Публикация

Дом Е. Паульсен - Доходный дом Л. М. Харламова

Дом Е. Паульсен - Доходный дом арх. Л. М. Харламова         

наб. канала Грибоедова, 109

 

Дом Е. Паульсен

1787-1788 - арх. Паульсен Г.                              классицизм

1833 - арх. Шауфельбергер Леонард  А. - расширение  (корпус, дворовый флигель)

Доходный дом

1902-1904 - арх. Харламов Леонид Михайлович - перестройка

                  включен существовавший дом             модерн

 

 

Чертежи дома К. и П. Петровых, Н. В. Дмитриева, Л. М. Харламова по наб.Екатерининского канала,109 и Театральной пл.,8  Начальная дата: 25.10.1869  Конечная дата: 13.07.1913.  (ЦГИА СПб.  Фонд 515.  Опись 4.  Дело 899)

  • фото

    1828. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1894. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    1913. План Санкт-Петербурга.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    Проект перестройки дома.
    Л. Харламов. 1902 г. [63]

  • фото

    ЦГИА СПб. Фонд 515.
    Опись 4. Дело 899

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    2022. Google - спутник.
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2023. Фрагмент схемы РГИС.

  • фото

    2023. Фрагмент схемы РГИС*
    Наименование ОКН:
    Дом Е. Паульсен (Л. М. Харламова)
    (добавил V_Malyj)

  • фото

    2023. Фрагмент схемы 2ГИС
    (добавил V_Malyj)

* Наименование ОКН: Дом Е. Паульсен (Л. М. Харламова). Датировка: кон. 18 в.; 1833; 1902 - 1904. Авторы: арх. Г. Паульсен (?);

  арх. Л. А. Шауфельбергер; гражд. инж. Л. М. Харламов. Адрес: наб. канала Грибоедова , дом 109/8, литера А. Категория охраны:

   В. Основание: Приказ председателя КГИОП № 15 от 20.02.2001.

 

В 1783 г. был построен Каменный театр. Площадь вокруг него стала называться Театральной.

Застройка площади вокруг театра осуществлялась в конце XVIII - начале XIX вв. Дома строились по проектам Комиссии о каменных строениях.

Территория вокруг театра принадлежала Морскому полковому   двору, поэтому участки раздавали преимущественно служащим Морского ведомства.

 

 

В 1786 г. участок по Театральной пл. от Никольской ул. до Екатерининского кан. был пожалован генерал-адьютанту И. П.  Балле обер-интендант Адмиралтейской коллегии, позже адмиралу и сенатору, директору Училища корабельной архитектуры.  Участок был разделен на четыре меньших участка.

Себе Бале оставил участок дома 14. Участок дома 12 был продан инструментальных дел мастеру Ф. Моргану, дома 10  - подарен сестре Юлиане (Ульяне Петровне), бывшей замужем за архитектором Карлом-Христианом Паульсеном (вторым браком Ульяна Петровна  вышла замуж за  арх.  Ивана Петровича Кребера, служившего в Управе благочиния), а участок дома 8 - в 1787 г. другой сестре - Елизавете  Паульсен, жене арх. Готлиба-Христиана Паульсена.

Дом на участке был построен  в 1787-1788 гг. по проекту владельца Г.-Х. Паульсена. В том виде  дом не сохранился. До перестройки он был оформлен рустом, тягами и трехчастными окнами с пилястрами.

Возможно, особняк Балле тоже строил  Г.-Х. Паульсен.

(по материалам статьи В. В. Антонова «Забытые зодчие Петербурга» История Петербурга № 4(20)/2004)

 

На плане 1798 г. обозначены 4 дома, обращенные главными фасадами на площадь. Все 4 дома были трехэтажными, решенными в формах русского классицизма - симметричная композиция с выделенным центром, сдержанное декоративное оформление. Первые этажи оформлены как цокольные.

 

В конце XVIII в. по проекту арх. Г. Паульсена на угловом участке сложной конфигурации было построено трехэтажное здание, к которому в 1833 г. арх. Л. А.  Шауфельбергер пристроил корпус, а рядом возвел дворовый двухэтажный флигель.

В 1902-1904 гг. гражд. инж. Харламов перестроил существовавшие на участке здания под доходный дом: старые строения выросли на три этажа, а лицевые фасады получили оформление в новом стиле; во дворе был возведен дворовый корпус.

  • фото

    Фото - yuri.sedunov
    10.2011.

  • фото

    Фасад с Театральной пл.
    Фото - люблюпитер,
    04.2022.

  • фото
  • фото

    Фото - Mary, 2008.

  • фото
  • фото

    Фото - Сергей
    Васильев, 2008.

  • фото

    Декор фасада

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - люблюпитер,
    08.2012.

  • фото

    Фото - Виктор М, 05.2016.

