь, поскольку не знаю, только ли после войны появились в городе такие "странные адреса", как и прочие адреса в территориальных зонах, или это практиковалось и до войны. Но, во всяком случае, это должно было произойти в период, когда ещё не была полностью ликвидирована Императорская ветка и станция на ней, но ещё нельзя было дать адреса по Кузьминскому шоссе, Петербургскому шоссе, Академическому пр. Думаю, что когда-то адресованная по павильону зона была больше и шире, чем существующий квартальчик (находящийся в стороне от собственно руины павильна). Но вот сейчас осталось то, что осталось. Эдакий топонимиический памятник абсурду адресации со столетней историей происхождения.

    Надеюсь, извините меня, что я был краток. Подробнее можно прочитать здесь: http://www.pushkin-town.net/.gazeta/3868.html

  • 7 Июня 2012, 00:21

    Спасибо за исторический экскурс. Очень интересно. Но насколько правомочно слово "улица" на табличке?

    Нисколько не правомочно. Просто адресация домов по объекту, который не является объектом УДС, обычных здоровых людей, не владеющих темой, вводит в когнитивный диссонанс. Равно и вообще отсутствие статусной части ("Павильон" пишется с большой буквы). А этот самый диссонанс рождает простейшее решение: наверное, пропущено слово "улица", надо его вернуть (ну, или ввести для того, чтобы был всегда порядок на Земле).

    Цитата:
    Как вообще должны обозначаться территориальные зоны?

    Никто не знает. Пока никто не определил это ни в каком реглументирующей нормативном акте. И не поставил вопроса о том, чтобы определить и регламентировать.

    Цитата:
    Т.З.?

    Товарный знак? Туалетная зона? Тропа закрыта? Тётя здесь? Тёща здесь???

    Цитата:
    Просто название "5,литер А, Павильон Урицкого улица" выглядит как бред не очень здорового человека.

    Как бред нездорового человека, прежде всего, выглядит постановка телеги впереди лошади номера и литеры дома перед названием улицы или объекта, по которому дом адресован, а также основной части названия улицы перед статусной частью "улица" в случае, когда основная часть дана в именительном падеже.

    Ну, а бредом не очень здорового человека является адресация по объектам, не являющимся УДС, в целом. Адреса, если кому-то сие неизвестно, даются для удобства ориентирования. То есть для тех, кто дом в реальной жизни ищет: для жителей, для почты, для такси, для милиции, для скорой помощи, для прочих граждан и т.д. А теперь представьте, что Вы приехали в Санкт-Петербург и ищите какой-то "Павильон Урицкого", который может оказаться где угодно и который не является линейны объектом? Вам помог этот адрес в ориентировании? Не проще ли тогда было вместо адреса дать адрес описанием ориентиров а-ля первая четверть XVIII века?

    Цитата:
    Вообще-то извращения начали ещё революционеры, оставив в названии станции слово павильон.

    Да-да, они там недалеко ещё слона убили, вот извращенцы! На самом деле всё просто объясняется, см ниже.

    Цитата:
    Ну назвали бы Урицкая. "Павильон Урицкого" наводит на мысли, что он любил там отдыхать или продавал там пиво-воды.

    Вообще-то чисто "революционная" топонимия (то есть в период 1918-1920-е годы) имеет тенденцию к противопоставлению старого и нового названия. То есть не просто смысловой перекрас старых названия в новые, а сугубо персональный подход к каждому топониму. Здесь ёжику понятно, что авторы переименования хотели подчёркнуть замену одной персоналии - царя Николая II - на другую - товарища Урицкого. Поэтому для целей противопоставления так и надо было: был Царский павильон, а теперь стал павильон Урицкого. Только вот сам "павильон", то есть здание Царского вокзала, при этом оказался выведен из-под удара, пострадала станция, которая впоследствии "родила" территориальную зону.

