Публикация
Невский театр В. А. НеметтиНевский театр В.А Неметти Модерн Чкаловский пр.,16 Утраченное здание 1902-1904 - арх. Монтаг Александр Карлович ([
Обширный участок на углу Геслеровского пер. и Большой Зелениной ул. с конца 19 в. принадлежал отставному капитану 2-го ранга В.О. Колышко. В 1898г. гражданский инженер Александр Монтанг построил угловой четырехэтажный дом (ныне Чкаловский пр.,18/14) и деревянные жилые флигели. Через несколько лет театр и сад с эстрадой, павильонами с буфетом, которыми распоряжалась жена домовладельца В.А. Неметти.
Австрийская подданая, артистка Вера Линская-Неметти была опытным и предприимчивым антрепренером. Около 15 лет она арендовала у Демидовского дома призрения трудящихся театр и сад на Офицерской ул.
В 1900 г. договор с ней был продлен, и вскоре она решила создать свой театр с садом на участке мужа на Петербургской стороне, которая начинала в ту пору бурно застраиваться.
Невский (новый Петербургский )театр Неметти был сооружен в 1902г. Отделка была окончена в 1904 г. Монтанг осуществил "интересную идею совмещения летнего и зимнего театров в одно здание при общей сцене и общих для обоих театров уборных артистов". Такое решение объяснялось прежде всего требованиями экономичности, столь важнымии для "частного предпринимателя". Металлические стропила фермы, навес летнего зала, а так же железный навес (изготовлены фирмой "Артур Коппель и Ко"), подвесной потолок зимнего зала из асбестовых досок, бетонные перегородки, несгораемые полы и потолки разных помещений обеспечивали противопожарную безопасность здания. Отделка создавалась зарубежными и петербургскими специалистами. Лепной декор фасада исполняла артель Струкова при участии венских мастеров, а интерьеры - мастерская Никольского. Электроарматура была изготовлена берлинской фабрикой "М. Край и Ко" с использованием рисунков В. Ортлиба, декоративное опалесцентное стекло - Северным стекольнным промышленным обществом . Монтанг отказлся от традиционнго типа компактного театрального здания с многоярусным залом. Броские формы раннего модерна сочетались с четкой объемной структурой, адекватно выражавшей рациональную пространственную организацию комплекса. К основной симметричной части, ядром которой служил прямоугольный зрительский зал на 800 мест с балконом, приимыкало сбоку крыло ресторана с гостинными, а с тыльной стороны сцены - летний зал со стеклянной, опиравшийся на металлические стойки и фермы. Летом ресторан обращался в проходной вестибюль с кассовым залом. Главное фойе было освещено огромным пятичастным окном трапециевидной формы. Криволенейный верхныий абрис этого стеклянного экрана отвечал пологим дугам перекрытий. Симметричные сужащиеся кверху ризалиты - полоны с лестниицами внутри были прорезаны вытянутами по вертикалии проемами.
У невского театра Неметти сложилась печальная судьба. Он просуществовал недолго. Несмотря на возможность интенсивно использоваться, он, видимо, не приносил больших доходов, и в погоне за выгодой этот прекрасный театр полностью перестроили в заурядный жилой дом.
Проект нового зданиия был утвержден 24 марта 1908 г. (по материалам [
Только в минувшем строительном сезоне закончена отделка наружного фасада построенного уже почти два года тому назад нового театра Неметти на Петербургской стороне, представленного на прилагаемом рисунке. К сожалению, узкость улицы не позволила снять фотографию с более удачного пункта. Театр построен по проекту и под наблюдением гражданского инженера А. К. Монтага, давшего интересную идею совмещения зимнего и летнего театра в одно здание, при общей сцене и общих для обоих театров уборных артистов. Такое устройство дает значительную экономию в затратах при осуществлении предприятия. Что экономическая сторона дела имеет громадное значение для частного предпринимателя, которому, прежде всего, необходимо обеспечить коммерческий успех, - всякому ясно, в особенности, если принять во внимание рискованность предприятия и многие стесняющие дело обстоятельства; поэтому естественно, что в постройке здания прежде всего должна быть соблюдена экономия, стремясь не только к отсутствию излишеств в убранстве, но и к простоте в самом приеме постройки. Прием плана театра прост и ясен из прилагаемых чертежей. Основной идеей, как уже сказано, было дать возможность пользоваться сценой и прилегающими уборными артистов, как во время зимы для закрытого театра, так и летом для садового открытого театра; при этом на лето, для прохода в сад ресторан зимнего театра обращается в проходной вестибюль и в нем располагаются кассы в виде киосков. При указанном расположении сцены и уборных артистов пол сцены сделан горизонтальным; такое устройство, не представляя никаких неудобств публике, еще раз блестяще доказало рутинность принятого приема устройства наклонного пола сцены при наклонном поле в зрительном зале. Зрительный зал на 800 челов. устроен 2-х ярусным, в виду того, что такой тип зала наиболее выгоден в отношении затрат; всякий другой тип зала, 3-х или 4-х ярусный, даже для того же количества публики влечет за собой значительные усложнения в постройке, увеличение числа лестниц, фойе и пр., а следовательно и удорожает самую постройку. Стоимость постройки нового театра выражается в сумме около 200.000 руб., не считая устройства и оборудования сцены, которое обошлось около 30.000 руб. При постройке театра было обращено особое внимание на обеспечение сцены и публики в пожарном отношении, а потому особую заботу составляло применение к различным устройствам несгораемых материалов. Все перегородки сделаны бетонные, набивным способом; потолок зрительного зала подвесной, из асбестовых досок; стропила над залом и сценой, фермы амфитеатра и над просцениумами, а также вся конструкция навеса летнего театра- металлические, исполнены фирмою Артур Коппель и К°. Во всех помещениях, предназначенных для публики, потолки и полы несгораемые, за исключением гостиных. Отопление - паровое, исполнено бывшею фирмою Висьневский и К°. Освещение - электрическое от собственной станции. Арматура для электрического освещения исполнена в Берлине фабрикою M. Kray & C°, частью по рисункам арх. А. М. Монтага, частью же, (напр. люстра в фойе) по имевшимся на фабрике рисункам W. Ortlieb’а. Лепные работы выполнены подрядчиками: Никольским - внутренние и Струковым - фасадные, при участии венских мастеров. Фасадная лепка делалась прямо на назначенных местах из того же известкового раствора, которым оштукатуривался фасад. Скромную внутреннюю отделку завершают примененные в некоторых местах декоративные рисунки из американского опалесцентного стекла, исполненные Северным Стекольно-промышл. обществом. А.-ъ. («Зодчий», 1904, Вып. 40, С. 444-445, ![]() ![]() Добавил: sangalli, 23 Марта 2011, 21:43
Редактировано: 20 Марта 2018, 10:53
Добавить название здания/год постройки/имя архитектора
Добавить текст/сообщить об ошибке в публикации Добавить фотографии в публикацию
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house17302.html' target='_blank'>Невский театр В. А. Неметти на Citywalls.ru</a>
Всего 14 комментариев
Зарегистрируйтесь,
чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
|
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32492
Готовится: 83
Улицы: 2717
Архитекторы: 4171
Посетители
Участников: 13
Гостей: 952
Зарегистрировано: 14596
Всего сегодня: 10871
|
Монтаг Александр Карлович. Здание театра В.А Неметти. Чкаловский пр.,16. 1902-1904 ([99]. С. 218).