  • фото

    Фасад в 2-х частях
    по набережной.

  • фото
  • фото

    Фото -
    люблюпитер, 06.2022.

  • фото

    Дверь парадной №1,
    со стороны
    Театральной пл.

  • фото

    Дверь парадной №2,
    со сторона наб. канала
    Грибоедова
    Фото - Nipnip, 03.2023.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Северный фасад.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Восточный фасад.
    Вид со стороны
    наб. кан. Грибоедова.

  • фото

    Фото - V_Malyj,
    12.05.2023.

В 1902 г. один из владельцев дома - арх. Л. М. Харламов произвел перестройку дома. Здание надстроили тремя этажами, фасады изменили. Вид здания сохранился до наших дней. Лишь конусообразное завершение углового эркера исчезло.

Стилизованный растительный орнамент опоясывает эркеры. Аналогичный рисунок заполняет простенки между окнами.

В отделке применена штукатурка и желтый облицовочный кирпич.

(по материалам [63])

В доме проживал танцовщик и балетмейстер М. М. Фокин.

 

В этом доме жили:

1913 - 1915   гидрограф генерал-лейтенант М. Е. Жданко  (ВПб на 1914. О. III. C. 230, ВПг на 1915. O. III. C. 228)

1910 - 1917   солист и балетмейстер Императорской балетной труппы М. М. Фокин  (ВПб на 1911. O. III. C. 935,

на 1912. С. 943, на 1913. С. 664,  на 1914. С. 693, ВПг на 1915. С. 689, на 1916. С. 711, на 1917. С. 716)   (добавил Val 39)

 

 

         В 1965 году комбинат «Трудпром» № 12 на ул. Герцена, 34 

1973: Комбинат «Трудпром» № 12 (Упр. бытового обслуживания населения Ленгориспол­кома) -  Театральная пл., 8/109

                                                                      ([211]. С. 209)

1976: Комбинат «Трудпром» № 12, наб. кан. Грибоедова, 109/8. («Краткий справочник ЛГТС-1976", С. 163).

         В 1978 году Комбинат «Трудпром» № 12 находится на наб. р. Фонтанки, 189.

2009: ООО "Ирон" СФ (возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, все виды строительных

         работ; капитальный ремонт зданий, сооружений, квартир, офисов; отделочные работы любого уровня, в том числе

         элитная отделка) - Канала Грибоедова наб., 109        (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)             (добавил  lenarch )

  • фото

    Западный дворовый
    корпус (на уровне
    д. 10 по Театральной).
    Вид с юга.

  • фото

    Южный дворовый
    флигель
    (там лестница № 3).
    Примыкает к домам
    111 и 113

  • фото

    Фото - Виктор М
    17.12.2011.

  • фото

    Двор корпуса по
    набережной

  • фото

    Фото - Vladimir-2013,
    12.2016.

  • фото

    Двор.
    Фото -
    люблюпитер, 06.2022.

  • фото

    Дворовый корпус
    в 1-м дворе.

  • фото

    Вид на двор.корпус
    с южной стороны
    Фото -
    люблюпитер, 06.2022.

  • фото

    Арка со стороны
    наб. канала Грибоедова

  • фото

    Вид на арку
    со стороны двора

  • фото

    Угол двора
    рядом с аркой
    Фото - Nipnip,
    03.2023.

  • фото

    дом 109Б
    (слева часть
    дома 111)
    Фото - Nipnip,
    03.2023.

  • фото

    Дворовые
    фасады.

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj,
    12.05.2023.

В 2001 г. дом включён КГИОПом в "Список вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность" (85)

  • фото

    Парадная
    по каналу
    (лестница № 2)

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Виктор М
    11.2011.

  • фото

    Вход

  • фото

    Площадка 1 этажа

  • фото

    Площадки выше
    Фото -
    Vladimir-2013, 12.2016.

  • фото

    Лестница №5, в
    дворовом корпусе

  • фото
  • фото
  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - Vladimir-2013 ,
    01.2017.

  • фото

    Кадры из сериала
    "Агент национальной
    безопасности" (Смертник) 2000.

  • фото

  • фото

  • фото

    (добавил Den)

  • фото

    Кадр из сериала "Улицы разбитых
    фонарей" Сезон 2 Серия 14.
    (добавил Den)

  • фото
  • фото
  • фото

    Фото - V_Malyj, 12.05.2023.

23 комментария
9485 просмотров
Добавил: Mary, 9 Сентября 2008, 01:59
Редактировано: 25 Мая 2023, 18:19
Оцените:
(22 голоса)
Разместить ссылку у себя на ресурсе или в ЖЖ:
<a href='https://www.citywalls.ru/house1721.html' target='_blank'>Дом Е. Паульсен - Доходный дом Л. М. Харламова на Citywalls.ru</a>
Всего 23 комментария
  • 29 Июня 2009, 10:31

     В доме проживал балетмейстер М.Фокин.