    Цитата:
    Территориальная зона этот абсурд увеличила, а улица вообще довела до какой-то крайней степени.

    Абсурд увиличила не территориальная зона, конкретная, а само их существование в Реестре, сама их выдумка и идея, обратившая их к жизни. До такой нелепой адресации в царские времена додуматься бы не смогли! Адресации, которая выхолащивает самую суть целей адресации!!!

    P.S. С учём того, что из-за перегруппировки разделов Реестра несколько лет назад в чисто территориальных зон попало некоторое количество упразднённых населённых пунктов (другая их часть попала в исторические районы при том, что сам населённый пункт сохранился без юридического статуса), не к каждой территориальной зоне в Реестре должно быть отношение как к абсолютному злу. Я по-старинке к территориальным зонам отношу, прежде всего, истинные территориальные зоны. Они должны быть переадресованы по проекздам и ликвидированы как класс. А бывшие деревни и посёлки, имеющие собственную адресацию, в разделе для территориальных зон оказалась не по своей воле. Поэтому их надо сохранить, вернув их в их бывший раздел.

    http://www.forum.aroundspb.ru/index.php?t=msg&th=13135&start=0&rid=0&S=d948edeca6d96b02b2f093afb53a383d

  • 11 Августа 2013, 23:34

    Адрес - ошибка!

    Академический пр. 35 б

  • 11 Августа 2013, 23:58

    Здание медленно, но верно разрушается...облик этих руин вызывает сожаление и ощущение безнадежности.

     

    Фасад со стороны платформы железной дороги (это моя слабость -дворы, вид сзади) :

     

     

    северный торец, двери исчезли еще в годы перестройки и с тех пор все попытки их восстановить терпят неудачу:

     

     

     

    орел чудом сохранился, вероятно долбить камень противникам царизма было лень, а без отбойного молотка тут не обойтись:  

     

  • 15 Июля 2019, 15:36

    Академический проспект, дом 35б, литера А

  • 8 Мая 2020, 04:06

    Дата съёмки: 03 мая 1980 год

    Автор съёмки: Овчинников Кирилл Владимирович

    https://spbarchives.ru/infres/-/archive/cgakffd/photo/166461?_archivestore_WAR_archivestoreportlet_archiveId=6

  • 7 Июня 2023, 09:23

    Замечательное видео Р. Баркова об истории стр-ва дороги и вокзала   https://youtu.be/h97RRGJwrqg

  • 20 Ноября 2023, 12:07
    Ответ на "Метку надо перенести на вокзал (см. Яндекс карты)" от Риэлтор

    Не понял - на какой вокзал? Там уже давным-давно нет железнодорожных путей.

     

    А перенести метку все-таки действительно надо - только не на вокзал, а ближе к Академическому проспекту - см. карту Яндекса, 59.731283, 30.384153

  • 24 Ноября 2023, 23:41

    1916 Вокзал Собственной ЕИВ железнодорожной ветки https://pastvu.com/p/258154   Отправил

  • 25 Ноября 2023, 09:18

    "К северу от станции Императорский павильон, на территории обследуемого
    участка в 1903 г. были построены «паровозно-вагонные сараи» для обслуживания
    Императорского пути и подвижных составов. В 1906 - 1908 гг. велось строительство
    «сарая» для императорского поезда и дома для ремонтных рабочих, позднее
    перестроенных в здание сварочного цеха и бывшей компрессорной завода). В 1917 г. - на
    базе «сарая» организованы мастерские по ремонту паровозов Северо-Западной железной
    дороги" (с.26) https://kgiop.gov.spb.ru/media/uploads/userfiles/2022/07/14/1_p0NclbK.pdf

     

  • 25 Ноября 2023, 09:35
    Ответ на "Не понял - на какой вокзал? Там уже давным-давно н" от S.P.