  • 2 Декабря 2011, 17:43

    Вопрос насчёт Паульсена можно снять.

    Дом построен этим архитектором в 1787-1788 годах.

    Ссылка:  http://www.mirpeterburga.ru/online/history/archive/20/history_spb_20_70-76.pdf

  • 2 Декабря 2011, 20:59

    Не Паульсен, а Паульсон Готлиб Христиан (или Христиан-Готлиб). Сейчас уже не разберёшь.

    Надо объединить архитекторов http://www.citywalls.ru/search-architect615.html и http://www.citywalls.ru/search-architect1368.html, т.к. это одно лицо.

     

    Интересно с чего это статья В.Антонова "провалялась" у него 19 лет. Она же (в сокращённом виде) была опубликована в номере "Вечернего Ленинграда" ещё 04.04.1985 под названием "Ученик Фельтена". В ней он назван Христиан-Готлиб.

    Дополнялась?

  • 13 Мая 2014, 19:14

       Дом, расположенный на углу Театральной площади и набережной канала Грибоедова № 8/109, построенный в 1902–04 гг. гражданским инженером Л. М. Харламовым, без сомнения, сразу приковывает внимание архитектурным обликом лицевых фасадов, решенным в стиле, столь нехарактерном для окружающей застройки. Здание это необычно, главным образом оттого, что в нем нашли отражение авторские поиски форм раннего модерна. Сам Леонид Михайлович достаточно известен как автор проектов ряда доходных домов Санкт-Петербурга. К тому же с 1902 по 1917 гг. он являлся архитектором Гатчинского дворцового управления, построил вместе с А. А. Барышниковым Покровский собор в Гатчине и другие здания.
           Любопытна и сама история постройки, в которой в начале ХIХ в. жил основатель литературного общества «Зеленая лампа» Н. В. Всеволожский, к которому в гости, естественно, нередко захаживали и Пушкин, и Дельвиг, и Гнедич – вся литературная богема тех времен. Менее века спустя здесь поселился выдающийся режиссер Михаил Фокин, в честь чего на фасаде здания со стороны площади установлена мемориальная доска из белого мрамора.
           В конце XVIII в. по проекту арх. Г. Паульсена на угловом участке сложной конфигурации было построено трехэтажное здание, к которому в 1833 г. арх. Л. А.  Шауфельбергер пристроил корпус, а рядом возвел дворовый двухэтажный флигель. Но уже приблизительно через 70 лет гражданский инженер Харламов перестроил существовавшие на участке здания под доходный дом: старые строения выросли на три этажа, а лицевые фасады получили оформление в новом стиле; во дворе был возведен дворовый корпус.
           Так же, как и ритм окон, периметральное расположение корпусов было обусловлено существовавшей ранее схемой застройки участка. Отчетливо читается обработанная рустом поверхность первоначального трехэтажного строения. Равномерную сетку окон простой формы Л. М. Харламов преображает орнаментальными средствами. Декоративная выразительность фасадов достигнута пластикой оштукатуренной поверхности, введением рельефных лепных орнаментов и вставок, облицованных охристым кирпичом на верхних частях возведенных заново стен. Именно декор придает наружности здания ярко выраженные черты нового стиля. В рисунке лепных элементов, расположенных на щипцах, аттике, фризе, простенках и наличниках окон, эркерах, в подоконных филенках автор обратился к мотивам поздней готики – стилизованные изображения цветов, гирлянд, плавные, обтекающие формы, – характерным для раннего модерна.
           Важнейшими структурными элементами фасадов являются три эркера, трехгранные и лучковый в плане, а щипцы над ними продолжают вертикальные оси. Балконы завершают трехгранные эркеры и подчеркивают оформление угла здания. Тонкий и хрупкий ажур кованых решеток балконов имеет изящный рисунок, составленный из прямых вертикалей и «ползущих» горизонталей с включением крупных листьев аканта.

    Фрагмент отреставрированного наружного декора дома на наб. канала Грибоедова, 109

           К финалу прошлого столетия дом дождался капитального ремонта, однако к тому моменту ничего из отделки его интерьеров не осталось. Столетний период эксплуатации негативно сказался и на внешнем облике здания. В процессе периодически случавшихся ремонтных работ весь фасад был неоднократно покрыт ПХВ красками. К счастью, кирпичные вставки сохранились нетронутыми. Зато штукатурку старательно обмазывали цементными смесями, что повлекло за собой ее частичное разрушение и отслаивание от стены. Значительные утраты понес и лепной декор, а венчающий карниз был полностью демонтирован и закрыт металлическими листами. В неудовлетворительном состоянии находились деревянные оконные заполнения.
           Далеко не лучшим образом обстояло дело и с металлодекором. Его состояние характеризовалось утратами деталей, деформацией отдельных элементов, разрушением защитного окрасочного слоя и, как следствие, появлением поверхностной коррозии металла. Кроме того, утраченные исторические ворота в арочном проезде заменили новыми, а двери парадных – современными металлическими. Соответственно, и в окнах первого этажа в свое время появились решетки. Жильцов можно понять – те беспокоились за собственную безопасность и решали вопрос наиболее доступными методами. Хотя архитектурный образ здания от этого неизбежно страдал.
           Если бы не губернаторская «Программа реставрации исторического центра Санкт-Петербурга 2005-2007 гг.», дальнейшая его судьба была бы все более печальной. Комплексная реставрация лицевых фасадов «Дома Е. Паульсен (Л.М. Харламова)», включенного как выявленный объект культурного наследия в адресный перечень, с финансированием за счет бюджетных средств, началась в этом году. Перед этим специалисты института «Ленпроектреставрация» исследовали состояние кладочных материалов, штукатурной отделки, растворного и металлического декора, разработав на основании полученных результатов схемы ведения предстоящих работ.
           По итогам тендера осуществлять наружную реставрацию здания было поручено коллективу ЗАО «Ремфасад». Все в дальнейшем выполнялось в соответствии с АРЗ, подготовленным нашим комитетом, и под постоянным контролем его сотрудников, а также экспертов и инженеров отдела технадзора ГУ «Дирекция Заказчика по ремонтно-реставрационным работам на памятниках истории и культуры».

    Дом Е. Паульсен (Л. М. Харламова) до и после реставрации.
    Осень 2006 г.

           Как и положено, на начальной стадии работ реставраторы занялись тщательной расчисткой поверхностей фасада и элементов декора от многослойных поздних покрасок. Штукатурные поверхности были восстановлены с удалением цементосодержащих вставок и разрушенных участков, причем утраты восполнялись известково-песчаной смесью. При реставрации лепного декора выполнялись расчистки от загрязнений и покрасок, домастиковка мелких утрат, укрепление ослабленных фрагментов и удаление деструктированных, самые крупные из которых отливались в мастерской по моделям, великолепно изготовленным лепщиками по сохранившимся образцам.
           Когда рабочие удаляли металлические листы, закрывавшие венчающий карниз, выяснилось, что на стене отсутствуют каменные лещадные плиты. Сама она завершена неоштукатуренной кирпичной кладкой с остатками профилированной тяги. Правда, при не столь давней замене конструкций кровли стропила укладывались довольно грамотно – на первоначальные места. Это позволило в дальнейшем выполнить воссоздание карниза по найденным в архивах фотографиям фасадов, сделанным в середине прошлого века. Они стали иконографической основой проекта востановления авторского решения карниза, разработанного архитекторами института «Спепроектреставрация». Вдобавок были установлены карнизные свесы, водосточные трубы, заменены все деформированные окрытия.
           В ходе комплексной наружной реставрации дома специалисты «Ремфасада» укреплили конструкции балконов и эркеров, восстановили их гидроизоляцию. Смывками и механическими инструментами был расчищен от старой краски и ржавчины каждый элемент металлической декоративной отделки фасада. Там, где необходимо, мастера меняли крепежные детали, а также рихтовали конструкции, возвращая им первоначальную геометрию. То, что было разрушено и утрачено, восстанавливалось по сохранившимся аналогам. Чистовая окраска элементов металлодекора выполнялась с предварительной антикоррозийной обработкой по колеру, определенному в результате научных исследований.
           Цоколь лицевых фасадов из плит розового гранита (рапакиви) в целом сохранился неплохо. Камень был расчищен от грязи, восполнены утраты швов, зачеканенных свинцом. Реставрационный ремонт оконных и балконных заполнений производился по полному циклу – с окраской. Вместо самовольно поставленных металлических дверей в парадных дома реставраторы установили новые, в соответствии с авторским замыслом инженера Харламова. В этом случае также пришлось обращаться к архивным данным.
           Цветовое решение фасадов определялось на основании стратиграфического анализа, который удивил неожиданными результатами и позволил максимально приблизиться к самому раннему колористическому образу здания. Для штукатурной поверхности окраска выполнялась по силикатной программе, а для лепного декора - по силиконовой. И в тех, и в других случаях применялась краска Diessner производства Германии. Оттенки колера пришлось подбирать долго и тщательно, собрав воедино знания и опыт специалистов КГИОП и технологов ООО «Рестауро СПб».
           Думаю, что с завершением работ по фасадной реставрации дома, построенного Л. М. Харламовым, коллектив ЗАО «Ремфасад» можно вполне поздравить с еще одной профессиональной победой. Эта незаурядная постройка представляет большую историческую и художественную ценность, являясь наглядной иллюстрацией доходного строительства начала ХХ века. Она чрезвычайно ценна и в средовом контексте, имея выразительный силуэт и оформляя сопряжение Театральной площади и набережной канала Грибоедова.