     "В конце 18 века постоянной резиденцией императора Николая II становится Александровский дворец. Тут же возникает государственная необходимость в обеспечении  транспортного сообщения между Петербургом и Царским селом для Государя и царской семьи. Имеющаяся Царскосельская ветка железной дороги была перегружена и не могла обеспечить необходимую безопасность и комфорт великосветским особам. Поэтому в 1899 г. было принято решение строить собственный императорский путь от Витебского вокзала до Александровского дворца. На это дело была выделена астрономическая суммав 4 млн. царских рублей. В 1902 г. "императорский путь" был сдан в эксплуатацию.

    Императорский вокзал, по которому мы имели честь ступать, был построен только в 1912 году, на месте сгоревшей от пожара, деревянной постройки, именуемой Императорким павильоном"  

    https://soglas-proekt.ru/blog/imperatorskiy-vokzal-v-tsarskom-sele-pushkin.html

    "В нашей фотоэкспедиции мы попытаемся найти следы исчезнувшего императорского пути. В первую очередь, интересно увидеть исторические артефакты оставшиеся с того времени. Такими артефактами, немыми свидетелями ушедшей в небытие царской железной дороги, оказались опоры железнодорожных мостов. Часть из них, в настоящее время, находятся в превосходном состоянии"

    https://soglas-proekt.ru/blog/imperatorskiy-put-tsarskaya-jheleznaya-doroga-v-pushkine.html

    Опоры моста Императорского пути железной дороги 

  • 25 Ноября 2023, 10:07

    Этой публикации на сайте не нашёл! Плохо искал?

    "И только гордо возвышается над местностью отреставрированный торец Паровозного сарая с цифрами на фронтоне “1903”, напоминая и утверждая 100-летие станции Императорский Павильон"

    https://web.archive.org/web/20170311075303/http://www.pushkin-town.net/.gazeta/3868.html

     

    несколько фото: https://wikimapia.org/32521395/ru/Паровозный-сарай-на-4-стойла-станции-Императорский-Павильон

  • 25 Ноября 2023, 18:03

    "ИМПЕРАТОРСКИЙ ВОКЗАЛ В ЦАРСКОМ СЕЛЕ
    Как известно, в августе этого года попечительским советом фонда «Царскосельский вокзал» принято решение о полном восстановлении исторического павильона в Пушкине. Именуемый Императорский (Царский) павильон, он представляет собой неиспользуемое с 1930-х гг. здание железнодорожного вокзала в узле веток Петербургско-Варшавской железной дороги и Императорской ветки...

    Основные документы о строительстве Императорского павильона находятся в федеральных архивах. Тем не менее, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга можно найти отдельные свидетельства по истории вокзала.

    Из документов фонда Канцелярии петроградского губернатора следует, что для постройки нового пути между Санкт-Петербургом и Царским Селом была куплена земля Кузьминского сельского общества, крестьянам которой в ознаменование закладки вокзала было разрешено преподнести императорской чете после первого их приезда в Царское Село икону в серебряном окладе и хлеб-соль на серебряном блюде. Обращают на себя внимание проекты металлических стропил помещения для стоянки императорских поездов на станции «Царский павильон» за 1906 г., спроектированных фирмой «Артур Коппель». Из документов фонда Северо-Западных железных дорог становится известно, что после пожара 1911 г. до возведения нового каменного вокзала в феврале того же года был введен в эксплуатацию временный павильон. Для устройства централизации стрелок и сигналов на станции «Царский павильон» в 1912 г. планировалось выделить 30 тыс. руб., однако из-за недостатка средств работы производились товариществом «Электромеханика, Гордеенко и Ко» в 1915-1916 гг. В полном объеме работы не были завершены из-за начавшейся революции 1917 г. " 

    https://vk.com/wall-221680629_30

  • 19 Мая 2024, 08:37

     Императорский (Царский) павильон закрыт футляром, инфощит отсутствует. Фото 05.2024

    Вид с Академического пр.

     

    Вид с севера

     

    Вид с востока

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32221
Готовится: 75
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 5514