    РЕСТАВРАЦИЯ ДОМА Е. ПАУЛЬСЕН (Л.М. ХАРЛАМОВА)

  • 13 Января 2017, 22:12

    Лестница №5, в дворовом корпусе (фото №20), возможно действительно этот корпус относился к Театральной пл. 10

    01.2017  см. публ.

     

     

  • 13 Января 2017, 23:11
    Ответ на "Лестница №5, в дворовом корпусе (фото №20), возмож" от vladimir-2013

     возможно действительно этот корпус относился к Театральной пл. 10 - как он расположен этот корпус? Параллельно красной линии Театральной, лицом в противоположную от нее сторону? Мозаика на площадках явно не начала века. 

  • 14 Января 2017, 00:16
  • 14 Января 2017, 10:45

    Ну, так он наверняка принадлежит (принадлежал?) к д. 10. А откуда сомнения? Что-нибудь с нумерацией лестниц? Жалко, что нет других его фотографий, кроме № 20. Там не видно заложенной (или просто закрытой) подворотни? Когда смотришь в ворота д. 10 с площади, во флигеле, параллельном  лицевому, видны двери гаражей, возможно, переделанных из каретников - вероятно, одна из них на месте подворотни в этот задний двор. Возможно, его отрезали от д. 10 при устройстве там консульства. Но для дома 10 кажутся слишком большими номера квартир. 

    Дом 10 перестраивался в 1874 ( http://www.citywalls.ru/house3740.html ), оформление лестницы в этом флигеле вполне соответствует этой дате.

     

  • 14 Января 2017, 17:10

    Нумерация здесь конечно сплошная во всем доме, заложенной арки вроде нет, есть еще вот такая фотография

    12.2016

     

  • 14 Января 2017, 19:32

    А нет ли у Вас, Владимир, еще фотографий лестницы в этом флигеле, показывающих как там все выглядит на 1-м этаже? Высота входной двери такова, что выглядит как второй, задний, ход, во второй двор. Для нормальной входной двери в дом 1874 года она слишком утоплена. На первой фотографии лестницы ступеньки справа ведут к этой двери? А как выглядит противоположная стена? И пол какой-то подозрительный - один цемент. 

    Что касается теоретической арки - цоколя не видно, поэтому трудно судить, была ли она там.

    Исторически это территория, конечно, дома 10. Вот и на плане Шуберта (1828) это видно - http://www.etomesto.ru/map-peterburg_1828/?x=30.301216&y=59.925073 .

    Позднее - теоретически - могло произойти все, что угодно, в плане разделения участка 10 и продажи задней его части владельцам углового дома 8-109. Но в электронном каталоге Архивного комитета не видно никаких дел по разделению участка, что, конечно, ни о чем не говорит. 

    А Вы видели в доме 8-109 табличку 4-й лестницы, заканчивающуюся 49-й квартирой?

    И, кажется, нет фотографий малоэтажного (2 этажа?) флигеля, параллельного каналу.

  • 14 Января 2017, 20:37
    Ответ на "А нет ли у Вас, Владимир, еще фотографий лестницы " от Liz

     Фотографии есть, вот только не понял о каком двухэтажном флигеле идет речь, там вроде таких нет. А когда в доме 10 стало консульство, возможно тогда и разделили корпуса?

     

     

  • 15 Января 2017, 02:55

    Да, с этажами я напутала - имела в виду тот флигель, что на последнем фото слева, а он 4-этажный.

    Что касается флигеля, с которого начали, он наверняка строился как часть дома 10. И в какой-то момент был приписан к дому 8-109. Скорей всего, Вы правы - в связи с появлением консульства.  А лестница интересная. Площадки расширены при капремонте, вход этот явно новый, уничтоженный старый, из первого двора дома 10, был возможно, не прямо против лестницы, или нижние марши рухнули до или во время капремонта, почему и пришлось ставить новые. Забавная история, такого, кажется, еще не встречалось.

  • 8 Декабря 2017, 19:51

               В этом доме жили:

    1913 - 1915   гидрограф генерал-лейтенант М. Е. Жданко  (ВПб на 1914.О III C. 230, ВПг на 1915.

                          O.III.C.228).

    1910 - 1917   солист и балетмейстер Императорской балетной труппы М. М. Фокин  (ВПб на 1911.

                          O.III.C.935, на 1912.С.943, на 1913.С.664, на 1914.С.693, ВПг на 1915.С.689, на 1916. С. 711,

                          на 1917.С.716).

  • 9 Декабря 2017, 04:52
    Ответ на "...М. Е. Жданко  (ВПб на 1914. О. III. C. 230" от v3p1s4

    Ему в общем-то "по-фигу". Подгоняет ,как обычно, желаемое под действительное.

  • 14 Октября 2018, 10:23

    В 1965 году комбинат «Трудпром» № 12 на ул. Герцена, 34.

    1973: Комбинат «Трудпром» № 12, Театральная пл., 8/109. ([211], С. 209).

    1976: Комбинат «Трудпром» № 12, наб. кан. Грибоедова, 109/8. («Краткий справочник ЛГТС-1976", с. 163).

    В 1978 году Комбинат «Трудпром» № 12 находится на наб. р. Фонтанки, 189.

  • 15 Октября 2018, 03:54

    1973: Комбинат «Трудпром» № 12 (Упр. бытового обслуживания населения Ленгориспол­кома) -  Театральная пл., 8/109 ([211]. С.209)

     

    2009: ООО "Ирон" СФ (возведение несущих и ограждающих конструкций зданий и сооружений, все виды строительных работ; капитальный ремонт зданий, сооружений, квартир, офисов; отделочные работы любого уровня, в том числе элитная отделка) - Канала Грибоедова наб., 109 (Телефонный справочник «Весь Петербург-2009»)

  • 2 Ноября 2022, 04:45

    1994: "Нива" клуб физкультурно-спортивный Обкома профсоюзов-рабочих агропромышленного комплекса -

                   190068, Грибоедова кан. наб., 109   тел. 1146950                                                                     (Весь Петербург-1994. С. 724)

  • 11 Мая 2023, 02:31

    ([134]. С.275):

     

  • 11 Мая 2023, 09:11
    Ответ на "([134]. С.275): " от lenarch

     Любопытно. Если в [134] нет ошибки, то получается, что меморииальную доску, изготовленную в 1937 г., дважды переносили с места на место. (См. мой комментарий к пр. Римского-Корсакова, 35 от 10 мая, 20:15.)

  • 11 Мая 2023, 11:26
    Ответ на "Любопытно. Если в [134] нет ошибки, то получается," от S.P.

     Именно так.

     

    А. Яцевич. Пушкинский Петербург. Л., 1935. Рисунок И.И. Ваулина.

    Яцевич - основатель литературного направления в ленинградском краеведении, проделал огромную работу с чертежами, с газетами, в адресными книгами, с воспоминаниями. Но в его замечательной книге такая оплошность далеко не одна. Непонятно, как у него вообще получались подобные ошибки. В данном случае он исходил из совершенно ложного посыла, что Никита Всеволожский жил в том же доме, что его отец, для которого княгиня Хованская была невенчанной женой. Но это совершенно не так, и о истинном месте  проживания Никиты в течение нескольких лет есть свидетельства. Как-то они не попались на глаза Яцевичу. Ну, вот такой ошибочный ход. Но как получилось, что он неправильно высчитал истинное местонахождения дома Хованской, непонятно. Он абсолютно владел этой техникой и с адресными книгами работал. Но в итоге получилось то, что получилось. Доску повесили на доме 39 по, тогда еще, Екатрингофскому проспекту.

    В 1961, кажется, году было опубликовано исследование Николая Николаевича Фокина, который правильно пересчитал некоторые ошибочные адреса, связанные с Пушкиным и не только. Но он был, если правильно помню, инженером, в литературные и генеалогические дела не вмешивался, он просто правильно пересчитал уже известные адреса, в данном случае указал на нынешний дом 35 по проспекту Римского-Корсакова как на дом Хованской. Доску перевесили еще раз. Ну, а потом уже Владимир Шубин обновил наши представления о многих, когда-то ошибочно определенных адресах.

    В подготовленном им и Н.И. Поповой  переиздании книги Яцевича (1993) приведены все комментарии Яцевича, в том числе и те, в которых есть ошибки. В таком случае после комментария Яцевича стоит звездочка, а далее идет текст публикаторов, ошибку исправляющих. Другая группа комментариев сделана уже ими к тем ошибочным утверждениям Яцевича, к которым у него комментариев не было. Очень разумный и, кажется, единственный в своем роде подход. Потому что книга действительно очень интересная, и, как ни удивительно, ошибки ее не очень портят, скорее удивляют.

    Работ И.И. Ваулина сохранилось очень немного, почти всё пропало при его аресте. Сохранившиеся рисунки хранятся в нескольких петербургских музеях, привязаны они к месту очень приблизительно, а, точнее сказать, единицы атрибутированы правильно. Оригинал этого рисунка мне не встречался.

  • 12 Мая 2023, 12:30

    В комментариях к дому 35 по пр. Римского-Корсакова - https://www.citywalls.ru/house2637.html - началось обсуждение адреса Никиты Всеволожского и места собраний общества "Зеленая лампа", но продолжить разумнее здесь, мне кажется.

    Переношу сюда фрагмент того комментария S.P. ,на который отвечаю.

    Ответ на "читал о том, что нумерация домов в этом районе неоднократно изменялась и что именно поэтому трудно (было?) определить, где находился дом Н.В.Всеволожского именно в данное время." от S.P.

      Нумерация много раз менялась по всему городу, и в случае с Н. Всеволожским нет никаких особых трудностей. Ну, можно сказать, что их ничуть не больше, чем во всех других случаях. Да, Ваше замечание о том, что в 1818-19 годах адрес у Н.В. мог быть совершенно не такой, как в 1824 году - это замечание совершенно справедливое. Но тут надо удивляться, что адрес Н.В. 1824 года, который лежит  буквально на поверхности, не был упомянут вообще никем вплоть до 1984 года, когда о нем написал Владимир Шубин (Шубин В. Где же собиралась "Зеленая лампа"? - "Лит. Россия", 1984, 1 июня; Шубин Вл. Приют гостеприимный - Лен. правда. 1984. 12 авг.). К стыду своему, за прошедшие с тех пор годы так и не собралась посмотреть эти публикации (в сети указанных газет за эти годы не вижу), и не знаю, есть ли там что-то еще, кроме адреса из справочника С. Аллера 1824 года. очень может быть, что Шубин использовал широко известные воспоминания актера и драматурга Петра Андреевича Каратыгина. В конце 1810-1820-х годах он был воспитанником Театрального училища, которое тогда располагалось на Екатерининском канале (совр. № 93). Из училища в Большой театр, на репетиции и представления, потом обратно воспитанников отвозили в длинной театральной карете. Вот как описывает П.А. Каратыгин эпизод, случившийся во время одной из поездок.

    "Однажды мы в длинном фургоне возвращались с репетиции. Тогда против Большого театра жил камер-юнкер Никита Всеволодович Всеволожский, которого Дембровский [воспитанник училища] учил танцевать. Это было весною, кажется, в 1818 году. Когда поравнялся наш фургон с окном, на котором тогда сидел Всеволожский и еще кто-то с плоским, приплюснутым носом, большими губами и с смуглым лицом мулата, Дембровский высунулся из окна нашего фургона и начал им усердно кланяться. Мулат снял с себя парик, стал им махать над своей головой и кричал что-то Дембровскому. Эта фарса нас всех рассмешила. Я спросил Дембровского: «Кто этот господин?», и он отвечал мне, что это сочинитель Пушкин, который тогда только что начинал входить в известность" (П.А. Каратыгин. Записки. СПб., 1880. Цит. по:  http://veresaev.lit-info.ru/veresaev/kritika-veresaev/pushkin-v-zhizni/peterburg.htm  (В известном издании этих воспоминаний 1970 года есть довольно нелепая редакторская правка, поэтому цитирую, хотя и опосредованно, издание 1880 года.)

    Да, прямо адрес у Караыгина не указан, и в то время, до постройки Мариинского театра, про любой дом на площади можно было сказать: против Большого театра. Но все-таки уже понятно, что Всеволожский жил на Театральной, а не на Никольской площади.

    Сравнительно недавно, в 2017 году, состоялась одна публикация, которая напомнила публике про воспоминания отставного майора Михаила Сергеевича Скуридина. Они были опубликованы в 1857 году в газете "Северная Пчела" под названием "Будто вчера". Начинает автор с воспоминаний о заграничной кампании 1813 года, переходит к анекдотам о Суворове, затем к Пушкину: " Лет сорок тому, именно: в 1818 и 1819 годах, в течение многих месяцев сряду, ежедневно почти сходился с ним в одном гостеприимном доме. Я жил тогда у Николы Морского, а на Театральной площади, в доме бывшем Паульсона, собиралась молодежь, волочившаяся за воспитанницами Театрального училища. Их дважды в день провозили мимо этого дома. В числе ухаживавших за красотками был и Пушкин, тогда только что освободившийся от тяжкой болезни, от которой у него вылезли волосы на голове, и он ходил тогда в парике. Как теперь смотрю на него и припоминаю начало его, кажется, не напечатанного послания к одному из приятелей:

    Я ускользнул от Эскулапа,

    Худой, обритый, но живой.

    Его томительная лапа

    Не тяготеет уж над мной"

    (М. Скуридин. Будто вчера // Северная Пчела.1857. № 281. 21 декабря. С.  1331. Цит. по: Карпов ААЗабытые рассказы о Пушкине // Временник Пушкинской комиссии. Вып. 31. С. 17-32 - http://lib2.pushkinskijdom.ru/Media/Default/PDF/Sborniki/VPK_31/%D0%92%D0%9F%D0%9A-31_%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%BF%D0%BE%D0%B2.pdf

    Поскольку в тексте М. Скуридина прямо упоминается дом, о котором у нас тут идет речь, приведу и фрагмент оригинальной публикации.  

     

    Возможно, автор несколько преувеличил степень близости к Пушкину - это всё разбирается в публикации А.А. Карпова, - но, как справедливо пишет публикатор, тогда слишком многие свидетели были еще живы и автор, конечно, не решился бы публиковать в столь популярном издании сведения, совершенно не соответствовавшие действительности. И неточность Скуридина в цитируем тексте Пушкина скорей свидетельство его правидивости - стихотворение уже не раз было опубликовано к тому времени. Кроме этих вопоминаний о Пушкине, существуют воспоминания Скуридина о Гоголе и Жуковском, переписка с ними, с Шевченко. 

    Вот ведь как получается - Пушкин опять прав: мы ленивы и нелюбопытны.

    Не совсем к делу, но нам пригодится. Перед тем, как отправиться в заграничное путешествие, из которого он присылал свои записки в "Северную Пчелу" Михаил Сергеевич Скуридин (1795?–1872) жил в доме своего брата, Николая Сергеевича Скуридина, в Столярном переулке, 10 (совр. № 9; Путеводитель: 60,000 адресов из Санкт-Петербурга.. СПб., 1854. С. 194). 

     

    Возможно, жил и ранее, например, в 1851 году, когда писал письмо к Гоголю, показывающее достаточно близкие отношения с писателем ( http://gogol-lit.ru/gogol/pisma-gogolyu/skuridin-gogolyu-13-sentyabrya-1851.htm ). Столярный, 9 - это именно тот адрес, за который еще несколько лет назад шла битва как за дом, в котором на самом деле "жил Раскольников" - https://www.citywalls.ru/house2829.html

    Что касается написания фамилии, заметка в "Северной Пчеле" подписана: "М. Скуридинъ", в литературе также принята эта форма. Не знаю, честно говоря, в чем именно тут дело.   

  • 6 Июня 2023, 15:37
    Ответ на "Именно так. А. Яцевич. Пушкинский Петербург. Л., " от Liz

    Я писала в том комментарии, что существуют свидетельства об истинном месте проживания Никиты Всеволожского, где у него собирались члены общества "Зеленая лампа", но, вероятно, свидетельства эти не встретились Яцевичу, вследствие чего он написал в "Пушкинском Петербурге" 1935 года издания, что Н.В. жил в доме княгини Хованской. Честно говоря, писала и сама удивлялась, потому что воспоминания П.А. Каратыгина, который об этом пишет, одни из самых известных театральных воспоминаний 19 века.

    Ну, и, конечно, Яцевич их читал и даже цитировал в "Пушкинском Петербурге", а я как-то забыла об этом. Да, ровно тот фрагмент воспоминаний Каратыгина - про мулата, размахивавшего париком из окна, когда мимо проезжала театральная карета, возвращавшаяся в Театральное училище, именно этот текст процитировал Яцевич и... "поселил" Никиту Всеволожского на Екатерингофском (пр. Римского-Корсакова), 39, хотя дорога к училищу (Екатерининский канал, 93), никак не могла пролегать твм. 

     

     

  • 1 Января 2025, 21:26

     

                                                  С.-Петербургский Старший Нотариус объявляет:

                                                                    а) что утверждены купчия:

     

            168338.  1909 г. Сент. 24, на прод. отст. контр.-адмир. А. К. БУБНОВЫМ, инж. Н. В. ДМИТРИЕВЫМ, инж. Л. М. ХАРЛАМОВЫМ и др. мещ. Е. И. ХНЫКИНОЙ, в С.-Петербурге, Казанской ч., 3 уч., на углу Екатерининского кан. и Театральн. пл., по таб. 209 и полиц. 109 и 8, за 305000 р.

     

    - Сенатские объявления. 30 ноября 1909 г. Отдел третий, стр. 1626.

                                                                                                      ...

     

                                                            С.-Петербургский Старший Нотариус объявляет:

                                                                                а) что утверждены купчия:

     

              240098.  1913 г. Авг. 24, на прод. мещ. Е. И. ХНЫКИНОЮ дв. С. П. ФОН-БИТНЕР дом с зем. ок. 296 кв. с., в г. С.-Петербурге, Казанской ч., 3 уч., по Екатерининскому каналу и Театральной площ., №№ пол. 109 и 8, за 470000 р.

     

    - Сенатские объявления. 29 ноября 1914 г. Отдел третий, стр. 2150.

                                                                                                   ...

Зарегистрируйтесь, чтобы оставить комментарий или добавить информацию в публикацию.
Категории
Новости по дням
Сейчас на сайте
Публикации
Опубликовано: 32300
Готовится: 83
Посетители
Гостей: 0
Всего сегодня: 3234